Воздушные сражения на Кубани (1943)

Воздушные сражения на Кубани - серия крупномасштабных сражений советской авиации с немецкой авиацией в апреле - июне 1943 года над низовьями р. Кубань, Таманским полуостровом и Новороссийском в Великой Отечественной войне, с целью захвата стратегического господства в воздухе, над плацдармом немецких войск на Кубани.

В советской историографии рассматривается как составная часть битвы за Кавказ. Воздушные операции осуществлялись с целью поддержки действий сухопутных войск. Всего в сражениях с обеих сторон участвовало более двух тысяч самолётов. Ожесточённые воздушные бои длились непрерывно многие часы с широким наращиванием сил с обеих сторон, в отдельные дни проводилось до 50 групповых воздушных боёв с участием 50-100 самолётов с каждой стороны. В результате советская авиация завоевала господство в воздухе на данном участке советско-германского фронта.

Советские истребители Ла-5 на полевом аэродроме


Александр Александрович Новиков
Константин Андреевич Вершинин

Предшествующие события

В результате окружения и последующей ликвидации сталинградской группировки противника сложилась благоприятная обстановка для проведения успешного наступления советских войск на Северном Кавказе. Замысел операции заключался в том, чтобы согласованными ударами войск Южного и Закавказского фронтов с северо-востока, юга и юго-запада окружить и разгромить главные силы группы армий «А», не допустив её отхода с Северного Кавказа.

Немецкое командование, стремясь избежать охвата, начало отвод своих частей: 1-я танковая армия отступала к Ростову, а 17-я армия на Кубань, где к февралю 1943 года заняла прочную оборону на хорошо оборудованных позициях. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности - плавней рек Кубань, Адагум и Вторая. Особенно сильно был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская. Почти все высоты и населённые пункты превращались в опорные пункты и узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась станица Крымская. В советской и российской историографии и литературе этот рубеж широко известен под наименованием «Голубая линия», а в немецкой - Линия «Голова гота» (нем. Gotenkopf). Кубанский плацдарм рассматривался Гитлером, как трамплин для будущих операций на Кавказе. Численность группировки немецко-румынских войск, оставленных в Кубани, составляла более 400 тысяч человек. Снабжение плацдарма осуществлялось из Крыма через Керченский пролив. Ежесуточная потребность составляла 1270 тонн грузов. Морские перевозки осуществлялась силами быстроходных десантных барж, паромов «Зибель» и десантных катеров. Также был организован «воздушный мост» при помощи военно-транспортной авиации. Помимо этого, через пролив была построена подвесная канатная дорога и начато строительство железнодорожного моста и нефтепровода.

В течение февраля - марта 1943 года советские войска предпринимали неоднократные попытки ликвидировать кубанскую группировку противника. Войска Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И. И. Масленников) в 1,5 раза превосходили врага по пехоте, танкам и несколько меньше по артиллерии. 4 февраля 1943 года в районе Новороссийска был высажен морской десант, которому удалось захватить небольшой плацдарм на мысе Мысхако, получивший известность как Малая земля. 12 февраля войсками Северо-Кавказского фронта был освобождён Краснодар. Затем в течение месяца сумели продвинуться на 50-60 километров западнее Краснодара, прорвав первую линию обороны противника. 16 марта 1943 года советские войска перешли к обороне.

Планы сторон

Действия авиации противоборствующих сторон были тесно увязаны с ходом войсковых операций, так как основной задачей была поддержка наземных войск.

СССР

С целью высвободить задействованные на данном участке советские войска, Ставка Верховного Главнокомандования требовала очистить таманский плацдарм до начала летней кампании. Советское командование решало в этих сражениях задачи завоевания господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создания наиболее благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных войск на Таманском полуострове. В конце марта Генеральным Штабом и штабом Северо-Кавказского фронта был разработан план наступления с целью прорыва немецкой обороны и ликвидации плацдарма. В соответствии с ним, главный удар наносился силами 56-й армии в районе станицы Крымская, где был сосредоточен узел коммуникаций на Кубани. Через неё проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск, Анапу, Тамань и Темрюк. Наступательные задачи были поставлены и остальным пяти армиям фронта (18-й, 9-й, 47-й, 37-й и 58-й). Действия советских войск в первой половине апреля успеха не имели, более того противник проводил частные контрудары, создававшие угрозу дальнейшему проведению операции. Поэтому, с 18 апреля 1943 года контроль за проводимой операцией начал осуществлять заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Оперативное руководство соединениями авиации и флота осуществляли главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков и нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов.

Перед советской авиацией были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе, обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Штабом ВВС фронта, впервые в Великой Отечественной войне, был разработан план авиационного наступления, которым предусматривалось: завоевав господство в воздухе, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника, способствуя продвижению советских войск. Данный план был утверждён представителями Ставки - Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым. В ходе сражения советское командование в ответ на действия противника стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения далеко превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года.

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил. Россия заслуженно славится своим «воздушным щитом». Сегодня мы вспомним 7 знаменитых воздушных боёв русской авиации.

Первая мировая. Александр Козаков

Самым результативным русским лётчиком - асом периода Первой Мировой войны был Александр Александрович Козаков. На боевом счету Козакова - 32 победы, хотя во многих официальных источниках указывается другая цифра - 17. Такое несоответствие объясняется тем, что по существоставшему в русской авиации правилу сбитым считался только тот вражеский аэроплан, который упал на территорию не занятую противником. 19 Марта 1915 года в одном из первых своих боевых вылетов лётчик 19-го авиаотряда 5-й армии штаб - ротмистр Александр Козаков повторил подвиг Петра Нестерова, протаранив немецкий "Альбатрос". Под фюзеляжем его "Морана" была закреплена на тросе металлическая "кошка" с длинными "лапами" и пироксилиновой шашкой (и это в 1915-м когда французы и немцы уже устанавливали на свои самолёты пулеметы). Ловко сманеврировав в воздухе, Козаков настиг "Альбатрос" и, зависнув над ним, попытался сбросить "кошку". Но та, как назло, зацепилась за обшивку своего же аэроплана. Козаков решил ударить сверху "Альбатрос" колёсами своего "Морана". Удар оказался настолько сильным, что "Моран" пропорол обшивку крыльев вражеского аэроплана как бы оседлав его. В таком положении Козаков пролетел в течение нескольких секунд, а затем "спрыгнул со скакуна". Неуправляемый немецкий самолёт опрокинулся и камнем упал на землю. Оба вражеских лётчика погибли, а русский пилот всё же сумел посадить израненный "Моран" на своей территории. Правда, на пробеге аэроплан перевернулся, но лётчик выжил.

