Эту поездку я совершил 19 мая 2009 года. Она состоялась в село Никольско-Трубецкое, ныне входящее в городскую черту города Балашихи Московской области, а также в этот день я посетил Калитниковское кладбище в городе Москве.
Собирая сведения об иерархах и священнослужителях Русской Православной Церкви, я узнал о месте погребения известного церковного деятеля XX века . Он погребён в оргаде церкви Рождества Богородицы в селе Никольско-Трубецком. Я задумал съездить туда и найти могилу, стал готовиться к поездке. Нужные мне сведения по проезду на место долго пришлось искать по Интернету, но наконец-то я собрал нужные материалы.
Итак, 19 мая 2009 года, в день 141-й годовщины со дня рождения (по новому стилю) российского императора Святого Николая II Александровича (6/19.V.1868-17.VII.1918), я отправился в путь. Шестичасовой утренней эликтричкой добрался от Твери до Москвы, затем на метрополитене до автовокзала на Щелковском шоссе. Там я также быстро съориентировался и нашёл стоянку маршрутного такси №447, которое как раз идёт мимо села Никольско-Трубецкого. Ещё на полпути случился такой случай: я вышел на остановку с надписью "Храм", но это оказалось не Никольско-Трубецкое, а храм Димитрия Солунского. Пришлось вновь ловить маршрутное такси №447 и отправляться в Никольско-Трубецкое. На этот раз я доехал нормально и вышел на остановке как раз напротив церкви Рождества Богородицы в Никольско-Трубецком.
Сразу направился к храму, находящемуся за забором. Местами забор сплощной, местами решёткой. За алтарём красивого храма из красного кирпича я нашёл искомую могилу митрополита Антония (Кротевича) и ещё могилы двух священников - и . В ограде храма сохранился небольшой некрополь. Большинство могил на нём середины XX века, но есть и несколько захоронений недавних лет. За оградой храма, с отдельным входом, также маленькое старое кладбище. Я посмотрел на него через решётку ограды и решил не посещать: обычные могилы, многие из которых не в лучшем состоянии. Затем я зашёл в церковь Рождества Богородицы, поставил свечи перед иконами, помолился. И отрправился в обратный путь в Москву, радуясь тому, что нашёл могилу митрополита Антония (Кротевича) , а также ещё двух священнослужителей.
Вскоре я сел в автобус того же маршрута №447 (*1) и отправился в Москву. Надо отметить, что во время поездки на Щербинском шоссе то и дело возникали пробки, в которых транспорту подолгу приходилось стоять. Но вроде бы для Москвы и Московской области это теперь обычное дело. Лучше всего, я думаю, ездить железнодорожным траспортом, но железные дороги, к сожалению, есть далеко не везде. Также по пути видел в окно автобуса какое-то кладбище у дороги. Сначало подумал, что может быть это Щербинское, но забор кладбища быстро кончился, кладбище небольшое, скорее всего какое-либо городское балашихинское. Впрочем точно я не знаю.
Когда добрался до Москвы, до м. Щелковская, то решил ещё съездить на Калитниковское кладбище. Там погребён архиепископ Алексий (Сергеев) (†6.IV.1968) . Вспомнил советы некрополиста Двамала как добираться до этого кладбища, которые он прислал мне в ответ на мою просьбу за день до моей поездки. Добрался до м. Пролетарская и затем пешком, московскими улицами, добрался до Калитниковского кладбища. Идти, кстати, пришлось весьма приличное расстояние. На кладбище я осмотрел территорию вокруг церкви. Нашёл несколько могил священнослужителей. Фотографии некоторых из этих могил у меня уже были, мне их прислали по mail московские некрополисты, но я обнаружил могилы ещё нескольких священнослужителей, фотографий которых не было ни на сайте , ни в моём архиве в очереди на загрузку на данный сайт. Побывал и на могиле главы обновленческой Православной церкви . Но в районе церкви могилу архиепископа Алексия (Сергеева) мне обнаружить не удалось. Зашёл в храм, но работники храма тоже не знают о могиле этого архиерея. В конторе кладбища сказали, что у них нет архивов по захоронениям по участкам. Один из работников кладбища заметил, что вроде бы видел могилу какого-то архиерея на семнадцатом участке, но точно не помнит. Я пошёл на семнадцатый участок, достаточно хорошо его обошёл, но могилу владыки Алексия , к сожалению, не нашёл. А ещё некоторое время походил по Калитниковскому кладбищу, в том числе заходил в глубь некоторые участков. Нашёл некоторые примечательные могилы и надгробия. Уже было немало времени, а мне надо было ехать обратно в Твери, надо успеть на электропоезд. Я покинул Калитниковское кладбище около 15 часов дня, с надеждой вновь через некоторое время продолжить поиски на этом кладбище.
Также пешком добрался до м. Пролетарская, проходя мимо Покровского монастыря. Успел на тверской электропоезд отправлением в 16.28, на котором и благополучно добрался обратно до Твери. align=center>

Дополнение - биографическая справка о митрополите Антонии.


АНТОНИЙ (Кротевич).

Эта статья опубликовна на сайте Фонда «Русское православие» , или набрать адрес статьи: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4178 . (*2)
Антоний (Кротевич Борис Николаевич) , митрополит Ивановский и Кинешемский.
Родился 1/14 августа 1889 г. в м. Шендеровка, Киевской губернии.
Окончил Киевскую 2-ю Классическую гимназию, затем был студентом Киевской духовной академии.
В 1914 году рукоположен во священника к Воздвиженской церкви пос. Пирогов, Киевской епархии.
В 1917 году был священником Екатерининской церк. Лукиановского кладбища г. Киева.
В 1919 году - настоятель Байково-кладбищенской церкви г. Киева, был благочинным 3-го Благочин. округа. В этом же году возведен в сан протоиерея.
В 1931 году - настоятель Софийской церкви на Софийской набережной р. Москвы.
В 1932 году награжден митрой.
С 17 августа 1932 г. был настоятелем Христорождественского собора г. Коврова и благочинным церквей Ковровского р-на.
В ноябре того же года за представленное сочинение "История страстной седмицы до образования студийского Устава" утвержден в степени кандидата богословия.
В 1933 году был настоятелем Введенской церкви г. Иваново.
В 1934 году был настоятелем Орехово-Зуевского собора и благочинным округа.
В 1935 году разведен с женой.
В 1937 году - настоятель церкви г. Перова Московской обл. и благочинный церквей Ухтомского и Раменского районов.
В 1944 году - благочинный церквей Житомирской епархии.
10 июля 1944 г. определен постановлением Священного Синода епископом Житомирским, а 11 августа пострижен в монашество.
14 августа 1944 г. хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского.
Хиротонию совершали митрополит Киевский Иоанн и архиепископ Днепропетровский Андрей в г. Киеве.
С 1946 года - епископ Костромской и Галичский, временно управлял Ярославской епархией.
25 февраля 1952 г. возведен в сан архиепископа.
16 ноября 1953 г., согласно прошению, уволен на покой.
9 февраля 1954 г. возвратился на кафедру и назначен архиепископом Тульским и Белевским.
В сентябре 1958 г. поручено временное управление Ростовской и Новочеркасской епархиями.
25 февраля 1959 г. награжден крестом для ношения на клобуке.
16 марта 1961 г. возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским.
5 июля 1961 г. уволен на покой.
12 января 1962 г. митрополит Орловский и Брянский.
28 мая 1963 г. уволен на покой по прошению.
30 марта 1964 г. митрополит Ивановский и Кинешемский.
Скончался 21 ноября 1973 года в посёлке Малаховка Московской области.

Село Никольское-Трубецкое возникло в 60-е годы семнадцатого века и певоначально называлось Никольским, или Николаевским. Оно лежало на бывших землях кремлевского Чудова монастыря, после Смутного времени перешедших к первым царям из династии Романовых. Писцовая книга 1573-1574 годов отмечает здесь сельцо Остеево с небольшими угодьями, деревянным монастырским двором и мельницей на реке Пехорке. Эта мельница сохранялась еще столетие спустя и по своему местоположению именовалась Пехорской. К тому времени селение, в шестнадцатом веке обозначавшееся селом, запустело и превратилось в деревню, входившую как и многие окрестные земли в состав Измайловской волости. Как и соседнее Ивановское, Никольское числилось приселком государева дворцового Измайлова.

С самого начала Никольское, буквально созданное по приказанию царя Алексея Михайловича, планировалось как чисто крестьянское поселение, которое согласно записи царского архива, было велено в 1660-е годы заселить 80 крестьянскими дворами. В действительности их было поселено гораздо меньше.

По документам первое упоминание деревянной однопрестольной Никольской церкви относится ко второй половине XVII столетия, когда храм назывался «новопостроенным» (1678 год). По свидетельству священника Тимофея Семенова, в приходе приселка Никольского числились дворы причетников, дворы целовальников и 48 дворов крестьянских. В 1680 году Никольский священник Варфоломей и дьячок Федор доносили в Патриарший Казенный приказ, что существующая деревянная церковь в приселке Никольском «построена вновь на новом месте». Содержание («денежное и хлебное жалованье») причт получал от Приказа Большого Дворца, а церковной земли к храму отмежевано не было.

