За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), приближение содержанияи форм организации воспитательно-образовательного процесса к учебной деятельности привели к стиранию внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), приближение содержанияи форм организации воспитательно-образовательного процесса к учебной деятельности привели к стиранию внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастами (Е.О. Смирнова, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова).

По мнению Н.И. Гуткиной, эти особенности проживания дошкольного детства приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе у детей, поступающих в первый класс. Несмотря на умение читать, писать и считать, большинство детей психологически не готовы к школе и у многих первоклассников наблюдаются низкие показатели адаптации и симптомы школьной дезадаптации (И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, В.Е. Каган, А.А. Северный, М.В. Максимова и др.).

Понимание психологической адаптации к школе как процесса освоения ребенком школьной действительности заставляет нас обратиться к понятию внутренней позиции школьника – личностному образованию, ответственному за динамику освоения ребенком школьной жизни (О.В. Карабанова, Л.И. Божович, Н.И. Гуткина).

Внутренняя позиция школьника (понятие, введенное в психологию Л.И. Божовичв 1968 г.) представляет собой новое отношение ребенка к среде, возникающее в результате тесного переплетения 2 основных потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослым, причем обе потребности выступают здесь на новом уровне. Ребенок испытывает необходимость не просто узнавать новое, но и вступать со взрослым в новые социальные отношения. Это возможно для него через учебную деятельность, повышающую социальный статус ребенка и обеспечивающую новый уровень взаимоотношений.

Личностная готовность ребенка к школьному обучению выражается в отношении ребенка ко взрослому, сверстнику и самому себе , как активному и ответственному члену общества .

Уровень развития этих отношений определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Ученики с личностной неготовностью к обучению проявляют детскую непосредственность: на уроках отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая – когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Личностная незрелость ребенка ведет за собой трудности формирования произвольного поведения.Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороныслабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

Умение ориентироваться на заданную систему требований;

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически, параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Коллективная игра позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Именно поэтому игру можно считать "школой произвольного поведения". Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: творческого воображения, самосознания, произвольного поведения.

Чтобы формирование внутренней позиции школьника у ребенка заканчивалось к началу обучения, а не продолжалось внутри учебной деятельности необходимо учитывать тот факт, что для ребенка в шестилетнем возрасте основной деятельностью продолжает оставаться игра , а уже сформировать навыки учебной деятельности предстоит учителю начальных классов.

Взрослым необходимо обратить свое внимание на то, что обучение ребенка не должно осуществляться за счет лишения радостей и удовольствий. Только от взрослых зависит, сможет ли ребенок полноценно прожить свое детство.Подготовленный к школе дошкольник может реализовать возможности предыдущего этапа развития и двигаться дальше. Нужно стремиться к тому, чтобы период детства проходил в самых благоприятных условиях.

Литература:

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.

2. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема /Формирование личности в онтогенезе. Сб.науч.трудов.: [Посвящен памяти Л.И.Божович]. //под ред. И.В.Дубровиной. М.АПН ССР, 1991. С.50-62.

3. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции. //Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – С.22-36.


DOI: 10.12731/2218-7405-2015-3-5 УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГИИ

Шипова Л.В.

Целью представленного исследования является изучение содержательной характеристики внутренней позиции школьника в отечественной психологии. В статье представлен обзор исследований, посвященных изучению внутренней позиции школьника в психологии, рассматриваются различные подходы к пониманию внутренней позиции школьника, обсуждаются вопросы динамики и структуры внутренней позиции школьника, ее генезиса и основных факторов становления в процессе онтогенетического развития человека. Прикладной аспект проблемы исследования внутренней позиции школьника может быть реализован при разработке критериев и показателей изучения внутренней позиции у обучающихся разных возрастных групп.

Ключевые слова: внутренняя позиция школьника; личностное новообразование; кризис семи лет; готовность к обучению в школе; социальная ситуация развития.

RESEARCH OF THE INTERNAL POSITION OF THE SCHOOL STUDENT

The purpose of the presented research is studying of the substantial characteristic of an internal position of the school student in domestic psychology. The review of the researches devoted to studying of an internal position of the school student in psychology is presented in article, various approaches to understanding of an internal position of the school student are considered, questions of dynamics and structure of an internal position of the school student, its genesis and major factors of formation in the course of ontogenetichesky development of the person are discussed. The applied aspect of a problem of research of an internal position of the school student can be realized when developing criteria and indicators of studying of an internal position at the trained different age groups.

Keywords: internal position of the school student; personal new growth; crisis of seven years; readiness for training at school; a social situation of development.

В последние годы в отечественной системе образования произошли изменения, ориентированные на повышение его качества на всех этапах непрерывного образования личности. В данном контексте активно обсуждаются проблемы интеграции дошкольного образования в современное образовательное пространство, вопросы готовности детей к обучению в школе. Появилось много программ подготовки к обучению к школе, однако их многообразие не снимает остроты проблемы готовности к школе. Для большого числа первоклассников характерны низкие показатели адаптации к школе, а также фиксируются проявления школьной дезадаптации на фоне низкого уровня здоровья (И.В. Дубровина, В.Е. Каган, М.В. Максимова, А.А. Северный и др.). Н.И. Гуткина отмечает, что, несмотря на успехи в чтении, письме и счете, многие дети остаются психологически неготовыми к обучению школе, и это связано с особенностями проживания детьми дошкольного детства .

