Человек — существо, животное. Но его отличает от других живых существ наличие разума, умение мыслить и совершать Как же он обрел эти способности? И как он стал их использовать? Что такое разум человека?

Как появился разум

Человек обрел разум благодаря труду, как обычно принято говорить. Некоторые могут поспорить о том, как, держа в руках палку и пытаясь из нее что-либо соорудить, человек мог развиться до нынешнего уровня?

Человек развивался лишь в одну сторону — для облегчения выживания в земных условиях. Пытаясь приспособиться к земной жизни, человек начал обращаться к своему разуму. Он сумел использовать его для достижения успехов в использовании даров природы и тем самым научился создавать блага. Человек нашел путь к выживанию не через врожденные рефлексы, а логически выполняя свои действия. Со временем это позволило ему осознать, что его разум способен на большее. И так появился удивительный мир на Земле благодаря разуму человека.

Но если человек — высокоразвитое существо, то почему он не может побороть свои первородные инстинкты, взять верх над своими пороками? Сейчас человеку не нужно защищать свою жизнь от хищников и окружающей среды. Но теперь он ищет пути спасения от самого себя.

Что такое разум человека в духовном плане? Значит ли это, что он развивается односторонне? Или мы просто не в силах расстаться со своими инстинктами и первобытными нуждами, из-за чего развитие разума, кроме как на приспособление к удовлетворению своих потребностей, невозможно?

Из этих размышлений можно сделать вывод о том, что труд не создавал разум человека, а только помог развить.

Мозг — источник разума?

Этот орган был создан природой для регулирования функций в организме. Он помогает ориентироваться в окружающей среде, хранит и использует врожденные инстинкты, и он сравним с библиотекой, которая хранит множество книг с информацией. Мозг подчинен чувствам, рефлексам, эмоциям, но не является чистым разумом и не функционирует как орган, образующий его.

Но у других животных отсутствует возможность мышления, ведь у них недостаточно развит мозг. Тогда как это объяснить?

Этот орган помогает ответить на вопрос, что такое разум человека в биологическом смысле. Совместно со всеми нашими ощущениями — инстинктами, эмоциями, раздражениями — он является составной частью нашего разума. И часто человек совершает поступки, руководствуясь не своим высокоразвитым интеллектом, а чувствами и эмоциями, которые у каждого индивидуально развиты в большей или меньшей мере.

Развитие личности

С древних времен люди считали сознание божественным даром. Поэтому многие философы придерживались религиозных убеждений. То есть они их придерживались не потому, что становились философами. Это религия учила их размышлять. За одним вопросом следует ряд прочих размышлений. Некоторые считали, что каждая великая мысль, которая пришла им в голову, была ниспослана Богом. Что можно отмечать в такой религии, как буддизм.

Что такое разум человека? Высокого развития личности может достигнуть не каждый человек. Она тесно связана с интеллектом, но овладеть ею непросто. Личность — следующая ступень после развития разума. Она тоже является частью сознания, разума.

Интеллект отвечает за логическую деятельность, воспринимает и обрабатывает информацию. А личность — это связь принципов, идей, правил поведения, способов восприятия полученной информации, умений ее сопоставлять.

Религия для нашего разума

Появление религий — одно из проявлений развитий человеческого разума. Атеисты считают верующих только фанатиками и не относятся серьезно к словами священых писаний. И вправду, не каждый человек, будь то христианин или мусульманин, правильно понимает и трактует то, что предписано.

Но если убрать лишние изречения, можно сказать, что еще тысячелетия назад человек понял, что является высокоразвитым существом, и начал задумываться о том, как он появился, почему он так воспринимает мир, почему сама Вселенная так устроена? Удивительный мир разума человека не останавливается на достигнутом.

Придумав письменность, человек начал изречать свои мысли и предположения по этому поводу. Не имея в древние времена высоких технологих и довольствуясь небольшим опытом в познании этого мира, человек пытался объяснить себе вопросы о возникновении своего существования.

Это свидетельствует о том, что люди были также направлены на удовлетворение духовных потребностей (интерес к жизни, появление искусств, обращение к своему внутреннему миру), а не только сосредоточены на выживании. Религия сподвигла человека к этому. Удивительный мир, который создан благодаря разуму человека, не был бы таким, если бы в нем не было стремления к духовной пище.

И пусть многие предположения из древних времен оказались неправильными, они хотя бы свидетельствуют о том, что мы умели последовательно мыслить, создавать логические цепочки и искать им подтверждение.

Это удивительный мир, созданный разумом проводили ритуальные обряды над усопшими, что показывает нам их отношение к живому существу. Жизнь для них была ценна.

Борьба природы и разума

Существование высокоразвитой науки, техники, экономики в нашей жизни не означает, что мы достигли высшего уровня разума. Они лишь объясняют мир, созданный благодаря разуму человека и природой. Родная планета интересовала нас с древнейших времен. И именно этот интерес и стремление к его удовлетворению показывает нас как существ, обладающих интеллектом.

Мозг — наш инструмент, который помогает добиваться желаемого. И он также является связующей между природными инстинктами и истинным интеллектом. Он способен улавливать тончайшие вибрации нематериального плана бытия, стать орудием духа, как говорил

Способы мышления

Человек способен производить как эмоциональное, так и логическое мышление. Второе как раз используется в создании науки, техники.

Эмоциональное же задействуется в решении сложных задач, которые не поддаются алгоритмическому размышлению. Оно также способствует принятию решений, выбору поступка, поведения.

Разум и личность человека невозможно сформировать, желая конкретного результата. Каждый встречается с разными людьми, слышит от них информацию, и по частице выбирая из нее, складывает знания. Даже чужие поступки формируют у человека личность. Этим и отличается внешний и внутренний удивительный мир, который создан благодаря разуму человека.

Жизнь руками человека

Древние постройки до сих пор поражают своими красотой и величием. До сих пор мы пытаемся разгадать, каким образом людям удалось добиться такого совершенства, какие технологии они применяли? Многие исследования, опыты и изучения так и не помогли это установить точно. Мир благодаря разуму человека стал благоприятнее для нашей жизни.

Сделав впервые орудие труда, человек не стал им ограничиваться. Он начал создавать блага, которые удовлетворяют другие его потребности, то есть предметы быта.

Человек не стал останавливаться на удовлетворении своих нужд. Постепенно в рукотворной жизни, по мере развития человеческого разума, стали проявляеться его отголоски. Дом и одежда перестали удовлетворять людей только как средство защиты от непогоды, а оружие — в качестве предмета охоты и средства от нападения хищников.

Удивительный мир благодаря разуму человека менялся и совершенствовался с каждым поколением, которые менялись, оставляя после себя усовершенствованные антропогенные земли. Постройки становились сложнее и искусснее. Одежда изящнее и удобнее. Оружие — надежнее и опаснее.

