Классный час на тему

« Все о животных » - с использованием ИКТ

Цель: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных, воспитывать нравственно- эстетические качества.

Подготовительная работа: плакат с высказыванием Пушкарева,
Ход мероприятия:

На доске висит плакат с высказыванием Т.А.Пушкарева

Каждый по-своему чем-то хорош:

Поганка и ежик, лягушка и еж!

Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,

Где бы не встретилась нам красота.

Т.А.Пушкарёв.
Ведущий: Сегодня мы поговорим о животных нашей планеты.

Можете представить себе нашу планету без животных?

Смог ли прожить человек, если бы исчезли сразу все представители животного мира?

Какую пользу приносят человеку животные?
Игра «Доскажи словечко»

Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете представителей животного мира. Начинаем игру «Доскажи словечко». Я начинаю, а вы продолжаете.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это…(белка)
Ёжик вырос в десять раз,

Получился…(дикобраз)
Немытое в рот ни за что не возьмет.

И ты будь таким, как чистюля…(енот)
Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…(ёжик)
Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын …(жираф)
Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? (зайка)
Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Да это же…(лиса)
Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной …(медведь)
Кто один имеет рог?

Ну, конечно, …(носорог)
Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора, огромен он.

Ты узнал, кто это? (слон)
Бык, могучий великан,

В детстве был теленком.

Толстый увалень баран –

Тоненьким…(ягненком)

Жизнь животных

Ребята, выступают с докладами о тех животных, которых мы сегодня назвали: белка, дикобраз, ежик, жираф, зайка, лиса, медведь, носорог, слон, ягненок.
Загадки о животных.


Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей.

И питается он листьями

Высоких деревьев. (жираф)
Летом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (ежи)
Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

Не пью очень долго,

Недели не ем. (верблюд)
Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из реки ход. (бобры)
На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)
Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)
У кого вот нет берлоги,

Не нужна ему нора?

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)
Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)
Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (собака)
В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (крот)

Пословицы и поговорки о животных.

Вам необходимо соединить правый и левый столбик стрелочками так, чтобы получились пословицы.
Волков бояться на медведя нарвался

За двумя зайцами погонишься в лес не ходить

От волка убежал, да.. ни одного не поймаешь

Как кошка… живут кота

…в мешке покупать нельзя с собакой
Скороговорки о животных.

Произнесите скороговорки правильно и четко.


  • Белые бараны били в барабаны.

  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.

  • Все бобры добры для своих бобрят.

Фразеологизмы о животных.

Я буду называть фразеологизмы, а вы попробуйте определить его значение.


  • Как баран на новые ворота.(смотрим удивленно на что-то, чего не понимаем)

  • Брать быка за рога (начинать действовать энергично)

  • Как белка в колесе (беспрерывно суетиться)

  • В ёжовых рукавицах (в строгости)

  • Крокодиловы слезы (лицемерные слезы)

  • Медвежья услуга (неловкая неумелая помощь)

Сообщения ребят о жизни животных…

Самые, самые, самые интересные животные
Подведение итогов.

Классный час во 2 классе

Тема : Домашние животные

Цель : формировать представление о роли животных в жизни человека

Задачи :

    научить бережно относится к животным

    воспитать у детей общечеловеческие и нравственные ценности

    развить кругозор, мышление и интерес

Оборудование : картинки с животными, игрушка (кошка), слова, листы, конверты, почтовый ящик, детские песни.

Форма проведения : игровая

Ход работы

Здравствуйте, ребята!

Ребята, тема нашего классного часа: « Домашние животные».

Цель классного часа: Формировать представление о роли животных в жизни человека.

Давайте еще раз хорошо прочитаем тему нашего классного часа.

А теперь, мы немного поиграем.

Загадки:

1. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

2. Он пушистый и глазастый,

Он ушастый и зубастый.

Травку кушает, морковку,

Проявив свою сноровку –

В клетке сгрыз дощатый полик.

И не зайчик он, а ….

3. Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молочко пьет,

Песенки поет.

4. Птичка в клеточке сидит

И с тобою говорит,

Ей секрет не доверяй,

Разболтает…

5. Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

6.Идет – бредет,

Бородой трясет,

Травки просит: « Ме-е-е!»

Дай – ка вкусной мне – е –е

7. Есть у Сявки пятачок,

Два блинка и кренделек.

Без шнурков на нем ботинки,

А костюмчик со щетинкой.

8. Кря-кря-кря! Сюда, сюда!

Раздается из пруда.

