Парашютисты делятся на две категории пользователей — тех, кто тормозит, и тех, кто летает. В первую попадают парашютисты, занимающиеся прыжками на точность приземления и купольной акробатикой. Во вторую — индивидуальной акробатикой, групповой акробатикой, фристайлом, скайсерфингом и фрифлаем. Люди, прыгающие с так называемым принудительным раскрытием, — особая статья. Они занимаются не спортом, а туризмом.

Парашют — одно из самых захватывающих изобретений человечества

Зачековка строп управления. Специальные изогнутые шпильки не дают до конца раскрыться стропам управления, поэтому при раскрытии купол имеет нулевую горизонтальную скорость — «стоит». После выдергивания чеки купол начинает лететь вперед.

Первая фаза укладки — все секции купола, называемые соплами, аккуратно разобраны

Вторая фаза — укладка купола. Для простого прыжка с самолета вот такой купол можно просто затолкать в ранец — все равно раскроется. Для бейс-прыжка требуется более скрупулезная работа.

Выдавливание воздуха. Осталось только подвернуть сопла и уложить в ранец


Зачековываем ранец кривой шпилькой


Уложенные парашюты с разными «медузами» для разных ситуаций

История парашюта

Банально, но парашют тоже изобрел Леонардо да Винчи. Помимо вертолета и летающей тарелки, которые сам не смог воплотить в современных ему материалах, в своих дневниках он описал некую «палатку», с которой можно безопасно прыгать с любой высоты.

Собственно, построили купол парашюта несколько столетий спустя. Некоторое время с парашютом можно было прыгать лишь с аэростата, к днищу которого купол пристегивался в развернутом виде. В начале XX века Глеб Котельников, потрясенный гибелью известного воздухоплавателя, изобрел парашют, укладывающийся в металлический ранец. Это сделало возможным прыжок с самолета. То есть получить последовательно отделение человека от летательного аппарата и добровольное раскрытие парашюта.

В начале Первой мировой войны изобретение Котельникова сначала не получило одобрения. Великий князь Александр Михайлович, шеф военной авиации, заявил, что летчики будут необоснованно пользоваться парашютом и перестанут беречь дорогую авиационную технику. Вмешалась статистика. Она упрямо показывала, что летчики массово гибли вместе с машинами. Россия стала закупать парашюты во Франции, где уже наладили выпуск ранцев Котельникова — правда, не в лучшей модификации. Только молодое Советское государство позволило изобретателю увидеть плоды своих трудов в серийном производстве на Родине.

Как это работает

С тех пор принцип работы парашюта остается прежним, совершенствуются лишь детали. Парашютист опоясывает себя подвеской (круговой системой ремней) и подгоняет ее под свой рост-размер с помощью фиксирующихся пряжек. К подвеске в двух местах крепятся лямки, соединенные стропами с куполом из синтетического шелка высокой прочности. Сам купол укладывается в брезентовый ранец так, чтобы легко и быстро развернуться в потоке воздуха. Ранец оснащен четырьмя клапанами, которые раскрываются как конверт. Клапаны фиксируются замыкающими шпильками, соединенными с натяжными резинками. Отделившись от летательного аппарата, парашютист дергает за кольцо (или — в современных парашютах — маленькую такую грушу), соединенное тросиком со шпильками. Шпильки вынимаются из конусов, освобождая натянутые резинки, которые быстро открывают клапаны, и купол, попадая прямо в восходящий поток воздуха, раскрывается над парашютистом.

На купол действует сила сопротивления воздуха, которая равна силе тяжести, действующей на парашютиста. Благодаря этому система из парашюта и парашютиста снижается с постоянной скоростью. Скорость снижения современных купольных парашютов — 5,5 м/c.

Раскрытие парашюта в основном бывает принудительным и ручным. Еще бывает раскрытие стабилизирующим куполом и страхующим прибором. Принудительное раскрытие происходит вытяжным фалом, присоединенным одним концом к тросу, натянутому в самолете, а другим концом — к деталям парашютной системы. После раскрытия вытяжной фал остается в самолете, а парашютист летит по своим делам, то есть вниз.

Ручное раскрытие инициируется самим парашютистом. До недавнего времени на парашютных системах было предусмотрено кольцо или звено, при его выдергивании раскрывался ранец, из которого пружиной выбрасывался вытяжной парашют, а он, в свою очередь, вытягивал из ранца основной парашют. Эта система громоздкая, тяжелая, в ней много лишних деталей. К тому же проблема — куда после раскрытия деть кольцо. Поэтому лет пятнадцать назад распространение получила другая система: вытяжной парашют изготавливается в виде, удобном для складывания в наружный карман на ранце. Для раскрытия парашютист просто достает его из кармана и бросает в поток. Такой вытяжной парашют получил название «медуза». Он и правда немного похож на это животное — круглый и бесформенный.

