Уважаемые родители!

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико- грамматических представлений требует определенной систематической работы специалиста: учителя - логопеда.

Однако родители дома могут закреплять начатую специалистом работу. Для этого рекомендуется организовать дома в свободное время несложные словесные игры. Эти игры не требуют специальной подготовки. Они помогут вашему ребенку освоить лексические понятия, усвоить грамматические нормы, научат грамотно говорить. Вам предлагаются игры с детьми дома, не требующие специальной подготовки. Вдумчиво прочтите предлагаемые задания и потренируйтесь сами в подборе определений, а затем с ребенком.

Словесная игра: «Какой, какая, какое?»

Цель: расширить словарный запас ребенка за счет введения в активную речь слов - определений

Задание: подобрать 8-10 слов к существительным, используя только прилагательные. Можно использовать игрушки, картинки, предметы.

Вы предлагаете ребенку поиграть в слова и просите придумать, как можно назвать тот или иной предмет, используя только слова, про которые можно сказать какой или какая?

Добавляете, что нельзя говорить: что делает этот предмет? или из чего состоит? Затем даете образец ответов.

Например: берете игрушечного жирафа (пластмассовую или мягкую игрушку) или смотрите на картинку и подбираете слова - определения.

Жираф (какой) - дикий, травоядный, млекопитающий, высокий, пятнистый, красивый, длинношеий, длинноногий, короткохвостый, спокойный и т. д.

Корова (какая) - домашняя, травоядная, млекопитающая, рогатая, длиннохвостая, доящаяся, мычащая, большая, тяжелая, бодающаяся, полезная, нужная, красивая, сильная, разноцветная (коричневая, черная, пятнистая и т. д.)

Примечание: если ребенку трудно самому подобрать прилагательные, то нужно помочь вопросами:

длинный хвост - значит какой он? (она?) (длинно...хвостый)

короткие ноги - значит какой он? (она?) (коротко...ногий)

питается травой - значит какой он? (она?) (траво...)

питается мясом, охотится - значит какой он? (она?) (............)

Точно также можно подбирать прилагательные к овощам и фруктам, предметам быта, одежде.

В словесные игры можно играть по дороге домой, во время прогулки, в любое свободное время.

Успеха вам, уважаемые родители, и прилежания!

Учитель - логопед: Жирова М.Г.

По развитию речи

Тема «Игрушки»

Цель:

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .

Дидактическое упражнение «Какой?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … .

Тема «Огород, овощи»

Дидактическая игра «Картошечка»

Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

Копать Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Выкапывать

Готовить

Дидактическая игра «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.

Условные обозначения:

Знак вопроса – что это?

Грядка – где растет?

Цвет, форма.

Величина.

Солонка – вкус.

Человек – как использует.

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».

Материал: мяч.

Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .

Тема «Сад, фрукты»

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Материал: мяч.

Сад и яблоко. Яблоневый сад.

Сад и груша. Грушевый сад.

Груша и варенье. Грушевое варенье.

Персик и сок. Персиковый сок.

Гранат и сок. Гранатовый сок.

Яблоко и пирог. Яблочный пирог.

Яблоко и пюре. Яблочное пюре.

Ананас и желе. Ананасное желе.

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.

Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»

Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.

Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:

Где растёт?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: учить составлять сравнительные рассказы.

Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Тема «Дары леса. Грибы»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.

Материал: картинки с изображением грибов.

Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)

Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

(Т. Кулакова)

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

Тема «Осень»

Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Осенний - день,… .

Осенняя - погода,… .

Осеннее - небо,… .

Осенние - дожди,… .

Тема «Дикие животные»

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Цель: : формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

След (чей?) – лисий, волчий … .

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

Голова (чья?) – лисья, волчья … .

Тема «Домашние животные»

Тема «Перелетные птицы»

Тема «Лес. Деревья»

Тема «Головные уборы»

Тема «Профессии»

Тема «Зима»

Тема «Что из чего сделано»

Тема «Новый год»

Тема «Зимние забавы»

Тема «Транспорт»

Тема «Зимующие птицы»

Тема «Моя страна»

Тема «Одежда»

Тема «Морские животные»

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а .

