Краткое содержание

Действие происходит в XV веке, в Вогезах, в роскошном саду при замке, в котором живет Иоланта, слепая дочь короля Прованса Рене.

Иоланта беседует со своей кормилицей, Мартой, и жалуется, что томится неведомым ей доселе чувством тоски; подруги Иоланты, Бригитта и Лаура, стараются развеселить ее песнями, приносят ей цветы. Марта также утешает свою питомицу и поет ее любимую колыбельную, под звуки которой та засыпает. Спящую Иоланту осторожно уносят в замок.

Слышен звук трубы, появляется Альмерик, оруженосец короля Рене; он объявляет привратнику замка, Бертрану, что вслед за ним сюда должен прибыть король со знаменитым врачом, который призван для исцеления слепой Иоланты. Звуки труб возвещают приезд короля.

Входит Рене в сопровождении мавританского врача Эбн-Хакиа. Рене объясняет Эбн-Хакиа, что Иоланта с малолетства обручена с герцогом Бургундским Робертом и должна скоро вступить с ним в брак, но герцог не знает, что его невеста слепа, да и сама Иоланта не подозревает о своем несчастии. Воспитав свою дочь в этом уединенном замке и окружив ее преданными людьми, он под страхом смерти запретил открывать ей правду. Эбн-Хакиа объявляет, что исцеление Иоланты возможно только в том случае, если она, узнав о тяготеющем над нею несчастии, сама страстно будет желать обрести зрение. Король, терзаемый страхом за судьбу дочери, в нерешительности удаляется в замок вместе с врачом.

Входят герцог Бургундский Роберт и его друг, граф Водемон. Они восхищаются красотою сада, точно по волшебству выросшего среди дикой местности, и недоумевают, почему над входом помещена надпись, угрожающая смертью всякому, кто войдет сюда без разрешения. Роберт грустит – его неотступно преследует мысль, что скоро ему придется соединиться браком с Иолантой, которую он совсем не знает, а между тем, его сердце всецело принадлежит другой.

На террасе замка показывается Иоланта; Водемон поражен ее красотой. Иоланта, услышав незнакомые голоса, предлагает пришельцам отдохнуть под тенью деревьев и спешит принести им вина. Герцог хочет удалиться; но Водемон, совершенно очарованный красотою неизвестной девушки, представляющейся ему каким-то небесным видением, остается. Он восторженно выражает вернувшейся Иоланте свое восхищение и просит ее сорвать на память красную розу; Иоланта подает ему розу, но белую. Водемон повторяет свою просьбу и снова получает белую розу. Странное подозрение закрадывается в душу рыцаря: чтобы проверить свою догадку, он срывает несколько роз и просит Иоланту сказать, сколько их у него. Девушка просит дать ей цветы, чтобы сосчитать. Теперь Водемон убежден, что очаровавшая его девушка слепа; он открывает ей эту тайну и старается по возможности утешить, но, невольно увлекаясь, начинает описывать ей красоты Божьего мира, увидеть которые ей не суждено.

Слышны голоса: входит король, за ним – врач и прислуга замка. Рене с ужасом узнает, что Водемон открыл Иоланте ее несчастье. В отчаянии он, наконец, решается предложить ей лечение Эбн-Хакиа. Иоланта относится к этому довольно безучастно и, скорее, выражает покорность судьбе, из-за чего врач теряет надежду на счастливый исход своего лечения. Тогда король, заметив, какое впечатление произвел Водемон на девушку, объявляет рыцарю, что он будет казнен, если она не прозреет. Испуганная Иоланта из любви к Водемону умоляет врача исцелить ее и уходит с ним вместе в замок.

Звуки труб возвещают прибытие герцога Бургундского, который с вооруженными рыцарями спешит на выручку своему другу. Водемон открывает приятелю свою любовь к Иоланте, его невесте, и просит Роберта признаться королю, что он любит другую. Рене возвращает герцогу его слово и дает согласие на брак Иоланты с графом Водемоном. В дверях замка показывается прозревшая Иоланта. Счастливый король спешит обнять дочь и, затем, подводит к ней ее жениха. Иоланта, опускаясь на колени, в горячей молитве благодарит Бога за исцеление.

Жанр балета: лирическая драма.

Сверхзадача: любовь творит чудеса.

В помощь студентам, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог»

Данная разработка предназначена для оказания помощи студентам высших и средних учебных заведений, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог», в написании курсовых и дипломных работ, а также методических разработок.

Действующие лица:
1. Иоланта - молодая, прекрасная собой девушка. Она постоянно окружена вниманием и заботой своей матери и прислуги. Всю жизнь она провела в окружении этих людей, даже не покидая пределов родного имения, так как она слепа.

2. Мать Иоланты - любовь и забота матери настойчиво оберегают Иоланту от осознания ею своего страшного недуга.
3. Волдемон - молодой человек, романтик, преданный своим чувствам.
4. Кордебалет I - прислуга в доме Иоланты, вторящая матери.
5. Кордебалет II - серая масса города, люди, спешащие по своим делам.

