Предлагаем в тексте и в аудио несколько очерков русского вещания радио «Голос Турции» об истории и нравах самого знаменитого восточного гарема в новой истории - гарема османских султанов в Стамбуле..

Напомним, гарем первоначально располагался в Изразцовом павильоне отдельно от дворца, а со времени султана Сулеймана, с середины 16 века, был перенесен непосредственно во дворец Топкапи (Топкапы) – офис и резиденцию султана. (Переноса добилась небезызвестная украинка Роксолана (Хюррем), ставшая самой влиятельной наложницей за всю историю гарема турецких султанов).

Позднее, когда османские султаны покинули Топкапи в пользу новых стамбульских дворцов в европейском стиле - Долмабахче и Йылдыз, то наложницы последовали за ними.

Гарем - современное состояние как части музея в бывшем дворце турецких султанов Топкапи в Стамбуле.

Гарем - современное состояние как части музея в бывшем дворце турецких султанов Топкапи в Стамбуле. На заднем плане пролив Босфор, на переднем - стена двора бывшего гарема.

Кадр турецкого национального телерадиовещания TRT.

Прежде чем перейти к тексту турецкого первоисточника, несколько важных примечаний.

Когда знакомишься с этим обзором о гаремной жизни, переданном иновещанием «Голоса Турции», обращаешь внимание на некоторые противоречия .

Временами в обзоре подчеркивается почти тюремная строгость, в которой жили люди гарема, окружавшие султана, а временами, наоборот, говорится о довольно либеральных нравах. Это несоответствие вызвано тем, что на протяжении почти 500-летнего существования султанского двора в Стамбуле нравы при османском дворе изменялись , обычно в сторону смягчения. Это касалось и жизни простых наложниц, и принцев — братьев султанов.

В XV веке, в период завоевания турками Константинополя (Стамбула) и некоторое время позднее, братья султанов обычно заканчивали свою жизнь от удавки, накинутой евнухами по приказу удачливого брата, ставшего султаном . (Шелковая удавка использовалась, т.к. пролитие крови царственной особы считалось предосудительным).

Так, например, султан Мехмед III после своего восшествия на престол приказал задушить 19 своих братьев, став рекордсменом по количеству.

А вообще этот обычай, бывший в ходу и раньше, официально санкционировал покоритель Константинополя султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) с целью уберечь империю от междоусобиц. Мехмед II указывал: «Ради благополучия государства один из моих сыновей, которому бог дарует султанат, может приговорить братьев к смерти. Это право имеет одобрение большинства юристов» .

Позднее ряд султанов стали сохранять жизнь своим братьям, запирая их в т.н. «золотую клетку» — изолированные покои в султанском дворце Топкапы, рядом с гаремом. К 19 веку нравы либерализовались еще больше, и «клетка» постепенно была отменена.

Либерализация, как уже говорилось, затронула и наложниц гарема. Наложницы первоначально были рабынями, иногда доставленными во дворец прямо с невольничьего базара , иногда подаренные султану — бесправными, находящимися во власти правителя. Если они не рожали султану наследников, то их либо перепродавали, либо после кончины повелителя отправляли в т.н. старый гарем (за пределами основного дворца Топкапы), где они доживали свои дни в забвении.

Так вот, с либерализацией нравов эти наложницы в поздний период существования Османской империи превратились в свободных женщин, поступавших в гарем с согласия родителей с целью сделать карьеру . Наложниц больше не могли перепродать, они могли покинуть гарем, выйти замуж, получив особняк и денежное вознаграждение от султана.

И, конечно, были забыты случаи старины, когда наложниц за провинности просто сбрасывали из дворца в мешке в пролив Босфор .

Говоря о «карьере наложниц» напомним, что стамбульские султаны (за исключением султана Сулеймана, женившегося на Роксолане) никогда не женились, наложницы были их семьей. Но обо всем этом в материале из первоисточника (слушайте также и аудиофайл ниже).

  • аудио файл №1

«Девушки в парандже и без», или откуда исследователи черпают информацию о гареме турецких султанов

«С XV века стали появляться рассказы европейцев об османском дворце. Правда, гарем долгое время оставался запретным местом, куда европейцы проникать не могли. В гареме жили наложницы и дети султана. Гарем в султанском дворце называли «даруссаде» (darussade), что в переводе с арабского означает «врата счастья» . (Арабское слово «harem» — значит «запретное». Прим. сайт).

Обитательницы гарема имели крайне ограниченные связи с внешним миром. Все они проводили жизнь в четырех стенах. Кстати из-за того, что султанские наложницы не покидали пределов дворца, до начала XIX века, т.е. до восшествия на престол Махмуда II, наложницы не покрывали свою голову паранджой. Закрывать свою голову на мусульманский манер они начали именно с этого периода, когда им стали позволять покидать пределы дворца, участвовать в пикниках . Со временем наложниц даже стали вывозить за пределы Стамбула в султанский дворец в Эдирне. Разумеется, при этом женщины полностью покрывали свое лицо, дабы никто не мог их узреть.

Евнухи, служившие в гареме, принимали весьма строгие меры для недопущения проникновения посторонних в эту святая святых султанского дворца. До поры до времени именно евнухи были людьми, которые могли хоть что-то рассказать о гареме. Однако евнухи этого не делали и уносили свои тайны в могилу. Особые предосторожности принимались и при фиксировании того, что было связано с хозяйственной жизнью гарема. К примеру, имена наложниц почти никогда в этих документах не упоминались. Лишь при обнародовании султанского указа при создании того или иного благотворительного фонда могли упоминаться имена наложниц, которых султан назначал, так сказать, «председателями правления этих фондов» .

Так что документов, проливавших свет на жизнь в султанском гареме, имелось крайне мало. Лишь после низложения в 1908 году султана Абдул Хамида II в гарем стали допускать посторонних людей. Однако и их заметок оказалось недостаточно для полного снятия завесы с тайн, касавшихся гарема. Что же касается заметок, написанных до 1909 года, то вряд ли их можно считать чем-то достоверным, ибо авторы заметок были вынуждены довольствоваться лишь слухами, часто весьма невероятными. Не осталось, естественно, никаких изображений наложниц. Историки располагают лишь заметками супруг западных послов, а подлинность имеющихся в музее султанского дворца Топкапы изображений султанских наложниц весьма сомнительна .

До поры до времени султанский дворец, окруженный высокими стенами, тщательно охранялся. В еще большей степени охранялся гарем. Сюда было практически невозможно проникнуть. Охрану гарема осуществляли евнухи. Придводные не могли смотреть в лица наложниц, если приходилось вести с ними разговор. Собственно, придворные при всем своем желании не могли это делать, ибо эти разговоры велись только из-за занавески . (Но наложницы вельмож на различных праздничных церемониях и свадьбах представали перед султаном с непокрытой головой). Более того, даже евнухи при входе в гаремное помещение должны были оповещать о своем приходе громким возгласом «дестур!» . (Буквально возглас означает «дорогу!» Прим. сайт).Тайное проникновение во дворец, не говоря уже о гареме, было делом невозможным. Это притом, что территория дворца была довольно обширной. Вам может показаться, что султанский гарем был своего рода тюрьмой. Однако это было не совсем так .

Наложницы султанского гарема: от рабыни к статусу свободной

При упоминании гарема на ум приходят наложницы, бывшие, по сути, рабынями. Институт рабства появился, как известно, на заре человечества. Занимались торговлей рабами и арабы. В т.ч. и в доисламский период. Пророк Мухаммед не отменил этого института. Тем не менее, в исламский период рабы, состоявшие, в основном, из пленных могли обретать свободу различными способами. В аббасидский период в Багдаде находился самый крупный на Востоке невольничий рынок. Более того, аббасидские халифы взимали дань с некоторых областей не деньгами, а рабам и . (Аббасиды — вторая династия арабских халифов. У них служили предки османов — сельджуки. После аббасидских халифов именно османские султаны стали халифами правоверных, поэтому османы привыкли оглядываться на традиции аббасидского двора . Прим. сайт).

В соответствии с исламским правом хозяин раба мог использовать его как вещь со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, пророк Мухаммед говорил, что рабам надо давать пищу и одежду из того, что имеется в доме, и не подвергать рабов мучениям. Именно поэтому мусульмане хорошо обращались с рабами. (Так в тексте «Голоса Турции» Прим. сайт) . Помимо этого освобождение раба считалось большим благодеянием. Пророк Мухаммед говорил, что мусульманин, отпустивший на волю раба, избавится от кошмаров ада. Именно поэтому османские султаны дарили своим наложницам приданное, даже особняки. Наложницам, отпущенным на волю, также дарились деньги, недвижимость и различные дорогие подарки.