Постройка церкви сразу подняла статус поселения. Никольское наряду с Гольяновым и Ивановским числилось приселком Измайлова – деревней с церковью. Ее община, состоявшая из крестьян того же приселка, со временем уменьшалась и к 1700 году насчитывала лишь 39 дворов. Церковный причт не имел земли и покосов и содержался на государевой руге (содержании).

В 1700 году, в царствование Петра Великого, казенную ругу давать прекратили, распорядившись причетникам «довольствоваться подаянием приходских людей». В 1717 году в составе Никольского причта числились священник Антип Федоров с двумя причетниками. Схематическое изображение села Никольского и храма святителя Николая сохранилось на уникальном чертеже XVII столетия. На нем хорошо видна планировка самого села, запруженная речка с мельничной плотиной. Храм показан трехглавым, из чего делали вывод о том, что церковь была трехпрестольной. Однако это лишь схематическое изображение, которое не подтверждается документами архивов.

Последняя деревянная церковь, простоявшая до постройки каменного храма, была построена в 1790 году. История этой церкви знаменательна и относится к середине XVIII столетия. В числе дворцовых усадебных ансамблей в ближайших окрестностях Москвы известно село Покровское на реке Яузе. С начала XVII века эта местность стала одним из любимых мест пребывания царственных лиц. При царе Михаиле Феодоровиче Покровское принадлежало его матери, инокине Марфе Иоанновне. В этой местности в древности был разбит большой сад и устроены разные садовые забавы. Здесь же были жилые и хозяйственные деревянные постройки.

В 1730-е годы Покровское принадлежало дочери Петра Великого - царевне Елизавете Петровне, которая в 1742 году, будучи уже императрицей, повелела возвести в Покровском деревянный дворец, позже замененный каменным.

Тогда же, в 1740-е годы, при дворце была устроена особая деревянная однопрестольная церковь, посвященная Воскресению Христову. Известно, что в 1742 году иконы в новый иконостас написали известный художник-иконописец XVIII столетия «Роман Никитин со товарищи». В январе 1743 года по инструкции М.Г. Земцова изготовили раму для картины «в плафонд» церкви. Как писала О.С. Евангулова, на «чертежах церковь представляла собой в плане прямоугольник, с прямоугольной апсидой и, видимо, колокольней меньшей ширины, нежели основная часть здания».

В конце XVIII столетия, в последние годы царствования императрицы Екатерины Алексеевны, дворцовый ансамбль в Покровском стал терять свое значение как место пребывания знатных особ. Повелением Екатерины Великой в 1790 году деревянная однопрестольная Воскресенская церковь с колокольней была передана в дворцовое село Никольское и поставлена посреди приходского кладбища на месте ветхого храма XVII века.

По благословению Высокопреосвященного митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) перенесенный храм переосвятили в честь святителя Николая. Эта деревянная на каменном фундаменте церковь с небольшой колокольней простояла чуть более 60 лет, когда, по желанию прихожан, была заменена обширным каменным храмом.

В иконостасе находилась древняя икона святителя Николая: «иконописная, вышиной 1 аршин 6 вершков, шириной 1 аршин, вверху над ней изображены Господь Саваоф и Спаситель, над Ними Святой Дух в виде голубя, а внизу – преставление святителя Николая». К этой иконе существовал привешенный на серебряной цепочке крест-мощевик, в котором хранились «Спасова Риза, схима Варсонофия Казанского, мощи святого мученика князя Константина Ярославского, святого мученика архидиакона Стефана, святой мученицы Варвары, святого князя Александра Невского и святителя Николая чудотворца». В ризнице каменной церкви хранились два напрестольных Евангелия из дворцового храма в серебряных окладах печати 1753 и 1774 годов.

Сохранился специальный геометрический план 1766 года «ведомства Дворцовой канцелярии дворцовой Измайловской волости села Измайлова с селами», и в том числе Никольского. На нем показано место Никольского храма и план селения с крестьянскими домами.

В начале XIX столетия (1808 год) село Никольское Московского уезда и губернии было пожаловано из Казны в собственность сначала князю Сергееву, а затем надворному советнику князю Ивану Николаевичу Трубецкому (1811 год), отсюда и появилось второе название села - «Трубецкое». Кроме Никольского, князю Трубецкому передали старинное село Гольяново, куда была переведена помещичья усадьба из села Говорова Сетунского стана Московского уезда. Последняя сильно пострадала от французских мародеров и была сожжена в Отечественную войну 1812 года.

Князь Иван Николаевич Трубецкой (1766-1844), женатый на княжне Наталье Сергеевне Мещерской (1775-1852), имел трех сыновей: Николая, Петра и Алексея.

Семье принадлежало в Москве два каменных дома, сгоревших в московский пожар 1812 года, и большая недвижимость во многих губерниях, в том числе и в Московском уезде. Князь И.Н. Трубецкой владел знаменитой усадьбой в Дмитровском уезде близ Свято-Троице-Сергиевой Лавры - «Ахтырка» на реке Воре.

Трубецкие в Никольском не жили. Село для них имело преимущественно хозяйственное значение. В 1833 году в селе числилось 5 мещанских дворов и 48 дворов крестьян (341 человек). В селе упоминалась деревянная на каменном фундаменте однопрестольная церковь святителя Николая с колокольней, «состоящая в твердости». Об основании этого храма записано: «Построена церковь сия блаженной памяти императрицей Елизаветой Петровной в Покровском, а в котором году неизвестно, а в 1790 году по именному повелению императрицы Екатерины Алексеевны пожалована в сие село, на место же перевезена и устроена тщанием прихожан». Причт состоял из священника и двух причетников. По благословению Преосвященного епископа Дмитровского Августина (Виноградского), настоятелем Никольского храма в 1808 году назначили отца Георгия Каринского. Выпускник Славяно-Греко-Латинской Академии, Георгий Семенович Каринский был сыном маститого протоиерея. В 1799 году он получил диаконское место в церкви села Козина Звенигородского уезда, а в 1808 году его рукоположили во священника Свято-Никольского храма в селе Никольском. За достойное поведение во время Отечественной войны 1812 года, когда отец Георгий смог сохранить от французских мародеров церковное имущество и сам храм неоскверненным, Епархиальные власти в 1818 году наградили его крестом с надписью «1812 год» на Владимирской ленте.


С 1808 года в пользу причта была отмежевана законная пропорция церковной земли: «под дворами и огородами 920 сажей, под погостом 150 сажен, под проселочной дорогой 840 сажен, а всего 33 десятин 44 сажени». Крестьяне села Никольского в 1832 году совершили условие с причтом Никольского храма о сдаче в аренду церковной земли с платой 300 рублей в год. План на церковную землю, датированный 1850 годом, хранился в церковной ризнице. Интересно, что кроме села Никольского и экономического сельца Ледова, в приходе Свято-Никольского храма уже в 1833 году в даче под названием Блошиха существовал суконный завод и при нем купеческий дом. Всего в приходе церкви святителя Николая числилось 62 двора с населением 441 человек.

Наличие мельничной плотины при селе Никольском способствовало появлению в 1830 году вотчинной суконной фабрики. В 1840-х годах при селе Никольском, принадлежащем после кончины князя И.Н. Трубецкого его жене - княгине Наталье Сергеевне, упоминались шелковая фабрика купца Горшкова и суконная (бумагопрядильная) фабрика купца Петра Трифоновича Молошникова. В селе числились 53 двора с населением 334 человека.Фабрика в Никольском стала называться Балашинской мельницей. Первоначально она была вся деревянная, но после опустошительного пожара в 1847 году были построены каменные корпуса и снабжены современным оборудованием. Большое количество рабочих Балашинской фабрики - прихожан Свято-Никольского храма в Никольском-Трубецком - совершенно не вмещались в здании небольшой деревянной сельской церкви и вынуждены были посещать каменный храм соседнего прихода при селе Пехра-Покровское. В конце 1850-х годов, по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), на средства фабрикантов, купцов 1-й гильдии Николая Ивановича Каулина и Давида Ивановича Хлудова с участием денежных средств Никольского храма (2 000 рублей) начали строительство каменной трехпрестольной церкви. К сожалению, архивное дело о строительстве нового храма не сохранилось. По заголовку в архивной описи известно, что первое прошение к Владыке Филарету датировалось 1858 годом. Из двух благотворителей строительства каменного храма в Никольском имя Давида Ивановича Хлудова особенно известно, как церковного благотворителя и жертвователя. Богатый текстильный промышленник Д.И. Хлудов был строго православным и искренне религиозным человеком. Его связывали особые отношения с митрополитом Филаретом, который подолгу беседовал с Давидом Ивановичем и благословлял его благотворительную деятельность, особенно храмостроительство. В конце 1850-х - начале 1860-х годов Хлудов жертвовал средства на реставрацию Богородице-Рождественского Бобренева монастыря под Коломной и Николо-Пешношской обители близ Дмитрова. Фактически, Давид Иванович был главным строителем нового храма в Никольском, посвященного Рождеству Пресвятой Богородицы, с боковыми приделами во имя святых апостолов Петра и Павла (с правой стороны), и во имя святителя Николая Чудотворца (с левой).

