Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока. Абу-ль-Фарадж

Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Абу-ль-Фарадж

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым. Д. Аддисон

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. А. Барбюс

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. В. Г. Белинский

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. У. Блейк

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом. Г. Бокль

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают. Г. Бокль

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. П. Бошен

Источник истинного знания - в фактах! П. Буаст

Образование - клад, труд - ключ к нему. П. Буаст

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Ф. Бэкон

Знание есть сила, сила есть знание. Ф. Бэкон

Знание и могущество - одно и то же. Ф. Бэкон

Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то мы и думаем. Сюда направлена работа мысли, и направлена она может быть только сюда. П. Валери

Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим. Вергилий

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения. Л. Вовенарг

Дух подвластен тому же закону, что и тело - невозможности существования без постоянного питания. Л. Вовенарг

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний. Л. Вовенарг

Немалое достоинство состоит в том, чтобы признать невежеством то, что другие почитают знанием, и открыто признавать, что ты не знаешь того, чего действительно не знаешь. П. Гассенди

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. К. Геббель

Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Г. Гегель

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К. Гельвеций

Всезнайство уму не научит. Гераклит

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен

Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы. А. И. Герцен

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память. И. Гёте

Научиться можно только тому, что любишь. И. Гёте

Опыт - вот учитель жизни вечной. И. Гёте

Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост. И. Гёте

Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни. И. Гёте

Чего не понимают, тем не владеют. И. Гёте

Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем. И. Гёте

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. И. Гёте

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. А. Гончаров

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения. М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого - не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное. М. Горький

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький

Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде, молодежь должна неутомимо вооружаться знаниями. М. Горький

Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах. М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим. М. Горький

Чем больше знает человек, тем он сильнее. М. Горький

Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать. М. Горький

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу. А. С. Грибоедов

Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачнее настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Знание - спутник человеку на пути его любом. Д. Гурамишвили

Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эги вида познания дополняют друг друга. В. Гюго

Обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его. В. Гюго

Истинное лекарство от всех страданий - это увеличение деятельности ума, души, что достигается увеличением образования. Ж. Гюйо

После хлеба самое важное для народа - школа. Ж. Дантон

Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться. Р. Декарт

Многие многознайки не имеют ума. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит

В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у которого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех. У. Джеймс

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства. Д. Дидро

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег

Неправильное знание хуже, чем незнание. А. Дистервег

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. А. Дистервег

Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. А. Дистервег

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. А. Дюрер

Образование - лицо разума. Кабус

Социализм - это общество науки и культуры. И чтобы быть достойным членом социалистического общества, надо много и хорошо учиться, надо много знать. М. И. Калинин

Ложная ученость хуже невежества. Невежество - это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость - это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно. Ч. Канту

Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей. Т. Карлейль

Ученость есть сладкий плод горького вина. Катон Старший

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом зиаешь? Квинтилиан

Знании нужны в жизни, как винтовка в бою. Н. К. Крупская

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас

Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила! В. И. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше. В. И. Ленин

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В. И. Ленин

Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. В. И. Ленин

Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. В. И. Ленин

Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. В. И. Ленин

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок. В. И. Ленин

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

К знанию нет торных столбовых дорог: тут приходится каждому самому трудиться и взбираться наверх, как бы хорош ни был путеводитель. В. Либкнехт

Равномернее распределение просвещения представляет собой требование культуры. Лишь тогда, когда народ завоюет политическую власть, перед ним раскроются врата знания. Без власти нет знания для народа! Знание - сила! Сила - знание! В. Либкнехт

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов. Г. Лихтенберг

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г. Лихтенберг

Человек родился быть господином, повелителем, царем природы! Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением. Н. И. Лобачевский

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. Д. Локк

Ничто так человека не учит, как опыт. А. С. Макаренко

Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого. Д. И. Менделеев

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д. И. Менделеев

И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. И. И. Мечников

Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли. У. Мизнер

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. М. Монтень

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. Ш. Монтескье

Человек стремится к знанию, и как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен

Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И. П. Павлов

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. К. Г. Паустовский

Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. К. Г. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Ф. Петрарка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д. И. Писарев

Знание, и только знание делает человека свободным и великим. Д. И. Писарев

Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на обществе неизмеримо важнее первого. Д. И. Писарев

Общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством. Д. И. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю». Д. И. Писарев

Круглое невежество - не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон

Так как человеческий ум может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой, то развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности. Г. В. Плеханов

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование. Протагор

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется. Д. Н. Прянишников

Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо. Публилий Сир

Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды. А. Н. Радищев

К знанию мы должны относиться так же, как и к пище. Мы не живем для того, чтобы знать, как не живем для того, чтобы есть. Д. Рескин

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий. Р. Роллан

Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай. Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Н. А. Рубакин

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н. А. Рубакин

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек - это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек видит разные стороны там, где человек темный не видит их, а видит лишь какую-нибудь одну и по ней судит о всех прочих. Н. А. Рубакин

Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине, и в течение всей своей жизни. Н. А. Рубакин

Знания - броня от всех бед. А. Рудаки

Талант и знанья - яркий свет, без них из тьмы исхода нет. А. Рудаки

Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж.-Ж. Руссо

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Саади

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным. Сенека Младший

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло.

Высказывания и афоризмы о бедности и богатстве.

Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо -
Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Омар Хайям

В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем.

Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только умерь свою жадность.

Гельвеций К.

Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

Конфуций

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.

Демокрит

До рождения ты не нуждался ни в чем,
А родившись, нуждаться во всем обречен.
Только сбросишь гнет постыдного тела,
Снова станешь свободным, как Бог, богачом.

Омар Хайям

Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое.

Скитальца и нищего встретив, не обходи.

Если бедность - мать преступлений, то недалекий ум - их отец.

Лабрюйер Ж.

Бедный повержен везде.

Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого.

Нет более справедливого дохода, чем тот, который принесут земля, небо, год.

Плиний Младший

Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями.

Иоанн Дамаскин

Они нуждаются, обладая богатством, а это самый тяжкий вид нищеты.

Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.

Вовенарг

Мирские блага, являясь обманом, фальшью и вымыслом, по природе своей непостоянны.