Так зовет своих малюток

Кряква, по - другому …

Ребята, как вы уже поняли, что мы сегодня будем говорить о домашних животных.

Но именно будем говорить, о кошках и собаках. Кто из вас мечтает о том, чтобы вам подарили котенка или щенка?

А у кого уже дома есть котенок или взрослая кошка, или собака?

Давайте представим, что я мама и домой принесла в сумочке маленького котенка. Он очень испуган, голодный.

Как сделать, так что бы его успокоить?

Кто может показать?

Погладить

Сказать ласковые слова

Накормить

Найти место, где он бы мог поспать

Итак, теперь мы знаем и умеем обращаться с животными. Но помимо того, как любить своих животных, нужно и уметь правильно за ними ухаживать

Кто мне скажет, как нужно ухаживать за своими животными?

А теперь, давайте вместе составим последовательность, как нужно ухаживать за своими животными.

Покормить

Убирать

Играть

Выгуливать

Теперь, вы знаете, что не так просто иметь животного. За ними нужно ухаживать.

А самое главное не давать их в обиду.

Вы наверно все видели мультфильм, котенок по имени «Гав». У котёнка не было дома, он бродил сам по себе. За ним никто не ухаживал, никто не дарил ему сосиску.

Вы видели много на улице кошек, у которых нет дома. Мы можем им помочь, у вас на краю парты лежат маленькие листочки и конверты. И мы, сейчас, нарисуем им дом. И отправим по почте. Чтобы у каждого бездомного животного был свой домик. (Играет музыка)

И так все нарисовали, а теперь кладём исвои домики в конверт и бросаем в ящик.

3 Итог

Ребята, какие мы молодцы! Мы любим своих животных. Не обижаем их. А наоборот помогаем.

Дети, вам понравился сегодня классный час?

Что вы узнали нового?

Вы будете помогать животным?

Молодцы, вы очень добрые и чуткие детки!

Д. з. Дома нарисуйте своего домашнего питомца и сочините про него небольшой рассказ.

Учитель:

Аметова А.З.

Цель: способствовать расширению знаний учащихся в области экологии и природоведения; развивать навыки логического мышления и внимания; воспитывать бережное отношение и уважение к природе и окружающей среде.

Оформление: на доске плакаты, картины с пейзажами русских художников, рисунки детей, стенгазеты.

Предварительная подготовка: заранее выбираются участники викторины, капитаны команд, ребята читают материал и повторяют названия грибов, растений, животных и т.п.

Ход классного часа

    Вступительное слово.

Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину.

М. Пришвин

Ученики отвечают на вопрос учителя:

Каждая команда по очереди отвечает на вопрос. Если одна команда на предложенный вопрос не отвечает, вопрос передаётся другой команде.

    Царь зверей. (Лев.)

    Король пустыни. (Верблюд.)

    Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира).

    Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка).

    Куда исчезают на зиму лягушки? (Зарываются в тину, ил, под мох).

    Летает ли пингвин? (Нет).

    Охотится ли белый медведь на пингвинов? (Нет, они живут на разных полюсах).

    Кого называют хозяином полярного края? (Белого медведя).

    У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов).

    Почему кролики постоянно что-нибудь жуют? (Чтобы стачивать зубы).

    Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок).

    Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой).

    Кто такой гиппопотам? (Бегемот).

    Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).

    Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).

    Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)

    Какие звери летают? (Летучие мыши.)

    Какой зверь спит вниз головой? (Летучая мышь.)

    Самые крупные ящерицы. (Вараны.)

    Самое крупное животное в России. (Лось.)

    Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

    Шкура какого хищного животного покрыта полосками? (Шкура тигра.)

    Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

    Животное - символ хитрости и ловкости. (Лиса.)

    Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)

    Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)

    Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)

    Где раки зимуют? (В норах по берегам рек).

Как вы понимаете выражение « охранять природу»?

Каждый из нас должен бережно относиться к природе. А для этого нужно усвоить некоторые простые правила поведения на природе:

1.Если вы находитесь в лесу, не стоит рвать охапками цветы, тем более бросать их потом на землю. Ограничтесь маленьким букетиком.

2. Когда собираете грибы, не вырывайте их с « корнем». Помните, что при этом вы разрушаете грибницу.

3.Бережно относитесь ко всем живым существам: зверям, птицам, рыбам, насекомым.

4. Избегайте рубки и повреждения деревьев и кустарников.

Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно. Сделайте кормушку для птиц и повесьте ее за окном. Вы увидите, сколько радости она принесет вам. Озорные воробьи и веселые синички тут же станут вашими гостями. Собрались на прогулку в лес, захватите с собой угощение для птиц и зверей: семена, кусочки сала, морковку, кочерыжку от капусты и т.д. А в следующий раз по следам попробуйте определить, кто пообедал в вашей « столовой». Это только малая доля того, что можно сделать. Не забывайте, что вы отвечаете за прекрасное и богатое будущее природы нашей страны.

2. Стихотворение Н.А Заболоцкого «Просьба» читает ученик

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб- не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди- исполины, люди- великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье!

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно- должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

3. Слово учителя

А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц, зверей, рыб, цветов и насекомых. Я загадаю вам загадки:

1)Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка

Сердечко золотое! Что это такое? - Ромашка

2) Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок - остался стебелек. – Одуванчик

3) Белые горошки на пушистой ножке. – Ландыш

4) Вырос в поле дом, полон дом зерном

Стены позолочены, ставни заколочены

Ходит дом ходуном на столбе золотом. – Колос

5) Черен, да не ворон, рогат, да не бык,

Лежит- воет, сядет- землю роет. – Жук

6) Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. – Бабочка

7) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. – Стрекоза

8) Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? - Грач

9) Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построят птицы в них.

В них краса и мощь моя.

Скажите быстро: кто же я? - Олень

4. Задания для викторины

Теперь мы проведем ряд конкурсов, чтобы проверить ваши знания о природе. (Учащиеся делятся на 3 команды, выбирают названия и капитанов).

1 конкурс. Знаете ли вы грибы? Какие из них съедобные и какие несъедобные? Сейчас вам дается такая возможность различить грибы.

(Каждому участнику выдается несколько карточек с изображением грибов. В одну сторону нужно отложить съедобные, в другую - несъедобные).

2 конкурс. По таблице назовите наименования растений. Какая команда больше назовет лекарственных растений, ядовитых растений и ягод.

Лекарственные травы:

Валерьяна, лапчатка, багульник болотный, девясил высокий, горец змеиный, черника, водяной перец, ромашка аптечная, чистотел, первоцвет весенний, северный лимон.

Ядовитые растения:

Черная белена, дурман, лютик ядовитый, ландыш, паслен сладко-горький, болиголов.

Ядовитые ягоды:

Вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина ломкая.

3 конкурс. Чей хвост? Перейдем к животным и птицам. (Участникам конкурса предоставляется возможность подобрать к животным, изображенным на карточках, их хвосты).

4 конкурс. Кто где? Разложенные на столе рисунки разложите в несколько стопок. В одной- млекопитающие, в другой- птицы, в третьей- насекомые, рыбы, грибы и т.д.

5 конкурс. Чьи следы? На таблице изображены следы нескольких животных (например: волк, лиса, ворона, заяц, мышка, белка и т.д.). Командам нужно определить и написать, чьи это следы.

6 конкурс. Отгадайте кроссворд .

    Растение для аквариума

    Домик для птиц, сделанный руками человека

    Лекарственное растение с белыми лепестками(по которому гадают)

    Семена дуба

    Территория, участок земли, охраняемый законом

    Хищное животное, занесенное в «Красную книгу»

    Птица, для которой зимой делают кормушки

    Хвост-коротышка,

уши вдоль спинки,

Глаза- с косинкой.

Одежда - в два цвета:

На зиму и лето.

1

2. с

к

3. р

о

4. ж

л

5 .з

о

6. т

г

7. с

и

8. з

я

7 конкурс. Заключительный.

Последний конкурс проводится как вывод или заключение по всей экологической викторине в форме задания: написать небольшое обращение к людям (или клятву от имени всех народов) как должен относиться человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране лесов, рек, озер, полей и т.д.

5. Заключение

Подведение итогов, награждение победителей

Развивающее занятие для детей 7-8 лет. Школа домашних животных

Методические рекомендации. Занятие помогает уточнить представления детей о домашних животных, раскрывает смысл понятия «крылатые выражения»; развивает внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, артистические способности.

Оборудование: иллюстрации домашних животных: гуся, коровы, собаки, утки, петуха, лошади, кошки, свиньи, козы, кролика, овцы, барана, помещенные на доске.

Учитель представляет героев занятия, которые живут в деревне Всезнайкино и учатся в школе.

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он — забияка,

Поутру — часы. (Петух.)

А вот его ученики:

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка.)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует,

Ведь траву не так легко

Переработать в молоко. (Корова.)

