Украинская хата

Украинская хата имела некоторые отличия от русской избы. Она представляла собой жилище, которое именовалось хатой и имела надворные постройки, хозяйственного назначения.


Интерьер украинской хаты



Описание украинской хаты 19 века

Снаружи хаты обмазывались глиной. В середине XIX века украинские хаты поверх глины белились побелкой. Свидетельства того, что украинцы обмазывают все надворные постройки, и снаружи и изнутри, желтой и красной глиной, а затем белят по ней, оставили русские люди из Самарской губернии, в которой проживало множество поселенцев из Украины.


Интерьер украинской хаты


В русских домах глину не часто использовали для замазывания пазов бревен. Те же свидетели из – под Самары рассказывают, у украинцев трубы от печи отводятся в бок, к сенной стене. Их трубы дым выходит прямо в сени. Отверстие в трубе затыкается снаружи, в целях удержания тепла. Раз в неделю хохлушки вымазывают печь изнутри. Дома покрыты или соломой на глине, или одной соломой. Дома стоят тесно друг к другу и к надворным постройкам внутри усадьбы. Дома часто отапливаются кизяком, из – за недостатка дров.


Внутри хаты

– выглаженный земляной пол, небольшая печка по типу голландской. Часто печка примыкала к русской печи. Печь непременно белили мелом и расывали национальным узором. В центре хаты – стол под белой скатертью и деревянные скамейки. Передний угол обит обоями и украшен божницей. Иконы на ней в цветах. Стены украшены картинами с изображением государя, царской семьи, национальных героев. Обязательная принадлежность – зеркало, украшенное длинным вышитым рушником и сундук – скрыня. Концами в стены упирается шест, на котором висит одежда. Кроватью служат нары, приделанные к глухой стене дома.


Традиции украинцев

В традициях украинцев – хранение рушников, подаренных матерью. Вышитый рушник – одна из характерных черт быта этого народа. Как правило, рушник, это тканое или браное полотенце, используемое для украшения «божницы». Обычно рушник для этих целей выполняется с орнаментальной вышивкой двуглавыми орлами. В основном же рушники изображением своим свидетельствуют об этнической принадлежности к малороссам, и главным свидетельством является орнаментальный сюжет в вышивке. Это розетка, красная роза и черный лопух.

Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи

Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи


Декоративная роспись - это один из видов декоративно-прикладного искусства, которое предусматривает сюжетные изображения и орнаменты, которые создаются средствами живописи на стенах и других частях архитектурных сооружений, а также на предметах быта. В последнее время декоративную роспись выполняют также на бумаге, холсте, картоне и экспонируют на художественных выставках как произведения станкового искусства.
Произведения декоративной росписи выполняют масляными, темперными, гуашевыми, акварельными красками и керамическими красителями с дальнейшим выжиганием в керамических печах.
Декоративная роспись является традиционными видом искусства, который издавна распространен в Украине. Он и в наши дни занимает видное место в творчестве народных художников.
Еще во времена расцвета Киевской Руси народные мастера украшали декоративной росписью интерьеры и экстерьеры зданий, домов, жилья князей и знати, предметы домашнего употребления, детские игрушки, оружие, музыкальные инструменты и т.п..
На протяжении многих столетий в разных регионах Украины формировались местные школы декоративной росписи со своим характером выполнения орнаментальных мотивов, большей частью растительных: цветов, деревьев, стеблей, плодов и.т.п. Немало мастеров рисуют в своих композициях зверей, птиц, людей, пейзажи и сложные композиции, в которых разные орнаментальные мотивы объединяются с изображением животных и людей. Звери, птицы, растения, цветы изображаются своеобразными: как реальными, так и родившимися творческим воображением и фантазией народных художников.

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК УКРАИНЫ - МАРИЯ ПРИМАЧЕНКО.
«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле...»

Мария Примаченко

Среди большого числа известных украинских народных художников в особенности яркой звездой вспыхнул талант народной художницы Украины, лауреата государственной премии имени Т. Г. Шевченко - Мари Примаченко. А жила и создавала Мария Примаченко в селе Болотня, что расположенное неподалеку от Киева. Ее композиции декоративные и оригинальные.

Орнаментальность - первооснова народного декоративного искусства, а симметрия в ней - закономерность организации цветных пятен и масс. У Марии Примаченко и композиция, и цвет несут глубокую содержательную нагрузку. В изображении цветов прослеживается неразрывная связь Марии Примаченко с народным воображением о добре и красоте в народном фольклоре.
Земля - сад, огород, поле сплошь покрытые замечательными цветами и плодами - это "Райские кусты": вечный образ счастья и мира. В своих цветах она идет от крестьянских вышивок, ковров, декоративной живописи "малевок". С ними ее картины-панно роднит также принцип строгой симметрии, повторение орнаментальных форм. В основе композиционных схем - неразрывный синтез декоративного и изобразительного, что свойственно и народному творчеству, и живописи МАРИИ ПРИМАЧЕНКО.
Большие синие астры в красном цвете воспринимаются торжественно и вместе с тем обыденно; белые, обведенные розовой краской, цветы в желтом горшке на синем фоне - это изысканность с признаками лиризма, сюжет с темно-красными георгинами в синем горшке на оранжевом фоне, подобно органной музыке, вызывает звуковые ассоциации торжественности и праздничности. Живопись цветов фантастически богата, в их изображении талант М. Примаченко излучает высшую правду искусства, фантазии.
Всю свою жизнь М. Примаченко рисовала, кроме цветов, еще зверей, рыб, птиц. Если бы собрать их вместе, то образовался бы большой, овеянной мечтой, замечательный сказочный мир. Осматривая созданный художницей мир зверей, ощущаешь ее внутреннюю целостность, соразмерность, завершенность. Примаченко населила мир домашними животными и лесными жителями, небесными птицами, болотными животными, океанской рыбой; зверями добрыми и улыбающимися, ласковыми и злыми, хищными, страшными; зверями, которые живут на Полесье, в далекой Африке ли в Киевском зоопарке; увиденными в книжке и родившимися воображением. Существуют они вместе в едином, нераздельном пространстве творческой фантазии художницы: смеясь и плача, дружа и враждуя, они образовывают многоликую, но гармоническую целостность, в которой уравновешенные добро и зло, красота и уродство, реальность и фантастичность, мир животных и мир людей.

