Сложное предложение - это предложение, в котором есть две грамматические основы. Сначала мы рассмотрим знаки препинания в сложносочинённых предложениях, а потом - в сложноподчинённых и бессоюзных. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором все части равноправны и соединяются сочинительными союзами (И, ДА (в значении «и»), И... И, НИ... НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А, ДА (в значении «но»), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ, ИЛИ, ЛИБО и т.д.). Между этими частями ставится запятая. Примеры: Маша всё рассказала бабушке, и мне пришлось искать оправдание. Я собирался погулять, но на улице пошёл дождь. Но если в сложносочинённом предложении есть второстепенный член, который относится и к одной части предложения, и к другой, запятая не ставится. Пример: Вдруг подул ветер и закаркали вороны Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях Сложноподчинённое предложение - это сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой и соединяется подчинительными союзами (ЧТО, ГДЕ, КОГДА, СКОЛЬКО, КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ПОТОМУ ЧТО, ИБО, ТАК КАК, ЧТОБЫ, ДАБЫ, ЕСЛИ, ХОТЯ (ХОТЬ), БУДТО и т.д.) и союзными словами (КОТОРЫЙ, КАКОЙ, КОГДА, ЧТО, ОТКУДА, КОГДА, КТО (ГДЕ) БЫ НИ, КАК, НАСКОЛЬКО и т.д.). Между частями предложения ставится запятая. Примеры: В жизни каждого человека бывает момент, который никогда не забывается. Я пригласил вас, чтобы сообщить пренеприятное известие. Я остановился, ибо не видел ничего. Знаки препинания в бессоюзном предложении Бессоюзное предложение - это сложное предложение, в котором союзы заменены знаками препинания. Название говорит само за себя. 1) Запятая. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Пример: Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову). 2) Точка с запятой. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Пример: Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский). 3) Двоеточие. Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие: а) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части. В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО. Пример: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения. б) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части. В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО. Пример: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта в) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО. Пример: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). 4) Тире. Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий: а) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО. Пример: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой). б) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ. Пример: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь). в) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО. Пример: Назвался груздем – полезай в кузов (пословица). г) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий. Пример: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). _ _ _ Вот и всё. Надеюсь, я написала эту статью не просто так. Хоть кому-то она должна помочь. Если я что-то забыла, пишите в комментарии. Потом допишу.) Добра вам, читатели.)

Бессоюзное сложное предложение – сложное предложение, части которого связываются при помощи интонации. На письме предложения в составе БСП могут отделяться запятой, точкой с запятой, тире или двоеточием. Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении обычно зависит от значения и соотношения его частей.

Таблица Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знак препинания В каком случае ставится Какими союзами или союзными словами можно проверить Примеры предложений
Запятая Части БСП связаны отношением перечисления (одновременности или последовательности) и Во дворе стояла большая будка, возле нее дремал хозяйский пес.
Точка с запятой Части БСП распространены или отдалены по смыслу и Желтые листья срывались с деревьев; ветер поспешно подхватывал их на лету и, роняя некоторые на тропинку, уносил к реке.
Двоеточие Второе предложение имеет значение причины потому что Ане пришлось отвлечься от работы: в дверь позвонили.
Второе предложение объясняет первое

(+ если в первой части употреблены слова так, таков, такой, одно )

то есть, а именно Он заметил интересную вещь: на всех картинах был изображен один и тот же дом.
Второе предложение дополняет первое что Маша решила: завтра она точно не опоздает
Тире Части БСП противопоставлены по смыслу а, но Весна сажает – осень собирает.
Первое предложение указывает на время или условие когда, если Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше.
В БСП есть сравнение словно, будто Крикнет – гром в небе разразится.
Второе предложение указывает на следствие так что, вследствие чего, поэтому Витя забыл дорогу – ребятам пришлось ориентироваться по солнцу.
Второе предложение имеет присоединительное значение такой, так, таков, это (обычно употребляются во второй части) Нужно всегда проверять написанное – так нас учили в школе.
Второе предложение указывает на неожиданную смену событий и внезапно, и неожиданно, и сразу, и вдруг Катя открыла окно – в комнату залетел взъерошенный воробей.
Запятая с тире Если в БСП с тире перед второй частью употреблено вводное слово Звезды светят ярко, – как правило, к хорошей погоде.

Различайте пунктуацию в БСП со значением перечисления и в БСП со значением неожиданной смены событий. Если в речи предложение произносится с интонацией перечисления, оно пишется с запятой. Если интонационно между частями БСП делают паузу – оно пишется с тире. Примеры : Молния ударила в старый дуб, (и) дерево загорелось. Молния ударила в старый дуб – (и вдруг) дерево загорелось.