Современные дети практически перестали играть в традиционные сюжетно-ролевые игры, которые заместили компьютерные игры и просмотр телепередач. Исследования показывают, что современные дошкольники ориентированы на познание человека и природы, но им все больше не хватает общения с родителями и сверстниками, они теряются в мире объемной информации, им хочется больше разговаривать и совместно действовать, однако формирование общей готовности часто не ориентировано на это. В педагогическом сообществе наблюдается увлечение формированием специальной готовности к школьной жизни, обучение дошкольников уподобляется обучению младших школьников. Попытки сблизить формы и содержание подготовки дошкольников к учебной деятельности со школьными занятиями, а также внести в дошкольное детство школьные атрибуты приводят к тому, что стираются внешние границы между дошкольным и школьным возрастом (О.В. Гударева, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова). Данные обстоятельства требуют поиска более эффективных средств формирования предпосылок готовности к школьной жизни в период дошкольного детства, что вызывает необходимость обращения к понятию «внутренняя позиция школьника». Формирование внутренней позиции школьника становится одной из актуальных задач в процессе реализации нового ФГОС.

Изучением понятия внутренней позиции школьника занимались Л.И. Божович, И.И. Гуткина, О.В. Карабанова, Д.В. Лубовский и др. Понятие внутренней позиции школьника было предложено в 50-х годах ХХ века Л.И. Божович, которая трактовала внутреннюю позицию школьника как новообразование, связанное с первым рождением личности ребенка между

шестью и семью годами, выступающее ядром личности ребенка в этом возрастном периоде. Л.И. Божович в своих работах предлагала использовать это понятие в качестве характеристики личности в более широких возрастных границах . Внутренняя позиция возникает в процессе онтогенетического развития ребенка в результате преломления внешних воздействий через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, таким образом происходит формирование особого центрального личностного новообразования, характеризующего личность ребенка в целом. Это личностное новообразование становится определяющим для поведения и деятельности ребенка, всей системы его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям . По мнению Л.И. Божович, внутренняя позиция, сформировавшись в качестве личностного новообразования старшего дошкольного возраста, впоследствии не исчезает, а меняет свое содержание. Понятие внутренней позиции, предложенное Л.И. Божович, позволяет рассматривать внутреннюю позицию школьника как вариант внутренней позиции, который характерен для детей 6-7-лет со сформировавшейся личностной готовностью к школе.

Проведение теоретического анализа понятия внутренней позиции школьника в работах Д.В. Лубовского показало, что представления Л.И. Божович о внутренней позиции как личностном новообразовании у детей 6-7-летнего возраста являются развитием взглядов Л.С. Выготского на проблему переживаний, их психологического содержания и на кризис семи лет. Как показали исследования, как внутренняя позиция, так и переживание, могут быть применены в качестве единиц анализа личности .

Л.И. Божович под внутренней позицией школьника понимала новое отношение ребенка к среде, которое возникало в результате тесного переплетения двух ведущих ненасыщаемых потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослым Впоследствии в исследованиях М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткиной, Д.В. Лубовского, Т.А. Нежновой и др., посвященных психологии младшего школьника, данное понятие применяется в качестве личностной инстанции, выступающей как внутренняя детерминанта учения. В работе Н.И. Гуткиной появление внутренней позиции школьника объясняется не только через появление потребности ребёнка в познании нового, но также и через потребность в новых социальных отношениях со взрослым при реализации познавательной потребности. Это становится возможным для ребёнка посредством включения в учебную деятельность. Достижение успешности в учебной деятельности способствует повышению социального статуса ребёнка и изменению уровня взаимоотношений со взрослым.

«Внутренняя позиция школьника» определяется исследователями в качестве психологического новообразования, возникающего к концу дошкольного возраста. Данное понятие входит в характеристики готовности ребёнка к школе и выражено в осознанном желании принять новую социальную роль школьника, интересе к общению с другими взрослыми, устойчивых познавательных потребностях, готовности содержательно общаться со сверстниками.

Внутренняя позиция школьника дает возможность ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, при этом происходит сознательное формирование и исполнение намерений и целей, что характерно для произвольного поведения учащегося.

Трудности понимания и операционализации термина «внутренняя позиция» обусловлены тем, что под внутренней позицией Л.И. Божович подразумевает именно внутреннюю, данную человеку в сознании позицию по отношению к значимой для себя реальности (деятельности, взаимоотношениям с окружающими и т.д.). Подобное понимание данного термина привело к тому, что многие авторы давали характеристику внутренней позиции личности в форме краткого позиционного утверждения от первого лица. Так, в работе В.В. Давыдова, В.И. Слобод-чикова и Г. А. Цукерман развитая внутренняя позиция учащегося была раскрыта как «Я сам могу и хочу учиться» .