(Сороки – белобоки» (1967)

«Подсолнухи» (1967)

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК - ЕКАТЕРИНА БИЛОКУР.
Совсем другой мы видим у народной художницы Екатерину Билокур. Она рисовала масляными красками, но ее живопись матовая, краски не блестят, мазки мелкие, часто проступает холст, фон чистый, цвет синий или голубой.
Подрамник Екатерина Билокур использовала один для многих картин, холст закрепляла шпагатом. После окончания работы художница снимала картину, а на ее м
есто крепила другой холст. Этот прием аналогичный креплению холста у вышивальщиц. Эти приемы работы свидетельствуют о тесной связи методов работы художницы и вышивальщиц, которые формировалось на протяжении столетий. Основное у Екатерины Билокур - это хлеб и цветы. Цветы, изображенные в венке, растут от весны к глубокой осени. На картинах художницы сосуществуют насекомые, птицы, деревья, цветы, фрукты, овощи, хлеб и немало другого. Все растительное царство живое, динамическое. Колос, цветы, фрукты, овощи - это не просто объекты отображения, а растительные символы, образы жизни. Немало композиций традиционно симметричные, что является характерной особенностью древнего народного и прикладного искусства. Но симметрия эта своеобразная - она проходит большей частью по диагонали, ее правая часть не всегда повторяет левую. Другая характерная особенность в творчества художницы связанная с архаичностью. В центре многих картин, на самом видном месте изображены хлеб, зерно, пшеничные колоски. Одна из ее картин так и называется "Царь-колос". Е. Билокур, кроме масла, рисовала и акварелью. Правда, по ее собственному определению, это была живопись для нее менее любимый и желательный. Как известно из высказываний художницы, людей рисовать она любила меньшее, чем цветы, а пейзажи, выполненные акварелью, находятся на периферии ее творчества. Как определяют ведущие специалисты по изобразительному искусству, наилучшими в творчества Е. Билокур являются цветы и плоды, которые оживают на холсте, так как наделенные трепетным колоритом, в котором мирно сосуществуют все цвета радуги. Как вспоминают очевидцы, художница брала каждый цветок, растеньице, ставила их в стакан с водой и рисовала с натуры. В ее картинах нет перспективного изображения предметов, а есть динамичность, которая сближает ее произведения с давним искусством иконописи. Все элементы на картинах Билокур идеально нарисованны с мельчайшими деталями: прожилками листочков, стеблей, тычинок цветов. И хотя количество элементов -- цветов, растений, листков, овощей, фруктов - впечатляющая, композиция не распадается, а держится вместе, оставляя впечатления завершенного, замкнутого мира, при этом ни одна деталь картины не теряется, а наоборот, выигрывает среди себе подобных. Рисовала Екатерина Билокур тоненькими кисточками, часто самодельными, В отличие от всех профессионалов, которые рисовало от больших, общих цветных пятен к мелким деталям, художница делала все наоборот: от маленьких деталей - к целому, общему, законченному произведению. Художница тоненькой кисточкой, будто иглой, рисовала цветок к цветку, пока вся картина не была завершенной. Эта техника подобна украинской вышивке, если деталь к детали, цветок к цветку - постепенно рождается завершенное произведение. Живопись Екатерины Билокур - это будто вышивка масляными красками на холсте. Украинская народная вышивка венчает собою весь продолжительный процесс от выращивания лена к тканью холста и вышивание. В давность женщины своими силами сеяли лен, присматривали его, снимали волокно, изготовляли нити, ткали холст, отбеливали его, а завершением этого процесса было вышивание. Е. Билокур, за ее собственным признанием, пряла, ткала, белила и вышивала также. Существует глубокая родственность между живописью Е. Билокур и вышивкой. Если у художницы композиция разрасталась и выходила за пределы рамы, она совершала довольно своеобразно: снимала холст и дошивала к нему дополнительный, не грунтований кусок, делала это грубыми нитями, не маскируя шва. Таких работ у Екатерины Билокур есть несколько.
Для Е. Билокур холст - это материал, к которого можно дошивать дополнительные куски ткани в неограниченном количестве. ее живопись венчает и раскрывает идею холста как вышивки народных мастеров, как современных, так и тех, что жили и создавали много веков поэтому. Таким образом, в масляной живописи гениальной художницы происходит внутренняя связь между объектами отображения и средствами отображение, плоскостью, на которой все творится, и красками. Выявление этих связей разрешает проследить виток творчества в народных традициях, которые своим корнем достигают глубокой давности.