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! (Кошка.)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака.)

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Развивается игриво

На ветру густая грива. (Конь.)

Пробирается к корыту,

Оттирает всех бочком,

Покупатель неумытый

С неразменным пятачком. (Свинья.)

С бородой на свет явился

И ни разу не побрился. (Козел.)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик.)

Учитель. Давайте заглянем в класс школы домашних животных, полюбопытствуем, о чем идет разговор на уроке. Может, мы тоже сумеем выполнить задания, которые петух предлагает своим ученикам?

Петух . А теперь послушайте стихотворение. В нем пропущены некоторые слова. Кто догадается, какие, попрошу поднять лапу или крыло.

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок —

Взрослая...

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал...

Бык, могучий великан,

В детстве был...

Толстый увалень баран —

Тоненьким...

Этот важный кот Пушок —

Маленьким...

А отважный петушок —

Крохотным...

А. Шибаев

Петух. Продолжите перечисление, кто кем был в детстве:

Утка — (утенком),

корова — ... (теленком),

гусь — ... (гусенком),

козел — ... (козленком),

свинья — ... (поросенком),

кролик — ... (крольчонком).

Петух. А теперь поиграем. Я буду произносить фразу. Если вы с ней согласны, поднимите лапу или крыло, если не согласны — постучите лапами (копытами) по полу.

Корова мычит? (Да.)

Гусь квохчет? (Нет.)

Собака лает? (Да.)

Кошка мурлычет? (Да.)

Курица кукарекает? (Нет.)

Конь ржет? (Да.)

Утка каркает? (Нет.)

Баран блеет? (Да.)

Петух кудахчет? (Нет.)

Цыпленок пищит? (Да.)

Петух . Узнайте животное по его силуэту.

Петух. Ну что ж, зверье мое, я вами сегодня доволен. Скажи, кролик, а зачем тебе такие длинные уши?

Кролик . Чтобы лучше слышать!

Петух. Правильно. Вот сейчас мы и займемся развитием способности слушать. Я прочту вам задание только один раз, а затем предложу ответить на вопросы. Будьте внимательны!

«Вам нужно войти во двор дома номер 16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать четвертую клетку справа. В ней будут сидеть черный кролик по кличке Роджер. Вы должны передать ему привет от его троюродного брата белого кролика Рекса».

Вопросы.

➢ Назовите номер дома (16.)

➢ С какой стороны нужно обойти дом? (Слева.)

➢ С левой или с правой стороны вы будете отсчитывать клетки? (С правой.)

➢ Третья или пятая клетка вам нужна? (Четвертая.)

➢ Какого цвета Роджер? (Черного.)

➢ Как зовут троюродного брата Роджера? (Рекс.)

Петух . Следующее задание называется «Подскажи словечко».

Кролик прыгает, а лошадь... (скачет).

Корова ест сено, а кошка... (молоко).

Коза дает молоко, а курица... (яйца).

Утка любит лягушек, а собака... (косточку).

Петух кукарекает, а курица... (кудахчет).

Кошка ходит, а кролик... (прыгает).

Корова мычит, а поросенок... (хрюкает).

Петух . Теперь займемся развитием речи. Люди придумали про нас, домашних животных, много крылатых выражений, и надо сказать, что они очень тонко подметили особенности наших характеров. Хотя выражения эти и называются крылатыми, это вовсе не значит, что они имеют отношение только к птицам. Крылатыми называют такие слова и выражения, которые являются очень меткими, а потому они полюбились народу и как бы приобрели крылья, то есть разлетелись по свету, став пословицами и поговорками.

Задание : Объяснить значения выражений:

➢ Козел отпущения. (Так говорят о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину.)

➢ Как баран на новые ворота. (Ничего не понимая.)

➢ Как собака на сене. (Сам не пользуется и другим не дает.)

➢ Как с гуся вода. (Все ему нипочем.)

➢ Курам на смех. (Ничего не может быть смешнее.)

➢ Купить кота в мешке. (Совершить необдуманный поступок.)

➢ Как корова на льду. (О неуклюжем человеке.)

Петух . Мы можем по праву гордиться тем, что люди сделали нас героями многих своих сказок. Я думаю, вы сможете без труда назвать авторов строк из писем, которые я зачитаю.

➢ «Таким образом, шесть моих братьев оказались в желудке у волка». (Козленок из сказки «Волк и семеро козлят».)

➢ «До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя». (Лебедь из сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок».)