Самых красивых рабынь в османские времена определяли в гаремы. Прежде всего, в султанские . А остальных продавали на невольничьих рынках. Бытовал такой обычай преподнесения султану наложниц визирями, другими вельможами, султанскими сестрами.

Девушек набирали из числа рабынь, происходивших из разных стран. В XIX веке работорговля в Османской империи была запрещена. Однако после этого представители различных кавказских народов сами стали отдавать девушек в султанский гарем .

Число наложниц в султанском гареме стало увеличиваться с XV века, с правления султана Мехмеда II Завоевателя.

Исходя из вышесказанного, матерями султанов становились наложницы иностранного происхождения. Правила гаремом и контролировала гаремную жизнь именно мать султана. Наложницы, рожавшие султану сыновей, достигали элитного положения. Естественно, что большая часть наложниц превращалась в обычных служанок .

Любимицами султанов, наложницами с которыми султаны встречались постоянно, становились немногие. О судьбе остальных султаны ничего не ведали.

Со временем в султанских гаремах сформировались три группы наложниц:

В первую группу входили уже немолодые по меркам тех времен женщины;

В две другие группы входили юные наложницы. Они проходили в гареме обучение. При этом в обучение брали самых умных и красивых девочек, которых учили грамоте, правилам поведения в султанском дворце. Подразумевалось, что девочки из этой группы со временем могут стать матерями будущих султанов. Девочек, отбиравшихся во вторую группу, помимо всего прочего, обучали искусству флирта. Связано это было с тем, что наложниц по истечении определенного периода времени могли выводить из гарема и снова продавать;

И в третью группу входили самые дорогие и самые красивые наложницы — одалиски. Девушки из этой группы обслуживали не только султанов, но и принцев . (Слово «odalık» — («одалиска») переводится с турецкого довольно тривиально — «горничная». Прим. сайт).

Наложницам, поступавшим во дворец, прежде всего давали новое имя. Большая часть этих имен была персидского происхождения. Имена давались девушкам исходя из их характера, облика, особенностей. В качестве примера имен наложниц можем привести: Маджамаль (луноликая), Нергидезада (девушка, похожая на нарцисс), Нергинелек (ангелочек), Чешмира (девушка с красивыми глазами), Назлуджамаль (кокетливая) . Для того чтобы эти имена знали все в гареме, имя девушки вышивали на ее тюрбане. Естественно, что наложниц обучали турецкому языку. Среди наложниц существовала иерархия, зависевшая также от срока пребывания в гареме.

О «девширме» и султанах — вечных холостяках

Одна из особенностей османской империи — беспрерывная власть одной и той же династии. Бейлик, созданный Осман-беем в XII веке, затем превратился в империю, которая просуществовала до XX века. И все это время османским государством правили представители одной и той же династии .

До превращения османского государства в империю его властители женились на дочерях других туркменских беев или христианских вельмож и владык. Поначалу такие браки заключались с христианками, а затем с мусульманками .

Так что до XV века у султанов были и законные жены, и наложницы. Однако с усилением могущества османского государства, султаны перестали видеть необходимость заключения брака с иностранными принцессами. С той поры османский род стали продолжать дети рабынь-наложниц .

Во времена аббасидского халифата из рабов создавалась придворная гвардия, которая была гораздо преданнее властителю, нежели представители других местных родов. В османский период этот подход был расширен и углублен. Христианских мальчиков обращали в ислам, после чего юные новообращенные служили одному лишь султану. Система эта носила название «девширме» . (По системе «девширме» (букв. «devşirme переводится как «сбор», но не «налог кровью» — как часто переводят на русский) набирали рекрутов в полки «янычар», но только самые талантливые мальчики попадали на обучение в султанский дворец для подготовки к военной или гражданской службе, остальные до совершеннолетия отдавались в турецкие семьи регионов вокруг Стамбула. Затем этих уже отуреченных и принявших ислам молодых людей определяли на гражданскую службу султану или в армию. Прим. сайт). Действовать означенная система начала в XIV веке. За последующие сто лет эта система настолько укрепилась и расширилась, что обращенные в ислам христианские юноши заняли все места в государственной и военной иерархии османской империи. Так оно продолжилось и впредь.

Наиболее одаренных новообращенных воспитывали при султанском дворе. Такая система гражданского дворцового обучения называлась «эндерун». Притом, что эти люди официально считались рабами султана, их положение отличалось от положения рабов, так сказать, «классического типа». Точно также особым статусом пользовались наложницы, набиравшиеся из христианок. Система их воспитания была схожа с системой «девширме» .

Примечательно, что последнее усиление влияние обращенных в ислам инородцев привело к тому, что в XV веке мужчины-девширме стали занимать не только все военные, но и все важнейшие государственные должности, а девушки-девширме из обычных наложниц стали превращаться в лиц, роль которых в дворцовых и государственных делах все более повышалась.

Одной из версий причин перехода османских султанов на жизнь с одними лишь наложницами в Европе называлось нежелание повторить горькую и позорную судьбу султана Баязида I. Однако эта версия была далека от истины. В 1402 году при Анкаре состоялась битва, в которой османские войска были разбиты войсками Тимура. Султан Баязид попал в плен, в плен к Тимуру попала и жена Баязида — сербская принцесса Мария, которую Тимур превратил в свою рабыню. В результате Баязид покончил с собой. (Победа Тимура, известного также как Тамерлан, замедлила расширение Османской империи и отстрочила падение Константинополя и Византии на несколько поколений (более 100 лет). Прим. сайт).

История эта была впервые описана знаменитым английским драматургом Кристофером Марло, в написанной им в 1592 году пьесе «Великий Тимурленг». Однако какова доля истины в том, что именно эта история заставила османских султанов перестать брать себе жен, полностью перейдя на наложниц? Английский профессор Лесли Пирс считает, что отказ от официальных династических браков был связан с явным снижением их политического значения для османских султанов в XV веке. К тому же традиционная для мусульман гаремная традиция взяла свое. Ведь аббасидские халифы (за исключением первых) также были детьми гаремных наложниц.

В то же время, как свидетельствует история, рассказанная дочерью султана Абдул Хамида II, правившего в последней трети XIX века (до 1908 года), к концу XIX века в Стамбуле стало широко распространятся одноженство. У Абдул Хамида II была одна любимая наложница, отличавшаяся хладностью чувств. В конце концов, султан понял, что любви наложницы ему не видать, и отдал ее в жены одному священнослужителю, подарив ей особняк . Правда, на протяжении первых 5 послесвадебных дней султан держал мужа своей бывшей наложницы во дворце, не отпуская его домой.

XIX век. Больше свободы для наложниц султанского гарема

Статус наложницы в гареме зависел от степени приближенности к султану. Если наложнице, а тем более самым любимым султанским наложницам — одалискам, удавалось родить султану сына, то статус счастливицы немедленно повышался до уровня султанской женщины .

А если сын наложницы в будущем становился еще и султаном, то эта женщина брала в свои руки управление гаремом, а подчас и всем дворцом.

Наложниц, которым не удавалось попасть в разряд одалисок, со временем выдавали замуж, обеспечивая при этом приданным. Мужьями султанских наложниц становились, по большей части, высокопоставленные вельможи или их сыновья. Так правивший в 18 веке османский властитель Абдул Хамил I предложил в жены сыну своего первого визиря одну свою наложницу, бывшую близкой султану с детских лет.

Наложницы, которые не становились одалисками, но в то же время работали в гареме служанками и воспитательницами более юных наложниц, могли покинуть гарем по истечении 9-ти лет. Однако часто бывало, что наложницы просто не желали покидать привычных стен и оказываться в незнакомых условиях. С другой стороны, наложницы, желавшие покинуть гарем и выйти замуж до истечения положенных девяти лет, могли обратиться с соответствующим заявлением к своему повелителю, т. е. султану .

В основном такие ходатайства удовлетворялись, причем и этим наложницам предоставлялись приданное и дом за пределами дворца. Наложницам, покидавшим дворец, давали бриллиантовый комплект, золотые часы, ткани, а также все, что требовалось для обустройства дома. Этим наложницам выплачивалось и регулярное пособие. Означенные женщины пользовались в обществе уважением и назывались дворцовыми .

Из дворцовых архивов мы узнаем, что пенсии выплачивались подчас и детям бывших наложниц. В общем, султаны делали все, чтобы их бывшие наложницы не испытывали материальных трудностей.