Согласно Л.И. Божович, внутренняя позиция школьника связывает и объединяет личностные структуры; интегрирует все линии предшествующего развития детской личности; выступает в качестве наиболее значимого показателя готовности ребенка к школе. В работах Л.С. Выготского и Л.И. Божович отмечается, что внутренняя позиция определяет способность субъекта обнаруживать мир собственных чувств и переживаний, отделять их от внешней реальности, что структурирует внутреннее и внешнее, придает им целостность и определенность . Л.И. Божович отмечает, что благодаря внутренней позиции у ребенка возникает иное отношение к самому себе, что было невозможно до того, пока не возникло осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. В рамках кризиса семи лет происходит интенсивное развитие психики: ребенок, понимая свой внутренний мир, овладевает механизмами регуляции поведения. Внутренняя позиция сохраняется на всех этапах онтогенеза, но обрастает новыми смыслами, постепенно наполняется и новым содержанием.

Таким образом, предложенное Л.И. Божович понятие внутренней позиции означает активное, внутренне детерминированное отношение школьника к учению, при котором поведение ребенка перестает быть ситуативным и наблюдается устойчивое соподчинение мотивов. Ребенок впервые становится способным к осознанию собственного отношения к жизни. Для школьника со сформированной внутренней позицией отмечается позитивный настрой по от-

ношению к школе. Во внутреннюю позицию включены мотивационный, эмоциональный и рефлексивный компоненты, которые выступают в нерасторжимом единстве .

В психолого-педагогических исследованиях О.В. Карабановой внутренняя позиция школьника понимается в качестве субъективной составляющей социальной ситуации развития ребенка на этапе перехода от дошкольного к школьному возрасту, отражающейся на развитии личности ребенка в этот период . Позиционное заявление первоклассника «Я-школьник» характеризует развитие самосознания, мотивационно-потребностной сферы. С переживанием нового социального статуса связано рождение новых чувств и эмоций у детей. Внутренняя позиция школьника выражается с помощью определенных форм поведения, соответствующих роли ученика. Такое значимое влияние внутренней позиции школьника на деятельность и поведение ребенка позволяет трактовать ее как центральное личностное новообразование кризиса семи лет.

Выступая в качестве субъективного аспекта социальной ситуации развития, внутренняя позиция школьника обозначает совокупные характеристики системы внутренних факторов, преломляющей и опосредствующей воздействия среды, определяет развитие у ребенка основных психологических новообразований в данном возрастном периоде. Следует отметить, что изменение социальной позиции ребенка представляется недостаточным для изменения направленности и содержания его развития. Необходимым является то, чтобы новая позиция была принятой и осмысленной ребенком и отразилась в обретении новых смыслов в учебной деятельности и новой системе школьных отношений. Это способствует развитию субъектности школьника. Внутренняя позиция выступает в качестве центрального компонента структуры психологической готовности к школе и является определяющей для динамики освоения ребенком действительности жизни .

Исследования Т.Ю. Андрущенко, Л.И. Божович, Н.И. Гуткиной, О.В. Карабановой, Т.А. Нежновой, Г.М. Шашловой и др. показывают, что внутренняя позиция школьника позволяет ребенку осуществлять принятие и выполнение учебных задач, построение новых учебных отношений с учителем и одноклассниками, а также формировать новое отношение к себе как к активному и ответственному члену социума. Согласно Т.А. Нежновой, структура внутренней позиции школьника включает общее отношение к школе, отношение к школьным заданиям, к учителю, школьным нормам и правилам . Периодизация развития внутренней позиции школьника, представленная в работах Т.А. Нежновой, вошла в документы нового ФГОС. Основным направлением становления внутренней позиции школьника в период от шести к семи годам является постепенный переход от ориентации на внешнюю, формальную сторону

школьной жизни, к интересу и к содержательному, собственно учебному её компоненту, что осуществляется посредством осознания детьми социальной значимости учения.

Благодаря тому, что у ребенка сформировалась внутренняя позиция школьника накануне поступления в школу, изменяется его психический облик, развивается целеустремленность, у ребенка появляются предпосылки произвольной регуляции деятельности. При сформированной внутренней позиции школьника отмечается устойчивость предпочтения ребенком школьных занятий играм, взаимодействия «учитель-ученики» ситуации индивидуального общения со взрослым. Внутренняя позиция обеспечивает создание мотивационного вектора направленности ребенка на освоение новых форм деятельности и сотрудничества и их присвоение путем самоутверждения в новой социальной роли и статусе .

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, отражающие сформированность внутренней позиции школьника исследовались в работах М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткиной, В.В. Давыдова, А.З. Зака, Т.А. Нежновой, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др. В большинстве исследований была установлена сложная динамика развития внутренней позиции школьника, которая нашла отражение в мотивационно-смысловой сфере и в отношении к школьным предметам. Непринятием нового социального статуса и роли ученика, незрелостью школьной мотивации, двойственным, а в некоторых случаях негативным отношением ребенка к школе обусловлено осложнение хода нормального психического развития школьника и адаптации к обучению в школе . Несформированность внутренней позиции школьника может обусловливать трудности ученика в учебной деятельности. Занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительные эмоциональные реакции при наличии сформированной внутренней позиции школьника. При поступлении в школу ребенок решает собственные определенные задачи, реализует цели индивидуального психического и личностного развития, становления в социуме, удовлетворения познавательных потребностей. Социально-педагогические условия, которые задает ребенку учебная среда, с одной стороны, являются основной гарантией для достижения его целей, но с другой - создают некоторые ограничения, диктуют конкретные пути реализации данных задач .