Авианалёт на Берлин

Ровно через месяц после начала Великой Отечественной войны германская авиация произвела первый массивный налет на Москву. Налеты противника побудили советское военно-политическое руководство нанести ответные удары по Берлину. 26 июня 1941 года нарком Военно-морского флота, адмирал Кузнецов уже был у Сталина с предложением о бомбардировках столицы Германии. Верховному главнокомандующему идея понравилась. Необходимо было доказать, что советская авиация не уничтожена, как об этом трубил главный пропагандист Германии Геббельс. Операция предстояла крайне опасная, предполагалось, что бомбардировщики проведут в воздухе не менее восьми часов. На значительных высотах температура за бортом самолета могла достигать 50 градусов мороза. С учетом того, что кабины не отапливались, для летчиков подготовили теплые меховые костюмы и кислородные маски. Машины пришлось максимально облегчать. А за счет чего? Убрали бронезащиту. Вокруг Берлина в радиусе ста километров стояли зенитки, на аэродромах дежурили сотни истребителей. Но до столицы рейха три наших самолета дошли без единого выстрела. Еще на Сааремаа была договоренность: над целью - никаких радиопереговоров, сигналы будет подавать комадующий операцией полковник Преображенский аэронавигационными огнями. Берлин не ждал "гостей”, был весь в огнях, отлично просматривался. Штурман Г.П. Молчанов так вспоминал о полете на Берлин: «До цели считанные минуты. Под нами логово фашизма! Произвожу бомбометание! Как биение сердца отсчитываются импульсы отделяющихся ФАБ-500. Только через 35 минут после того как упали первые бомбы, в Берлине была объявлена воздушная тревога. Город погрузился в темноту. Огонь открыли зенитки. Нашим бомбардировщикам пришлось прорываться через сплошную стену огня. Преображенский приказал радисту: "Кротенко, передай на аэродром: мое место - Берлин. Работу выполнил.Возвращаюсь”. Бомбардировщики легли на обратный курс. В справочниках до сих пор сказано, что все наши экипажи без потерь вернулись на аэродром. На самом деле потери были. Самолет лейтенанта Дашковского не дотянул до своего аэродрома самую малость. Он упал у Кагула на лес и загорелся. Экипаж погиб. Спустя годы немецкий писатель Олаф Греллер напишет: «То, что до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся, совершили летчики Преображенского: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащенную, какая только была в 1941 году».

Хотя битву под Курском справедливо считают танковым сражением, битва в небе была не менее важной. Люфтваффе оказывали своим танковым дивизиям очень ценную поддержку с воздуха, но военно-воздушные силы Красной армии в конечном счете доказали свое превосходство в воздухе. Боевые действия советской авиации в обороне под Курском получили значительно больший размах, чем в оборонительных операциях Сталинградской и Московской битв. Особенно яростными битвы стали в районе города Изюм, где наши войска форсировали реку Северский Донец и теперь вели тяжелые бои на ее правом берегу. Немецкие бомбардировщики группами по 20–30 самолетов под прикрытием истребителей пытались разбомбить переправы и задержать продвижение наших войск. Авиабои во время Курской битвы отличались невероятным накалом и героизмом советских летчиков.

По воспоминаниям Георгия Баевского: "15 августа, прикрывая свои войска и переправу в районе Изюм, «в тяжелом воздушном бою с 80-100 Хе-111 и Ю-88,16–20 Ме-109ф», как записано в летной книжке, я сбил Хе-111, «расход боекомплекта 380 ШВАК». И опять среди истребителей противника были «охотники». В этот же день шестерка Ла-5 под командой одного из лучших наших летчиков, ветерана полка командира 3-й эскадрильи гвардии капитана Н.П. Дмитриева, прикрывая переправы, вела тяжелый бой с истребителями противника. Внезапно - а в бою все случается внезапно - яркая вспышка перед самолетом и режущая острая боль в глазах на какие-то доли секунды выключила сознание Николая Дмитриева. Пламя охватило весь самолет, он вошел в крутой штопор и на дачу рулей не реагировал. Дмитриев с огромным трудом покинул свой Ла-5, «мессеры» пытались расстрелять парашютиста в воздухе, но наши истребители надежно прикрыли командира, который, снижаясь, стал срывать с себя горящую одежду. Он упал на передовой, в расположении своих войск, обожженный, без сознания. На месте левого глаза была кровавая рана. Пехотинцы доставили Дмитриева в ближайший полевой госпиталь, оттуда он был отправлен в Москву".

Сражение на Кубани

Воздушное сражение, развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года, стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач. Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того, чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолетовылетов. Последние крупные воздушные сражения прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время немцам удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно осложняло жизнь наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы немцев. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолетовылетов.

Халхин-Гол. Таран

Метод тарана, освоенный ещё Нестеровым, получил своё развитие и стал одним из излюбленных методов борьбы советских лётчиков ещё до Великой Отечественной войны. В 1938 году, в битвах на Халхин-Голе, старший лейнтенант Скобарихин использовал таран, но теперь он был сделан на встречных курсах и на самолетах, которые сближались со скоростью около 900 километров в час - это раза в три быстрее, чем в 1914 году.
Второй таран на Халхин-Голе совершил 3 августа командир эскадрильи
56-го истребительного полка капитан В.П.Кустов. В этот день противник хотел
нанести мощный удар с воздуха по позициям советских войск. Армаду японских
бомбардировщиков и истребителей перехватили советские самолеты. Вот уже
несколько вражеских машин в пламени упали на землю. Однако часть
бомбардировщиков упорно рвалась вперед. Одну машину атаковал капитан
Кустов. В решительный момент у советского летчика кончились боеприпасы.
Через несколько секунд бомбы могли посыпаться на советских воинов... Винтом
своего истребителя капитан ударил по фюзеляжу японского бомбардировщика,
тот вспыхнул и, разваливаясь на части, рухнул вниз... При столкновении
погиб и Виктор Кустов, первым в истории авиации уничтоживший таранным
ударом вражеский самолет-бомбардировщик.
На следующий день, 4 августа, на Халхин-Голе таран совершил
летчик-истребитель А.Ф.Мошин. В завязавшемся над горой Хамар-Даба воздушном
бою советские летчики сбили восемь самолетов врага. Один из них уничтожил
лейтенант Мошин. Преследуя вторую машину, он зашел ей в хвост. Однако у
Мошина кончились боеприпасы. Умело маневрируя, он вплотную приблизился к
самолету противника и винтом ударил по стабилизатору. Японский истребитель
врезался в землю.
Мошин благополучно приземлился на своем аэродроме. Кроме чуть
погнутого винта, его И-16 повреждений не имел

Таран. Великая отечественная война

В Великую Отечественную войну, воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования. Во время Великой войны советские пилоты совершили более 600 воздушных таранов. Надо отметить, что лётчики советских ВВС применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках. Воздушные тараны совершались в одиночных и групповых боях, днём и ночью, на больших и малых высотах, над своей территорией и над территорией врага, в любых погодных условиях. Были случаи, когда лётчики таранили назёмную или водную цель. Так, число наземных таранов почти равно воздушным атакам – более 500. Пожалуй, самый известный наземный таран - это подвиг, который совершил 26 июня 1941 года на ДБ-3ф (Ил-4, двухмоторный дальний бомбардировщик) экипаж капитана Николая Гастелло. Бомбардировщик был подбит огнём зенитной артиллерии противника и совершил так называемый «огненный таран», ударив по механизированной колонне врага.

Ахтунг-ахтунг! В небе Покрышкин!

Говорить об истории военной авиации и не вспомнить Покрышкина было бы неверно. Пересказывать все подвиги лётчика не обязательно, вспомним главное. Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них - Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик.

В очерке «Хозяин неба - Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: «Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь». Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп.

Весной 1943 г. на самом южном фланге огромного советско-германского фронта, на Кубани, развернулись ожесточенные воздушные сражения, закончившиеся блестящей победой советских Военно-воздушных сил над отборными эскадрами гитлеровской авиации. Победа советской авиации на Кубани являлась важнейшим этапом борьбы за завоевание ею господства в воздухе. В ожесточенных воздушных боях на Таманском полуострове и в битве на Курской дуге было окончательно опрокинуто былое мнение о превосходстве немецкой авиации в воздухе.

Воздушные бои на Кубани развернулись в то время, когда гитлеровцы, потерпев поражение под Сталинградом и потеряв десятки дивизий и огромное количество боевой техники, откатились далеко на запад. Успешно наступавшие советские войска продвинулись вперед и отрезали фашистские войска, находившиеся на Тамани. Перед этой вражеской группировкой, укрытой за сетью оборонительных сооружений, названных фашистами «Голубой линией», была поставлена задача удержать Таманский полуостров. Гитлеровское командование намеревалось использовать полуостров как плацдарм для развертывания новых операций на Северном Кавказе.