До XIX века наложницам, передавшимся в пользование наследным принцам, запрещалось рожать . Первым разрешил наложнице родить наследный принц Абдул Хамид, ставший после восшествия на престол султаном Абдул Хамидом I. Правда, ввиду того, что наложница родила дочку, последнюю до восшествия Абдул Хамида на престол воспитывали за пределами дворца. Так что девочка смогла вернуться во дворец уже в ранге принцессы.

В дворцовых архивах сохранилось много документов повествующих о романах между наследными принцами и султанскими наложницами. Так, когда будущему Мурату V было 13-14 лет, он находился в дворцовой плотницкой, в этот момент сюда вошла наложница. Мальчик жутко растерялся, однако наложница сказала, что ему нечего стесняться и что у него в распоряжении 5-10 минут, которыми он должен воспользоваться в надлежащих целях .

Бывало, что наложницы заводили романы даже с евнухами . При всей проблематичности этих романов. Более того, случалось, что евнухи убивали друг друга из-за чувства ревности.

На поздних этапах существования Османской империи случались романы между наложницами и заходившими в гарем музыкантами, воспитателями, живописцами. Чаще всего такие любовные истории происходили между наложницами и учителями музыки . Иногда старшие по рангу наложницы-воспитательницы закрывали глаза на романы, иногда нет. Так что вовсе не случайно, что в XIX веке несколько наложниц были выданы замуж за известных музыкантов.

Имеются в архивах и записи, касающиеся любовных историй между наложницами и юношами, обращенными в ислам, а вслед за этим определенными во дворец для воспитания и обучения .

Случались подобные истории и между наложницами и иностранцами, по тем или иным причинам приглашавшимися для работы во дворец . Так в конце XIX века произошла трагическая история. Один итальянский художник был приглашен для разрисовки части султанского дворца Йылдыз. За художником наблюдали наложницы. (Дворец Йылдыз («Звезда»), построенный в европейском стиле, был второй султанской резиденцией, построенной по европейским образцам — после дворца Долмабахче. Йылдыз и Долмабахче разительно отличались от старинной резиденции султанов — дворца Топкапи, сооруженного в восточном стиле. Топкапы был покинут последними османскими султанами, переехавшим сначала в Долмабахче, а затем в Йылдыз. Прим. сайт).

Спустя некоторое время между одной из наложниц и художником возникла любовная связь. Воспитательница, узнавшая об этом, заявила о греховности связи мусульманки с неверным. После этого несчастная наложница покончила с собой, бросившись в печь .

В жизни наложниц происходило немало подобных трагических историй. Однако случалось, что такие истории не завершались трагично и прелюбодействующих наложниц просто изгоняли из дворца .

Изгнанию подвергались и наложницы, совершившие тот или иной серьезный проступок . Однако в любом случае наложниц не бросали на произвол судьбы. Так оно произошло, к примеру, в конце XIX века. Как-то три наложницы развлекали султана Абдул Хамида II, когда он работал в столярной мастерской (все султаны имели различные хобби). В один прекрасный день одна наложница приревновала другую к султану и подожгла мастерскую. Пожар удалось потушить. Все три наложницы отказались признать вину, однако, в конце концов, дворцовой страже удалось выявить виновницу пожара. Султан простил ревнивицу, которой все же пришлось покинуть дворец. Тем не менее, девушке выплачивалось жалование из дворцовой казны .

Роксолана-Хюррем — «железная леди» гарема

Хюррем — одна из наиболее известных султанских наложниц, которая в свое время оказывала сильное влияние на османскую политику. Хюррем сначала стала любимой женщиной султана, а потом матерью его наследника. Можно сказать, что карьера Хюррем была великолепной .

В османские времена бытовала практика отправки наследных принцев в провинцию губернаторами с целью получения будущими султанами навыков в управлении государством. При этом с наследными принцами в определенный для них округ отправлялись и их матери. Документы свидетельствуют, что принцы испытывали к своим матерям большое почтение, и то, что матери получали жалование, превышавшее жалование принцев. Сулейман — будущий султан Сулейман Великолепный в XVI веке в свою бытность наследным принцем был отправлен губернаторствовать в (город) Маниссу .

В тот период одна из его наложниц Махидевран, бывшая то ли албанкой, то ли черкешенкой, родила ему сына. После рождения сына Махидевран получила статус главной женщины .

В возрасте 26 лет Сулейман взошел на престол. Спустя некоторое время в гарем поступила наложница из Западной Украины, входившей тогда в состав Польши. Звали это наложницу, веселую красивую девушку, Роксоланой. В гареме ей дали имя Хюррем (Хуррем), что в переводе с персидского означает «веселая» .

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Махидевран, мать наследного принца Мустафы, стала ревновать Хюррем . О ссоре произошедшей между Махидевран и Хюррем пишет венецианский посол: «Махидевран оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее, султан вызвал Хюррем и выслушал ее. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она еще мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей».

Спустя год после прихода в гарем Хюррем родила сына. Вслед за этим она родила пять детей, в том числе одну девочку. Так что на Хюррем не распространилось гаремное правило, согласно которому одна наложница могла родить султану лишь одного сына. Султан был очень влюблен в Хюррем, поэтому он отказывался от встреч с другими наложницами .

В один прекрасный день один губернатор прислал султану в подарок двух красивых русских наложниц. После прибытия этих наложниц в гарем Хюррем устроила истерику. В результате эти русские наложницы были отданы в другие гаремы. Это еще один из примеров того, как Сулейман Великолепный нарушал традиции во имя любви к Хюррем .

Когда старшему сыну Мустафе исполнилось 18 лет, его отправили губернатором в Маниссу. Вместе с ним была отправлена и Махидевран. Что же касается Хюррем, то она нарушила еще одну традицию: она не отправилась вслед за своим сыновьями в места, куда они были назначены губернаторами, хотя другие наложницы, родившие султану сыновей, по-прежнему отправлялись с ними. Хюррем же просто навещала своих сыновей .

После удаления Махидевран из дворца главной женщиной гарема стала Хюррем. Также Хюррем стала первой в османской империей наложницей, с которой султан заключил брак . После смерти султанской матери Хамсе Хюррем полностью взяла в свои руки власть над гаремом. В последующие 25 лет она повелевала султаном как хотела, став самой сильной личностью во дворце .

Хюррем, как и другие наложницы, имевшие от султана сыновей, делала все для того, чтобы именно ее сын (а вернее один из них) стал наследником престола. Ей удалось подорвать доверие султана к наследному принцу Мустафе , которого очень любили в народе и который пользовался большой любовью янычар. Хюррем удалось убедить султана, что Мустафа собирается свергнуть его. Махидевран постоянно следила за тем, чтобы ее сына не отравили. Она понимала, что вокруг плетутся заговоры, цель которых устранение Мустафы. Однако ей не удалось предотвратить казнь своего сына . После этого она стала жить в (городе) Бурсе, пребывая в нищете. От бедности ее избавила лишь кончина Хюррем.

Сулейман Великолепный, поводивший большую часть в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем . Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем. Последняя стала для него главным советником.

Еще одной жертвой Хюррем стал главный визирь — садразам Ибрагим-Паша, тоже некогда бывший невольником. Это был человек, служивший султану еше с Маниссы и женатый на сестре Сулеймана Великолепного. Более того, из-за козней Хюррем был убит еще один верный приближенный султана — Кара-Ахмет Паша. Помогали Хюррем в ее интригах ее дочь Михримах и ее муж, хорват по происхождению, Рустем-Паша .

Хюррем умерла раньше Сулеймана. Ей не удалось увидеть восшествие на престол своего сына. Хюррем вошла в османскую историю как самая могущественная наложница », передавала станция в своих очерках по истории Турции.(Сын Сулеймана от Махидевран — Мустафа был задушен по приказу Сулеймана, т.к. султану было внушено, что Мустафа готовит измену. После кончины Роксоланы-Хюррем прошли годы, когда скончавшемуся Сулейману наследовал его сын от Хюррем — Селим, прославившийся сочинительством стихов, а также пьянством . В османской истории он теперь фигурирует под прозвищем Селим Пьяница. Всего Роксолана родила Сулейману пятерых детей, вкл. четырех сыновей, но только Селим пережил отца . Первый сын Роксоланы Мехмед (годы жизни 1521-1543) умер в молодом возрасте, как и самый младший — сын Джангир (1533-1553); еще один сын Роксоланы — Баязид (1525-1562) был казнен по указу отца после того, как в ходе вражды со своим родным братом — принцем Селимом (который и стал позднее султаном), скрылся во враждебный османам Иран, но затем был выдан обратно. Усыпальница Роксоланы находится в стамбульской мечети Сулеймание . Прим. сайт).