Ас-Самарканди

_________________________________________________________

Невозможно благополучие во всех отношениях. (Гораций (Квинт Гораций Флакк))

Богатство и бедность - разные миры одной планеты. (Леонид С. Сухоруков) БЕДНОСТЬ

Бедность есть испытание богача, а богатство - испытание бедняка. (Бауржан Тойшибеков) БЕДНОСТЬ

Лучше наставить одну душу, нежели владеть всем, что есть на земле. (Неизвестный автор) ДУША

Богат - бедный деньгами, ибо его помыслы богаче. (Неизвестный автор)

Некоторые богатства тяжелы от пролитых человеческих слез, как плохо убранный урожай тяжел от несвоевременных дождей. (Джон Рескин)

Скупые богачи, замыкающие доходы свои в сундуках, похищают у общества часть его состояния. (Федор Николаевич Глинка)

Не всё золото, что блестит. (Неизвестный автор)

Пока богатство еще не приобретено, стремление к нему изнуряет, будучи же приобретено, оно изводит заботами, когда же оно утрачено, мучает тоска по нем. (Демокрит)

Кому всегда мало, тот всегда нищ. (Эриан Шульц)

Каждый человек - творец собственного благополучия. (Ричард Стиль (Стил))

Я всегда довольствовалась тем, что у меня было, и словно белка прятала свои желуди. Иногда желудей было больше, иногда меньше. Но еще не было случая, чтобы у меня не осталось ни одного. (Одри Хепберн)

Ах, как это сложно иметь миллион!!! ("Приключения Фунтика"). (Неизвестный автор)

Истинное богатство не в громадном достатке, а в разумном его употреблении. (Наполеон)

Мы никогда не понимаем, какие сокровища перед нами, потому что люди вообще не верят в сокровища. (Пауло Коэльо)

Присвоение богатства обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности. (Карл Маркс)

Даже у миллионера бывает иногда какая-нибудь заветная мечта. Например, стать миллиардером. (Бауржан Тойшибеков) МЕЧТА

Иная нищета - это чьё-то богатство, а иное богатство - чья-то нищета. (Леонид С. Сухоруков)

Излишество - это бедность при богатстве или богатство при бедности? (Константин Кушнер)

Довольствоваться малым трудно, довольствоваться большим еще труднее. (Мария фон Эбнер-Эшенбах)

Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым. (Стендаль (Анри-Мари Бейль)) СЧАСТЬЕ

Пресыщение рождает наглость, когда человеку дурному выпадает на долю счастье и когда человек этот не обладает здравым умом. (Феогнид)

Богатство - это сбережения многих в руках одного. (Юлиан Тувим)

Как от накопления знаний ума не прибавляется, так и от богатства счастливей не становятся. (Константин Кушнер) ЗНАНИЕ

______

Никакое добро не лучше друга. (Менандр)

Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход. (Марк Туллий Цицерон)

Консенсус между сытым и голодным, богатым и бедным - нонсенс. (Константин Кушнер) МНЕНИЕ

Благо отдельного человека или отдельной нации связано с общим благом для всех. (Анри Барбюс)

Есть три способа использования богатства - деяние, наслаждение и разрушение. (Бхартрихари)

Грабь, хватай, копи, владей - все придется оставить. (Марк Валерий Марциал)

Накопленное богатство может служить, но может и порабощать. (Гораций (Квинт Гораций Флакк))

Богатые гонятся за богатством, бедные - за богатыми. (Томас Фуллер)

Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку. (Василий Великий (Василий Кесарийский))

Богатство - хорошая служанка, но негодная любовница. (Фрэнсис Бэкон)

Во всяком цивилизованном государстве богатство священно; в демократических государствах священно только оно. (Анатоль Франс)

Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо - когда повелевает нами. (Фрэнсис Бэкон)

В рамках помощи слаборазвитым странам деньги бедных людей из богатых стран попадают к богатым людям в бедных странах. (Неизвестный автор)

Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод. (Марк Туллий Цицерон)

Какой муж лучше - бедный или богатый? Выйдешь за бедного - у тебя кроме мужа, ничего не будет. А выйдешь за богатого - у тебя будет все, кроме мужа. (Константин Мелихан) СЕМЬЯ

Ни одна, даже самая яркая жемчужина не стоит того, чтобы из-за нее утонуть. (Неизвестный автор) ЦЕЛЬ

Достаток в старости – продление молодости. (Чарлз Лэм) ВОЗРАСТ

Заботы о личном благе вполне естественны, и нельзя их скидывать со счетов. Но если заботиться только об этом, пренебрегая общественным благом и защитой всего человеческого общества, жизнь станет постыдной, мелкой и - прямо скажу - гнусной. (Ромен Роллан)

Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобретают его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого - сделка принесла бы нам лишь убытки. (Жан де Лабрюйер) ЗАВИСТЬ
___________________________________________________________________

Жажда золота иссушает сердца, и они замыкаются для сострадания, не внемлют голосу дружбы, кровные узы порываются, люди томятся лишь по богатству и способны продать все, вплоть до человечества. (Жан Поль Марат)

Богатство порождает скупость и наглость. (Эврипид)

Мирские блага, являясь обманом, фальшью и вымыслом, по природе своей непостоянны. (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди)

Те, кто стремится лишь к обогащению, не желают верить, что есть у людей блага выше тех, за которые держатся они. (Арбитр Гай Петроний)

Кто умеет довольствоваться малым, тот богат. (Карло Гольдони)

Наивысшее богатство можно обрести и потеряв все деньги. (Леонид С. Сухоруков)

В меду тонет больше мух, нежели в уксусе. (Народная мудрость)

Пусть мудрецы решатся презирать богатство. (Марк Туллий Цицерон)

Кто берет от жизни все, тому все мало. (Константин Кушнер)

Не разбогатев не узнаешь, сколько у тебя бедных родственников. (Неизвестный автор) ДЕНЬГИ БЕДНОСТЬ

В наш век роскоши мы дошли до того, что нанимаем посторонних людей для совершения за нас добрых дел. (Джон Стюарт Милль) ДОБРО

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, - приобретай сегодня. (Фома Аквинский) ЗНАНИЕ

В этом темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится. (Омар Хайям)

От богатства родится пресыщение, от пресыщения - спесь. (Солон)

Деньги приходят и уходят, а духовное богатство остается. (Константин Кушнер) ДЕНЬГИ

Люди не хотят быть богатыми; люди хотят быть богаче других. (Джон Стюарт Милль)

Богатый человек не тот, у кого есть больше всех, а тот кому меньше всех нужно. (Неизвестный автор)

Крайне трудно уберечь то, что нравится многим. (Публилий Сир)

Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть. (Генри Уорд Бичер)

Сколько людей, в постоянных хлопотах, неутомимо, как муравьи, с утра до вечера заняты увеличением уже существующего богатства; им чуждо все, что выходит из узкого круга направленных к этой цели средств: их пустая душа невосприимчива ни к чему иному. (Артур Шопенгауэр)
____________________________________________________________________

Лень есть дочь богатства и мать бедности. (Поль Декурсель) БЕДНОСТЬ

Если мы распоряжаемся своим богатством, то мы богаты и свободны; если же наше богатство распоряжается нами - то беднее нас нет. (Эдмунд Бёрк)

Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот беден. (Демокрит) БЕДНОСТЬ

Богатый муж везде знаем и на чужой стороне друзей имеет, а бедный и в своей стороне ненавидим ходит. (Даниил Заточник)

Чтобы составить себе состояние, в особенности большое, нужен ум особого склада: не сильный, не острый, не обширный, не возвышенный, не свободный, не тонкий. (Жан де Лабрюйер)

Тот, кто вчера ходил пешком, сегодня гарцует на коне, а тот, кто вчера гарцевал на коне, сегодня ходит пешком. (Бауржан Тойшибеков)

Богатство - возможность удовлетворения потребностей, которые нам навязаны.