Грандиозные строения человечества

До сих пор люди не останавливаются на достигнутом. Они каждый раз превосходят предыдущее поколение.

Человек всегда стремился превзойти того, кто стоит выше. Примером этого является миф о Вавилонской башне. В нем рассказывается о том, как люди стремились достичь уровня своего создателя, Бога. Они хотели быть с ним наравне. Правда, это не удалось. Ведь быть человеком — это не только иметь высокое материальное развитие, но и духовное.

Постройки как носители информации

Практически все постройки несут в себе религиозные представления, которые отражаются в орнаментах, фресках, мозаиках, рельефах. Многие имеют практическое значение, отражают в себе стремление человека к достижению совершенства в искусстве.

Немало построек дошли до наших дней, что показывает высокий уровень развития технологий и старание сохранить свои материальные ценности. Также немаловажны были ценности духовные. И этим не ограничивается удивительный мир, созданный разумом человека.

Сознание в жизни индивида — это широкая сфера жизненного опыта, охватывающая обширные области человеческого бытия. Благодаря сознанию человек приспосабливается к постоянно меняющемуся миру и сам изменяет и его, и себя во имя достижения счастья. Сознание было бы ненужной роскошью, если бы не обладало неким предвидением, целеполаганием, то есть способностью мысленно заглядывать за горизонт настоящего, преобразовывать мир природы и общества в соответствии с законами его развития, с потребностями и духовными интересами самого индивида. В основе же сознательной целеполагающей деятельности человека лежит его неудовлетворенность миром и обществом и стремление изменить их к лучшему, придав им такие характеристики, которые отвечали бы растущим потребностям каждого члена общества. Человеческое сознание способно не только идеально отражать реально существующее бытие, целеполагать его изменение, но и отрываться от него.

Перед взором разумного человека предстает бесконечное бытие природы и общества. Если рассматривать сознание личности как социально-психический феномен, укоренившийся в духовном мире индивида, то в нем можно выделить три специфических функционально-содержательных направления. Специфическими они называются потому, что присущи только сознанию как высшей ступени человеческой психики; без них оно в принципе существовать не может. Первым таким направлением в сознании является мировоззрение, представляющее собой осознанный взгляд человека на мир как таковой. Мировоззрение формируется в результате образования и воспитания либо под воздействием социальной среды. Второе направление -идеология в сознании личности. Это проявление заинтересованного взгляда человека на общественные связи и отношения, в которые он объективно вступает. И третье направление в сознании индивида — это его собственный взгляд на самого себя и свои потенциальные возможности, или самосознание. Именно оно выделяет человека из окружающей среды. Только сознавая себя, люди берут на себя ответственность за преобразование мира природы и общества.

Сознание делает жизнь человека просветленной, понятной, целенаправленной. А происходит это в результате проникновения и закрепления в сознании личности научных и иных знаний, мнений, жизненного опыта и т.д. Поэтому важнейшим компонентом сознания является память, без которой его нет и быть не может. Безусловно, животные тоже обладают памятью. Однако у человека она представляет особую ипостась сознания, которая не просто закрепляет информацию, но и способствует творческому ее преобразованию посредством мышления. Это принципиально отличает психику человека и животных. Человек анализирует информацию, критично ее оценивает и отбирает для реализации собственных интересов. Поэтому память — не столько накопитель необходимых знаний и жизненного опыта, сколько ориентир для осмысления мира, посредством которого личность понятийно отражает, субъективно оценивает все многообразие форм бытия и мобилизуется к осмысленному действию. «У каждого есть перед глазами определенная цель, — писал К. Маркс, — которая, по крайней мере ему самому, кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца» .

Человек не рождается с развитым сознанием. Он его совершенствует, овладевая духовной культурой и насыщая свою память самой разной информацией. Давно известно, что лишенный до определенного возраста общения со взрослыми людьми ребенок уже не способен по-человечески воспринимать мир и адекватно выстраивать свое поведение (эффект Хаузера). В начале XIX века европейские ученые столкнулись с необычным фактом. В Нюрнберге (Германия, 1828 г.) появился странный молодой человек по имени Каспар Хаузер. Ему было примерно лет шестнадцать, но выглядел он абсолютно беспомощным. Более того, он не говорил и ничего не понимал, не принимал никакой пищи, кроме хлеба и воды. А главное, он ничего не умел делать. Попытки же реабилитировать в нем качества человека, осознающего мир, в целом результатов не дали. Максимум, что удалось сделать ученым, так это научить юношу нескольким обыденным словам и приемам нормального человеческого поведения: есть кашу, спать в кровати и т.п. Причиной же отсутствия у него начал сознания, речи, культуры, как тогда установили, было поведение родителей мальчика, которые изолировали его от всяческого общения. Затем они почему-то выпустили сына к людям, надеясь, видимо, на его естественное выживание. Этот странный, а точнее, страшный факт отсутствия в человеке сознательного начала навел ученых на мысль, что качества и свойства сознания, характерные для Homo sapiens, такие, как образное и понятийное мышление, осмысленная речь, не наследуются. По наследству передается лишь некая предрасположенность человеческого организма к формированию сознания. Ч. Дарвин, допуская в принципе элементы антропоморфизма, исследовал поведение животных и человека. Тем самым он заложил основы учения о поведении и установил, что врожденные качества — это нижайшая ступень психической деятельности человека. А пример с Хаузером позволил отделить врожденные психические качества от приобретенных, установив зависимость формирования сознания от социализации индивида, культурного становления личности.

Относительно недавно в российской печати появилось сообщение о том, что в Кировской области обнаружили девочку, которая по воле матери с рождения пребывала в сундуке. Когда же ее вызволили из «заточения», она представляла собой ужасное существо с полным отсутствием элементарных форм сознания. Девочка не умела ходить, сидеть, не могла членораздельно говорить. Восемь лет, проведенные Машей Мурыгиной (так назвали девочку) в Мурыгинском детском интернате, вернули ей человеческий облик, но не больше. К двадцати годам она усвоила лишь некоторые манеры: научилась ходить, принимать по-человечески пищу, сидеть за столом. После нескольких лет обучения она понемногу стала усваивать речь, при этом непонимание смысла многих слов компенсировала чутьем. Письменная же речь и арифметика ей не дались вообще.

Большой интерес у ученых-медиков, психологов и философов вызывают те дети, в воспитании которых люди по тем или иным причинам не принимали участия вообще. Речь идет о реальных прототипах киплинговского Маугли. Кстати, таких детей сегодня уже насчитывается не один десяток. У них, как правило, человеческим можно считать лишь тело, тогда как психика и поведение их соответствуют таковым у животных, среди которых им пришлось жить. Если младенец, попавший к животным, выживает физически при определенных обстоятельствах, он не становится человеком в полном смысле слова, то есть существом, обладающим сознанием. Для этого ребенку в ранний период его жизни необходимо пройти активную социализацию. Трудно не согласиться с мнением, что любой «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» .