Но если два разных устройства делают одно и то же, то среди них нет ни одного лучшего — «медуза» также имеет недостатки. Самый большой — она может не сработать при неоптимальном положении тела парашютиста при раскрытии. Поэтому на учебных и запасных парашютах применяется старая схема — вытяжной парашют с пружиной.

Как правильно падать

Оптимальное положение тела парашютиста при раскрытии — лежа на восходящем потоке лицом вниз. При некотором опыте перейти в такое положение из любого беспорядочного падения совсем несложно: надо только придать своему телу правильную аэродинамическую форму, и воздушный поток сам повернет его как надо.

Эту форму можно отрепетировать до полета. Нужно лечь на землю лицом вниз, руки-ноги раскинуть в стороны, приподнять их повыше и прогнуть спину. Так и лететь удобно, и парашют раскрывается правильно.

Управление куполом осуществляется при помощи двух строп управления, натягивая которые парашютист направляет парашют вправо или влево. Натягивая две стропы одновременно, он уменьшает горизонтальную скорость. Можно подергать и другие стропы, при этом немного увеличится вертикальная скорость, однако на практике этим никто не пользуется.

С парашютом типа «крыло» совсем другая история. Если купол может лететь только вниз, купол со щелями — вниз и вперед, то крыло не может вперед не лететь. Потому что крыло создает подъемную силу только благодаря тому, что движется с некоторой горизонтальной скоростью. Именно благодаря скорости создается значительная разница давлений на нижнюю и верхнюю оболочку крыла и крыло гораздо меньшей площади, чем круглый парашют, создает такую же подъемную силу. Еще благодаря скорости снижения поддерживается форма крыла. Крыло по горизонтали может лететь со скоростью 32 км/ч, а опускаться — от 0 до 6 км/ч.

Управление крылом осуществляется также двумя стропами управления. Если тянуть за левую, то крыло будет разворачиваться влево, за правую — вправо. Если тянуть за обе — будет уменьшаться горизонтальная скорость. Если потянуть сильно, то скорость уменьшится настолько, что крыло почти перестанет создавать подъемную силу и одновременно начнет терять свою форму, что заставит его расстаться с остатками подъемной силы, то есть приведет к эффекту «сваливания» — крыло резко ныряет вниз. Есть у крыла одна особенность: перед тем как оно «сваливается», скорость его, как горизонтальная, так и вертикальная, на очень короткое время уменьшается практически до нуля. Запомним этот факт, он нам скоро пригодится. Если стропы управления отпустить, крыло через некоторое время восстановит форму, и парашютист продолжит движение со свойственной агрегату скоростью.

Как попасть куда надо

Пожалуй, самое ответственное мероприятие. Его невозможно выполнить успешно, если ошибется или летчик, или парашютист. Летчик отвечает за то, чтобы точно вывести самолет или вертолет в точку выброски с учетом ветра и своевременно дать команду на отделение от самолета. А парашютист должен раскрыть парашют на заданной высоте (если раскроет ниже, рискует до аэродрома не долететь), найти аэродром, выйти на него, построить заход и приземлиться.

Самолет при выброске летит на ветер. Команда на отделение дается некоторое время спустя после пролета точки приземления, чтобы ветер не мешал, а, наоборот, помогал парашютистам приблизиться к ней.

После раскрытия парашютист выполняет под парашютом развороты и змейки с тем, чтобы на высоте не менее 100 м оказаться немного за точкой приземления. После этого выполняется крайний разворот (именно так, «крайний» — те, кто летает, не любят слова «последний») строго на ветер, и можно приземляться.

Приземлиться с круглым парашютом — все равно, что прыгнуть с холодильника высотой 1,25 м, ничего сложного. Только настоятельно рекомендуется держать ноги плотно вместе. Причина очевидна — прочность двух ног больше, чем одной, а если ноги развести, велика вероятность того, что вся нагрузка придется только на одну, тут и до травмы недалеко. С крылом все интереснее. Помните, мы говорили, что есть в его поведении момент, когда и горизонтальная, и вертикальная скорости его падают почти до нуля? Почему бы не воспользоваться этим? Перед самой землей (за пару-тройку метров) выбираем обе стропы управления, крыло «зависает», собирается «свалиться», но… мы в это время уже ставим ноги на землю.

