Всех автовладельцев к 1 июля 2016 года обяжут поменять действующие полисы ОСАГО на новые. В борьбе с мошенниками страховщики намерены серьезно усилить защиту бланков. Получать новый полис придется, даже если срок действия старого еще не истек. Громкое решение в четверг озвучил Российский союз автостраховщиков (РСА).

По данным РСА, в России реализуется порядка 1 млн поддельных полисов ОСАГО в год при общем объеме 42 млн полисов. «Эта мера позволит вывести из обращения поддельные полисы, а также усложнит возможность изготовления нового фальсификата и заставит страхователей задуматься, покупать ли сейчас поддельный полис, так как после 1 июля его придется приобретать снова», — пояснил суть инициативы глава РСА .

В пресс-службе союза «Газете.Ru» пояснили, что названная дата массовой замены полисов ОСАГО еще не точная и переход на новые бланки может произойти позже.

«Даты могут быть скорректированы, но не сильно, — рассказали в РСА. — Мы уже сейчас анонсировали дату, чтобы четко обозначить, что это точно произойдет».

В РСА также отметили, что новые бланки позволят свести на нет появление поддельных полисов в течение трех лет.

Как будет организован процесс обмена полисов и что грозит тем, кто не успеет сделать это в срок, страховщики пока не уточняют.

Представители союза уверяют, что водителям не придется нести дополнительные расходы — издержки массового обмена полисов лягут на плечи страховых компаний.

По предварительным данным, для компании цена бланков вырастет на 6-15%. Окончательного решения на этот счет пока нет.

«Сейчас бланк полиса стоит порядка 4,7 рубля. Вот увеличение составит, может быть, копеек 20 на один новый полис. Но конечная стоимость полиса для автовладельца не изменится», — заявил в четверг исполнительный директор РСА .

Вице-президент Илья отмечает, что возможность скопления очередей в офисах страховщиков — главный вопрос, над которым идет активная работа. «Безусловно, мы постараемся купировать традиционный русский авось, — говорит Соломатин «Газете.Ru». — Есть несколько вариантов, как избежать коллапса при замене полисов, и они прорабатываются сейчас».

Собеседник отмечает, что в 2015 году был зафиксирован резкий рост количества поддельных полисов ОСАГО. «Поэтому и было принято решение оперативно ввести в обращение новые бланки полисов. Это решение всецело поддержали госорганы, в том числе и », — говорит он.

Координатор «Синих ведерок» Петр раскритиковал инициативу РСА — он считает, что она ударит в первую очередь по законопослушным автовладельцам. «Сейчас продажа полисов и так на пределе, бланков хватает впритык, — рассказал «Газете.Ru» Шкуматов. — Недавно, перед тем как были повышены тарифы на ОСАГО, в офисах страховщиков были огромные очереди из желающих успеть приобрести страховку по старым ценам. Понятное дело, полисов не хватало. Еще хуже будет в случае единовременной замены старых бланков на новые. Уверен, что многие водители просто не захотят стоять в очередях и продолжат ездить со старыми бланками».

По словам активиста, отказать в выплате страховки в случае ДТП страховщик все равно не сможет, поскольку сам договор страхования по сути никак не связан с бланком.

«В результате возникнет обратный эффект: автовладельцев, оказавшихся, так сказать, в серой зоне, станет еще больше.

Важно отметить и то, что сначала страховщики добились необоснованного повышения тарифов на ОСАГО, а теперь жалуются на рост числа автовладельцев, которые ездят с поддельными полисами. Это же очевидно, что спонсировать аппетиты страховых компаний одни водители не хотят, а другие — не могут», — говорит Шкуматов.

Кроме того, собеседник сомневается, что у РСА есть полномочия принимать решения о переходе на новые бланки ОСАГО. «На мой взгляд, такого права у них нет — это может происходить только по указанию , то есть Центробанка», — отмечает Шкуматов.

Помимо введения новых бланков страховщики намерены принять еще ряд мер по пресечению распространения подделок. В частности, будет усилен контроль за источниками распространения фальшивых полисов.