Современных ученых-медиков и философов не надо уже убеждать в том, что любой человеческий индивид способен обрести свою субстанциальную «самость» — сознание, лишь «погружаясь в социально-культурную среду», активно взаимодействуя с себе подобными. Статус человека, обладающего сознанием, способностью к созиданию, реализуется только в результате активной деятельности общества в диапазоне культурной социализации каждого индивида.

Если способ и характер поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК, то «программой», определяющей статусе человека, является культурная, профессиональная, научная, философская нацеленность. Просвещение и образование, образцы личного поведения родителей, учителей являются источниками развития сознания. Помимо «генетических инструкций» сформировались морально-этические и правовые нормы, историческая преемственность. Речь идет о принципиально новом качественном явлении на Земле — культуре, то есть об определенной сверхприродной нормативно-ценностной системе регулирования осмысленного поведения человека. Современный психолог Ф.Н. Леонтьев писал: «Культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, силой которой они образуются и воспроизводятся» .

Человеческий индивид, обладая природной способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (как природной, так и социальной), в основном полагается на свой разум, сознание, выработанное обществом. Куда бы ни забрасывала судьба человека — в джунгли или тундру, на южный полюс или в пустыню, из мира цивилизации в мир, не тронутый культурой, — он, в отличие от животных, способен проявлять необходимую пластичность физиологических реакций в ответ на изменение внешних обстоятельств силой своего сознания. Однако при всей их широте и мобильности адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда динамика и характер изменений в природной среде превышают его способность к приспособлению, имеют место патологические явления, ведущие в конечном счете к гибели. В этой связи возникает необходимость соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человеческой популяции, определения сознанием личности допустимых пределов воздействия на сферу неживой природы и биосферу.

Сознание человеческого индивида имеет огромное значение для жизни и деятельности не только его самого, но и тех людей, с которыми он общается. А поскольку индивидуальное сознание формируется под непосредственным воздействием социальных отношений, оно выступает как совокупность социальных значений в разных видах и формах общественного сознания. Философское осмысление феномена сознания личности как социального фактора позволило понять и оценить его в диалектическом единстве с природными (психическими) и общественными условиями как формирующими компонентами. Условно физическую (биологическую) природу современного человека можно считать радикально преобразованной общественным сознанием. Выражаясь точнее, биология ныне не столько преобразована, сколько культурно и физиологически «перезагружена». Переход человека из животного мира в мир сознания и социально-культурного формирования философия оценивает не иначе как революционный скачок, сравнимый, пожалуй, только с возникновением живой материи. Речь, по существу, идет о появлении принципиально нового биологического вида, о начале исторического движения — духовного саморазвития человека, созидающего многообразные формы общественного сознания.

Достижения Человека в рациональном (с помощью разума) познании Мира, предоставили в его распоряжение многократно увеличить свое могущество, и тем самым подвергают его, Человека, великому искушению, искушению быть сильным, быть могущественным и с позиции этой силы попытаться навязать свою волю другим. При этом не столь важно, кто эти другие – Люди, твари или Природа. Рациональное познании Мира в представлениях людей европейской культурной традиции, а именно она является сегодня господствующей в мире, который принято называть цивилизованным, ассоциируется с «научным» познанием.

Научное же познание во-первых очень неоднородно по уровню, степени своего развития, и во-вторых, по умолчанию предполагает, что другого вида знания, кроме научного нет и быть не может. В рамках данного комментария, нет возможности вдаваться в детальное рассмотрение этих особенностей научного познания, хотя, оно несомненно его достойно, ограничимся лишь следующими замечаниями. На сегодня наиболее высокого уровня развития и его осознания достигла физика, особенно «атомная физика», где наиболее четко просматриваются границы применимости имеющихся знаний и в достаточной мере выработалась привычка к тому, что отраслевое научное знание находиться в состоянии постоянного развития, и следовательно ни в какой конкретный момент не может претендовать на владение абсолютной или почти абсолютной истины. Но в виду своей крайней малочисленности теоретические физики оказывают очень незначительное влияние на мнение научной общественности, а значит и на общественные представления о Мире вообще. Их это и не очень беспокоит. Авторитет научного знания базируется на достижениях, лежащих в основе технических достижений, находящихся постоянно и повсеместно на виду абсолютного большинства людей цивилизованного Мира, тем самым способствую формированию иллюзии, что научный подход есть единственный метод познания Мира.

В основе научного метода познания заложена аксиома или догмат оматериальности всех явлений. При этом под материальностью понимается вещественность, все в Мире состоит из вещества. И следовательно обладают его атрибутами, свойствами. Устойчивостью – постоянством во времени и пространственным постоянством – формой, которая сама не обязательно должна быть постоянной, но постоянно ее наличие. Следствием вещественности является их воспроизводимость и ощутимость, непосредственно или опосредованно.

Абсолютное большинство явлений изучаемых современной Наукой этими свойствами действительно обладает. И несмотря на то, что современной физике известно множество явлений не укладывающихся в схему подобных представлений, в силу отмеченных особенностей,это не изменяет общественного представления о научности.

Другой особенностью научного познания является наличие формальных, вербальных (изложимых словами) логических правил, определяющих возможные, допустимые преобразования одного/одних явления в другое/другие. Для конкретной научной дисциплины на сегодня не все правила могут быть известны, выявлены, но изначально предполагается, что все они будут обладать вербальностью, которая есть атрибут сознания. Названные особенности научного подхода способствуют формированию представления – иллюзии, что практически любое явление может быть предсказано, рассчитано, необходимо лишь учесть все исходные данные и выполнить без ошибок все необходимые «вычисления». Благо жизнь мира машин и механизмов давала, дает и будет давать тому многочисленные подтверждения.

И не смотря на то, что жизнь, бытиё представляют Человеку множество примеров не укладывающихся в данную схему, слишком велика ее притягательность, особенно в молодости, благодаря преимуществам, которые она сулит. Слишком наглядны преимущества, которые получает человек имеющий, (рассчитавший и построивший) тачку по сравнению с тем, у кого ее нет, уж не говоря об автомобиле, пулемете или атомной бомбе.

В основе такого мировоззрения лежит представление, догмат – «Окружающий Человека Мир вещественен, то есть, материален и никаких других субъектов кроме Человека, способных по своей воле, «сознательно, целенаправленно» создавать, творить нечто в этом Мире не существует». То есть концепция атеистического мировосприятия.

