ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» как координатор сетевого объединения образовательных организаций Московской области, реализующих программы дополнительного профессионального образования, и оператор региональной информационной системы (РИНСИ), руководствуясь приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70340506) сообщает: с 28 августа по 10 октября 2017 года была проведена содержательная экспертиза дополнительных профессиональных программ для специалистов, работающих в сфере образования.

Основные критерии экспертной оценки :

Направленность программы на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

Согласованность цели, темы программы, ее содержания, планируемых результатов обучения, условий реализации программы, форм контроля, оценочных средств;

Актуальность, востребованность разработанной программы, ее соответствие целям и задачам модернизации образования Московской области.

Для придания содержательной экспертизе максимально объективного характера каждой дополнительной профессиональной программе повышения квалификации был присвоен шифр, эксперты получили на экспертизу дополнительную профессиональную программу повышения квалификации без указания автора (авторов) и указания образовательной организации, представляющей на экспертизу дополнительную профессиональную программу повышения квалификации. Каждая дополнительная профессиональная программа была проанализирована двумя экспертами, в удаленном доступе. В ходе экспертизы, проведенной в период с 28 августа по 10 октября т.г. по… программам были выявлены расхождения экспертных оценок, что обусловило проведение дополнительной экспертизы с привлечением третьего эксперта.

Сроки проведения содержательной экспертизы были выдержаны всеми экспертами. Результаты содержательной экспертизы (экспертные заключения) всех дополнительных профессиональных программ были предоставлены в отдел координации дополнительного профессионального образования АСОУ своевременно, до 30 сентября 2017г . в Экспертный совет для рассмотрения.

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, получившие замечания и указания экспертов на то, что они не рекомендуется к реализации, были возвращены в образовательные организации.

Результаты содержательной экспертизы:

Всего образовательных организаций, предоставивших ДПП - 25

Всего ДПП, поступивших на содержательную экспертизу - 137

Всего ДПП, не прошедших содержательную экспертизу - 10

Дополнительные профессиональные программы, успешно прошедшие содержательную экспертизу и утвержденные Экспертным советом, рекомендованы для включения в реестр дополнительных профессиональных программ для реализации с 01 января 2018 года, который утверждается Министерством образования Московской области на утверждение.

24 сентября 2018 года заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Любовь Духанина провела заседание Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей, посвященное компетенциям цифровой экономики.

В заседании приняли участие депутат Государственной Думы Сергей Боженов , председатель Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Алла Инглези , главный научный сотрудник Института проблем управления РАН Роман Мещеряков , декан факультет психологии МГУ, вице-президент Российской академии образования Юрий Зинченко , генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование», член-корреспондент РАО Александр Кондаков , координатор Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» АНО «Агентство стратегических инициатив» Олег Подольский , директора московских школ, члены Экспертного совета и приглашенные эксперты.

Александр Кондаков выступил с докладом «Разработка базовых моделей компетенций цифровой экономики». Он сообщил о ходе реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в части разработки концепции «Базовых моделей компетенций цифровой экономики». Итоговый документустанавливает систему единых требований к формированию, непрерывному и преемственному наращиванию компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека.

«Впервые модель компетенций разрабатывается исходя не из требований к выпускникам соответствующего уровня образования, а основываясь на требованиях общества, государства и рынка труда к компетенциям человека - личности и работника цифрового общества с учетом реалий Четвертой промышленной революции », - подчеркнул докладчик.

С докладом «Кадры для цифровой экономики» выступил координатор Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» АСИ Олег Подольский. «По прогнозам исследователей, 40% населения к 2024 году будет обладать цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики на достаточном уровне », - сообщил Подольский.

Затем докладчики ответили на вопросы присутствующих. Любовь Духанина, подводя итоги заседания Экспертного совета, отметила, что цифровая экономика охватывает все сферы деятельности человека, и работа над цифровыми компетенциями должна иметь опережающий характер. «Сфера образования является одной из самых передовых в плане готовности к цифровому будущему. При этом разработка цифровых компетенций должна отвечать интересам и детей, и родителей, и учителей, и потенциальных работодателей », - подчеркнула зампред Комитета по образованию.

