В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Источники:

При академии художеств функционирует 4 учебных заведения: институт имени Сурикова, институт имени Репина и Московский и Санкт-Петербургский лицеи. Лицеи дают среднее образование и принимают в свои стены только школьников. А вот институты нацелены на более взрослую категорию и дают высшее образование.

Вам понадобится

  • Собственные работы, справка от окулиста.

Инструкция

В Московский академический художеств енный Российской художеств принимаются школьники в . Лицей отбирает детей, проявивших особые способности в изобразительном искусстве. Чтобы попасть , принесите домашние работы: рисунок с натуры, живопись с натуры или скульптура, . Если работы понравились – дело за последним: приносите заявление и ряд документов.

А вот примерный список требований, который предъявляет к своим абитуриентам Московский государственный академический имени Сурикова. Чтобы поступить в академию художеств , сдайте ЕГЭ. Какие предметы сдавать, зависит от факультета. Если поступаете на архитектуру – и русский, на графику, живопись и скульптуру – русский и литературу, а на искусствоведа – литературу, русский и историю.

Творческие (профильные) испытания. Самый многочисленный факультет института – живопись. К своим абитуриентам предъявляет требование предоставить работы по рисунку, живописи и композиции. Рисунок – это голова, обнаженная модель, наброски с натуры; живопись - натюрморт с натуры, пейзаж, портрет с ; композиция – работа тему.

Если вы видите себя , то от вас требуются работы по тем же категориям. Только в рисунке – голова должна быть гипсовая, в живописи – работы акварелью, а в композиции – рисунки с натуры архитектурных объектов.

После сдачи всех испытаний абитуриенты оцениваются по 100-балльной шкале. Набравшие больше всех баллов успешно поступают в институт. Чтобы быть зачисленным, напишите заявление на имя ректора и сдайте документ о среднем образовании, результаты ЕГЭ. В заявлении укажите ФИО, дату и место рождения, место жительства, паспортные данные, специальности, на которые претендуете, указав форму и условия обучения. Напишите и о наличии дипломов призера олимпиад (если есть) и о необходимости размещения в общежитии.

Полезный совет

Вам понадобится справка от окулиста с заключением "Цветоощущение - норма".

Источники:

  • Российская Академия Художеств

Становление новой системы образования сбило с толку многих. Непросто разобраться в ступенях высшего образования (бакалавриат, магистрат, специалитет), еще сложнее понять особенность ВУЗа по его наименованию и статусу. К примеру, вряд ли кто-то уверенно скажет, чем отличается университет от академии и почему исчезают институты.

Академия

Понятие «академия» возникло еще в бытность философа Платона. Как передает легенда, древний мыслитель любил прогуливаться по саду, называемому Академ. Позднее, учредив школу, Платон дал ей название «Академия». Она была чем-то вроде кружка по интересам. Ее предназначение - учить наукам, находящимся в одной узкой специализации - сохранилось и по сей день. Направление области, в которой преподаются знания, отражается в названии учреждения, например: «Уральская художественная академия».

Университет

Чуть выше по рангу занимает место университет. Главное его отличие от академии в том, что данный ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, объединяя несколько факультетов по разным специальностям. В стенах одного учебного заведения можно встретить как будущих физиков или летчиков-испытателей, так и преподавателей пения или математики. Это не значит, что уровень знаний, которые преподносит университет, на порядок выше, чем программа академий.

Академии, как и университеты, имеют право на научно-исследовательскую деятельность, а также на методические разработки и их внедрение по своему профилю.

Перемены

Жизнь течет и меняется, вместе с тем вносит свои коррективы. Бывают случаи, когда человек поступает учиться в академию, а заканчивает университет. Переименование и смена статусов - явление не такое редкое, связанное с введенной обязанностью ВУЗов проходить периодическую переаттестацию и подтверждать количество специальностей (кафедр), по которым идет набор и обучение, а также статус преподавательского состава, который претендует на право готовить специалистов с высшим образованием.

Ежегодно пара-тройка ВУЗов из университета переходит в разряд академий, не сумев набрать нужное количество студентов или подтвердить выполнение образовательного стандарта по заявленным специальностям.