ПАРАСКА ХОМА - ХУДОЖНИЦА С ИВАНО-ФРАНКОВЩИНЫ

В западных областях Украины народная живопись не приобрела такого распространения, как в центральной и южной Украине. Но сюжетно-декоративное рисование Прасковьи Хомы - художницы с Ивано-Франковщины - обозначенно высоким профессиональным уровнем художественного мастерства, яркой творческой индивидуальностью автора.
Процесс формирования творческой индивидуальности П.Хомы был сложным и продолжительным. С детства она восхищалась рисованием и вышивкой. Вышивкой Прасковья Хома разукрашивала бытовые вещи и одежда. Первые ее самостоятельные рисунки увидели мир в 1968 году. Это такие творческие композиции, как "Золотое лето", "Поля", "Солнце всходит" и т.п..
Художница живёт в селе, работает в поле, и потому одной из основ ее творчества является ежедневное общение с природой, людьми и другими источниками, которые питают творческое воображение художницы, - народными пересказами, легендами, песнями, на которые так богата Гуцульщина, Свои композиции П. Хома объединяет в серии, которые состоят из 10-15 малёвок и раскрывают определенный замысел автора. Изображая окружающий мир, художница не идет путем натуралистического копирования, она свободно и творчески осмысливает натуру, достигая символической образ-ности, большой художественной выразительности. Поэтическое творчество на-рода, история родного края, не раз вдохновляла Прасковью Хому на создание оригинальных сюжетных произведений.
Такой является ее "Бондаривна". Композиция произведения выполненная в виде венка, внутри которого изображенная девушка-крестьянка в национальной одежде Покутья XVIII ст. Творчество Прасковьи Хомы следует рассматривать как интерпретацию современности, выраженную персонификацией изображаемых цветов, композиционным порядком малёвок, символикой цветов. Синтез реального мира и оптимистичной народной символики помогает автору раскрыть заложенное в произведении содержание. Примером этого могут служить композиции "Новогодняя фантазия", "Жар-птица", "Георгины", "Папоротник цветет". В особенности интересное последнее произведение. Радость бытия, творческой работы ощущаются в мажорном звучании красно-вишневого цвета фона. В большинства малёвок мастерица придерживает традиционной для украинской народной живописи композиционной схемы вазона ("Цветы в корзине", "Гвоздики в вазоне", "Ромашки") или дерева жизни ("Гвоздики в венке", "Цветы в солнечный день"), но есть и композиции, подчиненные теме движения. Многочисленная группа листьев воссоздает сюжеты известных в народе песен, сказок, поэтических произведений. Сюда относятся такие композиции, как "Соловьиная песня", "Бархатцы", "Ой вербиченько", "Любисток", "Лесная песня". Для них, как и для большинства произведений народного искусства, характерна свободная симметрия, композиционная уравновешенность, которая достигается ритмическим чередованием цветов. Живопись художницы глубоко народна и вместе с тем ярко индивидуальный. Рисует П.Хома акварельными красками, иногда использует зеленую тушь, разбавленную гуашью. Сначала она делает карандашом набросок всей малёвки, а после выполняет ее в цвету. Характер композиции, величина цветов, их форма и цвет раскрывается автором в зависимости от темы произведения. Мастерица делает это виртуозно и быстро, поэтому складывается впечатление, будто у нее в памяти вызрел готовый эскиз всего рисунка, продуманный к наименьшим деталям, которые она механически воссоздает на бумаге.

НАРОДНЫЕ МАСТЕРА - СЕСТРЫ ИРИНА И СОФИЯ ГОМЕНЮК

Знакомясь с уманской росписью, следует отметить прежде всего народных мастеров - сестер Ирину и Софью Гоменюк, которые являются яркими представителями этого вида народного искусства. Мастерицы ощутили, выстрадали и отобразили в своих произведениях, любая по-своему, ту совершенную эстетичную гармонию, которая никогда не бывает в природе. Такие произведения И. Гоменюк, как "Степные маки" и "Степной сорняк" - наиболее характерные для уманской народной росписи. Здесь свое видение природы и свое художественное звучание. Довольно свободная компановка на плоскости элементов (цветов, листков, стеблей и т.п.), отсутствие строгой симметрии, характерный ритм элементов, которые создают впечатление, что стебли сорняка на картине "Степной сорняк" свободно движутся под дыханием ветра. В другой картине "Степные маки", по характеру более статичной в центральной части, также присутствует динамика, в особенности в правом и левом верхнем крае. Элементы росписи большей частью направленные вверх, создают определенный ритм, который характерный для всей картины.

Цвета росписи насыщены, яркие, сочные.