В школе знаки препинания в бессоюзном предложении изучаются с 9 класса.

1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми , если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни ), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то ), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже ) и пояснительные (союзы а именно, то есть ).

Например: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); Недоразумение было налицо, и повинен в нем был, конечно, Иван Николаевич (Булг.); На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (Булг.); В Кара-Бугазе есть соль, но нет угля, нефти... (Пауст.); Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом (Булг.); Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Быков плохо понимал, почему Васильев отказался от поездки, да и мало интересовали летчика личные планы поручика (Саян.).

Союзы ли... или в сложносочиненном предложении приравниваются к повторяющимся союзам, и поэтому запятая перед или ставится, в отличие от употребления этого же союза при однородных членах в простом предложении, где сочетание ли... или не образует повторяющихся союзов, вследствие чего запятая перед или не ставится.

Сравните: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.); Сохранился ли еще в ее памяти любовный образ прекрасного моряка, или ее внимание к умершему и к его семье было дружеской благодарностью за прошлое счастье (Купр.); – Видит ли он это или не видит (Г.).

2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.

Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;

Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.

Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но , когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);

2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.

Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода и слышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);

3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.

Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.

Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.).

Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.

Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);

4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.

Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).

3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой , если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.

Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)

4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире , если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.

Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – то таскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).

5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.

Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).

Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.

Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.

Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

ПОРЯДОК РАЗБОРА

1. Определите тип предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
б) по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);
в) по отношению к высказыванию (утвердительное или отрицательное).
2. Выделите предикативные конструкции.

3. Определите тип синтаксической связи, укажите тип союза:
а) по значению (соединительный, противительный, пояснительный);
б) по структуре (простой, составной);
в) по функции (одиночный, повторяющийся).

4. Объясните постановку знаков препинания.

5. Проведите разбор частей сложного предложения (по образцу простого предложения).

6. Составьте схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

Я пожал им руки с улыбкой, и они охотно стали расссазывать о себе. (М.Пришвин.)

1.
а) Предложение повествовательное;
б) невосклицательное;
в) утвердительное.

2. Предложение сложносочиненное, в нем две предикативные основы: Я пожал им руки с улыбкой и Они охотно стали рассказывать о себе.

3. Предикативные конструкции, они связаны сочинительным союзом и :
а) соединительным;
б) простым;
в) одиночным.

4. В конце повествовательного предложения стоит точка; перед союзом и ставится запятая.

5. Предложение Я пожал им руки с улыбкой - двусоставное: подле-жащее я пожал - простое глагольное, выражено предикативной формой глагола; распространенное: косвенное дополнение им и прямое дополнение руки , а также обстоятельство образа действия с улыбкой относятся к сказуемому пожал ; полное.

Предложение Они охотно стали рассказывать о себе - двусоставное: подлежащее они выражено местоименным существительным; сказуемое стали рассказывать - составное глагольное, выражено инфинитивом полнозначного глагола рассказывать и вспомогательным глаголом стали ; распространенное: о себе - косвенное дополнение, а также обстоятельство образа действия охотно относятся к сказуемому стали рассказывать ; полное.

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая : Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая НЕ ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды. Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне .

Запятая ставится:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения (см. Однородные члены предложения , Запятая между однородными членами предложения , Двоеточие или тире при однородных членах предложения):Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Запятая НЕ ставится:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть. НО: Он сказал, что, если пойдёт дождь, рыбалки не будет.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда .
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

Запятая ставится между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Если предложения распространены и почти не связаны по смыслу, между ними ставится точка с запятой : Время раннее, седьмой час; туман рассеивается, пропуская солнце; роса высохла.

Двоеточие между частями сложного бессоюзного предложения ставится, если:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую, кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся - его уже не было. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп - Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): Лес рубят - щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто ): Молвит слово - соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт - будет день горячий.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи ставятся в соответствии с предыдущими правилами (Знаки препинания в сложносочиненном предложении , Знаки препинания в сложноподчиненном предложении , Знаки препинания в бессоюзном предложении ). Например: Не было сомнений: с гонцами что-то случилось, но, что бы ни произошло, мост должен быть взорван. Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

Между сочинительным и подчинительным союзами запятая не ставится, если после придаточного идет вторая часть двойного союза (то, так ) или союз но :Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли. Солнце взошло, и хотя на небе не было ни облачка, но цвет его был странный: беловатый и серый одновременно.

