Наталья Митина (Талдыкорган, Казахстан)

Музыкальное воспитание – понятие емкое и многогранное. Объем понятия и, связанный с этим спектр направлений воспитания учителя-музыканта, определяет самую главную особенность его образования: он должен обладать широким кругозором, ориентироваться в самых различных областях музыкальной культуры. Подготовка учителя музыки определяется не только содержанием профессии и спецификой самого предмета – музыка, как живое образное искусство, но и использованием различных форм воспитания и обучения в педагогическом вузе. Поступив в вуз, студент сталкивается с разнообразными формами вхождения в музыку. Одной из таких форм является беседа о музыке, возможности которой в музыкальном воспитании используются не в полном объеме. Включение детей в активную беседу о музыке способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, формированию адекватных общечеловеческих норм и критериев оценки явлений действительности.

Еще древние философы, размышляя о беседе, считали, что беседа - это средство снискания расположения другого человека в процессе общения. Софокл и Эпикур говорили о беседе как о философской дискуссии, в процессе которой человек умножает свои знания. Сократ в свою очередь пользовался системой специально подобранных вопросов беседы, доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к самостоятельным выводам.

В психологии понятие «беседа» рассматривается как «полноценное общение, в процессе которого идет считывание информации» ; как реконструкция в сознании внутреннего мира друг друга . Таким образом, общение в процессе беседы позволяет открывать внутренний мир человека, а также получать информацию извне.

По мнению А.К. Маркова, полноценная беседа становится возможной, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания, дать себе отчет в том, что представляет собой собеседник по общению .

В педагогике за применение беседы в обучении и воспитании высказывались В.А. Сухомлинский, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, А.И. Незеленов и др. В их исследованиях «беседа» рассматривается как вопросно – ответный метод обучения, применяемый учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения полученных ранее.

В свою очередь В.И. Водовозов на уроках со школьниками рекомендует использовать беседу, как активное средство воспитания духовности и нравственности . Он утверждает, что «лучше пройти немного, да с теми подробностями, которые оставляют в душе живое вечное знание» . Автор в свою очередь подчеркивает, что ценность беседы в ее познавательности и доступности для обучающихся.

По мнению В.П. Острогорского, беседа – это фактор сближения учителя и учащихся, в процессе которой у учеников должно быть сформулировано особое душевное настроение, названное им «этико-эстетическим». По словам педагога, это, с одной стороны, направит и укрепит волю ко всему доброму; с другой – при развитии критического ума и эстетического вкуса, поможет ученикам правильно и разумно относится и к явлениям жизни и к произведениям литературы. Он возрождает традицию литературных бесед, сближающих, по его мнению, учителя и учащихся и способствующих «оживлению классного урока» .

А.И. Незеленов также важное место отводит проведению с детьми литературных бесед. Он считает, что беседа – это «форма нравственного общения с учащимися». По мнению В.А. Сухомлинского беседа учителя с учащимися – «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника». Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу» .

Использование бесед о музыке в эстетическом воспитании школьников признано в современной музыкальной педагогике перспективным направлением. За активное использование беседы процессе музыкального воспитания и обучения и развитие лекторских качеств у будущего учителя музыки высказывались Д.Б. Кабалевский, Л.Г. Арчажникова, К.С. Тюребаева и др.

Под термином «беседа о музыке» мы обычно подразумеваем контакт слушателей с «живой» музыкой, по поводу которой и ведется беседа; иногда это короткий заключительный разговор о прослушанном произведении, о впечатлении, какое произвело данное произведение на учащихся. Многолетнее общение Д.Б.Кабалевского с детской аудиторией дало ему возможность для создания определенной системы сначала в беседах с ребятами, затем в статьях, радиопередачах, в книгах. По мнению Д.Б. Кабалевского, беседа – это способ заинтересовать слушателей, эмоционально увлечь их, «заразить их своей любовью к музыке». Он утверждает, что многое должно быть учтено при выступлении с беседой. Но, разумеется, думать обо всем во время выступления невозможного, да и вовсе не нужно. Вместе с опытом приходит постепенно и овладение различными приемами ораторского искусства, которое, кстати, слишком индивидуально для того, чтобы пытаться подгонять его под какую – то единую для всех схему.