В РСА заявляют, что работа в этом направлении ведется уже несколько месяцев, за которые снято с делегирования 41 доменное имя; заблокированы 19 хостинг-аккаунтов, 104 аккаунта и 73 группы в соцсетях; устранены нарушения на 11 ресурсах; удалены 192 публикации на форумах и досках объявлений.

Не исключено, что для автовладельцев, которые решили сэкономить в кризис и вообще не приобретать ОСАГО, могут ввести более высокий штраф.

«В настоящее время обсуждается законодательная инициатива по повышению размера штрафа за управление транспортным средством без полиса, — заявил Игорь Юргенс.

— Особенно актуально такое решение в связи с тем, что с 1 января 2016 года начал действовать порядок 50-процентного дисконтирования штрафа при уплате в течение 20 дней. Такая мера частично служит мотиватором к использованию подделок, поэтому важен дополнительный экономический рычаг в виде повышенного штрафа для тех, кто ездит без полиса или использует фальшивый бланк».

Уже в ближайшее время контроль за наличием легального полиса может быть доверен камерам фотофиксации. В рамках пилотного проекта наличие страховки будут проверять у водителей, пойманных за превышение скорости, проезд на красный свет, выезд на выделенную полосу.

Сенсационную новость озвучил президент Всероссийского союза страховщиков и российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс по итогам заседания президиума РСА. К первому июля будут заменены все бланки полисов ОСАГО, в том числе и те, которые находятся на руках у автовладельцев.

Это будет реализовано в рамках "Дорожной карты" по борьбе с поддельными бланками ОСАГО. Напомним историю вопроса. Буквально недавно РСА заявил о том, что количество поддельных полисов на рынке буквально зашкаливает. В свободной продаже их более одного миллиона. А это около пяти миллиардов рублей, которые недополучают страховые компании, и которые переплачивают автомобилисты за то, что лишаются услуг по ОСАГО. Этот вал пошел после повышения тарифа на ОСАГО. Появилось множество контор, которые предлагают купить у них полис по мизерной цене, например, 1200 рублей. Однако представители этих контор не объясняют автовладельцам последствий такой покупки. А последствия могут разными: уголовное дело за управление автомобилем с заведомо поддельным документом, или оплата повреждений в полном объеме из своего кармана третьим лицам в случае аварии.

Проблема в том, что продаются полисы не только не уничтоженные и не возвращенные страховыми компаниями, ушедшими с рынка, но и свежеизготовленные подделки. Причем напечатанные не на простом принтере, а на более чем профессиональном оборудовании. Такие подделки поступают из Белоруссии и из Китая. Недавно задержали 30 тысяч штук таких бланков на переходе через Амур.

Именно поэтому страховщики решили усилить защиту бланков. А заодно и обменять все легальные бланки на новые. И этот обмен намечен на 1 июля. Причем заранее РСА не разглашает ни вида, ни степени защиты бланков, ни механизма их обмена. Говорится только, что РСА постарается сделать это одномоментно, при этом гражданам не придется за это ничего доплачивать.

Чтобы понять объем всей этой непосильной работы, представьте себе, что на руках у автовладельцев находится около 40 миллионов полисов ОСАГО. А еще огромное количество бланков находится у страховщиков, которые приобрели их для дальнейшей реализации.

Однако поголовная замена полисов лишь один из инструментов в борьбе с мошенниками. Вторая часть этой работы - усиление мер по борьбе с системой распространения фальшивок. Уже сейчас снято с делегирования 41 доменное имя, заблокировано 19 хостинг-аккаунтов, нарушения устранены на 11 ресурсах, заблокировано 104 аккаунта и 73 группы в социальных сетях, удалено 192 публикации на форумах и досках объявлений. Речь идет о тех объявлениях, где предлагалось купить именно поддельные полисы.

Еще одно решение проблемы - это автоматическая фиксация нарушителей, которые ездят без полиса. База данных страховщиков и МВД уже отлажена на получение соответсвующей информации. Сделано это было еще в рамках проекта по электронному полису ОСАГО. Теперь осталось научить приборы фотовидеофиксации сверять информацию по номеру автомобиля с базой данных РСА. Это процесс не долгий. Но есть и еще один момент. Дело в том, что информация по свежим правонарушениям хранится в течение суток. А проверка по действию полиса требует более долгих временных рамок. Поэтому, исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев считает, что в ГИБДД в скором времени внесут поправки в сроки хранения фотовидеоматериалов.