Подобного рода иллюзии, даже если они основаны на добросовестных заблуждениях, крайне опасны потому, что, по умолчанию, предполагают, что и отношения между Человеком и Природой, равно как и отношения между Человеком и другим Человеком могут быть построены на тех же основаниях, на которых строятся машины и механизмы. И не важно признается ли эта концепция на словах, главное, что именно ей руководствуется большинство людей цивилизованного мира при принятии каждодневных решений.

Необходимо особо подчеркнуть, что это не особенности научного мышления, а особенности рационального мировоззрения на его начальной фазе развития, когда развивающееся сознание, как молодой человек, упоен ощущением своего «роста», своих все возрастающих возможностей, полагает что все в Мире предуготовано для него, а все что не укладывается в такое представление, досадные мелочи или подлежащие устранению (это революционеры) или просто не достойные его внимания (это обыкновенная человеческая гордыня).

Мировоззрение религиозного Человека отличается тем, что его сознание преодолев гордыню не игнорирует явлений выходящих за рамки вещественной модели Мира, а накапливая их расширяет «сознательную картину Мира», находя в ней место и для других творящих субъектов, помимо Человека. Сколько их, Один или несколько, каковы их имена и взаимоотношения между Собой и Человеком не суть важно, это особенности конкретного религиозного учения, которые, однако, имеют существенное значение для Человека.

В человеческой жизни это проявляется в различной побудительной мотивации при принятии решений, как повседневных, так и ключевых, основополагающих. Или другими словами определяет систему жизненных ценностей Человека. На какой из позиций религиозной или атеистической находиться Человек, определяет основу на которой формируется система его жизненных ценностей. Но важны и ценности других, более низких уровней. Важнейшими факторами влияющими на их формирование являются религиозное или идеологическое для атеистов учение и система образования, которые формируют соответствующие подсистемы. В России, как стране с сугубо атеистическим мировоззрением, значимость религиозного учения в процессе формирования системы жизненных ценностей Человека, далее системы Ценностей, уместно рассматривать на примере соответствующего влияния системы Образования.

Хорошо поставленная, классическая система Образования позволяет развить заложенные от Природы способности и таланты Человека через научение, реализуемое Школой, с высоким значением критерия эффективность/затраты. Критерий этот достаточно трудно формализуется, но ввиду его важности и отсутствия альтернативы, будем понимать под затратами главным образом расходы времени и денег осуществленных в период, когда образование являлось основной жизненной программой Человека, он был учащимся. А под эффективностью системы Образования предлагается понимать среднегодовой уровень благополучия, в первую очередь материального, в период, когда создание материальных ценностей является важнейшей или просто важной жизненной программой Человека, например через пять лет после того как Человек перестал быть учащимся и до выхода на пенсию. Предлагаемую форму критерия оценки качества предполагается использовать главным образом для сравнения различных вариантов системы Образования. При этом важно не только соотношение доходов и затрат, но и их абсолютный уровень. При этом по умолчанию предполагается, что Человек при рождении обретает, как минимум способности и таланты среднего, обычного человека, патологии не рассматриваются. При этом предполагается, что стремление познать окружающий мир, любознательность изначально присуща, имманентна Человеку и является его внутренним побудительным мотивом.

Полагая, что «религиозное чувство», то есть стремление разместить в своей картине Мира творящих субъектов не являющихся людьми также имманентно Человеку, можно оценить значимость религиозного Учения. Требования к «хорошему религиозному Учению» концептуально аналогичны требованиям к «хорошей системе Образования», а требования к «хорошей Церкви» концептуально аналогичны требованиям к «хорошей Школе».

Представляется, что не только составляющие системы Ценностей, но основные понятия, такие как система Образования, Школа являются Символами, в понимании наиболее близком к юнговскому (смотри на этом сайте), психическая энергетика, которых зависит от ряда факторов. То есть не только являются генераторами лучшего содержания, но генераторами психической энергетики эмоций Человека. Высокий уровень энергетики в системе система Образования – Школа – система Ценностей Человека возможен, когда входящие в нее элементы соответствуют друг другу, согласуются между собой. Из чего проистекает ряд следствий:

1.Как каждый из элементов, так и вся конструкция в целом существенно зависят от времени и места.

2.По крайней мере для дня сегодняшнего обучение есть процесс коллективный и следовательно предполагает определенный уровень согласования систем Ценностей обучающихся. Это конечно, не ахти, какая новость, в лучших учебных заведениях существует не столько тщательный отбор учащихся, сколько тщательный подбор обучаемых в группы.

Следствия эти важны в том смысле, что через их призму будут рассматриваться все составляющие подсистемы системы Ценностей. Система Ценностей будучи одной из основополагающих составляющих Человека должна основываться на естественных и фундаментальных атрибутах Человека, коими являются Вера, Надежда, Любовь. На них вырастают Религиозное чувство, стремление к Познанию (чувство любознательности), Семейное чувство и соответствующие им Ценностные подсистемы. Цельность или гармония такого рода конструкции обеспечивается их объединением, слиянием в «высшей точке» - в Боге.

Но нельзя и забывать о том, что система Ценностей это продукт труда не только Человека, но и Мира, в котором осуществляется его Бытие, то есть Жизнь, имеющую свою историю и особенности характерные для того региона, в котором она проходит. На сколько качественным является этот продукт можно судить по качеству жизни людей.

Неразвитость одной из подсистем делает ущербной всю конструкцию, отсутствие стимулирует появление соответствующего суррогата. А поскольку система Ценностей это «компас» повсеместно и постоянно направляющий Человека в его жизненном пути, нетрудно представить последствия, обусловленные его неточностью, тем более полной неработоспособностью.

Возвращаясь к теме комментария, можно сказать «Проблемы возникают у Человека тогда, когда он изменяя себе самому, необоснованно смещает свое Я либо в сторону сознания, разума либо в сторону своего Бессознательного, рефлексов и чувств». Для того, чтобы не потеряться на жизненных путях Человек должен научиться понимать Себя и быть частным с самим Собою. Эту главную проблему нельзя назвать ни рациональной, ни естественной. Но ее крайне трудно решать, если отсутствует ее осознание. Как представляется именно осознанию этой проблемы и посвящена философия Фомы Аквинского, рассматриваемой в книге Этьена Жильсона «Томизм». Проблема эта занимает умы людей многие столетия, и будет занимать их еще очень долго. Дополнительные трудности, как представляется, обусловлены, во-первых, тем, что рассмотрение ведется в рамках Христианского религиозного Учения и во-вторых происходило более семисот лет тому назад, в течении которых претерпели значительные перемены и Бытие и Мировоззрение и язык. Постижение подобных произведений великий труд, но и великое наслаждение.

P . S .