Если вам сказали, что мое богатство нажито тяжким трудом, спросите: "Чьим трудом?". (Неизвестный автор)

Не люблю обладать половиной чего-то, лучше быть среди совсем неимущих, тогда мне будет принадлежать хотя бы моя душа. (Роберт Вальзер)

Человек всегда должен задумываться над тем, на сколько у него больше имущества, чем ему необходимо, и насколько несчастнее он может стать в будущем. (Джозеф Аддисон)

Тот, кто много накопил, многого лишится. (Хун Цзычэн) ДЕНЬГИ

Так жизнь, возведя человека на вершину благополучия, продолжает и там дразнить и мучить его. Впереди всегда остается что-то недосягаемое, вечный соблазн и вечная неудовлетворенность. (Драйзер Теодор)

Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого. (Солон)

Кратчайший и вернейший способ составить себе состояние - это дать людям понять, что им выгодно делать вам добро. (Жан де Лабрюйер) ДОБРО

Богатство - только одно из средств к счастливой жизни, а они превратили его в единственную цель существования. (Анатоль Франс)

Не мучь безмерно душу каждый час
Исканьем в мире власти и богатств. (Абдуррахман Нуреддин ибн Ахмад Джами) ВЛАСТЬ

Прежде, чем попасть под золотой дождь, помни: золото тяжелее свинца почти в три раза! (Леонид С. Сухоруков)

Закономерность. Чтобы один разбогател, тысячи должны обеднеть. (Леонид Крайнов-Рытов)

Иной купается в шампанском, а другому и помыться негде. (Константин Кушнер)
___________________________________________________________________

Склонность к удобствам в человеке хуже любого другого зла в жизни. (Иммануил Кант)

Кто обладает всем, тот ни чем не наслаждается. (Пьер Буаст) УДОВОЛЬСТВИЕ

Быть богатым отнюдь не означает быть счастливым, как обладать женщиной отнюдь не означает любить ее. (Антуан де Ривароль)

Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде. (Плутарх)

Богат тот, кто считает себя таким с тем, что у него есть. (Пьер Буаст)

Сокровища сегодня раздавай,
Назавтра все смотри не потеряй. (Муслихаддин Саади)

Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро будешь продавать то, что тебе необходимо. (Бенджамин Франклин) ТОРГОВЛЯ

Бриллианты нельзя есть! (Роштильд)

Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо - от души и разумения, а богатство средств - у многих от простого случая. (Биант)

Мое богатство состоит в том, что я делаю, а не в том, что я имею. (Томас Карлейль) ДЕЛО

Если бы на небесах богатство почиталось ценностью, его бы не давали таким негодяям. (Джонатан Свифт)

Тенденция осуждать прибыль проистекает из средневекового воззрения, согласно которому прибыль одного человека означает убыток для другого. (Уолтер Ристон) УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЬГИ

Богатство и знатность не приносят никакого достоинства. (Сократ)

Ничто не вечно под луной, смысл бренности не скроешь,
Зачем сокровища копить - не станет и сокровищ. (Ибн Сина)

Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться. (Михаил Васильевич Ломоносов) ВОЗРАСТ

Одни купаются в роскоши, а другим и помыться негде. (Константин Кушнер)

Посулами всякий может быть богат. (Овидий (Публий Овидий Назон))

Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче. (Иоанн Златоуст (Хрисостом))

Самый простой способ выиграть войну против бедности - перестать делать вид, будто мы богаты. (Американская поговорка) ВОЙНА

Если хочешь потерять друга, - сделай ему дорогой подарок. (Неизвестный автор) ДРУЖБА

Коль скоро богатство - это власть, всякая власть неизбежно, тем или иным способом, прибирает к рукам богатство. (Эдмунд Бёрк) ВЛАСТЬ

Основная тема сборника цитаты о людях и человечестве знаменитых и неизвестных авторов:

  • Я органически, злобно ненавижу людей, которые под беспощадными ударами жизни начинают выть и кидаться в истерику по углам. Н. Островский
  • Большинство людей больше живет по моде, чем по разуму. Г. Лихтенберг
  • Чем больше познаешь людей, тем больше хочется общаться только с домашними животными. В. Зубков
  • Бывают люди - растения, люди - звери, люди - боги. Жан Поль
  • Умный многому сумеет научиться у врага.
  • Бывают люди с умом сияющим и люди с умом сверкающим: первые просветляют, последние же ослепляют. М. Эбнер-Эшенбах
  • Умные люди - это те же пахучие цветы; один приятен, а от целого букета болит голова. Б. Ауэрбах
  • Бывают люди, которым нужно лишь показать, где истина, и они устремляются к ней с простодушным и трогательным изумлением: они дивятся, как это столь очевидная вещь (если, конечно, кто-то сумел убедить их, что она очевидна) не открылась им раньше. Н. Шамфор
  • Уменьшить массу человеческих страданий и увеличить массу человеческих наслаждений. К этой цели клонились всегда сознательно и бессознательно, прямо и косвенно все усилия всех умных и честных людей. Д. Писарев
  • Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры. О. Бальзак
  • У недалеких и самолюбивых людей бывают моменты, когда сознание, что они несчастны, доставляет им некоторое удовольствие, и они даже кокетничают перед самими собой своими страданиями. А. Чехов
  • Бывают отлично одетые глупцы, бывают и принаряженные глупости. Н. Шамфор
  • Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. Леонардо да Винчи
  • В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах - такими, какие они есть. Н. Шамфор
  • Сколько людей, столько и мнений. Теренций
  • Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках. Б. Фонтенель
  • Серость не может воспламениться, но может раскалиться до фанатизма. М. Эбнер-Эшенбах
  • Все мещанские добродетели - надежный щит от требований мирно текущих будней: осмотрительность, рвение, здравомыслие - все они беспощадно тают в пламени одной-единствен-ной решающей секунды, которая открывается только гению и в нем ищет свое воплощение. С. Цвейг
  • Сенека Младший
  • Всегда обнаружится изрядное количество людей безответственных, равнодушных, ленивых, привыкших существовать на авось, не думая о завтрашнем дне. Перекантуются как-нибудь на подхвате. За счет куска с богатого стола. Эти люди неисправимы и неистребимы, они были, есть и будут. И чем зажиточней общество, тем таких бездельников (в разной форме) становится больше. В. Успенский
  • От природы люди вовсе не враги друг другу. Ж. Ж. Руссо
  • Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен. Ж. Лабрюйер
  • Обывательский здравый смысл - плохой судья, когда дело идет о важных предметах. Плутарх
  • Есть люди с таким болезненным самолюбием, что считают унижением для себя даже то, что их обошла эпидемия. К. Хаббард
  • Низменные люди испытывают огромное удовольствие, когда находят недостатки и безрассудные поступки у великих людей. А. Шопенгауэр
  • Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы они собирались умереть завтра. Аристотель
  • Нет такого мешанина, который в пору мятежной юности хотя бы один день, хотя бы одно мгновение не считал себя способным на глубокое чувство, на смелый подвиг. Г. Флобер
  • Есть люди, в которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных добродетели. В. Кпючевский

