на примере приходской церкви XVIII – XIX века

Фасад представляет собой фотомонтаж из отдельных фотографий, выполненных с дальних точек с минимальным ракурсом и скомпонованных в единый чертеж. Фасад и план даны в одном масштабе, на плане присутствует линейка размеров, что дает возможность представить реальные размеры здания и его деталей.

Для разработки выбран вполне традиционный приходской Храм XVIII – XIX веков - церковь Сергия в Рогожской слободе , в которой можно найти детали нескольких этапов развития русской архитектуры.

Здание представляет собой трехчастную композицию - колокольня, трапезная, храм с апсидой - состоящую из разновременных построек. Наиболее старая часть - трапезная с портиками на фасадах, сооружение эпохи зрелого московского классицизма (конец ХVIII века). Храм выполнен в стиле позднего ампира, кубический, массивный и торжественный (первая половина ХIХ века). Колокольня - в псевдоклассических формах (1864 г).

На плане видна структура здания с четкой осью «запад – восток», объединяющей сооружения в единый комплекс.

На фасаде и плане обозначены 60 терминов, и возможно, что этот список будет дополняться.

Необходимо отметить, что данная работа является только своеобразным «наглядным пособием» для и ни в коей мере не претендует на обследование самого здания.

Литература:

  1. Памятники архитектуры Москвы. Том 6. – М.: Искусство, 2000.
  2. История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
  3. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. – М.: Искусство, 1995.
Фотографии и графические материалы выполнены автором летом 2010 г. Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Фасад церкви Сан Лоренцо (1516-1520)

"... ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине, ибо он был первым первосвященником, оттуда происходившим, на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он.
И посему, так как он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство и стало причиной того, что работа над гробницей Юлия осталась незаконченной. Микеланджело же было приказано высказать свое мнение, составить проект и возглавить новую работу. Микеланджело противился этому всеми силами, ссылаясь на обязательства в отношении гробницы, взятые им перед кардиналом Четырех святых и Аджинензе. Папа же ответил ему, чтобы он об этом и не думал, что он уже за него подумал и освободил его от обязательств перед ними, пообещав разрешить Микеланджело работать над фигурами для названной гробницы во Флоренции в том духе, в каком он их уже начал; но все это огорчило и кардиналов и Микеланджело, удалившегося со слезами.
Недаром последующие обсуждения всего этого были разнообразными и бесчисленными, тем более что работу над фасадом пожелали поделить между несколькими лицами; много архитекторов съехались в Рим к папе, и проекты составили Баччо д"Аньоло, Антонио да Сангалло, Андреа и Якопо Сансовино, а также прелестный Рафаэль Урбинский, который с этой целью был отправлен во Флоренцию позднее, когда туда прибыл папа. Посему решил и Микеланджело сделать модель, высказав желание, чтобы только он, и никто другой, был главным руководителем архитектурных работ. Однако этот отказ от помощи и стал причиной того, что к работе не приступали ни он, ни другие, и, махнув на все рукой, названные мастера возвратились к своим обычным занятиям, а Микеланджело, собравшись в Каррару, получил предписание, чтобы Якопо Сальвиати выплатил ему тысячу скудо; однако, так как Якопо сидел запершись в своей комнате, обсуждая дела с какими-то горожанами, Микеланджело не пожелал дожидаться приема, но, ни слова не говоря, повернулся и тотчас же уехал в Каррару...
Много лет потратил Микеланджело на добычу мрамора; правда, добывая его, он лепил восковые модели и делал и кое-что другое для выполнения заказа, но дело это затруднялось так, что деньги, предназначенные папой на эту работу, были потрачены на войну в Ломбардии, и вся работа так и осталась незаконченной по случаю смерти Льва; ведь ничего другого сделано не было, кроме передней части фундамента, под фасад, а из Каррары на площадь Сан Лоренцо привезли большую мраморную колонну"
Вазари.

Существенной помехой для завершения гробницы папы Юлия II Микеланджело был новый заказ папы Льва X. Если Юлий II отрывал Микеланджело от скульптуры и приказывал заниматься живописью, то новый папа повелевал ему стать архитектором и закончить фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, где были погребены его отец, дед, прадед и многие другие представители дома Медичи. Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура - «не его специальность» , - ему пришлось подчиниться.

Достроить фасад церкви Сан Лоренцо - церкви Медичи во Флоренции - новый папа Лев Х решил во время своего пребывания во Флоренции в 1515 г. Первоначально к разработке проекта были привлечены многие архитекторы и скульпторы (Антонио Сангалло, Андреа и Якопо Сансовино, Рафаэль, Баччо д"Аньоло), 19 января 1518 г. заказ вторично получил один Микеланджело. Рисунки его проектов сохранились в Уффици и в Доме Буонарроти, где хранится также деревянная модель фасада.

Лев X пожелал, чтобы на фасаде были размещены 10 статуй: четырех внизу, четырех над ними и две еще выше. Нижние статуи должны изображать святых Лаврентия, Иоанна Крестителя, Петра и Павла, над ними четыре евангелиста (Лука, Иоанн, Матфей и Марк), а на самом верху домашние святые семейства заказчика - Козьма и Дамиан.