На первом этапе камеры будут проверять страховку только у тех, кто попался за другое нарушение, например, превышение скорости. В дальнейшем, надеются страховщики, они будут проверять каждого, кто проехал под объективом.

Чтобы не оказаться в дурацком положении 1 июля, когда решитесь поменять свой полис, лучше уже сейчас проверить его на достоверность. Это можно легко сделать на сайте РСА www.autoins.ru. Если у вас действующий полис, вы по его номеру получите информацию об этом.

Если вы только пришли к агенту или брокеру заключать договор об ОСАГО, вы можете проверить по номеру бланка отгружен ли он именно той страховой компании от имени которой с вами хотят заключить договор. Позднее, после оформления договора, вы можете проверить за вами ли числится этот полис. А если окажется, что нет, то можете смело подавать заявление в полицию о мошенничестве, жаловаться в РСА, а также в Центробанк.

Рад снова приветствовать всех своих читателей и подписчиков на страницах моего блога!

В сегодняшней статье я расскажу вам как выглядит полис ОСАГО.

С 1 июля 2016 г., по мартовскому решению президиума Российского союза автостраховщиков (РСА), проходит внедрение новых бланков ОСАГО, с усиленной защитой от подделки.

И в связи с этим, каждому автомобилисту будет очень полезно представлять себе, как должен выглядеть полис нового образца. К тому же в сети имеются вопросы по поводу некоторых блоков на старых бланках, которые до сих пор выдаются и полностью актуальны.

Ясная ориентация рядового страхователя (клиента) в дизайне полиса дает ему существенные преимущества. Это позволяет лично на месте заключения договора со страховой компанией (СК) проверить заполненный сертификат. Ведь случайное или намеренное неверное заполнение автогражданки может принести в будущем немалые хлопоты.

За тринадцать лет существования в России автогражданки внешний вид данного страхового полиса менялся неоднократно. На сегодняшний день дизайн этого документа имеет высокое соответствие по удобству заполнения и читабельности.

Особенных сложностей в понимании предназначения того, или иного блока данной страховки нет, однако некоторые из них требуют дополнительных разъяснений.

Что ж, давайте приступим.

Общие свойства бланка

Бланки полиса ОСАГО печатаются на «Госзнаке» и имеют характерные для продукции этого предприятия характеристики:

  • Плотная бумага для документов, покрытая светло-зеленым качественным микросетчатым защитным орнаментом;
  • Бланк имеет структуру водяных знаков – «РСА» с эмблемой этой организации;
  • В тело бланка внедрены защитные полимерные волокна и металлизированная полоса, которые видны с обеих сторон;
  • Слева вверху расположен уникальный для каждого документа серийный номер, который имеет хорошо ощущаемое с обеих сторон рельефное тиснение.

Кстати, размер страхового сертификата специально выполнен в несколько большем формате (примерно на 1 см), нежели стандартный лист А4.

Полисы ОСАГО бывают двух разновидностей:

  • Однослойные – применяются в офисах страховых компаний, где все данные в необходимые поля вносятся посредством специального принтера.
  • Двухслойные (самокопирущиеся) – с дополнительной желто-белой копией. Они предназначены в основном для внештатных страховых агентов, которые заполняют поля от руки и которым нужна копия для отчета перед своей страховой о сделке.

Причем, эти двухслойные полисы давно намереваются запретить, т.к. они легко подделываются – в нужных местах разными йодистыми составами и перекисью вытравливаются надписи, сделанные шариковой ручкой, а на их место прописывается что угодно. Визуально различить подобную химию тяжело.

Структура страхового полиса ОСАГО

Шапка

Штамп

Справа в шапке полиса предусмотрено место для штампа вашего страховщика. Не путайте его с печатью, которая ставится в самом низу. Тут возможны два варианта:

  • Мокрый штамп;
  • Принтерный штамп.

Классический мокрый штамп – в нем присутствует логотип, указывается официальное наименование страховщика, его физический адрес, телефоны, сайт.