Правильно выполненное приземление на крыле очень мягкое. Парашютисты называют его «поймать подушку». Если исполнить «подушку» слишком высоко, то парашютист спрыгнет с большей высоты, чем рассчитывал. Встреча с землей произойдет с большой вертикальной и горизонтальной скоростью, и придется ее гасить пробежкой по летному полю, а если не повезет, то ехать на пятой точке. Не очень страшно, но неприятно — особенно весной, когда сыро.

И еще — на круглом парашюте, в общем-то, все равно, в каком направлении по отношению к ветру приземляться, потому что горизонтальная скорость невелика. На крыле горизонтальная скорость большая, поэтому следует приземляться строго против ветра, тогда скорость ветра вычитается из скорости парашюта и приземление выполнять приятнее и проще.

Сложить за 20 минут

Наш консультант Денис Ленчевский, один из самых известных в мире экстремальных парашютистов, показал, как укладывается парашют. Решено было укладывать семисекционный купол для бейс-прыжков. Во‑первых, принцип укладки для всех парашютов одинаков, а во-вторых, бейс-купола укладываются более тщательно, чем девятисекционные парашюты для скайдайвинга. Несмотря на то что купол был уложен высокопрофессионально, редакция настоятельно не рекомендует рассматривать этот материал как полноценную инструкцию. Решились прыгать — обратитесь к профессионалам.

Лучшие в мире серийные парашюты для скайдайвинга выпускают две американские фирмы — Perfomance Designs и Icarus Canopies. Для бейс-прыжков лучшие купола делают опять же американские Basic Reseach и Consolidated Rigging. Если требуется что-то эксклюзивное, можно смело обращаться в отечественное НПО «Звезда», известное на весь мир своими катапультными креслами и космическими скафандрами. Цена хорошего нового купола обычно начинается с отметки в $1500. Специализированного магазина по торговле парашютами в России нет, и торговля более всего напоминает торговлю наркотиками: снаряжение покупается у физических лиц — дилеров какого-нибудь производителя. Ищутся же дилеры через знакомых парашютистов или через интернет. Рекомендуем заглянуть по адресу www.glavaviatorg.ru . Где и как правильно учиться прыгать с небес, мы напишем ближе к весне.

Мы наблюдаем в небе вытянутый купол, перемещаю­щийся поступательно и вниз. Под куполом на стропах висит человек. Парашют это или параплан? Непосвящен­ный человек может подумать, что это одно и то же. Но это не так. Давайте рассмотрим их сходства и различия.

Параплан и современный парашют-«крыло» похо­жи по конструкции, принципам полета и управления. Тот и другой имеют две оболочки, нервюры с профи­лем крыла, сопла, стропы, подвесную систему, купол прямоугольной или эллиптической формы, перемеща­ются за счет силы тяжести и управляются с помощью строп управления. Это все, что объединяет парашют и параплан.

Использование парашюта выглядит обычно так: ук­ладка в ранец, набор высоты, прыжок с летательного аппарата (или с достаточно высокого стационарного объекта), раскрытие из свободного падения (скорость около 50 м/с, перегрузка при раскрытии порядка 10 G), планирование под куполом в желаемое место призем­ления, приземление. Теперь смотрим на параплан: его расстилают на земле, поднимают в воздух, взлетают с помощью лебедки или со склона, дальше возможен на­бор высоты в восходящих потоках и перемещение на значительные расстояния, подобно планерам. Такое приспособление, как парамотор (двигатель с воздуш­ным винтом за спиной), позволяет парапланеристу са­мостоятельно взлетать и набирать высоту. Прочность строп параплана не рассчитана на большие перегрузки, его удлинение не позволяет куполу наполняться в воз­духе из сложенного вида.

Подвесная система парашюта позволяет спортсме­ну свободно двигаться при выполнении акробатики в свободном падении, но при этом не дает ему выпасть и процессе раскрытия парашюта. Лямки и швы долж­ны выдерживать возникающие при раскрытии пере­грузки и не создавать дискомфорта при снижении под куполом в течение нескольких минут. Полет под пара­планом происходит намного дольше, и его подвесная система больше похожа на кресло.

Купола парашютов шьют из ткани ZP-0 и F-111 (или аналогичных). Эти ткани рассчитаны на многократные раскрытия, сопровождающиеся резкими перепадами давления. Прочность ткани параплана несколько мень­ше. За счет этого ткань может быть тоньше и легче.

Отличия по геометрии: параплан имеет намного большее удлинение (4,9-5,8), более тонкий профиль. Правильность профиля обеспечивается большим ко­личеством строп меньшей, по сравнению с парашют­ными, прочности. Стропы парашюта гораздо прочнее, они рассчитаны на частые перегрузки. Удлинение ку­пола парашюта не превышает тройки, при больших значениях возникают проблемы стабильного раскры­тия - купол наполняется, но с большой вероятностью возникновения какого-либо перехлеста.