Влияет ли ранг ВУЗа, выпустившего специалиста в свет, на предпочтения работодателей? В подавляющем большинстве ответ однозначен - никак не влияет. Поэтому, выбирая свой путь после школьной скамьи, не стоит зацикливаться на статусе заведения, по сути, программа академии ни чем не будет отличаться от программы университета. Куда как важнее правильно определиться с направлением специализации.

Университетом имеет право называться любое высшее учебное учреждение, в котором ведется обучение специалистов в разных областях, не менее чем в семи отраслях научного знания. Этим он отличается от института, где обучение идет в одной профессиональной области.

Что такое институт?

Институтом (institutio в переводе с – «учреждение») называют высшее учебное и научное учреждение, в котором ведется обучение и научная работа в одной профессиональной области.
Примером может служить МАИ (Московский авиационный институт), где готовят специалистов широкого профиля, но только в одной профессиональной области авиастроения.

Свыше 55% преподавателей института должны отличаться учеными степенями. Также регламентирован объем научных исследований и выделенный под них . Институт - базовая единица в системе высшего образования, является наиболее распространенным типом высшего учебного заведения (вуза). Часто институтами называют военные и силовые образовательные учреждения. Руководит институтом директор или начальник института. Его выпускниками становятся и за исключением некоторых художественных или военных вузов.

Что такое университет?

Университетом (лат. universitas - «совокупность», «общность») называли в Средние века корпорацию преподавателей и учеников, которые жили в одном месте, осваивая науки в непосредственном общении друг с другом. В современном мире университетом называют вуз, в котором ведется научная и образовательная работа не менее чем в семи направлениях знания. В этом его основное отличие от института. Современные требования к университетам достаточно высоки: преподавательский состав должен применять инновационные методы обучения и проводить широкие научные исследования в обязательном порядке.
Научные исследования в университете должны проводиться по пяти научным отраслям. Объем финансирования исследований регламентирован на сумму в десять миллионов рублей за пять исследовательских лет.

Университет обычно делится на факультеты, а факультеты на кафедры. Соответственно административная структура университета состоит из ректора, проректоров и деканов, которые возглавляют факультеты. Дальше идут заведующие кафедр. Требования к научному университета выше, чем институтские: не менее 60% преподавательского состава должны иметь научную степень. Также на сто студентов должно приходиться как минимум четыре аспиранта.

Многие университеты действуют как огромные учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят целые институты и лаборатории. В России существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и два университета с особым статусом - МГУ и СПбГУ.

В силу исторических особенностей развития науки и системы образования в разных странах понятия «ученое звание» и «ученая степень» определяются по-разному, отсюда и понимание их места и роли в науке и образовании может значительно отличаться. Широкое развитие международного образования и научного сотрудничества заставляет искать общие моменты и вырабатывать хотя бы приблизительную шкалу сравнения этих понятий. В нашем сегодняшнем материале мы рассматриваем основные отличия российской и западной системы ученых степеней и званий.

Ученая степень: присудить

Ученая степень во многих странах – это квалификация научного сотрудника, которая отражает достигнутый научный уровень.

В университетах западных стран существует следующая система академических и ученых степеней :

  • Академические степени или квалификации – это бакалавр и магистр (в некоторых странах магистр рассматривается как ученая степень).
    • По правилам, принятых в странах Болонского процесса, бакалавр рассматривается как академическая степень, свидетельствующая о получении высшего образования. Иногда определяется как квалификация по определенной специальности.
    • Магистр – это следующая за бакалавром академическая степень, направленная на углубление специализации, полученного высшего профессионального образования.
  • Ученая степень (одна единственная): доктор философии (Ph.D.). Здесь имеется в виду не собственно сама философия, а наука вообще. Все перечисленные степени присуждаются университетами и научными учреждениями.

В России сегодня существует две системы подготовки специалистов , имеющих академические степени и квалификации.

  • Первая состоит из подготовки бакалавров (4 года обучения) и магистров (6 лет обучения). Бакалавры и магистры изначально рассматривались в нашей стране как выпускники высших профессиональных учебных заведений. Причем степень бакалавра соответствовала высшему образованию первого уровня, которое было ниже степени магистра и квалификации дипломированного специалиста.
  • Вторая система еще с советских времен выпускает дипломированных специалистов с 5-летним сроком обучения.

