Старинное и красивое имя Арина. В Россию оно пришло из Греции, где с давних пор было распространено среди представительниц знати. Оно является производным от имени античной богини мира, которую звали Эйрен, и в переводе означает «спокойствие» и «мир». Претерпев за долгие годы изменения, имя приняло несколько форм. Среди них и хорошо нам знакомое Ирина, и более редкое Арина. Именины обладательниц этих имён отмечаются несколько раз в год. Обычно каждая избирает себе тот день, который по календарю ближе всего ко дню её рождения.

Общие небесные покровительницы Ирины и Арины

Именины Арины по церковному календарю празднуются в те же дни, что и у Ирины. Святые покровительницы у них одни. Если открыть церковный календарь и внимательно посмотреть, то можно увидеть, что в течение года с амвона неоднократно поминаются святые угодницы Божии, носившие это имя. Какую из них считать своим ангелом-хранителем — дело сугубо личное. Выбор должна сделать сама Арина. Именины — православные праздники, и надо, чтобы они несли радость виновнице торжества.

Как выбирали в старину имя ребёнку

Раньше была такая традиция, сегодня уже забытая, но в старину общепринятая: когда рождался ребёнок, родители обязательно смотрели в святцах, какому святому в этот день воздавались почести. Среди нескольких имён выбирали то, которое больше нравилось, и давали его новорождённому при крещении. Этот святой отныне считался его небесным покровителем. Таким образом, день рождения и именины (то есть день ангела) всегда совпадали. Обычай этот давно ушёл в прошлое, но по традиции всех отмечающих день рождения принято называть именинниками. Тем, кто желал бы возродить эту традицию, нужно непременно заглянуть в святцы.

Две Арины — великомученица и императрица

Какие же святые с высот небесных покровительствуют нашим Аринам и Иринам? Это важно знать, ведь именины Арины по церковному календарю следует отмечать именно в дни их памяти. Сонм этих угодниц Божьих достаточно велик, что позволяет сделать между ними выбор. Наиболее известная, пожалуй, это раннехристианская святая великомученица Ирина Македонская, жившая в конце I ― начале II веков. Её поминает 18 мая (по новому стилю). Венец святости она заслужила тем, что предпочла мученическую смерть отречению от Христовой веры.

Именины Арины Арины) могут отмечаться также и в праздник другой христианской святой — благоверной Эта угодница Божья была византийской императрицей и удостоилась венца святости за то, что в 787 году на ― Высшем церковном совете ― решительно выступила за почитание икон. Дело в том, что в те времена было много священнослужителей и представителей светской власти, выступавших за отказ от них. Своим императорским авторитетом святая Ирина положила конец спорам, и благодаря ей иконопочитание сохранилось до наших дней. Память святой отмечается 22 августа. Так что Арина, именины которой будут праздноваться в этот день, окажется под её небесным покровительством.

Сонм святых Ирин, воспетых православной церковью

Через четыре дня, 26 августа, в святцах упоминается ещё одна святая царица Ирина, закончившая свои дни в монашестве и наречённая при пострижении Ксенией. Но поскольку в данном случае важно имя, полученное при крещении, то и она может входить в число небесных заступниц, которых вправе избрать себе Арина. Именины по святцам могут отмечаться также и в день памяти супруги святого Георгия Исповедника — праведной Ирины. Её праздник ― 26 мая.

Но на этом не ограничивается перечень дат, в которые может праздновать день своего ангела Арина. Именины можно отметить и 10 августа, когда православная церковь вспоминает житие преподобной Ирины Каппадакийской. Эта благочестивая дева, жившая на рубеже IX и X веков в Византии, с юных лет приняла монашество и строгой иноческой жизнью стяжала венец святости. Она вошла в историю церкви как игуменья константинопольского монастыря Хрисоваланду.

Христианская вера, политая кровью великомучениц

Кроме перечисленных Божьих угодниц, в церковном календаре отмечены ещё несколько имён, чьи дни поминовения может выбрать Арина. Именины можно праздновать также 12 и 16 января, 29 апреля, 17 августа и 1 октября. Все эти даты являются днями памяти святых великомучениц, носивших имя Ирина. Не следует удивляться столь большому их количеству.

Дело в том, что, появившись в I веке нашей эры, христианство встретило на своём пути жестокое сопротивление со стороны язычества, являвшегося в те времена государственной религией Римской империи и многих подвластных ей территорий. Вера во Христа росла и укреплялась на крови тех, кто отдал за неё свои жизни, а таких было очень много. Имен большинства из них история не сохранила, но те, что дошли до нас, внесены в святцы для ежегодного поминания.