Площади современных парашютов, кроме тандемов, находятся в диапазоне 39-300 кв. футов (3,5-27 м 2), а парапланов - 19-36 м 2 .

Величина такого показателя, как аэродинамическое качество парашютов, характеризующая отношение го­ризонтальной и вертикальной составляющей переме­щения, составляет от 2 до 3 единиц, у парапланов же достигает 8.

Таким образом, можно сделать вывод, что пара­шют - это средство спуска с высоты, предоставляю­щее достаточно большой выбор места приземления. Параплан - летательный аппарат, сходный по конст­рукции с парашютом, но по летным возможностям приближающийся к планерам.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПАРАШЮТА

ВАРИАНТЫ РАСКРЫТИЯ ПАРАШЮТА

Стабилизация

Прыжки на стабилизацию падения отличаются тем, что их могут выполнять парашютисты без опыта прыж­ков и с минимальной теоретической подготовкой. Это, например, парашютисты начального обучения по программе № 1 (так называемые перворазники), совер­шающие первые прыжки в аэроклубах РОСТО (Россий­ская оборонная спортивно-техническая организация). Со стабилизацией прыгают и десантники ВДВ.

Для прыжков на стабилизацию падения используют­ся, например, парашюты Д-6, ПСН-90, «Арбалет» и др. Для штатного раскрытия парашюта необходимо, чтобы парашютист падал стабильно. Парашютист, не имеющий навыков управления своим телом в сво­бодном падении, не может обеспечить необходимого положения тела при раскрытии парашюта и, как пра­вило, после отделения от летательного аппарата будет беспорядочно кувыркаться (так называемое БП - бес­порядочное падение)- Раскрытие парашюта из БП обычно является предпосылкой к отказу основного парашюта. Для того чтобы неопытный парашютист не падал беспорядочно, применяется стабилизация.

Схема прыжка следующая. Парашютист отделяет­ся от самолета. При этом автоматически раскрывается стабилизирующий парашют площадью 1,5 м2 (камера, в которую уложен стабилизирующий парашют, за­цеплена карабином за десантный трос в самолете). Па­рашютист летит, как бы подвешенный за шкирку на стабилизирующем парашюте, который не позволяет телу беспорядочно вращаться (рис. 22). Средняя ско­рость снижения со стабилизацией - 35 м/с. По про­шествии заданной задержки раскрытия (чаще всего это 3 с, хотя может быть и любое другое значение) пара­шютист дергает вытяжное кольцо основного парашюта, тем самым через двухконусный замок освобождая клапаны ранца. Теперь стабилизирующий парашют выполняет роль парашюта вытяжного. Он вытаскивает из ранца основной парашют в камере, вытягивает стропы, затем стягивает камеру с основного купола. Парашют раскрывается.

Рис. 22. Стабилизация падения

Важно, чтобы парашютист при отделении от ста­билизирующего парашюта сгруппировался, иначе стренга парашюта может попасть под мышку или меж­ду ног. В таком положении стабилизирующий парашют не сможет вытянуть основной ни после выдергивания кольца, ни после срабатывания страхующего прибора основного парашюта. Если оказавшийся в таком поло­жении парашютист вовремя не догадается освободить стренгу стабилизации, то спасти его сможет только страхующий прибор запасного парашюта (рис. 23).

Рис. 23. Выброска парашютистов на стабилизацию

В состав современной людской спортивной парашютной системы входят два парашюта, подвесная система с ранцем и страхующий прибор.

Основной парашют

Основной парашют во время раскрытия:
1 — медуза,
2 — стреньга,
3 — камера,
4 — крыло,
5 — слайдер,
6 — стропы,
7 — свободные концы,
8 — подвесная система и ранец

Вытяжной парашют

Мягкая медуза

По конструкции вытяжной парашют может быть с пружиной или без неё. В конструкции вытяжного парашюта находится пружина, при помощи которой он отталкивается от парашютиста и попадает в набегающий воздушный поток. В современных спортивных парашютных системах запасной парашют вводится в действие с помощью кольца, выдернув которое освобождается удерживаемый клапанами ранца вытяжной парашют с пружиной. На парашютных системах круглой формы с передним расположением запасного парашюта вытяжной парашют находится непосредственно на вершине купола и не имеет пружины.

Вытяжной парашют без пружины-состоит из капроновой ткани с малой воздухопроницаемостью и ткани большой воздухопроницаемости в плане имеет круглую форму площадью от 0,4 до 1,2 м/кв. Вытяжной парашют такого типа на сленге парашютистов называется «медуза»- укладывается чаще всего в эластичный карман расположенный в нижней части ранца. Вытяжной купол, соединена при помощи капроновой ленты выдерживающей нагрузку на разрыв более 600 кг, с камерой основного купола и основным куполом.