  • Немало людей, похожих на мелкие модные лавки, в которых весь товар выставлен напоказ в витрине. Б. Ауэрбах
  • Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий. П. Кальдерон
  • Некоторые люди, подобно многим индейским деревьям, прячут под наружными колючками и тернистой скорлупой мягкий ценный плод своего человеколюбивого сердца. И. Рихтер
  • Есть люди, которые всю свою жизнь не могут отвыкнуть от своей молодости. С. Джонсон
  • Многие стремятся повидать то, что за морями, а тем, что у них перед глазами, пренебрегают. Плинии Младший
  • Есть люди, которые знают, есть люди, которые думают, что они знают. Однако в душе они верят, что относятся к числу первых.
  • Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться. Ф. Ларошфуко
  • Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями. И. Гёте
  • Многие люди, слабые от природы, делаются совершенно дрянью оттого, что не умеют быть самими собою и ни в чем не могут отделиться от общего хора, поющего с чужого голоса. Д. Писарев
  • Есть люди, которые полагают, что все, что делается с разумным видом, разумно. Г. Лихтенберг
  • Многие люди принимают свою память за интеллект и свои взгляды - за факты. П. Массон
  • Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми. В. Ключевский
  • Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе. Козьма Прутков
  • Есть люди, которые так много говорят, что не только собеседника, но и себя не слышат. В. Зубков
  • Многие из тех, что при жизни возведены были на пьедестал, никогда не будут иметь статуи после смерти. П. Беранже
  • Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. П. Чаадаев
  • Мещане-собственники - люди прозаически-положительные. Их любимое правило: всякий у себя и для себя. Они хотят быть правы по закону гражданскому и не хотят слышать о законах человечества и нравственности. В. Белинский
  • Есть люди, которые, находясь в унынии или раздражении, любуются на свое состояние, даже гордятся им. Это все равно как, выпустив вожжи от лошади, которая несет тебя под гору, ты еще хлещешь ее кнутом. Л. Толстой
  • Мелочные люди не подвигаются вперед, подобно улитке, они ползут, высматривая, останавливаясь, и натыкаются на всякие предметы. П. Буаст
  • Есть люди, меняющие честь на почести. А. Карр
  • Мелкие людишки служат порой причиной ужасных бедствий. А. Франс
  • Есть люди, никогда не рассуждающие о том, что они должны были бы сделать, а рассуждающие лишь о том, что они сделали, как если бы рассудок имел глаза на затылке и мог видеть только то, что позади. Г. Филдинг
  • Про людей — только правду и только правду…
  • Мелкие люди умеют притворяться необычайно искусно. О. Бальзак
  • Есть люди, столь поглощенные собой, что, влюбившись, они ухитряются больше думать о собственной любви, чем о предмете своей страсти. Ф. Ларошфуко
  • Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме. М. Ломоносов
  • Есть люди, у которых нравственность остается нетронутой, точно материя, из которой они никогда не шьют себе платья. Ж. Жубер
  • Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят. Плутарх
  • Есть особая порода людей… они не могут пройти даже мимо голодного или самоубийцы без того, чтобы не сказать пошлости. А. Чехов
  • Людям, не слушающим советов, нельзя помочь. Б. Франклин
  • Есть по обращению два сорта людей. Одни - с тобою, очевидно, такие же, как и со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить или даже обласкать. Они говорят без увлечения, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения в противоположности - из учтивого делается грубый, из льстивого - оскорбительный, из доброго - злой. Л. Толстой
  • Людям свойственно с неохотой подчиняться тем, кого они считают незаслуженно поставленными начальниками над собой. Д. Вашингтон
  • Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше. М. Пришвин
  • Людям полезнее всего делать то, что способствует укреплению дружбы. Б. Спиноза
  • Естьлюди, которые как мостик, существуют для того, чтобы по нему перебегали другие. И бегут, бегут; никто не оглянется, не взглянет под ноги. А мостик служит и этому, и другому, и третьему поколению. В. Розанов
  • Людям не нравятся сплетни только в одном случае: когда сплетничают о них. У. Роджерс
  • Заурядный человек всегда приспосабливается к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным и относится ко всему пассивно. Г. Лихтенберг
  • Людям досадно, что правда всегда проста. И. Гёте
  • Иные люди отталкивают невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках. Ф. Ларошфуко
  • Людская злоба - а ей нет границ - в значительной степени состоит из зависти и опасений. А. Моруа
  • Иные люди считают себя глубокими, между тем как они просто пошлые. Ж. Д’Аламбер
  • Люди… ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле. Г. Плеханов
  • Иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. Эзоп
  • Люди, украшенные достоинствами, сразу узнают, выделяют, угадывают друг друга; если вы хотите, чтобы вас уважали, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения. Ж. Лабрюйер
  • Карлик, взобравшийся на плечи гиганта, может, конечно, видеть дальше него, особенно если вооружится очками; но на этой высоте ему недостает возвышенного чувства, сердца гиганта… Г. Гейне
  • Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги. П. Буаст
  • Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. Наполеон I
  • Люди, постоянно гонящиеся за все большими богатствами, никогда не находят времени пользоваться ими. Они смахивают на голодающих, которые все стряпают, но не садятся за стол. М. Эбнер-Эшенбах
  • Людей безрассудных больше, чем мудрецов, и даже в мудреце больше безрассудства, чем мудрости. Н. Шамфор

Кто стремится ко многому, у того многого и недостает.


Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель.

Ф. М. Достоевский


Дайте Кутону стакан крови. Он хочет пить.

П. Верньо


Вожди из детства моего!

О каждом песню мы учили,

пока их не разоблачили,

велев не помнить ничего.

Забыть мотив, забыть слова,

чтоб не болела голова.

Те, кто в чести и славе ныне,

Кто всем бросается в глаза,

Они не будут и в помине,

Их имена сотрет гроза...


Изучение биопсихики лидерства с помощью социальной психологии, психоанализа, социометрии, теории черт так и не позволило выявить стереотип вождя. Даже сила воли не относится к числу непременных качеств. Если стереотип тоталитарного лидера существует, то это, скорее всего, человек без черт, то есть человек, возвысившийся именно благодаря своей безликости. Ничтожные цари были во все времена, но только в эпоху масс безликость стала непременным качеством, которое при благоприятной ситуации делает одного из многих «отцом народа». Можно сказать так: из духа народных масс материализуется заурядная личность их «отца». Бесноватый - дух пивных Мюнхена, Ленин и Коба - дух «святых принципов» и подлости в государстве рабов.Нынешние сами себя позиционируют как простые парни из подворотни...