Черты характера, свойственные Аринам

И в заключение несколько слов о том, какие качества чаще присущи тем, кто носит это красивое и Принято считать, что главными и наиболее выраженными из них являются уравновешенность и самостоятельность. Кроме этого, подмечено, что Арины отличаются своей умиротворённостью и спокойствием.

Их ближайшее окружение составляют главным образом хорошие и надёжные подруги, а враги на жизненном пути не столь многочисленны. Среди прочих характерных черт можно выделить общительность и дружелюбие. Как правило, с ними приятно общаться, что ставит их в выгодное положение.

Однажды Спаситель проходил через Самарийскую землю, благовествуя Евангелие. Чтобы отдохнуть и восстановить силы, Он остановился рядом с городком Сихарь. В это же время к колодцу за водой подошла женщина самарянка. Ее звали Фотиния.
Христос попросил у нее воды, на что Фотиния, изумившись, спросила, как Он, будучи иудеем, просит воды у самарянки, ведь иудеи и самаряне в те времена не общались. Спаситель ответил ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Фотиния не сразу поняла Его, но Христос ей сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
В своих словах Господь подразумевал под «живой водой» Себя и Свое учение, но Фотиния решила, что речь идет о свежей проточной воде. В это же время Иисус Христос поведал ей о ее жизни, наполненной грехом, а женщина признала в Нем Великого Пророка и Учителя. Она стала расспрашивать Его: кто же правильно поклоняется Богу: самаряне или иудеи? На что Иисус ей ответил: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». После этого разговора, святая Фотиния устремилась в город, где рассказала многим о встрече со Христом. Вместе с ней еще многие самаряне уверовали в Него.
Так святая Фотиния стала одной из преданных учениц Христа, которая проповедовала Евангелие во многих уголках мира.
Во времена правления жестокого императора Нерона, после убийства святых апостолов Петра и Павла, святая Фотиния была схвачена стражниками-язычниками. На допросе в присутствии Нерона, она исповедала Христа. Жестокий правитель приказал отрубить ей руки топором, но сколько не трудились изверги, они не могли даже к ней подступиться, т.к. падали сами на землю.
Тогда Нерон приказал отвести Фотинию к себе во дворец, где оставил ее под присмотром своей дочери Домины, которая после бесед с мученицей Фотинией сама уверовала во Спасителя Христа. Вместе с ней и 100 ее рабынь.
Узнав об этом, взбешенный Нерон приказал снять кожу с Фотинии, а затем бросить ее в колодец. Так окончилась земная жизнь этой Великой Мученицы. Святая Фотиния, моли Бога о нас!

Заступницей и покровительницей России считается сама Пресвятая Богородица. Неудивительно поэтому, что среди почти 300 русских православных святых есть и женщины. И первым человеком, принявшим христианство на Руси, стала княгиня Ольга.

1. Евфросиния Полоцкая

В миру Евфросинию Полоцкую звали Предславой. Она была дочерью витебского князя Святослава Всеславича.
Предслава с ранних лет проявляла интерес к духовной жизни, как только девочке исполнилось 12 лет, она отказалась от династического брака и 15 февраля 1116 года приняла тайный постриг в Полоцком монастыре.
Спустя несколько лет Евфросиния занялась переписыванием книг, что было очень трудоемким и длительным процессом. Обычно такое послушание получали мужчины, но Евфросиния была тверда в своей вере.
Преподобной Евфросинии приписывают приобретение Полоцким Софийским собором иконы Богородицы Эфесской. Также Евфросиния заказала мастеру Лазарю Богше крест-мощевик, который стал зваться ее именем. Умерла Евфросиния Полоцкая во время паломничества в Иерусалиме, 23 мая 1167 года. Почитать в Полоцке ее стали вскоре после смерти, но канонизирована Евфросиния была только в 1893 году.
Евфросиния Полоцкая была ярким церковным деятелем своего времени. Она инициировала строительство женского Спасского монастыря, принимала участие у политической жизни княжества и стала своеобразным знаменем борьбы половчан за свою независимость.
Интересно, что в житие преподобной Евфросинии отсутствует рассказ о посмертных чудесах.

