Ученый (Умный) водит, неученый следом ходит.
См. УЧЕНЬЕ - НАУКА

  • - о нарушении водящим правил игры в прятки...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - нареч...

    Орфографический словарь русского языка

  • - а.....

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - неучёная, неучёное. Неграмотный, малообразованный...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - неучёный I м. разг. Тот, кто недостаточно учился или совсем не учился; необразованный. II прил. разг. Недостаточно учившийся или совсем не учившийся; неграмотный, малограмотный, необразованный...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ая, -ое. Необразованный. был простой, неученый, но добрый, всеми любимый деревенский житель. И. Гончаров, Воспоминания. Не сердись ты на меня… бабу глупую… неученую...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - 1...

    Русский орфографический словарь

  • - См....
  • - Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БОГ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БОГ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    Словарь синонимов

"Ученый водит, неученый следом ходит." в книгах

Рядом со следом

автора Циттлау Йорг

Рядом со следом

Из книги Странности эволюции 2 [Ошибки и неудачи в природе] автора Циттлау Йорг

Рядом со следом Наша собака - несомненное свидетельство того, что эволюция сделала шаг в правильном направлении. Ее родина - греческий остров Лесбос, на котором за последние годы был создан самый настоящий естественный паноптикум новых видов собак. Порода нашей собаки

Темный и неученый

Из книги Каменный век был иным… [с иллюстрациями] автора Дэникен Эрих фон

Темный и неученый Все, что наши ближайшие предки по виду сумели создать в ту отдаленную эпоху - это простенькие украшения, каменные наконечники для стрел и копий, а также множество примитивных каменных орудий. Порой создается впечатление, что в древности существовали

5. Следом «Красной Хроники»

Из книги Монголия. Следами номадов автора Рона-Тас Андраш

5. Следом «Красной Хроники» В библиотеке монастыря. Белые пятна в истории Азии. Повелитель сильной руки. Сокровища замурованных пещер. Кёрёши Цсома и Уйгуры. Министр, похороненный убойным скотом. Тайна «Красной Хроники». Пение Королевы Девичьего Праздника Весны Возраста

Премия Дарвина: следом за рыбой

Из книги Премия Дарвина. Эволюция в действии автора Норткат Венди

Премия Дарвина: следом за рыбой Подтверждено Дарвиновской комиссией25 мая 1999 года, УкраинаКиевского рыбака убило электрическим током во время рыбалки на реке Теребля. 43-летний киевлянин подсоединил провод к электросети у себя дома, а другой конец бросил в реку.

ИДУЩИЕ СЛЕДОМ

Из книги Тайны рун. Наследники Одина автора Кормилицын Сергей

ИДУЩИЕ СЛЕДОМ Они отдали б немало за пару крыльев, Они отдали б немало за третий глаз, За руку на которой четырнадцать пальцев. Им нужен для дыхания другой газ… Вячеслав Бутусов «Люди» Нельзя не признать, что деятельность фон Листа, популяризация рунологии, принесла

МОЕЙ РУКОЮ ВОДИТ ПРИЗРАК!

Из книги Непознанное, отвергнутое или сокрытое автора Царева Ирина Борисовна

МОЕЙ РУКОЮ ВОДИТ ПРИЗРАК! Потусторонний мир или состояние измененного сознания?Материалисты считают, что разгадку этому явлению следует искать в нашем подсознании, которое, вырываясь из-под контроля разума, проявляет себя таким странным образом. Парапсихологи

Следом за поражением – победа.

Из книги Война с Ганнибалом автора Ливий Тит

Следом за поражением – победа. Марцелл выступил с зимних квартир, как только пробились всходы в полях и поднялась на лугах трава, иначе говоря – появился подножный корм для коней. Места в середине Апулии открытые, засады здесь невозможны, и Ганнибал принялся отходить к

Суеверие идет следом

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Суеверие идет следом Река Нахр-аль-Асы переводится с арабского как Река-мятежник. За что же она получила такое отнюдь не географическое название? За то, что течет «не по закону» - с юга на север, а должна была течь с севера на юг - в сторону исламских святынь Мекки и

Следом - джентльмены

Из книги Афоризмы Британии. Том I автора Барсов Сергей Борисович

Следом - джентльмены Мужчину делает портной. Пословица Всё зло исходит от владык мужчин, Винить подвластных женщин нет причин. Уильям Шекспир Чтоб неженкой, как женщины, не стать. Глядеть не надо на детей и женщин. Уильям Шекспир Как женщинам нахальным, так

Чтобы собака следом не шла

Из книги Золотое пособие народного знахаря. Книга I автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы собака следом не шла Всем знахарям должно быть известно, что идти брать в реке воду или по другим своим ведовским делам следует в полном одиночестве, молча и не оглядываясь назад. Но иногда по пути неожиданно привязывается собака и идет следом, таким образом,

Из книги Литературная Газета 6284 (№ 29 2010) автора Литературная Газета

Следом за плотниками пришёл Горький

Из книги Литературная Газета 6285 (№ 30 2010) автора Литературная Газета

Следом за плотниками пришёл Горький Первая полоса Следом за плотниками пришёл Горький МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК Сотрудники «Литературной газеты» были неделю назад удивлены появлением плотников возле своего особняка в Хохловском переулке. Крепкие рукастые парни,