ФЕДОР ПАНКО - ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЕТРИКОВСКОЙ ШКОЛЫ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ

Главным центром украинской декоративной живописи, где сложилась своя школа, является село Петриковка на Днепропетровщине. Рисунки петриковских мастериц и мастеров - это импровизации выполнены легко и виртуозно, преимущественно на белом фоне. Художники используют самодельные кисти, анилиновые, акварельные, темперные или гуашевые краски, разбавленные на яичном желтке. Петриковская роспись широко известна не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
В чем же основные приемы выполнения рисунка и средства, благодаря которым достигается эмоциональная выразительность этих произведений? Выдающийся композиционный принцип любого произведения - организация пространства. Относительно петриковской росписи, следует подчеркнуть, что именно организация пространства играет здесь главную роль, но ни в одном случае не механическое заполнение его. В произведениях лучших мастеров петриковской росписи белый фон приобретает содержательность и активность. Он трактуется как одно из средств художественной выразительности, значение которого далеко не ограничивается функцией подсвечивания краски и усиление ее формы и звучности. Этот белый цвет, в котором стебли и листья, цветы и бутоны именно "прозревают", а не просто нанизываются на условную линию схемы. Отсюда и эта удивительная техническая упругость "вазонов", "бегунков", "букетов", которые как бы излучают жизненную силу, без какого-либо натурализма выражая своей красотой глубокие идеи постоянного движения природы, суть вечных процессов воспроизведения. Композициям классической петриковской росписи присуща равновесная масштабность мотивов относительно соседних элементов и целого листа, четкий ладовый интервал (а не постепенная, едва заметная растяжка) в нарастании размеров отдельных элементов, которая напоминает аккордовые созвучия в народной диатонической музыке. Важная роль принадлежит гармоническому контрасту. Острое чередуется с округлым, прямая линия - с волнистой, большие элементы - с мелкими и т.п., основные краски спектра сопоставляются с дополнительными.
Так, главная цветовая гамма классической петриковской росписи - красно-зеленая, а побочная - желто-синяя. Средства выразительности очень лаконич-ные, зато используются они в полную силу. Лишь из двух-трех первоэлементов (линия, оттиск, пятно) получается многообразие мотивов, хотя в каждой отдельной работе их количество также ограничено. И живая импровизация дает бесчисленное количество вариантов. Одним из ярчайший представителей прославленной петриковской декоративной росписи есть Федор Панко - художник талантливый и самобытный. Родился он в селе Петрикивка. С детства художник наблюдал красоту южной степи и обворожительность и неповторимость народного искусства росписи. Подробно изучив традиционную петриковскую роспись, мастер не ограничился лишь традиционными элементами, он пристально изучает в натуре разнообразные растения и цветы и создает новые орнаментальные мотивы: колоски разных злаков, цветы подсолнуха, горох, хмель, пушистую головку одуванчика и т.п.. Беря из натуры формы реальных птиц - павлина, петуха или фазана, он иногда объединяет отдельные элементы и создает образ сказочной жар-птицы. Художник восхищается скромной и незаметной серой кукушкой и часто рисует ее на веточке с ягодами красной калины - символом девичьей красоты.
О способности автора изобразительными средствами создавать сложные психологические сюжеты проговаривает серия живописных панно, выполненных темперой на картоне, объединенных общей темой "Легенда про петриковскую вишню". Интересно проследить, как удачно осуществляет свой замысел художник, используя эмоциональное влияние цветов в этой серии. Они то гармонично спокойные, тональные в сцене свидания влюбленных, то тревожные, контрастные в картине, посвященной годам тяжелого времени. А на последнем, заключительном панно серии, на синем, спокойно-величественном фоне неба изображена бело-красная петриковская вишня, выросшая на могиле влюбленных. Она стоит, будто древнее дерево жизни, будто символ победы над смертью. Такое образное освещение темы - безусловно, новое явление в искусстве петриковцев.
Интересным явлением в творчества художника является разнообразие деревянной посуды, росписью которого он продолжил традиции старинного петриковского искусства и вместе с тем стал новым и современным. Это тарелки, декорированные орнаментом, ложки, блюдо с писанками и т.п.. Следует заметить интересные технические поиски мастера в этой области: Здесь имеет место и подлаковая роспись, и роспись темперой без лака, и специальный лак для столовой посуды. Со временем Федор Панко все большее восхищался творчеством Тараса Шевченко, Олеся Гончара, украинскими песнями, легендами, фольклором. Он выполнил два портрета Т.Шевченко: на первом изобразил Великого Кобзаря в шапке и кожухе на фоне красных цветов, а на второй - в вышитой рубашке среди расцветших подсолнухов. Панно "Гайдамак" написано в красной гамме на фоне красного дерева. В холодной зеленоватой тональности выполненное панно "Ревет и стонет Днепр широкий" - своеобразный образец декоративного жанра. Интересным своей пластичностью и ритмикой является декоративное панно "Журавли и подсолнухи".
В лирическом ключе раскрыты поэтические образы женщин из поэмы Кобзаря "Лилея" и "Тополь". Портретами Т.Шевченко, органически связанными с цветочным орнаментом, мастер украсил декоративную вазу и тарелку из дерева. Несколько декоративных ваз Федор Панко расписал по сюжетами Шевченкових стихов - "Течет вода из-под явора", "Сычи в роще перекликались" и т.п.. Даже бандуру художник расписал по любимым сюжетом многих поэтических произведений Т. Шевченко - "Кукушки на калине". Ф. Панко попробовал использовать петриковскую роспись для оформления интерьеров, а также других архитектурных сооружений.