Группировка гитлеровских войск, занявшая оборону на Таманском полуострове, должна была, по замыслам фашистов, отвлечь на себя большие силы Советской Армии и обеспечить тем самым успешное развертывание наступления своих войск на других участках советско-германского фронта и, в частности, на орловско-курском и белгородско-курском направлениях.

Благодаря ранней весне аэродромы Крыма и юга Украины быстро подсохли и на них можно было сосредоточить крупные авиационные соединения. Гитлеровцы решили воспользоваться создавшейся обстановкой и перебазировали с центральных участков на юг большое количество самолетов. На аэродромах Крыма, Таманского полуострова и Южной Украины были сосредоточены отборные истребительные эскадры и крупные силы бомбардировочной авиации.

Делая основную ставку в обороне Таманского полуострова на авиацию, гитлеровцы рассчитывали завоевать господство в воздухе.

Намерения немецко-фашистского командования были своевременно раскрыты.

Таким образом, гитлеровцам не удалось скрытно совершить маневр своих авиационных частей и соединений и внезапно ввести их в бой в районе Кубани.

Учитывая создавшуюся обстановку, Верховное Главнокомандование Советских Вооруженных Сил своевременно перебросило на Кубань истребительную, бомбардировочную и штурмовую авиацию. Наши авиационные части были вооружены замечательными самолетами конструкции А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова, А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина, построенными героическими тружениками социалистической промышленности.

К этому времени благодаря самоотверженному труду рабочих, работниц, инженеров и техников авиационной промышленности фронт стал получать самолеты во все возрастающем количестве. Героически защищая свою Родину от немецко-фашистских захватчиков, советские летчики только за три зимних месяца 1942/43 г. уничтожили 4000 фашистских самолетов. Все это позволило ликвидировать былое количественное превосходство гитлеровской авиации. Что же касается качества наших самолетов, то в этом преимущество было на нашей стороне с первых дней войны.

K моменту воздушных сражений на Кубани советские Военно-воздушные силы обогатились опытом ведения войны и противопоставили гитлеровцам свою более совершенную тактику и оперативное искусство. Передовые советские авиационные командиры к этому времени творчески разработали ряд новых тактических способов борьбы в воздухе и наиболее эффективного поражения наземных целей. Штабы частей и соединений Военно-воздушных сил значительно усовершенствовали систему управления ^действиями всех родов авиации как над полем боя, так и в войсковом и оперативном тылу противника. Эти и многие другие обстоятельства сыграли большую роль в достижении советскими летчиками решающих успехов в боевых действиях на Кубани.

Задолго до начала воздушных сражений наша авиация нанесла ряд мощных ударов по аэродромам врага. Штурмовики, бомбардировщики и истребители, действуя по аэродромам противника, нанесли ему большие потери, в результате чего авиационная группировка врага к началу сражений была значительно ослаблена.

Воздушные сражения на Кубани начались в марте 1943 г. с ожесточенных воздушных схваток наших истребителей с крупными группами вражеских самолетов, пытавшихся подвергнуть массированным ударам районы Ростова и Краснодара. Умело используя превосходные летно-тактические качества своих самолетов, проявляя высокое мастерство, смелость и отвагу, советские летчики самоотверженно сражались с врагом. Наши истребители встречали вражеские самолеты еще на дальних подступах к охраняемым объектам и, вступая в бой, наносили им большой урон. Под Ростовом и Краснодаром советские истребители и зенитчики уничтожили сотни вражеских самолетов.

Однако враг продолжал стягивать в район Таманского полуострова новые авиационные силы. Гитлеровцы рассчитывали вытеснить с поля боя советские истребители и, захватив инициативу, создать благоприятную обстановку для ударов с воздуха по нашим наземным войскам. Но инициатива попрежнему как на земле, так и в воздухе находилась в руках советских войск. События на фронте развертывались в соответствии с планами советского командования. Наши наземные войска и авиация диктовали свою волю гитлеровцам.

В апреле 1943 г. развернулись наземные и воздушные бои в районе Новороссийска. Враг пытался нанести поражение нашим войскам и вытеснить их с плацдарма в районе мыса Хако. Примерно в течение недели шли весьма ожесточенные бои на земле и в воздухе. Для авиационного обеспечения контрудара, к которому подготовились три общевойсковых соединения, немецко-фашистское командование привлекло крупные силы авиации. Следует отметить также, что на этом участке враг имел преимущество в базировании авиации, так как его передовые аэродромы истребителей были расположены к линии боевого соприкосновения ближе, чем наши. Объясняется это тем, что с нашей стороны к Новороссийску подходили отроги Главного Кавказского хребта. Наши истребители могли находиться над полем боя намного меньше, чем истребители противника.

Делая по 1000 и более самолето-вылетов в сутки, враг не только стремился воздействовать на наши позиции на самом плацдарме, но и пытался вывести из строя нашу дальнобойную артиллерию, расположенную на другом берегу Цемесской бухты.

Но замысел врага и на этот раз был сорван. По указанию советского командования, внимательно следившего за развертывавшимися на Кубани боевыми действиями, на этом участке фронта были сконцентрированы сотни самолетов. Мощными ударами с воздуха крупная группировка врага была обескровлена. В воздушных боях он вновь понес большие потери, и интенсивность полетов его авиации намного снизилась. Таким образом, советская авиация выиграла воздушное сражение. Наземные войска в эти дни вели ожесточенные бои, отражая от 5 до 13 атак противника в сутки. В результате трехдневных яростных атак гитлеровцы вклинились в нашу оборону всего на 1 километр. На 20 апреля враг, подтянув свежие резервы, наметил решающую атаку. Но его замысел был сорван нашей авиацией: за полчаса до начала наступления гитлеровцев советские бомбардировщики под прикрытием истребителей нанесли мощный удар по боевым порядкам противника, подготовившегося к атаке; через несколько часов они совершили повторный налет. Это предрешило провал наступления гитлеровцев.

Советские истребители к этому времени нанесли тяжелое поражение гитлеровской авиации. В воздушной обстановке произошел резкий перелом. Если 20 апреля на этом участке фронта было отмечено 1400 самолето-пролетов противника, то уже на следующий день это число уменьшилось вдвое, а в последующие дни снизилось еще больше. Господство в воздухе окончательно и бесповоротно перешло в наши руки.

В последние дни апреля и начале мая в районе станицы Крымской сложилась напряженная обстановка как на земле, так и в воздухе. Здесь вели наступление наши наземные войска. Гитлеровское командование, пытаясь остановить наступление, бросило сюда крупные силы бомбардировщиков. Одновременно истребители противника стремились вытеснить наши самолеты с поля боя. Развернулось новое воздушное сражение. Советская бомбардировочная и штурмовая авиация, поддерживающая наступление наземных войск, действовала крупными группами, непрерывно уничтожая живую силу и технику врага. В воздухе шли ожесточенные бои с авиацией противника, в которых участвовали сотни самолетов. И в этих боях враг нес большие потери.

Для пополнения своих уже значительно потрепанных авиачастей гитлеровское командование спешно перебрасывало в район Кубани свежие эскадры. Но и они подвергались сокрушительным ударам советских летчиков, уничтожавших вражеские самолеты и в воздушных боях, и на аэродромах. Надо отметить, что здесь успешно применялся такой способ действия: многие аэродромы противника блокировались небольшими подразделениями советских истребителей, в результате чего враг был лишен возможности бросить в бой одновременно все свои силы и вводил их в бой по частям, что было выгодно нашим истребителям.