7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. 8. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? 9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; 10. а кто ходит ночью, спотыкае

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. 8. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? 9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; 10. а кто ходит

Следом за личностями

Из книги Быть бизнес-лидером. 16 историй успеха автора Филиппов Сергей

Следом за личностями Я поступил в Политехнический университет. Одна из школ нашего города договорилась с пятью вузами, что вступительные экзамены можно сдать прямо в школе. Я поступил во все вузы. Это было не так сложно, как казалось. Выбрал Политех, потому что на меня

У Ч Ё Н Ы Й

Учёные люди – это дворянство духа.
Учёный – в говне мочёный.
Учёный – это идеал истинного гражданина страны.
Умные не бывают учёны; учёные не бывают умны.
Учёный – это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользой.
Учёность – это сладкий плод горького корня.
В новом мире один молодой учёный намного ценнее двадцати старых политиков.
Бывших академиков не бывает.
Наука – родник учения, знание – светильник жизни. (Киргизская п.)
Жизнь настоящего учёного начинается с неудач.
Не родись учёным, а родись кручёным.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Учёных много, а умных мало.
На таких учёных навить бы кнутов кручёных.
Учёный и против течения плывёт.
Учёный без практики – пчела без мёда.
Учёный без дела, как туча без дождя.
Учёный с умыслом худым, хуже разбойника.
Физики – самые убеждённые лирики.

Учёный – это человек, который в чём-то почти уверен.
Жюль Ренан

Учёный может понимать невежду, потому что он сам был таким в детстве; невежда же не может понимать учёного, ибо никогда таковым не был.
Клод Адриан Гельвеций

Не тот учёный, кто в среде учёной
Со степенью и знанием живёт;
Увы, нередко по воде плывёт
Пустой кувшин, в неё не погружённый.
Алим Кешоков

Эйнштейн, отвечая на вопрос: в чём же заключается талант учёного, сказал так: Там, где обычный исследователь находит иголку в стоге сена, пытливый находит вторую иголку, затем третью, затем четвёртую. Люди прошлых веков унесли с собой много тайн, поиск которых сравним с отысканием такой иголки. И лишь самые терпеливые и настойчивые, изучая историю своего края, находят одну иголку за другой, восстанавливая из небольших фактов и находок живую картину прошлого.

Ты очень спешишь, - сказал Вечеровский назидательно. – А спешить нам некуда. Предстоит работа… Ты всё ещё никак не можешь понять, что ничего интересного с нами не произошло. Просто работа. Долгая. Тяжёлая. Скорее всего, грязная. Не один год, а может быть, сто лет, или тысячу, или миллиард… Опасно? Да, опасно. Заниматься настоящей научной проблемой всегда было опасно. Архимеда зарезали солдаты. Ньютон свихнулся в мистику, Жолио-Кюри умер от лучевой болезни… Научная проблема – это всегда опасно. А тут – настоящая проблема. На всю жизнь.
Братья Стругацкие «День затмения»

Долгое время недоверчивые мужчины относились к женским занятиям наукой иронически. «Что же касается учёных женщин, то они пользуются книгами примерно так же, как своими часами: они носят их только для того, чтобы показать, что у них есть часы, хотя обычно эти часы у них не ходят или неверно показывают время», - острил немецкий философ И. Кант.

«…Наука полезна именно тем, что она позволяет предсказать, и потому-то учёные стоят выше всех других людей».
Сен – Симон

Одна из самых больших трудностей в науке – это переход от догадок к достоверной научной истине. С мучительным трудом, двигаясь шаг за шагом, как альпинист по отвесной стене, учёный добывает истину.
А.Б. Мигдал

Один может открыть больше другого, но никто всего.
Древнеримское изречение

«Учёные, берущиеся за разрешение бесчисленных загадок, которые поставила перед человеком природа, заранее осведомлены о том, что абсолютной и навсегда верной разгадки они не дадут. И всё-таки они тратят десятилетия напряжённого и самоотверженного труда для нахождения приблизительно верного решения, которое выдержит суровое испытание времени хотя бы на протяжении нескольких лет или десятилетий», говорил академик Аксель Иванович Берг.

Учёные – это дети своего времени и выражают в своих взглядах все предрассудки века, они говорят на человеческом языке, как бы приклеивают к нечеловеческим реалиям вполне людские ярлыки, причём, в каждую эпоху – разные. Но им не очень хочется об этом помнить, поэтому они часто сердятся, когда приходит философ, напоминающий им об их бессилии перед собственным внутренним миром, и огораживаются от гостя целой стеной из математических формул.
Е.В.Золотухина-Аболина «Страна философия»

Учёность – единственное, что в нас божественно и бессмертно: величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.
Плутарх

Тот, кто учён, но не прилагает к делу своей учёности, подобен человеку, который пахал бы, но не сеял.
Арабское изречение

Многие учёные похожи на кассира в банкирском доме: на руках у него много денег, но деньги принадлежат не ему.
Л. Берне

Мы часто встречаем людей, учёность которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают.
Г. Бокль

От числа учёных, от почёта, которым их окружают, от свободы, которую им предоставляют, от достоинств, которыми их наделяют, зависит распространение просвещения в самых глубоких слоях общества.
Л. Гамбетта