Для изготовления мозаичных икон применяется, как правило, смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, но можно взять и разноцветные квадратики из камня. Каждый материал имеет свои особенности. Камень не прозрачен и не светится изнутри как смальта. Смальта имеет ряд неоспоримых достоинств: это покрытие очень морозостойкое и жаропрочное, поэтому стеклянную мозаику можно применять на фасадах. Благодаря широкому выбору цветов из смальты можно создавать любые мозаичные композиции. Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют не чистую смальту (поскольку она весьма дорога), а ее сочетание со стеклом с добавлением авантюрина и стекла с сусальным золотом.

В современной практике используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу из полимерной сетки при помощи клеящих составов типа цементно-полимерного состава «керабонд» с добавлением дисперсии «изоластик», увеличивающей пластичность клея. Готовые мозаичные композиции наклеиваются на подготовленные поверхности клеящими составами.

Основанием под римскую мозаику служит известковый грунт, состоящий из гашеной извести (1 часть), мелкого кварцевого песка (2 части), сухого пигмента (до 20% массы песка).

Основанием флорентийской мозаики, состоящей из подобранных по рисунку пластин шлифованного мрамора, служат асбестоцементные плиты, к которым они приклеиваются клеем.

Окрасочные работы

Перед окраской фасадов должны быть покрыты все оконные сливы, пояски, сандрики и другие выступающие архитектурные детали, закончено устройство желобов и свесов кровли.

Материалы для окрашивания фасадов должны быть долговечными. Из современных лакокрасочных материалов для этой цели используют известковые, органосиликатные (ВН-30 ОСМ-5), кремнийорганические (КО-174) эмали, перхлорвиниловые фасадные краски (ХВ 161), фасадные краски на основе хлорсульфированного полиэтилена (ХП-71Ф), эмульсионные казеиновые краски. Воднодисперсионные краски применять не рекомендуется в связи с их низкой атмосферостойкостью. Не следует применять также алкидно-акриловые краски с органическими пигментами, так как происходит быстрое выгорание пигментов, а покрытия притягивают пыль и быстро загрязняются.

Традиционным является окрашивание кирпичных и оштукатуренных фасадов зданий храмов известковыми красками на основе маломагнезиальной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. Покрытия на основе известковых красок декоративны, отличаются яркостью цвета. Применение магнезиальной и доломитовой извести заметно снижает срок службы таких покрытий. Чтобы продлить их службу, в краски вводят парафин, алюмокалиевые квасцы, гидрофобизирующие средства или проводят дополнительную обработку поверхности гидрофобизаторами. Гидрофобизацию окрашенных известковыми красками фасадов проводят с помощью алкилсиликонатов натрия (ГКЖ-10, ГКЖ-11), полиэтилгидридсилоксана (ГКЖ-94), силазанов (174-71 бывш. К 15/3).

Окрашивание проводят по кирпичу или прочному штукатурному слою после завершения фасадных работ. При наличии дефектов после очистки поверхность штукатурки перетирают известью (известковым тестом), смешанной с мелкодисперсным отмытым песком в соотношении 1:1,2. Грунтом под известковые краски служит известковый мыловар следующего состава, кг: известь-кипелка 1,2 - 2,0, олифа, мыло хозяйственное 0,15 - 0,2, вода не более 0,025 - 0,310 л.

Для увеличения адгезии в известковые краски, содержащие большие количества пигментов, можно вводить 35 - 40 г/л казеина.

При окраске фасадов перхлорвиниловыми красками поверхности, в случае необходимости, шпаклюются перхлорвиниловой шпаклевкой и огрунтовываются 5%-ным перхлорвиниловым лаком.

При окраске внутренних поверхностей поливинилацетатными составами поверхности следует подготовлять так же, как и под масляную окраску, с обязательной огрунтовкой перед покраской поливинилацетатной грунтовкой.

Силикатная многоступенчатая окрасочная система «Кайм-Фарбен» (Германия) предназначена для наружных и внутренних работ. Широкая палитра глубоких бархатистых цветов позволяет выполнять монументальные росписи на фасадах и в интерьерах храмов, напоминающие древние фрески. Окраска может вестись по цементной штукатурке, бетонному монолитному основанию и натуральному камню. Как система окраска может вестись с использованием «каймовских» штукатурок, грунтовок и шпаклевок, обеспечивающих высокое качество и долговечность.

Альфрейные отделки поверхностей, как правило, производятся по высококачественным малярным покрытиям. Отделка поверхностей с окраской отдельных участков - панелей, фризов, бордюров и т.п. - в различные цвета производится так, чтобы линии стыков окрашенных участков были декорированы филенками или багетами с соответствующим образом подобранным цветовым тоном, объединяющим участки с различными цветовыми тонами в одно гармоническое целое.

О монастыре Осиос Лукас написано очень много, но мало кто обращает внимание на богатый декор фасадов его церквей. Кроме традиционных узоров из кирпича здесь широко используются мраморные плиты с рельефом, очень похожие на плутео алтарных преград. Правда большинство из них подозрительно новые и белые, но нет сомнения, что копировались они с точно таких же прототипов.
Я для себя разделила здешний декор на три группы - кирпичные узоры, оконные переплеты и мраморные рельефы .