На основе высказываний Д.Б. Кабалевского, можно выделить принципы проведения беседы о музыке: уважительное отношение к аудитории, вера в слушателей. «Слушатели с удивительной чуткостью каким – то особым чутьем угадывают, как относится к ним разговаривающий с ними лектор ; актуальность и значимость темы беседы; направленность на размышление и обогащение внутреннего мира личности. В своей педагогической и лекторской работе Д.Б. Кабалевский придавал вышеуказанным принципам очень большое значение. Он высказывался, что при каких бы обстоятельствах мы не беседовали с детьми о музыке – в зале во время концерта, беседы или лекции, - ни на секунду не должны забывать о главной задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» своей любовью к музыке . Это должно быть сверх задачей всей музыкально - воспитательной работы, как с детьми, так и со студенческой молодежью. Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям и юношеству свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить воспитательную и познавательную функции.

С помощью беседы организуется поэлементное усвоение музыкально-теоретических знаний и действий, в процессе которого реализуется несколько функций беседы, а именно:

Обучающая функция заключается в том, что с ее помощью учитель вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая музыкальный материал с ранее изученным, выясняет смысл нового;

Закрепительная функция реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый учащимся материал, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний;

Контрольно – проверочная функция раскрывается в вопросах, выясняющих уровень усвоения темы;

Систематизирующая функция состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между знаниями.

Тематика бесед о музыке для детей и юношества практически не имеет границ, особенно если представить себе, какие широчайшие горизонты открываются при рассмотрении музыки в ее сочетании с другими искусствами, с различными событиями истории человечества, короче говоря, - во всех ее жизненных связях.

Беседа о музыке должна быть направлена на организацию поисковой деятельности, то есть, поэлементное обучение творческому поиску при решении музыкально-творческих и проблемных задач. Главная функция беседы заключается в том, что педагог с помощью специально подобранных вопросов, путем рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам, которые при этом воспроизводят раннее полученные знания, сравнивают и сопоставляют их и т. д. Педагог ставит проблему и расчленяет ее с помощью вопросов, то есть, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы. В такой беседе раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения учащихся.

Беседу можно продумывать заранее, но нужно быть готовым к проведению ее экспромтом. При этом от учителя музыки требуется широта кругозора, учет возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного и общемузыкального развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы. Проводя беседу, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся. Вопросы учителя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие). Б.В. Асафьев в свое время обосновал едва ли не все важнейшие принципы массовой музыкально-просветительской работы с детьми и подростками. Разрабатывая принципы и методику музыкально-воспитательной работы с учащимися, он писал, что «музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» .

Любая форма общения с музыкой подразумевает, прежде всего, умение по-настоящему слушать ее. Умение слушать и, тем более, понимать музыку - итог большого опыта, накапливаемого годами. Каждую беседу о музыке саму по себе надо рассматривать как частицу накапливаемого опыта слушания музыки, как частицу нового ее познания и, следовательно, понимания. Беседа о музыке открывает доступ к глубокому восприятию тех произведений, которые могут расширить их кругозор, обогатить общую культуру, воспитать высокие нравственные качества.

Перед проведением беседы рекомендуется тщательно продумать вопросы и метод ведения беседы, стараясь при этом предвидеть вопросы, которые могут быть заданы и заранее подготовиться к ответам на них. При этом необходимо исходить из того, что содержание получаемой школьниками информации будет зависеть от правильности и целенаправленности задаваемых вопросов, которые нужно подготовить заблаговременно. Наряду с этим, необходимым условием проведения бесед о музыке, является творческий подход учителя к составлению вопросов. Мы считаем, что задать правильный и ясный вопрос, доступный детям и, вместе с тем, достаточно высокого уровня трудности - дело совсем непростое. Беседу желательно начинать с незначительных вопросов, формулируя и задавая их по ходу разговора. В настоящее время в музыкально-педагогической литературе определены основные требования к вопросам, которые сводятся к следующему:

Формулировки должны быть ясными, краткими, четкими, логически изложенными, посильными; разнообразными и творческими;

Умело воздействовать на эмоции и чувства школьников; повышать их интерес и отзывчивость на музыку.