С учёным, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и другой пищи, не стоит рассуждать.
Конфуций

Чернила учёного и кровь мученика имеют перед Небом одинаковую ценность.
Коран

С учёными случается то, что с путешественниками. Если путешественник, по несчастью, собьётся с дороги, то чем дальше продвигается он, тем больше удаляется от места назначения.
Н. Мальбранш

С истинно учёными людьми происходит то же самое, что и с колосьями пшеницы: пока они пусты, они гордо и высоко поднимают голову; когда же наливаются и полнеют от зёрен, то уничижено никнут головой.
М. Монтень

О некоторых учёных можно сказать то же, что и о хороших книгах, покрытых густой пылью, что до них страшно дотронуться, чтоб не замарать себе руки.
А. Оксеншерна

Учёный без дарования подобен тому бедному мулле, который изрезал и съел Коран, думая исполниться духа Магомедова.
А. Пушкин

Учёный – зритель от вселенной. Он знает, что мир принадлежит ему только как предмет изучения, и даже если бы ему было дано преобразовать его, он бы нашёл это до такой степени странным, что всякое желание преобразования исчезло бы у него.
Э. Ренан

У учёного всегда чего-нибудь не достаёт: или краски, или движения, или перистальтики, или желудочного сока, или того, что называется здравым смыслом.
Ж.П. Рихтер

Внимай речам учёного с величайшим вниманием, хотя бы дела не соответствовали его учению. Человек должен поучаться, хотя бы поучение было написано на стене.
Саади

Учёные – это те, которые начитались книг; но мыслители, гении, просветители мира или двигатели человечества – это те, которые читали непосредственно в книге вселенной.
А. Шопенгауэр

Только истинные учёные продолжают учиться; невежды предпочитают учить.
Э. Бульвер

Без муки нет науки.

Делу время, а потехе час.

Учить в долбёжку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.

^

Кто хочет много знать , тому надо мало спать.

Повторение – мать учения.

н аука не пиво, в рот не вольёшь.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Век живи – век учись.

Дураку наука, что ребёнку огонь.

Делу время, а потехе час.

Лучше печатного слова не скажешь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Гельвеций

От мелких неисправленных ошибок легко перейти к крупным порокам.

Развязность языка сама себя корит,

Рождает сотни бед, несчастий и обид.

Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.

Добролюбов

Не дав слово – крепись, а, дав слово, держись.

Не всегда тот, кто красиво говорит, хорошо дело делает.

Ласковое слово, что вешний (весенний) день.

Мир освещён солнцем, а человек – знанием.

За худые слова слетит и голова.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Красна изба углами, а человек – делами.

Лес рубят – щепки летят.

^ Классный час на тему:

« В гостях у слова»

Учитель: Постникова Светлана Владимировна,

классный руководитель 5 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель:

Воспитание любви к родному языку, русскому народу.

^ Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

^ А. Н. Толстой

Звучит колыбельная песня в исполнении А. Герман, демонстрируются слайды с изображениями младенцев.

Слово учителя

Наверное, среди нас нет ни одного человека, которого оставила бы равнодушным эта песня. Ребята, какие чувства вы испытали в момент звучания песни? Почему?

Учитель читает слова (см. эпиграф)

Учитель:

Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Сегодня мы отправимся в гости к Слову, а нашим попутчиком будет герой, которого мы никогда не видели, но между тем мы не можем представить жизни без него , он стал нашим другом с того момента, когда мы появились на свет. Вы догадались, о ком я говорю?

Конечно, это язык. Русский язык.

Входит язык.

Язык :

Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть! С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана со мной. Когда вы были совсем маленькими, какое слово сказали первым?

(Мама, папа)

А ведь это был я. А когда вы слушали мамину колыбельную, бабушкины сказки, папины шутки-прибаутки, - это тоже был Я.

Учитель:

Действительно, ребята сказки, прибаутки, песни – это и есть язык. Всю свою жизнь человек находится в мире языка. Язык – наш слуга и господин, это очки, без которых нам не разглядеть окружающего мира. Он наш друг и враг одновременно.

Язык:

Да, Светлана Владимировна права, я могу быть разным, я не стою на месте, я развиваюсь. В этом ларце собраны свидетельства моего развития - мудрые народные мысли, бережно сохранённые историей. Много в моём ларце народной мудрости, всю не перескажешь!

Учитель:

Ребята, о чем говорит язык? Что является мудростью народа?

Язык:

Конечно, вы правы. Это пословицы – «цвет народного ума», как называл их Владимир Даль. Тысячелетиями живут и накапливаются в языке сокровища человеческой мысли и опыта, в них – ум человека, национальная история. Давайте прикоснёмся к жемчужинам мудрости народной.

(Ученики помогают достать из ларца свитки, читают пословицы, комментируют их)

^ Не спеши языком, торопись делом.

Русский язык – язык великого народа, потому и сам велик.

Язык мудрого – в сердце, сердце глупца – на языке.

Без языка и колокол нем.

Язык телу якорь.

Язык поит и кормит и спину порет.

Хромое слово – хромая речь.

Язык мал, а великим телом владеет.

Язык:

А какие пословицы о языке знаете вы? Молодцы, ребята! Примите же этот ларец, наполненный любовью народа к вам!