Члены Экспертного совета приняли к сведению представленную концепцию «Базовых моделей компетенций цифровой экономики» и договорились продолжить обсуждение различных вопросов, связанных с развитием «цифровой школы».

Обсуждение «цифровых компетенций» прошло в русле поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным задачи по развитию цифровой экономики как нового уклада жизни страны и основы для развития государственного управления, бизнеса и социальной сферы. А также в рамках утвержденных Председателем Государственной Думы ФС РФ Вячеславом Володиным планов по законодательному обеспечению цифровой экономики.

Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ввел в активный словарь управленцев в сфере дополнительного образования такое понятие, как независимая оценка качества образования. Согласно статьи 95-ой Закона, независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, направленная на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

На начальном этапе внедрения положений Закона «Об образовании в Российской Федерации» реализация задач независимой оценки качества дополнительного образования представлялась как развитая система механизмов организации общественно-государственного управления образовательной организацией, предполагающая, согласно статье 26 Закона, создание таких коллегиальных органов управления в образовательных организациях, как Наблюдательный совет, Попечительский совет, Управляющий совет.

На сегодняшний день с внедрением в 2016 году Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» система механизмов организации общественно-государственного управления образовательной организацией в части независимой оценки качества дополнительных образовательных услуг отнесена к так называемой Внутренней системе оценки качества образования (или ВСОКО), которая должна быть закреплена отдельным локальным актом образовательной организации и проводиться внутренними аудиторами.

В рамках прошедшего в декабре 2017 года в Москве Четвертого всероссийского совещания работников дополнительного образования детей нас познакомили с Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей.

Основанием для разработки методических рекомендаций выступает приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 года № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и еще ряд нормативно-правовых актов:

ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;

Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 №1726;

Приказ Минобрнауки РФ от 5.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Приказ Минфина РФ от 22.07.2015 №116н «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения»;

– независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, согласно пункту 2 статьи 95 ФЗ № 273;

– и независимую оценку качества собственно дополнительных общеобразовательных программ, осуществляемую в форме общественной экспертизы.

Как отмечают разработчики методических рекомендаций, независимая оценка качества дополнительного образования, согласно Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года, является одним из механизмов развития дополнительного образования и осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг дополнительного образования детей, а также в целях повышения качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Как отмечают эксперты, на сегодняшний день экспертиза дополнительных общеобразовательных программ носит добровольный рекомендательный характер. Однако сегодня уже введена в действие типовая модель организации мероприятий по просвещению родителей в области дополнительного образования детей, в основе которой лежат результаты независимой оценки качества образования. Внесены изменения в ФЗ № 273 на основании Федерального закона № 392 о необходимости размещения результатов самооценки деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей на ресурсе bus.gov.ru

В Приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» независимая оценка качества рассматривается как источник информации для общедоступного федерального информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по вопросам дополнительного образования детей «Навигатор дополнительного образования детей», который позволяет семьям выбрать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, обеспечивает возможность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. С сентября 2018 на основе системы inLearno начал свое действие Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области.

Неотъемлемой частью введения Персонифицированного сертификата уже совсем скоро, по прогнозам экспертов, должны стать Федеральные стандарты дополнительного образования. В Новосибирской области персонифицированный сертификат, прикрепленный виртуально к Навигатору, планируется запустить к 2020 году. Выступающие на прошедших в ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» проектных сессиях в рамках ХVIII съезда работников образования «Образование Новосибирской области: стратегические приоритеты» эксперты порекомендовали нам уже сегодня учиться работать в конкурентной среде, а значит, быть готовыми к организации и проведению независимой оценки качества и предоставлению полученных результатов в открытом доступе.

Собственно реализация методических рекомендаций, в частности, предполагает формирование реестров экспертов и экспертных организаций из числа коммерческих и некоммерческих организаций, получивших государственное субсидирование на организацию и проведение независимой оценки качества дополнительного образования детей. А также создание общественного совета, комиссии по проведению независимой оценки качества. Каждая экспертная организация предлагает свой инструментарий и методики проведения независимой оценки качества.

Так, в октябре 2018 года проведена огромная работа по разработке критериев оценки качества деятельности образовательных организаций дополнительного образования города Новосибирска – как предтечи муниципальной системы независимой оценки качества дополнительных образовательных услуг – с участием экспертного сообщества системы дополнительного образования города Новосибирска.