Долго преследовало некое странное ощущение «какого-то неудобства», нарушенной гармонии. Представляется, что его источник связан с попытками доказать существование (в том числе Фомой Аквинским) или несуществование (например Федором Достоевским в «Братьях Карамазовых » глава о «Великом Инквизиторе ») Бога рациональным образом. Думается, что сама постановка вопроса, пользуясь терминологией физиков, является «не корректной». Источник некорректности, как представляется, находиться во-первых, в Христианском мировоззрении, Теологии, точнее в ее практически полном отсутствии, и, во-вторых, в нерационольной природе Бога. Нерационольной, потому, что «природа» Бога «несравненно шире природы разума», поэтому «рационального» доказательства не может быть по определению. Человек, как совокупность всех его составляющих – тела Души и Духа в христианской культурной традиции (в восточно буддиской культурной традиции таких составляющих семь) есть то «место», где Бог и Человек «пересекаются», но только в том случае, если Человек сумел сформировать и развить не только свое физическое, плотное тело, но и свою Душу и свой Дух; все свои тонкие тела в восточно буддиской культурной традиции.

Вера в существование Бога появляется или не появляется у Человека по мере прохождения его жизненного пути. Примерно то же можно сказать и о Любви. Рациональное доказательство служит основанием Знания, а не Веры. Вера формируется в процессе проживания – это результат жизни или ее этапа. Истинная Вера, как и зрелая Любовь, приходят, если приходят к человеку во второй половине жизни.

Интеллект в переводе с латинского языка означает понимание, рассудок, познание. С его помощью человек анализирует ситуацию, делает выводы, воспринимает и усваивает новые знания. Именно по его уровню оценивают и умственные способности личности. На протяжении жизни он развивается и совершенствуется.

Виды интеллекта

Существует несколько видов интеллекта человека:

  • логический;
  • вербальный;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • физический;
  • социальный;
  • эмоциональный;
  • духовный;
  • творческий.

Вербальный отвечает за человеческое общение, речь, чтение литературы. Логический – за умение грамотно осуществлять расчеты, анализировать данные и логически размышлять над ситуацией. Пространственный интеллект отвечает за визуальное восприятие окружающего мира, физический – за координацию движений. Благодаря музыкальному интеллекту человек учится воспринимать музыку, петь, танцевать. Общение с окружающими, коммуникабельность развиваются в тесной взаимосвязи с социальным интеллектом . Эмоциональным обеспечивается выражение эмоций и чувств. Творческий интеллект дает возможность человеку развивать в себе новые навыки и умения, созидать что-то новое и не останавливаться на достигнутом. Духовный интеллект вызывает в личности желание самосовершенствоваться.

Значение в жизни человека

Интеллект оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, как правило, добиваются больших успехов в жизни и имеют большее количество талантов, чем те, у которых он менее развит. Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации, память, спортивные успехи и даже общение с окружающими напрямую зависят от уровня интеллекта. Он может совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни.

Несколько способов, помогающих развить свой интеллект

  • чтение;
  • решение математических задач;
  • логические игры;
  • изучение иностранных языков;
  • просмотр познавательных фильмов;
  • изучение новой информации;
  • путешествия;
  • рисование;
  • общение с другими людьми;
  • запись собственных мыслей на бумаге;
  • правильное питание;
  • здоровый сон;
  • физические нагрузки.

Самым распространенным определением человека является его определение как Homo sapiens, т.е. как человека разумного. Тем самым называется его главная отличительная особенность – разумность. Но очевидно и то, что разум связан прежде всего и главным образом с познанием. Значит, человек отличается от других живых существ, не говоря уже о неживых, своим особым – разумным – познанием. Тогда встает вопрос, а что такое познание? Если не углубляться в многочисленные теории познания, а взглянуть на познание с обычной точки зрения, то независимо от того, как мы его понимаем, нельзя не видеть, что оно нужно нам не столько само по себе, сколько как способ жизни, ориентации в ней, как способ успешно выходить из каких-то реальных ситуаций, как способ различать то, что нам нужно и то, что нам не нужно, как инструмент приспособления к среде, достижения конкретных целей: добывания пищи, строительства жилища, эффективного труда, изготовления орудий и т.д. То есть разум – это наш способ выживания, способ, каким мы понимаем мир и приспосабливаемся к нему, взаимодействуем с ним.

Таким образом, разум играет такую же важную роль как наши руки, глаза или другие части тела, хотя в более точном смысле, частью тела в данном случае является мозг, функцией которого является разумное мышление. Отсюда мы можем извлечь простой, но главный вывод: разум, мышление, познание – коренные жизненные свойства человека, отличающие его от всех живых и неживых явлений природы и делающие его самым совершенным, самым эффективным, самым успешным и самым могучим существом в этом мире. Понимание этого вывода, его правильная оценка и практическая реализация делает человека на порядок успешнее и продуктивнее по сравнению с теми людьми, которые не делают или не хотят делать этого.

Но одно это утверждение, признание этого факта еще не делает человека на голову выше самого себя. Это кажется странным, но так оно и есть. Зададимся вопросом: кто умнее, у кого преимущество – у человека, который имеет разум и думает обо всем, кроме самого себя и своем разуме, т.е. думает бездумно, подобно тому, как отражает зеркало, т.е. механически (по большей части мы так и реагируем на мир)? Или человек, который не только имеет разум, но и думает о нем, знает его возможности и как он работает? Или спросим иначе: у кого больше преимуществ, шире взгляд и эффективнее мышление: у человека, обладающего сознанием или у человека обладающего и сознанием, и самосознанием? Ясно, что последний умнее, лучше знает свои познавательные ресурсы и может не только безотчетно думать, но и осознавать, что он думает, знать о своем разуме, контролировать свое мышление, думать о том, что он думает. И это весьма существенное различие!



Понимание, уразумение того, что у нас есть разум было величайшим рывком человека к совершенству. И этот рывок от сознания к самосознанию, от разума к обращению разума на самого себя и уразумение им самого себя было одним из величайших достижений человека. Кстати это понимание пришло к человеку довольно поздно, где-нибудь несколько тысяч лет тому назад, а десятки тысяч лет он, уже будучи Homo sapiens, и не задумывался об этом. Поэтому человека условно можно называть Homo sapiens sapiens, человеком, уразумевшим свой разум.