Имя архитектора - автора проекта храма в Никольском, неизвестно. Богородице-Рождественская церковь имеет черты «неорусского» стиля, характерного для творчества зодчих 1850-х - 1860-х гг. Двусветный четверик храма, завершенный небольшой луковичной главкой, с притвором и невысокой шатровой колокольней, по своим композиционно-пространственному решению и внешнему убранству соотносился с памятниками русского зодчества XVII столетия. Похожие здания в Москве и Московской епархии проектировал в 1850-е - 1880-е годы архитектор Московской Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзин (1824-1890). Известны его храмы, построенные в Московском уезде в 1860-е годы - во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Бусинове, и во имя святых мучеников Бориса и Глеба в селе Дегунине.

В 1862 году строительство и внутренняя отделка церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольском-Трубецком были завершены и, по благословению митрополита Филарета, новоустроенный храм освятил Преосвященный Леонид (Красноневков), епископ Дмитровский. Придельные церкви освятили 3 декабря 1863 года, причем в основание придельных престолов были положены святые мощи, перенесенные из-под престола упраздненной Никольской церкви.

Памятная доска, сохранившаяся на стене церкви, гласит: «Заложена сия церковь во имя Рождества Божия Матери с престолами Святых Апостолов Петра и Павла и Святителя Чудотворца Николая в 1858 г. июля 20 дня в царствование Императора Александра Николаевича и Митрополита Московского и Коломенского Филарета, старанием священника Дмитрия Николаевича Малинина и старосты церковного московского купеческого сына Александра Илларионовича Горшкова».

Знакомые фамилии: священник состоял в родстве с настоятелем соседнего Покровского храма, а ктитор – из тех купцов Горшковых, которым принадлежала Ткацкая фабрика в Пехра-Покровском.

В 1877 году всю церковь внутри расписали живописным письмом художники мастерской Я.Е. Епанечникова. В 1879 году Богородице-Рождественский храм в Никольском-Трубецком посетил и служил в нем Преосвященный Амвросий (Ключарев), епископ Дмитровский, викарий Московский.

Главный иконостас был деревянный, вызолоченный на полименте, с резьбой и колоннами, четырехъярусный, и завершался иконописным Распятием с Предстоящими. В местном ярусе располагались иконы Спасителя, Рождества Пресвятой Богородицы (храмовая), икона Божией Матери «Благодатное Небо». Иконостас придела святых апостолов Петра и Павла был так-же четырехъярусным, весь вызолоченный, с резьбой. В местном ярусе помещались иконы Спасителя, святых апостолов Петра и Павла (храмовая), Божией Матери, архидиакона Лаврентия (северная дверь). За жертвенником алтаря этого придела находилась древняя Владимирская икона Божией Матери в серебряной ризе и с венцом. Иконостас левого придела был такой же, как и в правом. В местном ярусе находились иконы Спасителя, Трех Святителей и Учителей Вселенских, икона Божией Матери «Знамение», архидиакона Стефана (северная дверь).

За правым и левым клиросами главного алтаря в особых киотах помещались написанные на кипарисных досках образа святого великомученика Пантелеимона и Казанской иконы Божией Матери, присланные из Афонского Пантелеимонова монастыря.

За правым клиросом главного алтаря в особой иконе посередине располагался ковчег со святыми мощами: святого князя Феодора Черниговского, святого Петра Митрополита, первомученика архидиакона Стефана, князя Феодора Смоленского, преподобного Маркелина игумена, святителя Николая Чудотворца, святителя Алексия Митрополита; Антония, Патриарха Цареградского; преподобного Кирилла Белоезерского, преподобного Зосимы Соловецкого, святителя Иоанна Златоуста, святого мученика Стефана Нового, князя Михаила Черниговского, преподобного Антония Римлянина, мученицы Феоклы; святителя Филиппа, Митрополита Московского; святителя Никифора, Патриарха Цареградского; святого юродивого Василия Блаженного, святого князя Всеволода; святителя Ионы, Митрополита Московского; святого Феодора игумена.

На колокольне располагался звон, состоящий из семи колоколов: большой колокол весил 158 пудов 34 фунта, полиелейный колокол - 70 пудов, вседневный - 34 пуда 34 фунта, четвертый - 4 пуда, пятый - 3 пуда, шестой -1,5 пуда, седьмой - 30 фунтов.

Старую деревянную Никольскую церковь на кладбище разобрали, а на месте алтаря воздвигли небольшую деревянную часовню с иконой Святителя Николая. Часовня была деревянная, на каменном фундаменте, обшитая тесом, окрашена масляной краской и покрыта железом.

В 1874 году Балашинскую фабрику приобрели известные московские предприниматели И.И. Корзинкин, П.Г. Шелапутин, М.Д. Щеглов и управляющий фабрикой англичанин М.О. Лунн. Тогда же было образовано Товарищество Балашихинской мануфактуры бумажных изделий. В 1879 году на фабрике работало 905 рабочих. Председатель Правления Балашихинской мануфактуры, потомственный почетный гражданин П.Г. Шелапутин (1848-1914), в 1911 году возведенный в дворянское достоинство, основал при фабрике богадельню, больницу, дома для рабочих. Искренне православный человек, Павел Григорьевич на дела милосердия тратил огромные суммы. На его средства в 1890-е годы было проведено капитальное обновление Богородице-Рождественского храма. Об этом говорят надписи на святых антиминсах главного престола и Петропавловского придела (священнодействованы митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) 29 октября 1899 года).

Святой антиминс придела Святителя Николая священнодействован 20 сентября 1892 года митрополитом Московским и Коломенским Леонтием (Лебединским). В течение 1892-1898 годов на средства Балашихинской мануфактуры в Никольском построили дома для причта Богородице-Рождественской церкви: бревенчатый одноэтажный дом священника на каменном фундаменте (1892); бревенчатый, обшитый тесом, на каменном фундаменте дом диакона (1896); бревенчатый, на каменном же фундаменте дом псаломщика (1898). По ходатайству церковного старосты П.Г. Шелапутина в 1896 году Московская Духовная Консистория разрешила открыть в Богородице-Рождественском храме диаконскую вакансию и, таким образом, причт с того времени состоял из священника, диакона и псаломщика. Служивший долгие годы настоятелем храма протоиерей Алексий Писарев (он был ровесником ктитора П.Г.Шелапутина) за усердное исполнение пастырских обязанностей и труды по благоустройству и благоукрашению приходского храма был отмечен благословенной грамотой Святейшего Синода и священническими наградами. Протоиерей Алексий Писарев был законоучителем еще и в Балашихинском фабричном училище, а кроме того, был избран председателем церковно-приходского попечительского совета. Все то, что организовывал, строил, обустраивал ктитор храма П.Г.Шелапутин, духовно наполнял отец настоятель.

В 1897 году на пособие Балашихинской мануфактуры при храме в Никольском открыли церковно-приходскую школу, которая помещалась в специально построенном здании: «дом бревенчатый, с квартирами учительницы и церковного сторожа, бревенчатый на каменном фундаменте, обшит тесом, окрашен масляной краской, отапливается голландской печью». При школе были устроены погреба, сарай.

С 1893 года церковным старостой храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольском-Трубецком Московского уезда избрали московского мещанина Митрофана Александровича Прохорова. За свою деятельность в пользу церкви па должности ктитора он был награжден большой золотой медалью (1904 год), а также получил большую золотую медаль от Кирилло-Мефодиевского Братства (1909 год).

В «оценочной описи» Страхового отдела Святейшего Синода сохранилось следующее описание храма Рождества Пресвятой Богородицы 1-го благочиннического округа Московского уезда: «Богородице-Рождественская церковь кирпичная, крыта железом, стены снаружи окрашены клеевой краской, внутри оштукатурена и отделана живописью, длина церкви, считая и колокольню, 16.03 саж., наибольшая ширина 8.93 саж., высота 6.47 саж., на церкви имеется одна глава большая и одна глава малая на колокольне. Колокольня в два яруса общей высотой до карниза 10 саж. Церковь отапливается духовой печью; окон в церкви 18 штук. Одна дверь деревянная снаружи и одна дверь железная с паперти. Вся церковь обнесена железной оградой на каменном фундаменте, ближайшая постройка - крестьянский жилой дом па расстоянии 24.64 саж. с восточной стороны».

В августе 1910 года Консистория препроводила в Строительное отделение Губернского правления предложение и проект каменной часовни на кладбище села Никольского-Трубецкого. Этот участок кладбища был вновь отведен Товариществом Балашихинской мануфактуры из части Никольского лесного имения Московского уезда Пехорской волости. На сохранившихся проектных чертежах нет подписи архитектора.

В 1913-1916 годах церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское-Трубецкое писалась «каменная с колокольней и оградой, построенная в 1862 году». При церкви с 1911 года состоял настоятелем священник Иоанн Алексеевич Писарев, который одновременно был и заведующим церковно-приходской школой, и председателем местного приходского попечительства о бедных. Диаконом с 1909 года состоял окончивший курс Московской Духовной Семинарии Николай Васильевич Любимов. Псаломщиком в 1911 году определили Алексея Филипповича Нестерова. С 1897 года просвирней трудилась Анна Васильевна Грузова. Дома священнослужителей числились в церковной собственности. Причт села Никольского владел указной пропорцией церковной земли в количестве 37 десятин 1712 кв. сажен, из которой усадебной было 1 десятина 2248 кв. саж., пашенной - 26 десятин 1014 кв. саж., сенокосной - 3 десятины, лесной - 3 десятины 1386 кв. саж., под кладбищем - 1 десятина 715 кв. саж., под болотами и дорогами - 1 десятина 1143 кв. саж. В приходе Богородице-Рождественской церкви числилось 74 двора с населением более 2 700 человек. На фабрике Балашихинской мануфактуры числилось 884 человек мужчин и 1088 женщин. В 1911 -1912 годах в Балашиху от станции Реутово провели железнодорожную ветку, вокруг фабрики формировался поселок. В 1914 году на колокольне храма разбился большой колокол, но по инициативе настоятеля отца Иоанна Писарева был заказан и куплен новый колокол весом в 297 пудов.