Ученых степеней в России также две: кандидат наук и доктор наук . Ученая степень присуждается на основе защиты кандидатской или докторской диссертации Учеными советами ВУЗов и утверждаются Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки РФ по определенной научной специальности, отражаемой в шифре и названии отрасли знания. Например, кандидат исторических наук или доктор биологических наук.

Ученое звание: присвоить

Ученое звание – это квалификационная ступень научных и научно-педагогических сотрудников, отражающая различные уровни и объемы выполнения академической и научно-педагогической работы. Обладатели ученого звания могут не только проводить индивидуальные научные исследования и обучение учеников, но и организовывать эти процессы на высоком квалификационном уровне.

В России официально существуют два ученых звания: доцент и профессор. При этом ученое звание следует отличать от должности. Например, доцент – это ученое звание или должность ? Одновременно и то, и другое: есть звание доцент, и есть должность доцент. В идеале они должны совпадать, то есть должность доцента предназначена для ученого, имеющего звание доцент. Но иногда должность доцента может занимать человек, не обладающий этим научным званием.

Кто присваивает ученое звание?

Ученые звания присваивает Минобрнауки по представлению образовательных организаций высшего образования.

Ученое звание доцента может быть присвоено научно-педагогическому работнику, который замещает должность доцента, педагогический стаж которого - не менее 3 лет, а количество опубликованных научных работ - не менее 20.

Ученое звание профессора может быть присвоено научно-педагогическому работнику, который замещает должность профессора, заведующего кафедрой, декана факультета и имеет звание доцента. Педагогический стаж кандидата в профессоры должен быть не менее 10 лет, а количество опубликованных научных трудов - не менее 50.

Как правило, званию доцента соответствует ученая степень кандидата наук, а званию профессор – доктор наук. В области искусства, физической культуры и спорта также присваиваются научные звания профессора и доцента, но по другим утвержденным критериям. Для их присвоения не обязательно иметь ученые степени кандидата или доктора наук.

Присвоенные научные звания имеют бессрочный «пожизненный» характер. В то же время лица, имеющие научные звания могут быть лишены их в случае несоответствия или нарушения требований Положения о присвоении ученых званий.

За рубежом научные звания совпадают с занимаемыми должностями. Если сотрудник получает должность профессора, то с этого момента он именуется профессором до того времени, пока он занимает эту должность. В ряде ведущих университетов есть пожизненное звание профессора вместе с закрепляемой за ним должностью. Таким образом, труд ученого на западе оплачивается по занимаемой должности, а за звание деньги не платятся.

Почетные звания и степени

Кроме официальных ученых степеней и званий в научном мире, существуют еще почетные звания и степени. Например, звание Почетный член Академии наук Российской Федерации носил известный конструктор, доктор технических наук (по совокупности открытий и изобретений) М.Т.Калашников. В 2015 году утверждено почетное ученое звание «Профессор Российской академии наук (РАН)» , которое присуждается за заслуги в научной деятельности.

В западных странах за большие заслуги перед наукой и культурой присуждается Почетная докторская степень (honoris causa) , что в переводе означает «ради почета», то есть без защиты диссертации. Как правило, речь идет о людях, которые в результате своей социальной и практической деятельности внесли большой вклад в развитие общества, научной мысли и культуры.

Несмотря на все различия в ученых степенях и званиях международная практика показала, что существуют реальные возможности для практического сравнения квалификационных систем разных стран в науке и образовании. Частично этот вопрос решается международными договорами и соглашениями, частично присоединением стран к Болонскому процессу. Например, ученые степени кандидата и доктора наук приравниваются к Ph.D., а научные звания доцента и профессора – к западному званию профессора в каждом конкретном случае, в зависимости от области знания (гуманитарные, естественные, технические науки).

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию - получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот - наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 - членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента - 3 года, для профессора - 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Как получить ученое звание доцента

Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

  1. Ученая степень кандидата наук.
  2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
  3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
  4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
  5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

Как получить ученое звание профессора

Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

  1. Наличие ученой степени доктора наук.
  2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
  3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
  4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
  5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
  7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
  8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
  9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений - повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий.

В Россиисистема на данный момент смешанная: частично применяется новая система с выпуском бакалавров (4 года) и магистров (6 лет), частично старая с выпускомдипломированных специалистов(5 лет). Применяется унаследованная отСоветского Союзасистема германского образца, в которой существуют две степени:

    кандидат наук,

    доктор наук.