Внутренняя позиция школьника рассматривается в качестве итога саморазвития ребенка в дошкольном детстве и выступает предпосылкой саморазвития в младшем школьном возрасте, так как становится основой для развития субъектности школьника, «превращения ученика в учащегося» . Внутренняя позиция как итоговое новообразование дошкольного возраста определяет систему отношений ребенка к школе. В многочисленных исследованиях школьной адаптации и сформированности внутренней позиции школьника показано, что внутренняя по-

зиция выступает в качестве предпосылки эмоционального благополучия школьника и успешной школьной адаптации в целом .

В исследовании Л.Г. Бортниковой внутренняя позиция школьника понимается в качестве целостного психического образования, включающего мотивы деятельности, предпочитаемые типы занятий, содержательное представление о новом виде деятельности, ориентации ребенка в плане организации деятельности (ориентация на коллективные формы занятий или на индивидуальные; на общепринятые нормы поведения или на индивидуально-непосредственные), отношение к авторитетному социальному взрослому .

В работе М.С. Гриневой отмечается, что внутренняя позиция школьника может рассматриваться в двух аспектах: в качестве осознанного отношения к школе и связанному с ней образу жизни, так и интегрального личностного образования, включающего в себя уровень развития самосознания, мотивы учения, эмоциональное отношение и специфические формы поведения

Рассмотрению социально-психологических аспектов внутренней позиции школьника посвящены исследования М.Г. Елагиной и Г.А. Цукерман. М.Г. Елагина определяет внутреннюю позицию школьника как позицию «социального функционера» . Позиция «социального функционера», выступающая в качестве как личностного новообразования критического периода, выражается в способности действовать в рамках роли при осуществлении общественно значимой деятельности и складывается в процессе взаимоотношений ребенка с окружающими, с предметным миром, с самим собой.

Г.А. Цукерман, рассматривая внутреннюю позицию школьника как интегративное личностное образование вслед за Л.И. Божович, отмечает, что новое место в мире, которое определяет деятельность ребенка, его отношение к миру, себе и людям выступает в качестве статуса школьника, а не позиции учащегося . По мнению автора, статусное «Я-школьник» выступает в качестве интерпсихической характеристики места и соответствующего образа жизни ребенка в обществе. Возникновение статуса школьника - одно из важных условий культурного оформления кризиса 7 лет. Становление позиции школьника начинается с построения отношений с самим собой, что в принципе представляется невозможным до 6-7 лет, до тех пор, пока в самосознании ребенка не сложится различение Я-реального и Я-идеального.

Н.Г. Салмина и И.Г. Тиханова, соглашаясь с тем, что внутренняя позиция школьника имеет социально-психологические аспекты, различают внутреннюю позицию школьника в качестве преимущественно мотивационно-аффективного образования и социальной желательности как не только осознанного желания действовать в соответствии с социальными нормами, но и осознанного способа социального действия .

Таким образом, большинством авторов признается, что данное новообразование возникает при выполнении новой социальной ролы и предполагает рефлексивное различение Я-реального и Я-идеального. При выполнении социальной роли школьника, длительном пребывании в социальной системе с жёстко фиксированными ролями и четко регламентированным ролевым поведением происходит становление у ребенка функционального органа произвольной регуляции поведения. В качестве необходимого условия такой регуляции выступает рефлексия своего поведения в социуме, протекающая в плане сравнения Я-реального с Я-идеальным. Рефлексивный аспект внутренней позиции школьника, имея социально-психологическое происхождение, выступает в качестве основы для развития рефлексии учебной деятельности на протяжении младшего школьного возраста.

Д.В. Лубовский отмечает, что внутренняя позиция выступает как целостная динамическая система мотивационно-смысловой и волевой регуляции жизнедеятельности человека, определяющая выбор деятельности в ситуации смысловой неопределенности и борьбы мотивов. Внутренняя позиция обеспечивает постоянство предпочтений в ситуации борьбы мотивов. Основой внутренней позиции является развивающаяся в дошкольном детстве осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, произвольность поведения и новообразования внеситуативно-личностной коммуникативной деятельности. В процессе внеситуативно-личностного общения, по М.И. Лисиной, у ребенка происходит формирование рефлексии взаимоотношений с окружающими, открытие собственного внутреннего мира, что является условием для осознания своей внутренней позиции . Создание ребенком в игре мнимой ситуации и следование правилу, заданному этой ситуацией, развивает у ребенка произвольность, рефлексию, необходимую для отделения в сознании мнимой ситуации игры от реальной жизненной ситуации, что также выступает в качестве предпосылки развития внутренней позиции.

Внутренняя позиция, возникающая у детей в возрасте 6-7 лет, трактуется большинством исследователей в качестве субъективной составляющей социальной ситуации развития ребенка на этапе перехода от дошкольного к школьному возрасту, накладывающей отпечаток на развитие личности ребенка в этот период. Основным показателем сформированности внутренней позиции школьника исследователями рассматривается устойчивость предпочтения социальной роли школьника и учебной мотивации.

Вышесказанное позволяет заключить, что внутренняя позиция школьника представляет интегрирующее личностное образование, возникающее в 6-7-летнем возрасте в качестве новообразования, которое совмещает в себе линии предыдущего личностного развития ребенка, характеризующееся положительным отношением к школьно-учебно-деятельности. В струк-

туре внутренней позиции школьника выделяют мотивационный, рефлексивный и аффективный компоненты. Сформированная внутренняя позиция школьника создает предпосылки для успешной учебной деятельности, становления субъектности школьника в процессе обучения, содействует адаптации в образовательном пространстве и позитивной социализации в социуме.