2. Княгиня Ольга


Княгиня Ольга – единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения.
О юности Ольги известно очень мало, наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь. Тогда же Нестор описывает в летописях мести Ольги древлянам, которые были виновны в смерти князя.
С 947 года Ольга начинает править сама. Она устанавливает систему погостов, открывает несколько сухопутных путей, устанавливает размер полюдья. Именно Ольга положила начало каменному строительству на Руси.
В 955 году Ольга принимает крещение в Константинополе под именем Елена. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни.
Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых.

3. Матрона Московская


Матрона Московская является одной из самых популярных русских святых. Канонизирована она была сравнительно недавно – в 1999 году.
Матрона родилась незрячей. Родители хотели оставить ребенка в приюте, но матери девочки приснился вещий сон о слепой голубице, и Матрону оставили. Уже в 8 лет девочка была глубоко верующей, у нее был дар предсказывать будущее и исцелять больных. К 18 годам у Матроны Московской отнялись ноги.
Большую часть жизни Матрона прожила у односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и её дочери Зинаиды, принимала у себя страждущих и больных. Скончалась Матрона Московская в 1952 году.
В 1999 году Матрону канонизировали как местночтимую святую, но поклониться ей едут люди со всей России.

4. Ксения Петербуржская


Ксения Петербуржская выбрала путь юродства в 26 лет. Сохранилось множество легенд и воспоминаний о пророческом даре святой.
Родилась Ксения в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Молодые супруги жили в Санкт-Петербурге. Андрей Фёдорович не скончался, когда Ксении было 26 лет.
Молодая вдова встала на путь юродства, стала отзываться только на имя мужа, раздала все их имущество бедным, а дом подарила одной из своих знакомых, при условии, что она будет пускать ночевать неимущих.
Точная дата смерти Ксении Петербуржской неизвестна. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых юродивых.

5. Феврония


Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась. Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад.
Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.

6. Анна Кашинская
Анна (в постриге – София) родилась в XIII веке в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук.
Год пострига Анны неизвестен, но в 1358 году она упоминается как 80-летняя настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. Перед самой смертью Анна приняла схиму.
Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.

7. Иулиания Лазаревская


Настоящее имя Иулиании Лазаревской - Ульяна Устиновна Осорьина. Она родилась в 1530 году в семье дворян Недюревых. С детства девочка была очень набожной и усердной. В 16 лет она вышла замуж за Юрия Осорьина, в браке с ним она родила 13 детей. После гибели двух сыновей на царской службе, Ульяна стала упрашивать мужа, чтобы тот отпустил ее монастырь. Тот согласился при условии, что до этого она воспитает оставшихся детей.
Когда в период правления Бориса Годунова разразился голод, Иулиания продала все свое имущество, чтобы накормить неимущих.
Умерла Иулиания в 1604 году и была похоронена в Муроме. В 1614 году, когда рядом копали могилу, были обретены мощи Иулиании, которые источали миро. Тогда же исцелились несколько человек. В том же 1614 году Иулианию Лазаревскую канонизировали в лике праведницы.

8. Святая княгиня Елизавета Федоровна


Елизавета Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны, последней русской императрицы. В 1884 году Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.
Всю жизнь Елизавета Федоровна занималась благотворительностью. Она организовала Елизаветинское благотворительное общество, во время войны занималась медицинской помощью воинам. В 1905 году ее муж погиб в результате покушения.
Овдовев Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, которая занималась медицинской и благотворительной работой. С 1909 года княгиня посвятила всю свою жизнь работе в обители.
Елизавета Федоровна была убита и сброшена в шахту в 1918 году в городе Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых. Есть свидетельства, что Елизавета скончалась позже остальных, поскольку из шахты еще некоторое время доносились песнопения.
В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

9. Варвара Скворчихинская


Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы.
Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих.
Умерла Варвара в 1966 году, а в 2001 году Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

10. Евдокия Дмитриевна


Евдокия Дмитриевна также известна как преподобная Евдокия Московская, еще при жизни она прославилась своей благотворительной деятельностью. В 15 лет ее выдали замуж за московского князя Дмитрия Донского. С ним она провела 22 года в счастливом браке, а после кончины супруга некоторое время правила, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей.
Евдокия Дмитриевна при жизни инициировала постройку множества храмов и монастырей, в том числе Вознесенского женского монастыря. Под руководством Евдокии Дмитриевны было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана. В 1407 году княгиня удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. В 1988 году была причислена к лику святых вместе со своим мужем.
В 2007 году была учреждена церковная награда - орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.