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .

Тема «Птицы»

Тема «Весна»

Тема «День космонавтики»

Тема «Цветы»

По развитию речи

для детей дошкольного возраста»

Тема «Игрушки»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .

Ребенок с различными нарушения речевого развития затрудняется в фразовой речи, не умеет грамотно строить словосочетания и предложения, затрудняется в ее понимании. Дошкольнику трудно пересказать даже короткие тексты в силу недостаточной сформированности лексико-грамматического строя. Ребенок испытывает трудности с подбором нужного глагола, прилагательного. Его словарь включает лишь глаголы, обозначающие самые распространенные действия (спит, ест, сидит, ходит, слушает, гуляет, стоит);ребенок не владеет близкими по смыслу глаголами (спит - дремлет; торопится - спешит);не знает названия различных действий, свойственных одному предмету (крадется, охотится, нападает, ласкается - о кошке; грустит, радуется, беспокоится, расстраивается - о человеке).

Дидактические игры способствуютрешению одной из главных задач умственного воспитания, а именно: развитию речи детей. В старшей группе игры направлены на активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения, грамматического строя, развитию связной речи. Дидактические игры особенно важны в старшем дошкольном возрасте, т.к. способствуют подготовке ребенка к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать взрослого, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Дидактическая игра «Большой - маленький»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец-огурчик, помидор-помидорчик…

Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): огурец - огурцы, помидор-помидоры…

Дидактическая игра «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) - оранжевая, помидор (какой?) - …

Огурец (какой?) - овальный, репка (какая?) - …

Дидактическая игра «Веселая счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один - одна - одно, два - две ): одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона … пять лимонов; одна слива, две сливы … пять слив.

Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока - яблочный; варенье из яблок - яблочное; сок из груши - …;Варенье из груши - …; сок из апельсина - …; варенье из апельсина - ….

Дидактическая игра «Что где растет» : яблоко - на яблоне, слива - на …, груша - на ….

Дидактическая игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) - красная, теплая….

Сапоги (какие?) - коричневые….

Шарф (какой?) - ….

Пальто (какое?) - ….

Дидактическая игра «Кто как передвигается» : утка (что делает?) - ходит, плавает, летает; индюшка (…) - …, Курочка (…) - ….

Дидактическая игра«Исправь ошибку» (на логическое мышление): у утки - гусята; у индюшки - цыплята; у курицы - утята; у гусыни - индюшата.

Дидактическая игра «Улетает - не улетает».

(Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет).

Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию».

(Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет).

Ворона - «кар - кар» - она каркает, воробей - ….

Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь).

Дидактическая игра«Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных): лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - …, фигуристу - …, саночнику - ….

Дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой? (составление предложных конструкций).Шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик.

Дидактическая игра «Подбери слова» (винительный падеж).Что вяжут? - Шапку, варежки, …

Что шьют? - Пальто, платье, …

Что надевают? - Пальто, свитер,…

Что обувают? - Сапоги, валенки,…

Что штопают? - Чулки, носки,…

Что завязывают? - шнурки, платок,…

Дидактическая игра «из чего какой?» (образование относительных прилагательных): из ситца - ситцевый, из льна - льняной, из шелка - шелковый, из шерсти - …, из меха - …, из пуха - …, из резины…. (По возможности следует познакомить ребенка с различными материалами).

Дидактическая игра «Кто как ест?» : корова - жует, собака - грызет, кошка - лакает….

Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): папа -медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок; папа - волк, …, папа - заяц, папа - еж…, папа - лис….

Логопед объясняет согласование существительных с при­лагательными:

Моя мама... (какая?) добрая, ласковая, красивая...

Моя бабушка... (какая?) старенькая, добрая, любимая, заботливая...

Моя сестра... (какая?) веселая, добрая, умная, красивая...

4. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большая?» Логопед проводит беседу по содержанию рассказа. Дети

отвечают на вопросы:

Что делала Маша, чтобы стать взрослой?

Когда папа заметил, что Маша стала большая?

Физкультминутка

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

«Цветы» Наши красные цветы Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши красные цветы Закрывают лепестки. Головой качают, Тихо засыпают.