Кроме того, для успешного проведения бесед о музыке особенно важна культура речи педагога, предусматривающая правильность и выразительность языка.

Частью общей процедуры планирования беседы является распределение времени в зависимости от значения, придаваемого отдельным ее аспектам. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы правильно определять время, нужное для достижения намеченной беседой цели.

При проведении бесед о музыке необходимо следующее: 1) использовать музыку не как иллюстративный материал, а как один из важных и содержательных компонентов всего мероприятия; 2) создавать особую атмосферу вслушивания в музыкальный материал; учитывать возрастные и психологические особенности детей; 3) адаптировать для детского восприятия информационно-теоретический материал, который ложится в основу беседы; 4) слово должно чередоваться с музыкой, чтобы внимание детей сохранялось в течение всего времени.

Итак, беседы о музыке помогут детям прислушаться к огромному потоку музыки, который сопровождает их ежедневно, разобраться в этом потоке и суметь самостоятельно сделать выбор. Увлечь, заинтересовать, вызвать к музыке интерес – вот к чему всегда нужно стремиться учителю музыки в своих беседах с детьми и молодежью. И только тогда эти беседы всегда будут попадать в цель, приносить желаемые плоды.

Литература:

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Изд. АПН СССР 1983.- 423с.

2.Леонтьев А.М. Педагогическое общение,- М.: Знание, 2004.- 480с.

3. Марков А. К. Психология профессионализма,- М.: Знание, 2006.- 309с.

4. Водовозов В.И. Тезис по русскому языку.- М.: Педагогика, 1991.- 346с.

5. Острогорский В.П. Беседа о преподавании словесности.- М.: Педагогика. - 1995.- 320с.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка – Л.: Просвещение, 1993. – 452с.

7.Незеленов А.И. История русской словесности,- М.: Просвещение, 1993.- 420с.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1995.- 134с.

9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1999.- М.: Педагогика, 191с.

Конспект занятия по музыке

(подготовительная группа)

"В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи :

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование :

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с де

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию серию небольших бесед о музыкальных инструментах. Это можно использовать в течение занятия в разделе «слушание музыки».

Актуальность этого материала обусловлена тем, что дети слушают множество музыкальных примеров, но нет возможности прослушать звучание некоторых музыкальных инструментов. Также, я подготовила небольшие видео сюжеты о каждом музыкальном инструменте.

Цели моего проекта:

Активизировать познавательный интерес детей к музыкальным инструментам;

Развить музыкальную культуру дошкольников;

Расширить знания учащихся о музыкальных инструментах;

Развивать тембровый слух дошкольников;

Воспитывать интерес к музыкальной культуре в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Просмотр видео-сюжета: Валерий Ковтун «Кумпарсита».

Кто-нибудь знает, как называется этот музыкальный инструмент?

Из чего состоит этот музыкальный инструмент? На какие другие музыкальные инструменты он похож?

У нас в России еще в старину был известен такой музыкальный инструмент, как гармошка. И уже потом, когда гармошку усовершенствовали, появился аккордеон. А еще есть похожий музыкальный инструмент – баян.

А вот посмотрите как изменился аккордеон с момента своего появления.

Просмотр слайд-шоу.

Предварительный просмотр:

АРФА (история инструмента)

Здравствуйте, уважаемый музыкальный инструмент! (показываю модель арфы) Как ваше имя?

Меня зовут арфа!

Сколько вам лет?

Пожалуй, пять, а то и десять тысяч лет…

Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает.

Но кто-то же первым сделал вас?

Ну, если вы так настаиваете. . . Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент. А где много струн - там я. Арфа

И последний вопрос: где вы сейчас работаете?
- В симфоническом оркестре, это моя основная работа. Не скрою, люблю красоваться в большом коллективе. Но я не отказываюсь выступать на концертной эстраде и одна. Очень охотно соглашаюсь играть в ансамбле - если нужно кому-то аккомпанировать. . .