Список литературы

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2007. 208 с.

2. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. - М., 1951. Вып. 36. С. 3-28.

3. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. 400 с.

4. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 2-8.

5. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 14-19.

6. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. 18 с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 368 с.

8. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2002. 379 с.

9. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути // Мир психологии. 2012. №2. С. 128-138.

10. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» - понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991. С. 50-61.

11. Гринина Е.С. Интеллектуальная готовность к школьному обучению дошкольников с задержкой психического развития // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. №2. С. 15-21.

12. Лубовский В.Д. Понятие «Внутренняя позиция личности» в работах Л.И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/JPP052008/LPV-157.HTM.

13. Эльконин Д.В. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 346 с.

14. Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. 23 с.

15. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1979. № 1. С. 37-42.

16. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. 268 с.

17. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Культурно-историческая психология. 2007. №1. С. 56-61.

18. Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников // Психологическая наука и образование. 2014. №2. С. 50-67.

1. Gutkina N.I. Psihologicheskaja gotovnost" k shkole . - SPb.: Piter, 2007. 208 р.

2. Bozhovich L.I. Otnoshenie shkol"nikov k ucheniju kak psihologicheskaja problema . Izvestija APNRSFSR. - M., 1951. Vyp. 36, pp. 3-28.

3. Bozhovich L.I. Lichnost" i formirovanie v detskom vozraste . - SPb.: Piter, 2008. 400 р.

4. Lubovskij D.V. Ponjatie vnutrennej pozicii: kul"turno-istoricheskaja perspektiva izuchenija li-chnosti shkol"nika . Kul"turno-istoricheskajapsihologija. 2008. № 1, pp. 2-8.

5. Davydov V.V., Slobodchikov V.I., Cukerman G.A. Mladshij shkol"nik kak sub"ekt uchebnoj dejatel"nosti . Voprosy psihologii. 1992. № 3-4, pp. 14-19.

6. Bortnikova L.G. Dinamika razvitija refleksivnosti i obosnovannosti samoocenki v zavisimosti ot osobennostej vnutrennej pozicii shkol"nika (mladshij shkol"nyj i podrostkovyj vozrast) : Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2000. 18 р.

7. Bozhovich L.I. Problemy formirovanija lichnosti . -M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODJeK», 1995. 368 p.

8. Karabanova O.A. Social"naja situacija razvitija rebenka: struktura, dinamika, principy korrekcii : Dis. ... d-ra psihol. nauk. - M., 2002. 379 p.

9. Lubovskij D.V. Ponjatie vnutrennej pozicii i nepreryvnost" razvitija na protjazhenii zhiznennogo puti . Mirpsihologii. 2012. №2, pp. 128-138.

10. Nezhnova T.A. «Vnutrennjaja pozicija shkol"nika» - ponjatie i problema [«Internal position of the school student» - concept and a problem]. Formirovanie lichnosti v ontogeneze: sb. nauch. tr. / Pod red. I.V. Dubrovinoj. - M., 1991, pp. 50-61.

11. Grinina E.S. Intellektual"naja gotovnost" k shkol"nomu obucheniju doshkol"nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija . Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovanija. 2014. №2, pp. 15-21.

12. Lubovskij V.D. Ponjatie «Vnutrennjaja pozicija lichnosti» v rabotah L.I. Bozhovich: teoreticheskie aspekty i sovremennye issledovanija . . - Rezhim dostupa: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/JPP052008/LPV-157.HTM.

13. Jel"konin D.V. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah . - M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODJeK», 1995. 346 p.

14. Grineva M.S. Vnutrennjaja pozicija shkol"nika sovremennogo pervoklassnika (v uslovijah mega-polisa) : Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2011. 23 p.

15. Elagina M.G. Krizis 7 let i podhod k ego izucheniju . Novye issledovanija vpsihologii i vozrastnojfiziologii. 1979. № 1, pp. 37-42.

16. Cukerman G.A. Vidy obshhenija v obuchenii . - Tomsk: Peleng, 1993. 268 p.

17. Calmina N.G., Tihanova I.G. Vnutrennjaja pozicija shkol"nika i social"naja zhelatel"nost" u detej starshego doshkol"nogo i mladshego shkol"nogo vozrastov . Kul"turno-istoricheskaja psihologija. 2007. №1, pp. 56-61.

18. Lubovskij D.V. Fenomenologija i dinamika razvitija vnutrennej pozicii sovremennyh mladshih shkol"nikov . Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. №2, pp. 50-67.

Шилова Лариса Валентиновна, зав. кафедрой специальной психологии, кандидат психологических наук, доцент

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов, 410012, Российская Федерация e-mail: [email protected] SPIN-code: 9281-5406

DATA ABOUT THE AUTHOR

Shipova Larisa Valentinovna, Chair of Special Psychology PhD in Psychology, Associate Professor

Saratov State University

83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russian Federation e-mail: [email protected]

Рецензент:

Шамионов Раиль Мунирович, зав. кафедрой социальной психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и специального образования, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА 6-7ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Карасева Светлана Николаевна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики


Аннотация
В связи с введением новых ФГОС в начальной школе особенно актуальным становится психолого-педагогическое сопровождение. Одной из ключевых проблем является формирование внутренней позиции школьника 6-7летних детей. В статье дается характеристика данного феномена, психологического содержания и выделяются уровни развития.