Фирменный принтерный штамп – обычно ставят крупные компании. В нем, помимо всего прочего, может содержаться штрихкод для считывания данных о страховщике (можно определять со смартфона): например, у РЕСО он есть, а у Росгосстраха нет.

Серийный номер

Расположенный слева от названия, серийный номер содержит 10 цифр и три буквы серии.

На сегодняшний день (с 1 апреля 2015 г.) страховые полисы выдаются с серией «ЕЕЕ», а до этого ей предшествовала серия «ССС» (выдавалась до 31 марта 2015 г.) и «ВВВ», но все они практически не отличаются по структуре.

Все серийные номера выданных сертификатов строго учитываются в базе АИС РСА. Причем, предполагается, что для каждого страховщика выделяется индивидуальный номерной диапазон, по которому его можно идентифицировать, но это касается только крупных и средних игроков страхового рынка.

Поля дат

Ниже заголовка расположено два немаркированных цифрами блока с полями для внесения дат – первое меньшее, второе большое.

Вот как раз по данным блокам у автомобилистов часто возникают вопросы: не все могут понять для чего в полисе имеется два поля дат, а не одно – иногда в них одинаковые значения, а иногда отличающиеся.

Вы, наверное, тоже этого не знаете? Сейчас поясню.

Дело в том, что в первом (меньшем) поле указывается дата начала и окончания вашего страхового договора со страховщиком, а этот срок не является непосредственным периодом страхового покрытия.

То есть, тут у страховщиков ОСАГО есть два понятия:

  • Страховой договор – при обычном страховании он заключается с вами всегда на год (меньше может быть только в особых случаях).
  • Страховой период – это конкретный период (или несколько периодов), в течение которых вы имеете страховое покрытие.

Даты страхового договора прописываются в первом блоке. А даты страхового периода (периодов) в нижнем большом – там можно указать до 3-х страховых периодов в рамках одного года.

Примечательно, что в старых бланках серии «ССС» это разграничение было более понятно, т. к. в малом блоке имелась запись: «Срок действия договора с…». А в новой серии «ЕЕЕ» ее заменили на вводящее в заблуждение словосочетание: «Срок действия страхования с…». Посмотрите на сравнительное фото.

С предназначением полей дат, думаю, все понятно.

Продленный полис

Как известно, если автомобилист страхуется у одного и того же страховщика ему нет надобности ежегодно перезаключать договор – он просто продлевается, а бланк полиса заменяется на очередной годичный.

Его характерное отличие в том, что значения первого и второго блока дат одинаковы, а во все лишние поля (второго блока) ставится прочерк.

Но это если период страхования покрывает все 12 месяцев года, а если меньше (три, шесть, девять мес.) – т. н. сезонная страховка, то тогда во втором блоке будут другие цифры. Кстати, если по каким-то причинам 3-х имеющихся полей для сезонного продления страховки не хватило, то к полису прилагается соответствующая дополнительная вкладка.

Маркированные пункты и блоки страхового бланка

Ниже шапки идут 8 пунктов, в некоторых из которых есть блоки для внесения данных, а в других нет.

Пункт первый

Первый пункт представляет собой цельный блок для внесения сведений о страхователе: ФИО в полном объеме. Обратите внимание, что страхователь и собственник авто могут быть разными лицами.

Пункт второй

Вторым пунктом идет блок, где нужно прописать основные данные об автомобиле: ФИО собственника транспортного средства (ТС), марка/модель, наличие прицепа, VIN-код (или номер кузова), госномера, серийный номер какого-либо документа на выбор (ПТС или СТС). Ниже нужно отметить галочкой целевое назначение ТС (это новое требование).

Пункт третий

В третьем пункте имеется два блок-поля. В маленьком нужно указать тип страхования: с ограничениями или без ограничений количества лиц, допущенных к управлению ТС. В большом – перечислить ФИО допущенных к управлению лиц и указать серийный номер их водительского удостоверения (ВУ).

Пункты с четвертого по шестой

Данные пункты являются чисто информационными – там содержатся актуальные на период заключения договора сведения страхового законодательства по страховому периоду, страховому случаю и т. п.