Но и этого еще недостаточно, чтобы быть полноценным разумным существом. К разуму, мышлению, к уразумению разума и умению мыслить о мышлении необходимо прибавить еще две вещи: оценку и навык, привычку . Оценивать разум, точнее высоко ценить его, видеть его как ценность означает, по меньшей мере, осознание того, что обладать разумом – это хорошо, поскольку он является предпосылкой практически всех наших жизненных успехов. Но знать и ценить далеко не одно и то же. Мы можем знать, что такое материнское молоко и какова его роль в жизни каждого человека. Но, зная это, некоторые оказываются неспособны сказать своей матери простого спасибо. Есть даже такие «умники», которые в ответ на замечание матери относительно грубости своего великовозрастного ребенка, говорят: «Ну, сколько я у тебя этого молока выпил? Пять литров, сто? Могу отдать деньги или купить тебе эти литры в магазине». Человек, говорящий или способный сказать такое, очень многого лишен, многого не понимает и не ценит. Его жизнь – это жизнь духовно нищего человека. Он лишен чувств признательности и любви, он не понимает, как это прекрасно иметь мать, как это хорошо любить ее. И он, такой человек, понятно, не ценит того, чего у него нет, т.е. многих интеллектуальных и моральных качеств.



По настоящему ценить разум – это значит задумываться не только о том, что он у тебя есть, но и о том, какая это великая ценность и счастье быть разумным. Ценить разум, понимать, что это большое преимущество человека, значит заботиться о нем, стараться знать о нем и его возможностях хотя бы в минимальной степени, культивировать в своем сознании и поведении разум и рациональный (но не холодно-рассудочный и мелочно-расчетливый) образ жизни. Разрыв между пониманием и оценкой является обычным и самым распространенным недостатком человека. Здесь уместно даже сказать: «что имеем – не храним, потерявши, плачем», т.е. в данном случае мы не уважаем, не культивируем, не разрабатываем и не используем возможности разума как свою «золотую жилу». Так мы подходим к последнему пункту нормального или полноценного отношения к разуму. Он связан с нашими практическими умениями, навыками, привычками – в идеале – искусством практиковать, использовать, применять разум, фактически и в полном смысле жить по разуму . Дело это уже не просто теоретическое, мыслительное, но и сугубо практическое. Здесь можно и нужно разрабатывать и реализовывать свои конкретные задания, тактики и стратегии решения тех или иных задач. Это дело целей, методов, путей достижения в единстве с самим процессом достижения. Тогда у нас появляется шанс жить осмысленной и целеустремленной жизнью, полной вызовов, которые мы можем с достоинством встречать и в итоге достигать успеха.

Жизнь как череда вызовов, преодоления трудностей, решения проблем, достижения успехов и побед вполне может быть названа полной, разумной, творческой и счастливой жизнью. Живя такой жизнью, личность в максимально возможной степени реализует свой человеческий потенциал, она реализует себя как великая и уникальная возможность, как проект совершенствования. На этом пути сама она становится совершенством.

Итак, разум как человеческое качество, его дела, работа или он сам как процесс, т.е. мышление и познание, предполагают: (1) его фактическое наличие, (2) его опознание и знание о нем, (3) его высокую, достойную оценку, (4) навык, умение, искусство жить по разуму, мыслить правильно и эффективно, полноценно.

Нужно сразу сказать, что разум – это больше чем рассудок и наши логические способности. Это – голос, в котором все: и рассудок, и чувства, и опыт жизни… Но в нем, главное, ответственность и серьезность, чувство моральной сути человека, в нем присутствует нравственное начало человека. Разум – это сила жизнеохраняющая. Он, разум, если его слушать внимательно и не заглушать, не посоветует тебе ничего плохого, хотя он может и ошибаться. Разум, конечно, не подменяет другие человеческие свойства, в том числе и особенно близкие к нему: эмоции, чувства, страсти, вдохновение и т.д. Но он, так или иначе, присутствует в них, а они могут проходить через сознание, разум, осмысление. Дело просто в том, чтобы сохранять меру и гармонию между различными человеческими качествами, чтобы взаимосвязь наших качеств, дарований и их проявления сохраняли в себе меру и позитивность, чтобы они служили благополучию и счастью человека. Особенность разума при его взаимодействии с другими качествами человека, его волей, чувствами, эмоциями, страстями, воображением и т.д. состоит в том, что он может оценивать и контролировать их, поскольку сами по себе эмоции не могут этого делать. Только разуму присуща способность осознания и контроля поведения человека, кроме того, только разум может устанавливать осмысленную обратную связь между человеком и окружающей средой и контролировать самого себя.

Таким образом, разум – это орудие получения объективного и рационального знания, это способ, каким человек устанавливает обратную связь между собой и миром; разум – это способ контроля и сохранения человеком своей жизни, особенно психической и сознательной.

Из всего сказанного следует простой вывод: разум как сама возможность и действительность познания и мышления – главная, фундаментальная, собственно человеческая способность и дарование, имеющее жизненное значение. Разум – черта, качество, проявление человека как человека, он часть жизни человека, и он делает его жизнь именно человеческой жизнью. Разум способен давать нам истину, он практичен и составляет важнейшую сторону жизни человека. Александр Круглов пишет: «В широком понимании, разум – обратная связь живого, воли к жизни, с противостоящей средой. Он объективен, ибо в том и состоит его задача. В растении он бесконечно приближен к нулю, в звере как бы мерцает, в человеке достиг своего земного, известного нам максимума; растение отвечает на меняющуюся объективность тем, что либо продолжает, либо перестает жить, зверь – более-менее сложными, но в основном еще закодированными его природой реакциями (рефлексами и инстинктами), человек – отчасти и инстинктами, но главное – отчетом в самой объективности и своих целях в ней. Последнее – уже не инстинктивное, а объективное поведение, не специфическое и типовое, а универсальное и уникальное, персонифицированное; и это уже не реагирование, а инициирование, не функция, а свобода. Во всем этом жизнь и достигает своего высшего воплощения, это и называется тем разумом, который мы привыкли признавать исключительно за видом человек. Живое эволюционирует к разуму, а разум по существу и состоит в непрерывной эволюции: отказываясь от застывших инстинктов, жизнь вынуждена заменить их постоянной учебой – обретением и накоплением объективного опыта. Когда опыт индивида становится достоянием вида, мы имеем дело с человеческим феноменом, называемым – а точнее, который только и должен называться – культурой».