THE INTERNAL POSITION OF A SCHOOLBOY 6-7ЛЕТНЕГО CHILD AS A BASIC COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY UNIVERSAL ACADEMIC ACTIONS UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE GEF IN ELEMENTARY SCHOOL

Karaseva Svetlana Nikolaevna
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy


Abstract
In connection with the introduction of new GEF in elementary school becomes particularly relevant psychological and pedagogical support. One of the key problems is the formation of the internal position of a schoolboy 6-7летних children. The article is devoted to the phenomenon of psychological content and highlights levels of development.

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]..02.2019).

Личностные универсальные учебные действия младших школьников включают в себя не только мотивационную составляющую, но также особенности самооценки, нравственного становления и, конечно, самоопределения. При реализации ФГОС в начальной школе процесс формирования внутренней позиции школьника у 6-7летнего ребенка становится очень актуальным. Рассмотрим это более подробно.

Внутренняя позиция школьника, согласно Божович Л.И., это возрастная форма самоопределения детей шестилетнего возраста. С одной стороны, изменяется социальная ситуация развития, то есть место его в системе отношений. Но, самое главное, происходит постепенное субъективное отражение данной ситуации в сознании и переживаниях ребенка, то есть внутренней позиции ребенка.

Данный феномен – это совокупная характеристика системы внутренних (психологических) факторов, которая определяет у ребенка формирование основных новообразований в данном возрасте. Поскольку просто наличие внешних новых требований и посещения школы недостаточно. Главное, чтобы

данную позицию принял и осмыслил сам ребенок, и чтобы она отразилась при обретении тех смыслов, которые связаны с учебной деятельностью, новыми требованиями и школьными отношениями. Тогда возможно реализовать новый потенциал развития.

Именно поэтому внутренняя позиция школьника становится базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий, который определяет динамику усвоения 6-7летним ребенком школьной жизни.

Данный феномен в психологической науке изучался еще в середине прошлого века. Помимо Божович Л.И., внутреннюю позицию школьника исследовали также Гуткина Н.И., Гинзбург М.Р., Зак А.З., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Благодаря проведенным исследованиям, смогли уточнить сложную динамику ее формирования с точки зрения развития мотивационно-смысловой сферы и отношения к школьным предметам.

Согласно Божович Л.И., развитие учебных мотивов – важный показатель сформированности внутренней позиции школьника. Оптимальным вариантом является ситуация, когда учение для ребенка становится серьезной содержательной деятельностью, имеющей социальное значение. Причем, важным становится наличие познавательной потребности: интерес к учебным задачам, овладению новыми умениями и знаниями.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения, благодаря чему обеспечивается соподчинение мотивов. Следовательно, он теперь становится способен подчинить импульсивные свои желания поставленным сознательно целям. Это способствует формированию в структуре личности новых моральных мотивов – чувства долга и ответственности.

Проведенные исследования позволили выделить систему мотивов, которые характерны для перехода к начальному образованию.

Во-первых, учебно-познавательные мотивы. В таком случае ребенок ориентируется на усвоение способа добывания знаний. Его интересуют приемы самостоятельного их приобретения, методы научного познания, способы саморегуляции учебной работы, рациональная организация своего труда.

Во-вторых, широкие социальные мотивы. Речь идет о потребности в социально-значимой деятельности и мотиве долга.

В-третьих, позиционный мотив, который связан с желанием занять иное положение во взаимоотношениях с окружающими людьми.

В-четвертых, внешнее побуждение. Как правило, это давление со стороны (родители, учителя и т.д.).

В-пятых, наличие игрового мотива или желание получать высокую оценку.

Естественно, при неадекватности мотивов можно будет прогнозировать наличие низкой или относительно низкой успеваемости.

В результате создается сложная психологическая ситуация. Из-за мотивационной незрелости плохо или медленно формируется учебная деятельность. В результате можно отметить низкий уровень успешности обучения, несформированность учебной деятельности и регулярный неуспех ребенка. В результате можно наблюдать дальнейшее снижение мотивации.

Поэтому внутренняя позиция школьника является базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий 6-7летних детей. Наличие непринятия нового статуса ученика, низкой школьной мотивации и даже негативного отношения ребенка к обучению в школе будет значительно осложнять процесс возрастного развития и адаптацию.

Остановимся на критериях сформированности внутренней позиции школьника.

Во-первых, наличие положительного отношения к школе и процессу учения. Помимо этого, обязательным является проявление познавательного интереса к содержанию школьных занятий. Ребенок должен предпочитать уроки школьного типа дошкольным.

Во-вторых, имеется адекватное содержательное представление о подготовке к школе, и предпочитаются классные коллективные занятия индивидуальным, домашним.

В-третьих, ребенок положительно относится к школьной дисциплине, поддержанию общепринятых норм поведения и предпочитает социальный способ оценки знаний. Речь идет об отметках, а не о дошкольных способах поощрения (сладости и подарки).

Учеными выделены уровни сформированности внутренней позиции школьника 6-7летних детей.