Сложные предложения отличаются от простых количеством грамматических основ. Не умея отличать простое предложение от сложного, ученики, как правило, всегда допускают пунктуационные ошибки.

Можно ли ошибок избежать? Конечно, можно. Но сначала нужно научиться до автоматизма быстро и верно находить и выделять грамматическую основу.

Нельзя забывать об однородных и обособленных членах предложения, обращениях, вводных и вставных конструкциях. И, безусловно, помнить основные виды и особенности трёх групп сложных предложений. Их сокращённо принято называть так: БСП, ССП и СПП.

Виды связи в сложных предложениях

Поясним, что такое сочинительная связь и подчинительная связь. Сочинительная связь предполагает равноправие между словами (снег и дождь) и частями сложного предложения (Скоро зима, а ты по лесу шатаешься.) Между частями можно поставить точку и разбить их на два простых предложения (Они поглядели друг на друга. И каждый почувствовал в темноте...).

Однако в этом примере вторая часть явно какая-то неполная, потому что непонятно, ЧТО почувствовал каждый из героев. Смысл становится ясным, когда с помощью союза КАК прикрепляется третья часть. Вот она-то как раз является дополнительной, а не основной частью. К ней можно поставить вопрос: "почувствовал" что? - "они друг другу улыбнулись. Такую часть принято считать зависимой, придаточной частью, она подчиняется главной. Это и есть пример подчинительной связи.

Бессоюзная связь основана тоже на равноправии, как и сочинительная, но отличие её в том, что при ней нет никаких союзов (снег, дождь; Ветер прилетит - шумим-веселимся!), только знаки препинания разделяют слова или части предложения.

Теперь обратимся к сложному предложению и попробуем понять, как отличить его виды.

Каждое сложное предложение состоит из нескольких частей. Части эти связаны разными способами:

Только с помощью интонации (За окном свистел ветер, шумели деревья, барабанил по стеклу дождь...), это бессоюзные сложные предложения;

С помощью интонации и союзов или союзных слов (Стало совсем темно, И над самыми верхушками ёлок показалась золотая долька луны. Они сидели под большой ёлкой и глядели, КАК лес заливают серые сумерки. Теперь никто не поймёт, КТО ты.). Это сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Здесь союзы "и", "как", а союзное слово выражено относительным местоимением "кто".

Запомните: части сложного предложения никогда не связываются при помощи запятых! Запятая - это знак пунктуации, который способен разделять однородные члены и части сложного предложения (Заяц утром как вышел из дома, так и потерялся в необъятной красоте осеннего леса. А день разгорался, и высокая стройная осень шаталась соснами и кружилась палым листом.)

О союзах и союзных словах

Союзы помогают распознать сложные союзные предложения. Сочинительные союзы используются в сложносочинённых предложениях (и в простых предложениях с однородными членами!), а подчинительные союзы и союзные слова - в сложноподчинённом.

Запоминаем сочинительные союзы!

Выучиваем подчинительные союзы и союзные слова!

Подчинительные союзы

Союзные слова

Что, чтобы, если, раз, кабы (устар.), когда, как, как ни, будто, точно, словно, хотя, пока, ли, как будто, потому что, так как, оттого что, несмотря на то что, как только, лишь только, так что, в то время как, с тех пор как, после того как, благодаря тому что, ввиду того как, вследствие того как, ибо (книж.).

Если..., то

Постольку..., поскольку

Сколько..., столько

Насколько..., настолько

Хотя..., но

Чем..., тем

Что касается..., то

Лишь только..., как

Что, кто, когда, как, который, чей, какой, куда, откуда, где, почему, зачем, сколько

Как видите, только три союзных слова можно перепутать с союзами. Это слова "что", "когда", "как". Отличить союзное слово от союза несложно, главное - понять его роль. Союзное слово - это всегда самостоятельная часть речи, которая обязательно является каким-либо членом предложения.

Способы отличия между союзами и союзными словами

Союзное слово

А Ёжику вдруг показалось, ЧТО он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

1. Можно опустить из предложения:

А Ёжику вдруг показалось: он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

2. Можно заменить другим союзом-синонимом:

А Ёжику вдруг показалось, КАК он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

Я знаю, ГДЕ растёт такой цветок, Ёжик.

1. Нельзя выбросить из предложения:

Я знаю, ? растёт такой цветок, Ёжик.

2. Можно заменить другой самостоятельной частью речи (чаще всего существительным, или местоимением, или местоимённым наречием):

Я знаю, ТАМ растёт такой цветок, Ёжик.