В этом важном высказывании говорится о двух явлениях, которые расширяют наши представления о связи разума и жизни: это связь разума с волей к жизни и свободой. Разум, говоря ученым языком, витален, т.е. жизненен (vita – лат . жизнь). Воля к жизни – ее сила, ее желание быть и длиться – получает свое выражение в разуме, который и призван быть инструментом, орудием воли к жизни. Вместе с тем разум как реализация воли к жизни соединен с другой важной характеристикой человека – его свободой. Разум свободен, хотя внутри себя он строг и закономерен. Таков же и идеал знания, к которому он стремится, доставляя нам свои результаты. Этот идеал состоит в максимальной точности и объективности знания, в его практичности, т.е. в возможности получить с его помощью определенные практические результаты. Свобода разума означает прежде всего отсутствие каких-либо абсолютных запретов на познание, отсутствие вещей или явлений принципиально запрещенных для разума. Свобода разума становиться этической и правовой ценностью, когда мы говорим о свободомыслии. Свободомыслие защищается конституциями всех демократических стран. Это не значит, что разум – это всё или, что он может всё. Так, он не может быть вещью, чувством, страстью. Наряду с разумом в человеке и в мире есть бесконечно много другого, того, что не есть разум. Но он может обращаться ко всему и освещать все, на что обращает свой умственный взор, он может понять и объяснить (не заменяя, не подменяя!), в принципе, все. По крайней мере, в нем нет внутренних границ, и ничто и никто, кроме самого человека не может установить ему запреты (что в ряде случаев бывает необходимо и именно разумно) или попытаться уничтожить или извратить его (что недопустимо). К последнему стремятся, в частности, практически все виды догматичных, фанатичных и тоталитарных идей и учений.

Но если разум – это одно из проявлений человеческой жизни, то особенность, форма проявления этой жизненной силы – знание через действие разума, т.е. через познание. Наиболее концентрированно познание выражается в формах образования, обучения и воспитания. Именно в процессе образования у человека появляется шанс не только узнать, то, что его интересует, что может составить его интеллектуальный капитал и быть основой профессии, признания, материального и морального благополучия и т.д., но и узнать, каков механизм, какова «кухня», технология познания. Иначе говоря, мы имеем шанс узнать, что такое разум и каковы его возможности. А это – дело стратегии, тот стратегический и универсальный капитал, который может быть востребован в самых разных областях деятельности и житейских ситуациях. Быть умным и знать как сделаться умным – это ли не одна из важнейших наших целей! Другим важнейшим результатом образования является обретение человеком более высокого культурного уровня. Грубо говоря, «качество» человека, получившего высшее образование, в среднем выше, чем у не закончившего вуз. Уровень образованности означает здесь более высокую степень развития человеческих качеств, главные среди которых: интеллектуальность, моральное и правовое сознание, способность роста и развития, более высокая креативность.

Но стержнем всего, главным действующим лицом, энергией и способом обретения всех этих качеств является разум. Следовательно, ему-то, уму-разуму, и нужно учиться. Но дело в том, что именно этому не обучают ни в школе, ни в вузах. Косвенно, стихийно или случайно на основе нашего опыта мы учимся повышать наш интеллектуальный потенциал и другие достоинства. Однако этот путь далеко не эффективен. К счастью, человечество накопило многообразный массив знаний, в котором есть знания и о том, что такое разум, как познавать и использовать его, как отличить истину от заблуждения, как избегать ошибок, обмана и манипуляций. Чаще всего эту науку называют теорией критического мышления. К ней примыкают, с одной стороны, философия сознания (разума или мышления), психология сознания или когнитивная психология, с другой – множество прикладных теорий: от концепций принятия решений до анализа психологии и методов обмана, самообмана и мошенничества.

Конечно, школа и вузы должны включать эти темы в программы образования. Они этого не делают по причинам, которые не место здесь обсуждать. В конечном счете, это связано с политикой в области образования, с общими целями государства и власти, а не с какими-то теоретическими или организационными трудностями. И если вернуться к самому образованию, то мы должны прежде всего понять, что главной его задачей является научить человека жить настоящей жизнью, жить по истине, добру, справедливости и красоте в том мире, в котором этот человек себя обнаруживает, в котором он родился.

Чтобы это было возможно, человеку нужно помочь понять, что такое жизнь, что такое истина, добро, справедливость и красота, что такое мир и что такое он, человек, родившийся в этом мире. Как кажется, задача, встающая перед человеком, включенным в процесс образования и познания, необъятна и исключительно сложна. На самом деле это совсем не так, поскольку, во-первых, уже по своему рождению, по своей природе человек причастен этому миру, он его органическая часть, практически целиком он устроен так же как и все остальное в этом мире, он родственен ему как плоть от его плоти, кровь от крови. И потому нет никаких заведомых преград и непреодолимых разрывов между человеком и миром, как их нет между матерью и ее ребенком.

Действительно, каждый из нас может согласиться, что он живет в мире и является частью его, и между человеком и миром нет принципиальной пропасти. Но что значит жить настоящей жизнью? Разве все мы, нормальные люди, не живем настоящей жизнью? Да и можно ли жить жизнью не настоящей? Вопросы это весьма важные, поэтому не будем торопиться с ответами. Для начала спросим: можно ли считать жизнь нормальной, если человек использует 2-3 % своих возможностей? Скорее всего, нет. А если он использует только 50%? Трудно сказать. А если 90%? Видимо, такую жизнь можно назвать довольно эффективной. Как видим, здесь много неясного. Но если об эффективности жизни трудно судить на общем, абстрактном уровне, то на конкретных примерах много легче разобраться в ситуации.

Так вот снова спросим: может ли человек жить пустой и никчемной жизнью? Да, может, хотя для точного ответа нужно знать, что такое жизнь пустая и жизнь полная, жизнь никчемная и наполненная смыслом и счастьем. Но попробуем получить хотя бы не совсем точный ответ и укажем, например, на телепрограмму Дом-1 или Дом-2.

Известно, что она идет в режиме реального времени и телезритель видит жизнь других людей столько времени, сколько он не живет своей жизнью . (Одним из исключений может быть случай, если человек желает таким образом снять стресс и отключиться от самого себя и своих проблем.) Но давайте представим, сколько часов человек спит, теряет времени на чисто физиологические потребности, прибавим сюда просмотр совершенно пустых, чисто развлекательных программ. Если все это суммировать, то на остальное может просто не хватить времени. Представьте себе человека, который всю жизнь провёл у замочной скважины, наблюдая за жизнью других людей. Является ли такая жизнь разумной, настоящей? Едва ли. Ведь если тебе что-то дано, а ты «закопал эти дары в землю», т.е. не использовал своих возможностей, то даже по Библии ты совершил тяжкий грех, а с точки зрения современного гуманизма ты по существу и не жил, т.е. не использовал свой шанс, своих возможностей, ты обокрал самого себя, прошел мимо жизни.

Будем честными и признаем, что каждый из нас использует лишь небольшую часть из имеющихся у нас по природе и обстоятельствам жизни дары и возможности. Но именно разум призван помочь нам повысить качество жизни, ее эффективность. Он может помочь нам наполнить ее смыслом и сделать счастливой. Для этого нужно просто обратить на него внимание и попытаться понять его, его возможности и принципы работы. И именно разум может научить нас познавать его самого и все остальное в этом мире.