11. Евфросиния Колюпановская


Княжна Евдокия Григорьевна Вяземская была фрейлиной Екатерины II, но ее желание посвятить себя служению Богу было столь велико, что она инсценировала собственную смерть и тайно покинула двор. Она странствовала более 10 лет, пока в 1806 году не встретилась с митрополитом Платоном, который дал ей благословение на подвиг юродства. С этого момента бывшая княжна поселилась в Серпуховском Владычном Введенском женском монастыре под именем «дура Евфросиния».
Известно, что Евфросиния тайно носила вериги и даже зимой ходила босой.
Когда в монастыре сменилась настоятельница, Евфросинию начали притеснять, что, в конце концов, заставило женщину покинуть стены обители. Последние 10 лет своей жизни бывшая княгиня провела в селе Колюпаново в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой. Ефвросинии Колюпановской еще при жизни приписывали дар исцеления и предвидения. Преставилась блаженная Евфросиния в 1855 году, но почитание, начавшееся при жизни, продолжилось и после смерти.
В 1988 году Евфросиния Колюпановская была канонизирована в составе Тульских святых в лике блаженных.

12. Иулиания Вяземская


Судьба Иулиании Вяземской мало походит на судьбы других русских святых. Она была супругой князя Симеона Мстиславича Вяземского, пока смоленский князь Юрий Святославович не попытался насильно привести Иулианию к себе «хотя с нею жити». Не стерпев надругательства, княгиня ударила обидчика ножом, а тот в приступе ярости убил ее мужа, ей самой отрубил руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу.
Весной 1407 года тело мученицы Иулиании было найдено плывущим против течения реки Тверец. Обретенное тело святой было погребено у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка, вскоре после этого на месте захоронения стали происходить чудесные исцеления.
Точная дата канонизации Иулиании Вяземской как местночтимой святой неизвестна, но многие историки считают, что это произошло в 1815 году, в год повтороного обретения мощей святой.

Святыня не может «испортиться» или умалиться от того, что находится не в православном храме, уверен Андрей Музольф, преподаватель КДА.

– Андрей, какие святые одинаково почитаются Православной и Католической Церквами? Почему так? Приведите пример.

– Те святые, которые были прославлены Церковью еще до ее разделения в середине XІ века (окончательно раскол между Востоком и Западом произошел фактически намного позже, однако официально практически во всех учебниках по истории Церкви раскол датируется именно 1054 годом), являются общепризнанными как в Восточной Церкви, так и в Западной. К ним можно отнести, во-первых, святых апостолов, мучеников и тех святителей и преподобных, которые подвизались в указанный период. Поэтому имена таких святых, как, например, Николай Мирликийский, Василий Великий или Амвросий Медиоланский, преподобные Антоний и Пахомий Великие, имеются в святцах как одной, так и другой Церкви.

– Почему Католической Церковью почитаются прп. Сергий Радонежский, прп. Андрей Рублев и прп. Серафим Саровский?

– Подобная практика почитания православных святых в Западной Церкви была введена сначала в 1940 году Римским Папой Пием XII, а в 1969-м – Папой Павлом VI в прозелитических целях, то есть для того, чтобы более успешно проповедовать католицизм в православной среде. Однако при этом многие представители Римско-Католической Церкви утверждают, что образы некоторых святых, исконно почитаемых Православной Церковью, весьма импонируют им и являются для католиков неким идеалом духовности и любви к ближним.

– Принимает ли Православная Церковь каких-то католических святых? Приведите пример, пожалуйста.

– Многие святые, канонизированные Западной Церковью, не отвечают тем критериям святости, которые приняты в Церкви Православной. Если сравнить, например, православных святых и святых, прославленных в Римско-Католической Церкви, особенно в последнее время, мы можем увидеть, что принципы духовной жизни и отношение к спасению у первых кардинально отличаются от данных критериев у вторых. Так, из житий православных святых мы знаем, что никто из них не считал себя при жизни достигшим спасения. Более того, многие святые называли себя самыми грешными и последними из людей. В Западной же Церкви, наоборот, согласно житию таких «подвижников», как Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, они считали себя угодившими Богу и в связи с этим имеющими полное право говорить от Его имени. Святитель Игнатий Кавказский по этому поводу замечает: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им… Иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение». Таким образом, мы видим, что в первом случае людьми руководили кротость и смирение, а во втором – гордость и прелесть, которые никогда не смогут привести человека к Богу.

– Находятся ли мощи православных святых в католических храмах? Можно ли к ним прикладываться?