➢ «В свободное время мы садимся на крылечке и напеваем нашу любимую песенку «Нам не страшен серый волк». (Три поросенка из одноименной сказки, перевод С. Михалкова.)

➢ «Мой хозяин — кот с морской фамилией. А недавно у меня родился сыночек Гаврюша». (Корова Мурка из произведения Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».)

➢ «Я достался своему хозяину в наследство. Сначала хозяин переживал, а потом понял, что моя хитрость стоит дороже мельницы и осла». (Кот в сапогах из одноименной сказки Ш. Перро.)

➢ «Конечно, я неказист: ростом только в три вершка да с аршинными ушами, но правду- люди говорят — мал золотник, да дорог». (Конек-горбунок из одноименной сказки П. Ершова.)

➢ «Отправила нас Баба Яга в погоню за девочкой и ее братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой да печкой, но никого не нашли». (Гуси-лебеди из одноименной сказки.)

➢ «У меня есть друг, котенок со смешным именем — Гав». (Щенок из сказки Г. Остера «Котенок по имени Гав».)

➢ Однажды ко мне в гости пришли Винни-Пух и Пятачок и уничтожили все мои запасы меда и сгущенки». (Кролик из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».)

➢ «У меня был прекрасный дом, но Он сгорел во время пожара. Мои так называемые друзья отвернулись от меня. Но два маленьких котенка приютили меня и моего дворника Василия». (Кошка из произведения С. Маршака «Кошкин дом».)

Петух . Друзья мои, напоследок я предлагаю вам поиграть. Попробуйте изобразить своего соседа с помощью жестов и мимики, в крайнем случае, можно использовать звуки. (Один ученик изображает, остальные угадывают.)

Учитель . Ребята, попробуйте перечислить всех домашних животных, присутствовавших на уроке в школе. (Утка, гусь, корова, собака, конь, кошка, свинья, козел, кролик, петух.) Как называется деревня, в которой находится школа? (Всезнайкино.)

ГБОУ СПО НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум»

Методическая разработка

«Проведение викторины»

«В мире животных»

(классный час)

Преподаватель ветеринарных дисциплин

Л.С. Воложанина


С.

г. Нарьян-Мар

2014 учебный год

Цель написания:

    Привить любовь и милосердное отношение к животным.

    Расширять кругозор, развивать потребность использования дополнительной литературы.

    Умение обращаться с животными.

    Воспитывать внимание, любознательность, сообразительность

Аннотация.

Методическая разработка подготовлена для проведения классного часа. В ней показана методика проведения викторины о животных. Разработка знакомит с некоторым материалом о животных.

План.

    Организационный момент (сообщение темы и цели мероприятия).

    Вступительное слово преподавателя.

    Доклад на тему: «Животные в мифологии, религии и культуре»

    Выступление преподавателя о правилах викторины.

    Ход викторины.

    Подведение итогов.

    Заключительные слова преподавателя.

Викторина (классный час) проводилась в декаду ветеринарных дисциплин.

Студентам предлагается план проведения викторины. Участвует группа 341. Класс делится на 2 команды по 5-7 человек. Дается задание: дать название команде, придумать девиз команды.

Выбирается жюри: студенты. Оценивается по бальной системе: 1 вопрос – 1 балл.

Цели викторины:

а) проверить эрудицию студентов;

б) воспитание дружбы, коллективизма.

Наглядные пособия: газеты о животных, выставка книг о животных.

Оборудование: Книжная выставка о животных. Живые животные – попугай, кролик, хомяк.

Вступительное слово преподавателя

Мир животных всегда имел и имеет очень важное значение для человека. Животные, растения, человек имеют много общего. Те и другие состоят из сложных органических веществ: белков, жиров, углеводов, имеют клеточное строение. Все это говорит о родстве растений, животных и человека, о происхождении их от общего предка.

Вместе с тем между растениями, животными и человеком есть существенные различия. Зеленые растения живут за счет фотосинтеза. Человек и животные к этому не приспособлены, они строят свое тело за счет употребляемой пищи, могут передвигаться. Человек мыслит, поэтому он обязан беспокоиться о животных и растениях. Зная особенности отдельных видов животных, их роль в природе, человек может охранять полезные, редкие и исчезающие виды, способствовать увеличению их численности либо ограничивать количество вредителей сельского хозяйства, переносчиков и возбудителей болезней.