Учитель:

Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель :

Как метко и образно русское слово. Как ярка и красочна русская речь. Сколько слов замечательных о нашем родном крае.

Возьмите у себя на столах круг.

Что он может символизировать? (земной шар, солнце, хлеб.)

Круг – это символ вечности, вечной жизни.

Давайте возьмем волшебные краски и покажем как мы чувствуем свою родину, какая она? (Задача передать свое отношение к родному краю. Учащимся выдаются раскраски с изображением русской природы).

Звучит песня: «Березы» в исполнении Н. Расторгуева, учащиеся работают на фоне музыки.

После выполнения работы рисунки прикрепляются на доске.

Учитель :

Какие теплые слова, хочется произнести?

Ответы учащихся .

Вы произнесли добрые, ласковые, красивые слова, понятные и родные. Мы в классе тоже родные друг другу. Вместе учимся, играем, дружим, радуемся и грустим.

Дети становятся в круг, читают стихотворение:

- Где же ты, Россия, начиналась?

- На лугу и в поле за страдой

- Чем же ты, Россия, умывалась?

- Ладожскою чистою водой.

- Чем же ты, Россия, красовалась?

- Что цвело, брала себе в полон.

- От какого горя отбивалась?

- от того, что шло со всех сторон

- Где же ты, Россия, расселилась?

- На холмах зеленых, у воды

- Как же ты, Россия, веселилась?

- От веселья плакали лады.

- Как же ты, Россия, говорила?

- Так что б слово придавало силы

- Кто прославит и продлит твой род?

- Мудрый и великий наш народ!

Во время чтения стихотворения дети из рук в руки передают клубок, нитку оставляя в руках, к концу стихотворения получится замкнутый круг, символизирующий единение всех людей, земной шар, где наша Родина его часть.

^ Как вывод, после паузы, звучат слова ( читают ученики):

Берегите Россию, нет России другой,

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию, нет России другой.

Учитель:

Берегите Россию, добрыми красивыми поступками и словами, которые достались нам от великих наших предков, старайтесь задумываться над тем, что вы произносите.

Долина слов нашего языка бесконечна и безгранична. Мы только начали свой путь по бескрайним просторам нашего языка.

Звучит музыка, продолжается кинофрагмент.

На фоне этого учитель читает:

Я лечу над Россией, словно в сказочном сне,
И дубы вековые машут крыльями мне.

^ Как весны позывные слышу крик журавлей ,
Я лечу над Россией, над Россией моей.
Купола золотые, тополей седина,
О, Россия, Россия, Ты такая одна.

Наш классный час подошел к концу. Но не закончились наши беседы о слове, родном крае.

Приложение 1


  1. Белая красавица, очень людям нравится,
Растет под небом синим, как символ всей России

  1. Благо для окружающих

  1. Наклонись в тишине, прикоснись – ка ко мне.
Посиди надо мной и умойся водой.

Я - источник в лесу, счастье радость несу.


  1. Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.

Ты его береги, край любимый- ….. (Сибирь)


  1. Полноводна, непокорна да с хрустальною водой
Дочка гордая Байкала, с величавой красотой.

  1. ^ Все прекрасное в окружающем мире

По вертикали РОДИНА

Классный час на тему:

«По дороге к слову»

Учитель: Лебедева Евгения Васильевна,

классный руководитель 2 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель :

Воспитание чувства патриотизма средствами родного языка.

Оборудование:

Различные виды словарей, на доске кроссворд «Русский язык», портреты детских писателей, карточки с текстом отрывок из сказок, плакаты – афоризмы о русском языке, пословицы.

Плакаты:

1.«Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом».

Сабир Абдулла

2.«Я ко всем наукам путь имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским величавым языком»

И. Данилов

3.«Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий,

где нужно – страстный,

где нужно – живой!»

Пословицы и поговорки для школьников. Ученье в пословицах и поговорках для детей и взрослых.

Пословицы и поговорки об учении, о знаниях

Ученье — красота, а неученье — слепота.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Нужно учить не рассказом, а работой и показом.

Пример лучше правила.

Учи других — и сам поймёшь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Век живи — век трудись, а трудясь — век учись.

От учёного набирайся ума, а от мастера — сноровки.

Неучёная голова — что фонарь без огня.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.

Учёному везде дорога.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Учёный идёт, а неучёный спотыкается.

Учёный без дела — как туча без дождя.

Учись смолоду — не умрёшь под старость с голоду.

Куда голова придёт, туда и тело приведёт.

Для ученья нет старости.

Не стыдно не знать — стыдно не учиться.

Ученье — путь к уменью.

Чему учился, тому и пригодился.

Знайка незнайку учит.

Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка всё только рот разевает.

Занятие 4.

1. Выпишите из текста омомнимы, укажите их значения, распределите по группам: лексические, фонетические, грамматические, графические.

Двор – часть территории - прислужники, проживающие вместе – лексические.

Горя – от слова гореть – несчастье - графические.

По лбу – полбу – по голове – вид пшеницы - фонетические.

Тем – местоимение – история для беседы, обсуждения - грамматические.

Байки – вид ткани – нелепые истории - лексические.

Вилок – капустная единица – столовый прибор - графические.

Быках – строительное сооружение – животные - графические.