Как это ни парадоксально, вождизм - это почти всегда серость, заурядность, среднестатистичность, сиюминутность, ведь вождя надо понимать всем и сейчас. Вождь должен духовно соответствовать эвримену, каждому, средне-статистическому. Он не может ждать столетия, чтобы его поняли. Он должен или быть заурядным, или прикидываться таковым. Даже среди имиджей Наполеона главными были: «рубаха-парень» и «свой в доску». Наполеон не был заурядной личностью, но что великого, незаурядного, кроме Code civil * (* Гражданский кодекс Наполеона), он оставил потомству?


В виде исключения встречаются вожди квазиинтеллигентные и полуобразованные, однако это вредит им больше, чем приносит пользу, интеллигентность уменьшает силу и мощь убежденности, необходимой апостолу.


В эпоху масс вождей делает вождями примитивность. Колебания, раздумья, рефлексия с вождизмом несовместимы. Совокупность неразборчивости с непреклонностью - вот что порождает вождей. Трагедия эпохи масс заключается в том, что самые фанатичные и жестокие способны удерживать в повиновении такие гигантские империи, о каких не мечтали Цезари и Наполеоны.


Но как «медным лбам» удается обуздывать и унижать целые народы, множество талантливых и способных людей, как удается оболванить высоколобых, обесчестить весь человеческий род своими безумствами и преступлениями?


Говорят о харизме... Но какая в свинстве харизма? В харизме ли дело? В иррациональной ли силе суть?


Я не думаю, что есть однозначный ответ, как нет и эталона «отца». Но общие черты есть, их довольно много и отличие фюрера от фюрера - в пропорциях.


Важна не столько даже сущность, сколько умение «играть роль», «выразить нужду момента», «быть как все». Индивид с рыночной ориентацией, человек-флюгер с легкостью вырабатывает в себе качества, соответствующие спросу. Личность, ориентированная внутрь, а не вовне на это не способна и не может стать лидером йехуизированной массы. Самозванство неотделимо от общественного спроса на самозванцев.


Власть - особого рода наркотик, политическая токсикомания. Ориентированные на нее люди всегда должны быть «на взводе», должны накачивать себя и усыплять других. Власть всегда наркотична или эйфорична.


Серьезным заблуждением обыденного сознания является приписывание тоталитарным личностям «дьявольского синдрома» - того, что Эрих Фромм называл «иметь рога». До тех пор, пока мы будем думать, что все фюреры имеют рога, писал он, мы не сможем их разглядеть. Некрофилия, садомазохизм, аутизм, мегаломания, фанатизм, экстремизм - всё это лишь одна сторона вождизма, другая - в том, что это «средние люди», каких тысячи и тысячи и какие при благоприятных обстоятельствах, каковыми являются революции, войны или смутные времена, могут стать фюрерами.


Опасны не сами изуверы, но то, что каждый фюрер рождает тьму себе подобных, страшных даже не количеством, а еще большей мелочностью души.


Здесь необходима оговорка. Отличие обычных людей от такого сорта «героев» можно разглядеть на примере Раскольникова. Чтобы оправдать убийство процентщицы, он сближает себя с Наполеоном и требует себе права отменять и преступать законы. Тот, кто хочет «осчастливить» людей, должен без малейших раздумий и сомнений проливать кровь и убивать. Что отличает Раскольникова от них? Он не перестает страдать от угрызений совести. Совесть - вот та преграда, на которую натыкается его теория.


Как удается этим отверженным, закомплексованным, нередко психически нездоровым людям всколыхнуть огромные массы, внушить им свои идеи, толкнуть на дьявольское дело разрушения мира? Как там у Ивана Бунина?


И озверелые люди продолжают свое дьяволово дело - убийства и разрушение всего, всего! И всё это началось по воле одного человека - разрушение жизни всего земного шара...


В "Окаянных днях" И.Бунин попытался дать ответ на сакраментальный вопрос:

Бог шельму метит. Еще в древности была всеобщая ненависть к рыжим, скуластым. Сократ видеть не мог бледных. А современная уголовная антропология установила: у огромного количества так называемых «прирожденных преступников» - бледные лица, большие скулы, грубая нижняя челюсть, глубоко сидящие глаза.


Как не вспомнить после этого Ленина и тысячи прочих вплоть до нынешних?..


"А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметрическими чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья... И как раз именно из них, из этих самых русичей, издревле славных своей антисоциальностью, давших столько «удалых разбойничков», столько бродяг, бегунов, а потом хитрецов, босяков, как раз из них и вербовали мы красу, гордость и надежду русской социальной революции. Что же дивиться результатам?"


Оставим в стороне антропологию и антропометрию, ответ и так ясен: народные вожди - плоть от плоти... Это верный, но не полный ответ. Дело не во внешности - дело во внутренней сути: вожди зомбированных масс - не важно, правые или левые, нацистские или большевистские - это внутренне люди массы, ничтожные, ничего собой не представляющие, не способные выбрать себе земное поприще, не знающие, куда себя деть... Революции, массовые движения, смутные времена спасительны для них - они спасают от бесконечной внутренней пустоты, одновременно удовлетворяя безмерные внутренние притязания. Вот почему все они профессионалы этой несуществующей профессии «бунтаря», «революционера», разрушителя.


Главная разгадка феномена «вождя масс» в его абсолютном соответствии среднему человеку толпы. Речь идет именно о «золотой середине»: в меру - ничтожности, в меру - хватки; тот же конформизм, та же никчемность, тот же утопизм...


Ошибка большинства исследователей феномена фюрерства - представление их в виде неких чудовищ, одержимых крайними формами садизма, некрофилии, подверженных шизофрении или психопатии. Притом, что отклонения от нормы действительно существуют, в личностях Ленина, Сталина, Гитлера, Гиммлера и иже с ними преобладает не отклонение, а именно «норма», усредненность, среднестатистичность...


Когда в Израиле шел суд над похищенным моссадом в пригороде Буэнос-Айреса Адольфом Эйхманом главным уполномоченном на «окочательное решение еврейского вопроса», присутствующая на процессе Ханна Арендт с удивлением для себя обнаружила, что он был «страшно и ужасающе нормален»:


"Когда род его занятий вынуждал его убивать людей, он не считал себя преступником, потому что делал это не из своей склонности, но в силу своей профессии. Из чистого желания он никогда не обидел бы даже мухи".


Я уже несколько раз говорил об опасности «лучших учеников», имея в виду безмыслие «усвоения материала». Эйхман был напрочь лишен способности мыслить самостоятельно и выражать свои мысли на языке, свободном от усвоенных штампов и клише. Он принял фашистский строй мышления и «усвоенный материал» сделал его неспособным различать зло от добра.


Зло тоталитаризма не столько даже в изначально «злых» людях (хотя таковые, конечно, необходимы), зло тоталитаризма - в «банальности зла», в той простоте, с которой многие, лишенные способности критического мышления, принимают Верховную Версию, превращают ее в собственный строй мышления. Безмыслие - вот главный источник триумфального шествия тоталитаризма в век масс, коим это безмыслие свойственно, сродно, природно.


Знакомясь с признаниями наших эйхманов из кремлевской номенклатуры, я убеждаюсь в правильности диагноза: в один голос все эти замятины-загладины повествуют о «безмыслии», царившем в высших эшелонах власти до Политбюро включительно. Как «лучшие ученики», себя они из «широких масс» цековских работников исключают, что лишь увеличивает ответственность этих «образованцев».