Согласно методическим рекомендациям, по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образовательные организации должны разработать план мероприятий по улучшению качества подготовки учащихся, корректировки программ, в том числе программы развития.

Независимая оценка качества подготовки учащихся проводится по инициативе участников образовательных отношений – самих учащихся, родителей, педагогических работников, органов исполнительной власти – и предполагает оценивание результатов по итогам:

– выполнения различных тестов и заданий, сдачи нормативов.

Независимая оценка качества дополнительных общеобразовательных программ или независимая экспертиза проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования с целью определения содержания программ заявленным целям, задачам и потребностям учащихся.

Общественная экспертиза дополнительных предпрофессиональных программ проводится с учетом федеральных государственных требований.

Главное условие проведения общественной экспертизы программ – допускается сопоставление оценок только между программами одной направленности и уровня. Что, как Вы понимаете, предполагает выработку единых требований к программам с учетом поуровневого подхода.

Таким образом, сегодня можно говорить о необходимости разработки внутри каждой образовательной организации требований качественного менеджмента и образовательных результатов учащихся, и качества программно-методического обеспечения.

К примеру, мы, Центр дополнительного образования «Алые паруса», ведем эту работу уже в течение пяти лет, с момента разработки и сертификации Системы менеджмента качества учреждения, в том числе в рамках ряда Региональных инновационных и пилотных площадок, действующей на базе ЦДО «Алые паруса». И уже сегодня можем предложить как действующую методику развернутую систему проведения независимой оценки качества ЦДО «Алые паруса», включающую:

– проведение долгосрочных маркетинговых исследований запросов и удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг, предлагаемых ЦДО «Алые паруса»;

– систему проведения оценки результативности подготовки учащихся на основе адаптированных авторских методик оценивания обученности и воспитанности качеств личности учащихся;

– развернутую систему конкурсных мероприятий, в том числе разноуровневых, согласно требованию методических рекомендаций, как для учащихся, так и нацеленных на анализ соответствия программно-методического обеспечения современным требованиям;

– систему организационных мероприятий открытого характера, обеспечивающих включенность родителей в образовательный процесс, через проведение показа открытых занятий, мастер-классов и обучающих семинаров для родителей;

– модели разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и организации проектной деятельности.

Сегодня мы готовы предложить свою методическую и консалтинговую помощь по данным направлениям работы образовательным организациям города Новосибирска и Новосибирской области.

В современном стремительно меняющемся мире система образования недолго сможет оставаться прежней. По прогнозам экспертов, уже в ближайшие годы школа перестанет играть основную роль в получении детьми образования. Слишком появляется много новых знаний, компетенций, предметных областей и профессиональных специализаций.

В Институте образования ВШЭ прошел вебинар, посвященный основным принципам разработки информационного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам в рамках проекта «Организационно-аналитическое, экспертное, информационное сопровождение и мониторинг реализации мероприятий по модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, которое предусмотрено Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы».

Эксперты Института образования ВШЭ рассказали специалистам органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровня, руководителям и специалистам организаций, осуществляющих дополнительное образование детей, о разработке и функционировании информационного навигатора, а также о его использовании при организации и проведении независимой оценки качества дополнительного образования.

В последние годы в российской государственной политике особое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования. Одной из последних важных инициатив в этом направлении стал приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей».

Разнообразие и вариативность программ – это огромное преимущество системы дополнительного образования. Но они влекут за собой серьезные риски в части качества этих программ и создают непростые барьеры для выбора семьёй, ребенком той программы, которая в наибольшей степени отвечала бы его интересам и возможностям.

В государственной политике эти риски и барьеры учитываются и даже предлагаются некоторые механизмы их минимизации и преодоления.

В приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» поставлена задача создать в регионах электронные сервисы для потребителей услуг дополнительного образования, которые должны помочь им в выборе программ обучения для детей. Речь идет о сервисах-навигаторах, с помощью которых родители или сами дети могут найти интересующие их программы для получения дополнительного образования.