Действуя искусно и решительно, советские летчики выиграли воздушное сражение и в районе станицы Крымской. Господство в воздухе и здесь осталось за нашей авиацией. Войска Советской Армии благодаря непрерывной и эффективной поддержке с воздуха успешно решили поставленную перед ними задачу: в первых числах мая они взяли крупный опорный пункт вражеской обороны на Таманском полуострове - станицу Крымскую. Враг вынужден был отойти на новые оборонительные позиции.

Однако воздушные бои на Кубани на этом не закончились. В конце мая с новой силой разгорелось воздушное сражение в районе станиц Киевская и Молдаванская. Здесь наши наземные войска перешли в наступление и прорвали вражескую оборону. Немецко-фашистское командование, стремясь спасти положение, бросило в бой крупные силы авиации. Кроме частей, базировавшихся в Крыму, были привлечены авиационные соединения, находившиеся на аэродромах юга Украины. Начавшиеся ожесточенные воздушные бои с новой силой продемонстрировали мощь советской авиации: наши истребители опять нанесли противнику сокрушительное поражение.

Фашистская авиация стремилась прорваться к нашим войскам группами по 25 - 50 самолетов. При этом количество групп все время возрастало, и на исходе дня 26 мая в течение короткого времени гитлеровцы пытались нанести удар по нашим войскам 12 группами. Но советские истребители, встречая группы бомбардировщиков на дальних подступах, разбивали их боевой порядок и наносили сокрушительные удары, заставляя их сбрасывать бомбы на свои же войска.

Шестерка истребителей, возглавляемая офицером Горбуновым, прикрывала боевые порядки наших наземных войск. Появившиеся в воздухе 8 вражеских истребителей стремились вытеснить советские самолеты и обеспечить своим летчикам возможность бомбардировать наши войска. Офицер Шевченко в паре с Канкошевым на вертикальном маневре сковал истребителей противника и оттянул их в сторону. В это время была обнаружена большая группа фашистских бомбардировщиков. Четверка истребителей под командой Горбунова врезалась в боевой порядок вражеских самолетов и рассеяла их. Сбив два «юнкерса», четверка Горбунова заставила гитлеровцев ретироваться с поля боя. Фашистские летчики вынуждены были сбросить бомбы на свои войска.

Пара самолетов, возглавляемая летчиком Шевченко, сковала восьмерку вражеских истребителей и не дала им возможности помочь их бомбардировщикам. Один вражеский истребитель был сбит. Из этого примера видно, что советские летчики, умело действуя, выходили победителями из боя даже при большом численном превосходстве врага.

Потерпев поражение в многочисленных воздушных боях, противник в первых числах июня отказался от мысли нанести массированные удары по нашим войскам на поле боя. Советская авиация выиграла и это воздушное сражение.

Таким образом, завоевав господство в воздухе, советская авиация оказала помощь наземным войскам в боях у мыса Хако, в прорыве вражеской обороны под станицей Крымская и в боях за узловые пункты пресловутой «Голубой линии» гитлеровской обороны. В ходе ожесточенных воздушных боев вражеская авиация понесла огромный урон, потеряв в общей сложности около 1000 самолетов.

В единоборстве с сильным и коварным врагом наши летчики показали высокое мастерство как в индивидуальных, так и в групповых воздушных боях. Несмотря на большую интенсивность боевых действий, советские летчики настойчиво искали и успешно находили новые приемы борьбы. Быстро развивая эти приемы, они получали преимущество над врагом, шли к новым успехам.

Советские летчики в дни сражения на Кубани разработали весьма эффективные приемы боевых действий, в частности, полностью претворили в жизнь основную формулу сокрушительного наступательного воздушного боя: высота - скорость - маневр - -огонь. Советские мастера воздушного боя, во-первых, старались завоевать высоту. Это позволяло им свободно маневрировать, совершать поиск противника и вести наступательный бой. Во-вторых, они добивались превосходства в скорости. Это давало им большое преимущество при нагоне противника и позволяло достичь внезапности атаки. Завоевав высоту и скорость, советские летчики могли, в-третьих, с наибольшим эффектом использовать маневр. Искусно маневрируя в вертикальной и горизонтальной плоскостях, они уверенно занимали исходное положение и устремлялись в атаку. Большая высота и скорость давали возможность стремительно выполнять любой маневр. Наконец вступал в действие четвертый, заключительный и решающий элемент формулы - огонь. Точным прицельным огнем, открываемым только с короткой дистанции, истребители поражали врага наверняка.

Воздушные бои на Кубани показали, что одной из основных форм борьбы в воздухе стал групповой бой. В ряде случаев из скоротечной встречи он перерастал в длительную схватку.

Бои на Кубани изобилуют множеством примеров боевого мастерства советских летчиков, которые в любом боевом вылете добивались успехов. Обучаясь у передовых мастеров воздушного боя, по десятку побед одержали молодые летчики А. Клубов, Г. Голубев, М. Мудров и В. Базанов.

Героические подвиги советских летчиков и успех наших Военно-воздушных сил на Кубани в целом явились прямым следствием того, что наша авиация в своей боевой деятельности опиралась на самый прочный в мире советский тыл. Такого тыла не имели и не могли иметь воздушные силы врага. Советские люди, вдохновляемые Коммунистической партией, вели гигантскую работу, чтобы снабдить Советскую Армию и ее авиацию всем необходимым для успешной борьбы с врагом. Еще в дни исторической Сталинградской битвы на наши прифронтовые аэродромы поступили самолеты новых образцов, которые по своим тактико-техническим данным значительно превосходили вражескую авиационную технику. К весне 1943 г. советская авиация пополнилась самолетами новейших марок. Советский тыл давал своей фронтовой авиации отличные машины и в том количестве, которое было нужно для победы над врагом. В частности, на вооружении истребительных соединений, действовавших на Кубани, находились лучшие по тому времени самолеты - Як-7 и Ла-5.

Воспитанные Коммунистической партией, советские летчики глубоко понимали справедливые цели Великой Отечественной войны, твердо верили в правоту своего дела. Беспредельно любя свое социалистическое Отечество, советские авиаторы свято выполняли военную присягу, самоотверженно сражались с врагом.

В воздушных боях на Кубани развернулось исключительное летное мастерство таких смелых и отважных летчиков, как А. Клубов, Т. Речкалов, В. Семенишин, В. Фадеев и др.

Среди летчиков - участников воздушных боев на Кубани было много опытных воинов, успешно сражавшихся с врагом под Москвой, Сталинградом и на других фронтах. Они не только совершенствовали свое боевое мастерство, но и обучали искусству воздушного боя и нанесения точных бомбардировочных и штурмовых ударов молодые авиационные кадры. Высокая воинская выучка наших летчиков была ясно видна на всех этапах Кубанского воздушного сражения.

На превосходных советских самолетах устанавливались авиационные пушки и пулеметы, обладавшие большой скорострельностью. На аэродромах было достаточно средств технического обслуживания самолетов и различной аппаратуры, необходимой для управления действиями летчиков в воздухе. Летчики и авиационные командиры умело использовали отличное вооружение, которым советский народ полностью обеспечивал свою авиацию.

Авиация на Кубани действовала в тесном взаимодействии с наземными войсками Советской Армии.

В ходе воздушного сражения на Кубани начальствующий состав наших авиационных частей и соединений показал высокие организаторские способности. В кубанских сражениях ярко проявилось превосходство нашей авиационной оперативно-тактической мысли над вражеской.

Все эти факторы обеспечили блестящую победу советским Военно-воздушным силам над фашистской авиацией. Советская авиация вышла из Кубанского сражения еще более сильной и закаленной.

Источник : Трижды Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации А. ПОКРЫШКИН. Воздушные бои на Кубани — «Вестник воздушного флота» № 5, 1953 г.