Эта серия очерков была передана турецким государственным иновещанием Радио «Голос Турции» на протяжении зимы-весны 2007 года, его русской редакцией. В данной публикации приведена расшифровка текстов очерков от 02/01/2007; 16/01/2007; 23/01/2007; 30/01/2007; 27/02/2007; Подзаголовки к очеркам расставлены Portalostranah.

Какими были условия жизни наложниц в гареме султанов Османской империи, рассказывает Александра Шутко - кандидат искусствоведения, автор исследований «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».

МИФ ПЕРВЫЙ О необъятности гаремов и групповом сексе

По возвращении домой европейские послы рассказывали о султанском гареме, который переполнен красавицами со всего мира. Согласно их сведениям, у Сулеймана Великолепного было более 300 наложниц. Еще больше женщин якобы имели его сын Селим II и внук Мурад III - у того было 100 детей.

Однако амбарные книги дворца Топкапы содержат точную информацию о расходах на содержание гарема. Они свидетельствуют, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году было 167 женщин, у Селима II - 73, у Мурада III - около 150. Интимные отношения султаны имели далеко не со всеми, а в круг семьи входило только 3-4 % от общего количества наложниц: фаворитки и матери детей.

Так, Сулейман Великолепный с 1530-х годов жил в моногамном браке с . Это был прецедент, ведь по законам ислама османы могли иметь четырех официальных жен и неограниченное число наложниц (любовниц). После Роксоланы султаны женились на наложницах еще почти столетие. Селим II большую часть жизни был верен жене - гречанке Нурбану. Фавориткой Мурада III и матерью его пятерых детей была албанка Сафие.

До 15 века султаны заключали браки только с женщинами благородного происхождения: христианскими принцессами и дочерьми лидеров тюркских племен.

«Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr «Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Императорский зал в гареме дворца Топкапы. Фото: Dan / Flickr

Миф второй о бесцельной и развратной жизни наложниц

Гарем был не домом разврата, а сложным механизмом сосуществования султанской семьи. Самый низкий уровень занимали новенькие рабыни - аджемы . Их подбирала валиде - мать султана, которая традиционно возглавляла гарем. Аджем размещали в общих комнатах под опекой опытных служанок.

Из плена крымских татар и османских пиратов брали девушек до 14 лет. Потом долгое время их учили в гаремной школе: читать Коран на арабском, писать на османском, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, шить и вышивать. Главные условия на кастинге: юный возраст, красота, здоровье и целомудрие - обязательно.

О дисциплине в гареме свидетельствует арабская вязь, которой украшены стены комнат и коридоров Топкапы. Гиды по ошибке утверждают, что это строки любовной поэзии. На самом деле - это суры Корана. Так, над резными мраморными воротами написано: «О, те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете миром их обитателей. Так лучше для вас» . (Сура Ан-Нур, 27).

За эти двери в женские покои не имел права зайти ни один мужчина, кроме султана и слуг-евнухов. Это были преимущественно африканцы, которых кастрировали египетские христиане во время прохождения караванов с рабами. Закон запрещал это делать мусульманам. Пророк Магомет сказал: «В исламе кастрация возможна только в форме поста».

Арабская каллиграфия на витраже в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на стенах в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на двери в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr

Миф третий о невыносимом рабстве в султанском гареме

Жизнь наложниц кардинально отличалось от рабского труда на плантации. «Все рабы имели на удивление много свободного времени, которым могли распоряжаться по своему усмотрению, свободу слова и действий внутри гарема» , - отмечает американская исследовательница турецкого происхождения Аслы Санджар.

Османские вельможи мечтали о женитьбе на султанской наложнице. Во-первых, это были самые красивые женщины в империи, отобранные для владыки среди многих порабощенных народов Европы и Азии. Во-вторых, они имели прекрасное воспитание, были обучены этикету и уважительному отношению к мужу. В-третьих, это было бы высшей милостью султана и началом карьерного роста на государственных должностях.

Такое бракосочетание было возможным для наложниц, которые не имели интимных отношений с султаном. Таких через 9 лет освобождали от рабства и наделяли большим приданым: домом, золотыми украшениями и пенсией, то есть регулярными выплатами из дворцовой казны.

Список служанок султанского гарема. Фото предоставлено Александрой Шутко

Миф четвертый о смертной казни за мелкие нарушения

На Западе любили страшные истории о том, как непослушных наложниц зашивали в кожаные мешки и бросали из окон гарема в Босфор. Поговаривали, будто дно пролива усеяно костями девушек. Но тот, кто бывал в Стамбуле, знает, что дворец Топкапы построен на достаточном расстоянии от воды. В наше время не подтвердилась и гипотеза о существовании подземного тоннеля до Босфора.

За проступки наложницам назначали мягкие наказания - содержание в подвале или избиение палкой по пятам. Самое страшное - удаление из гарема. Так было с наложницей Селима I Грозного, которая имела несносный характер и затевала драки с другими девушками. Беременную от султана (уникальный случай!), ее выдали замуж за приближенного пашу.

Кизляр-ага, старший евнух султана Абдул-Хамида II, 1912 год. Источник: Wikipedia

Миф пятый как детей султана забирали у матерей-рабынь

Дети султана от рабынь были полноправными членами султанской династии. Сыновья становились преемниками престола. После смерти отца старший или самый ловкий из них получал власть, а его мать - самый высокий для женщин Османской империи титул валиде-султан . Новый правитель имел законное право казнить братьев, чтобы предотвратить разрушительную для государства борьбу за трон. Этого правила безоговорочно придерживались до 17 века.

Дочери султана от наложниц имели титул султаны . Брак с ними мог быть только моногамным. Зятьям императора приходилось отказываться от других жен и наложниц: султана была единственной повелительницей в доме. Интимная жизнь полностью контролировалось высокородной женой. Муж мог войти в спальню только с разрешения жены, а после не ложился, а «вползал» на ложе.

Дочери султана имели право разводиться и снова выходить замуж. Рекорд установила Фатьма, дочь Ахмеда I, которая меняла мужчин 12 раз. Одних казнил отец, другие погибали на войне или умирали от болезней. Тогда говорили, что жениться на Фатиме-султан - это бросаться в объятия беды.

«Одалиска». Художник Мариано Фортуни 1861 год.

О том, как жили первые османские султаны известно не так много. Турецкие учёные по сей день, буквально, по крупицам собирают информацию о самих правителях, их ближайших родственниках, женах и т.д.

Чем больше времени проходит, тем сложнее отыскать правдивую инфорацию, касающуюся первых османов.

Так, до сих пор точно не известно, сколько жён и детей имели первые правители – Осман и его сын Орхан. Однако, согласно обнаруженным историческим данным можно предположить, как именно происходило заключение браков в раннем османском бейлике.

Известно, что племя Османа было не таким сильным, в следствие чего соседние государства не желали выдавать своих знатных девушек за сыновей султана. Мужчинам приходилось выбирать между соседними племенами, а так же некоторыми христинскими народами, с которыми либо велась война, либо же наоборот – были добрососедские отношения.

Как мы знаем, мусульманин имеет прав иметь четыре жены, однако в условиях, когда брак – это, порою, единственная возможность заключить мирный союз, такое ограничение весьма проблематично.

Соответственно, было принято решение, брать чужестранок в свой гарем, предоставляя женщинам все те же права, что и официальным жёнам, с которыми был заключён никях.

Один из европейских учёных, увлекающийся историей османской империи – А.Д. Олдерсон утверждает, что Орхан, сын Османа, имел в своём гареме 6 женщин. Все они были женщинами знатного происхождения: часть из них были византийками, в том числе дочь византийского императора Иоанна VI, одна – дочерью сербского короля Стефана и две местные женщины, в том числе двоюродная сестра по дяде.

Таким образом, гаремы были необходимостью, которая позже стала традиций. По мере роста империи, в гаремах становилось всё больше женщин, причем большинство из них приезжали не по собственной воле, как в случае с семьёй Орхана, а привозились из военных походов и были пленницами.
Но, как мы знаем, у каждой такой рабыни был шанс всё же стать госпожой.

Султану нужны были только девственницы?