Иоланта молодая, прекрасная собой девушка. Она постоянно окружена вниманием и заботой своей матери и прислуги. Всю жизнь она провела в окружении этих людей, даже не покидая пределов родного имения.
Любовь и забота матери настойчиво оберегают Иоланту от осознания ею своего страшного недуга - с рождения Иоланта слепа.
Но в один прекрасный момент, покой беззаботного существования Иоланты нарушает появление Волдемона. Молодой человек заблудившись, случайно оказывается свидетелем неотразимой красоты Иоланты.
Он не сразу понимает некоторую странность поведения девушки. Сознание Иоланты же охвачено настоящей бурей переживаний: впервые в жизни она ощущает присутствие незнакомого человека; Испуг и недоверие перерастают в заинтересованность.
Иллюзия благополучия и обыденности жизни Иоланты рушится в ее невидящих глазах, сменяясь в тоже время новыми неизведанными чувствами. Незнакомец представляется ей красивым и желанным.
Волдемон влюбляется в прекрасную девушку. Осознав наконец горечь недуга Иоланты, Волдемон решает во что бы то ни стало помочь своей возлюбленной. Слезы узнавшей правду Иоланты сменяются благодарной улыбкой.
Их общая радость прерывается появлением прислуги во главе с матерью. Смятение и ужас сменяются гневом, направленным на молодого «нарушителя благополучия» дочери. Негодуя, мать приказывает прислуге прогнать нахального незнакомца.
Возлюбленные пытаются сопротивляться, но их объятия разрывают и выпроваживают Волдемона. Мать пытается успокоить дочь, но все внимание Иоланты устремлено вслед Волдемону. Не реагируя на уговоры, Иоланта почти в истерике вырывается, отбегая в сторону и в изнеможении отвернувшись, опускается на колени, закрыв лицо руками. И лишь безмолвное рыдание сотрясает ее. Иоланта умоляет оставить ее одну.
Эмоции захлестывают Иоланту, любовь и отчаяние уводят ее в след исчезнувшему Волдемону.
Люди, спешащие по своим делам, по началу не обращают внимания на одинокую девушку, блуждающую в людском потоке. Прохожие сторонятся несчастной Иоланты, им совершенно не понятно странное поведение девушки. Иоланта испытывает сильнейшее потрясение: Она совершенно не понимает, где оказалась, не узнает ни кого вокруг. Но любовь не дает отчаянию завладеть Иолантой, и она продолжает поиски своего возлюбленного. В этот момент потерявший надежду вернуться к своей возлюбленной Волдемон замечает Иоланту. Она, уже готовая отказаться от дальнейших попыток, неожиданно ощущает знакомое прикосновение. Ее возлюбленный наконец-то сам нашел ее. И их счастью и радости нет предела.
Волдемон нежно целует Иоланту. И словно злые чары спадают с несчастной девушки. Любовь творит чудеса; Иоланта широко распахнутыми глазами осматривает окружающий ее мир. Мать Иоланты и ее прислуга только что пытавшиеся вернуть дочь, видят волшебную перемену и уже не в силах, да и не желают препятствовать силе любви.

Задание балетмейстеру

Иоланта, мать и кордебалет-1 - свободная пластика с элементами классической хореографии.
Волдемон и кордебалет-П - свободная пластика в контексте современных форм хореографии.
Действие балета происходит во Франции 18 век.

Действие происходит в доме. Раннее утро.
Соло "Пробуждение Иоланты"
Молодая девушка просыпается, потягивается, спрыгивает с кровати. Её движения уверенные и чёткие; Но периодически, её руки будто бы ощупывают окружающие её предметы, словно она хочет убедиться, что они рядом. Она легко и плавно двигается в пределах своей комнаты. Вскоре появляется мать, в сопровождении прислуги. Начинается танец "внимания и заботы".
Характер движений уверенный и чёткий, но при этом в пластике сохраняются жесты - прикосновения, с помощью которых Иоланта узнаёт и общается с окружающими. Каждый жест и движение матери Иоланты наполнен заботой и вниманием. В целом картина представляет собой бытовую сцену "Иоланта в окружении прислуги и матери", после она остается одна. Соло "Грусть одиночества". Иоланта грустит и скучает.

Действие происходит в саду.
Иоланта сидит неподвижно. На сцене появляется Волдемон. Он очарованный её красотой начинается двигаться вокруг неё. Иоланта, ощутив присутствие незнакомца, пытается вступить с ним в контакт. Грусть и одиночество прерываются. Она растерянна, её движения хаотичны. Волдемон напуган, но осознав горечь недуга Иоланты, решает во что бы то ни стало помочь ей. Волдемон влюбляется в прекрасную девушку. Дуэт развивается по схеме диалог-полифония-унисон. Танец знакомства - игривый, но робкий.

Действие происходит в саду.
Общая радость Иоланты и Волдемона прерывается появлением прислуги во главе с матерью. Смятение и ужас в глазах матери сменяются гневом, направленным на молодого "Нарушителя благополучия дочери". Начинается танец матери и кордебалета-1. Они пытаются разрушить идиллию и счастье Волдемона и Иоланты. Движения матери резкие, властные. Кордебалет-I на подхвате, вторит пластике матери. (Динамическая кульминация) Волдемон пытается остаться рядом со своей возлюбленной, но их объятия разрывают и выпроваживают Волдемона.
Мать пытается успокоить дочь, но всё внимание Иоланты устремлено вслед Волдемону. Не реагируя на уговоры, Иоланта почти в истерике вырывается, отбегая в сторону и в изнеможении, отвернувшись, опускается на колени, закрыв лицо руками. И лишь безмолвное рыдание сотрясает её. Иоланта умоляет оставить её одну. Все уходят. Эмоции захлёстывают Иоланту, любовь и отчаяние уводят её вслед Волдемону.