ВОЗДУШНЫЕ СРАЖЕНИЯ НА КУБАНИ 1943 , действия советских ВВС против немецкой авиации в апреле – июне с целью завоевать оперативное господство в воздухе.

В начале апреля сов. войска, обладая превосходством в силах и средствах над противником, начали наступательную операцию с целью завершить освобождение Северного Кавказа (см. Битва за Кавказ 1942–43 ). Недостаток наземных войск руководство вермахта решило компенсировать массированным применением авиации. С этой целью к середине апреля оно сосредоточило на аэродромах Крыма и Тамани 820 самолётов 4ВФ (510 бомбардировщиков, 250 истребителей и 60 разведчиков), а также привлекло до 200 бомбардировщиков, базировавшихся в Донбассе и на юге Украины. В составе этой авиац. группировки были лучшие части – истребительные эскадры «Удет», «Мельдерс», «Зелёное сердце», укомплектованные опытными лётчиками и самолётами новой модификации Ме-109G и FW-190A5.

С сов. стороны в воздушных сражениях принимали участие авиация Северо-Кавказского, частично Южного и Юго-Западного фронтов, Черноморского флота и группа авиации дальнего действия. К началу сражений сов. войска имели на Кубани ок. 600 самолётов.

Обладая превосходством в авиации, противник захватил оперативное господство в воздухе. В ответ Ставка ВГК перебросила на Кубань из своего резерва 3 авиац. корпуса и отдельную истребительную дивизию, доведя численность своей авиац. группировки до 1048 боевых самолётов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей). Общее руководство действиями сов. ВВС осуществлял маршал авиации А.А. Новиков, а непосредственное – командующий ВВС Северо-Кавказского фронта (с мая 1943 командующий 4ВА) ген.-лейт. авиации К.А. Вершинин.

Первое сражение произошло 17–24 апреля в период боёв на плацдарме в районе Мысхако на Малой земле – участвовало ок. 650 с-тов противника и 500 сов. самолётов. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская (29 апреля–10 мая), Киевская и Молдаванская (26 мая–7 июня).

Воздушные бои продолжались непрерывно в течение нескольких часов с широким наращиванием сил сторон. В отдельные дни на сравнительно узком участке (23–30 км) происходило до 40 групповых воздушных боёв с участием 50–80 самолётов с каждой стороны. Одновременно наносились удары по аэродромам. При допустимой норме 3 вылета в сутки сов. лётчики совершали в течение дня до 7 боевых вылетов.

Всего сов. авиация произвела ок. 35 тыс. самолёто-вылетов, потеряв при этом ок. 750 самолётов. Потери противника составили 1100 самолётов, в т. ч. более 800 в воздушных боях. Достигнутые результаты явились важным этапом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, которое было достигнуто сов. авиацией в Курской битве 1943 .

В ходе сражений сов. лётчики продемонстрировали мужество, смелость, изобретательность. 52 из них было присвоено звание Героя Сов. Союза. Среди сов. лётчиков наибольшего количества побед в воздушных боях добились А.И. Покрышкин (20 с-тов), Г.А. Речкалов (16 с-тов) и В.И. Фадеев (15 с-тов лично и 1 с-т в группе).

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Потери

Воздушные сражения на Кубани - серия крупномасштабных сражений советской авиации с немецкой авиацией в апреле - июне 1943 года над низовьями р. Кубань , Таманским полуостровом и Новороссийском в Великой Отечественной войне , с целью захвата стратегического господства в воздухе , над плацдармом немецких войск на Кубани.

Предшествующие события

Немецкое командование, стремясь избежать охвата, начало отвод своих частей: 1-я танковая армия отступала к Ростову , а 17-я армия на Кубань, где к февралю 1943 года заняла прочную оборону на хорошо оборудованных позициях. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности - плавней рек Кубань , Адагум и Вторая. Особенно сильно был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская. Почти все высоты и населённые пункты превращались в опорные пункты и узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась станица Крымская. В советской и российской историографии и литературе этот рубеж широко известен под наименованием «Голубая линия», а в немецкой - Линия «Голова гота» (нем. Gotenkopf ). Кубанский плацдарм рассматривался Гитлером , как трамплин для будущих операций на Кавказе . Численность группировки немецко-румынских войск, оставленных в Кубани, составляла более 400 тысяч человек . Снабжение плацдарма осуществлялось из Крыма через Керченский пролив . Ежесуточная потребность составляла 1270 тонн грузов. Морские перевозки осуществлялась силами быстроходных десантных барж , паромов «Зибель» и десантных катеров. Также был организован «воздушный мост» при помощи военно-транспортной авиации . Помимо этого, через пролив была построена подвесная канатная дорога и начато строительство железнодорожного моста и нефтепровода .

В течение февраля - марта 1943 года советские войска предпринимали неоднократные попытки ликвидировать кубанскую группировку противника. Войска Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И. И. Масленников) в 1,5 раза превосходили врага по пехоте, танкам и несколько меньше по артиллерии. 4 февраля 1943 года в районе Новороссийска был высажен морской десант , которому удалось захватить небольшой плацдарм на мысе Мысхако , получивший известность как Малая земля . 12 февраля войсками Северо-Кавказского фронта был освобождён Краснодар . Затем в течение месяца сумели продвинуться на 50-60 километров западнее Краснодара, прорвав первую линию обороны противника . 16 марта 1943 года советские войска перешли к обороне.

Планы сторон

Действия авиации противоборствующих сторон были тесно увязаны с ходом войсковых операций, так как основной задачей являлось поддержка наземных войск.

СССР

С целью высвободить задействованные на данном участке советские войска, Ставка Верховного Главнокомандования требовала очистить таманский плацдарм до начала летней кампании. Советское командование решало в этих сражениях задачу завоевание господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создание наиболее благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных войск на Таманском полуострове . В конце марта Генеральным Штабом и штабом Северо-Кавказского фронта был разработан план наступления с целью прорыва немецкой обороны и ликвидации плацдарма. В соответствии с ним, главный удар наносился силами 56-й армии в районе станицы Крымская, где был сосредоточен узел коммуникаций на Кубани. Через неё проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск , Анапу , Тамань и Темрюк . Наступательные задачи были поставлены и остальным пяти армиям фронта (18-й , 9-й , 47-й , 37-й и 58-й). Действия советских войск в первой половине апреля успеха не имели, более того противник проводил частные контрудары, создававшие угрозу дальнейшему проведению операции . Поэтому, с 18 апреля 1943 года контроль за проводимой операцией начал осуществлять заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков . Оперативное руководство соединениями авиации и флота осуществляли главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков и нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов .

Перед советской авиацией были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе , обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Штабом ВВС фронта, впервые в Великой Отечественной войне , был разработан план авиационного наступления, которым предусматривалось: завоевав господство в воздухе, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника, способствуя продвижению советских войск. Данный план был утверждён представителями Ставки - Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым . В ходе сражения советское командование в ответ на действия противника стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения далеко превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года.

Германия

Поскольку превосходство в сухопутных войсках оставалось за советской стороной, недостаток своих войск немецкое командование рассчитывало компенсировать за счёт авиации. По окончании боевых действий в районе Харькова на аэродромы Крыма и Тамани были переброшены основные ударные силы 4-го воздушного флота : эскадры пикирующих и тактических (фронтовых) бомбардировщиков . В качестве основной задачи была поставлена поддержка немецко-румынской группировки в оборонительных и наступательных боях. Так, сроки штурма «Малой земли» дважды переносились из-за невозможности использования авиации в нелётную погоду . Большое значение имела также организация воздушного снабжения плацдарма. Оставшиеся после неудачной попытки снабжения окружённой группировки под Сталинградом , транспортные эскадры были пополнены техникой и личным составом, и перебазированы на аэродромы Крыма, а также в Херсон . Командование транспортной группировкой в составе 180 самолётов было возложено на штаб 8-го воздушного корпуса .

