Анна Соболева
Конспект детско-родительского тренинга «Как мы чувствуем друг друга»

Как мы чувствуем друг друга.

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка;

обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей;

развитие навыков социального взаимодействия.

Приветствие.

"Здравствуйте!"

Приветствие по кругу с помощью любой части тела (рука, плечо, нос, щека и т. д)

Основная часть

Упражнение «Семья в виде домика» (Н. Б. Кедрова)

Материалы: листы бумаги, фломастеры, карандаши

Инструкция: «Нарисуйте домик, где каждый член семьи является какой-то его частью (т. е. кто-то - стены, кто-то крыша и так далее)

Обсуждение: затем каждый (по желанию) рассказывает про свой дом. Какие у него стены, из чего они? Какая крыша и так далее.

Примечание. После этого можно познакомить участников с краткой интерпретацией данного рисунка. Каждая деталь домика знакомит нас с семейной ролью членов семьи с т. з. автора рисунка.

Фундамент - это основание. Это человек, которому в семье тяжелее всего, на него все давят.

Стены - это несущая конструкция. На этом членесемьи держится весь дом.

Крыша - это ощущение безопасности.

Труба - забота, создание комфорта, уюта.

Дверь - регулятор контактов, но еще и возможность уйти в любой момент.

Окошки - это тот человек, ради которого и строится этот дом. Помните выражение «свет в окошке»? Оптимально, если на этом месте оказываются дети.

Упражнение “Найди свою маму”

Инструкция: детям завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стульях в ряд. Дети по очереди, постепенно обходя ряд, на ощупь должны найти свою маму и встать за ней. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям-с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

Упражнение “Слепой и поводырь”

Цель - эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя.

Инструкция: это упражнение выполняется ребенком и родетелем совместно. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку (например в лес по извилистой дорожке с преградами). Оба должны сохранять молчание.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого” вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т. д. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

Упражнение «Недетские запреты»

Мамы участницы садятся на стулья в центре круга. Дети говорят что им запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. Мамы при этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящим предлагается встать. Так как они не смогут встать, то их нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

–Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение “Беседа одним карандашом”

Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

Медитативная сказка. Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар» (о позитивных детско-родительских отношениях).

Цель - создание образа позитивных детско-родительских отношений: образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами.

Упражнение «Комплимент»

Прощаемся по кругу, говоря комплимент рядом стоящему участнику

Публикации по теме:

Конспект детско-родительского досуга «Путешествие в детство» (дети 6–7 лет с ОНР) Задачи: Познавательные: развивать у детей и их родителей интерес и ценностное отношение к совместной деятельности. Коррекционно-развивающие:.

Конспект детско-родительского клуба «Мой папа самый лучший» "Мой папа самый лучший" Цели: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского.

МАМОЧКА МИЛАЯ, МАМОЧКА МОЯ! ЦЕЛЬ: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы.

Конспект детско-родительского образовательного проекта «Чудесное лукошко» для детей средней группы Вид проекта: творческий. Продолжительность: краткосрочный (недельный) Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Конспект родительского собрания «Основы детско-родительских взаимоотношений» Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях.

Конспект родительского собрания в виде тренинга «Особенности речи детей раннего периода» Конспект выступления на родительском собрании на тему: «Особенности развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего периода.

Петрова Алена Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: Служба подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: тренинг детско–родительских отношений
Тема: "Как мы чувствуем друг друга"
Дата публикации: 07.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей

«Как мы чувствуем друг друга»

Цель

тренинга:

повышение

психологической

компетентности

родителей

вопросах воспитания, развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Осознание

родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с

ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.

Задачи тренинга:

усиление

способности

родителей

пониманию эмоционального мира своего

установление

визуального

контакта,

физического

контакта,

наблюдение и совместную деятельность;

изменение неадекватных родительских позиций;

оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

«Первичный кодекс группы»:

предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной

формализма

единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны

быть приняты всеми членами группы.

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;

организация коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового

типа отношений равноправия и партнерства;

продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены

между родителем и ребенком;

стимулирование

процессе

родителями

участниками группы.

Элементы и приемы:

игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика)

арттерапия (работа с рисунком)

Участники: родители и дети

По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Продолжительность занятия 45 мин.