3. Та часть, которая начинается союзным словом, легко превращается в простое вопросительное предложение:

ГДЕ растёт такой цветок, Ёжик?

Постановка знаков препинания в сложном предложении

Теперь пора запомнить важное: если сложное предложение состоит из двух частей, то между ними нужна запятая (В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки. Перед Новым годом вьюга утихла, И друзья собрались в доме у Ёжика. Но он так продрог, ЧТО не мог вымолвить ни слова. ПОКА Медвежонок шёл к окну, по лесенке уже спустился второй инопланетянин.).

Однако следует учитывать некоторые тонкости! Первое. В сложносочинённом предложении в самом начале или середине может быть общий член предложения, который одинаково относится к обеим частям, между ними в этом случае запятой нет: А весной снег растаял и в лесу было много воды. И вот ударил барабан где-то вдали и ёжикиным срывающимся голосом закричало: «А-а-а»!

Второе. Вместо запятой в сложносочинённом предложении можно поставить тире, если необходимо показать быструю смену событий или результат каких-либо действий: Плеснула рыба - и кругами, на цыпочках побежала по воде тишина. Пробежался по лесу - и что ж тут чудесного? Огонь разведешь - и сиди.

Третье. В сложноподчинённом предложении придаточная часть может находиться в середине главной, и тогда необходимы уже две запятые, а не одна: И последний лист, что трепетал на том берегу, стал подтягивать его песню. Он прыгнул и, когда открыл под водой глаза, не увидел цветка.

Четвёртое. В сложноподчинённом предложении придаточная часть часто присоединяется с помощью составных союзов, и запятая ставится один раз в зависимости от интонации: Спать великаны ложатся возле рек и озер, потому что перед сном любят слушать песни лягушек. ИЛИ: Спать великаны ложатся возле рек и озер потому, что перед сном любят слушать песни лягушек. Пусть твои дожди начнутся после того, как я наберу грибов. ИЛИ: После того как я наберу грибов, пусть начнутся твои дожди.

Пятое. В сложноподчинённом предложении придаточная часть присоединяется союзным словом КОТОРЫЙ, стоящим не в его начале: Щуку он поймал ещё прошлым летом, и с тех пор она жила у него на длинной верёвке, один конец КОТОРОЙ был обмотан вокруг щучьего хвоста, а другой - привязан к колышку.

В бессоюзных сложных предложениях возможны не только запятые, но и точка с запятой, тире и двоеточие. Если запятая встречается чаще всего, то точка с запятой только тогда, когда предложение уже имеет какие-либо знаки препинания и по смыслу части слишком далеки друг от друга:

Опять снегом всё заметёт, завьюжит; ёлки заиндевеют; ветки берёз станут хрупкими от мороза.

Учитываем, что точка с запятой постоянно встречается в текстах 19 века, а сегодня вытесняется другими пунктуационными знаками.

Сложнее выбрать, что ставить между частями бессоюзного предложения: двоеточие или тире. Но и тут нам поможет знакомый приём подстановки определённых слов.

Двоеточие необходимо, если вставим слова "а именно", "как то" (пояснение), "что" (дополнение), "потому что", "так как", "постольку" (причина):

Его случайно нашла Белка: она пробегала мимо и услышала слабый Ёжикин голос. (а именно)

Слушай мою команду: к печке бегом, марш! (а именно)

Ёжик с Медвежонком снова закрыли и открыли глаза: гора была покойной, туманной, с легким розоватым отсветом справа... (и увидели, ЧТО)

Разве вы не видите: я играю на скрипке! (ЧТО)

Ты только представь: она сидит и поет. (ЧТО)

Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик! (ПОТОМУ ЧТО)

Ёжик целыми днями топил печь и всё равно по утрам не мог вылезти из постели: в доме было холодно. (ПОТОМУ ЧТО)

Для выбора тире в бессоюзном предложении необходимо подставить следующие слова: "и" (неожиданное присоединение), "а", "но", "однако" (противопоставление), "так что", "поэтому", "тогда" (следствие), "когда" (время) или "если" (условие), "словно", "точно", "будто" (сравнение).

Утречком проснёшься - весь лес в тени, а у нас уже солнышко! (И)

Вышел, стою, вижу - вы плачете... (А)

А утром выбегаешь на крыльцо - лес в тумане и ни островка снега не видно нигде. (КОГДА)

«Расскажу - не поверят!» - подумал Ёжик, и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту. (ЕСЛИ..., ТО)

Ещё неделю постоят такие морозы - у меня ни одной дровишки не останется! (ТАК ЧТО)

И Лось даже отфыркивался - так ему было хорошо и приятно. (СЛОВНО)

Они пели, раскачиваясь на ветках, а Медвежонку казалось - сами деревья машут ветвями и поют. (БУДТО)

Приступим к тренировке!