2. Определите, формами каких частей речи могут быть представленные грамматические омонимы.

Залив – деепричастие, существительное.

Вой – глагол, существительное.

Лечу – глагол.

Мой – местоимение, глагол.

Устав – деепричастие, существительное.

Том – местоимение, существительное.

Постой – глагол, существительное.

Стекло – глагол, существительное.

Пила – глагол, существительное.

Печь – глагол, существительное.

Мыла – существительное, глагол.

Спор – существительное, существительное.

Блесну – глагол, существительное.

Напасть – глагол, существительное.

Стих – глагол, существительное.

Знать – глагол, существительное.

Стали – глагол, существительное.

Берегу – глагол, существительное .

3. Подберите к данным словам синонимы и определите их типы (семантические, стилистические, семантико-стилистические, абсолютные).

Вдохновлять – воодушевлять, мотивировать. Семантические.

Великий – огромный. Семантические.

Идти – следовать. Семантико-стилистические.

Беседа – разговор. Стилистические.

Трактовать – объяснять. Семантические.

Поэт – стихотворец. Стилистические.

Послушный – покорный. Семантико-стилистические.

Приют – кров. Семантические.

Правильный – верный. Семантический.

Прибыльный – доходный. Семантический.

Причина – повод. Семантико-стилистические.

Много – изобилие. Семантический.

Радоваться - торжествовать. Семантический.

4. Сравните две редакции отрывков из рассказов А.П.Чехова. Проследите, как меняется текст с заменой синонимов.

Старый текст.

– Она уснула, читая мой роман,- прошептал Зинзага.

Зала заседания огласилась яростнейшими

приятная сытость.

– Что вам угодно? Кто вы?

Час спустя я стоял один-одинешенек перед капитаном и утешал его…

Там, за грязным липовым столом сидел …кассир Штамм, немец, выдававший себя за англичанина.

Жена нерешительно

Новый текст.

– Она заснула , читая мой роман!- прошипел Зинзага.

Зала заседания огласилась оглушительными аплодисментами, криками «браво» и дрогнула.

В голове его слегка шумело, а в области желудка чувствовалась сладостная сытость.

– Что вам нужно? Кто вы?

Через час я стоял один-одинешенек перед капитаном и утешал его.

Там, за запачканным столом сидел…кассир Штамм, немец, выдававший себя за англичанина.

Жена робко подошла к зеркалу, тоже взглянула в него – и тотчас же произошло нечто ужасное.

Синонимы из первого текста предают ему авторскую окраску и делают его более агрессивным. Коме того можно заметить, что второй текст более современный.



5. Напишите не менее 10 пословиц, в которых есть антонимы.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Маленькое дело лучше безделья.

Счастливый скачет, бесчестный плачет.

Учёный водит, а неученый следом ходит.

Добрая женитьба к дому приучает, худая от дома отлучает.

Виноватого кровь вода, а невинного беда.

Покой пьёт воду, а беспокойство - мёд.

Сходись - бранись, расходись - мирись.

За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Послал бог работу, да отнял черт охоту.

Сытый голодного не разумеет.

6. Выпишите из второй части поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон» предложения с общеупотребительными и индивидуально-авторскими антонимами. Какую художественную функцию они выполняют?

- Перед ней
Весь мир одет угрюмой тенью;
И всё ей в нём предлог мученью -
И утра луч и мрак ночей. – общеупотребительный антоним.

Тебя послал мне ад иль рай? – общеупотребительный антоним.

Зачем, красавица? - увы,
Не знаю!.. полон жизни новой,
С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый;
Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах. – общеупотребительный антоним.

О! если б ты могла понять,
Какое горькое томленье
Всю жизнь, - века без разделенья
И наслаждаться и страдать, - общеупотребительный антоним.
За зло похвал не ожидать
Ни за добро вознагражденья; - общеупотребительный антоним.

Жить для себя, скучать собой,
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!

Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской – индивидуально-авторский антоним.
Грядущих, прошлых поколений, - индивидуально-авторский антоним.
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем, - индивидуально-авторский антоним.
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. – индивидуально-авторский антоним.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой; - индивидуально-авторский антоним.
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой; - индивидуально-авторский антоним.
Клянуся сонмищем духов,
Судьбою братий мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных, - индивидуально-авторский антоним.
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я, и адом, - общеупотребительный антоним.
Земной святыней и тобой;
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой, - индивидуально-авторский антоним.
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей;
Клянусь блаженством и страданьем, - общеупотребительный антоним
Клянусь любовию моей, -
Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;
Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.

Твоей любви я жду как дара,
И вечность дам тебе за миг;
В любви как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик.

Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвездные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя;
Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю станешь ты, - индивидуально-авторские антонимы.
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь, да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить. – индивидуально-авторский антоним.

Нет! не тебе, моей подруге,
Узнай, назначено судьбой

Увянуть молча в тесном круге
Ревнивой грубости рабой,
Средь малодушных и холодных,
Друзей притворных и врагов; - индивидуально-авторский антоним.
Боязней и надежд бесплодных,
Пустых и тягостных трудов!

Печально за стеной высокой
Ты не угаснешь без страстей,
Среди молитв, равно далеко
От божества и от людей. – индивидуально-авторский антоним.