Детство многих присутствующих связанно с кошками, собаками, хомяками, морскими свинками, крысами, птицами. Большим грехом является, обижаем их. Все животные способны грустить, плакать, улыбаться, обижаться, скучать, заботиться о своем хозяине. Животные знают своего хозяина по шагам, они не способны на предательство, в отличие от людей очень преданы.

Доклад.

На заре своего существования человек был тесно связан с природой и еще не отделял себя от других живых созданий, одухотворяя растения, зверей, птиц и наделяя их человеческими чертами. Поэтому нет ничего удивительно в том, что наряду с духами, божествами люди несли легенды и мифы разнообразными животными.

Животные в мифологии и религии.

К одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, относится тотемизм. Люди верили в происхождение своего рода или племени от того либо иного животного. Животное – тотем считалось покровителем рода, поэтому его запрещалось убивать, а тем более употреблять в пищу.

По мере развития мифологии животные наделялись новыми качествами. Они выступали создателями вселенной и живых существ, покровителями гор, рек, лесов и полей, обучали людей пользоваться огнем и обогревать землю, устанавливали законы. В традициях разных народов животные соотносились с природными стихиями, со сторонами света, с временами года и календарем. Животным покланялись как богам или их спутникам и помощникам.

К числу наиболее почитаемых животных относилась кошка, изображения которой сохранились в росписях и рельефах храмов и гробниц, в рисунках на папирусе, а также в виде статуэток. В образе кота бог солнца Ра каждую ночь одерживал победу над воплощением мрака и зла – змеем Апопом. одно из восхвалений Ра звучало так: «Ты – великий Кот, мститель богов».

Собака отождествлялась с загробным миром не только в Древнем Египте. В мифологии Древней Греции вход в подземное царство мертвых охранял Кербер (Цербер) – пес с тремя головами, туловищем, усеянным змеями, и змеиным хвостом. У греков существовал обычай снабжать умершего медовой лепешкой, предназначенной специально для Кербера. Иначе пес мог не пропустить душу покойного в царство мертвых, и её ожидали вечные скитания.

Душа человека в мифологии многих народов предстает в облике птицы: голубя, петуха, попугая и др. Птицы выступают также божествами или помощниками и посланниками богов. В птиц часто превращаются мифологические герои, и, наоборот, сами пернатые приобретают облик людей или богов. Птицы символизируют небо, солнце, гром, ветер, свободу, вдохновение др. Например, в древнегреческой мифологии птица Феникс олицетворяла обновление, возражение. Эта волшебная птица, согласно легендам, напоминала орла с огненно-золотистым оперением и жила сотни лет. Когда она предчувствовала близкий конец, то сжигала себя дотла, чтобы вновь возродиться из пепла.

Легенды и мифы повествуют и о диких птицах (таких как орел, сокол, коршун, ворон), и о домашних или живущих по соседству с человеком. Аист связан в народном миропонимании с изобилием, плодородием и долголетием. Он, как и цапля, предвещает рождение детей. Появление этой птицы – доброе предзнаменование. Воробей и ворона воплощают отрицательные качества. Воробей – драчливость, жадность и похотливость, а ворона – ловкость, хитрость, коварство и вороватость. Вороне наряду с сорокой приписывается болтливость, распространение слухов и сплетен. Голубь - олицетворение души и посланник богов. Глубь с ветвью оливы в клюве символизирует мир и обновленную жизнь. Это представление восходит к библейской истории о Всемирном потопе. Именно голубь принес Ною оливковый лист, означавший, что вода спала.

В традициях разных народов гусь - символ солнца, неба, предусмотрительности и бдительности. Так, по древнеримскому преданию, когда враги пытались ночью захватить Рим, священные гуси храма Богини Юноны разбудили спящую стражу и спасли город.

Наконец, индюк – воплощение глупости, гордости, высокомерия, напыщенности, всего внешнего и показного.

Змея в том или ином виде встречается в мифологии всех народов. С одной стороны, она соотносится с землей, водой и дождем, а с другой - домашним очагом и огнем. Змея часто выступает в роли творца вселенной: разделяет землю и небо, служит земле опорой или же обвивает ее своим телом. Таковы древнеегипетский змей Мехента, древнеиндийский Шеша, скандинавский Ёрмунганд. сотворивший мир и человека бог Кецалькоатль (в перевод «змей, покрытый зелеными перьями») у индейцев Центральной Америки также почитался в облике змеи. В древней Греции змея была одним из атрибутов богини мудрости Афины и бога врачевания Асклепия.