Предварительный просмотр:

Показываю модель инструмента.

Вы знаете, как называется этот музыкальный инструмент?

Этот музыкальный инструмент называется скрипка. Ее называют королевой оркестра, потому что она обладает очень красивым и нежным звуком.

Впервые скрипка появилась в Италии.

Посмотрите, как выглядит скрипка спереди и сзади.

А это вид спереди и сбоку. Обратите внимание, какая она тоненькая.

А это знаменитая скрипка скрипичного мастера Антонио Страдивари. Посмотрите, какой у нее необычный рисунок.

А это скрипки в современной мастерской. Для изготовления скрипки используют специально обработанную древесину ели, липы, груши, клена, сосны, эбенового дерева, иногда используют древесину самшита или палисандрового дерева.

Хранить этот музыкальный инструмент и переносить нужно в специальном футляре.

Окончательный вариант игры на скрипке, когда инструмент лежит на плече музыканта, определился 200 лет назад.

А это вам показывают, как располагаются при игре на скрипке пальцы левой руки.

А еще скрипка всегда привлекала художников. Ее не просто изображали, а украшали и сам инструмент, использовали для разнообразия оформления.

В конце 20 века была изготовлена самая большая скрипка. Конечно, она не звучит в концертах.

Примерно 30 лет назад появилась новая модель скрипки – электронная скрипка. Электронные скрипки имеют самую разную форму и размеры.

А испанский художник придумал вот такую модель скрипки – из пистолетов. Но это только модель. Исполнить музыкальное произведение на ней не получится.

А вот необычный квартет: на одном электронном инструменте играют сразу четыре музыканта.

Рыдает скрипка, плачет среди ночи,

Так жалобно и тоненько поет.

Историю любви поведать хочет,

В мир сладких грез возвышенных зовет.

Предварительный просмотр:

Фортепиано.

Показываю детям модель музыкального инструмента.

Что вы можете об этом сказать? Что это такое? Как называется? Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?

Как вы считаете, ребята, а сколько лет может быть с момента создания ф-но?

А почему этот инструмент известен почти всем? Что же в нем такого особенного?

Фортепиано - клавишный струнный музыкальный инструмент - рояль (горизонтальный) и пианино (вертикальный). Название произошло от итал. forte - «громко» и piano - «тихо».

Появился этот инструмент примерно 300 лет назад.

А вам интересно, как устроен этот инструмент? (можно открыть и показать).

Главная деталь в этом инструменте – это клавиши. Они помогают извлекать музыкальные звуки. Клавиши на фортепиано черные и белые.

Любой уважающий себя хозяин большого дома считал необходимым наличие этого инструмента. Почему фортепиано стало таким популярным?

Свой настоящий вид инструмент приобрел 150 лет назад. И всего лишь 100 лет назад эти музыкальные инструменты стали изготавливать фабрики и заводы.

Совсем недавно появились новые - электронные пианино и синтезаторы . Посмотрите, какие интересные модели можно сейчас увидеть. (фото)

Из какого материала сделан инструмент? А как правильно обращаться с этим музыкальным инструментом?

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

    Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

    Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания дошкольников. В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.

    Цель : Формирование у детей музыкально-эстетической культуры
    Задачи:
    1.Развивать музыкальное восприятие детей.
    2.Формировать у детей представления о творчестве русских композиторов на примерах вокальных колыбельных.
    Предварительная работа:
    Изготовление «Волшебной книги» Феи музыки.