Изучение биографии «садистов», «некрофилов» или «психопатов» в юном или молодом возрасте, когда еще не было и намеков на грядущие «божественность» и «величие», выявляет удивительное отсутствие свидетельств как чудовищности, так и малейших признаков одаренности. Предвзятым исследователям приходится буквально «высасывать из пальца» сначала признаки грядущей «гениальности» (при жизни фюреров), а затем - признаки патологии (после краха и смерти).


Так, биограф Гиммлера Б. Смит пишет:


"Не организация СС и не пост шефа тайной полиции Рейха, который в конце концов занял Гиммлер, волнуют нас больше всего, а пытки и уничтожение миллионов человеческих существ. Невозможно найти этому объяснение в детских и юношеских годах Гиммлера".


Среди них очень часто попадаются вегетарианцы, трезвенники, аскеты, тяготеющие к железным кроватям и «жизни солдата». Впрочем эта солдатская жизнь обходится государству гораздо дороже королевской, а сам аскетизм носит демонстрационный характер, за которым скрывается неистовое дионисийство и сатириаз. Только у самых-самых, то есть больше всего любящих человечину и власть, вегетарианство и любовь к железу носят непоказной характер.


Довольно высок процент эпилептиков, параноиков и пожирателей ковров. Впадая в пароксизм, они бесчинствуют, катаются по полу, брызжут пеной, наводя страх на окружающих. Но гораздо чаще это индивиды пограничного состояния, фанатики, психика которых находится между здоровьем и болезнью. Почти все они калибаны - маньяки, живущие в вымороченном мире своей болезненной фантазии и не имеющие адекватного представления о реальности. Как там у Николая Бердяева? -


"Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что всё мировое зло в евреях, масонах, большевиках или еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя. Это замечательное явление человеческого рабства".


«Двойное дно», постоянное лицедейство, разительное расхождение между подсознательными импульсами и словами, сутью и «имиджем» играют при анализе личностей палачей и садистов гораздо большую роль, чем патологии, психические отклонения или паранойя. В большинстве своем это вполне здоровые с психической точки зрения индивиды, которых еще большими нелюдями делает вопиющее противоречие между провозглашаемыми идеалами и собственной глубинной сутью. Все они без единого исключения - «миротворцы», «отцы нации» и «спасители человечества» от всяческих скверн.


Гиммлер может служить хорошим примером расхождения между «имиджем» и реальностью, которое мы наблюдаем и у многих других политических деятелей: будучи безжалостным садистом и трусом, он выступал под маской доброго, верного и смелого человека.


«Спаситель» Германии Гитлер, «любивший» свою родину превыше всего на свете, в конце концов оказался готов разрушить не только весь мир, но и саму Германию.


«Отец народов» Сталин тоже почти разрушил страну, населенную этими народами, и довел их сознание до полного морального разложения.


Еще одним выдающимся примером такого рода лжи был Муссолини: всегда игравший роль агрессивного смельчака, настоящего мужчины, девиз которого «Жить опасно», он был в действительности исключительным трусом. Анжелика Балабаноф, работавшая в редакции «Аванти» в Милане в тот период, когда Муссолини был еще социалистом, рассказывала, что, по словам врача, бравшего у Муссолини кровь для анализа, он встречал немного мужчин, которые бы испытывали в этой ситуации такой панический страх. Больше того, Муссолини каждый вечер дожидался ее, чтобы вместе возвращаться из редакции домой, так как боялся идти один по улицам. Он говорил, что боится «каждой тени и каждого дерева». (В тот период ему еще совершенно ничего не могло угрожать). Есть и много других примеров, демонстрирующих его трусость...


То, что обычно именуют «железной волей» вождей, на самом деле является дьявольскими страстями, сжигающими их изнутри, заставляющими любой ценой искать пути их удовлетворения. Ленин совершил невозможное: вначале революцию, казалось бы, совершенно ненужную и не имевшую после февраля 1917-го оснований, затем - победил в абсолютно проигрышной гражданской войне. Что это было - «железная воля», «гениальная стратегия», «сверхчеловеческое предвидение»? Нет, - грандиозная, не имеющая прецедентов воля к власти, которую он даже и не пытался скрывать. Те, кто внимательно читал его политические агитки и письма 1917-го и последующих годов, не нуждаются в подтверждении этого тезиса.


Любопытно, что другой человек, которому тоже приписывают «железную волю» - я имею в виду Гитлера - на самом деле был невероятно нерешительным, и это одна из причин его поражения во второй мировой войне. Что до побед - Ленина и Гитлера, - то и здесь проявились ненасытная воля к власти, фантастические устремления, дар убеждения и благоприятная политическая реальность, способствующая захвату власти.


"Слабость воли Гитлера проявлялась в его нерешительности. Многие из тех, кто наблюдал его поведение, отмечают, что в ситуации, требующей принятия решения, его вдруг начинали одолевать сомнения. У него была привычка, свойственная многим слабовольным людям, дожидаться в развитии событий такого момента, когда уже не надо принимать решения, ибо его навязывают сами обстоятельства. Гитлер умел манипулировать обстоятельствами, чтобы нагнетать обстановку: он подбрасывал в топку побольше дров, перекрывал все пути к отступлению и доводил ситуацию до точки кипения, когда он уже вынужден был действовать так, как действовал. Таким образом, мобилизуя всю свою изощренную технику самообмана, он избегал необходимости принимать решения. Его «решения» были в действительности подчинением неизбежности свершившихся фактов, но не актами воли".


Для объяснения действий «великих вождей» Э.Фромм ввел понятие иррациональной воли - самосжигающей страсти, подчиняющей себе все действия таких людей.


Э.Фромм: "Вглядываясь в это характерное для личности Гитлера сочетание слабой воли с потерей чувства реальности, мы неизбежно приходим к вопросу, действительно ли он стремился к победе или бессознательно, вопреки очевидным его усилиям, действия, которые он предпринимал, были направлены к катастрофе. Некоторые весьма проницательные исследователи склонны отвечать на этот вопрос утвердительно".


К.Буркхардт: "Мы не выйдем за границы здравого смысла, предположив, что сидевший в нем мизантроп нашептывал ему то, в чем он был всегда бессознательно абсолютно уверен: что его, причем именно его лично, ожидает ужасный, бесславный конец. 30 апреля 1945 г. это опасение стало реальностью".


Видимо, наряду с обычным суицидом, обусловленным абсолютным разрывом связей с жизнью, имеется специфическая, «фюрерская» его форма - бессознательная страсть к саморазрушению, сопровождаемая желанием «прихватить» с собой весь мир. «Существует богатый клинический материал, демонстрирующий, что люди могут стремиться к саморазрушению, несмотря на то, что их сознательные цели являются прямо противоположными».


Неотъемлемым качеством фюрерства является авантюризм, подсознательная тяга к игре, феномен «рулетки», ставка в которой - мир, жизнь миллионов.