Материал: ширма, стул, заготовки «Рукавичек» из бумаги, цветные карандаши,

фломастеры, свеча, магнитофон и аудиозаписи, мяч, косынка.

1. Приветствие и знакомство участников: Упражнение «Хвасталки» «Я..., мой

ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать

себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

2. Упражнение «Перебежки»:

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок.

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми.

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Встать и поменяться местами тем, кто читает книги о воспитании детей.

3. Работа в детско-родительской паре «Ласковые слова». Взрослый обращаясь к

ласковых

отвечает.

высказываются все пары по кругу.

4.Упражнение – игровой массаж «Шла по полю черепаха». Сначала его делают

мамы, а затем дети своим мамам.

Шла по полю черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь – кусь – кусь – кусь,

Никого я не боюсь!

5. Игра-упражнение «Угадайте маму». В ходе упражнения развивается умение

детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении

упражнения

родители

непрозрачной

устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они.

Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.

6. Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку

движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки,

«носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг

и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем вам скажу!»

7. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений

родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки». Взрослые с завязанными

глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.

8.Совместное рисование « Украсим рукавички». Родителю и ребенку выдается 2

заготовки «рукавичек» из бумаги и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция:

«Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и

кто начнет первым рисовать.

Рукавички

получиться

одинаковыми,

попытайтесь договориться об этом».

После окончания процесса рисования семейные пары показывают и представляют

свою работу, отвечая на вопросы ведущих. Участники, наблюдающие за представлением,

высказывают

впечатления.

стимулируют

позитивный

психологически

поддерживают

выступающих.

9. Упражнение

«Марсианский

футбол», целью

которого

является

создание

ситуации сотрудничества и взаимодействия. Группа участников тренинга разбивается на

две футбольные команды. Игра проводится в просторном помещении, соответствующем

безопасности.

противоположных

помещения

оборудуются

«ворота». Вратарями становятся по одной паре «ребенок-родитель» из каждой команды.

Ведущие играют роль судей.

10. Прощание при свече: «Я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши

печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши

лица улыбкой и любовью» Д-р пара: «я тебя люблю». Пожелания участникам. А теперь

мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вдохнем и дружно погасим свечу.

11. «Продолжи предложение». Отзыв о работе в тренинге

Мне понравилось ___________

Мне не понравилось ___________

Инструкция

Когда люди влюбляются, все их чувства становятся как будто ориентированы на другого человека. Они начинают любить музыку, которую слушает любимый человек или смотрят с ним фильмы или передачи, которые никогда бы не стали смотреть сами. Любовь – и это не пустые слова, потому что изменения происходят на нейронном уровне в мозге. Любовь делает человека восприимчивым, и в период самых горячих отношений люди привыкают к таким вещам друг в друге, к которым было бы сложно привыкнуть, не связывай их нежные чувства. Именно в это время рождается какое-то особенное умение чувствовать партнера.

Можно вспомнить физику. В школе учителя рассказывали, что если сжать две пластины из разных металлов и прижать их хорошенько друг к другу (обычной силы рук, конечно, не хватит), чтобы расстояние между ними стало маленьким на молекулярном уровне, то частицы, из которых состоят металлы, начнут проникать из одной пластины в другую. Для людей такой силой является любовь. Так и получается, что влюбленные люди начинают понимать друг друга с полуслова, им бывает достаточно одного или легкого изменения выражения лица, чтобы понять, что происходит с партнером. А некоторые, как говорят, способны чувствовать друг друга и на расстоянии!

Если чувства в вашей паре немного остыли, то может показаться, что прежнее понимание ушло, и что никто уже не относится к партнеру так внимательно, как раньше. Но если вы задумались об этом, значит, это для вас важно? Взаимопонимание всегда можно наладить снова, и умение чувствовать друг друга вернется. Для этого постарайтесь больше внимания уделять партнеру. Выслушивайте его. Для многих людей крайне важно высказаться, но часто, если они видят, что слушают их без внимания, они просто замолчат. А кто-то наоборот начинает болтать без умолку. Это тоже своеобразная реакция: человек может не осознавать, но в основе его поведения лежит паника, что его не замечают. Вот он и старается выплеснуть как можно больше, говорит и говорит, лишь бы сказать хоть что-то.