ЗАСЛУЖЕННЫЙ МАСТЕР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - ТАТЬЯНА ПАТА, ЕЕ УЧЕНИКИ


Самым известным мастером из числа представителей старшего поколения была Татьяна Акимовна Пата (1884 - 1976). С 14 лет она начала самостоятельно расписывать камины печей, сани, музыкальные инструменты, изготавливать мальовки, панно, рисованные ковры. В 19 лет она вышла замуж, но через 11 лет, в 1914 году, ее муж погиб на фронте, оставив вдову с 4-мя маленькими детьми. Тяжелая доля досталась художнице:войны, голодоморы, борьба с бедностью.
Но любовь к рисованию, признание ее таланта среди односельчан, а также по всей Украине и за рубежом давали ей силы и вдохновение для дальнейшего творчества. Среди других мастериц старшего поколения манера росписи Татьяны Паты отличалась живописностью, новациями, поэтичностью в создании образов растительных композиций.
Целую плеяду мастеров декоративной росписи, с творческой деятельностью которых связан новый этап развития народного искусства Украины, воспитала заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата. Она обогатила традиционный петрикивский орнамент новыми оригинальными композициями и своеобразным колористичним решением. К когорте ее учеников принадлежат народный художник Марфа Тимченко, заслуженный мастер народного творчества Федор Панко, Вера Павленко, Галина Павленко-Черниченко. Каждый из них принес свой почерк, свое творческое кредо. Жизнерадостность, красота и лиризм, художественная выразительность характеризует произведения мастеров Киевщины Анни Собачко-Шостак, Прасковьи Власенко. Для творчества Анни Собачко-Шостак характерная неисчерпаемая фантазия при создании сложных орнаментальных композиций, в которых среди роскошных цветов изображенные птицы, рыбы, фантастические существа,

которые органически вплетенные в растительный орнамент.

Урок ИЗО для старших дошкольников

Радостные краски Петриковской росписи. Мастер-класс. «Цветочно-ягодное панно»

Лери Елена Александровна, воспитатель ТМК ДОУ «Хатангский детский сад комбинированного вида «Солнышко» с. Хатанга, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край

Мастер-класс рассчитан для педагогов дошкольного и школьного образования, детей старшего дошкольного возраста, родителей.
Назначение: украшение интерьера комнаты, наглядный материал в познавательной деятельности, а еще такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
Цель: знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством Петриковская роспись. Учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера.
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
- учить ритмично, рисовать панно, сочетать цвета;
- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, чувство композиции;
- воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям, к росписи;
Материалы:
Лист плотной бумаги А4 (лучше ватман или полуватман), простой карандаш, несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и акварельные краски.


Петриковская роспись - визитная карточка Украины
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Характерные особенности петриковской росписи:
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.
Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Настоящие петриковские мастера не используют в работе простой карандаш, но наш мастер-класс рассчитан на детей, и поэтому перед началом работы мы придумываем приблизительно свой орнамент и зарисовываем карандашом. Контуры цветов обводим круглым лекалом, чтоб они получились четкими. В ягодах просто намечаем верх и низ. И наметить расположение листьев.


2. К пятому году жизни дети уже знакомы с нетрадиционной техникой рисования «пальцеграфия», и поэтому совсем без труда сделают любые ягодки, на нашем орнаменте это калина.
На самом деле, ягодки можно рисовать чем угодно, но пальцы удобны тем, что они всегда « под рукой» да и причем из пяти размеров.



3. Далее приступаем к рисованию цветов, первый - мы будем рисовать, используя элемент «зернышко».
"Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.
Вдоль линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.






Второй цветок рисуем пальцем. Начиная сверху, плотно прижать палец к бумаге и спуская вниз послабить, сверху ярче и виднее контуры, а внизу получится слабее цвет.




Так же заполняем и середину этого цветка, лепестки получатся короче.


5. Цветок меньшего размера мы исполняем элементом, который называется «изогнутое зернышко».
"Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.
Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.


5.3. Вот такие получаются цветочки.


6. Итак, рисуем листики. Я нарисовала основные формы листиков, но это не значит, что нужно ограничиваться примером, вариантов может быть множество, на сколько хватит фантазии. В рисовании листика используется переходный мазок: сначала на кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона, вплоть до черного.


6.2. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку.


Таким образом делаем зубчики у листка


6.3. Середину листка просто закрашиваем светлым тоном.


6.4. Вот такие получаются листочки


7. Середину первого цветка закрашиваем ярким цветом, я закрасила желтым. И дорисовываем стебельки тоненькой кисточкой.



8. Рисуем маленькие трехлепестковые цветочки,в пустых местах. Так же рисуются с «зернышок» и «изогнутых зернышек».




8.3. Получилось 5 цветочков, можно больше.


9. Таким образом, рисуем и листики цветочков.


9.1. Дорисовываем стебельки просто тоненькой кисточкой. Детям можно предложить дорисовать фломастером.


И вот в самом конце объединение деталей орнамента с помощью "питушинок".

Отличие подольских построек и, в частности, хат от хат центральной Украины - в их большей декоративности не только по массовому соотношению, но и по расцветке стен и использованию их площади для сложных графически-колоритных композиций - Украинских росписей.