Задание 1:

Определите, какой знак следует поставить в данных предложениях: запятую, двоеточие или тире?

1) И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял_словами здесь не поможешь.

2) Здесь Волк проглотил слюну_Медвежонок у него на глазах подтащил лапой к себе длинненькое, прозрачное облако, полизал его, закрыл от удовольствия глаза, переломил пополам и съел...

3) Всё лето Заяц плел верёвку_и к осени она у него стала длиной до неба.

4) А деревья кругом стоят тощенькие_похудели за зиму.

Задание 2:

Определите, в каких предложениях знаки препинания не нужны:

1) Ветер утих_и дождь перестал, когда мы были в пути.

2) Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды_их бы давно уже никто не видел.

3) Облако-Заяц съело всё облако заячьей капусты_и на глазах растолстело.

4) Кажется, стоит одуванчику подпрыгнуть_и он сразу улетит на небо.

Задание 3:

Определите, в каких предложениях знаки препинания нужны:

1) Было столько синевы, огненных листьев, солнца что к вечеру Медвежонок заплакал.

3) В самое жаркое воскресенье которое было в лесу к Медвежонку пришёл Волк.

САМОПРОВЕРКА

Ответ на задание 1: Запятая в 3 предложении, это ССП; двоеточие во 2, это БСП со значением причины (можно вставить "потому что"); двоеточие в 1 предложении, так как можно вставить "что", это БСП. В 4 предложении ставим тире, так как можно вставить "будто", это тоже БСП.

1) И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.

2) Здесь Волк проглотил слюну: Медвежонок у него на глазах подтащил лапой к себе длинненькое, прозрачное облако, полизал его, закрыл от удовольствия глаза, переломил пополам и съел...

3) Всё лето Заяц плёл верёвку, и к осени она у него стала длиной до неба.

4) А деревья кругом стоят тощенькие – похудели за зиму.

Ответ на задание 2: знаки препинания не нужны в 1 (есть общий член - придаточная часть с союзным словом "когда") и 3 (простое с однородными членами) предложениях. Во 2 предложении придаточная часть стоит перед главной частью (препозиция), поэтому нужна запятая. В 4 предложении стоит тире, так как вторая часть имеет значение "результат", это ССП.

1) Ветер утих и дождь перестал, когда мы были в пути.

2) Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел.

3) Облако-Заяц съело всё облако заячьей капусты и на глазах растолстело.

4) Кажется, стоит одуванчику подпрыгнуть – и он сразу улетит на небо.

Ответ на задание 3: знаки препинания нужны в 1 предложении, так как придаточная часть стоит после главной (постпозиция) и в 3 предложении, где придаточная часть стоит внутри главной (интерпозиция). Во 2 предложении есть общий член "кое-где", поэтому нет никаких знаков препинания, это ССП. В 4 предложении знаков препинания нет, это простое предложение.

1) Было столько синевы, огненных листьев, солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

2) Кое-где виднелись небольшие леса и чернели глубокие овраги.

3) В самое жаркое воскресенье, которое было в лесу, к Медвежонку пришёл Волк.

4) Капля дождя сползла по шершавому смородиновому листу за ухо смородиновому кусту.

А теперь можете сами потренироваться. Предлагаем предложения для разбора и анализа.

1) Туча по небу плывёт – брюхо по холмам волочится.

2) Осень собралась уйти, а не может: привязали её к земле тысячи мокрых верёвочек.

3) Яблоко даже люди не берут – любуются.

4) Кажется, слышишь: пощёлкивая о верхушки деревьев, катится красное солнце…

5) Когда они снова сели за стол, в дверь постучали и вошёл Ёжик со своим Солнечным Зайцем.

6) Медвежонок первым забрался на облако; Ёжик забрался следом, сладко зевнул и лёг в ромашках.

7) Ёжику захотелось вдруг сделать что-то совсем необыкновенное: ну, скажем, взобраться на небо и принести звезду.

8) Мороз разукрасил окошко разными узорами, и Ёжику время от времени приходилось залезать на подоконник, дышать и тереть лапой замёрзшее стекло.

9) И на грудь Ёжику повесили три гриба-лисички, и они весело засветились - такие они были рыжие.

10) Я, как узнал, что ты объелся снегом - сразу перетащил все свои припасы к тебе...