Революционные брожения в обществе 1917-1918 годов тяжело отразились на состоянии церковной жизни Московской епархии, особенно в промышленных районах Московской губернии. Балашихинская мануфактура в 1918 году была национализирована. Пехорская волость была переименована новыми властями в Разинскую. Общий беспорядок и беззаконие отразилось и на положении храма в Никольском.

В июле 1917 года злоумышленники проникли в церковь и украли многие ценные серебряные ризничные вещи. По декрету 1918 года Церковь была лишена права владеть недвижимым имуществом, и все церковные постройки были муниципализированы, это касалось и домов причта. Школа была отделена от Церкви, поэтому закрыли церковно-приходские школы и запретили обучение детей религиозным предметам. Все это коснулось и прихода села Никольского-Трубецкого. Местные власти муниципализировали церковную недвижимость, конфисковали капиталы причта и церкви в Государственном банке, отобрали здание церковно-приходской школы, превратив ее в советскую школу 1-й ступени. Причт и членов их семей лишили избирательных прав, сделав их беззащитными от государственной большевистской машины.

В период кампании по конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в марте-апреле 1922 года в Богородице-Рождественском храме села Никольского-Трубецкого уездной комиссией были изъяты следующие предметы: риза с иконы святителя Николая, риза с Владимирской иконы Божией Матери, оклады с Евангелий среднего и малого формата, пять напрестольных сребровызолоченных крестов, два комплекта богослужебных сосудов, ковчег для хранения Святых Таин, серебряное кадило.

В 1923 году в причте церкви Рождества Пресвятой Богородицы произошли изменения: из храма Ермаковской богадельни в Москве в село Никольское перевели священника Владимира Померанцева. Тогда же назначили диаконом вернувшегося с гражданской войны Николая Богомолова.

По соглашению с Управлением милиции Разинской волости от 1 октября 1925 года православной общине Богородице-Рождественской церкви села Никольского-Трубецкого передали в пользование лишь здание «каменного одноэтажного храма с колокольней», остальные церковные строения к тому времени уже были муниципализированы.

Сохранился список членов церковного совета храма Рождества Пресвятой Богородицы, датированный 1927 годом. В приход, кроме села Никольского-Трубецкого Разинской волости Московской губернии, входила деревня Ледово Щелковского района, а также Балашихинская прядильная фабрика. Настоятелем церкви показан протоиерей Владимир Иванович Померанцев 57 лет, диаконом-псаломщиком упоминался Николай Васильевич Богомолов 29 лет. Председателем церковного совета избирался Алексей Федорович Горшков 48 лет22. Известно, что в отличие от большинства православных храмов, состоящих в Разинской (позже Реутовской) волости, церковь в Никольском-Трубецком приняла обновленческую ориентацию и подчинялась обновленческому Высшему Церковному Управлению (ВЦУ). Деятелем «обновленческого» раскола стал протоиерей Владимир Померанцев. Позже, уже в разгар сталинских репрессий 1930-х годов, настоятелем Богородице-Рождественской церкви стал священник Василий Копытов. Присутствие в обновленческом расколе подтверждают и данные списка обновленческих храмов, датированного 1936 годом, где под №8 упоминается храм села Никольского-Трубецкого Реутовского района с причтом, протоиереем Василием Копытовым и протодиаконом Владимиром Дмитриевским. К 1940 году в Реутовском районе Московской области оставались действующими лишь пять храмов, в том числе и в Никольском-Трубецком.

Лишь в годы Великой Отечественной войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими. Царица Небесная не оставила в поругании посвященный Ее Рождеству храм. После войны, в связи с ликвидацией «обновленческой» иерархии, Богородице-Рождественский приход в селе Никольском-Трубецком вернулся в Патриаршую Церковь.

Ныне храм Рождества Богородицы в Никольском-Трубецком в полном благолепии. Большая заслуга в этом принадлежит его многолетнему настоятелю, одному из старейших клириков Балашихинского благочиния митрофорному протоиерею Владимиру Сергеевичу Бороздинову. В декабре 2006 года исполнилось 30 лет служения отца Владимира в этом храме. С именем отца Владимира связывается и прекрасное состояние самого храма Рождества Пресвятой Богородицы, и строительство нового здания церковно-приходской школы. Отец Владимир Бороздинов известен не только как опытный пастырь и духовник, но и как замечательный духовный поэт, автор многих сборников стихотворений и прозы. Он член Союза писателей России. На его добрых стихах многому могут научиться не только воспитанники воскресной школы при храме, но и учащиеся Земской гимназии, которую он окормляет с момента ее создания. Не только учат стихи, но и совершают паломнические поездки по святым местам России духовные чада отца Владимира. Из-под его крыла вышло и несколько пастырей, несущих ныне свое служение в разных храмах Московской Епархии. Один из них, священник Михаил Калашников, помогает отцу Владимиру в деле духовного просвещения учащихся Земской гимназии и детской школы искусств №2 Балашихи, директором которой является регент правого клироса храма Л.И.Мирецкая.

В наши дни Богородице-Рождественский храм перестал быть сельским приходом и вошел в черту крупного районного центра Подмосковья - города Балашихи…

Богородицерождественская церковь. Г. Балашиха. Село Никольское-Трубецкое

История. Село Никольское возникло в 1660-е гг. по указу царя Алексея Михайловича. В плане село имело вид креста, а в центре его находился деревянный рубленный трехпрестольный храм во имя свт. Николая.

В начале XIX в. Никольское перешло Трубецким. С этим родом принято связывать возникновение г. Балашихи: в 1821 г. ими основана Балашихинская мануфактура. Церковь Рождества Богородицы сооружена из кирпича, вместо деревянной в 1858-1862 гг. в русском стиле на средства фабрикантов Н. Каулина и Д. Хлудова, владевших в округе ткацкими фабриками.

Двусветный одноглавый четверик храма с пониженным трехчастным алтарем соединен притвором с небольшой шатровой колокольней. В храме устроены два придела: во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла. Интерьер украшают три деревянных вызолоченных иконостаса 1860-х гг. Утварь и паникадила современны храму. На стенах и сводах - поновленная живопись, исполненная Я. Е. Епанечниковым в 1877 г.

Церковь Рождества Богородицы в Трубецком никогда не закрывалась, но все же пострадала: в 1920-е гг. храм захватили обновленцы. Лишь в годы Великой Отечественной войны храм вновь наполнился православными верующими.

Святыни. Чтимая икона свт. Николая , сохранившаяся с дореволюционных времен.

Среди аргументов отказа верующим в возвращении Балашихинских храмов безбожные власти упоминали не закрывавшуюся в годы советской власти церковь Рождества Богородицы в селе Никольское-Трубецкое. Находится она всего в одной версте от Покровской церкви.

Село Никольское возникло в 60-е годы семнадцатого века; земли эти поначалу принадлежали Кремлевскому Чудову монастырю, а после Смутного времени перешли в ведение Романовых - первых русских царей. Именно Алексею Михайловичу обязано село своим существованием: царским указом было велено заселить его 80 крестьянским дворами, и хотя по записи 1678 г. в Никольском насчитывалось лишь 48 дворов, это был район, выражаясь современным языком, «массовой застройки». Село строилось по утвержденному царем чертежу, а Государь Святой Руси, как сам себя называл Алексей Михайлович, стремился во всем соблюдать благочестие. В плане село имело вид креста, а в центре этого креста находился деревянный рубленый храм в честь Святителя Николая. На рукописном плане конца семнадцатого века Никольская церковь изображена трехпрестольной.

Церковь содержалась на руге (причт получал содержание из государевой казны) вплоть до петровских времен: нуждавшийся в средствах царь-реформатор с 1700 года велел это содержание отменить и обязал священника Никольской церкви «довольствоваться подаянием приходских людей». А людей-то было совсем немного: к этому времени в селе оставалось всего 39 дворов. До начала девятнадцатого века село Никольское принадлежало дворцовому ведомству, а в административном отношении относилось к Измайловской волости Московского уезда.

В начале XIX века Никольское перешло князьям Трубецким, владельцам близлежащих имений Гольянова, Абрамцева и Лукина. «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: главное имение Трубецких Говорово в Отечественную войну 1812 г. было французами разграблено, и князьям пришлось перебираться в тихое Гольяново; в Никольском они отстроили небольшую усадьбу.

С родом князей Трубецких принято связывать возникновение города Балашихи: в 1821 г. ими была основана Балашинская мануфактура, ставшая со временем, как бы мы сейчас сказали, градообразующим предприятием. В знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона это единственное упоминание о Балашихе: «Балашинская (Балашихинская) бумагопрядильная мануфактура Московской губернии и уезда, в с. Никольском, принадлежит товариществу. На фабрике 3 паровых машины в 165 сил, 1 вод. колесо в 15 с. и 70 000 веретен. Выделывает 140 000 пудов пряжи от №3 до 46 на сумму 1 960 тыс. руб. Рабочих на фабрике до 1200 лиц. При фабрике 2 училища и больница на 30 кроватей». В краткую справку можно внести одно уточнение - рабочих по архивным данным было примерно вдвое больше.