О нет! прекрасное созданье,
К иному ты присуждена;
Тебя иное ждет страданье,
Иных восторгов глубина; - индивидуально-авторский антоним.
Оставь же прежние желанья
И жалкий свет его судьбе:
Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.

Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам;
Прислужниц легких и волшебных
Тебе, красавица, я дам;
И для тебя с звезды восточной
Сорву венец я золотой;
Возьму с цветов росы полночной;
Его усыплю той росой;
Лучом румяного заката
Твой стан как лентой обовью;
Дыханьем чистым аромата
Окрестный воздух напою;
Всечасно дивною игрою
Твой слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря;
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака, - общеупотребительный антоним.
Я дам тебе все, все земное -
Люби меня.....!

Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье. – индивидуально-авторский антоним.
В нем было все: любовь, страданье, - общеупотребительный антоним.
Упрек с последнею мольбой,
И безнадежное прощанье -
Прощанье с жизнью молодой.

- «Исчезни, мрачный дух сомненья!»
Посланник неба отвечал: - индивидуально-авторский антоним.
«Довольно ты торжествовал;
Но час суда теперь настал,
И благо божие решенье!

Она страдала и любила - общеупотребительный антоним.
И рай открылся для любви!»

И ангел строгими очами
На искусителя взглянул, - индивидуально-авторский антоним.
И радостно взмахнув крылами
В сиянье неба потонул.

7. Найдите в предложениях примеры оксюморона.

Свежо предание, а верится с трудом. – Свежо предание.

Я глупостей не чтец, а пуще образцовых. – Глупостей образцовых.

Мучителей толпа, в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников , лукавых простаков…(Гр.) – Лукавые простаки, нескладные умники.

В свежем воздухе пахло горькой сладостью осеннего утра (Бун.). Горькая сладость.

Как он хотел неизмеримое измерить, любви безбрежной дать предел (Л.). –Неизмеримое измерить.

Все сидели спокойно, и по-прежнему беззвучно беседуя, порой улыбались…(М.Г.). - Беззвучно беседуя.

Занятие № 5.

1. В данных предложениях найдите историзмы и архаизмы разных типов, охарактеризуйте их.

1). Надежда Осиповна вступила в свои владения. Новой помещице низко кланялась дворня, все в новых платьях, опустив глаза. Наутро забрякали под окном колокольцы: прибыл земский заседатель с подъячим.

Вступила в свои владения – историзм, в современном языке такое словосочетание, как правило, больше не употребляется. Помещице – историзм. Дворня – историзм. Новые платья – семантический архаизм. Колокольцы – фонетический архаизм. Земский заседатель с подъячим – историзм.

2). Шли дома вельмож, спрятанные в дремучие сады. Пробежали скороходы, и тяжело прогрохотала странная карета. Проехал мимо князь Шаликов.

Вельможа – историзм. Скороходы – историзм. Карета – может считаться как историзмом, так и семантическим архаизмом. Князь – историзм.

3). Камзол у графа был довольно затрепан.

Камзол – историзм. Граф – историзм.

4). Приказом императора родственники Ломоносова были исключены из подушного оклада.

Император – историзм. Подушного оклада – историзм.

5). Сергей Львович предался еде. Пастет из дичины был в меру горьковат.

Предался еде – историзм. Пастет – фонетический архаизм. Дичина – словообразовательный архаизм.

6). Арина сторого наблюдала, чтобы барчуки и барышня не поломали какой балясины.

Барчуки и барышня – историзм, но барышня можно отнести и к фонетическим архаизмам. Балясина – историзм.

7). Я уж запишу, ты у бутошника спроси (Ю. Тынянов ).

Бутошники – историзм.

8). Вдруг увидел я вороты – и въехал на барский двор нашей усадьбы. Соскуча глядеть из окна на грязный переулок, я пошел бродить по всем комнатам (П.).

Вороты – грамматический архаизм. Барский двор – историзм. Соскуча – грамматический архаизм.

2. Напишите 15 устаревших слов, ушедших в историю вместе с реалиями советской эпохи; укажите их значения.

Бюллетень (сидеть на бюллетене /бюллетенить ) - не ходить на работу по болезни.

Комсомол - молодёжная организация коммунистической партии.

Пионеры - член политизированной иерархической детской организации.

Октябрята - в Советском Союзе учащиеся 7-9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы.

Сексот - секретный сотрудник КГБ.

Стиляга (ругательное) - модник 1950-60-х годов, поклонник западной культуры.

Фарцовщик - тот, кто добывал и/или спекулировал вещами («фирмо́й»), выменянными или перекупленными у приезжих иностранцев, которые в СССР у простого гражданина не было возможности приобрести или за которыми необходимо было выстаивать огромные очереди.

Стахановец - участник стахановского движения, тот, кто добился высокой производительности труда.

Комсорг - комсомольский функционер низового звена.

Лимитчица - приезжая, устроившаяся жить в городе, поступив на работу на предприятие, получающее от властей ограниченное разрешение на прописку некоторого числа работников.

Колхоз - сельскохозяйственное предприятие, в котором средства производства и распределение результатов труда находились в общественном управлении его участников.

Совнархоз - местный орган управления промышленностью и строительством.

Ликбез - кампания по ликвидации безграмотности, проводившаяся в СССР в 1919-1940 гг.