Низкий уровень характеризуется наличием отрицательного отношения к школе и к поступлению в нее.

Средний уровень можно разделить на два подуровня.

Во-первых, ребенок положительно относится к школе, но у него отсутствует ориентация на школьное содержание. Он хотел бы учиться в школе, но, при этом, сохранить дошкольный образ жизни.

Во-вторых, имеется ориентация на систему содержательных моментов действительности в школе и на образец «хороший ученик». Но, в то же время, сохраняется приоритет социальной мотивации.

Мотивация учения. Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника (4; 5). Показано,. что учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается как мотивами, идущими от самой учебной деятельности, так и мотивами, вызываемыми позицией школьника.

У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Распространены, однако, случаи, когда у детей (особенно в первых классах, но нередко и позднее) более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения заданий ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.

Для формирования у таких детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа. В зависимости от особенностей развития ребенка школьный психолог может порекомендовать учителю, например, строить отношения с ребенком во многом по типу дошкольных, с опорой на непосредственный эмоциональный контакт. Особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы. Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники. Как упоминалось выше, известный американский психолог Эриксон в качестве центрального новообразования младшего школьного возраста выделяет именно чувство компетентности (или при искаженном развитии - неполноценности). Стимулирование мотива компетентности является важным фактором формирования личности в этот период.

Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трех случаях.

·Во-первых , когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на "отказ от усилия". Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.

·Во-вторых , активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой ("Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!").

·И наконец, в-третьих , у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. Наиболее сложными при этом являются такие случаи, когда нежелание учиться возникает на фоне общей педагогической запущенности ребенка. Все эти случаи требуют индивидуального анализа и не только педагогической, но и психологической коррекционной работы.



Последнее, на чем следует остановиться, говоря о мотивации учения, касается действенности внутренней позиции школьника. Известно, что к концу младшего школьного возраста, а часто и раньше мотивационная функция внутренней позиции как бы исчерпывается, она теряет свою побудительную силу. Другими словами, выполнение обязанностей школьника теряет свою непосредственную привлекательность и становится нудной и подчас неприятной обязанностью.

Объясняя этот феномен, известный советский психолог Л.И. Божович отмечает, что первоначально ребенок выполняет свои школьные обязанности подобно тому, как ранее выполнял правила роли, взятой на себя в игре. Желание быть на уровне тех требований, которые к нему предъявляет позиция школьника, является непосредственно более сильным, чем все остальные. Эта "детская произвольность" исчезает тогда, когда ребенок привыкает к позиции школьника, и переживания, связанные с ней, теряют свой непосредственный позитивный эмоциональный заряд. На месте этой "детской произвольности" должен сформироваться более высокий тип произвольности, отвечающей особенностям учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, причем деятельности, все более усложняющейся. Однако, как уже отмечалось выше, специальной работы по формированию такого более высокого типа произвольности в школе обычно не проводится, он складывается стихийно, далеко не у всех учеников, часто заменяется стереотипным приспособлением к школьным условиям и заданиям.

Функцией школьного психолога в плане развития у детей этого более высокого уровня произвольности, помимо тех развивающих занятий, о которых говорилось выше, может являться консультирование учителей и родителей по формированию у детей умения преодолевать непосредственно более сильные желания ради менее сильных, но социально более значимых, действовать в соответствии с принятым намерением, поставленной перед собой целью, по развитию тех качеств личности, которые могут являться основой волевого поведения.

Глава 2. Основные направления работы с младшими школьниками (А.М. Прихожан)

Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладевать школьной программой. Поэтому задача школьного психолога в совместной работе с учителем - создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, обеспечить с первых же дней его пребывания в школе индивидуальный подход к нему. Но осуществление последнего требует хорошего знания особенностей развития детей. В связи с этим психологу следует познакомиться с будущими первоклассниками уже на этапе записи их в школу.

Изучение внутренней позиции школьника в психологии имеет важное значение для поиска путей повышения мотивации учения школьников , формирования позитивного отношения к обучению в школе , успешной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве .

Внутренняя позиция школьника трактуется как отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации .

В общем внутренняя позиция как психологическое образование определяет мнение человека относительно определенных обстоятельств его жизнедеятельности, инициируя конкретные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника выражает облик учащегося, ход обучения и всего, что связано с обучением, школы как цельного субъекта, сформировавшегося в сознании учащегося, который уже включен в учебную деятельность. Следовательно, по тому, каково отношение школьника к учебным занятиям, можно сказать о позиции школьника как сформированной или же несформированной.

Процессуально развитие внутренней позиции школьника сопряжено с принятием им или же отвержением тех законов и условий, которые были предъявлены к ученику той образовательной средой и его собственным положением как ученика. Промежуток ее формирования как раз и приходится на начальную школу, а главное – на самый первый год обучения. Л.И. Божович писала о том, что изначально ребенок, проецируя на себя правила роли, которая предназначалась ему в игре, исполняет школьные функции, которые ему определены учебным процессом . Ребенок желает быть на уровне требований, предъявляемых ему системой образования, и это желание является более сильным, чем другие. Так называемая «детская произвольность» исчезает к тому времени, когда ребенок адаптируется к позиции школьника. На месте произвольности должен развиться наиболее высокий вид произвольности, который будет отвечать особенностям учебной деятельности как обычного обязательства ученика. Следует заметить, что данная деятельность будет все больше усложняться.