Как научиться слушать? Слушать – это не значит с отсутствующим видом сидеть рядом, когда ваш партнер рассказывает свои истории. Слушать – это когда вы пропускаете через себя все, что вам сказано. Это умение сочувствовать и сопереживать, это восприятие информации не только ушами, но и другими органами чувств, когда вы читаете между строк, слышите то, что человек не сказал вам прямо, но о чем он думает.

При внимательном отношении друг к другу взаимопонимание в паре и умение чувствовать друг друга со временем только возрастают. Некоторые люди, прожившие вместе не один десяток лет, кажется, уже и вовсе не нуждаются в словах, они как будто умеют обмениваться мыслями. К сожалению, в современном мире такие пары встречаются все реже.

В этой книге я буду говорить вам правду, и называть вещи своими именами. Вы не свободны. Не свободны с рождения. Вы не свободны финансово, духовно, морально, сексуально, физически и умственно. Финансовая свобода достигается, когда душа перерастает свои детские капризы и становиться способна творить для людей. Бедные люди это рабы своих капризов. Духовная свобода – это активность духа. Свободный дух это всегда сочетание стремления к развитию и боли осознания. Человек со свободным духом ярко видит трагедию окружающих людей, и обречен жить среди них. Моральная свобода – это свобода вашего кодекса от давления окружающих. Она достигается, когда вам становиться безразлично мнение общества, которым вы окружены. Человек обладающей моральной свободой должен бросить вызов духу времени и победить. Сексуальная свобода – это умение получать свое удовольствие от секса вне зависимости от норм и предписаний общества, которым вы окружены. Эта свобода достигается, когда человек прекращает свою погоню за нравственными идолами и напоминает себе «кто в доме хозяин». Физическая свобода это здоровое тело, которое регулярно укрепляется.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика Полного Освобождения (Юрий Вектор, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Мы чувствуем друг друга

В нашей Школе все участники могут чувствовать эмоциональное состояния друг друга. Повышенная чувствительность позволяет более быстро воспринимать передаваемую Наставником информацию.

За годы обучения в школе я не встречал ни одного человека с какими-то выдающимися способностями. Я говорю об экстрасенсорике. Что сделало меня отчасти скептиком относительно вообще возможности подобных сверхъестественных возможностях человека.

Зато я был свидетелем «чудес» воли и трудолюбия, окружавших меня людей, и видел плоды, которые давала их работа. В свое время я метался между практиками, дающими сверхъестественные возможности или работой, которая способствовала развитию в человеке силы воли и терпения. Благодаря Наставнику я выбрал второе, и честное слово ни разу об этом не пожалел.

Для того чтобы достигнуть высот в вашем деле вам понадобиться команда. Причем команда, состоящая из более одаренных и способных людей, чем вы. Чтобы команда была сплоченной, вам необходимо уметь слушать и слышать, что ваши партнеры пытаются до вас донести. Вот здесь вам пригодиться следующая техника.

Информация, которую считывает практик, может быть как личного характера так и, например, о состоянии здоровья, эмоциональном настрое и пр. Этой техникой я овладел за два месяца ежедневных тренировок.

Моральный вопрос о проникновении в чужую жизнь, который в начале волновал меня, со временем сошёл на нет. Объясню почему. Когда у вас в ходе практики появятся первые результаты, допустим, вы ясно осознаете, как думает о вас знакомый, больше применять технику без надобности не захочется. Будет ощущение, что нырнули с головой в унитаз.

Сами посмотрите на свои мысли в течение дня. Захотите в них очутиться внезапно без подготовки?

Техника применяется нами в Школе для осведомления, что с друг другом все в порядке. В своей личной жизни, в бизнесе я регулярно применяю ее, чтобы лучше почувствовать мотивы своих клиентов.

Этой технике Наставник Иван Егорович начал обучать меня у себя в квартире в центре Санкт-Петербурга, где часто собирались его ученики. Он попросил меня снять верхнюю одежду и встать прямо. Затем, под его руководством я тер ладони друг о дружку и параллельно объяснял себе, что могу слышать чувствовать или любым иным способом получать информацию о человеке с помощью спины. В это время он натер мне спину мазью, состав которой я напишу ниже.

Разогретыми пальцами я несколько раз провел по своей груди, пока не появились мурашки. Разница в ощущениях от разогретой спины и покрытой мурашками груди увлекла меня, и я стал визуализировать образы, изученные мною заранее.