Шарашка - научная организация в которой работали заключённые.

3. Из «Толкового словаря русского языка конца ХХ века. Языковые изменения» под ред. Г.Н.Скляревской выпишите 10 слов, пришедших в активный современный словарь из пассивной устаревшей лексики (губернатор, гувернер и др .), 10 слов, высокая активность которых связана с актуализацией обозначаемых ими понятий (бизнес, банк и др .); укажите их значения.

Перешедшие в активный словарь.

Адвентисты – протестантская секта, проповедующая второе пришествие Христа и близкий конец света.

Акционер – лицо или организация, владеющее акциями какого-либо акционерного предприятия.

Акциз – косвенный налог на товары массового потребления, включаемый в цену товара или плату за услуги.

Алтарь – восточная часть православного храма, отделенная иконостасом.

Богатый – обладающий большими материальными ценностями, большим капиталом.

Вердикт – решение судей или присяжных заседателей.

Вольнодумство – критическое отношение к действующему политическому строю.

Дворянство – общественная группа, состоящая из потомков дворянских сословий и дворянских родов.

Инвестиция – долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики, предприятия с целью получения капитала.

Инвестор – лицо, организация или государство, производящие инвестицию.

Актуализация .

Капиталист – владелец капитала, использующий свои средства для извлечения прибыли.

Инопланетянин – человек, отличающийся от других людей либо по внешним признакам, либо по поведенческим.

Иноземный – иностранный, зарубежный.

Иномарка – автомобиль иностранного производства.

Индекс – цифровой показатель, выражающий соотношение величин экономического явления.

Импресарио – частный предприниматель, организующий зрелищные мероприятия: агент артиста, действующий от его имени.

Иглоукалывание – метод лечения заболеваний введением в строго определенные точки тела игла, воздействующих на зоны организма.

Знахарство – врачевание с помощью методов народной медицины, а так же энергетического воздействия, колдовских приемов, элементов магии.

Зона – территория, пространство, характеризующаяся каким-либо общим признаком.

Земля – территория находящаяся в чей-либо собственности.

4. Напишите 10 общеупотребительных неологизмов, входящих в одну из лексических групп (на выбор), которые отражают изменения, происходящие в жизни общества. Лексические группы:

техника, автоматизация (ксерокс, факс, видеотехника );

Самртфон, андроид, видоус, айфон, айпад, планшет, ноутбук, нетбук, модем, пи-с-пи.

5. Напишите 10 неологизмов, номинирующих профессии (секьюрити, тюнингер и др .), и укажите их значения.

Менеджер - руководитель или управляющий, отвечающий за определённое направление деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, экаунт-менеджер, менеджер по продажам), управляющий проектом (менеджер проекта) или целой компанией (топ-менеджер).

Супервайзер - сотрудник, контролирующий чью-либо деятельность, работу.

Программист - человек, занимающийся разработкой программ для программируемых устройств.

Мерчендайзер - это специалист по продвижению продукции в розничной торговле.

Копирайтер - человек с творческой натурой, способный сочинять оригинальные тексты, музыкальные заставки и более крупные произведения разного стиля, характера и метража.

Арт-директор - руководит художественным направлением деятельности компании.

Визажист - это человек, который разбирается в кремах, особенностях кожи, он не просто умеет делать макияж, он - профессионал в макияже.

Девелопер – сдает в аренду помщения в зданиях построенных по его проекту, за его финансы на его земле.

Имиджмейкер - человек создающий стиль или помогающий найти свой образ который будет соответствовать для вашей профессии или повседневной жизни.

Клинер – сотрудник клинингового агентства. Узкий специалист отвечающий за уборку определенных поверхностей.

Занятие 6.

1. Объясните значения фразеологических оборотов.

Камень преткновения - спорный предмет; щекотливый вопрос – тема, которую неприятно обсуждать; гордиев узел – запутанное сплетение обстоятельств; троянский конь – коварный замысел; авгиевы конюшни – очень грязное место; между сциллой и харибдой – оказаться между двух опасностей; сизифов труд – бесполезный труд; притча во языцех – то о чем говорят все; белая ворона – не такая как все; лебединая песня – последнее проявление таланта; крокодиловы слезы – неискреннее сокрушение; прописать ижицу – выпороть; после дождичка в четверг – в неопределенном будущем; попасть впросак – попасть в неловкое положение; танталовы муки – переносить мучения, лишения; центр тяжести – самое главное; зеленая улица – прямая возможность реализации задач; нить Ариадны – указатель для решения запутанных задач; горячая линия – прямая связь по решению каких-либо вопросов; горячие точки – места напряженных отношений; черный нал – неучтенная налоговой наличность; быстрые деньги – легкий способ заработка.

2. Подберите по 2-3 синонима-фразеологизма к словам и словосочетаниям:

Мало – кот наплакал, с гулькин нос.

Много – вагон и маленькая тележка, не початый край.

Далеко – как до Китая, куда Макар телят не гонял.

Близко – рукой подать, на носу.

Умереть – приказать долго жить, сыграть в ящик.

Обманывать – вешать лапшу на уши, водить за нос.

Бояться - обливаться холодным потом, труса праздновать.

Умный человек – голова, Энштеин.