Камера Основного купола

Камера предназначена для укладки в него купола со стропами и системой рифления. При укладке в камеру сперва укладывают купол, затем камера зачековывается стропами. При раскрытии происходит обратный процесс сперва из резиновых сот выходят стропы, затем натянувшись открывается фартук камеры основного купола и из неё выходит купол, который под воздействием набегающего потока наполняется. Резиновые соты используются для того чтобы упорядочить процесс раскрытия купола.

Крыло

Современное крыло в русском языке часто называется куполом несмотря на его форму. Купол состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции. Наибольшее распространение получили 7- и 9-секционные купола. По форме различают прямоугольные и эллиптические. В конструкции наиболее продвинутых куполов-крыльев для уменьшения искажений формы крыла используются дополнительные косые нервюры, в этом случае количество секций возрастает до 21-27.

Ткань рипстоп нейлон при увеличении

Материал крыла: ткань F-111, или ткань рипстоп нейлон Zero Porosity.

Стропы

Стропы соединяют нижнюю оболочку крыла со свободными концами. Стропы делят на ряды A B C D. Ряд A — лобовой. К заднему ряду D крепятся стропы управления с клевантами.

Материал строп обычно микролайн. Реже толстый дакрон, который хорошо растягивается. На пилотажных куполах ставят вектран и HMA. Стропы из них тоньше, и соответственно, имеют меньшее аэродинамическое сопротивление и меньший укладочный объём.

Слайдер

В целях равномерного открытия парашюта и плавной, постепенной остановки человека с 200 км/ч до практически нулевой скорости используется устройство замедления раскрытия парашюта: слайдер. Это квадрат ткани, скользящий на люверсах по стропам. Слайдер продлевает раскрытие парашюта на 3-5 секунд, снижая перегрузки.

Свободные концы

Четыре свободных конца соединяют стропы с подвесной системой. На задних свободных концах расположены клеванты. Стропы крепятся к райзерам карабинами, или софтлинками. Часто в свободных концах вшиты гибкие трубки, антитвисты, предотвращающие заклинивание тросиков отцепки при сильной закрутке.

Запасной парашют

Предназначен для спасения жизни парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта, Перед раскрытием запасного парашюта необходимо произвести отцепку основного парашюта. Для этого на свободных концах основного купола предусмотрены замки отцепки. Наибольшее распространение получили замки КЗУ. Запасной парашют укладывают специально подготовленные укладчики запасных парашютов или сами спортсмены после прохождения программы обучения, допущенные приказом по организации к укладке индивидуальной спортивной системы.

Устройство запасного парашюта подобно конструкции основного. Однако для увеличения надежности, запасной парашют имеет ряд отличий. Вытяжной парашют в спортивной парашютной системе имеет пружину. Соединительное звено запасного парашюта с вытяжным парашютом выполнена из другого типа капроновой или нейлоновой ленты шириной 50 мм, за счёт чего даже в случае зацепления вытяжного парашюта за парашютиста или его снаряжение способна вытянуть камеру с уложенным в неё запасным куполом. Вытяжной парашют, соединительное звенои Камера запасного парашюта не имеют соединения с куполом после наполнения, что позволяет нормально наполниться куполу в случае зацепления за части ЛА, стропы или снаряжение парашютиста, что увеличивает его надёжность по сравнению с основным. Запасной парашют наполняется быстрее, благодаря особенностям укладки и конструкции, однако имеет другие полётные характеристики. Все эти отличия необходимы для увеличения надежности запасного парашюта.

Подвесная система и ранец

Ранец предназначен для укладки в него основного и запасного парашюта. Имеет раскрывающее приспособления, которые позволяет производить: ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта, ручное раскрытие запасного парашюта, автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором, принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола.

Устройства на подвесной системе

  • Отцепка и КЗУ. Позволяют отцепить основной парашют в случае его отказа или ненормальной работе. Кольцевое замковое устройство состоит из трех колец разного диаметра и петли зачековки. Чтобы отцепить основной парашют, необходимо выдернуть подушку отцепки. Подушка отцепки, или релиз, имеет два стальных троса пропускаемых по шлангам каналам к правому и левому свободному концу основного купола, на которые замыкается замок КЗУ,- закреплена на подвесной системе как правило с правой стороны с помощью текстильной застёжки. Вводится в действие обеими руками, сперва парашютист берётся за подушку левой рукой, накладывает на неё правую и энергичным движением в низ под 45 градусов выдёргивает.