Самый простой вариант Навигатора: создать базу данных всех реализуемых в регионе лицензированных дополнительных общеобразовательных программ, указав адрес места их реализации, контактные данные, название, тему и направленность программы, на каких обучающихся она рассчитана (возраст, особые требования, например, к физической подготовке и др.). Можно также указать авторов программы или реализующих ее педагогов… Это уже немало. Особенно если учесть, что в регионах реализуются тысячи дополнительных общеобразовательных программ для детей, подростков и молодежи, и собрать сведения обо всех стоит немалого труда. И вот городская семья в поиске вариантов дополнительного образования для своего ребенка заходит на такой информационный портал. Набирает в поиске интересующую ее направленность, например, «танцы», и перед ней разворачивается полный список предложений. Отфильтровав его по территории доступности, семья получает перечень, например, из 5 вариантов. Все более или менее подходят под запрос. Как выбрать из них?

Можно зайти на сайт каждой организации, которые реализуют эти программы. Можно посетить каждую из этих организаций, пообщаться с педагогами и родителями… Но все это требует времени и не всегда приводит к искомой информации. Сайт может оказаться очень скудным на информацию о конкретных интересующих пользователей программах. В организации может не оказаться на месте нужных педагогов, а встреченные родители просто не захотят разговаривать.

Альтернативой всем этим реальным и виртуальным визитам могла бы стать информация о качественных характеристиках программ, размещенная всё на том же информационном портале – Навигаторе. И здесь, казалось бы, может оказаться полезным использование результатов независимой оценки качества образования, которая, согласно законодательству, в обязательном порядке должна проводиться в отношении ВСЕХ организаций, реализующих образовательные программы.

В дополнительном образовании детей отсутствуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Федеральные государственные требования (ФГТ) действуют только в отношении программ предпрофессиональной подготовки. Все это ограничивает возможности государственного контроля качества дополнительного образования… Эффективным решением этой проблемы может стать независимая оценка, учитывающая, в том числе, мнения и оценки потребителей образовательных услуг.

Однако уникальность сферы дополнительного образования детей требует специфических подходов к ее оценке. Эта специфика на сегодняшний момент не нашла достаточного отражения в федеральных нормативных правовых документах, регулирующих вопросы независимой оценки качества образования. Некоторые предложенные в этих документах показатели и индикаторы не могут быть в полной мере применены к организациям дополнительного образования детей.

Данная предложенная процедура предполагает оценивание организации в целом. Особого внимания заслуживает задача оценки качества подготовки обучающихся, которое, согласно опросам, очень сильно интересует большинство родителей.

Оценка качества образовательных результатов, достижений обучающихся в дополнительном образовании – непростая и неоднозначная задача. Из-за отсутствия ФГОС и ограниченности влияния ФГТ, которые задают определенные требования и к условиям, и к результатам только дополнительных предпрофессиональных программ, огромный спектр дополнительных общеобразовательных программ остается за рамками этих нормативов. Как оценить образовательные результаты, полученные детьми при их освоении?

В дополнительном предпрофессиональном образовании (музыкальных, спортивных школах, например) наработан богатый опыт проведения оценки достижений обучающихся. Этот опыт можно и нужно использовать в отношении оценки результатов обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

Использование результатов независимой оценки в сервисах Навигатора по программам дополнительного образования для детей сделают такую оценку реальным и практичным инструментом и для потребителей образовательных услуг, и для руководителей образовательных систем и организаций, и даже для самих педагогов дополнительного образования.

Навигатор может стать сервисом, не только представляющим результаты независимой оценки, но и ресурсом, позволяющим привлекать родителей к участию в оценке. Встроенные интерактивные сервисы, механизмы обратной связи обеспечат качественное и недорогое проведение оценочных процедур, их прозрачность и клиентоориентированность оценки.

Механизмы включения результатов независимой оценки в информационную базу Навигатора и использования обратной связи для проведения оценки качества программ дополнительного образования детей в настоящее время предложены Институтом образования ВШЭ. Данная модель проходит этап технической разработки как один из модулей Навигатора, разрабатываемого компанией «Образовательные технологии» (www.inlearno.ru).

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ , специалистов органов управления образованием.

Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее .

"Управление в высшем образовании " - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования , способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.