На южном фасаде можно увидеть сразу все эти декоративные приемы.


Западный фасад. Таких огромных окон я, кажется, не встречала в византийских церквях. Все рельефы в нижней части окон стандартного размера и одного рисунка, а значит это не сполии, а, скорее всего, сделаны специально для этого храма. Что касается рисунка - еще одна версия - реставраторы нашли фрагменты старых плит только с таким рисунком. :-)
Судя по двери в центре фасада второго этажа, там был балкон.

Ряды поребрика и перегородчатой кладки чередуются с псевдо-куфическими надписями, выложенными из плинфы.

Оконные решетки очень нарядные, украшенные плетенками и растительными мотивами. Из чего они сделаны - затрудняюсь сказать. Для каменных они, по-моему, слишком тонкие, издали больше похожи на терракотовые.
Кстати, цвет освещенных поверхностей немного искажен вечерним солнцем.

В одной из церквей в другом месте можно было разглядеть поближе такую старую решетку, и она была очень похожа на каменную.

На архивольте окна - фигурки животных, напоминающие итальянскую романику, но более натуралистичные.

Мраморные резные декоративные элементы - самая интересная часть декора.


Кусок подлинной древней плиты.

Над ней - интересный узор, напоминающий куфическую надпись.


Рельеф, похожий на предыдущий, но не тот.

Кронштейны и капители украшены процветшими крестами.

По сторонам окна - карниз с орнаментом из кринов.


Окна с витражами меня смущают своей современностью.
Плутео с подобными орнаментами встречаются очень часто в самых разных местах. Центральная композиция, правда, более редкая.


Большинство плит под окнами с таким узором.

Собор поднят над площадью на высоту восьми ступенек. Фасад длительное время оставался незаконченным, как и во многих других флорентийских церквях. Каменная стена фасада в течение многих лет была похожа на ту, что мы сейчас наблюдаем на фасаде церкви святого Лаврентия. В 15 веке знатная семья Кваратези предложила профинансировать строительство фасада (предполагалось, что архитектором станет Симоне дель Полайоло). Однако условие, поставленное Кваратези (герб семьи должен был находиться по центру фасада), оказалось неприемлемым для францисканских монахов.

Внешний вид старого незаконченного фасада дошел до нас из старых гравюр и картин, а также фотографий 19 века. Фасад церкви оставался незавершенным на протяжении более чем трех столетий, показывая голую поверхность флорентийского известняка. В 1437 Святой Бернардино Сиенский хотел поставить над розеткой в нише округлый кусок камня, представляющий солнце с лучами, содержащих буквы IHS (сокращение имя Иисуса Христа). Кроме герба с изображением Христа на круглом резном окне (помещенном в 1437 году во время эпидемии чумы), единственным украшением простого центрального портала являлась статуя святого Людовика Тулузского из позолоченной бронзы работы Донателло, в нише в центре. Эта скульптура была перемещена из табернакля на церкви Орсанмикеле, и расположилась над центральным порталом. Сегодня ее можно увидеть в трапезной монастыря.

Нынешний фасад был создан между 1853 и 1863 годами архитектором Никколо Матасом, работа которого была вдохновлена большими готическими соборами (прежде всего Сиенским собором и собором в Орвието), а также фасадом флорентийского Дуомо работы Эмилио де Фабриса. Работу архитектора длительное время критиковали за искусственный неоготический стиль. Любопытно, что строительство фасада финансировалось английским протестантом, а на фасаде церкви отчетливо выделяется явно не христианский символ - звезда Давида. Внутри звезды есть Христограмма: текст надписи показывает, что сам фасад должен был быть экстаординарным памятником художнику, который его создал. Не исключено, что этот шестиугольник - не очень тонкий намек на национальность и веру архитектора Матаса.

Среди произведений искусства, появившихся на фасаде, следует выделить три люнета порталов (люнет-- в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами), украшенных барельефами с изображением сюжетов о животворящем Кресте, которому посвящена базилика: слева мы видим «Установление Креста» Тито Сарроччи, «Торжество Креста» Сапиенца и «Видение Константина» Эмилио Дзокки.

В центральном портале - бронзовые двери, которые до 1903 года размещались в Дуомо. Перед порталом находится могила архитектора Матаса.

По бокам церкви в нижнем ярусе - великолепные аркады 14 века, в верхнем ярусе - высокие двустворчатые окна. Украшением боковой части базилики являются только водостоки в форме человеческих или львиных голов. Хрупкая колокольня при базилике восходит к 1847 - 1865 годам, архитектором был Гаэтано Баккани. Высота сооружения - более 78 метров.

Неоготический фасад украшен разноцветными мраморными плитами, расположенными в геометрическом порядке.

Мрамор для фасада был использован различных типов: белый мрамор добывался в Серавецца, два вида красного мрамора были добыты в Синтойя и в Болгери, светло-зеленый привезли из Прато, темный из Пизы, черный мрамор прибыл из Асиано, желтый мрамор из Сиены.