Заучивание наизусть стихотворения

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она. -

Кто она? Отвечу я: -

Это мамочка моя!

Логопед проводит беседу по содержанию. Дети за логопедом повторяют строчки из стихотворения. Проводится повторное чтение стихотворения. Затем дети самостоятельно читают его. 6. Работа в тетради

У каждого ребенка на листе нарисована ваза. С помощью тра­фаретов они дорисовывают и раскрашивают «цветы для мамы».

Занятие 55. Звук [ц]

Цели: научить выделять звук [ц] в речи, определять его место в слове (в начале, в середине, в конце); закреплять навык прове­дения звукослогового анализа слова (на примере слова птица); научить правильному согласованию притяжательных местоиме­ний мой, моя с существительными; развивать зрительный гнозис.

Организационный момент

Игра с мячом «Один много» (машина - машины, самолет - самолеты, велосипед - ...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

Звук [ц] (Ц"Ц-ц - спит малыш) - согласный, глухой. При произношении звука [ц] губы «улыбаются», голосок «спит».

«Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [ц]: ц-м^н-ц-д-к-ц... и слогов: да-цы-но-цу-ка-по-цо...

«Чистоговорки». Дети повторяют: цаца - вот идет овца цо-цо - на пальце кольцо цу-цу - потеряли пуговицу цы-цы - ели огурцы

«Не ошибись».

Логопед выставляет на доску полоски с изображением ме­ста звука в слове:

Дети называют по картинкам слова, определяют, где нахо­дится звук [ц] в слове, и расставляют картинки под полоска­ми: цапля, огурец, пуговица, цветы, перец, курица, цыпленок...

Звуковой анализ слова птица.

Дети определяют количество слогов, называют последова тельно звуки слова птица и цветными кружками выклады­вают схему слова.



«Доскажи предложение».

Дети добавляют слово со звуком [ц]:

На болоте живет... цапля.

Клоун выступает в... цирке.

Курица зовет своих... цыплят.

В вазу поставили красивые... цветы.

4. Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 15).

Сложи картинку»

Логопед предлагает детям сложить разрезные картинки и назвать, что это (машина, самолет, велосипед...). Дети долж­ны усвоить обобщающее слово «транспорт».

Дидактическая игра «Назови части».

Дети описывают свои картинки. (Это грузовик. У него есть кабина, кузов, колеса, мотор....)

Дидактическая игра «Чье это?».

Дети подбирают притяжательные местоимения к словам. (Это мой велосипед. Это моя машина.)

Занятие 56. Звуки [с], [ц]

Цели: уметь дифференцировать звуки [с], [ц]; усвоить по­нятие «слова-антонимы; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

Игра с мячом «Едет, летит, плывет» (едет - машина, летит - самолет, плывет - корабль...).

2. Артикуляционная гимнастика

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику:

Звук [с] - согласный, глухой, твердый; звук [ц] - согласный, глухой, твердый.

«Слушай внимательно».

Услышав звук [с], дети показывают «течет водичка», а услы­шав звук [ц], показывают «тихо спит малыш»: м, ц. н,с, д, щ к, с...

Дети повторяют слогоряд: са-ца-це

цу-сы-со су-цыса

Дидактическая игра «Разложи картинки».

Если в названии картинки есть звук [с], дети кладут ее к изображению крана, если звук [ц], то к изображению малыша. Санки, цапля, огурец, лиса, посуда, пуговица, мотоцикл, автобус...

«Закончи слово».

Дети должны добавить -са или -ца; ов-.., ко-.., пугови.., ли-.., колба-.., кури-.., лукови-..; -сы или -цы: о-.., во л о-.., огур-.., ов-.., рель-.., у-.., ножни-.., зай-.., ве-.., но-.., молод-.. .

« Кто внимательный? ».

Логопед читает стихотворение, а дети на звук [с] показы­вают «водичку», на звук [ц] - «тишину»:



Цапля вышла на охоту.

Лягушатам мой совет: -

Кто не спрячется в болоте,

Цапнет цапля на обед.

Дидактические игры - это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)