Ребенок, у которого сформирована достаточно позиция школьника, получает положительные переживания от того, что он осознает себя учеником, поэтому игры и все, чем он занимался в дошкольном периоде, становятся менее привлекательными. Школьник начинает осознавать свою новую роль, ему не хочется ее потерять, он гордится тем, что у него появились школьные обязанности, которые на него возложили, становится более ответственным по отношению к своей учебной деятельности. Однако, если же эта позиция не достаточно сформирована или вообще не сформирована, или же потеряла для него особенность, перестала оказывать на него побудительную силу, то для него выполнение тех обязанностей, которые на него возложены, становятся обузой и зачастую тем грузом, который для него неприятен.

Понятие внутренней позиции, которое было введено Л.И. Божович, является самым известным, но также и одним из наименее разработанных понятий в психологии. Прежде всего, для Л.И. Божович это понятие было выведено из трудов Л.С. Выготского. На наш взгляд, данное понятие представляет собой конкретизацию представлений Л.С. Выготского о переживаниях как внутренних инстанциях, опосредующих внешние воздействия .

Важной проблемой, которую помогает решить понятие, которое мы изучаем, является проблема единиц анализа личности. Данная проблема впервые была поставлена Л.С. Выготским в его работе «Мышление и речь» . Методологические подходы, представленные в работе Л.С. Выготского, также можно проследить и в исследованиях личности в трудах А.Г. Асмолова, Р.Кеттелла, Г.Айзенка, К.К. Платонова, В.С.Мерлина и др., в дальнейшем более подробно изучались Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко.

Психологи и педагоги отмечают, что современные дети совершенно не хотят идти в школу, позиция школьника не сформирована.

Перед началом школьного обучения развитие ребенка разворачивается в социальную сторону, то есть ребенку не хватает тех ресурсов, которые он получает от своей семьи. Поэтому он начинает тянуться к более обширному обществ, для того, чтобы быть оцененным и замеченным другими взрослыми, а не только своими родными. Следовательно, у ребенка формируется «Я» социальное.

Социум дает растущему ребенку место, где он проявляет свое стремление и сравнивает себя с другими – в варианте школы, а также при посещении различных кружков, в которых он может себя проявить. Основным условием для прохождения в данную среду и является внутренняя позиция школьника, которая должна быть у него сформирована.

Обобщая все то, о чем говорилось ранее, следует отметить, что внутренняя позиция школьника – это концепция взглядов ребенка на школу и на собственное место в ней. Внутренняя позиция школьника со временем создается у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Позиция развивается в сюжетно-ролевых играх в школу, в разговорах о ней с семьей и ближайшим окружением, а также в детских садах с воспитателями и педагогами.

Позиция школьника значит, что учащийся способен думать о себе как «Я – будущий школьник, ученик. Я иду в школу», и эти идеи носят положительный характер. Ребенок относится к поступлению в учебное заведение, к учебе благоприятно, вернее, как естественному движению формирования событий. Он может незначительно беспокоиться, однако, в общем ощущает потребность учения, никак не думает о себе без обучения.

Позиция школьника в наиболее взрослом варианте также определяется как желание ребенка обучаться, следовательно, он имеет надлежащие познавательные мотивы. Ребенок заинтересован в учебе, стремится познать что-то новое для себя. Он не только достигает учебных результатов, но и пребывает «в процессе». Закладываются основные принципы ощущения взрослости, «расцветающее» уже в подростковом возрасте. Позиция школьника – это этап к взрослению, когда ребенок тянется к тому, чтобы стать взрослым. А первый педагог и представляется как одна из тех персон, которые в его понимании символизируют данный мир взрослых.

Таким образом, посредством формирования данной внутренней позиции школьника у детей создаются две общественно важные потребности – познавательная и потребность в общении со старшими. Весьма похоже на ранее детство, где главная потребность концентрируется на эмоционально-деловом общении с семьей. Однако степень трудности школьной работы несравненно больше.

Согласно сведениям научных исследований, сегодняшние первоклассники отличаются от тех детей, которые поступали в учебные заведения в 80-е годы минувшего столетия. Изучение проводилось среди городских жителей. Установлено, что современные дети отличаются тем, что они лучше понимают себя, у них наиболее развиты истинные ролевые действия. Возможно, разного рода формирующая подготовка в дошкольном возрасте как раз и содействует тому, что дети развиты не по годам и ведут себя как взрослые.

С точки зрения развития позиции школьника – это позитивное изменение личности, так как для ребенка нет места стрессам и меньше неожиданностей. Но пропадает новшество, душевный подъем, заинтересованность к учебной жизни, детская непринужденность, а также игровые умения .

Итак, внутренняя позиция школьника – это то, что приобретается в дошкольном возрасте, и родителям нужно систематически, однако без фанатизма, создавать у обучаемого ребенка благоприятный настрой на школу. Это необходимо, так как все исследования, которые проводились, демонстрируют, что если внутренняя позиция школьника у ребенка не сформирована, а он первоклассник, то велика вероятность, что позиция станет очень неполноценна и кривобока. Чаще бывает, к сожалению, что школа не способствует формированию интереса к познанию у школьника, а, наоборот, даже приглушает этот интерес.