В настоящее время ученая степень как кандидата, так и доктора наук присуждается диссертационным советом. Однако, если для получения диплома кандидата наук достаточно положительного решения совета, то для получения диплома доктора наук необходимо также наличие положительного заключения экспертного совета соответствующего направленияВысшей аттестационной комиссиейприМинобрнауки России. Лица, которым ученые степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций.

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертациюи защитить её на заседании диссертационного совета, созданного привузе,НИИили другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и соискаемой степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским, ветеринарным и юридическим наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского, ветеринарного или юридического образования соответственно. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п.

До конца 2013 г. в Российской Федерации присваивались учёные звания доцента по кафедре и профессора по кафедре в высших учебных заведениях, доцента по специальности и профессора по специальности в научно-исследовательских учреждениях. Учёные звания доцента и профессора по специальности присваивались также лицам, занимающим должности научных сотрудников в высших учебных заведениях (то есть занимающимся в основном научной, а не научно-педагогической деятельностью). Учёное звание доцента присваивают, как правило, кандидатам наук, а учёное звание профессора - как правило, докторам наук.

С декабря 2013 года введены учёные звание профессора и доцента без указания «по кафедре» или «по специальности», ранее существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно с этим усложняется сама процедура получения учёных званий. Так, одним из обязательных условий для присвоения учёного звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее чем трёх лет учёного звания доцента. Ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевших до этого учёного звания вообще.

Учёные звания как по кафедре, так и по специальности присваивались Министерством образования и науки России, исходя из заключения Высшей аттестационной комиссии. Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. До 2006 года в РФ (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

Не следует путать учёные звания доцента и профессора (а также старшего научного сотрудника и другие, перечисленные ниже) с должностями в вузах и НИИ, имеющими аналогичные наименования. Как правило, учёное звание присваивается после определённого времени работы на соответствующей должности (при выполнении ряда других необходимых условий), однако звание присваивается пожизненно и сохраняется за его носителем и при смене должности, места работы, после ухода на пенсию. Например, преподаватель, имеющий учёное звание доцента, может занимать должность профессора, профессор по званию может работать деканом или старшим научным сотрудником и т. п.

Наличие учёного звания (как и учёной степени) даёт право на определённую законом надбавку к должностным окладам (ставкам) для служащих ряда силовых федеральных органов и для военнослужащих-контрактников (10 % за звание доцента, 25 % за звание профессора), для сотрудников прокуратуры (5 % и 10 %, соответственно).

Если вы решили работать преподавателем, то вам необходимо ориентироваться в должностях на кафедрах вузов: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, знать, в чем состоит между ними разница, и, каким требованиям должен отвечать кандидат на каждую должность, чтобы представлять, к чему нужно быть готовым.

Если вы уже имеете опыт научно-педагогической деятельности, возможно, защитили кандидатскую диссертацию, но сомневаетесь в верности понимания, что есть должность, ученая степень, ученое звание, разъяснения в этой статье вы также найдете.

Если вы просто проявляете праздную любопытность, кто выше: профессор или доктор наук? Тоже ищите ответ в статье.

Как устроиться на работу преподавателем в вуз?


+ Улучшить диплом

Если вы хотите в последующем работать преподавателем, а до окончания профильного вуза еще есть достаточно времени, то не теряйте его зря и поработайте над своими оценками. Это звучит банально, но на практике оказывается правдой: работодатели действительно смотрят на оценки в дипломе, и чем выше они, тем больше возможностей трудоустройства для вас открывается, а троечники оказываются никому не нужны.

Если диплом уже получен, и ничего уже изменить нельзя, то, к сожалению, мне не известны факты того, чтобы в вузе работали преподаватели с тройками по профильным дисциплинам (Вы знаете такие случаи? Поделитесь ими в комментариях!).

+ Составить резюме, снабдив его фотографией

Готовое резюме обязательно должно быть с фотографией, так работодателю будет легче объединить и запомнить как одно целое: вас, ваше резюме и собеседование с вами. Представьте, у него / нее в столе может лежать куча бумажек, достав какое-то резюме, ему / ей будет сложно вспомнить человека, собеседование с ним, и произведенное на него / нее впечатление, при наличии фотографии - вопрос снимается.