Снаружи, как уже отмечалось, подольская хата выбелена только с двух сторон - лицевой и одной боковой, другая же боковая и задняя обмазываются красной глиной и только по краям их в виде рамы проводятся белые широкие полосы. Такой же белой полосой обычно окаймлено маленькое оконце в задней стене, а лицевые окна обведены цветной глиной. Присьба резко отделяется от стен хаты красной глиняной обмазкой.

Эта сильная и смелая расцветка хаты, придающая ей необычайно выразительный и декоративный вид, часто дополняется росписями, чрезвычайно разнообразными по сюжету, технике и стилю и порой, подымающихся до высоты большого декоративного и графического мастерства.

Снаружи на стене росписи располагаются чаще всего под крышей, в виде фриза, иногда спускаются к присьбе по углам хаты; встречаются карнизы вокруг хаты над присьбой. Окна и двери обрамляются смелой гирляндой, а в простенки между окон помещаются росписи в виде венков, букетов или отдельных веток. Часто расписываются и хозяйственные постройки - курники, погреба, сараи.

Хата с росписью в с. Сказинцы

Здесь обычно роспись проще, но иногда можно встретить исключительно найденные по выразительности формы. Так, в с. Макове, Каменецкого округа удалось видеть сарай, на серой глади стен которого, во всю их высоту, широкими смелыми взмахами были нарисованы условно геометризованные ветки гигантского цветка. По смелости линий, интуитивному пониманию декоративных задач, по скупости рисунка, обобщенно выразившего всю его внутреннюю сущность, - эту роспись надо причислить к созданиям подлинного таланта, располагавшего притом для своего выявления лишь глиной, мелом и сажей.

Печь с росписью в с. Израиловке

Здесь богато расписывается печь, особенно «комин» и «груба»; много росписей по всему свободному полю стен, то в виде отдельных композиций, то в виде фризов, а иногда и, по образцу обоев, заполняющих всю стену; расписываются также сволоки и балки. Реже расписывается потолок; здесь роспись располагается в виде букета или венка ближе к «покуттю» - красному углу. Также сравнительно редко расписывается простейшим рисунком, обычно пересекающимися линиями, глиняный пол хаты. Зато часто и богато расписываются стены сеней, широкие площади которых дают большую свободу для смелых замыслов.

Венок – роспись на стене хаты в с. Паневцы

Украинские росписи можно встретить во всей Подолии. Их мало на севере, но в западной и средней части, особенно в Приднестровье, их присутствие в хате - обычное явление. Правда, встречаются села, где роспись - редкость, но чаще - их много, а в ряде сел нет ни одной хаты, в той или иной мере неукрашенной росписью. В каждом селе есть свои особенности - в одних росписью покрываются хаты внутри и снаружи, в других - только снаружи; есть села, где можно встретить очень мало наружных росписей, а иногда и без всякого внешнего намека на них, но где все хаты внутри сплошь покрыты ими.

Материал и приемы росписей

Материал и приемы росписей чрезвычайно примитивны. Фоном служит глиняная стена, либо побеленная, либо подкрашенная синькой в синий и голубой цвет, сажей - в серый, зеленкой - в зеленый, или цветными глинами. Делается это для того, чтобы стены не так быстро пачкались, и роспись сохранялась бы дольше. Обычно она обновляется к престольному празднику, к Пасхе или Троице и редко сохраняется дольше года. Материалом служат разноцветные глины, сажа, синька, соки растений; в позднее время в большом ходу минеральные краски разных цветов, которые покупают в городе или на ярмарках у евреев. Эти краски разводят на мучном очень жидком клейстере или на воде с молоком и рисунок наносят перышком, цветком или самодельной кисточкой, сделанной из «котячого хвоста»; круги намечают с помощью круглой посуды, например, сковороды.

Обращаясь к бытовому значению росписей, необходимо отметить, что в настоящее время они утратили обрядовое значение и связь с поверьями. В прошлом, несомненно, такая связь была; быть может, обычай оставлять небеленой заднюю стену хаты возник и укрепился в связи с верой, что это предохранит хозяев от смерти, также как и обычай обновлять росписи к годовым или престольным праздникам, несомненно, указывает на обрядовое их значение в прошлом. Присутствие в росписи определенных геометрических (крест, звезда) и растительных (хмель, барвинок, огуречник, виноград) элементов, получивших в народном сознании твердо установившееся символическое значение, может послужить руководящим указанием при изучении истории возникновения и развития росписей и определении их внутреннего значения. В настоящее же время росписи — явление исключительно эстетического порядка. Ни авторы росписей и никто другой в современном селе с обрядами и поверьями не связывает в хате, ни самого наличия росписей, ни их отдельных элементов; в их обязательной необходимости сознания нет, как нет к сюжету и определенных требований. Руководящими моментами в выборе сюжетов и их трактовке являются неоправданная ничем традиция, индивидуальность автора и мода.

Роспись в виде фриза на стенах хаты в с. Городище

Наиболее распространен орнамент растительный. Встречается простейший в виде хвои; хвоя, обведенная контуром, превращается в лиственную ветку. Целое дерево почти не встречается, как не встречается оно вообще в украинском орнаменте. Зато в различных видоизменениях очень распространены гирлянды, ветки, букеты в вазонах, отдельные цветки и венки. Любимые сюжеты - гирлянды из листьев клена, дуба, хмеля, барвинка, огуречника и, особенно, винограда, так широко использованного церковью и перешедшего оттуда в украинское народное искусство. На характер орнамента росписей частично влияли и позднейшие западные стили, сильно отразившиеся на религиозном искусстве и бытовой обстановке высших слоев населения. Проникая в образованную и состоятельную среду и в церковь, они становились доступными народным массам и в упрощенном виде и упрощенными приемами отлагались здесь в новых условиях.