Действие происходит в городе.
Иоланта убегает из дома, оказывается на незнакомой ей улице. Её руки безуспешно пытаются узнать кого-либо вокруг, но её стремление не находит понимания у окружающих. Люди старательно избегают любого контакта со странной девушкой, спеша по своим делам. Каждый двигается в своем направлении. Кто-то стремительно, кто-то довольно медленно. Нет определенного рисунка в построении. Чем сильнее и стремительнее становятся порывы девушки, тем большее отчаяние её охватывает. Она в панике, её движения ломанные, рваные.
В этот момент среди толпы, потерявший надежду вернуться к своей возлюбленной Волдемон замечает Иоланту. Она уже готова отказаться от дальнейших попыток, неожиданно ощущает знакомое прикосновение. Их счастью и радости нет предела. Начинается дуэт любви и бесконечного счастья. Движения нежные, плавные, чередующиеся с динамическими всплесками. В основе дуэта поддержки, партер, много вращений в паре. (Лирическая кульминация). В это время вся толпа замирает. Волдемон целует Иоланту и словно злые чары спадают с несчастной девушки. Любовь творит чудеса; Иоланты широко распахнутыми глазами осматривает окружающий её мир.

В феврале 1883 г. в одном из номеров журнала «Русский вестник» была опубликована драма датского писателя Г. Герца (1798-1870) «Дочь короля Рене». Чайковский прочёл её, был очарован поэтичностью и лиризмом и решил написать оперу на этот сюжет. Однако другие замыслы надолго отодвинули его воплощение. По-видимому, окончательное решение сочинить оперу по драме Герца пришло в 1888 г., когда «Дочь короля Рене» (в переводе Вл. Зотова) была поставлена на сцене Малого театра в Москве. В 1890 г. композитор получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактные балет и оперу для постановки в один вечер и предложил «Дочь короля Рене». Либретто оперы написал брат композитора М. И. Чайковский (1850-1916), закончивший работу к апрелю 1891 г. Театральная дирекция рассчитывала получить партитуры оперы и балета к осени, чтобы в следующем сезоне осуществить их постановку, но по просьбе Чайковского срок представления был отложен на год. Тем не менее, за «Иоланту» - так стала называться опера – композитор взялся летом 1891 г. В течение двух месяцев была написана вся музыка, а к концу года закончена оркестровка.

Сюжет

В цветущей долине среди гор южной Франции стоит дворец короля Неаполя и графа Прованса Рене. Здесь король укрывает свою дочь Иоланту, слепую от рождения. Она просватана герцогу Бургундии Роберту, и король Рене надеется излечить её к тому времени, как герцог явится за невестой. Пока же объявлено, что Иоланта воспитывается в Испании, в одном из монастырей. В заботе о душевном спокойствии любимой дочери король запретил говорить при ней о свете, красках, зрении: она не должна догадываться о своём несчастье. Чтобы вернее сохранить тайну, в это укромное убежище нет входа посторонним; тот кто проникнет в сад, окружающий дворец, - умрёт. Много лет удавалось королю сохранять детское неведение дочери, но теперь, когда она повзрослела, её томят неясные подозрения. Откуда кормилица Марта знает, что Иоланта плачет? Ведь она ничем не выдала слёз: её голос не дрожит, её глаз Марта не касалась. Кормилица и подруги успокаивают девушку, она засыпает, и слуги уносят её с террасы в комнату. Король Рене приводит мавританского врача Эбн-Хакиа и с трепетом ждёт его решения. Врач объявляет, что Иоланта должна узнать о своём несчастье, иначе ни какое лечение не поможет. Рене колеблется: ведь врач не может ручаться, что Иоланта прозреет! Сад пустеет. Перед входом появляются два чужеземных рыцаря. Это заплутавшиеся в горах герцог Бургундский и его друг Водемон. Они читают надпись, запрещающую вход, и Водемон убеждает герцога уйти, но тот слишком измучен скитаниями и не боится угроз. К тому же он рад любой задержке в пути: долг призывает его к королю Рене, с дочерью которого он обручён ещё ребёнком, но сердце его отдано Матильде Лотарингской. Водемон поднимается по ступеням террасы и, взглянув в окно, видит спящую Иоланту. Её красота поражает юношу, но герцог подозревает волшебные чары в неестественном дневном сне красавицы. Разбуженная их голосами Иоланта предлагает вина незнакомцам. Герцог предостерегает Водемона и отправляется икать свой отставший отряд. Водемон полон восхищения. Пылкие признания рвутся с его уст, но они непонятны Иоланте: ведь он говорит о красоте, которую видит. Внезапно рыцарь понимает, что очаровавшая его девушка слепа. В неистовом порыве он воспевает лучший из Божьих даров – свет. Возвратившиеся король и врач понимают, что тайна, так долго скрываемая, раскрыта. Король в отчаянии, но Эбн-Хакиа уверен, что в этом спасение Иоланты. Однако Иоланта не может желать того, о чём она не имеет представления. А значит, лечение не поможет. И король объявляет, что дерзкий, преступивший запрет, будет казнён. Его спасение – в выздоровлении королевской дочери. Полная решимости спасти юношу, которого полюбила всей душой, Иоланта уходит с врачом. Король просит прощения у Водемона: рыцарь свободен, Рене только хотел вызвать у дочери желание прозреть. Рыцарь просит руки Иоланты, однако она обручена. Возвратившийся со свитой герцог Бургундский преклоняет колени перед королём, и Водемон узнаёт, что пленившая его незнакомка – невеста друга и господина. Он умоляет Роберта признаться королю в своей сердечной тайне. Король возвращает герцогу его слово. Эбн-Хакиа приводит Иоланту с повязкой на глазах. Повязка снята, и перед потрясённой девушкой впервые открывается незнакомый мир. Её страшно, она ни кого не узнаёт. Отец ласково успокаивает Иоланту, предлагает ей защитника – Водемона, который клянётся Иоланте в верности до могилы. Все опускаются на колени и благодарно славят Творца.