+ Лично связаться с завкафедрой

Если вы уверены в своем желании найти работу преподавателем и имеете готовое резюме, следующим шагом будет поиск контактов завкафедрой вуза, где вы хотели бы работать, потому что именно она / он, а не какое-то другое должностное лицо вуза, осведомлена, есть ли у нее / его свободные ставки, либо, когда они освободятся. Зная фамилию, имя, отчество, рабочий телефон завкафедрой, нужно связаться с ней / ним, и, в случае вакансии, вас пригласят на собеседование.

При этом разговор с завкафедрой по телефону повышает шансы назначения собеседования по сравнению с отправкой резюме по мейлу.

Подумайте, зачем вам трястись пару недель в ожидании возможного отклика работодателя на ваше резюме, а работодателю совершать лишние телодвижения в виде поиска встречи с вами? Вам лучше сразу получить ответ: «да, у нас есть вакансии, приходите на собеседование», либо: «нет, и не предвидятся», и двигаться дальше, искать другие варианты решения проблемы, как устроиться преподавателем в вуз. Работодателю же, в его позиции, обычно не приходится «бегать» за кадрами, в вузе, как правило, немного вакансий, и именно кандидату, желающему устроиться на работу, пристало проявлять бО льшую инициативу.

+ Выбрать удачное время

Успешно устроиться на работу преподавателем вуза поможет удачно выбранное время поиска работы.

Обычно нагрузка между преподавателями распределяется на УЧЕБНЫЙ год, а он стартует 1 сентября. Начинают предварительно распределять нагрузку весной.

Как известно, учебный год разделен на 2 семестра, и преподаватели чаще всего увольняются, читай: освобождаются места, в начале семестра.

Из вышесказанного вытекает, что примерно в мае, июне завкафедрой будет примерно знать нужны ли ему / ей будут новые преподаватели на следующий учебный год. => лучше связаться с завкафедрой в мае, июне.

Но в любом деле частно оказывается не так, как планируется, так и здесь: какой-то преподаватель нашел другую работу и решил уволиться, делает он это обычно с начала 1 семестра, реже - с начала 2 семестра. => мониторить вакансии можно в конце августа, начале сентября, конце декабря, январе.

Бывает, что и в середине года кто-то куда-то уходит, тогда завкафедрой приходится понервничать, чтобы хоть кого-то найти, а в разгар учебного года это очень сложно, все устроены и работают на своих местах. Вот здесь-то он / она открывает папочку с накопленными резюме кандидатов, и ваша фотография в резюме может сослужить вам хорошую службу: он / она одного смутно припомнит, другого еле-еле, а вас вспомнит и пригласит на собеседование!

Как проходит конкурс на замещение вакантной должности преподавателя вуза?

Я отвечу. По первому пункту: информацию о действительно свободных местах на кафедрах университетов не подают ни на биржы труда, ни публикуют в интернете; по второму пункту: размещение объявлений о конкурсе на замещение вакантных должностей в университете - это формальность, выполнение требований процедуры проведения конкурса, а на каждый пост уже есть реальное лицо, которое сейчас претендует, а чуть ранее занимало эту должность, у него просто истек срок трудового договора.

Дело в том, что это происходит согласно принятой в университетах практики, ввиду следования Положению о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденному Министерством образования и науки РФ (крайнее - в 2015 году):

" 1. Настоящее Положение <…> определяет порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет .
3. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующие должности (далее - конкурс)."

// garant.ru

Практика показывает, что с преподавателем заключается трудовой договор на срок до 5 лет (это может быть, как 1 год, так и 3 года, либо другая цифра до 5), случаи утверждения бессрочных договоров мне неизвестны, это происходит, возможно, с именитыми профессорами (если вам известны обстоятельства, примеры, когда заключают с преподавателями бессрочные договора, расскажите в комментариях).

Так вот, чтобы занять определенную должность на кафедре, нужно пройти по конкурсу, а значит подтвердить свое соответствие этой должности. Конкурсы позволяют держать преподавателей в тонусе, заставляют их развиваться, так как подходящий кандидат - это обычно преподаватель, отвечающий следующим требованиям: прошедший повышение квалификации, опубликовавший научные статьи, выпустивший учебно-методические пособия, имеющий стаж работы, и другое.