Пункт седьмой

Предпоследний пункт содержит блок-поле, где указывается сумма для внесения оплаты за страховку (страховой премии). Она должна быть одинакова для всех страховых компаний вашего региона. Эту сумму вы можете перепроверить онлайн на каком-либо ОСАГО-калькуляторе с учетом вашего КБМ.

Пункт восьмой

В последнем пункте имеется блок для внесения особых отметок: тут могут прописываться всевозможные дополнительные сведения, так или иначе касающиеся данного договора.

По маркированным пунктам полиса все.

Область визирования

Последней в полисе идет немаркированная область визирования. Это самая важная часть, удостоверяющая действительность страховки.

  • Дата заключения договора со СК – эта дата может быть как отличной от даты начала действия договора, так и совпадать с ней.
  • Дата выдачи страхового полиса – обычно она совпадает с датой начала действия договора, но иногда может отличаться.
  • Подпись страхователя – без ФИО.
  • Подпись страховщика или лица его представляющего – с прописью ФИО.
  • Поверх всего этого ставится круглая мокрая печать страховщика.

Я думаю, что в общих чертах по всем областям и пунктам бланка страховки все понятно. А о подробностях и нюансах заполнения перечисленных полей вы можете узнать из статьи про правильное заполнение полиса ОСАГО.

Новый полис ОСАГО образца 2016 г.

Обновления РСА

В последнее время РСА ежегодно выпускает крупные «обновления» для автогражданки. Так, с 1 июля 2015 г. для автомобилистов была введена возможность купить электронный полис ОСАГО, а с 1 июля 2016 г. планировалась полная замена всех действующих полисов на документы нового образца.

Впоследствии, правда, эти планы скорректировали и отменили пункт по тотальной замене действующих документов, а также ввели трехмесячный переходный период, в течение которого страховки могут выдаваться как на новых, так и на старых бланках.

Причем полисы на старых бланках, выданных до 1 октября с. г. включительно, не будут принудительно обмениваться до окончания срока их действия.

Отличия полиса нового образца

Чем же отличаются новые бланки от старых?

В структуре документа никаких изменений произведено не было – все области данных, пункты и блок-поля остались на своих местах. Зато кардинально изменился цвет документа и его фоновый орнамент: теперь он интенсивно-розовой расцветки с остро-фигурным рисунком, вместо светло-зеленого с орнаментом округлых форм. Общая же фоновая микросетчатая структура осталась прежней.

Перемещайте курсор для просмотра наглядного сравнения:

Для чего изменялся полис

Данное обновление было инициировано с целью повысить на целый порядок уровень защищенности бланков ОСАГО от подделывания, смена структуры не планировалась, а замена цвето-орнаментного дизайна была применена для резкого отличия старых, слабозащищенных документов от новых.

  • Специалисты РСА уверяют, что на хорошую подделку бланков нового образца у мошенников уйдет не менее двух лет. За этот период планируется максимально перенести автострахование в интернет и этим резко снизить количество липовых страховок на руках населения. Поэтому стоит пораньше попробовать электронную автогражданку.
  • Старайтесь приобретать страховки ОСАГО у крупных компаний и сторонитесь двойных бланков, заполняемых от руки – к ним у ДПС подозрения будут возникать в первую очередь, т. к. с 1 июля с. г. им вменено в обязанность пробивать предъявляемые страховки по базе АИС РСА.
  • Если при оформлении ОСАГО вы заметите какой-либо брак на заполняемом агентом бланке, то попросите его заменить – они обязаны это сделать.

Заключение

Ознакомившись с данным материалом, вы теперь ясно представляете себе дизайн старого и нового бланка ОСАГО и уже не запутаетесь в блоках страхового полиса при его проверке после заполнения страховщиком.

Между прочим: вы верите в русалок? Я, честно говоря, не очень. Но просмотрев это видео, поневоле задумаешься: дурачат тебя находчивые ньюсмейкеры, или в водах безбрежного океана действительно обитает некий редчайший вид гуманоида, адаптировавшегося к водной среде. Оцените сами насколько я впечатлителен от того, что увидел:

На этом я заканчиваю сегодняшнюю публикацию. Ожидайте вскорости очередные полезные материалы, информацию о поступлении которых удобнее всего получать подписчикам блога – они ничего не пропустят.