Состав и силы сторон

СССР

В разделе приведена расстановка сил советской авиации, участвовавших в боевых действиях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года.

  • 1-й авиационный корпус (штаб в Симферополе) - генерал Г. Кортен :
  • 3-я истребительная эскадра «Удет» (JG3) - полковник В. Д. Вилькке , в составе штаба и двух авиагрупп:
Stab/JG3 (Bf.109G), II./JG3 (Bf.109G), III./JG3 (Bf.109G).
  • 52-я истребительная эскадра (JG52) - полковник Д. Храбак, в полном составе:
Stab/JG52 (Bf.109G) I./JG52 (Bf.109G), II./JG52 (Bf.109G), III./JG52 (Bf.109G), 13.(Slow)/JG 52 (Bf.109G), 15.(Kroat)/JG 52 (Bf.109G).
  • 4-я авиагруппа 1-й эскадры двухмоторных истребителей (IV./ZG1):
IV./ZG1 (Bf 110 G).
  • 3-я авиагруппа 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер» (III./KG4):
III./KG4 (He 111 H).
  • 51-я бомбардировочная эскадра «Эдельвейс» (KG51) - майор Э. фон Франкенберг унд Пёшлиц, в составе трёх авиагрупп:
I./KG51 (Ju 88A-4), II./KG51 (Ju 88A-4), III./KG51 (Ju 88A-4).
  • 55-я бомбардировочная эскадра «Гриф» (KG55) - подполковник Э. Кюхль, в составе двух авиагрупп:
I./KG55 (He 111 H), II./KG55 (He 111 H).
  • 2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков «Иммельманн» (St.G.2) - полковник Э. Купфер, в составе трёх авиагрупп (в мае 1943 года передислоцирована в Харьков):
I./St.G.2 (Ju 87D), II./St.G.2 (Ju 87D), III./St.G.2 (Ju 87D).
  • 1-я авиагруппа 3-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (I./St.G.3):
I./St.G.3 (Ju 87D).
  • 3-я авиагруппа 77-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (III./St.G.77):
III./St.G.77 (Ju 87D).
  • 2-я авиагруппа 1-й штурмовой эскадры (II./Sch.G.1):
II./Sch.G.1 (Fw 190 A-5).
  • 4-й воздушный корпус (штаб в Сталино) - генерал-лейтенант К. Пфлюгбейль:
  • 27-я бомбардировочная эскадра «Бёльке» (KG27) - полковник Г-Г. фон Бест, в составе двух авиагрупп:
I./KG27 (He 111 H), III./KG27 (He 111 H).
  • 1-я авиагруппа 100-й бомбардировочной эскадры (I./KG100):
I./KG100 (He 111 H).
  • 8-й воздушный корпус (штаб в Полтава) - генерал Г. Зейдеман:
  • 5-я транспортная группа (KGrzbV5) (He 111 H),
  • 500-я транспортная группа (KGrzbV500) (Ju 52),
  • 9-я транспортная группа (KGrzbV9) (Ju 52),
  • 50-я транспортная группа (KGrzbV50) (Ju 52),
  • 102-я транспортная группа (KGrzbV102) (Ju 52).
  • 1-й зенитный корпус - генерал-полковник О. Десслох:
  • 15-я зенитная дивизия

Вооружение сторон

СССР

К весне 1943 года советская авиация практически оправилась от разгрома, понесённого в начальный период войны. В ходе зимней кампании 1942-43 годов ей удалось завоевать оперативное господство в воздухе на сталинградском направлении. Произошло это как за счёт количественного превосходства, так и качественного уравнивания в вооружении. Удельный вес новых типов самолётов постоянно повышался: в истребительной авиации он был полностью обновлён, в бомбардировочной составлял более 65 % . В боях над Кубанью массово применялись последние разработки ведущих советских конструкторов: С. В. Ильюшина , С. А. Лавочкина , А. С. Яковлева . Необходимо также учесть, что мощь советской авиационной группировки значительно ослаблялась различной подчиненностью и несогласованностью действий входящих в её состав сил.

Истребительные авиационные части ВВС Северо-Кавказского фронта были укомплектованы истребителями , как советского производства, так и поступающими по ленд-лизу . Советские самолёты, составлявшие свыше 80 % от списочной численности, были представлены следующими типами: ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, иностранного производства - P-39 Airacobra, Spitfire Mk V и P-40Е KittiHawk .

Участвующие в кубанских боях ЛаГГ-3 значительно уступали основным истребителям противника в манёвренности и вооружении . Созданный путём глубокой модернизации ЛаГГ-3, истребитель Ла-5 незначительно уступал противнику в скорости и вооружении, имея небольшое преимущество на виражах . Як-1Б - являлся усовершенствованным вариантом истребителя Як-1, лучшего советского истребителя начального периода войны. Як-7 - боевой истребитель, разработанный на основе учебно-тренировочного самолёта. По лётным характеристикам и вооружению не уступал Як-1, а по пилотажным качествам превосходил его. Экс­плуатация истребителей «Як» в боевых условиях показала, что они способны практически на равных противостоять истребителям противника, слегка уступая им в манёвренности . Общими недостатками было отсутствие качественной радиосвязи (как правило приёмопередатчиками комплектовались только командирские самолёты, а приёмные станции на строевые машины начали массово устанавливаться с весны 1943 года ) и низкая культура изготовления, приводившая к многочисленным дефектам и авариям .

Самым массовым истребителем иностранного производства, принимавшем участие в кубанских воздушных боях, была американская «Аэрокобра». От советских истребителей отличались более мощным оружием, живучестью, манёвренностью и хорошей управлемостью и уступая последним в способности выдерживать большие перегрузки и выполнять резкие манёвры. Несомненным достоинством стало наличие качественных приёмопередающих радиостанций . Р-40 «Киттихоук», к весне 1943 года, уже не устраивал советских летчиков, так как существенно уступал «кобрам», «Якам» или «Ла». Поэтому, во фронтовых авиачастях ВВС Северо-Кавказского фронта происходила постепенная замена этих истребителей на более современные . Британские «Спитфайр» Мк. VB, поступившие на Кубань после годичной эксплуатации в рядах Королевских ВВС на Ближнем Востоке , по летным характеристикам уступали новым немецким истребителям. К тому же их часто путали в воздухе с «Мессершмиттами», что приводило к потерям по причине «дружественного огня» , как со стороны наземных войск, так и авиации .

Во фронтовых бомбардировочных и штурмовых частях, действующих над Кубанью, применялись Пе-2, Ил-2 и DB-7 Boston. К весне 1943 года, Пе-2 являлся самым массовым советским бомбардировщиком, отличался удобством в пилотировании, маневренностью, мощным вооружением и живучестью . Наравне с Пе-2 использовались американские «Бостоны», стоявшие на вооружении авиационных частей ВВС Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, действующие в качестве многоцелевого самолёта, выполнявшего разнообразные функции - дневного и ночного бомбардировщика, разведчика , торпедоносца и минного заградителя. Выделялся хорошей маневренностью, повышенной бомбовой нагрузкой, простотой в управлении, был послушен и устойчив на виражах, к недостаткам относилось слабое оборонительное вооружение . Для непосредственной поддержки наземных сил применялся Ил-2, единственный в мире штурмовик, удачно сочетавший хорошее бронирование с мощным вооружением . Начиная с конца 1942 года, происходила массовая замена одноместной модели самолёта на двуместную, обеспечивающую защиту от атак истребителей противника с задней полусферы. В результате дополнительной нагрузки манёвренность и прочие лётные характеристики Ил-2 значительно ухудшились .