    Материалы и оборудование:
    1.Музыкальный центр.
    2.Диск с записями колыбельных песен П. И. Чайковского («Колыбельная песнь в бурю» на стихи А. Плещеева, «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова.)
    3.«Волшебная книга», включающая следующие страницы:
    - изображение колыбельки с поющей мамой;
    - портрет П. И. Чайковского;
    - пейзаж Сурикова «Перед грозой»;
    - изображение спящего ребенка в колыбели;
    - портрет А. К. Лядова.
    Ход беседы:
    Воспитатель: Дети! Посмотрите, у меня в руках «Волшебная книга». Ее нам прислала Фея музыки, чтобы мы смогли познакомиться с колыбельными песнями русских композиторов. Фея рассказала мне, что в этой «Волшебной книге» есть необычные страницы, стоит их приоткрыть, как зазвучит изумительная музыка.
    Сначала мы откроем первую страницу. Что мы видим? (Ответы детей) Правильно!!! Фея нарисовала колыбельку, в которой спит малыш, а рядом маму, поющую колыбельную песенку для своего ребенка. А вы знаете, что обозначает слово «колыбельная»? И как давно существуют колыбельные песни? (Ответы детей.) Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать», «качать». А в народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки (от глагола «байкать», «баюкать», «качать», «усыплять» или баять – «говорить», «сказывать».) Байкой уговаривали ребенка скорее заснуть. Колыбельная, родившись как народный песенный жанр, получила развитие и в творчестве русских композиторов. А каких русских композиторов вы знаете? (Ответы детей)


    Давайте перевернем страницу в нашей «Волшебной книге» и узнаем, что еще хочет рассказать нам Фея музыки. На второй странице мы видим портрет П. И. Чайковского. Да, этому русскому композитору принадлежат колыбельные как вокальные, так и инструментальные. Его колыбельные песни очень похожи на народные.


    Переворачиваем вторую страницу, слышите музыку? Звучит грустная и тревожная мелодия, непривычная для колыбельных. Музыка такая печальная и хмурая, вызывающая целую гамму чувств – встревоженность, желание успокоить ребенка. Эта колыбельная была написана П. И. Чайковским на стихи А. Плещеева в ненастную погоду и получила название «Колыбельная песнь в бурю». Посмотрите, как изображена буря в «Волшебной книге». Этот фантастический ночной сумрачный пейзаж, изображенный художником Суриковым, вызывает такие же чувства, как и «Колыбельная песнь в бурю». Какие чувства вызывают у вас этот пейзаж и эта музыка? (Рассматривание иллюстраций)


    Помимо «Колыбельной песни в бурю» у П. И. Чайковского есть другая «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова, которая больше похожа на народную. Давайте вновь заглянем в «Волшебную книгу». Слышите убаюкивающую, мягкую, добрую колыбельную? Эта ласковая мелодия мамы для своего дитя. Как вы думаете, чем похожи колыбельные Чайковского, и чем они отличаются? Какие чувства вызывает колыбельная песня на стихи А. Майкова? (Ответы детей)


    Перевернем страницу в нашей книге и увидим, что Фея музыки написала еще один портрет. Этого русского композитора зовут Анатолий Константинович Лядов. В его творчестве тоже есть много колыбельных песен. Например, в оркестровой миниатюре Лядова «Кикимора» одна из сказочных героинь – Кикимора – занимается, как верили в старину, прядением ткани и пряжи. С утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн. Он рассказывает заморские сказки и качает Кикимору в хрустальной Колыбельке. Кот-баюн поет ласковую, убаюкивающую колыбельную песню, под которую слышатся всхлипывания самой Кикиморы. В конце вступления возникают холодные небесные звуки челесты, как звон «хрустальчатой колыбельки».


    В следующий раз мы послушаем с вами эту колыбельную и колыбельные песни других русских композиторов: Римского-Корсакова, Шостаковича, Мусоргского, Аренского.
    Вот с такими прекрасными колыбельными русских композиторов познакомила нас «Волшебная книга» Феи музыки.

    Список литературы.
    1.Радынова О. П., - Баюшки – баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. - 296 с.
    2.Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки // Читаем, учимся, играем. – 2010 г., №2.

    Музыкальные инструменты

    Знакомство детей с историей музыкальных инструментов.

    Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Чарующие звуки золотой кифары возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным инструментом - тростниковой флейтой в руках, он жестоко поплатился за свою дерзость.

    Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.

    В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной

    записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака).

    Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.

    С чего же начинались музыкальные инструменты?

    Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой.

    Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:

    Дудка из кости.

    Флейта из кости.

    Звериные рога.

    Труба из ракушек.

    Барабан из шкур животных.

    Трещетки из камня, древесины.

    Музыкальные луки (луки охотников)

    Это интересно

    Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.

    Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

    Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)