Каменная церковь в Никольском была построена в 1858-1862 гг. и выдержана в «русском стиле», который вошел в моду благодаря грандиозным постройкам К.И.Тона. Памятная доска, сохранившаяся на стене церкви, гласит: «Заложена сия церковь во имя Рождества Божия Матери с престолами Святых Апостолов Петра и Павла и Святителя Чудотворца Николая в 1858 г. июля 20 дня в царствование Императора Александра Николаевича и Митрополита Московского и Коломенского Филарета, старанием священника Дмитрия Николаевича Малинина и старосты церковного московского купеческого сына Александра Илларионовича Горшкова».

Знакомые фамилии: священник состоял в родстве с настоятелем соседнего Покровского храма, а ктитор - из тех купцов Горшковых, которым принадлежала Ткацкая фабрика в Пехре-Покровском.

Имя автора проекта неизвестно. Двусветный одноглавый четверик с пониженным трехчастным алтарем соединен небольшим притвором с невысокой шатровой колокольней. Проект был для середины девятнадцатого столетия «типовым». Деревянные вызолоченные иконостасы - их три - сохранились с 1860-х годов: храм в советское время не закрывался и не был разорен.

Храм в с. Никольском-Трубецком (так оно стало называться по имени владельцев) достраивался на средства фабрикантов Каулина и Хлудова, владевших в округе ткацкими фабриками. Отметим немаловажную особенность: многие из живущих близ фабрик крестьян оставляли свой нелегкий труд сельский и шли работать на фабрику. При этом, соответственно роду занятий, изменялись и взгляды на жизнь:

Во имя легкого труда
Он изобрел «машину века».
Она - послушна. Но беда:
В ней кандалы для человека,
Но не рук его иль ног,
А для духовного мышленья:
«Мозг - не природа, мозг - станок,
Прибор для мыслевыделенья».
И стала мысль его убогой
И продаваться за гроши.
И человек, утратив Бога,
Вдруг оказался без души.
(Протоиерей Владимир Бороздинов. Человек) .

Кроме упоминавшихся уже фабрикантов Каулина и Хлудова в истории церкви Рождества Богородицы сохранилось имя председателя правления Балашихинской мануфактуры Павла Григорьевича Шелапутина (1848-1914). Когда дела на основанной Трубецкими фабрике пошли неважно, потребовались новые инвестиции, мануфактуру пришлось продать купцу П.Ф.Молошникову; позднее (в 1874 г.) по инициативе П.Г.Шелапутина на основе мануфактуры было создано акционерное общество под его председательством, и именно его трудами фабрика пришла в блестящее состояние.

Но не экономические успехи потомственного почетного гражданина, возведенного в дворянское достоинство и получившего чин действительного статского советника Павла Григорьевича Шелапутина памятны нам - он был еще и многолетним ктитором Богородицерождественского храма. На этой своей общественной работе он прославился делами деятельного милосердия. Он основал целый ряд благотворительных и просветительских учреждений: три ремесленных училища, реальное училище, гимназию, педагогический институт. Большие пожертвования получали от него московские больницы глазная и Басманная, им был построен гинекологический институт, Покровская лечебница в Филях (под нее он отдал свое имение). Богадельня для старух, приют для детей-слепых и инвалидов, сирот из крестьянского сословия находились там же, в Филевском имении. Было устроено там и двухклассное училище. Полмиллиона рублей он дал на устройство женской учительской семинарии, выпускницы которой преподавали в сельских школах. Педагогический институт получил от него в подарок уникальную научную и учебную библиотеку. На его средства был создан один из залов Музея изобразительных искусств императора Александра III (ныне ГМИИ им.А.С.Пушкина). А при Балашихинской фабрике П.Г.Шелапутин строил дома для своих рабочих, богадельню - приют для стариков и сирот - там содержалось более ста человек, больницу (это о ней упоминает энциклопедический словарь). Некоторые из построенных им зданий (в микрорайоне «Заречье») до сих пор служат людям.

П.Г.Шелапутин на дела милосердия потратил более трех миллионов рублей. В Российском энциклопедическом словаре, где есть сведения, к примеру, о террористах (Каляев, Перовская, Камо), палачах (Берия, Ежов), нет ни единого слова ни о Шелапутине, ни о многих других благотворителях, для Бога потрудившихся.

Под стать ктитору было и духовенство. Служивший долгие годы настоятелем храма протоиерей Алексий Писарев (он был ровесником ктитора) за усердное исполнение пастырских обязанностей и труды по благоустройству и благоукрашению приходского храма был отмечен благословенной Грамотой Святейшего Синода и священническими наградами. Протоиерей Алексий Писарев был законоучителем еще и в Балашихинском фабричном училище, а кроме того, был избран председателем церковно-приходского попечительского совета. Все то, что организовывал, строил, обустраивал ктитор храма П.Г.Шелапутин, духовно наполнял отец настоятель.

Наступили страшные времена. И хотя церковь Рождества Богородицы в Трубецком не закрывалась в годы безбожия, но все же пострадала: в двадцатые годы в храме «свили себе гнездо» обновленцы. К обновленческому расколу примкнул бывший в двадцатые годы настоятелем храма протоиерей Владимир Померанцев. Знаменательно, что и его власти, поначалу не разобравшись, отправили было в ссылку, но вскоре отпустили: он, «обновленец по убеждению», был в 1933 году реабилитирован. Многие ли, верные матери-церкви, священники были в то время реабилитированы? Отбыв срок заключения или ссылки, они получали «минус» - не только запрет проживать и служить в столичных и крупных городах, но и приближаться к ним ближе, чем на сто километров. Какая там реабилитация! Обновленцы безбожным властям были нужны: в Никольское-Трубецкое верующие люди старались из-за обновленцев не ходить. Поэтому и следующим настоятелем Богородицерождественского храма (с 1936 г.) был обновленческий священник Василий Копытов.

Лишь в годы Великой Отечественной войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими. Царица Небесная не оставила в поругании посвященный Ее Рождеству храм.

Ныне храм Рождества Богородицы в Никольском-Трубецком в полном благолепии. Большая заслуга в этом принадлежит его многолетнему (уже более четверти века) настоятелю, старейшему клирику Балашихинского благочиния протоиерею Владимиру Бороздинову. За годы своего пастырства на Балашихинской земле он сумел стяжать не только любовь прихожан, но и уважение властей - его избирали депутатом местного совета; его трудами построено при храме прекрасное здание церковно-приходской школы - живы традиции духовного просвещения в этой церкви! Отец Владимир не только пастырь, но и поэт: уже пять сборников его стихов разошлось по стране; он является членом Союза писателей России. На его добрых и глубоких стихах многому могут научиться не только воспитанники воскресной школы при храме, но и учащиеся Земской гимназии, которую он окормляет с момента ее создания (уже более десяти лет), у которых

Перед глазами - мир безбрежный,
Затканный с неба до дорог;
Бесстрастный мир, воздушный, снежный,
Красивый, чистый - словно БОГ.
(Протоиерей Владимир Бороздинов. У Лавры)

Не только учат стихи, не только совершают паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру духовные чада протоиерея Владимира Бороздинова. Из под его крыла вышло и несколько пастырей, несущих ныне свое служение в разных храмах Московской епархии. Один из них, священник Михаил Калашников, помогает протоиерею Владимиру в деле духовного просвещения учащихся земской гимназии.

12 апреля 2003 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен крестильный храм в честь Равноапостольного великого князя Владимира, расположенный в здании воскресной школы. Чин освящения совершали благочинный церквей Балашихинского округа протоиерей Николай Погребняк, настоятель Богородицерождественской церкви протоиерей Владимир Бороздинов, настоятель Казанской церкви Реутова священник Максим Максимов и духовенство благочиния.

О ХРАМЕ

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
СЕЛА НИКОЛЬСКОГО-ТРУБЕЦКОГО

Выступает из зелени город,
Колокольня с часами и храм.
Этот город – мистически дорог,
Его храм, что зовет к Небесам.

Балашиха рассветом одета.
Золотистым потоком лучей.
А душа наша храмом согрета,
Огоньками горящих свечей.

И молитвою к Богу живою
Озарена до самого дна.
И горячею, скорбной мольбою
Очищается Духом она.

Рукоплещет колокол звонко
Людям добрым, словам и делам.
Город славный, родная сторонка,
Радость жизни дарящая нам.

Протоиерей Владимир Бороздинов «Город славный».

Село Никольское-Трубецкое возникло в 60-е годы семнадцатого века и певоначально называлось Никольским, или Николаевским. Оно лежало на бывших землях кремлевского Чудова монастыря, после Смутного времени перешедших к первым царям из династии Романовых. Писцовая книга 1573-1574 годов отмечает здесь сельцо Остеево с небольшими угодьями, деревянным монастырским двором и мельницей на реке Пехорке. Эта мельница сохранялась еще столетие спустя и по своему местоположению именовалась Пехорской. К тому времени селение, в шестнадцатом веке обозначавшееся селом, запустело и превратилось в деревню, входившую как и многие окрестные земли в состав Измайловской волости. Как и соседнее Ивановское, Никольское числилось приселком государева дворцового Измайлова.