  • Кольцо запасного парашюта. Вводится левой рукой сразу после отцепки основного купола. Перед вводом в действие парашютист выбрасывает энергичным движением подушку отцепки наотмашь и убеждается в отцепке основного купола.
  • Транзит RSL и MARD. Это опциональные устройства, немедленно вводящие запасной парашют после отцепки основного. В транзите RSL реализован в виде капроновой ленты, идущего от шпильки зачековки запасного парашюта к переднему свободному концу основного парашюта. Закреплен на свободным конце карабином, позволяющем быстро отключить его при приземлении на препятствия либо в условиях сильного ветра, а так же в тех случаях, когда раскрылись оба парашюта. В системах MARD улетающий основной парашют вытягивает запасной парашют, работая как огромная медуза. Наиболее известна система Skyhook RSL, широко внедряемая Биллом Бусом.

Страхующий прибор

Устройство автоматического раскрытия запасного парашюта.

Страхующий прибор предназначен для автоматического раскрытия запасного парашюта в случае, если парашютист по каким-либо причинам не смог раскрыть основной парашют. Простейшие механические приборы требуют приведения в работоспособное состояние перед каждым прыжком. Их срабатывание происходит вне зависимости от скорости снижения парашютиста на заранее определённой высоте, либо по истечении определённого промежутка времени с момента, когда парашютист покидает летательный аппарат. Более совершенные электронные приборы способны отслеживать не только высоту, на которой находится парашютист, но также и его скорость. Кроме того, в течение всего дня они автоматически отслеживают колебания атмосферного давления, чтобы исключить влияние этих колебаний на измерение высоты. Такие приборы не требуют вмешательства в их работу в течение прыжкового дня. В настоящее время наиболее распространёнными электронными страхующими приборами являются Cypres и Vigil.

ПО-16

Сентябрь 12, 2012 Нет комментариев


Парашют состоит из купола со стропами, подвесной системы, ранца, вытяжного парашюта, раскрывающегося приспособления, переносной сумки и формуляра.Купол является основной частью парашюта. Он служит несущей поверхностью и способствует уменьшению скорости снижения (на раскрытом куполе парашюта) до скорости, обеспечивающей безопасное приземление.Как уже сказано, купол может быть круглой, квадратной, треугольной или иной формы и разного размера. В советской авиации, например, применяются парашюты с куполами круглой и квадратной формы.Купол парашюта может быть шелковый или хлопчатобумажный. Купол круглой формы состоит из отдельных полотнищ, сшитых из трех или четырех клиньев. Купол квадратной формы состоит из отдельных полотнищ.В центре купола круглой формы делается круглый вырез - полюсное отверстие, служащее для уменьшения силы действия динамического удара на тело парашютиста при раскрытии купола, а также способствующее паилучшей устойчивости парашюта при спуске.Купол квадратной формы полюсного отверстия не имеет, а устойчивость парашюта при спуске обеспечивается за счет срезанных углов купола, которые создают реактивное действие купола.Площадь купола современного парашюта колеблется в зависимости от конструкции от 60 до 82,5 м2. У некоторых образцов спасательного и запасного парашюта площадь купола имеет 42,5 м2.Круглый купол главного парашюта состоит из 28 полотнищ, а запасной и спасательный парашюты из 24. Каждое полотнище имеет три или четыре клина. По числу полотнищ купол имеет стропы, служащие для соединения его со свободными концами лямок подвесной системы, к которым стропы крепятся при помощи металлических полуколец. Для изготовления строп применяется обычно шелковый или хлопчатобумажный шнур толщиной 4-6 мм, выдерживающий на разрыв 150 кг (шелковый) и 120 кг (хлопчатобумажный).В свободном состоянии длина строп от нижней кромки купола до полуколец свободных концов лямок подвесной системы может иметь от 6,45 до 6,65 м.У купола круглой формы стропы проходят внутри радиальных швов, соединяющих между собой полотнища, и образуют как бы каркас купола. У квадратных куполов стропы одним своим концом крепятся с помощью простого узла к петлям, пришитым у нижней кромки купола, а другим - к полукольцам на свободных концах лямок подвесной системы.Подвесная система, на которой крепится парашют, надевается на тело парашютиста. При раскрытии парашюта в воздухе подвесная система обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всему телу, получаемой при динамическом ударе в момент раскрытия и наполнения купола воздухом.новостройки в Киеве обладают рядом преимуществ, среди которых отсутствие проблем, которые связаны с правами собственности, так как жилье новое, всегда есть возможность перепланировки на разных этапах строительства. Кроме того наличие паркинга и новых коммуникаций, продуманной инфраструктуры.Наличие больших просторных комнат, даже двух санузлов в одной квартире, предусмотрены удобные места для установки бытовой техники — стиральной и посудомоечной машины, позволяют обеспечить комфортабельное и удобное проживание.Каждое новое здание имеет отлично налаженную работу лифтов с консьержами. В этих домах для молодых семей предусмотрено даже место для детских колясок.Новостройки в Киеве — это качественное жилье!