– Исторически сложилось так, что большинство христианских святынь, за исключением, конечно, тех, которые находятся в Святой Земле – в том месте, где совершил Свой Крестный подвиг Господь наш Иисус Христос, хранятся в католических храмах. Данное обстоятельство объясняется тем, что первые императоры – христиане, такие как, например, святой равноапостольный Константин Великий, большую часть своей жизни провели именно в западной части Римской (позднее – Византийской) империи. В связи с этим многие святыни христианского мира, естественно, свозились туда, где жил император. Именно потому так много христианских святынь находится в католических храмах Рима (первая столица империи) или Милана (фактическое место пребывания св. Константина, к которому, собственно, и восходит практика «собирания» святынь). Однако это вовсе не является препятствием для почитания их православными. Святыня не может «испортиться» или умалиться от того, что находится не в православном храме. Так, мощи одного из самых чтимых святых – Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских – также пребывают на территории католического храма в итальянском городе Бари, но при этом православные имеют свободную возможность приложиться к ним и даже совершать на них Божественную литургию.

Андрей Музольф, преподаватель КДА
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (142) раз

Это личности, которых церковь и верующие особенно чтят за их стойкость в вере, бескорыстие, стремление преодолеть греховность, способность творить чудеса и др. Считается, что такие люди достигли «прямого» соединения с Богом.

Святым не поклоняются (поклоняются лишь Богу), а просят ходатайствовать о чём-то перед ним. Изображают святых с сияющим кругом вокруг головы – символом, внешним признаком святости.

Сколько всего святых в православии?

Точной цифры тут нет. По преставлениям христиан, Бог приближает человека к себе и тот становится святым, но люди об этом могут никогда и не узнать. Среди них безвестные мученики за веру, погибшие на аренах римских цирков, в советских тюрьмах и лагерях.

— были позабытые ныне православные святые, которых когда-то почитали на Востоке;

— помимо «общеправославных», есть многочисленные святые, которых чтят в разных поместных церквах;

— немало западных святых, которые канонизированы до разделения христианства на и ; однако их выверенного списка нет.

Почитают ли в церкви хоть как-то те тысячи святых, имена которых неизвестны?

Для этого у православных есть особый праздник – «Неделя всех святых». В его названии сохранилось старинное название седьмого дня недели – воскресенья.

Этот праздник отмечают через семь дней после . В календаре католиков этот день привязан к чёткой дате – 1-е ноября.

Кто стал первым русским святым?

Их было двое – братья-князья Борис и Глеб (это их имена при рождении, после крещения они стали Романом и Давидом). Отцом их был киевский князь Владимир Креститель. По распространённой версии Борис и Глеб погибли от рук убийц, посланных их братом Святополком. Их подвиг христиане видят в отказе от вооружённого сопротивления, смирении перед угрозой смерти.

И до гибели братьев на Руси жили святые, но церковь канонизировала их позднее чем Бориса и Глеба. Это были крещёные воин-варяг Феодор и его сын Иоанн, убитые толпой дружинников при князе Владимире, когда тот был ещё язычником.


Позднее к святым причислили и самого Владимира – как крестителя Руси, а также княгиню Ольгу, которая стал христианкой ещё до того, как была крещена Русь.

Всегда ли святые добродетельны?

Святые – это земные люди, жизнь которых далеко не всегда была беспорочной. Церковь причислила к лику святых одного из двух злодеев, распятых рядом с Христом: преступник перед смертью раскаялся и принял Иисуса.

В жестоких гонениях на христиан участвовал в молодости апостол Павел. Аморальной, в нашем представлении, была первоначально и жизнь равноапостольной Марии Египетской. Знаменитый монастырь Оптина пустынь в Калужской области основан раскаявшимся разбойником по имени Опт, который стал монахом Макарием.

В общем, святые были лишены обычных людских страстей, но научились контролировать, направлять их, следовать высшим духовным потребностям.

При каких условиях человека могут объявить святым?

В Русской церкви для этого приняты три условия: его благочестивая жизнь, почитание народом и чудеса, творимые благодаря его останкам или обращением к его имени. Третье условие считается самым важным, это как бы указание самого Бога на то, что данная личность соединена с ним. Кроме того, с момента смерти праведника должно пройти хотя бы несколько десятков лет.


Общая процедура (она называется канонизацией) такова. Создаётся комиссия, которая собирает и оценивает свидетельства о благочестивости, почитании и чудесах. Если свидетельств много и они признаются достоверными, высший церковный орган – Собор, принимает решение о канонизации.

Конечно, святым человека делает не она – решение означает лишь официальное признание его подвига и разрешение чтить его, наравне с другими святыми, обращаться к нему с молитвами.