Что значит научить? И чему? Прежде всего – установлению фактов, их познанию, т.е. он может показать путь к истине и научить успешно преодолевать этот путь, обретать истину. Но, кроме того, это предполагает выработку навыков решения не только теоретических, но и практических задач. В общем, обучение разуму и процессу его деятельности (мышлению, познанию, исследованию) можно свести к обучению методам получения правильного ответа на вопросы, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни.

Значит нужно учиться правилам поиска правильных ответов? Да, этому стоит учиться! Но вместе с тем для этого нужно знать, каковы основные области поиска, проще говоря, из каких основных измерений и сфер складывается мир, из каких обстоятельств и ситуаций складывается наша жизнь как единство человека и мира. Главное понять исходную ситуацию: с первого момента рождения человека создается неразрывное единство между ним и миром. Человек оказывается в мире, а мир в человеке. Жизнь в свете этого единства можно представить как непрерывное взаимодействие между человеком и миром. Так вот и возникает вопрос: каковы основные области взаимодействий и отношений между человеком и миром, из каких ситуаций складывается жизнь человека в мире, что необходимо, чтобы эти отношения были такими, чтобы жизнь человека продолжалась и была успешной в каждый из моментов этого единства и взаимоотношений?

Странные вопросы, может показаться с первого взгляда. Да и никчемные, ненужные. Ведь мне не нужно знать, как устроен мой желудок, чтобы есть и получать наслаждение от вкусной и здоровой пищи. Ведь мне не нужно знать, что такое разум, чтобы думать и решать задачи по математике. Ведь мне по факту рождения уже все это дано. Вот если мне не даны знания по математике, то я их и должен получить в процессе обучения. А то, что у меня есть по природе, мне знать совсем не обязательно.

Что же, звучит резонно. Правда, относительно разума мы уже показали, что одной природной способности к мышлению явно недостаточно, чтобы правильно применять разум и использовать его, по сути, неисчерпаемые ресурсы. Важно знать разум, ценить его и иметь практические навыки его эффективного, т.е. грамотного использования. Но обратим внимание на другое. Когда мы говорим, что мы учимся правильно решать, скажем, математические задачи, то речь идет о двух вещах: нахождении правильного, т.е. истинного ответа, и о правильной методике, способе нахождения этого правильного математического ответа. Иначе говоря, чтобы найти истину, нужно знать, как найти истинный путь к ней. Нужно ли знать этот путь? Конечно, нужно. Так вот таким же образом нужно знать путь не только к истине, но и к добру, к справедливости, красоте, к настоящему. В широком смысле нужно знать путь к настоящей жизни, к жизни полной, счастливой, творческой, яркой и интересной. Очевидно, что этот путь открывается в той мере, в какой мы знаем и умеем решать не только математические или физические задачи, но и этические, правовые, экологические, бытовые, информационные, экзистенциальные.

Но есть и другая сторона этого дела. Мы говорим, что родились в этом мире и живем в нем. Но являются ли «автоматическими» эти отношения, гарантирован ли успех или даже продолжение любого следующего мгновения нашей жизни? Нет. К сожалению или к счастью, но этих гарантий не дает ни мир, ни наша человеческая природа. Даже мы сами не можем дать себе таких гарантий. Нужно признать, что мир устроен так, что, с одной стороны, он изумительно строен, закономерен и богат; с другой – хрупок и непредсказуем. В нем созидание и жизнь соседствуют с разрушением и смертью, неизбежное – с вероятным, космос – с хаосом, возможное – с невозможным, истина – с ложью, добро – со злом, справедливость – с несправедливостью, красота – с безобразием, здоровье – с болезнью, счастье – с несчастьем, победа – с поражением, начало – с концом. Это перечисление можно длить бесконечно. Мир и человек поистине бесконечно сложны. Бесконечно сложны и отношения между ними. Но наряду с этой сложностью есть столь же бесконечное множество простых и легких вещей, есть бесчисленное множество того, что нам дано как дар, как награда ни за что, просто самим фактом нашего рождения.

О чем говорит это сочетание простоты и сложности мира и человека? Скорее всего, о необычайном многообразии мира, необъятности его богатств и неповторимости каждого из мгновений жизни мира и человека. Это говорит об уникальности и одновременно фундаментальности, основательности и закономерности мира и человека, об их мощи и хрупкости, предстающих в своем единстве как великая и захватывающая дух загадка и вызов человеку, его разуму, воображению и творчеству.

Замечательно и то, что в природе человека, каковы бы ни были его истоки, заложено много таких способностей, которые позволяют нам решать самые, казалось бы, неразрешимые задачи, достойно принимать самые невероятные вызовы, с которыми сталкивается человек. Среди этих даров особенно ценными являются жизнелюбие и любознательность . Любознательность можно рассматривать как одно из проявлений жизнелюбия, поскольку познание – это часть жизни, жизненный процесс, а не что-то происходящее параллельно жизни или вне ее.

Если проанализировать слово «любознательность», то кроме слова «любовь» мы найдем в нем слово «знать», точнее говоря, любознательность – это любовь к знанию, к познанию. Нам хочется познавать, нам хочется знать. Что познавать? Что знать? Очевидно, что все, все, все… Это «все» можно попробовать вместить в небольшое число слов, которые называются категориями, т.е. очень широкими, просто безразмерными понятиями. Как минимум в число этих понятий входят такие, как мир, человек, истина, добро, справедливость, красота, жизнь и смерть, счастье. По желанию, каждый из нас может добавить к ним что-то свое, то, что он или она считают очень важным или значительным. Хорошо, что здесь нет начальников или законов, запрещающих это делать или ограничивающих список самых важных для нас явлений. Таким образом, к определению разума как свободного, мы добавляем его способность объединяться с любовью и заявлять о себе как любознательность, особенно ярко выраженную у детей и молодежи.

Почему для нашего разговора о разуме и его месте в жизни мы обращаем внимание на особое значение жизнелюбия и любознательности? Прежде всего потому, что для нормальной и успешной жизни нам нужно знание. Знание можно сравнить с энергией, необходимой человеку, чтобы быть человеком, чтобы действовать как человек, чтобы сохранять и не терять человеческий облик. «Знание – сила», – считали философы и ученые эпохи Просвещения. В наш, более практичный, а в чем-то и более циничный век, говорят: «Кто владеет информацией, тот обладает властью».

Но что такое знание? Об этом – в следующей главе книги.

Вопросы к теме:

  1. Какое место занимает разум среди других свойств человека?
  2. Каковы принципы нормального или полноценного отношения человека к разуму?
  3. Каковы основные черты разума (по А. Круглову)?
  4. В чем суть образования и его самые ценные результаты?
  5. Что составляет базовое или исходное содержание нашего сознания, разума?
  6. Как бы вы в общем охарактеризовали мир, в котором живете вы и другие люди?
  7. Назовите самые важные для вас явления мира.
  8. С какими человеческими качествами связан и сочетается разум?