Музыка

Последняя опера Чайковского принадлежит к числу его самых светлых, жизнеутверждающих сочинений. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, оперу пронизывает идея всепобеждающей силы любви. В музыке господствует лирическая стихия. Каждый герой охарактеризован арией, которая ярко рисует его облик. В центре произведения Иоланта, определяющая развитие от тьмы к свету. Симфонические принципы совмещаются с рельефностью завершённых музыкальных форм, красота звучания оркестра – с выразительностью мелодического речитатива и кантиленного пения.

Интродукция (оркестровое вступление) выдержана в сумрачных красках. Ползучие интонации, специфические тембры деревянных духовых инструментов рисуют образ девушки, не знающей света, оказавшейся под властью тьмы.

Ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала» полно неясной тоски, неосознанных стремлений. Ласков и простодушен терцет с хором «Вот тебе ландыши, розы, лилии, вот васильки». Хор, начинающийся как терцет Бригитты, Лауры и Марты («Спи, пусть ангелы крылами напевают сны»), выдержан в характере спокойной колыбельной. Глубокая душевная мука звучит в молитве короля Рене «Господь мой, если грешен я». Ариозо Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» покоряет темпераментом, силой страсти. Ему отвечает Водемон мягким лирическим романсом «Нет, чары ласк красы мятежной». Большая дуэтная сцена Водемона и Иоланты «Вы мне предстали как виденье» полна искреннего волнения, нежности, зарождающегося глубокого чувства. Соло Иоланты «Твоё молчанье непонятно» насыщено печалью и горечью. Дальнейшее развитие сцены органично приводит к гимническому эпизоду «Чудный первенец творенья», воспевающему свет, Творца, мироздание. Октет с хором «Ты ослеплённый мыслью ложной» передаёт разноречивые чувства – удовлетворение врача, поглощённость Иоланты мыслями о Водемоне, сомнения юноши, возмущение приближённых короля. Соло Иоланты «Нет! Назови мученье, страданья, боль» покоряет страстным порывом, самоотверженностью, силой любви. Оно переходит в дуэт с Водемоном, где снова прославляется «Чудный первенец творенья, первый миру дар Творца». Трогательно в своей кроткой нежности обращение Иоланты «Нет, рыцарь, нет! Жизнь так прекрасна». Заключает оперу молитва Иоланты «Прими хвалу рабы смиренной», к которой присоединяются все присутствующие возвышенным и благоговейном хором.

П.И. Чайковский опера «Иоланта»

Опера П.И. Чайковского «Иоланта» относится к жанру лирической музыкальной драмы. Она была создана в 1891 году с июля по сентябрь, и стала последней оперой композитора. «Я напишу такую оперу, что все будут плакать» - говорил великий русский композитор, работая над своим произведением. Это ему действительно удалось, правда слёзы у зрителей появляются от счастья и радости за героев. Опера «Иоланта» по праву считается наиболее радужным и безмятежным сочинением автора. Она создавалась по поэтической драме Генриха Герца «Дочь короля Рене», переведённой Ф. Миллером и переделанной позднее В.Р. Зотовым.

Действующие лица

Описание

сопрано слепая девушка, дочь короля Прованса
Рене бас Король Прованса, хозяин замка, отец Иоланты
Роберт баритон герцог Бургундский, наречённый жених Иоланты
Готфрид Водемон тенор бургундский рыцарь, влюблённый в Иоланту
Эбн-Хакиа баритон врач из Мавритании
Альмерик тенор оруженосец Рене
Бертран бас привратник в замке
Марта контральто супруга привратника, кормилица дочери Рене
Лаура и Бригитта меццо-сопрано и сопрано подружки Иоланты

Краткое содержание

XV век, Французский Прованс. Действия разворачиваются в старинном родовом замке Рене, царствующего в Провансе. Его единственная наследница Иоланта в раннем детстве полностью потеряла зрение. Любящий отец запретил всем говорить о возможности видеть, поэтому девушка не подозревала, что отличается от других. Её жизнь протекала в любви и заботе окружающих. Отец, прислуга, кормилица, подружки – все были добры и заботливы.


Отец не оставил попытки вылечить любимую дочь. Доктор из Мавритании Эбн-Хакиа, приехавший по его приглашению, осмотрел слепую девушку, пока она спала. Его выводы привели отца в смятение. Доктор сказал, что Иоланта должна знать, что слепа, только при сильном желании прозреть у девушки есть надежда на исцеление после проведённой операции. Для отца, который всю жизнь оберегал красавицу дочку от правды, рассказать Иоланте о её слепоте было очень сложным шагом.

В замок прибыли два знатных юноши: герцог Бургундский Роберт и рыцарь Готфрид Водемон. Герцога Роберта и Иоланту обручили ещё в детстве, так решили их родители, сами молодые люди никогда друг друга не видели. В сердце юноши жила любовь к Матильде, графине из Лотарингии, однако ослушаться приказа родителей он не решился и приехал в Прованс для вступления в брачный союз.

Заблудившись, юноши случайно оказались в саду замка, где на террасе мирно спала прекрасная Иоланта. Красота девушки покорила сердце бургундского рыцаря Готфрида. Проснувшись, девушка предложила им вино и фрукты, однако Роберт решил удалиться под предлогом поиска потерявшихся приближённых. Иоланта и Водемон остались вдвоём.

Попросив девушку подарить ему розу красного цвета, Водемон открывает для себя страшную правду – Иоланта совершенно лишена способности видеть. Молодой человек рассказал незрячей красавице о том, как прекрасен мир, если его видеть.

Рене притворно угрожает рыцарю казнью, если после операции Иоланта не начнёт видеть. Девушка влюбилась в пылкого юношу и мечтает излечиться, чтобы спасти любимого от смерти.