В отличие от круглых куполов, «крыло» имеет вы­тянутую форму - прямоугольную или эллиптическую, которая по конструкции принципиально мало отли­чается от жесткого крыла самолета. Обычно крыло не

Рис. 14. Конструкция крыла: 1- верхняя оболочка; 2 - нижняя оболочка; 3 - нервюра; 4 - лонже­роны, стрингеры: h - высота профиля; l" - размах, d - хорда

является монолитным, а состоит из двух оболочек, не­рвюр (вертикальных силовых элементов) и лонжеро­нов (продольных силовых элементов). Роль оболочек очевидна. Форма нервюр определяет профиль крыла, лонжероны (или стрингеры) обеспечивают продоль­ную прочность (рис. 14).

Составные части купола-«крыло»: две оболочки, нервюры, «уши», стропы, слайдер.

Оболочки - основные несущие поверхности купо­ла. Они изготавливаются из ткани с низкой или нуле­вой воздухопроницаемостью. В качестве лонжеронов выступают силовые ленты. Материал оболочки влияет на некоторые характеристики купола: ткань с нулевой воздухопроницаемостью (ZP-0) позволяет достигать максимально возможных летных характеристик (ско­рость, аэродинамическое качество), ткань с низкой воз­духопроницаемостью типа F-111 дает более стабильное и предсказуемое раскрытие парашюта, позволяет ис­пользовать купол большой площади при небольшой массе парашютиста и лучше подходит для планирова­ния на низких скоростях (например, при работе на точ­ность приземления). В задней части купола оболочки сшиты друг с другом, в передней части между ними есть промежуток (сопло), через который при планировании внутрь купола поступает воздух. На основных куполах-«крыло» посередине верхней оболочки имеется креп­ление для стренги вытяжного парашюта.

Нервюры - это вертикальные (иногда - наклон­ные) перемычки между оболочками. От формы нер­вюр зависит профиль крыла и его форма (рис. 15). На прямоугольных куполах все нервюры одинаковые, на эллиптических - одна или несколько нервюр по краям имеют меньшие размеры, чем центральная. Нервюры делятся на силовые и промежуточные. К си­ловым нервюрам крепятся стропы,


Рис. 15. Нервюра парашюта типа «крыло»

промежуточные всего лишь поддерживают форму профиля. Силовые нервюры делят купол на секции. При некоторых ре­жимах в разные секции купола поступает разное ко­личество воздуха, и, чтобы обеспечить равномерное распределение давления воздуха внутри купола, нервю­ры шьют из менее плотной, чем на оболочках, ткани" либо в них делают конструктивные отверстия.

Так как купол изготовлен из мягкого материала, в наполненном состоянии под напором воздуха его форма не может строго соответствовать чертежам, ис­кажения неизбежны. Можно только попытаться сде­лать их не очень значительными. Для того чтобы купол сохранял более правильный профиль, на тонкопро­фильных скоростных моделях парашютов используют косые (диагональные) нервюры. Чаще всего они пред­ставляют собой треугольные косынки, соединяющие верхнюю оболочку с нижней частью силовых нервюр, в местах крепления строп. Дополнительные косые нер­вюры, а также большее количество промежуточных нервюр, как несложно догадаться, увеличивают укла­дочный объем купола, то есть его размеры в уложен­ном виде.


Секция - части купола между двумя силовыми нер­вюрами. На большинстве куполов секция имеет одну промежуточную нервюру. На куполах с косыми нервю­рами структура секции чаще всего содержит две про­межуточные и две косые нервюры. Количество секцийзависит от удлинения купола. Современные парашю­ты с относительно небольшим удлинением делают семисекционными, с большим - девятисекционными. Существуют отдельные экземпляры, имеющие один­надцать секций. Некоторые старые образцы куполов имели 5 секций, из-за низкого аэродинамического ка­чества в настоящее время такие модели не изготавлива­ются. Косонервюрники, секции которых отличаются от обычных, называют 21- или 27-секционными, в таком обозначении секцией считают часть купола между дву­мя соседними вертикальными нервюрами, не разли­чая силовые и промежуточные.