Среди этапов проведения конкурса можно выделить следующие: заполнение соискателем пакета документов, отчет кандидата перед членами кафедры, на которой он претендует продолжать работать, утверждение кандидата на заседании конкурсной комиссии института / университета, утверждение кандидатуры ученым советом института / университета - это вкратце.

Должности в университете по возрастанию

Самая низкая должность преподавателя вуза - ассистент . Он, точно так же как другие преподаватели, ведет практические или семинарские занятия, но не может быть допущен к чтению лекций. Зарплата у ассистента самая низкая, но и требования к кандидату на эту должность минимальные - стаж работы от 1 года, а после окончания аспирантуры - отсутствует условие наличия стажа.

Следующая должность в университете по возрастанию - старший преподаватель . Преподаватель в этой должности также не допускается к чтению лекций. Но требования к работнику, претендующему на нее, достаточно высоки: и стаж работы не менее 3-х лет и, в случае наличия степени кандидата наук - стаж работы также необходим. Вдобавок, кандидат на должность должен представить результаты ведения научно-исследовательской и методической работы: наличие опубликованых научных статей, выпуск учебно-методических пособий.

Для подавляющего большинства преподавателей, не защитивших кандидатскую диссертацию, а значит, не имеющих степени кандидата наук, должность старшего преподавателя - это потолок развития на кафедре в вузе.

Должность доцента на кафедре в университете дается при наличии ученой степени кандидата наук (то есть успешной защиты кандидатской диссертации) и стажа научно-педагогической работы, то есть работы в вузе преподавателем, не менее 3-х лет или ученого звания доцента.

Старший преподаватель и доцент, разница, как мы видим, заключается в следующем:

Старший преподаватель - должность ниже доцента.

Наличие степени кандидата наук является главным условием для претендента на должность доцента.

Необходимый научно-педагогический стаж работы представляется основным требованием для претендента на должность старшего преподавателя.

Должности преподавателей в университете включают также такую, как профессор , до нее может дослужиться только преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук (а значит, защитивший докторскую диссертацию), или ученое звание профессора, а также стаж работы от 5 лет.

Разница между доцентом и профессором состоит в следующем:

Должность доцента ниже должности профессора.

Наличие ученой степени кандидата наук (или ученого звания доцента) является главным условием для претендующего на должность доцента.

Ученая степень доктора наук (или ученое звание профессора) представляется необходимым требованием для претендента на должность профессора.

Должность и степень

Теперь вы знаете, какие должности могут занимать преподаватели на кафедре, но я упоминала также такое понятие, как ученая степень - стоит остановиться на нем подробнее.

Ученых степеней в России две: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы получить степень кандидата наук , нужно поступить в аспирантуру, по окончании которой защитить кандидатскую диссертацию - научное исследование, посвященное определенной проблеме.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты?

Степень доктора наук присуждается после успешной защиты докторской диссертации, написанной во время обучения в докторантуре. В докторантуру можно поступить только уже имея ученую степень кандидата наук.

Доцент это должность или ученая степень? Доцент и кандидат наук, в чем разница?

Таким образом, отвечая на вопрос: доцент это должность или ученая степень, - можно сказать, что доцент - это должность, занимаемая преподавателем на кафедре, имеющим обычно ученую степень кандидата наук.

Доцент и кандидат наук, в чем же разница? Отличие доцента от кандидата наук в том, что, как вы уже знаете, доцент - это должность преподавателя на кафедре вуза, а кандидат наук - ученая степень, присуждаемая ему в результате успешной защиты кандидатской диссертации.

Чем отличается доктор наук от профессора? Кто выше профессор или доктор наук?

Доктор наук и профессор - разница в том, что доктор наук - это ученая степень, присуждаемая исследователю, защитившему докторскую диссертацию. А профессор - должность преподавателя на кафедре университета, которую может занимать, в подавляющем большинстве случаев, преподаватель, имеющий степень доктора наук.

Ответить на вопрос: кто выше профессор или доктор наук, на мой взгляд, невозможно, потому что эти понятия относятся к разным системам ранжирования научных работников.

Профессор - является должностью, самой высокой на кафедре: ассистент -> старший преподаватель -> доцент -> ПРОФЕССОР.