Врач приступает к операции, поскольку именно такого душевного состояния своей пациентки он и желал. В это время Роберт вернулся, чтобы выручить друга. Его встреча с королём Рене была неожиданной, но судьбоносной. Он во всём признался властителю Прованса и уповал на его великодушие. Юноша рассказал о своей любви к Матильде и пообещал, что женится на Иоланте, однако объяснил, что полюбить её не сможет. Король освободил юношу от данного слова и не настаивал на женитьбе.

Появляется привратник и сообщает, что операция прошла успешно – прекрасная Иоланта прозрела. Король Рене неимоверно счастлив. Он благословил брак своей дочери с рыцарем Водемоном. Все радуются и прославляют бога, солнце и свет.

Фото:





Интересные факты

  • Чайковский начал писать произведение с финала.
  • По просьбе композитора его брат Модест Петрович Чайковский написал либретто на сюжет Герца в редакции Зотова.
  • Одновременно с появлением оперы «Иоланта» на сцене, в русских изданиях появилась повесть Короленко «Слепой музыкант». Несмотря на разную историческую окраску, просматривается явная идентичность сюжетной линии, выявляется превосходство душевной красоты над внешней привлекательностью. Инструментом для обличения этой мысли служит идея со слепотой главных героев. Интересно, что и в том, и в другом произведении слепая девушка или юноша выбирают цветок не того цвета.
  • Присутствие в сюжете двух цветков красного и белого цвета многие историки считают не случайным. Во времена написания драмы Г. Герца зарождалось противоборство партий Красной и Белой розы, которое переросло позже в кровопролитную войну. Многие французские герцогства тем или иным образом принимали в ней участие. Например, глава партии Белой розы Эдуард IV позже бежал в сочувствующую ему Бургундию.
  • Некоторое время на отечественной сцене было запрещено включать в сюжет королей и королев, поэтому король Рене был заменён графом Рене. Та же участь постигла оперы «Ночь перед Рождеством» и «Черевички», в которых Екатерина II была заменена Потёмкиным.
  • Французский правитель Рене Анжу, послуживший прототипом короля Рене, существовал на самом деле. Он являлся значимой фигурой во Франции того времени. Интересно, что его мать и дочь носили имя Иоланда, правда обе имели хорошее зрение. Кто из них стал прототипом слепой девушки Иоланты остаётся неизвестным.
  • В Советском Союзе постановки оперы теряли свою христианско-религиозную окраску, поскольку такая трактовка произведения категорически запрещалась. Чудо исцеления главной героини, которое относится к божественному проведению, как и любовь, и благополучное разрешение спорной ситуации со свадьбой, решено было отнести к мастерству врача и благоразумию Рене. Это совершенно изменило направление и суть драмы.
  • Первоначально в опере было только одно действие. В настоящее время она включает два действия.
  • Поскольку опера «Иоланта» была написана как одноактное произведение, её планировалось объединять с другим, двухактным. Три акта - классический вариант театрального вечера. Чайковский предложил вместе с «Иолантой» показывать двухактный балет «Щелкунчик ». Впоследствии композитор, познакомившись с оперой девятнадцатилетнего Рахманинова «Алеко », пришёл в такой восторг, что поставил это одноактное произведение вместо собственного балета.
  • Обрисовывая холодный мрак, который окружает Иоланту вначале произведения, Чайковский пользуется деревянной духовой группой инструментов. Такой ход был совершенно нестандартным и вызвал у современников немало споров.
  • В Мадриде на сценической площадке Королевского театра "Real" режиссёр-постановщик П. Селлерс после «Иоланты» поставил во втором действии мелодраму «Персефона», используя при этом то же оформление сцены и декорации.


    Премьеру зрители увидели в Мариинском театре северной столицы в конце 1892 года. На генеральной репетиции 5 декабря присутствовал Александр III. Дебют прошёл с участием дирижёра Эдуарда Направника, балетом дирижировал Риккардо Дриго. В ноябре 1893 года опера была поставлена в Большом театре режиссёром Лосским. Дирижировал Ипполит Альтани.

    После Октябрьской революции Пашковский впервые поставил "Иоланту" в Ленинграде в Малом оперном театре, дирижировал Самосуд. Позже произведение было показано на сценах многих городов СССР. Оперные спектакли продолжались и во время Великой Отечественной войны.

    Мировая публика впервые смогла оценить оперу на немецком языке в 1893 году в городе Гамбург. Выступления прошли также во многих европейских культурных центрах. В 1933 году русскоязычная версия была показана в Соединённых Штатах Америки.

Боттичелли В.А. Историческая подоплека драмы Герца и оперы Чайковского "Иоланта"

Иоланта" Чайковского-мистическая опера: кто был прототипом?

Трудно сказать, откуда у датчанина Генрика Герца возник интерес к оккультным наукам, истории Меровингов, образу Короля Рене, вошедшему в историю под прозвищем «Добрый король Рене» и членам его семьи, но на свет появилась пьеса «Дочь короля Рене». Правда, одна из дочерей короля Рене вышла замуж за английского короля Генриха Шестого и стала заметной фигурой в середине 15 века, когда была война Алой и Белой Роз. Возможно, датчанам была интересна история соседней страны, а может быть, общее увлечение мистикой сыграло свою роль. Так или иначе, драма датского драматурга и поэта заинтересовала и Россию! Предположительно, посредником между текстом пьесы и обращением к ней Чайковского мог быть Дебюсси.