Хорошо работать – засучив рукава, не покладая рук.

Плохо работать – спустя рукава, из рук вон плохо.

3. Вспомните и напишите фразеологические обороты со словами:

Душа – душа ушла в пятки,

Рука – греть руки.

Нога – не в зуб ногой.

Лицо – потерять лицо.

Голова – ветер в голове.

Нос – держать нос по ветру .

4. Опишите фразеологизмами состояние студента а) во время сессии; б) во время сдачи экзамена; в) после сдачи зачетов и экзаменов.

а) студенты во время сессии ломают голову над задачей, трудятся не покладая рук.

б) во время сдачи экзамена студенты вешают лапшу на уши преподавателю, труса празднуют.

в) после сдачи зачетов и экзаменов студенты бьют баклуши, витают в облаках.

5. Напишите 10 устойчивых словосочетаний публицистического стиля (например, коридоры власти, армия безработных ).

Бразды правления; попасть в строку; создание механизмов прямых контактов; холодная война; железный занавес; сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность; предвыборный марафон; политический фарс.

6. Составьте небольшой связный текст на одну из актуальных тем современности (15-17 предложений) с максимально возможным включением в него фразеологических оборотов.

Щекотливым вопросом для современного города, его жителей и власти, становится уборка мусора. Деление зон ответственности управляющих компаний и иных предприятий в сфере ЖКХ становится гордиевым узлом. А тем временем город превращается в самые настоящие авгиевые конюшни. Жители города зачастую оказываются между Сицилой и Харибдой. Платить за вывоз мусора приходиться достаточно большую сумму, так как, за частую, услуга оказывается не качественно - расставаться с честно заработанными деньгами ни хочется. Но не платить тоже нельзя – ведь в этом случае накопиться долг. Коммунальщики в ответ на гневные звонки горожан обещают убрать весь мусор после дождичка в четверг. И после этих слов хочется задать им ижицу. Жилищный кодекс и муниципальные акты должны были стать нитью Ариадны в этом вопросе. Но этого не случилось.

Многие современные политики называют жилищный кодекс троянским конем. Есть мнения, что кодекс был написан для отмывания черного нала в сфере ЖКХ. Система контроля и воздействия на предприятия ЖКХ не понятна простым обывателям. Нет у граждан зеленой улицы для реализации своих прав на комфортное существование. Все, что остается горожанам – это дальше переносить танталовы муки, обходя кучи мусора.

7. Найдите в текстах басен И.А.Крылова словосочетания и выражения, которые стали крылатыми, и поясните их смысл (10 примеров).

в зобу дыханье сперло – когда тяжело что-либо сказать.

во все воронье горло – очень громко.

А Ларчик просто открывался – простое решение сложной задачи.

Что ты бежишь, а все на том же ты окне – суетиться, но при этом не сдвинутся с одного места.

Мартышка к старости слаба глазами стала – потерять зрение в связи с возрастными изменениями.

Невежда про нее свой толк все к худу клонит – не знающий о свойствах предмета человек считает, что в этом виноват сам предмет.

Как с другом сердце к сердцу жить – быть очень близкими друзьям, буквально жить друг другом.

Ему расчесться за овец – получить сполна за проступок.

Ты сер, а я, приятель, сед – ты молод, а я мудр.

рыльце у тебя в пуху – не чиста на руку. Иметь грех за душой.

Попрыгунья Стрекоза – веселая, беззаботная женщина.

8 . В периодической печати найдите трансформированные фразеологические обороты, восстановите их первоначальный вид (например, у разбитого бескорыстия – у разбитого корыта ).

Меж двух звёзд – меж двух огней.

Очередь длиною в жизнь – дорога длинною в жизнь.

Тайна, покрытая браком – тайна покрытая мраком.

Воры в заводе – воры в законе.

Ни пером описать, ни гонораром оплатить – ни в сказке сказать, ни пером описать.

Генералы усталой карьеры – генералы песчаных карьеров.

Опель» раздора – яблоко раздора.

Семь бед - в суде ответ – семь бед – один ответ.

Смех сквозь стоны – смех сквозь слезы.

9. Закончите пословицы. Какая тема объединяет их? Чему учат русские пословицы?

В умной беседе всяк ума набирается; Cлово не стрела, но пуще стрелы ранит; Cлово не воробей, вылетит – не поймаешь; Всякая ссора красна миром; Ради красного словца не пожалеет ни матери, ни отца; Сказанное слово - серебро, молчание - золото; В огороде бузина, а в Киеве дядька; Лучше ногой запнуться, чем языком; С тобой разговаривать, что меду напиться; С тобой браниться, что в драный кафтан обрядиться; С тобой натощак не сговоришься; Не всякое лыко в строку; За твоим языком не поспеешь босиком; На чужой рот пуговицу не нашьешь; Не спеши языком, торопись делом; Языком плетет, что коклюшками; От приветливых слов язык не отсохнет; Петь хорошо вместе, а говорить порознь; Мелет день до вечера, а слушать нечего; Мал язык, да царствами ворочает; Язык до Киева доведет.

Все эти пословицы объединяет одна тема – ценность слова, языка, беседы.

Русские пословицы и поговорки учат нас ценить очевидные вещи и проявлять мудрость, так же они доносят до нас мудрость предков в доступной форме.