Такой распространенный сюжет, как букет или ветка в вазоне, в исполнении некоторых девушек явно отражает на себе эти влияния: часто само расположение рисунка, широко и пышно использующее все пространство фона, изогнутость линий, изогнутые формы вазона - все это от барокко, которое в архитектуре, в резьбе и в живописи не только широко развернулось на Украине перед глазами народа, но и приняло здесь свои оттенки и особенности, по праву выделившие этот стиль в особый украинский барокко.

Значительно реже можно встретить в росписях изображение птиц и животных. Обычно это куры, петухи, павы, галки, лошади - животный мир близкий, понятный, реалистический, а не хищные звери и фантастические животные. Даже когда-то популярные в народных картинах пеликан и сова не нашли себе места в росписях. Народ ищет сюжетов для своего художественного творчества в окружающей природе, ею вдохновляется, в ней основа его творчества. Но использование материала, который дает народу окружающая среда и природа, уменье воспринять впечатление и техническим приемом выразить его - различны. Они варьируют в зависимости от индивидуальности и технического умения отдельного автора. В росписях, кроме чисто геометрических мотивов, иногда бессюжетных, мы встречаем попытку дать изображение ветки или цветка, но простейшими прямыми линиями, лишь с трудом раскрывающими истинный, может быть самому автору неясный, творческий замысел.

Букет в вазоне – роспись Ганны Бабченко на стене хаты в с. Сказинцы

Идя по этому пути, от чисто геометрического орнамента через геометризованные формы растительного, мы встретимся с чистым видом растительного орнамента, но и здесь часто напрасно будем искать определенных растений. Это - явно выраженное растение, достаточно реалистическое для того, чтобы раскрыть желание автора дать именно растение, но слишком общее для того, чтобы индивидуализировать его. Это - идея растения и цветка, схема их, очень близкая к реальному. И, наконец, замысел автора конкретизируется и он, либо обладает умением его выразить, либо случайно находит удачную линию, но орнамент приобретает индивидуальную выразительность и, конечно, в графически и стилизованно условных формах и расцветке он получает не просто цветок, а розу, колокольчик, не вообще птицу, а петуха, не отвлеченное животное, а лошадь. Здесь условность явного реализма меняется в зависимости от способностей автора и его технического умения.

Украинская народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебе­ли, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяй­ственных построек, а также писанок. Судьба каж­дого из этих видов народной декоративной жи­вописи далеко не одинакова.

До нашего времени сохранилось немало де­ревянных фигур, украшавших почти до конца XVIII в. церковные иконостасы. Во многих мест­ностях, особенно по селам, такие фигуры раскра­шивались масляными красками. Росписи эти ис­чезли в начале прошлого века, когда Синод по­становил изъять из церквей все скульптурные изображения святых, видя в них проявление влияния католицизма на православную церковь.

Однако раскрашенные деревянные скульптуры продолжали оставаться в народном быту и в XIX в. в виде резных ульев, изображавших Зосиму и Савватия - покровителей пчеловодства. Они были чуть ли не обязательными для пасек в северной и средней полосе Украины. В южной, степной части Украины встречались ульи-долбанки в виде головы казака с чубом или целой сидящей фигуры. Кроме раскрашенных ульев - скульптур, в это время имели распространение ульи с нарисованными на них разными картин­ками. Среди них можно было встретить изобра­жения Железняка и Гонты верхом на конях и с копьями в руках, а также Адама и Евы в раю, звонаря за работой, петуха, ведущего за собой цыплят, и др.

Широкое распространение в крестьянском быту получили росписи масляными красками жи­лищ (особенно дверей и ставен) и мебели. Росписи эти обычно носили орнаментально-деко­ративный характер.

Особенно интересны росписи сундуков, кото­рые в крестьянских семьях были своеобразными реликвиями, передававшимися из поколения в поколение. В хате сундук обычно стоял на са­мом видном месте и должен был свидетельство­вать о достатке семьи.

Форма сундуков и характер их росписей дают возможность почти безошибочно определить, из какой именно местности они происходят. Инте­ресно отметить, что изготовление сундуков свя­зано главным образом с лесной и лесостепной полосой; в южных районах сундуки изготовля­лись из привозного леса, иногда же в степные районы готовые сундуки привозились из цент­ральных и северных губерний, а расписывали их уже на месте.

Интересен сундук с Киевщины, датируемый XVIII в. и хранящийся в Киевском музее укра­инского народного декоративного искусства. На передней стенке в центре изображен «Казак Ма­май», играющий на бандуре. По обеим сторонам от него нарисованы два больших вазона с пыш­ными цветами. По стилевым признакам это на­родная интерпретация барочного вышивального и коврового орнамента того времени.

Подобный же мотив можно увидеть на одной из долбанок для хранения белья, датируемой нача­лом XIX в..