Французские мистики могли найти контакты с русской царской семьей через Папюса - он был вхож во все эзотерические салоны Парижа. Интересовалась мистикой и супруга Николая Второго - царица Александра. Она была знакома с автором труда «История оккультизма» Папюсом. В царской семье были великие князья Романовы, склонные к подобным увлечениям, например, вел. кн. Константин Романов, известный поэт. С ним общался Чайковский, писал романсы на его вдохновенные тексты. Можно полагать, что такими путями Чайковский вышел на текст драмы Герца с идеей написания оперы - «сказки» (цензура не жаловала на русской сцене мистические тексты и религиозно-исторические аллегории и даже знакомство с царской семьей не могло оказать давления на неё).

Есть и другой возможный источник интереса к теме короля Рене - Надежда Филаретовна фон Мекк. Она была меценатом Чайковского, и в числе её знакомых по Парижу был Дебюсси, в ранней молодости служивший воспитателем её дочери, на которой изъявлял желание жениться. Дебюсси и Чайковский могли общаться через Н.фон Мекк.

Сайт Чайковского:

Одноактная опера "Иоланта" была заказана Чайковскому в 1891 году. Она предназначалась к постановке в один вечер с балетом "Щелкунчик" , заказанным в то же самое время И.А.Всеволожским , директором Императорских театров. Сюжет был разработан на русской сцене ещё до Чайковского по драме датского драматурга Х.Херца (1845). Причем в основе драмы Херца лежали подлинные исторические факты. Чайковский был знаком и с драмой Херца и с её русским переводами. В его библиотеке сохранилось издание драмы на немецком языке, сделанное в Берлине в 1876 году, но когда именно Чайковский познакомился с этим сюжетом - неизвестно. Миллер переводит текст на русский язык и Чайковский в 1884 году знакомится с его трудом. Либретто Модест Петрович Чайковский создавал по переделанной драме в версии В.Зотова, шедшей в московском Малом театре.

Первые мысли об опере на этот сюжет появляются за несколько лет до начала работы над "Иолантой". Возможно, при заказе этой оперы мнение Чайковского по поводу сюжета это было принято во внимание. Любопытно, что именно в эти же годы в русских журналах публикуется повесть В.Г.Короленко "Слепой музыкант", в которой также разрабатывается почти аналогичный сюжет, хотя и в совершенно другом историческом контексте. Но и у Чайковского, и у Короленко присутствует противопоставление ценности мира духовной красоты и реальной красоты бытия. Есть даже сходство в сценах с выбором слепым юношей (Короленко) и слепой девушкой (Чайковский) цветка. Прямого влияния одного произведения на другое не обнаруживается, однако совпадение симптоматично. В опере Чайковского многие исследователи находят отголоски увлечения композитором в этот период философией Спинозы, чтением его трудов, переписки. Книги эти сохранились в библиотеке Чайковского, в них можно увидеть многочисленные пометки композитора.

Но в любом случае, интерес русского и французского композиторов к этой теме не случаен. Как не случайны странные совпадения имен исторических лиц и персонажей драмы Герца и оперы Чайковского:

- король Прованса Рене становится в опере провансальским графом (на отечественной сцене было запрещено выводить королей даже далекого прошлого и в операх «Ночь перед Рождеством» и «Черевички» на гоголевский сюжет Чайковскому и Римскому-Корсакову было предложено заменить Екатерину Вторую на Потемкина, дарящего от лица царицы черевичке кузнецу Вакуле);

- Иоланда де Бар становится Иолантой в русской транскрипции;

- её заочное обручение с бургундским герцогом Робертом пока не доказано как исторический факт, но в опере это упомянуто;

-повествуется о любви Роберта к графине Матильде Лотарингской;

- другом Роберта был граф Водемон, влюбившийся с первого взгляда в Иоланту (историческая Иоланда вышла за Водемона замуж);

- о просьбе рыцарей к слепой Иоланте сорвать им красную розу, (но она срывает белую), могут толковать историки, зная перипетии войны Алой и Белой Роз;

- о мавританском (испано-арабском) враче Ибн-Хакия мне не известно, но он может олицетворять восточного просветителя, а для рубежа 19-20 веков европейские и русские вояжи с лекциями гуру с Востока были реальностью;

- счастье физического просветления увязывалось с духовным просветлением, а этого жаждала просвещенная интеллигенция того времени, так что тема была актуальной.

Рене дАнжу был королем Неаполя и Сицилии, Майорки и Сардинии, Арагона и Валенсии, Венгрии и Анжу, он владел графствами Прованс, Пьемонт, Гиз, Калабрией и Лотарингией. Жил он в 15 веке в своем французском графстве Бар и в числе его подданных была Жанна дАрк. Матерью Рене была покровительница Жанны - Иоланда Анжу. Он родился в 1408 г. Любил искусство, особенно живопись и литературу - сам сочинял стихи и писал аллегории. Не чужд был мистике, читал романы из цикла Артурианы и Граалиады, покровительствовал Колумбу. Хвалился кубком, по поверью принадлежащим Марии Магдалине. Среди его просвещенных друзей был итальянский поэт Жак Саннадзаро, а среди царственных друзей - миланские правители Сфорца и флорентийские Медичи. Италию он любил, и много лет провел в ней. Возможно, с его легкой руки Медичи создали платоновскую Академию и первую в Европе публичную библиотеку - флорентийскую Сан-Марко. Во флорентийском университете ввели изучение греческого языка и начали изучать рукописи древнегреческих философов. Дядя Рене - кардинал Лотарингский - создал рыцарский орден, в который Рене вступил в 1418 году. Тогда же он был выбран великим магистром рыцарского ордена Сиона. Впоследствии основал свой орден - Полумесяца. В него вошли Сфорца, граф де Ленонкур и Ферри де Водемон. За последнего вышла замуж дочь короля Рене - Иоланда де Бар (род. в 1428). Предки Водемонов жили в Лотарингии со времен правления загадочной династии Меровингов и прославились устроительством празднеств в честь Царицы Небесной. Они возвели статую Девы Марии - покровительницы графства. Как ни странно, но паломничество в водемонское графство не прекращалось, Иоланда де Бар вернула ему былую славу. Сын Иоланды де Бар тоже носил имя Рене - Второго, герцога Лотарингского, и настолько увлекался оккультными науками, что отправился обучаться им во Флоренцию, в Платоновскую Академию к Веспуччи (вместе с будущим живописцем Боттичелли).