Во дворец Топкапы попадали девушки с разных концов планеты. Отовсюду, куда доходило османское войско, воины привозили в Турцию женщин разного происхождения и возраста. Были среди них и богатые купчихи, и бедные крестьянки, и знатные дамы, и безродные девки.

Однако в гарем султана попадала далеко не каждая. Девушек для правителя выбирали сразу по нескольким критериям, помимо красоты. Это и здоровое тело, здоровые зубы, красивые волосы и ногти. Очень ценились светлые девушки, с русыми волосами и незагорелой кожей.

Фигура так же была важна – рабыня не должна была быть слишком худой или полной. Ценилась тонкая талия и широкие бёдра, небольшой животик, а вот размер груди особо никого не волновал.

Изучив хорошенько девушек на невольничьем рынке, отбирали самых лучших. Их отправляли на обследование к врачу, где ещё раз проверяли здоровье, а так же девственность. Последний параметр был особенно важен, ведь каждая из рабынь могла в последующем стать наложницей султана.

Да, для султана была важна чистота женщины. Несмотря на то, что рабыня – далеко не законная жена, основным её предназначением оставалось рождение наследника. Как и любой восточный мужчина с горячим темпераментом, султан не мог допустить возможности связи с ранее использованной девушкой.

Более того, девушкам приходилось держать в тайне даже то, что, живя на Родине, они были помолвлены или влюблены. Следовало сохранять видимость, что султан – единственный мужчина, интересующий своих наложниц.

Однако помимо девственниц в гарем брали и женщин более старшего возраста, либо молодых, но уже живших семейной жизнью. Они были нужны для хозяйственных работ, уборки, готовки еды.

Были ли в гареме султана не девственницы?

Девушки для гарема султана отбирались тщательным образом. Важны были не только красота, но ум и умение подать себя. Разумеется, были определенные стандарты, которым должна соответствовать наложница. Эти стандарты были общеизвестными, так что если к работорговцам попадала подходящая девушка, они уже знали, кому её предложить.

Как правило, отбирали девушек не старше 14 лет. Хюррем попала в гарем в 15 лет – и это довольно поздно, по этой причине и ходит множество слухов вокруг её жизни до Сулеймана. Но в гарем она попала уже обученная всему необходимому, именно поэтому так быстро и оказалась на хельвете у молодого султана.

Но вернемся к наложницам. Чаще всего то были совсем юные девочки, из которых «лепили» то, что нравится султану. Но так же известно, что были женщины и более старшего возраста, и даже те, кто уже бывал замужем и имел детей.

Разумеется, они не подходили для покоев султана, но все же оставались во дворце в качестве прачек, служанок и поварих.

Однако есть некоторые данные, что все же несколько султанских наложниц, попав во дворец, уже были не девственницами.

Так, например, предполагается, что Сафие Султан изначально принадлежала знатному паше, а потом была передана Мураду II, так как очень понравилась султану.

Так же известно, что и Селим I украл у сефивидского шаха Исмаила одну из его жен – Таджлу, которая оставалась в османском гареме несколько лет, но позже все же была отдана за одного из политических деятелей.

Гаремы были не только у мусульман, но и у православных князей

В народе сложилось мнение, что гаремы – исконно восточная традиция. Предполагается, что полигамия свойственна лишь мусульманам, а у христиан никогда подобного не практиковалось.

Однако, подобное утверждение в корне не верно. Ещё в Библии мы встречаем строки о царе Соломоне, в которых говорится «…и было у него 700 жен и 300 наложниц…». Вообще, царь Соломон считается богатейшим человеком за всю историю существования Земли, так что он вполне мог позволить себе содержание такого огромного количества женщин.
Что касается именно Руси, то здесь моногамия стала прививаться лишь после крещения, и заняло это не одно столетие.
Известно, что князь Владимир своим сладострастием мог бы помериться с любым османским Султаном.

У Владимира было несколько официальных жен: Рогнеда, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей; так же была супруга – гречанка по национальности, родившая сына; были жены из Чехии и Болгарии. Кроме того, по 300-500 наложниц Белгороде и Брестове. Так же известно, что на этом Владимир не останавливался. Он вполне мог указать на любую понравившуюся ему девушку, и ту незамедлительно отводили в его покои.

После крещения Руси Владимир утихомирился. Он распустил свой гарем и даже развёлся с женами, оставив лишь одну из них. Остальных же выдал замуж за своих ближайших соратников.

Самой же Руси потребовалось ещё немало времени, что бы покончить со своим «похотливым» прошлым. Даже спустя несколько столетий многие крестьяне продолжали практиковать полигамные браки, хотя церковь их и не венчала.

Права рабынь в гареме

Несмотря на то, что в обществе сложился стереотип, утверждающий, что на востоке женщина – существо бесправное, в реальности это далеко не так. Разумеется, мы не берем в обсуждение такие страны, как, например, Афганистан, где от религии осталось лишь название.

Если изучить историю развитых мусульманских государств, то становится очевидным, что к женщине там отношение весьма высокопарное. Да, имеются свои особенности, которые европейцу кажутся то ли чудачеством, то ли безнравственностью, но следует понимать, что это совершенно иные законы жизни.

Например, взять хотя бы гаремы. Гарем султана – место, где сотни женщин, собранных под одной крышей, дожидаются своей очереди провести ночь у повелителя. Некоторые ждали годами, и так и оставались ни с чем.

Однако не все так ужасно. Девушки, не попавшие к султану, выдавались замуж за знатных пашей, они обеспечивались богатым преданным. И, более того, при желании могли развестись и даже попроситься обратно в гарем, в качестве служанки или калфы, например.

Каждая девушка получала образование. За годы жизни в гареме она скапливала неплохое состояние, ведь всем выплачивалось жалование.

Дело в том, что мусульманин, не зависимо от положения, беря в свое владение женщину, брал так же на себя обязательства по её содержанию. Он должен был одевать её, вкусно кормить, хорошо относиться.

И, между тем, мусульманин не мог взять свой гарем любую женщину. Либо это должна была быть законная супруга, либо пленница, захваченная на войне. Христианка, иудейка не могла попасть в гарем, будучи свободной женщиной.

И, кстати, рабыни гарема так же могли общаться и со своими родственниками. Это не запрещалось, а даже наоборот – поощрялось. Ислам не одобряет разрыв родственных связей, так что девушки вполне могли вести переписку с родственниками.

Положение рабыни, забеременевшей от Султана

Пределом мечтаний каждой девушки, живущей в султанском гареме, было рождение правителю ребёнка. Беременность открывала перед рабынями совершенно новые возможности, повышала их статус и условия проживания Хотя о девушках гарема и без того заботились самым лучшим образом.

Тем не менее, рабыни мечтали попасть на хельвет. Для этого пускали вход любые ухищрения и даже подкуп евнухов. Надо отметить, что последние имели весьма неплохой доход с девушек гарема.

Однако в гарем наложницы попадали не в хаотичном порядке, а в соответствии с тем, какая из них способна зачать ребёнка. Каждая девушка должна была вести календарь, где отмечала свой менструальный цикл и его особенности. Если султан вызывал к себе девушку не преднамеренно, а на усмотрение, например, евнуха или Валиде, то в покои к нему отправляли ту, у которой, по подсчётам, овуляция.

Через некоторое время, если наложница сообщала о менструальной задержке, её отводили к врачу, который, по результатам осмотра сообщал, есть ли беременность.

В случае, если рабыня оказывалась беременна, её селили в отдельных покоях. От султана и Валиде она получала подарки и украшения, а в помощь ей давалась служанка.

Сами роды же не редко происходили в присутствии нескольких повитух, врач мужского пола мог общаться с роженицей и отдавать указания лишь через ширму.

О беременной фаворитке заботились наилучшим образом. Сама же девушка молилась о том, чтобы родить султану сына, то есть шахзаде. Девочек в правящей семье любили ничуть не меньше, однако рождение сына выводило рабыню на иную ступень. Мальчик мог участвовать в борьбе за трон. Правда, если эта борьба претерпевала поражение, то шахзаде, как правило, ждала смерть. Но об этом старались не думать.

Почему рабыни спали в одной комнате

Топкапы – это огромный дворцовый комплекс, размер территории которого сравним с небольшим городком. Главный дворец Топкапы был весьма функционален. Здесь располагалась и резиденция правящего султана, и кухня, и гарем. Последний-то и вызывал большего всего интереса, как у самих турков, так и у гостей столицы.

В разное время в гареме насчитывалось до нескольких сотен рабынь. И лишь некоторые из них имели привилегированное положение, всем остальным же приходилось довольствоваться меньшим.