С самого начала Никольское, буквально созданное по приказанию царя Алексея Михайловича, планировалось как чисто крестьянское поселение, которое согласно записи царского архива, было велено в 1660-е годы заселить 80 крестьянскими дворами. В действительности их было поселено гораздо меньше.

По документам первое упоминание деревянной однопрестольной Никольской церкви относится ко второй половине XVII столетия, когда храм назывался «новопостроенным» (1678 год). По свидетельству священника Тимофея Семенова, в приходе приселка Никольского числились дворы причетников, дворы целовальников и 48 дворов крестьянских. В 1680 году Никольский священник Варфоломей и дьячок Федор доносили в Патриарший Казенный приказ, что существующая деревянная церковь в приселке Никольском «построена вновь на новом месте». Содержание («денежное и хлебное жалованье») причт получал от Приказа Большого Дворца, а церковной земли к храму отмежевано не было.

Постройка церкви сразу подняла статус поселения. Никольское наряду с Гольяновым и Ивановским числилось приселком Измайлова – деревней с церковью. Ее община, состоявшая из крестьян того же приселка, со временем уменьшалась и к 1700 году насчитывала лишь 39 дворов. Церковный причт не имел земли и покосов и содержался на государевой руге (содержании).

В 1700 году, в царствование Петра Великого, казенную ругу давать прекратили, распорядившись причетникам «довольствоваться подаянием приходских людей» (1). В 1717 году в составе Никольского причта числились священник Антип Федоров с двумя причетниками. Схематическое изображение села Никольского и храма святителя Николая сохранилось на уникальном чертеже XVII столетия. На нем хорошо видна планировка самого села, запруженная речка с мельничной плотиной. Храм показан трехглавым, из чего делали вывод о том, что церковь была трехпрестольной. Однако это лишь схематическое изображение, которое не подтверждается документами архивов 2.

Последняя деревянная церковь, простоявшая до постройки каменного храма, была построена в 1790 году. История этой церкви знаменательна и относится к середине XVIII столетия. В числе дворцовых усадебных ансамблей в ближайших окрестностях Москвы известно село Покровское на реке Яузе. С начала XVII века эта местность стала одним из любимых мест пребывания царственных лиц. При царе Михаиле Феодоровиче Покровское принадлежало его матери, инокине Марфе Иоанновне. В этой местности в древности был разбит большой сад и устроены разные садовые забавы. Здесь же были жилые и хозяйственные деревянные постройки.

В 1730-е годы Покровское принадлежало дочери Петра Великого - царевне Елизавете Петровне, которая в 1742 году, будучи уже императрицей, повелела возвести в Покровском деревянный дворец, позже замененный каменным.


Императрица Елизавета Петровна


Дворец в Покровском. Фасад. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1752 г. РГАДА.

Тогда же, в 1740-е годы, при дворце была устроена особая деревянная однопрестольная церковь, посвященная Воскресению Христову. Известно, что в 1742 году иконы в новый иконостас написали известный художник-иконописец XVIII столетия «Роман Никитин со товарищи». В январе 1743 года по инструкции М. Г. Земцова изготовили раму для картины «в плафонд» церкви. Как писала О. С. Евангулова, на «чертежах церковь представляла собой в плане прямоугольник, с прямоугольной апсидой и, видимо, колокольней меньшей ширины, нежели основная часть здания» 3.

В конце XVIII столетия, в последние годы царствования императрицы Екатерины Алексеевны, дворцовый ансамбль в Покровском стал терять свое значение как место пребывания знатных особ. Повелением Екатерины Великой в 1790 году деревянная однопрестольная Воскресенская церковь с колокольней была передана в дворцовое село Никольское и поставлена посреди приходского кладбища на месте ветхого храма XVII века.

По благословению Высокопреосвященного митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) перенесенный храм переосвятили в честь святителя Николая. Эта деревянная на каменном фундаменте церковь с небольшой колокольней простояла чуть более 60 лет, когда, по желанию прихожан, была заменена обширным каменным храмом (4).

В иконостасе находилась древняя икона святителя Николая: «иконописная, вышиной 1 аршин 6 вершков, шириной 1 аршин, вверху над ней изображены Господь Саваоф и Спаситель, над Ними Святой Дух в виде голубя, а внизу – преставление святителя Николая». К этой иконе существовал привешенный на серебряной цепочке крест-мощевик, в котором хранились «Спасова Риза, схима Варсонофия Казанского, мощи святого мученика князя Константина Ярославского, святого мученика архидиакона Стефана, святой мученицы Варвары, святого князя Александра Невского и святителя Николая чудотворца»5. В ризнице каменной церкви хранились два напрестольных Евангелия из дворцового храма в серебряных окладах печати 1753 и 1774 годов.

Сохранился специальный геометрический план 1766 года «ведомства Дворцовой канцелярии дворцовой Измайловской волости села Измайлова с селами», и в том числе Никольского. На нем показано место Никольского храма и план селения с крестьянскими домами 6.

В начале XIX столетия (1808 год) село Никольское Московского уезда и губернии было пожаловано из Казны в собственность сначала князю Сергееву, а затем надворному советнику князю Ивану Николаевичу Трубецкому (1811 год), отсюда и появилось второе название села - «Трубецкое». Кроме Никольского, князю Трубецкому передали старинное село Гольяново, куда была переведена помещичья усадьба из села Говорова Сетунского стана Московского уезда. Последняя сильно пострадала от французских мародеров и была сожжена в Отечественную войну 1812 года.7

Князь Иван Николаевич Трубецкой (1766-1844), женатый на княжне Наталье Сергеевне Мещерской (1775-1852), имел трех сыновей: Николая, Петра и Алексея.

Семье принадлежало в Москве два каменных дома, сгоревших в московский пожар 1812 года, и большая недвижимость во многих губерниях, в том числе и в Московском уезде. Князь И.Н. Трубецкой владел знаменитой усадьбой в Дмитровском уезде близ Свято-Троице-Сергиевой Лавры - «Ахтырка» на реке Воре8.

Трубецкие в Никольском не жили. Село для них имело преимущественно хозяйственное значение. В 1833 году в селе числилось 5 мещанских дворов и 48 дворов крестьян (341 человек). В селе упоминалась деревянная на каменном фундаменте однопрестольная церковь святителя Николая с колокольней, «состоящая в твердости». Об основании этого храма записано: «Построена церковь сия блаженной памяти императрицей Елизаветой Петровной в Покровском, а в котором году неизвестно, а в 1790 году по именному повелению императрицы Екатерины Алексеевны пожалована в сие село, на место же перевезена и устроена тщанием прихожан»(9). Причт состоял из священника и двух причетников. По благословению Преосвященного епископа Дмитровского Августина (Виноградского), настоятелем Никольского храма в 1808 году назначили отца Георгия Каринского. Выпускник Славяно-Греко-Латинской Академии, Георгий Семенович Каринский был сыном маститого протоиерея. В 1799 году он получил диаконское место в церкви села Козина Звенигородского уезда, а в 1808 году его рукоположили во священника Свято-Никольского храма в селе Никольском. За достойное поведение во время Отечественной войны 1812 года, когда отец Георгий смог сохранить от французских мародеров церковное имущество и сам храм неоскверненным, Епархиальные власти в 1818 году наградили его крестом с надписью «1812 год» на Владимирской ленте.


Проект часовни на кладбище в с. Никольское-Трубецкое. 1910 г. ЦИАМ.

С 1808 года в пользу причта была отмежевана законная пропорция церковной земли: «под дворами и огородами 920 сажей, под погостом 150 сажен, под проселочной дорогой 840 сажен, а всего 33 десятин 44 сажени» (10). Крестьяне села Никольского в 1832 году совершили условие с причтом Никольского храма о сдаче в аренду церковной земли с платой 300 рублей в год. План на церковную землю, датированный 1850 годом, хранился в церковной ризнице. Интересно, что кроме села Никольского и экономического сельца Ледова, в приходе Свято-Никольского храма уже в 1833 году в даче под названием Блошиха существовал суконный завод и при нем купеческий дом. Всего в приходе церкви святителя Николая числилось 62 двора с населением 441 человек (11).

Наличие мельничной плотины при селе Никольском способствовало появлению в 1830 году вотчинной суконной фабрики. В 1840-х годах при селе Никольском, принадлежащем после кончины князя И.Н. Трубецкого его жене - княгине Наталье Сергеевне, упоминались шелковая фабрика купца Горшкова и суконная (бумагопрядильная) фабрика купца Петра Трифоновича Молошникова. В селе числились 53 двора с населением 334 человека (12).Фабрика в Никольском стала называться Балашинской мельницей. Первоначально она была вся деревянная, но после опустошительного пожара в 1847 году были построены каменные корпуса и снабжены современным оборудованием. Большое количество рабочих Балашинской фабрики - прихожан Свято-Никольского храма в Никольском-Трубецком - совершенно не вмещались в здании небольшой деревянной сельской церкви и вынуждены были посещать каменный храм соседнего прихода при селе Пехра-Покровское. В конце 1850-х годов, по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), на средства фабрикантов, купцов 1-й гильдии Николая Ивановича Каулина и Давида Ивановича Хлудова с участием денежных средств Никольского храма (2 000 рублей) начали строительство каменной трехпрестольной церкви. К сожалению, архивное дело о строительстве нового храма не сохранилось. По заголовку в архивной описи известно, что первое прошение к Владыке Филарету датировалось 1858 годом (13). Из двух благотворителей строительства каменного храма в Никольском имя Давида Ивановича Хлудова особенно известно, как церковного благотворителя и жертвователя. Богатый текстильный промышленник Д.И. Хлудов был строго православным и искренне религиозным человеком. Его связывали особые отношения с митрополитом Филаретом, который подолгу беседовал с Давидом Ивановичем и благословлял его благотворительную деятельность, особенно храмостроительство. В конце 1850-х - начале 1860-х годов Хлудов жертвовал средства на реставрацию Богородице-Рождественского Бобренева монастыря под Коломной и Николо-Пешношской обители близ Дмитрова. Фактически, Давид Иванович был главным строителем нового храма в Никольском, посвященного Рождеству Пресвятой Богородицы, с боковыми приделами во имя святых апостолов Петра и Павла (с правой стороны), и во имя святителя Николая Чудотворца (с левой).