Его отец с 1449 года жил в своих испанских владениях - в Таррасконе - и сочинял рыцарские пьесы, которые там и ставились (излюбленная тема - аллегорическое торжество духовных ценностей, например, в «Действе о пастушке»). Весьма интересовала Рене дАнжу история стариной греческой провинции Аркадия. Этимология её названия производилась от медведя Аркаса - сына нимфы Каллисто, служившей греческой богине Артемиде (галлы-кельты именовали её Арденна). К началу нашей эры аркадийцы ушли на север, обосновавшись на территории нынешней Западной Германии, осели на Рейне и Дунае. Они ассимилировались среди франков как сикамбры и их кровь присутствует в роду Меровингов - франкских королей. Еще Вергилия волновала загадка Аркадии, когда он рассуждал о золотом веке, наступившем на Земле в этом регионе (Аркадия Счастливая). Король Рене интересовался причиной подобного счастья и испытывал ностальгию по такому золотому веку и раю земному. Он пытался понять смысл античной аллегории. Странным был образ подземной реки - она текла по греческой земле, именуемая Алфиос, т.е. «первоисточник» (Алфей), а на поверхность выходила на острове Сицилия (называясь уже Аретуза), не смешиваясь с водами Средиземного моря.

Кардинал де Ленонкур заказал перевести на французский язык итальянскую пастораль Саннадзаро «Аркадия» (Джакопо Саннадзаро-мл. издал её в 1502 году). Ею восхищались в ренессансной Италии художник Гверчино, а французский живописец Пуссен приезжал в Рим для её изучения. Речь в поэме шла о подземной реке Алфей, но трактовка смысла подводила к истории династии Меровингов, которую в Провансе и Лангедоке со времен Средневековья связывали с продолжением рода Иисуса Христа. Комментаторы выводили их смутных данных наличие у него семьи (супругой была Мария Магдалина, брак в Кане Галилейской описывался как их свадьба, выявлялось наличие детей, от которых и пошла династия меровингских королей). Потомство Магдалины, эмигрировавшей от римлян в южнофранцузский Прованс, сравнивалось с подводным течением реки Алфей-Аретуза. Будучи владетелем Прованса, король Рене дАнжу имел не только древние корни, оказываясь в прямом родстве с потомками Меровингов (генеалогию своего рода он знал в совершенстве и был готов проследить её до самого Ноя), но и горячий интерес к столь загадочной родословной, прослеживаемой и в средневековых рыцарских романах, и в ренессансных поэмах. Не угасла тема и в Новое время - классицизм поощрял аллегоричность и Пуссен несколько раз принимался варьировать в своем творчестве тему «Аркадии счастливой». Картины подобного рода мечтали иметь могущественнейшие короли европейских держав, не скрывая своего интереса к родословию Меровингов, ибо их имена тоже в него вписывались путем династических браков. Трудно сказать, мечтали ли они когда-нибудь предъявить свои права по родословной на трон Иудейский и осуществить намерение Иисуса Христа как Царя Иудейского? Но интерес к поиску следов пребывания в Галлии (Франции) Марии Магдалины и её семьи был высок. Ожидалось также, что поиски её гробницы увенчаются успехом и будут найдены некие священные предметы - вплоть до чаши Св. Грааля. Этим и занимался в местечке Ренн-ле-Шато аббат Соньер, с которым общался Дебюсси. Ренн был потенциальным местом погребения Магдалы, неудивительно, что Пуссен, работая над картиной, не раз приезжал туда и писал пейзажные фоны с натуры.

Чайковский выступает в этой опере подлинным русским космистом, от лица Ибн-Хакия предлагая Иоланте поднять глаза к небу и, прозрев, увидеть небо, звезды и Бога. Эта мистическая идея, как и вдохновенные гимны Творцу, щедро разбросанные по тексту, выявляют удивительный интерес Чайковского к неординарной для него теме.