На рис. 16 показаны варианты структуры секций. В левом столбце изображена общая схема данного клас­са куполов, в среднем - поперечный разрез, показы­вающий расположение нервюр, в правом - вид купола спереди с учетом формы сопел, частично прикрытых тканью верхней оболочки. Классический семисекци-онный купол имеет толстый профиль и большие, от­крытые сопла (рис. 16, схема а). У скоростного купола Icarus Safire (рис. 16, схема б) более тонкий профиль, его сопла частично прикрыты для улучшения аэроди­намики, оставшейся площади отверстий достаточно для забора необходимого количества воздуха. У эллип­тических скоростных куполов высшего класса Icarus Crossfire и Atair Competition Cobalt (рис. 16, схемы в, г, рис. 17) та же структура секций, но их сопла сильно закрыты для уменьшения лобового сопротивления. Еще более тонкий профиль и особую структуру сек­ций имеют косонервюрники. В традиционном опре­делении Icarus Extreme FX (рис. 16, схема д) можно назвать семисекционным, но, так как каждая секция его делится на три части, его принято называть 21-сек­ционным. Аналогично 9-секционный Atair Onyx (рис. 16, схема ё) называют 36-секционным. Купола с косыми нервюрами имеют самую совершенную аэро­динамику, тонкий и правильный профиль, очень не­большие сопла.

Сопло - отверстие в передней части секции для по-ступания воздуха внутрь купола (рис. 18). На низких скоростях планирования при небольшом встречном на­поре в купол поступает относительно немного воздуха, и парашюты, предназначенные для работы в таких ре­жимах (например, классические), имеют большие от­крытые сопла. На больших скоростях для поддержания высокого давления вполне достаточно небольших от­верстий, при этом желательно улучшить обтекаемость передней части купола, поэтому на скоростных купо­лах сопла, как правило, частично закрывают тканью верхней оболочки или дополнительными косынками из того же материала, что и оболочки (рис. 16, схемы в-е)

Рис. 16. Структура секций различных куполов: и - Parafoil (классический); б - Safire (скоростной); в - Crossfire (эллипс пысшсго класса); г - Competition Cobalt (свуперский эллипс); д - Extreme FX (21-секционный косонервюрник); е - Опух (36-секционный косонервюрник)

Рис. 17. Competition Cobalt

Рис. 18. Нервюры разных куполов:

и - классический (точностной) купол; б - скоростной тонкопрофильный купол; в - параплан (приведен для сравнения). Размерными линиями показаны размеры и расположение сопел

Для поддержания давления в скоростном куполе на низких скоростях были придуманы воздушные клапа­ны: (airlocks) (рис. 19). Они впускают воздух внутрь и ограничивают его выход наружу. Купол с клапанами труднее ввести в свал, он сохраняет устойчивость на низких скоростях и менее восприимчив к турбулент­ности встречного воздуха. Правда, такой купол слож­нее укладывать и он не сдувается после приземления, что может вызвать проблемы при сильном ветре. К тому же если купол отцепили в воздухе, он не складывается, как другие купола, и может улететь далеко. Наличие клапанов несколько увеличивает укладочный объем. И настоящее время отношение к такой доработке не­однозначно и существует лишь несколько моделей ку­полов с клапанами.

Рис. 19. Схема купола с клапанами (airlocks)

Стропы. Для поддержания необходимого профиля парашюту-«крыло» недостаточно строп только по кон­туру купола, как на круглых парашютах, поэтому его стропы равномерно распределены по всей площади купола. На рис. 20 приведена схема одного из вариан­тов крепления строп. Стропы на данной схеме при­креплены в местах пересечения линий, кроме задней кромки. К задней кромке крепятся только лучи строп управления, они показаны на схеме. К середине зад­ней кромки строп не прикрепляют. Цифрами на схеме обозначены ряды строп. Первый ряд расположен на передней кромке купола, остальные ряды равномерно распределены от «носа» до «хвоста». Большинство современных парашютов имеют четыре ряда строп. На эллиптических куполах боковые секции короче центральной, поэтому одна-две крайние нервюры, как правило, имеют только три ряда строп. По иностран­ной классификации 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ряды строп обо­значают соответственно: каскад А, В, С, D.

Рис. 20. Схема расположения строп на куполе (один из вариантов). 11ифрами обозначены ряды строп, жирными точками (а) - места креп­ления строп; б - лучи стропы управления; в - стропа управления

Парашют-«крыло» двигается, вниз за счет силы тя­жести. Сопротивление воздуха обеспечивает ему по­стоянную скорость снижения. За счет того, что купол наклонен к горизонту и отклоняет встречный воздух, возникает движение купола по горизонтали. Наклон купола обеспечивается разницей длин строп разных рядов: стропы первого ряда самые короткие, каждый последующий ряд длиннее предыдущего (рис. 21).