Имя архитектора - автора проекта храма в Никольском, неизвестно. Богородице-Рождественская церковь имеет черты «неорусского» стиля, характерного для творчества зодчих 1850-х - 1860-х гг. Двусветный четверик храма, завершенный небольшой луковичной главкой, с притвором и невысокой шатровой колокольней, по своим композиционно-пространственному решению и внешнему убранству соотносился с памятниками русского зодчества XVII столетия. Похожие здания в Москве и Московской епархии проектировал в 1850-е - 1880-е годы архитектор Московской Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзин (1824-1890). Известны его храмы, построенные в Московском уезде в 1860-е годы - во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Бусинове, и во имя святых мучеников Бориса и Глеба в селе Дегунине.
В 1862 году строительство и внутренняя отделка церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольском-Трубецком были завершены и, по
благословению митрополита Филарета, новоустроенный храм освятил Преосвященный Леонид (Красноневков), епископ Дмитровский. Придельные церкви освятили 3 декабря 1863 года, причем в основание придельных престолов были положены святые мощи, перенесенные из-под престола упраздненной Никольской церкви.

Памятная доска, сохранившаяся на стене церкви, гласит: «Заложена сия церковь во имя Рождества Божия Матери с престолами Святых Апостолов Петра и Павла и Святителя Чудотворца Николая в 1858 г. июля 20 дня в царствование Императора Александра Николаевича и Митрополита Московского и Коломенского Филарета, старанием священника Дмитрия Николаевича Малинина и старосты церковного московского купеческого сына Александра Илларионовича Горшкова».

Знакомые фамилии: священник состоял в родстве с настоятелем соседнего Покровского храма, а ктитор – из тех купцов Горшковых, которым принадлежала Ткацкая фабрика в Пехра-Покровском.

В 1877 году всю церковь внутри расписали живописным письмом художники мастерской Я.Е. Епанечникова. В 1879 году Богородице-Рождественский храм в Никольском-Трубецком посетил и служил в нем Преосвященный Амвросий (Ключарев), епископ Дмитровский, викарий Московский.

План кладбища с показанием места часовни в с. Никольское-Трубецкое. 1910 г. ЦИАМ.

Главный иконостас был деревянный, вызолоченный на полименте, с резьбой и колоннами, четырехъярусный, и завершался иконописным Распятием с Предстоящими. В местном ярусе располагались иконы Спасителя, Рождества Пресвятой Богородицы (храмовая), икона Божией Матери «Благодатное Небо». Иконостас придела святых апостолов Петра и Павла был так-же четырехъярусным, весь вызолоченный, с резьбой. В местном ярусе помещались иконы Спасителя, святых апостолов Петра и Павла (храмовая), Божией Матери, архидиакона Лаврентия (северная дверь). За жертвенником алтаря этого придела находилась древняя Владимирская икона Божией Матери в серебряной ризе и с венцом. Иконостас левого придела был такой же, как и в правом. В местном ярусе находились иконы Спасителя, Трех Святителей и Учителей Вселенских, икона Божией Матери «Знамение», архидиакона Стефана (северная дверь).

За правым и левым клиросами главного алтаря в особых киотах помещались написанные на кипарисных досках образа святого великомученика Пантелеимона и Казанской иконы Божией Матери, присланные из Афонского Пантелеимонова монастыря.

За правым клиросом главного алтаря в особой иконе посередине располагался ковчег со святыми мощами, числом 21: святого князя Феодора Черниговского, святого Петра Митрополита, первомученика архидиакона Стефана, князя Феодора Смоленского, преподобного Маркелина игумена, святителя Николая Чудотворца, святителя Алексия Митрополита; Антония, Патриарха Цареградского; преподобного Кирилла Белоезерского, преподобного Зосимы Соловецкого, святителя Иоанна Златоуста, святого мученика Стефана Нового, князя Михаила Черниговского, преподобного Антония Римлянина, мученицы Феоклы; святителя Филиппа, Митрополита Московского; святителя Никифора, Патриарха Цареградского; святого юродивого Василия Блаженного, святого князя Всеволода; святителя Ионы, Митрополита Московского; святого Феодора игумена.

На колокольне располагался звон, состоящий из семи колоколов: большой колокол весил 158 пудов 34 фунта, полиелейный колокол - 70 пудов, вседневный - 34 пуда 34 фунта, четвертый - 4 пуда, пятый - 3 пуда, шестой -1,5 пуда, седьмой - 30 фунтов.

Старую деревянную Никольскую церковь на кладбище разобрали, а на месте алтаря воздвигли небольшую деревянную часовню с иконой Святителя Николая (14). Часовня была деревянная, на каменном фундаменте, обшитая тесом, окрашена масляной краской и покрыта железом.

В 1874 году Балашинскую фабрику приобрели известные московские предприниматели И.И. Корзинкин, П.Г. Шелапутин, М.Д. Щеглов и управляющий фабрикой англичанин М.О. Лунн. Тогда же было образовано Товарищество Балашихинской мануфактуры бумажных изделий. В 1879 году на фабрике работало 905 рабочих. Председатель Правления Балашихинской мануфактуры, потомственный почетный гражданин П.Г. Шелапутин (1848-1914), в 1911 году возведенный в дворянское достоинство, основал при фабрике богадельню, больницу, дома для рабочих (15). Искренне православный человек, Павел Григорьевич на дела милосердия тратил огромные суммы. На его средства в 1890-е годы было проведено капитальное обновление Богородице-Рождественского храма. Об этом говорят надписи на святых антиминсах главного престола и Петропавловского придела (священнодействованы митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) 29 октября 1899 года).


Страховая оценка из Хозяйственного управления СВ. Синода. 1910 г. РГИА.

Святой антиминс придела Святителя Николая священнодействован 20 сентября 1892 года митрополитом Московским и Коломенским Леонтием (Лебединским). В течение 1892-1898 годов на средства Балашихинской мануфактуры в Никольском построили дома для причта Богородице-Рождественской церкви: бревенчатый одноэтажный дом священника на каменном фундаменте (1892); бревенчатый, обшитый тесом, на каменном фундаменте дом диакона (1896); бревенчатый, на каменном же фундаменте дом псаломщика (1898). По ходатайству церковного старосты П.Г. Шелапутина в 1896 году Московская Духовная Консистория разрешила открыть в Богородице-Рождественском храме диаконскую вакансию и, таким образом, причт с того времени состоял из священника, диакона и псаломщика. Служивший долгие годы настоятелем храма протоиерей Алексий Писарев (он был ровесником ктитора П.Г.Шелапутина) за усердное исполнение пастырских обязанностей и труды по благоустройству и благоукрашению приходского храма был отмечен благословенной грамотой Святейшего Синода и священническими наградами. Протоиерей Алексий Писарев был законоучителем еще и в Балашихинском фабричном училище, а кроме того, был избран председателем церковно-приходского попечительского совета. Все то, что организовывал, строил, обустраивал ктитор храма П.Г.Шелапутин, духовно наполнял отец настоятель.

В 1897 году на пособие Балашихинской мануфактуры при храме в Никольском открыли церковно-приходскую школу, которая помещалась в специально построенном здании: «дом бревенчатый, с квартирами учительницы и церковного сторожа, бревенчатый на каменном фундаменте, обшит тесом, окрашен масляной краской, отапливается голландской печью». При школе были устроены погреба, сарай (16).

С 1893 года церковным старостой храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольском-Трубецком Московского уезда избрали московского мещанина Митрофана Александровича Прохорова. За свою деятельность в пользу церкви па должности ктитора он был награжден большой золотой медалью (1904 год), а также получил большую золотую медаль от Кирилло-Мефодиевского Братства (1909 год).

В «оценочной описи» Страхового отдела Святейшего Синода сохранилось следующее описание храма Рождества Пресвятой Богородицы 1-го благочиннического округа Московского уезда: «Богородице-Рождественская церковь кирпичная, крыта железом, стены снаружи окрашены клеевой краской, внутри оштукатурена и отделана живописью, длина церкви, считая и колокольню, 16.03 саж., наибольшая ширина 8.93 саж., высота 6.47 саж., на церкви имеется одна глава большая и одна глава малая на колокольне. Колокольня в два яруса общей высотой до карниза 10 саж. Церковь отапливается духовой печью; окон в церкви 18 штук. Одна дверь деревянная снаружи и одна дверь железная с паперти. Вся церковь обнесена железной оградой на каменном фундаменте, ближайшая постройка - крестьянский жилой дом па расстоянии 24.64 саж. с восточной стороны» (17).