В Библии змей выступает искусителем первых людей – Адама и Евы. Поддавшись уговорам змея, Нои отведали плодов древа познания добра и зла, тем самым, нарушив запрет Бога. Разгневанный Бог проклял змея, а Адама и Еву изгнал из рая.

В легендах и мифах есть образы насекомых и пауков. Так, паук символизирует трудолюбие, творческую деятельность, профессиональные навыки. Но он же воплощает жестокость, жадность, колдовские способности. А умение паука двигаться во всех направлениях объясняет, почему ему приписывают хитрость. Паук часто рисуется создателем вселенной или первым ткачом, обучившим людей этому ремеслу. В древнеиндийской традиции бог Брахма, подобно пауку, ткет из самого себя паутину мировых законов и явлений. Нередко мифологический персонаж превращается в паука, за какой – либо проступок. Такова древнегреческая легенда о ткачихе Арахне, славившейся своим мастерством и не побоявшейся вызвать на состязание саму Афину. Богиня приняла вызов, но в назидание людям, не оказывающим должного уважения богам, разорвала покрывало, вытканное Арахной, а ткачиху превратила в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.

Следы древнего почитания животных сохранились в сказках, баснях, суевериях и приметах. Гербы стан, городов и знатных фамилий, эмблемы спортивных команд, фирм, учебных заведений и политических партий, на которых изображено какое–либо животное, также отголоски этих представлений.

Животные в суевериях и приметах.

С домашними животными связанно немало старинных примет и суеверий, многие из которых сохранились до наших дней. Особенно это касается кошек.

В середине века в Европе к кошкам стали относиться с недоверием, подозревая их в сношениях с нечистой силой. Особой нелюбовью пользовались черные кошки. Они считались такой же принадлежностью ведьм, как и летучие мыши, волшебные травы и помело. Поводом к обвинению человека в колдовстве могло послужить уже одно то обстоятельство, что он имел кошку черной масти. Кошек изгоняли из домов и даже сжигали – иногда вместе с хозяевами. Подобное отношение к этим животным сохранялось приблизительно до 17 века.

Однако нет правил без исключений. Так, английские моряки обязательно брали кошек в плаванье. Не только ля того чтобы с их помощью уберечь продукты от мышей и крыс, но и на счастье. Причем особенно ценились именно черные кошки. Если все же случалось кораблекрушение, моряки в первую очередь спасали свои живые талисманы. Кошек, которые оставались дома, берегли пуще глаза, пока их хозяева были в море. Обидеть их считалось грехом – можно было навлечь на судно несчастье. Черных кошек в Англии уважают, и по сей день: дорогу перебежит добрый знак, а заглянет в дом невесты, да и еще чихнет – счастливая семейная жизнь обеспечена.

В России, по народным поверьям, кошку следовало заводить той масти, какого цвета волосы у хозяина дома. Иначе домовой мог невзлюбить животное и начать выживать его на улицу, постоянно сбрасывая с печки. Переезжая в новый дом, надо было непременно брать с собой кошку и первой впускать в жилище. По поведению кошки предсказывали погоду. Если она свернулась клубком или забралась на печку – к морозу, лежит брюхом вверх или крепко спит – к теплу, точит когти – к непогоде. А черный кот и в наши дни остается персонажем одного из наиболее распространенных суеверий: если черный кот перейдет дорогу – быть беде.

С собакой, как и с кошкой, связанно множество поверий. Так, например, повсеместно считается, что если за кем-нибудь увязалась чужая собака, это добрый знак. А вот собачий вой – дурная примета, к близкой смерти. Причина подобного суеверия, по-видимому, в вере в то, что собаки и некоторые другие животные способны видеть души умерших и предчувствовать смерть.

Животные – герои художественных произведений.

Птицы и звери нередко становятся персонажами художественной литературы, прежде всего сказок. Среди них какие народные, так и написанные разными авторами – от «Кота в сапогах » до «Книг джунглей».

Можно вспомнить немало произведений с героями – животными, вошедших в золотой фонд мировой литературы. Немецкий писатель, композитор и художник Эрнст Теодор Амадей Гофман написал блестящее, остроумное, отчасти автобиографическое сочинение «житейские воззрения кота Мурра» (1820 – 1822гг.), рассказ в котором идет от имени вынесенного в заглавии кота. В повести «Зов предков» (1903г) и романе «Белый клык» (1906г.) американского писателя Джека Лондона собаки и волки живут в своем собственном мире, непохожим на человеческий. А как можно забыть обаятельного кота Бегемота – персонаж романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929 – 1940 гг., опубликован в 1966 – 1967гг.)! Это не просто кот, который гуляет сам по себе, а представитель потусторонних сил. В книгах канадского писателя и художника – анималиста Эрнеста Сетон – Томпсона и английского зоолога Джералда Даррелла животные – главные герои, они вызывают сочувствие или улыбку читателя, никогда не оставляя его равнодушным.