Гитлер был игроком. Он играл жизнями всех немцев, играл и своей собственной жизнью. Когда всё было потеряно и он проиграл, у него не было особых причин сожалеть о случившемся. Он получил то, к чему всегда стремился: власть и удовлетворение своей ненависти и своей любви к разрушению. Этого удовлетворения поражение у него не отнимало.


Много написано о патологических аспектах гениальности и значительно меньше о шизофренических аспектах вождизма. Между тем еще Лев Выгодский обнаружил, что шизофреники склонны к абстрактному мышлению, но при этом «центральным моментом их мышления является тенденция к наглядному примитивному типу течения интеллектуальных процессов». Я полагаю, что существует внутренняя связь между абсолютной рационализацией мира и бессмыслицей: в своей патологической тяге облагодетельствовать, рационализировать, распланировать мир утописты, коммунисты, вожди, шизофреники «в огромном количестве только и продуцируют что сплошную бессмыслицу».


Главной опасность для человечества, считает Э.Фромм, является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычной властью. Культура для того и необходима человечеству, чтобы оградить себя от неограниченной власти, которой рано или поздно воспользуется этот человек. Увы, этот типаж совсем не легко разглядеть до его прихода к власти.


Э.Фромм: "Мы почему-то считаем, что порочный, склонный к разрушению человек должен быть самим дьяволом и выглядеть как дьявол. Мы убеждены, что у него не может быть никаких достоинств и что лежащая на нем каинова печать должна быть очевидной и различимой для каждого. Такие дьявольские натуры существуют, однако они чрезвычайно редки. Как мы уже имели возможность убедиться, деструктивная личность демонстрирует миру добродетель: вежливость, предупредительность, любовь к семье, любовь к детям, любовь к животным. Но дело даже не в этом. Вряд ли найдется человек, вообще лишенный добродетелей или хотя бы благих порывов. Такой человек находится на грани безумия или, что в принципе то же самое, является «моральным уродом». Пока мы не откажемся от лубочного представления о пороке, мы не научимся распознавать реального зла".


Представлять Ленина, Сталина или Гитлера только нелюдями, значит утратить способность распознавать грядущих вождей, еще не успевших проявить свою разрушительность. В том-то и заключается их опасность, что они обладают чудовищной способностью к мимикрии. Типичными признаками грядущей дьявольщины, кстати, унаследованными у самого Сатаны, являются как раз не сера и адский огонь, а предлагаемые райские кущи. Пора понять, что наибольшего опасения заслуживают не явные бесы, а «невидимки», вышедшие из подворотен. Вот почему я инстинктивно напрягаюсь, сталкиваясь с очередной риторикой о гуманизме, патриотизме, спасении родины и благе народа...


Им свойственно полное бессердечие, отсутствие сострадания, звериный эгоцентризм, нарциссизм, то есть все те качества, которые сильно развиты также у преступников. Фанатизм рождает в них чувство цезаризма, избранности. Все фюреры считают, что лучше других разбираются во всех вопросах бытия, причем знание им заменяет примитивная идеология, в которую, как в прокрустово ложе, они втискивают всё богатство и все противоречия мира.


Огюст Мирабо говорил о Робеспьере: «Он далеко пойдет: он верит всему, что говорит».


Маниакальность и фанатизм - непременные спутники фюрерства. Некрофилия, садо-мазохистские наклонности, мегаломания, мания преследования, деформированное восприятие реальности - норма для «вождя масс». Почти все они ощущают себя центральными фигурами мирового процесса, явлениями, разделяющими историю на две части: до и после них. Как и мировой процесс, они надэтичны. Из-за одномерности сознания авторитарные личности крайне самонадеянны, тяготеют к крайностям, нетерпимы к инакомыслию, лишены сомнении, абсолютно убеждены в необходимости всеобщего ранжира. Чувство собственной непогрешимости наполняет их уверенностью в том, что они не только владеют всей истиной, но и непрерывно творят ее сами.

Усвоив набор плоских банальностей, они полагают, что проникли в тайны мировой мудрости.


Маниакальная вера в примитивную «идею» имеет страшные последствия: погибая, такие индивиды стремятся прихватить с собой на тот свет весь мир, не понявший их.


У большинства такого рода homo maniacus патологически развитое себялюбие, верным признаком которого являются непрерывные разглагольствования о своих планах и идеях. Мир для них - только способ реализации их фанатических доктрин *. (* Психиатры и психологи, например, Лоостен, Месье-Альбер, Хирш, Бине-Сангле, пришли к выводу, что депрессивные психические расстройства присущи также и великим гуманистам, но мессианство последних носит ярко выраженный этический характер, тогда как мессианство фюреров всегда античеловечно).


Другой стороной нарциссизма является аутизм, отсутствие живых связей с другими людьми, неспособность к товариществу. Сотрудничество здесь замещается соратничеством, то есть ратностью, то есть рать-на-ратностью. Они полностью лишены чувств приязни и доверия, дружбы, доброй воли. По этой же причине разные фюреры ненавидят друг друга, как вожаки свор, унюхавшие соперника. «Друзья» для них неотрывны от врагов и поэтому всегда - первые жертвы. Очень сильно развит иррационализм и самообожествление - до полной утраты связи с реальностью. Пример - полное отрицание Сталином всей информации о войне из-за абсолютной веры в своего «демона».


Вождей и утопистов объединяет одна страшная черта: они приспосабливают мир к собственной фантазии о нем, не подчиняются законам жизни, а пытаются подчинить их себе. Мир должен быть только таким, каким он представляется земному божеству.

Все вожди живут в ирреальном, фантастическом мире, созданном их сознанием, не пропуская в него никакую информацию, способную их мир поколебать. Неумение воспринимать многообразие реальности, способность слышать только желаемое, бессознательное самозашоривание - характерные свойства фанатизма, являющегося непременным признаком феномена вождя.


Маниакальная одномерность мировидения препятствует фюрерам извлекать уроки из допущенных ошибок. Им проще называть черное белым, чем признаться в просчете. Умные умнеют, дураки глупеют, эти же не меняются, именно это качество чаще всего и приводит «хозяев бытия» к краху.


Причина упадка при всех тираниях - одномерность и примитивность, навязанные всем. Маньяк, добившийся власти, ориентирован на подавление любого инакомыслия. У фюрера, думающего за всех, могут получиться неплохие солдаты, которым думать не положено, но не может образоваться отличное общество. Бдительность может развить страх, но не способна предотвратить упадок, этот неизбежный спутник мономышления.


К человеческим, а точнее - к бесчеловечным качествам этого психофизического типа относятся вероломство, жестокость, беспощадность, бесстыдство, наглость, неприкрытое или камуфлируемое изуверство. Людей здесь измеряют не иначе как миллионами, солдат - километрами фронта, народ - массами. Демиурги не терпят соперничества, а их сверхподозрительность ведет к тому, что малейшая оплошность или превосходство обрекают новых Арахней на судьбу пауков, прядущих свою клетку из собственных внутренностей. Вообще мифологическое скопище гнусных и непристойных тварей - все эти химеры, горгоны, сциллы, кентавры, гарпии, сирены, фавны - могут дать в уменьшительном стекле некоторое отдаленное представление о «величайших из великих».