Росписи сундуков XIX - начала XX в. отли­чаются ярко выраженными местными особенно­стями. Черниговские сундуки преимущественно черные или темно-синие с яркими большими цве­тами - белыми, желтыми, красными - в ме­дальонах и гроздьями в виде волнистых узоров. Полтавские сундуки похожи на черниговские: они тоже расписаны по темному фону крупным цветочным орнаментом ясных тонов с четким ритмичным его повторением. Совсем иное можно наблюдать на сундуках с Днепропетровщины. Они обычно окрашены в яркие цвета: желтый, чаще - в сочный зеленый. Орнамент более мел­кий по сравнению с полтавским и очень разно­образен по мотивам.

Сундуки западных областей Украины отли­чаются от сундуков приднепровских. Они более массивны и расписаны преимущественно мелким орнаментом, закомпонованным в декоративные рамки, подчеркивающие форму сундука. Иногда орнамент, применяемый в росписях сундуков Львовщины, близок к орнаменту настенных рос­писей или рисунков набивных тканей. Другие сундуки из западных районов Львовщины по ха­рактеру росписей приближаются к польской на­родной декоративной живописи.

Гуцульские сун­дуки похожи на столы. Они декорированы кон­турным геометрическим орнаментом, в пределах которого фигуры окрашены коричневой, охри­стой, черной, иногда белой красками. Здесь крас­ки только помогают выявлению резного орна­мента.

Не меньшее распространение в народном быту получила деревянная расписная посуда, вернее, деревянные тарелки для хлеба круглой или овальной формы. В XVIII в. их вырезывали вручную, а с конца XIX - вытачивали на токар­ном станке. Праздничные тарелки имели изыс­канную форму - квадратную с врезанными угла­ми (полукруглыми или в виде удлиненных ле­пестков). Глубина тарелок небольшая и во всех областях почти одинаковая. Форма тарелки обу­славливала и композицию росписи. В самых ран­них тарелках главная часть орнаментальной ком­позиции заполняла всю среднюю площадь, а вокруг, на свободных местах, помещались допол­нительные, более мелкие орнаментальные моти­вы. В позднейших росписях становится обяза­тельной орнаментация венчика, уравновешенная с центральной частью декора. По колориту рос­писи тарелок сходны с росписями сундуков и имеют те же самые местные признаки.

По сюжету - это преимущественно цветоч­ные орнаменты, композиции с птицами среди цветов и ягод, а еще чаще - изображения рыбы, ножа, вилки, зеленых огурцов и т. п. Такие та­релки предназначались для праздничного стола, а в будни - выставлялись на полке и служили украшением хаты.

В XVIII - начале XIX в. получило распро­странение расписывание масляными красками резных деталей саней и возов. Позднее задки на санях и возах стали украшать прямыми и кри­выми цветными полосками разной толщины по ровной плоскости доски.

К 1911 году относятся расписные сани с Уманщины, где элементы геометрического резно­го контурного орнамента сочетаются с цветоч­ным. Центром отдельной росписи здесь является вырезанная под циркуль шестилепестковая ро­зетка, вокруг которой компонуются веточки с ягодами и традиционным растительным моти­вом, называемым «вылоги» и распространенным в настенных росписях, в керамике и вышивке. Здесь имеются также росписи, в которых наряду с геометрическим и растительным орнаментом фигурируют изображения рыб, птиц и лошадей.

В 1920-х годах в разных районах Киевщины и Подолии встречались росписи на задках саней, близкие по характеру к вышеупомянутым. Из но­вых элементов орнамента были распространены изображения советской эмблематики - пятико­нечная звезда, серп, молот, советский герб. С из­менением форм ведения хозяйства на селе и с по­явлением автотранспорта этот вид росписей по­степенно исчезает, и на первый план выходят другие разновидности росписей.

Со средины 1930-х годов народные мастера из с. Петриковка Днепропетровской области сест­ры В. и Г. Павленко и М. Тимченко начинают расписывать масляными красками небольшие, разной формы коробочки из дерева, служившие пудреницами. Росписи производились непосред­ственно по дереву без всякой грунтовки и поэто­му были очень неустойчивы.

После Великой Оте­чественной войны такие росписи возродились на новой технической основе - это была уже подлаковая роспись на черном фоне, основанная тоже на традиционном петриковском цветочном орнаменте. Подобные росписи выполнялись петриковскими мастерами, которые работали на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.

А с 1958 года цех подлаковой росписи открылся при фабрике «Дружба» в самой Петриковке. Молодые худож­ники, возглавляемые народным мастером Ф. Панко, обратились к местным традициям декоратив­ной живописи. Петриковцы стали делать некото­рые свои росписи не на черном, а на охристом или сочном зеленом фоне, т. е. так, как обычно раскрашивались сундуки на Днепропетровщине еще задолго до революции.

Обращение к мест­ным традициям обеспечило успешное развитие нового художественного промысла.

В последнее время наблюдается возвращение народных мастеров к росписям деревянных та­релок, изготовленных на токарном станке. Рас­писываются они прямо по дереву масляными красками, а сверху покрываются прозрачным ла­ком, благодаря чему лучше выявляется фактура дерева, а сами росписи становятся звонче по цве­ту и устойчивее. Тарелки эти предназначены для украшения интерьера.

Б. С. Бутник-Сиверский 1964 г.