Если вам понравились какие-то мои статьи, то вместо привычного лайка лучше жать кнопки социальных сетей, распространяя полезную информацию по интернету.

Удачи вам на дорогах и до скорых встреч!

С июля в России могут измениться бланки полисов ОСАГО. Сделать это собираются в целях борьбы с поддельными документами..

С 1 июля могут измениться бланки полисов ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) собирается ввести их, чтобы вывести из обращения фальшивые документы.

Президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс отметил, что параметры новых бланков пока обсуждаются Гознаком, но у них точно будет более высокий уровень защиты. Стоимость одного бланка увеличится при этом на 6-15 процентов, но водителям не придётся нести дополнительные расходы, так как все издержки лягут на страховщиков.

По подсчётам РСА, ежегодно в России продаётся около одного миллиона поддельных полисов ОСАГО. Всего же реализуется 42 миллиона бланков, то есть на сто полисов приходится примерно два поддельных.

Когда надо оформлять полис ОСАГО

Каждый автовладелец по закону обязан застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после того, как он вступит в право владения автомобилем. Полис ОСАГО действует один год, после чего необходимо заключить новый договор автострахования.

ОСАГО может оформить любой человек, имеющий право на управление транспортным средством: владелец автотранспорта или водитель, управляющий машиной по согласию собственника.

Для заключения договора понадобятся следующие документы:

— заявление о заключении договора;

— паспорт или иное удостоверение личности;

— документ о регистрации указанного в заявлении транспортного средства (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт или аналогичный документ), за исключением случаев, когда речь идёт о новом автомобиле. После того как вы поставите автомобиль на постоянный учёт и получите технический паспорт, вам надо будет известить страховщика о том, что автомобиль находится на постоянном учёте в органах ГИБДД;

— водительское удостоверение (или его копия) лица/лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также документы, подтверждающие право водителя на управление транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определённые лица);

— предыдущий полис обязательного страхования (если он есть).

Сколько стоит полис ОСАГО

Тарифы ОСАГО одинаковы для всех страховых компаний и состоят из базовых ставок и коэффициентов.

Базовая ставка со временем изменяется. Последний раз её повышали в апреле 2015 года, и она составила 4118 рублей для всех регионов. Стоимость конкретного полиса рассчитывается так: базовую ставку умножают на несколько понижающих и повышающих коэффициентов, поэтому сумма может быть разной.

Так, действуют коэффициенты, учитывающие:

— регион регистрации (КТ): для Москвы этот коэффициент составляет 2,0, для Московской области — 1,7;

— стаж вождения и возраст водителя (КВС): для водителей младше 22 лет со стажем вождения меньше трёх лет он максимальный — 1,8, для других категорий водителей он меньше;

— количество водителей (КО): коэффициент от 1, если заявлен один водитель, и до 1,8, если количество водителей не ограничено;

— мощность двигателя (КМ): от 0,6 до 1,6;

— длительность использования авто (КС): до 10 месяцев — 0,5, после 10 — 1,0;

— наличие или отсутствие нарушений правил страхования (КН): 1 или 1,5.

Компенсации инвалидам

Инвалиды могут оформить компенсационные выплаты по договору ОСАГО, если у них есть медицинские показания на обеспечение спецавтотранспортом или же имеется отметка ГИБДД о том, что автомобиль выдан органами исполнительной власти.

Выплаты бывают двух видов:

— 50 процентов стоимости ОСАГО за счёт федерального бюджета;

— не более 1980 рублей за счёт бюджета Москвы.

Для выплаты компенсации нужно предоставить заявление инвалида или законного представителя ребёнка-инвалида. Также нужны будут следующие документы:

— паспорт (копия первого разворота и разворота с пропиской);

— копия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— копия квитанции о выплате страховой премии по договору;

— копия паспорта транспортного средства, выписанного на имя инвалида или законного представителя ребёнка-инвалида;

— копия медсправки о допуске водителя с ограниченными возможностями к управлению транспортными средствами с определёнными конструктивными характеристиками (об отсутствии противопоказаний к вождению).