Подлость, alias * (* Иначе говоря (франц.)величие или наоборот, величие, alias подлость. Все эти короли Убу, вооруженные тыквы - жестокие, жадные, подлые, лицемерные садисты, которые сначала лишают человека разума, а затем гонят его на убой. Вероятность стать фюрером или солдатским вождем пропорциональна кубу способности идти по трупам, так же как жестокость тиранов производна от их трусости и невежества.


Жестокость эта многолика. Сколько мы знаем экзальтированных некрофилов, пускающих мелодраматическую слезу, или убийц - образцовых отцов семейств, или садистов-меломанов... Сулла, как известно, рыдал, слушая рассказы о жестокостях заморских царей, а Ферийский тиран Александр не мог спокойно смотреть трагедии из опасения, как бы его сограждане не услышали вздохов по поводу страданий Гекубы или Андромахи, в то время как сам он, не зная жалости, казнил ежедневно множество людей.


Да, лицемерие и лживость не должны иметь никаких ограничений. Незадолго до расправы с конкурентом №1 «фюрер всех немцев» публично провозглашал: «мне хочется высказать благодарность тебе, мой дорогой Эрнст Рем, за незабываемые услуги, которые ты оказал движению, и объяснить тебе, насколько я благодарен судьбе, что могу назвать такого человека, как ты, моим другом и боевым соратником».


Обладая комплексом неполноценности, диктаторы нередко имеют повышенную чувствительность. Они трогательно любят цветы, собак и пасторальные фильмы из «народной жизни». Бесноватый десятки раз заставлял прокручивать фильм «Как бы я жил без тебя?», размышляя о своем народе. Вероятно, ответ народа - «гораздо лучше, чем с тобой» - расстроил бы его до глубины души.


Честолюбие вождей ненасытно, как сатириаз. Никакое могущество не удовлетворяет их.


К океану почестей необходим еще стакан: Нероны становятся артистами или поэтами, Коммоды - гладиаторами, бесноватые - художниками, Сосо - философами и литературоведами, наши многозвездные ублюдки - великими писателями, не умеющими читать.


Свидетель - социальный психолош Т.Шибутани: "Ориентированные на власть люди обладают идеализированной концепцией; они хотели бы выделяться во всем и расстраиваются всякий раз, когда их талантов оказывается недостаточно. Они пытаются господствовать над другими, оказавшись в подчиненном положении, они становятся повышенно чувствительными к ошибкам вышестоящих и извлекают из этого большое удовольствие".


Фанатики - это люди, которые отчуждены от самих себя. Фанатическая преданность гуманному делу очень часто уживается с полным безразличием к близким.


Они равнодушны к тому, что, казалось бы, должно составлять их главные интересы, даже к своему здоровью. Они безразличны к отрицательным оценкам критиков, отмахиваясь от них как от людей некомпетентных. Они создают некий идеал и служат ему, не принимая во внимание никаких смягчающих обстоятельств, даже недостатка способностей.


Успех не ослабляет их необычного честолюбия. Добившиеся успеха революционеры часто наносят ущерб делу внутренними раздорами; после многолетней совместной работы, направленной на ниспровержение старого порядка, они часто ссорятся между собой после того, как достигнута победа.


Каждый считает себя более ловким, чем все остальные, но взаимная подозрительность всеобща.


Ориентированные на власть люди никогда не довольны своей судьбой независимо от того, насколько благосклонна к ним фортуна. Жажда власти кажется ненасытной. Тот факт, что высокий социальный статус не умиротворяет их, показывает, что в действительности они не довольны собой как человеческие существа.


Те, кто добились успеха, кажутся утратившими способность иметь друзей. Они вынуждены искать способ преодоления своего одиночества и нередко заводят любимое животное. Часто возникают психосоматические расстройства, и многие открыто признают, что они несчастны.


Вождизм имеет вполне определенную внутреннюю философию. Прямее других ее выразил Наполеон III в "Жизни Юлия Цезаря": благоразумие и послушание народов - благодаря им народы за несколько лет совершают путь, который мог бы растянуться на века.

Но учителя праведности, как правило, не создают новых идей, они отбирают их так же, как отбирают кров, хлеб и свободу. Феномен фюрера - это комплекс вожделеющей неполноценности в совокупности с демагогическим эпигонством: бесноватый в роли лицедея, перемалывающий меллеровские сентенции вечного возвращения и переоценки всех ценностей, Сосо в роли «первого ученика», усвоивший из примитивного учения две главные идеи - «непреклонно» и «беспощадно».



Как говорил Франц Галль, не следует допускать, чтобы люди с идеями влияли на ход дел в мире. Ведь репрессиями командуют те же, кто вводит в конституции права и свободы.

Но были ли «отцы нации» действительно «идейными»? Могут ли верить в светлые идеи исповедующие лишь одно насилие? Не являются ли идеи только ширмой для беспощадной, бескомпромиссной и беспринципной борьбы за власть? Имеем ли мы дело с перерожденцами или изначально было только одно вожделение?


Из множества фанатиков, рвущихся к власти, не было ни одного, который мотивировал бы это своим желанием властвовать. Миротворцам такого рода не присуща оригинальность - все они въезжают во дворцы на старой кляче, именуемой «служение родине», со знаменем, на котором начертано: «защита общественных интересов». Чем больше они пекутся о благе своих народов, тем ближе к бойне - вот закон! Надо страшиться таких ревнителей блага, ибо никогда не знаешь, где кончается забота и где начинается кровопролитие.


Когда вожди кликушествуют о гибели отчизны, значит нечто угрожает их власти. Когда фюреры заверяют в своей приверженности миру, значит война на пороге.


Если же вожделения удается осуществить, то вождь постепенно проникается сознанием собственной избранности и отождествляет себя с исторически накопленной славой великих институтов своей страны. Когда он глаголет от имени народа, то в звучании его слов ему чудятся отзвуки вечности и славы.


Этому представителю народа (речь идет о Робеспьере) приписывали все события, счастливые или несчастные, происходившие в стране, - законы, нравы, смену времен года, урожаи, эпидемии. И это было заслуженной несправедливостью, ибо щуплый, невзрачный, чистенький человечишка с кошачьим лицом имел неограниченную власть над народом.


Как трудно руководить. Без министров

Хлеб рос бы внутрь земли, а не вверх.

Ни куска бы угля не вышло из шахты,

Когда бы канцлер не был столь мудрым.

Без министра пропаганды женщины беременеть бы

не соглашались.

А без военного министра ни одна война бы не началась.

Да и солнце без разрешения фюрера не всходило б,

а если б даже всходило,

То, наверно, всходило б не в должном месте.


Глава из 8 тома 10-томника Игоря Гарина "Йехуизм". Сссылки указаны в тексте книги.