В августе 1910 года Консистория препроводила в Строительное отделение Губернского правления предложение и проект каменной часовни на кладбище села Никольского-Трубецкого. Этот участок кладбища был вновь отведен Товариществом Балашихинской мануфактуры из части Никольского лесного имения Московского уезда Пехорской волости. На сохранившихся проектных чертежах нет подписи архитектора 18.

В 1913-1916 годах церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское-Трубецкое писалась «каменная с колокольней и оградой, построенная в 1862 году». При церкви с 1911 года состоял настоятелем священник Иоанн Алексеевич Писарев, который одновременно был и заведующим церковно-приходской школой, и председателем местного приходского попечительства о бедных. Диаконом с 1909 года состоял окончивший курс Московской Духовной Семинарии Николай Васильевич Любимов. Псаломщиком в 1911 году определили Алексея Филипповича Нестерова. С 1897 года просвирней трудилась Анна Васильевна Грузова. Дома священнослужителей числились в церковной собственности. Причт села Никольского владел указной пропорцией церковной земли в количестве 37 десятин 1712 кв. сажен, из которой усадебной было 1 десятина 2248 кв. саж., пашенной - 26 десятин 1014 кв. саж., сенокосной - 3 десятины, лесной - 3 десятины 1386 кв. саж., под кладбищем - 1 десятина 715 кв. саж., под болотами и дорогами - 1 десятина 1143 кв. саж. (19). В приходе Богородице-Рождественской церкви числилось 74 двора с населением более 2 700 человек. На фабрике Балашихинской мануфактуры числилось 884 человек мужчин и 1088 женщин. В 1911 -1912 годах в Балашиху от станции Реутово провели железнодорожную ветку, вокруг фабрики формировался поселок. В 1914 году на колокольне храма разбился большой колокол, но по инициативе настоятеля отца Иоанна Писарева был заказан и куплен новый колокол весом в 297 пудов.

Революционные брожения в обществе 1917-1918 годов тяжело отразились на состоянии церковной жизни Московской епархии, особенно в промышленных районах Московской губернии. Балашихинская мануфактура в 1918 году была национализирована. Пехорская волость была переименована новыми властями в Разинскую. Общий беспорядок и беззаконие отразилось и на положении храма в Никольском.

В июле 1917 года злоумышленники проникли в церковь и украли многие ценные серебряные ризничные вещи. По декрету 1918 года Церковь была лишена права владеть недвижимым имуществом, и все церковные постройки были муниципализированы, это касалось и домов причта. Школа была отделена от Церкви, поэтому закрыли церковно-приходские школы и запретили обучение детей религиозным предметам. Все это коснулось и прихода села Никольского-Трубецкого. Местные власти муниципализировали церковную недвижимость, конфисковали капиталы причта и церкви в Государственном банке, отобрали здание церковно-приходской школы, превратив ее в советскую школу 1-й ступени. Причт и членов их семей лишили избирательных прав, сделав их беззащитными от государственной большевистской машины.

В период кампании по конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в марте-апреле 1922 года в Богородице-Рождественском храме села Никольского-Трубецкого уездной комиссией были изъяты следующие предметы: риза с иконы святителя Николая, риза с Владимирской иконы Божией Матери, оклады с Евангелий среднего и малого формата, пять напрестольных сребровызолоченных крестов, два комплекта богослужебных сосудов, ковчег для хранения Святых Таин, серебряное кадило 20.

В 1923 году в причте церкви Рождества Пресвятой Богородицы произошли изменения: из храма Ермаковской богадельни в Москве в село Никольское перевели священника Владимира Померанцева. Тогда же назначили диаконом вернувшегося с гражданской войны Николая Богомолова.

По соглашению с Управлением милиции Разинской волости от 1 октября 1925 года православной общине Богородице-Рождественской церкви села Никольского-Трубецкого передали в пользование лишь здание «каменного одноэтажного храма с колокольней», остальные церковные строения к тому времени уже были муниципализированы (22).

Сохранился список членов церковного совета храма Рождества Пресвятой Богородицы, датированный 1927 годом. В приход, кроме села Никольского-Трубецкого Разинской волости Московской губернии, входила деревня Ледово Щелковского района, а также Балашихинская прядильная фабрика. Настоятелем церкви показан протоиерей Владимир Иванович Померанцев 57 лет, диаконом-псаломщиком упоминался Николай Васильевич Богомолов 29 лет. Председателем церковного совета избирался Алексей Федорович Горшков 48 лет22. Известно, что в отличие от большинства православных храмов, состоящих в Разинской (позже Реутовской) волости, церковь в Никольском-Трубецком приняла обновленческую ориентацию и подчинялась обновленческому Высшему Церковному Управлению (ВЦУ). Деятелем «обновленческого» раскола стал протоиерей Владимир Померанцев. Позже, уже в разгар сталинских репрессий 1930-х годов, настоятелем Богородице-Рождественской церкви стал священник Василий Копытов. Присутствие в обновленческом расколе подтверждают и данные списка обновленческих храмов, датированного 1936 годом, где под №8 упоминается храм села Никольского-Трубецкого Реутовского района с причтом, протоиереем Василием Копытовым и протодиаконом Владимиром Дмитриевским 23. К 1940 году в Реутовском районе Московской области оставались действующими лишь пять храмов, в том числе и в Никольском-Трубецком.

Лишь в годы Великой Отечественной войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими. Царица Небесная не оставила в поругании посвященный Ее Рождеству храм. После войны, в связи с ликвидацией «обновленческой» иерархии, Богородице-Рождественский приход в селе Никольском-Трубецком вернулся в Патриаршую Церковь.

Ныне храм Рождества Богородицы в Никольском-Трубецком в полном благолепии. Большая заслуга в этом принадлежит его многолетнему настоятелю, одному из старейших клириков Балашихинского благочиния митрофорному протоиерею Владимиру Сергеевичу Бороздинову. В декабре 2006 года исполнилось 30 лет служения отца Владимира в этом храме. С именем отца Владимира связывается и прекрасное состояние самого храма Рождества Пресвятой Богородицы, и строительство нового здания церковно-приходской школы. Отец Владимир Бороздинов известен не только как опытный пастырь и духовник, но и как замечательный духовный поэт, автор многих сборников стихотворений и прозы. Он член Союза писателей России. На его добрых стихах многому могут научиться не только воспитанники воскресной школы при храме, но и учащиеся Земской гимназии, которую он окормляет с момента ее создания. Не только учат стихи, но и совершают паломнические поездки по святым местам России духовные чада отца Владимира. Из-под его крыла вышло и несколько пастырей, несущих ныне свое служение в разных храмах Московской Епархии. Один из них, священник Михаил Калашников, помогает отцу Владимиру в деле духовного просвещения учащихся Земской гимназии и детской школы искусств №2 Балашихи, директором которой является регент правого клироса храма Л.И.Мирецкая.

В наши дни Богородице-Рождественский храм перестал быть сельским приходом и вошел в черту крупного районного центра Подмосковья - города Балашихи…

В заключение хотелось бы привести замечательное стихотворение отца Владимира Бороздинова, посвященное нашему городу. Оно дало название одной из поэтических книг – «Близкие дали»:

Близкие дали: за морем и рядом.
Город священный, духовно родной.
Я обвожу его мысленным взглядом,
Святыни его, все – одну за одной.

Храм Рождества:
Небо в мраморной нише,
Блики горящих лампад и свечей…
Я в Балашихе, но есть ли что ближе
Давно пережитых там дней и ночей?!

17.03.05 г.

Богослужения в храме совершаются ежедневно:

8.00 – Утреня и Божественная литургия;
В воскресные дни, в двунадесятые и великие праздники:
9.00 – Божественная литургия, накануне:
16.00 – Всенощное бдение.

Проезд из Москвы:

от станции метро «Щелковская» - автобус № 447, маршрутное такси № 338«а», остановка «Церковь»;
внутригородским транспортом – автобусы №№ 8,15, маршрутное такси №№ 8, 15, «К», остановка «Церковь».

Адрес храма:

143909, Московская область, г.Балашиха, ул.Трубецкая, д.52 «Д».

Телефон: 523-60-82.

Духовенство:

Настоятель храма – протоиерей Бороздинов Владимир Сергеевич,
1937 года рождения.

Священник Калашников Михаил Николаевич, 1955 года рождения.

Священник Савин Дмитрий Владимирович, 1980 года рождения.

Дьякон Куклин Андрей Константинович, 1981 года рождения.

  1. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI XVIII ст. Вып. 5. М, 1887. С. 46.

  2. РГЛДА, ф. 27, д. 484, ч. 2, № 71. План местности по Большой Стромынской дороге между деревней Горенки на Большой Владимирской дороге, озером Бобошипом, землей Богоявленского монастыря и землей Владимира Новосильцева.

    Л . 30-32.

  3. ЦИЛМ, ф. 1176, огт. 1, д. 257, л. 200 206.

  4. ЦГАМО, ф. 65, on. 1, д. 167, л. 11.

  5. Там же, л. 1-2.

  6. ЦГАМО, ф. 65, оп. 1. д. 300, л. 6-7.

  7. Список обновленческих церквей и священнослужителей Московской епархии за 1936 год (ГАРФ)