Сюжет: в Провансе, в горах Южной Франции, находится древний замок короля Рене. В нем живет дочь короля - прекрасная Иоланта. Большое несчастье постигло ее в детстве: она ослепла. Девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица - все приветливы, ласковы с Иолантой, и жизнь ее радостна и спокойна. Но Рене не оставляет мысль об исцелении дочери. По его просьбе в замок приезжает прославленный мавританский врач Эбн-Хакиа, который, осмотрев Иоланту во время ее сна, сообщает королю свое заключений: благополучный исход операции возможен, но лишь в том случае, если больная узнает о своем несчастье и страстно захочет видеть. Рене в смятении. Он понимает, что без этого условия врач не согласится на операцию, но, зная о том, каким мучительным ударом для дочери будет известие о ее слепоте, не решается открыть ей тайну. Тем временем Иоланту, в одиночестве спящую на террасе, видит Готфрид Водемон - молодой бургундский рыцарь. Заблудившись на охоте, он вместе со своим другом, герцогом Робертом, случайно оказался в королевском саду, даже не предполагая этого. Водемон очарован зрелищем спящей незнакомой ему девушки. Но Роберта не трогает красота Иоланты - он пылко влюблен в графиню Лотарингии Матильду. Лишь одно обстоятельство омрачает его чувство к ней: еще в детстве Роберт был обручен с дочерью короля Рене - Иолантой. Он никогда не видел ее, и вот теперь, через много лет, пришло время заключить союз, давно предрешенный родителями. Роберт в отчаянии, не в силах представить разлуку с Матильдой. Водемон утешает его. Проснувшись, Иоланта слышит незнакомые ей голоса и поспешно устремляется в сад. Она спрашивает незнакомцев, кто они и откуда, но Водемон, удерживаемый Робертом, отвечает не вполне определенно. Девушка предлагает рыцарям вина, однако Роберт, подозревающий западню, отказывается и уходит в лес на розыски приближенных. Водемон остается с Иолантой наедине и, все больше очаровываясь ее нежным обликом, говорит девушке о своем восхищении и о своей любви. В замешательстве срывая с куста розы, слушает рыцаря Иоланта, а он, все более воодущевляясь, просит сорвать ему на память розу. Девушка срывает белую, тогда как рыцарь просил красную. Таким образом выясняется, что она слепа. Самозабвенно рассказывает он Иоланте о бесконечной красоте природы, о свете - источнике познанья. Однако это не пробуждает в ней желания видеть. В отчаяньи король угрожает Водемону смертной казнью в случае неблагоприятного исхода операции. Опасение за жизнь ставшего ей близким человека вызывает в Иоланте страстное желание успешного исхода операции. Между тем Роберт со своими приближенными возвращается выручать друга. Пораженный неожиданной встречей с королем Рене, он смущен и взволнован, а Водемон умоляет друга во всеуслышанье рассказать о своей любви к Матильде. Король, тронутый его прямотой, возвращает рыцарю его слово. Входит Бертран и сообщает о свершившемся чуде - Иоланта видит! Напряженное ожидание присутствующих сменяется бурной радостью. Счастливый Рене благословляет брак дочери с Водемоном и со всеми вместе славит солнце и свет.

Христианские мотивы в опере П.И. Чайковского «Иоланта»

В основе либретто, составленного братом композитора Модестом Чайковским, история, описанная датским поэтом Генрихом Герцем (1845 г.) «Дочь короля Рене». Петр Ильич писал в письме брату об опере «Иоланта»: «Я напишу такую оперу, что все плакать будут ». «Иоланта» - последняя опера П.И. Чайковского и одно из самых светлых произведений композитора. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, вся опера наполнена христианским содержанием.

В советское время религиозный смысл оперы противоречил атеистическому мировоззрению и поэтому либретто было изменено . В результате опера потеряла свой драматизм: рассуждения о Божественном свете сменились банальным разговором о необходимости физиологического зрения.

Иоланта - слепая дочь короля Рене, не подозревающая о своем недуге. Она живет, окруженная любовью и заботой ближних. Ничто не должно напоминать ей о ее недостатке. Но у Иоланты появляются какие-то смутные предчувствия: «Чего-то мне недостает,.. чего? Хотела бы я знать», «Неужели глаза даны за тем, чтоб только плакать?» Укладывая спать Иоланту служанки поют ей колыбельную, похожую на молитву:

Отец Иоланты - король Рене предпринимает попытку помочь дочери. Он приглашает маркитанского врача Эбн-Хакиа. Ожидая приговора врача, Рене рассуждает о смысле страдания: почему Бог допустил такое несчастье в жизни его дочери? Его слова полны христианского смирения и самопожертвования.

Увидит Иоланта свет, иль суждена мне вечно мука
Знать дочь мою объятой тьмою?..
О, Боже, сжалься надо мною!
Господь мой, если грешен я,
За что страдает ангел чистый?
За что поверг из-за меня
Во тьму Ты взор ее лучистый?
Подай мне радостную весть,
Утешь надеждой исцеленья!
Я за нее готов принесть
Корону, власть, мои владенья...
Лиши меня всего, - покоя, счастья
Я все смиренно претерплю,
За все Тебя благословлю!
Смотри, готов во прахе пасть я,
Всего лишится, все отдать,
Но только дай мне не видать
Мое дитя объятым тьмою!
О, Боже, сжалься надо мной,
Перед Тобой готов во прахе пасть я,
О, Боже, Боже мой, сжалься, сжалься надо мною!

Врач сообщает королю, что исцеление возможно только в том случае, если Иоланта узнает о своем несчастье. Но положительный результат он гарантировать не может - «все в Божьей власти!» Он говорит, что существует два мира: плотский и духовный, неразрывно связанные между собой.

Для того, чтобы произошло исцеление, Иоланта должна жаждать исцеления.

Вследствие стечения обстоятельств Иоланта узнает о своей слепоте от графа Водемона, которого она полюбила всей душой. На вопрос Иоланты: «Что значит видеть?» Водемон отвечает: «Познавать свет Божий». Объясняя, что такое «свет», он говорит, что это «Чудный первенец творенья, Первый миру дар Творца, Славы Божьей проявленье, Лучший перл Его венца! »

Но Водемон не может убедить Иоланту в необходимости зрения, она утверждает, что для того, чтобы видеть, ей не нужен свет! Она и так способна ощущать невидимого Бога:

Королю Рене приходит мысль от Господа, он объявляет, что Водемон, нарушивший запрет короля, подлежит смертной казни. Но если Иоланта прозреет, тогда ему будет дарована жизнь. Иоланта готова к самопожертвованию, она примет любое страдание, если это спасет ее возлюбленного. Король говорит о ней, что «как Агнец Божий, она идет на муки». Иоланта получает исцеление не потому, что жаждет прозрения для себя, а потому что тем самым она спасает человека, которого любит.

Получив исцеление Иоланта опускается пред Богом на колени:

Заканчивается опера общей хвалой:

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ-ОПЕРУ