Так, лишь фаворитки султана проживали в собственных покоях. Остальные же спали в одном большом зале. Здесь они и трапезничали, и проводили часы досуга, и даже отмечали праздники.

В сериале Великолепный Век была показана та самая большая комната, где протекала жизнь наложниц. Однако возникает вопрос, по какой причине все девушки жили вместе?

Причин на то было несколько. Во-первых, так было менее затратно в плане благоустройства и отопления.

Но более важно было то, что так было проще следить за рабынями. Калфы и евнухи должны были контролировать всё, что делают наложницы. Правила поведения в гареме были весьма строгими, так что требовался постоянный присмотр. Не дай Бог, наложница совершила бы какой-то непристойный поступок. За это жизнью мог бы поплатиться даже дежурный по гарему.

Если бы у девушек были отдельные комнаты, уследить за ними было бы куда сложнее. Участились бы кражи и ссоры, наложницы, почувствовав свободу, могли бы не бояться связи с евнухами и слугами мужского пола.
Подобных проблем никто не желал. Так что быт рабынь обустраивали, как проще.

Спали ли Султаны с чернокожими рабынями

Первоначальная функция гарема заключалась в продлении рода правящего султана. Каждый повелитель должен был иметь, как минимум, около десяти сыновей, дабы обеспечить себя наследниками.

К сожалению, большое количество шахзаде в итоге приводило к борьбе между ними, и даже братоубийству. Но, видимо, что б братьям не было так обидно убивать друг друга, было введено правило: «Одна наложница – один сын».

Наложница султана могла быть любой национальности. Долгое время на османском престоле восседали светловолосые правителя, рожденные от славянок и европеек. Но со временем в моду вошли черкешенки, и султаны «потемнели».

Тем не менее в гареме никогда не было чернокожих наложниц. То есть в качестве служанок они использовались весьма успешно, так как были выносливыми и неприхотливыми, а вот в покои султана попасть им не было суждено.

Разумеется, дело было именно в престолонаследии. На османский престол не мог взойти чернокожий султан.

Да и вообще негритянки воспринимались турецкими мужчинами как нечто экзотичное, но совершенно несимпатичное. Турки с древних времен испытывали вожделение и интерес к светлокожим и светловолосым женщинам.

Но, разумеется, исключать того, что изредка султаны все же спали с чернокожими женщинами, исключать нельзя.
Кстати, что касается турецких сериалов о правлении султанов, то в Великолепном Веке негритянок мы не увидели, а вот в империи Кёсем нам все же показали, какое место они занимали в иерархии гарема.

Почему мужчины мечтали жениться на девушке из гарема

Как известно, гарем султана мог насчитывать от нескольких десятков до несколько сотен молодых и прекрасных девушек. Сюда привозили рабынь со всего мира, каждая из которых отличалась не только красотой, но умом и многими талантами.
Казалось бы, если султан вкладывает столько средств на то, что бы его рабыни были самыми лучшими женщинами страны, то и принадлежать они могут исключительно ему самому. Но в этом вопросе не всё так однозначно.

Действительно, в воспитание наложниц вкладывали достаточно много усилий, а на содержание – средств. Но при этом далеко не каждой рабыне перепадала удача попасть в покои султана на хельвет, а уж родить наследника – вообще счастье.

Вот и оставались десятки молодых здоровых женщин, что называется, не удел. Единицам суждено было стать фаворитками, остальные же коротали дни за учёбой, шитьём, уроками музыки.

Вечно такая праздная жизнь продолжаться не могла. К 19-20 годам девушка подходила к тому порогу, когда она уже считалась не молодой. Да –да, на то период девочки созревали к 13-15 годам. В этом возрасте они вполне могли зачинать детей и уже прекрасно справлялись с родами.

В итоге выходило, что десятки девушек «преклонного» возраста просто жили во дворце, без всякой пользы или выгоды. При этом, каждая была умна, образованна, умела играть на музыкальных инструментах, прекрасно танцевала, готовила – ну и вообще, чудо, а не женщина.

Что делать с таким чудом? Единственный выход – отдавать замуж. Как не странно, женихи за такой красавицей выстраивались в очередь. При этом даже не смотрели, девственница ли девушка. Даже если она когда-то была с султаном, но оказалась не в фаворе, для неё всё равно находился жених.

Более того, замуж могли отдавать даже тех наложниц, кто родил султану ребёнка, но тому, скажем так, не была суждена долгая жизнь. Эти девушки так же находили своё семейное счастье вне стен дворца.

Почему жизнь в гареме вам показалась бы адом

В народе бытует ложное мнение о том, жизнь в гареме для женщины была сплошным наслаждением. Никаких забот, вокруг заботливые евнухи – а ты знай себе, кушай сладкий лукум, да удовлетворяй султана, если он вообще вспомнит о тебе, ведь таких, как ты – сотни.

Однако именно последний факт, зачастую, приводил к кровопролитным событиям в гареме. Как не странно, но для рабынь султана главной целью жизни было попасть на хельвет к правителю. Казалось бы, есть все шансы по-тихому отсидеться в гареме, а через 9 лет удачно выйти замуж за какого-нибудь богатого пашу – но нет, наложниц данная перспектива мало устраивала.

Девушки вели ожесточенную борьбу за внимание правителя. Каждая хотела стать его фавориткой и родить наследника, ну или, на худой конец, девочку.

В чем причина столь необузданного желания стать султаншей? Ведь далеко не каждый правитель был красавчиком, а многие так вообще – не только красотой не отличались, но еще и имели массу пагубных привычек – алкоголизм, опиумная зависимость, а некоторые так вообще были умственно отсталыми.

Очевидно, большинство женщин привлекали возможные перспективы. Правда вот почему – то мало кого заботила дальнейшая судьба их детей. Ведь во дворце действовал закон Фатиха, который позволял султану убить всех наследников мужского пола, дабы избавить страну от возможных волнений.

Так или иначе, но женщины использовали все возможности, дабы привлечь к себе внимание. Соперниц же устраняли самыми жестокими способами – отравляли, душили, наводили порчу и прочее.

Согласитесь, весьма сомнительное удовольствие коротать свою жизнь в подобных условиях. Но желающие все равно находились.

В каких случаях наложница могла стать свободной

Зрители Великолепного Века помнят о том, что Сулейман даровал Хюррем свободу, а после женился на ней, сделав её своей законной супругой. На самом деле, подобная практика до Сулеймана была настолько редкой, что о подобных случаях ходят лишь легенды. Это потомки Сулеймана стали один за другим заключать браки, а предки к подобному относились с большим скептицизмом.

Тем не менее, наложница все же могла получить долгожданную свободу и стать независимой женщиной.

Наверняка вы уже догадались, что для этого требовалось. Да, родить султану сына. Однако только этого было мало. Дальше было необходимо дождаться, пока султан покинет этот мир. Отдаст Богу душу, иными словами.

Лишь после смерти своего господина наложница становилась свободной. А вот если её ребенок умирал во младенчестве, а султан все еще был жив, здоров и дело его процветало, она все так же оставалась рабыней.

Явный пример подобных ситуаций – Махидевран и Гюльфем. Как мы знаем, обе потеряли своих детей ещё при жизни султана, так и не получив свободы.

Однако, все это лишь в теории выглядит довольно просто. На деле же выходило так, что после смерти султана, его наложницы, родившие сыновей, не только не получали свободы, но еще и высылались в Старый дворец, не имея возможности видеть своих детей, которые тем временем годами жили в кафесах – золотых клетках.
Лишь немногим рабыням удавалось дожить до того момента, когда сыновья становились султанами. Тогда их с почестями возвращали в столичный дворец, где отныне они были свободны и управляли гаремом.

Реальное положение наложниц в султанских гаремах

Султанские дворцы окутаны множеством тайн, о большинстве из которых не принято вспоминать в турецком обществе. Многое, из того, что известно о быте людей средневекового османского государство, храниться, что называется, за семью печатями. И лишь потомки самих султанов, их придворных и служащих знают о том, как на самом деле жили люди того времени.

Эти истории передаются из поколение в поколение. Их не принято распространять и предавать огласки. Однако мы всё равно с каждым днём узнаём всё больше фактов.

Так, один из самых главных вопросов, волнующих людей современности – как на самом деле жили наложницы в гареме? Во всём мире бытует мнение, что гарем – это некое место разврата и пошлости, где султаны удовлетворяли свою похоть.