В конце концов, я устал, однако сосредоточившись на Наставнике, почувствовал явное раздражение. Я сообщил ему об этом. Все, кто был в комнате, засмеялись, Иван Егорович сказал, что я сделал все верно.

Алгоритм развития чувствительности спины.

Несколько дней визуализируйте следующие образы по 5-10 минут каждый.


1. Вы стоите босыми ногами на мокрой влажной земле. Дует свежий ветер. От него вся кожа покрывается мурашками. Он заставляет ваше тело немного вибрировать. От земли пахнет прошлогодней травой и талым снегом. Воздух очень чист и наполнен кислородом. Дышать легко. За вашей спиной начинает прорастать пшеничный колос. Он быстро растет и достигает вашей поясницы. Колос медленно подымается вверх, касаясь волосками позвоночника, лопаток, макушки, от чего по голове начинают бегать мурашки.

2. Встаньте прямо и почувствуйте ваш позвоночник. Его основу, изгибы и окончание. Представьте, что он натягивается словно струна. Теперь вы в поле и вас окружают тысячи маленьких фей. Эти добрые создания периодически касаются вашего натянутого позвоночника, от чего тот начинает звучать и вибрировать. Каждое прикосновение создает новую неповторимую ноту. Вам хорошо от этой музыки. Это ваша музыка. Запомните несколько мотивов, которые родятся в вашем сознании.

3. Вы покрыты ледяной коркой. Не можете пошевелиться. Вдруг некий голос говорит вам заклинание, с помощью которого можно победить лед. Вы произносите его, и в вашей спине просыпается давно забытое чувство тепла. Вам так хорошо. Усильте тепло. Лед начинает таять. От ног и рук отламываются огромные куски льда, и с треском разбиваются об пол. Тепло нарастает. Из спины оно перетекает в грудь, руки и ноги. Поблагодарите свою спину за то, что она помогла вам выжить.


Визуализация у всех работает по-разному. Достаточным и хорошим условием будет, если вы заучите три данные выше практики и при их проработке у Вас будут возникать хоть какие-то отклики в спине. Если у вас сразу появляются мурашки и тепло, значит можно приступать к упражнению. Если ощущение тепла тусклое, можно помочь себе специальной мазью. Наставник рекомендовал смешивать одну столовую ложку меда и одну столовую ложку тертых кофейных зерен. Этой смесью он натирал нам спины в первый день практики, затем надобность в мази отпала.


1. Каждый день в любое время суток становитесь прямо и оголяйте торс.

2. Несколько секунд разогреваете ладони трением их друг о друга.

3. Повторяете по памяти три визуализации в любом порядке, параллельно с этим осознанно и не теряясь в фантазиях проговариваем: «Мой организм умеет видеть спиной. Он умеет слышать спиной и чувствовать спиной. Он всегда это умел. Моя спина способна почувствовать, о чем сейчас думает другой человек. У нее получается любым удобным способом».

4. Когда тепло в спине станет максимальным, начинайте водить тыльной стороной пальцев по груди и животу. Поглаживайте себя. Должны пробежать мурашки. При этом продолжаем удерживать в сознании образы визуализации и проговаривать про себя текст и п.3.

5. Когда контраст ощущений между жаром в спине и холодом на груди и животе станет максимальным, прекратите все визуализации и остановите ход мыслей. В эти секунды почувствуйте, как что-то внутри вас вибрирует, словно натянутая струна.

6. Усиливайте ощущение вибрации или просто сосредоточтесь на нем и подумайте о ком-то, вспомните человека.

7. У вас тут же измениться эмоциональное состояние. Возможно, появятся догадки или обрывки незаконченных мыслей. Это мысли человека, о котором вы подумали.

8. Поблагодарите себя.


Залог успеха – регулярность, спокойствие, пофигисткое отношение к результату, словно он и не нужен. Вы как на пробежке в лесу. И так понятно, что будет результат, и мышцы окрепнут, но вы об этом не думаете, а просто наслаждаетесь процессом.

На сороковой день всем практикующим удается полноценно ощутить своего родственника или близкого друга.

За неделю упражнение можно довести до автоматизма, тогда оно занимает не более 4–5 минут. Вначале рассчитывайте на 15–20 минут.

Предложенная техника обладает следующими положительными свойствами:


– по мере выполнения укрепляется воля человека

– улучшается сон

– снимается напряжение в мышцах спины

– укрепляется вера в свои силы