Помимо фронтовых (тактических) бомбардировщиков, на Кубани оперировали бомбардировщики советской дальней авиации - Ил-4 и Ли2ВВ, применявшиеся для ночных авиаударов. Ночью действовали и лёгкие бипланы По-2 и Р-5 совершавшие «беспокоящие налёты» в прифронтовой зоне. Бомбардировщики данных типов практически не использовались в дневное время, избегая противодействия со стороны истребителей противника .

Германия

Зима 1942/43 года стала началом кризиса немецкой авиации, люфтваффе была вынуждено вести боевые действия на нескольких удалённых театрах военных действий , что в условиях крайне ограниченных ресурсов, приводило к расспылению сил и средств. Нередкой была ситуация, когда авиагруппы одной воздушной эскадры одновременно воевали за тысячу километров друг от друга . Более того, постоянно усиливающиеся налёты союзной авиации на рейх , вынуждало выделять на противовоздушную оборону значительные силы истребительной авиации. Так, на 31 марта 1943 года , около 60 % численности дневных истребителей было сосредоточено на Западном фронте . Производство перестало покрывать возросший уровень потерь, что привёло к снижению числа самолётов в боевых частях первой линии. Ряд неудач при принятии на вооружение новых типов самолётов и необходимость наращивания производства вынудило немецкое командование продолжить выпуск существующих типов техники, проводя незначительную их модернизацию . В результате, к весне 1943 года, до 25% численности боевых частей составляли самолёты морально устаревших типов

Подразделения истребителей люфтваффе, оперирующих над Кубанью, были вооружены истребителями Messerschmitt Bf 109 новейших модификаций G-2 и G-4. К его достоинствам относилась мощное вооружение, повышенная живучесть и оснащённость приёмопередающими радиостанциями (впрочем для немецких самолётов это было обычной практикой). Однако, дополнительное оборудование и вооружение увеличили вес и ухудшили маневренность самолёта, а увеличение скорости (достигнутое установкой более мощного двигателя) обернулось ухудшением общей управляемости машины. Тем не менее, Ме-109G являлся высшей точкой в технологическом развитии модели и в целом превосходил истребители противников . Двухмоторные самолёты Messerschmitt Bf-110G в качестве истребителя практически не использовались, и применялись для ведения разведки, ударов по наземным целям и перехватов ночных бомбардировщиков.

В советской исторической литературе и мемуарах часто упоминается группа асов, которая использовала истребители Fw 190. Однако, согласно немецким данным, II./SchG1 вооружённая Fw 190 А-5 предназначалась для оказания непосредственной поддержки наземных войск и использовала штурмовую модификацию данного самолёта . Она отличалась усиленным бронированием, заметно утяжелившим машину в результате чего Fw 190 А-5 значительно уступал новым советским истребителям в манёвренности. Однако, мощное вооружение обеспечивало высокую вероятность поражения противника с первого захода, что делало его опасным противником. Основной ударной силой 4-го воздушного флота являлись подразделения пикирующих бомбардировщиков Ju-87D. Несмотря на низкую скорость, недостаточную манёвренность и посредственную аэродинамику, самолёт был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе, благодаря способности к бомбометанию с пикирования . Однако, ввиду данных характеристик, а также слабого оборонительного вооружения, не мог противостоять современным истребителям .

Ход сражений

Всего над Кубанью произошло три крупных воздушных сражения. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолётов на узком участке фронта они были первыми с начала боевых действий на советско-германском фронте . В советской историографии первым днём воздушного сражения принято считать 17 апреля 1943 года , однако в действительности ожесточённые воздушные бои начались с 15 апреля , в ходе которых люфтваффе совершало свыше 1500 вылетов в день, сорвав запланированное наступление Северо-Кавказского фронта . Лишь после этого советскому командованию стало очевидным, что без завоевания господства в воздухе рассчитывать на успех дальнейшего наступления войск фронта невозможно. Было принято решение усилить авиационную группировку и добившись перелома в борьбе с вражеской авиацией продолжить наступление с целью ликвидации кубанского плацдарма .

Сражения в районе Мысхако

Первое крупное воздушное сражение произошло в период с по 24 апреля в ходе ожесточённых боёв на плацдарме в районе Мысхако, на «Малой земле», где немецкие войска пытались уничтожить десантную группу войск 18-й армии. Инициатива начала сражения оказалась за немецким командованием. Немецкие войска, неожиданно для советского командования - опередив его в развёртывании, перешли в наступление против советского плацдарма у Новороссийска . Действия наступающих войск активно поддерживалось силами пикирующих и горизонтальных бомбардировщиков, действующих волнами по 25-30 самолётов. Ввиду того, что боевые позиции противников находились слишком близко друг от друга, атаки с воздуха наносились по позициям тяжелой артиллерии на берегу Цемесской бухты . В крайне жестоких непрерывных боях наземные советские войска выдержали натиск врага: его продвижение за двое суток сражения составило всего 1 километр, а затем полностью прекратилось .

Однако в воздухе характер боя оказался иным: воздушная разведка не установила сосредоточение вражеской авиации и направление её главного удара. В то время, как с воздуха немецкое наступление поддерживали, по советским данным, около 450 бомбардировщиков и 200 истребителей, в этом районе советское командование могло им противопоставить не более 300 самолётов. Теоретически здесь могли действовать до 500 советских самолётов, в том числе до 100 бомбардировщиков, но основные аэродромы их базирования находились западнее и северо-восточнее Краснодара в 150-200 километрах от района сражения . Немецкие пикирующие бомбардировщики совершили в этот день свыше 500 вылетов, общее же число вылетов люфтваффе за этот день - 1560. Тогда, как противостоявшая им советская авиация только 538. Используя этот фактор и численное превосходство, немецкая авиация захватила на этом участке фронта инициативу в воздухе. В качестве ответных мер командование Северо-Кавказского фронта перенаправляет основные силы 4-й и 5-й воздушных армий на помощь войскам действующим в районе Новороссийска .

После 23 апреля немецкие сухопутные войска вынуждены были прекратить наступление и отойти в исходное положение, а их истребители перешли к оборонительным действиям. В первом сражении советское командование оценило потери противника в 182 самолёта, а потери своей авиации - менее 100 самолётов.

Первое воздушное сражение показало, что несмотря на общее превосходство в силах советская авиация не владела инициативой в воздухе. Наличие четырёх командных структур лишало возможности быстрого манёвра силами и средствами, препятствовало переброске самолётов на «чужие» аэродромы, мешало взаимодействию, ослабляло мощь находящихся в воздухе группировок. Поэтому все части 5-й воздушной армии 24 апреля были переданы в состав 4-й воздушной армии, а штаб 5-й воздушной армии убыл в резерв Ставки .

Для решения третьей проблемы - скорейшего освоения молодыми летчиками тактических приёмов и опыта боев, советское командование организовало широкий комплекс мер: непрерывное обобщение опыта боев, принятие новых тактических рекомендаций за подписью Вершинина и их немедленная рассылка в части, популяризация опыта лучших авиационных частей, проведение лётных конференций и показных занятий лучшими лётчиками. Лётчики постоянно нацеливались на введение эшелонированного боевого порядка, преобладание действий на больших высотах, действия парами, максимальное использование в воздушных боях вертикального манёвра . Однако на практике, такая работа проводилась не всегда. Так, лётчики, прибывшего из резерва Ставки, 3-го истребительного корпуса генерала Е. Я. Савицкого, по свидетельству пилотов 57-го гвардейского истребительного полка, отказались от помощи ветеранов кубанских воздушных боёв, в результате чего понесли в первых же боях значительные потери . Более того, довольно часто внедряемые принципы построений и ведения воздушного боя вступали в противоречие с применяемой советской истребительной авиацией пассивной тактикой, нацеленной на патрулирование определённых районов с целью прикрытия советских наземных войск .