Однако на самом деле гарем совершенно не правильно сравнивать с каким-нибудь борделем. В действительности в гареме могли проживать до нескольких сотен женщин одновременно. Это были молодые девушки, которые попадали сюда, как правило, в возрасте 13-15 лет. И если вы сейчас подумали о растлении малолетних, то вы ошиблись.

В средние века, как известно, женщины взрослели раньше. К 15 годам девушка была готова заводить семью и становиться матерью. А в гареме к этому возрасту девушек обучали всему необходимому, что-бы не только уметь ублажать мужчину, но и быть полноценным членом общества.

Девушек обучали языку, грамоте различным навыкам. И к тому времени, как обучение заканчивалось, рабыни настолько привыкали к своему положению, что многие даже и не думали о другой жизни для себя.

К девушкам из гарема относились довольно внимательно, заботясь об их душевном и физическом состоянии. Их прекрасно кормили, одевали в лучшие наряды, дарили украшения. Ведь любая из них была потенциальной фавориткой султана, способной родить шахзаде.

Но были в таком времяпрепровождении и свои минусы. Первое – это огромная конкуренция. А как следствие – постоянные интриги, конфликты, расправы.

При этом за поведением девушек следили довольно строго. Любая оплошность могла привести к удручающим последствиям, вплоть до жестокого наказания.

Что же могло стать причиной гнева надзирателей, роль которых выполняли евнухи и калфы? Любая ссора, не дай Бог – драка, неуважительный взгляд, громкий смех. Да-да, хохотать и громко веселиться во дворце было строжайше запрещено. Причём не только девушкам и слугам, но даже членам султанской семьи.

Что касается тех девушек, которым повезло родить султану ребёнка, то их жизнь была чуть более интересной. Однако, везло далеко не каждой. Плюс существовало правило, согласно которому после рождения сына рабыня больше не могла посещать покои правителя. Лишь единицам удавалось занять значимое место в сердце султана и быть чем-то большим, чем «инкубатор» для вынашивания шахзаде.

Одним словом, участь девушек гарема была не самой завидной. Живя в роскоши, каждая из них была ограничена в собственной воле. Птицы в одной большой золотой клетке.

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании гарема? Красивые девушки, сидящие на софах и пьющие шербет, сауны, где наложницы натирают себя ароматическими смесями, дорогие украшения, битва, в которой сотни красавиц сражаются за внимание повелителя. Это место, пропитанное негой, очарованием, соблазном, женскими флюидами и ароматом мускуса.

Пока мы изо всех сил соревнуемся с мужчинами за равные права, иногда забывая о своей сути, женщины востока относятся к мужчине как к повелителю. Они пользуются древними техниками, которые услаждают мужчин и надолго превращают их в рабов любви.

Предлагаю перенестись на несколько веков назад, во времена процветания Великой Османской Империи и посмотреть на жизнь гарема изнутри. Давайте приоткроем завесу тайны и возьмем несколько уроков подготовки к близости и развития привлекательности у наложниц султана.

Охраняемый рай

Слово «гарем» означает тайное, недоступное и закрытое. Действительно, место, где обитали наложницы и жены султана, было закрыто для всех, кроме избранных членов султанской семьи.

Турецкий летописец Дурсун-Бей однажды написал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».

Самым знаменитым гаремом был дворец Сераль, расположенный в Стамбуле. Он состоял из 400 просторных комнат, где проживало более двух тысяч наложниц. Дворец был размером с небольшой город в окружении высоких стен. Обитательницей этого рая могла стать только настоящая красавица, прошедшая строгий отбор.

Кастинг

В гарем султана никогда не попадали случайные девушки. Существовал специальный план, согласно которому выбиралось определенное количество блондинок и брюнеток. Больше всего восточные падишахи ценили бедра и талию. Идеальным соотношением считалось 2/3 (талия/бедра).

Разница между объемом талии и бедер должна была составлять около тридцати сантиметров. А вот груди и рост девушек были второстепенными показателями. В особом почете была славянская красота.

Девушек отбирали не только по внешним критериям. Будущая наложница должна была быть умна. Кандидатки, которым посчастливилось попасть в гарем, проходили тщательный медицинский осмотр.

Курсы соблазнения

Девушки, отобранные для служения султану, проходили специальное двухлетнее обучение. Учили их калфы - старые, умудренные опытом рабыни. Будущие наложницы учили язык, основы Корана, литературу, поэзию, каллиграфию.

Изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам. Одалиски досконально изучали придворный этикет, учились подавать кофе и сладости, набивать трубку и вести беседы с султаном.

На втором году обучения жительницы гарема изучали искусство ухода за собой. Готовили маски и специальные ароматические составы, наносили макияж. Учились правильно одеваться и подбирать украшения.

Все девушки изучали танец «Ракс шархи». Это нечто среднее между танцем живота и стриптизом. Этот танец возбуждал любовное настроение и желание султана.

Затем они осваивали тонкости интимной гимнастики, которую мы называем вумбилдингом. По окончанию обучения, каждая девушка проходила экзамен. Помимо танцев, стихосложения и правил этикета в экзамен входило несколько очень пикантных упражнений.

Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.

Упражнение второе: танец «Ракс шархи». В чашу наливали 100 мл окрашенной жидкости. Девушка впрыскивала жидкость в свое лоно и танцевала. Танец длился в течение получаса. За это время будущая одалиска не должна была потерять ни капли жидкости.

Если все испытания были пройдены успешно, она становилась законной жительницей гарема.

По Золотому пути

Недостаточно было просто попасть в гарем. Можно пробыть там несколько лет и так и не удосужиться приглашения в султанскую спальню. Перед султаном ежедневно красовались сотни прекраснейших, соблазнительных девушек. Но удача улыбалась лишь немногим. Чтобы обратить на себя внимание падишаха, наложницы тщательно ухаживали за собой. Одевали самые красивые платья, по несколько часов в день тратили на макияж. Тренировали походку и осанку, учились соблазнять одним только взглядом.

Если падишаху приглянулась одна из рабынь, она получала приглашение в султанские покои. Девушки очень старательно готовились к интимной близости с султаном, ведь от их умений зависело, повезет ли им снова. Путь от общей спальни до покоя повелителя назывался Золотым. Чтобы пройти по нему, девушка проходила целый ряд ритуалов красоты.

Хамам

Одним из самых главных ритуалов ухода за собой для наложниц являлся поход в хамам (баню). Девушки купались в воде, настоянной на лепестках гибискуса и фиалок. Это средство не только смягчало кожу, но и наполняло ее тонким ароматом. Затем на волосы и кожу наносилась маска из глины.

Перед походом в сауну девушки удаляли волосы со всех частей тела с помощью специального крема. В его состав входили яйца, мед и лимонный сок.

В те времена пилинг восточным женщинам заменяло кесе. Распаренную кожу наложницы массировали жесткой шелковой варежкой. Такая процедура позволяла удалить омертвевшие клетки кожи и делала ее мягкой, как у ребенка.

Тело, достойное султана

После мытья мылом волосы становились жесткими. Чтобы смягчить их, османские красавицы использовали крем для волос из цветов мальвы. Во дворец ежегодно доставлялись сотни килограммов этих цветов.

Восточные красавицы тщательно ухаживали за своими волосами. Готовили маски из хны и перемолотой скорлупы грецких орехов. После такой маски шевелюра росла очень быстро.

Чтобы тела наложниц оставались упругими и молодыми, на их кожу наносили маски из глины с настоями цветов и трав.

После тщательного купания распаренное тело девушки готово к массажу. Специально обученные служанки расслабляли мышцы и тела наложниц в преддверии ночи любви.

Распаренная кожа быстро затвердевает и морщится. Поэтому кожу девушек после хамама намазывали маслами. В оливковое или кунжутное масло добавляли несколько капель ароматического масла. Летом обычно добавляли масло фиалки или розы, а зимой - гвоздики.

Перед сном красавицы умывались розовой водой. Она смягчает кожу и разглаживает морщинки. Масло турецкой розы до сих пор используют при изготовлении элитной косметики.

Макияж

Перед походом в опочивальню султана, наложницы наносили макияж. Особое внимание уделялось глазам. Чтобы глаза поразили сердце падишаха с первого взгляда, девушки рисовали стрелки сурьмой с примесью золы. Чтобы придать губам алый оттенок, восточные женщины жевали бетель - пасту с перцем, известью и семенами льна. Освежить дыхание накануне ночи помогали палочки корицы.