Во второй половине прошлого века широкое распространение получил жанр фэнтези (фантастическая сказка), где главные герои, действующие лица – животные. В 2003 году в России вышел сборник фантастики современных писателей, посвященный кошкам: «Человек человеку – кот».

О животных снято немало художественных фильмов. Бывают они и героями музыкальных произведений. Одно из самых известных – мюзикл «Кошки» (1981г.).

Ход викторины.

Мы представляем телепередачу «В мире животных» во время рекламной паузы будут с командами проводиться конкурсы. Каждая команда на протяжении всех конкурсов может воспользоваться подсказками:

    помощь зала;

    звонок другу;

    50:50.

Под музыку «В мире животных» в телевизоре появляется ведущий Дроздов Н.

Дроздов Н.: «Добрый день телезрители. Представляю телепередачу «В мире животных» У нас сегодня в гостях хомяк Тимофей Иванович, попугай – Маруся и кролик – Степашка. Хозяева нам расскажут о них много интересного».

а) слово Дроздова о хомяке.

б) выступление хозяина хомяка (хозяин показывает и рассказывает о нем).

в) вопросы студентов к хозяину хомяка.

Вопрос конкурс преподавателя к командам.

    Знаешь ли ты свой край?

а) назвать животных нашего округа.

б) назвать птиц нашего округа.

2. Загадки про животных:

    Из живого – мертвое, из мертвого – живое.

    Ничего не болит, а все стонет, по земле ходит, а неба не видит.

    Не прядет, не ткет, а людей одевает.

    Чёрен да не ворон. Рогат, да не бык. Шерсть ног без копыт

    Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

    Стоит копна, спереди вилы, сзади – метла.

    Маленький шарик под лавкою шарит.

    Острые ушки, на лапках подушки, усы как щетина, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит, ночью бродит, на охоту ходит.

а) слово Дроздова о попугаях.

б) выступление хозяина попугая (хозяин показывает и рассказывает о нем).

в) вопросы студентов к хозяину попугая.

    Какой напиток содержит более 7% сахара, и когда он начинает бродить, часть сахара превращается в спирт, что придает напитку особый вкус. Кроме того, он помогает при лечении туберкулеза и цинги, малокровии и заболеваниях желудочного кишечного тракта.

а) молоко;

б) кумыс;

в) кефир;

г) молозиво (молоко первых дней лактации коровы).

    Чудесный, ни с чем не сравнительный по питательности, вкусу, аромату и целебным свойствам, сахаристый продукт. В его ароматных каплях – настои луговых трав, запах июльских липовых рощ.

а) варенье;

б) отвар липы;

в) мед;

г) сироп.

а) слово Дроздова о кроликах.

б) выступление хозяина кролика (хозяин показывает и рассказывает о нем).

в) вопросы студентов к хозяину кролика.

    Назовите, каких вы знаете ядовитых животных, змей?

Гадюка, Кобра, Щитомордник, Эхра; ядозуб – ящерица, пчелы, шмели, шершни, осы, скорпионы, тарантулы, птицееды – каракурт, осьминог.

2. Применение яда в медицине и в ветеринарии. Яд змей используют для приготовления противозмеиных сывороток. Лошадям в течение 16 месяцев впрыскивают возрастающие дозы змеиного яда, начиная с безвредной. Кровь лошадей испытывают на кроликах и запаивают в ампулы.

Яд гюрзы останавливает кровотечения. Яд кобры используют как болеутоляющее.

Из рыбы скалозуба получают наркотическое лекарство, действующее эффективнее, чем наркотики.

Мясо знаменитой рыбы фугу ядовито и его приготовление – удел посвященных. Повара, готовящие фугу, проходят курсы в течение 3-х лет и по окончании получают лицензию. Неправильно приготовленное блюдо приводит к отравлению и смерти через 24 часа после приема пищи. Смерть наступает вследствие дыхательного паралича и остановки сердца.

Задание сюрприз.

Какая команда знает больше песен про животных?

Подведение итогов. Подсчет очков. Награждение.

Берегите наших меньших братьев – животных, будьте к ним добры и внимательны. Тогда они ответят вам преданностью и лаской…