Сражения в районе станицы Крымская

С 28 апреля развернулись крупные воздушные сражения в районе станицы Крымская, которые продолжались с небольшими перерывами вплоть до 10 мая . Немецкое командование попыталось действиями авиации сорвать советское наступление в районе Крымской, запланированое на 29 апреля.

В воздушных сражениях на Кубани (с 17 апреля по 7 июня) противник потерял свыше 1100 самолётов, из которых более 800 сбиты в воздушных боях (по советским данным). Немецкие историки отрицают значительность понесенных немецкой авиацией потерь, считая их обычными для боевых действий и во много раз меньше потерь советской авиации. В последние два десятилетия их повторяют и некоторые отечественные исследователи. Так, О. Каминский в статье «Мессершмитты над Кубанью» («Авиация и Время» № 5, 2005) утверждает, что в боях с 17 апреля по 7 июля было убито всего 24 немецких лётчика-истребителя, что соответствует потере примерно в 50 самолётов.

При этом такими авторами, как правило, не оспариваются немецкие сообщения о победах, согласно которым в сражении над Кубанью уничтожены в воздушных боях свыше 1000 советских самолётов и 300 самолётов сбито зенитным огнём. Таким образом, по донесениям обеих сторон было сбито больше самолётов, чем противная сторона имела в наличии, то есть говорить о достоверности сообщений о победах не приходится. Точные данные потерь сторон неизвестны.

В боях на кубанском плацдарме, и особенно во время боёв за станицу Крымская, советские лётчики проявили образцы героизма, мужества и отваги. 52 лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза . Командир истребительной авиационной эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка капитан Александр Покрышкин стал дважды Героем Советского Союза.

Немецкие данные

По данным послевоенного отчета управления разведки ВВС Великобритании, основанном на захваченных немецких документах :

В течение первой половины апреля <1943> немцы сосредоточили в Крыму мощные ударные силы - 550–600 самолетов.
<...>
Однако советская разведка, судя по всему, обнаружила сосредоточение немецкой авиации на крымских аэродромах, и советскому командованию удалось стянуть необходимые силы для отражения немецкой угрозы. Как следствие, немцы не смогли установить тактическое превосходство в воздухе. Советская же авиация ударами по немецким судам снабжения в Черном море и в Керченском проливе вынудила противника держать в Крыму значительные оборонительные силы, которые в условиях советского воздушного превосходства несли большие потери.

Итоги сражения

За период с 17 апреля по 7 июня советская авиация произвела около 35 000 самолёто-вылетов, из них: 77 % - фронтовая авиация, 9 % - авиация дальнего действия и 14 % - авиация Черноморского флота. В результате в начале июня 1943 года советская авиация вновь вернула себе инициативу в воздухе. Накал воздушных сражений стал затихать. Обе стороны стали постепенно сокращать свои авиационные группировки на Кубани и перебрасывать авиацию к местам будущих главных сражений на центральном участке фронта. Задача уничтожения 17-й немецкой армии была отложена до осени.

В целом в результате сражений советская авиация достигла поставленной перед ней цели, что имело важное значение для завоевания стратегического господства в воздухе на всём советско-германском фронте летом 1943 года. Воздушные сражения на Кубани оцениваются в советской исторической науке положительно ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всём советско-германском фронте.

По данным отчета британской разведки :

Масштабы боевых действий в небе над Кубанью не следует недооценивать. <...> Советское давление на этом участке в течение мая вынуждало люфтваффе совершать в сутки в среднем около 400 вылетов . Поэтому немецкая авиация, несмотря на потребность в отдыхе, не могла себе позволить пренебречь боями над Кубанью. Эти усилия были настолько активны, что становилось невозможно осуществлять крупные операции где-либо еще, и неудача попытки немцев ослабить давление противника на Новороссийск вынудила отложить реализацию других планов.

«В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию»

Воздушные сражения на Кубани явились для советских лётчиков школой боевого мастерства, для командующих авиацией и командиров - школой совершенствования управления крупными силами авиации. Опыт этих сражений стал основной школой для подготовки лётчиков и авиационных штабов. Эффективность действий авиации достигалась:

  • массированным применением авиации на главном направлении
  • постоянным дежурством авианаводчиков на переднем крае с использованием наземных радиостанций для управления истребителями в воздухе
  • наращиванием сил в ходе воздушного сражения
  • применением в воздушных боях вертикального манёвра
  • широким обменом боевым опытом в ходе конференций лётчиков-истребителей
  • применением новых боевых порядков (см. Кубанская этажерка ) и тактических приёмов (Патрулирование маятником )

См. также

Примечания

  1. Коллектив авторов Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Глава 6 . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 января 2010.
  2. Иванов В. Трофеи воздушных боев 1941-1945. - М .: Стратегия-КМ// Фронтовая иллюстрация № 6, 2001. - С. 27.
  3. Куровски, Франц. Чёрный крест и красная звезда. Воздушная война над Россией 1941-1944.. - М .: Центрполиграф, 2011. - С. 297.
  4. Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг Глава 4 . Архивировано
  5. Коллектив авторов Министерства Королевских ВВС. Великобритании. Боевые операции люфтваффе 1939-1945. - М .: Яуза-Пресс, 2008. - С. 321-323.
  6. Корнюхин Г.Ф. Советские истребители в Великой Отечественной войне Глава 2 . Архивировано
  7. Литвин Г. А. 55 лет битве над Кубанью. // Авиация и космонавтика : журнал. - М ., 1998. - № 4. - С. 1-3.
  8. Хазанов Д. В жарком небе Кубани // Авиация и космонавтика : журнал. - М ., 1993. - № 5.
  9. Заблотский А., Ларинцев Р. Потери Люфтваффе на Восточном фронте . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  10. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - 1985. - С. 101.
  11. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  12. Митчем, Сэмюэл. Фельдмаршалы Гитлера и их битвы. - Смоленск: Русич, 1998. - С. 136.
  13. Манштейн Э. Утерянные победы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С. 442.
  14. Мощанский И., Стоянов В. «Прорыв «голубой линии» //Военная летопись 3-2004. - М .: БТВ, 2004. - С. 2-7.
  15. Мощанский И. «На флангах Сталинграда. Операции на Северном Кавказе.» //Военная летопись 3-2002. - М .: БТВ, 2002. - С. 123.
  16. Гречко А.А. Битва за Кавказ . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  17. Жильцева Елена, Стоянов, Василий. На кубанском плацдарме. Танковые бои на Кубани. 5 февраля - 9 сентября 1943 года. - М .: ООО «БТВ-МН», 2002. - С. 56-57.
  18. Тике В. Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 г.г. - М .: Эксмо, 2005. - С. 225.
  19. Заблотский А., Ларинцев Р. Воздушный мост над Чёрным морем . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  20. Авиаторы второй мировой 4-я воздушная армия . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  21. Перечень № 6 кавалерийских, танковых, воздушно-десантных дивизий и управлений артиллерийских, зенитно-артиллерийских, миномётных, авиационных и истребительных дивизий, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - М .
  22. 60 лет Победе 5-я воздушная армия . Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 20 июня 2011.
  23. Авиаторы второй мировой 5-я воздушная армия . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  24. Авиаторы второй мировой ВВС Черноморского флота . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  25. Авиаторы второй мировой 3-й истребительный Никопольский орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  26. Авиаторы второй мировой