Распалить желание избалованного женским вниманием султана было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах одалисок узоры. Ими покрывали кисти рук, лодыжки, заднюю часть шеи или ключицы. Иногда их наносили на нижнюю часть поясницы или под пупок, рисуя тропинку к удовольствию.

В отличие от христианства, в исламской религии удовольствие от интимной близости не считалось грехом. Но Коран запрещал анальный, групповой и однополые отношения. Поэтому, представляемые многими европейцами оргии и лесбийские утехи между скучающими наложницами, скорее всего, были сказочной выдумкой.

Благодаря сериалу «Великолепный век» женщины получили возможность с головой погрузиться в восточные сказки о любви, коварстве и романтике. В телевизионной картине можно встретить огромное количество красивых женщин и мужественных мужчин. Под влиянием увиденного одна молодая жительница Москвы уехала в Турцию, где вышла замуж за местного парня, а затем поступила в один из ВУЗов Стамбула. Учась в этом университете она наткнулась на удивительные документы, в которых детально описывалась методика подготовки наложниц для жизни в гареме султана. Москвичка поделилась и с нами этими секретами.

Университет находится на территории Старого дворца, в котором в период Средних веков обучали женщин для гарема. Среди них были и те, кого готовили для султана Сулеймана Первого – одного из главных действующих лиц сериала «Великолепный век». Русской девушке очень захотелось познакомиться с этими древними документами и узнать их тайны. После их изучения было выяснено, что в сериале присутствует большое количество выдумок и мифов. Сделано это всё, разумеется, для улучшения сюжета.

Особенности жизни наложниц

В реальной жизни в гареме царила самая настоящая скукота. Но женщины делали всё возможное, чтобы оставаться стройными и прекрасными на как можно много лет вперёд. Для них разработали целые комплексы умеренных физических нагрузок и питания. С помощью этих мер сама москвичка лишилась 10 кг. лишнего веса. Слово гарем можно перевести на наш язык как «запрет, табу, охраняемая зона». В него мог заходить только султан и евнух. Это была специальная вип-зона для женщин с салонами красоты, фитнес-центрами и прочими полезными местами для прекрасных дам. Естественно, в средневековом формате, без современных аппаратов.

Документы указывают на то, что существовал хорошо продуманный план по наполнению женщинами гарема. Их не просто везли со всей империи или захватывали в плен при набегах. Статистика показывает, что примерно 87% женщин были брюнетками, блондинок было меньше. А что касается рыжеволосых, то их не было ВООБЩЕ. В Средние века такие дамы считались нечистыми.

Секреты тонкой талии

Рост девушки при определении в гарем почти совсем не учитывался. Основное требование, которое к ним предъявлялось – быть стройными. Султан в первую очередь обращал внимание на талию и бёдра. Грудь почти так же не ценилась, как и рост. Лучшая разница между бёдрами и талией описывается как 2/3. Это примерно соответствует современному идеалу 60/90. Гарем султана насчитывал примерно 500 комнат и большой парк. В карете могла ездить только любимая жена монарха.

Остальные ходили пешком, что было первым занятием по средневековому фитнесу. Ежедневно устраивалось состязание: в руке убегающей девушки был платок, другие наложницы её ловили. Кому удавалось поймать платок, та выбиралась королевой дня. Победительнице полагались массаж и остальные привилегии. Это было шикарной наградой, поскольку такие процедуры делались тем женщинам, кто готовился провести ночь с султаном. В бане к тому же не могло поместиться огромное количество народу, ведь в гареме могли жить больше 1000 человек.

Молодая? Танцуй, пока можешь

Танцев было много. Наложницы танцевали до тех пор, пока оркестр в прямом смысле не падал от огромной усталости. Документы ясно свидетельствуют, что женщины разучивали примерно 20 типов разных танцев. При этом все они были с нагрузками.

Как во время репетиций, так и в танце перед султаном наложницы имели на себе тяжёлые браслеты на лодыжках и запястьях. Также на них могли быть надеты ожерелья. Иногда в руках девушки держали гранаты, апельсины и прочие фрукты. Если танцевать в таком наряде пару раз в неделю – это гарантирует незабываемый эффект.

Ещё одним типом физических нагрузок было плавание. В гареме насчитывалось 3 больших бассейна. В XV столетии уже присутствовали первые элементы аэробики в воде: наложницы становились парами и занимались растяжками. Именно возле бассейна султан наблюдал за своими жёнами и выбирал себе ту, которая будет ночью его ублажать. Танцы, плавание, бег не были сверхэнергозатратными упражнениями. Поэтому и эффективность их была на высоком уровне.

Правило семи трапез

Исторические документы, найденные в университете Стамбула, гласят, что наложницы в гареме 7 раз в сутки принимали пищу. Это была лучшая диета того времени:

  1. натощак утром выпивался айран, который в Османской империи чаще всего подавался в солёном виде;
  2. на завтрак были фрукты, овощи, вареные яйца, курица и снова айран. Но только теперь в него добавлялась зелень;
  3. кофе. Этот напиток в Средние века был не просто напитком элиты, женщины почти не могли его пить. Исключением были как раз наложницы султана. Непременными спутниками кофе были изюм с финиками;
  4. на обед обязательно ели чечевичный или овощной суп. К столу подавались маслины, мясо, тонкие рулеты из лаваша, начинкой которых были зелень с брынзой;
  5. обед с осьминогами и прочими морепродуктами. И опять овощи, маслины, брынза. Стоит обратить внимание, что количество употребляемой пищи строго дозировалось. Девушке было нельзя съедать более 250 гр. за один приём. Поэтому ели они из маленьких тарелок;
  6. на ужин в основном были фрукты. А для той счастливой, которая шла в спальню к султану, был разрешён кофе;
  7. на ночь выпивался стакан айрана с измельчённой в него зеленью.

А вот со сладким было несладко. Выпечка полагалась той девушке, которая проводила ночь со своим повелителем. И ела она её в первой половине дня. Поскольку не все наложницы бывали с султаном, то и выпечку они могли не есть годами.

Защита от беременности в гареме

Отдельно нужно сказать о методах контрацепции в гареме. Не все наложницы султана имели право рожать детей. По крайней мере в определённый промежуток времени. Дело в том, что все мальчики, родившиеся как от главной жены, так и от наложниц, имели право претендовать на престол. В первую очередь стать султаном мог самый старший сын, остальные могли претендовать на роль правителя в порядке старшинства.

Поэтому контроль рождаемости был очень важен в политических целях, чтобы избежать в будущем возможных междоусобиц между претендентами на трон. В те далёкие времена использовались достаточно малоэффективные средства контрацепции. Ими были отвары и гомеопатические мази. Так, стоит упомянуть оливковое и кедровое масла, соли свинца. Последний вариант представлял ещё большую угрозу здоровью.

Для предотвращения беременности применялись тампоны, сделанные из мякоти граната и хлопка. Они были пропитаны некоторыми наркотическими средствами, в том числе гашишем. Совсем необычным способом контрацепции наложниц гарема было применение… смеси экскрементов зверей, ушной серы и капусты (!!!). Этот поистине адский метод очень часто приводил к самым тяжёлым последствиям.

Были и другие тампоны против беременности. Они были сделаны из (и опять присядем) хлопка, мёда и навоза крокодилов. Существовали и мужские методы контрацепции. Причём они отличались более высокой эффективностью. Например, были презервативы, сделанные из кишок животных и рыбьей кожи. Менее действенным было использование эфирных масел и сока лука, которыми обрабатывали половой орган султана.

Крайне радикальным методом предохранения от беременности было удаление у наложницы матки и яичников. Это гарантировало 100% защиту от рождения детей. Но такие случаи были не особо распространёнными. И поэтому почти всегда после ночи с султаном жена или наложница беременели.

Особенности национальной кухни

Кухня Турции лучше всего пригодится тем людям, которые хотят сбросить лишний вес. Ведь все продукты готовятся на оливковом масле и используется лишь диетическое мясо – курятина, баранина, телятина. Овощи с салатами ни в коем случае нельзя заправлять майонезом. Вместо них лучше всего использовать оливковое масло, сок лимона, небольшую порцию уксуса. Полезны для здоровья овощи, чем больше их – тем лучше. Обратите внимание, в частности, на запечённые баклажаны, которые были изобретены для султанского гарема. В современной турецкой кухне очень ценится йогурт, в котором могут готовить мясные блюда. В наши дни кроме этой полезной пищи и водных процедур улучшить сексуальную жизнь женщины может Женская Виагра, заказать этот удивительный препарат Вы можете на сайте нашей онлайн-аптеки.