Двенадцать дней после Рождества и до Крещения Господня называются «Святками» – то есть, Святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни Святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки празднично накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и раздавали заключенным милостыню.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения – тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

12 дней после Рождества Христова

В Сочельник хозяйки красиво накрывали столы, готовили лучшие угощения. Поскольку продолжается еще Рождественский пост, еда не обильна, но особенна и традиционна: на столе – сочиво (или кутья), сваренная на меду каша из ячменя, пшеницы или риса с изюмом, а также взвары – вареные на меду сушеные яблоки, груши и сливы, медовые оладьи да постные пироги. Раньше еще пекли печенье из пшеничной муки – фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов. Эти фигурки выставлялись в окнах, чтобы заметили прохожие, а также рассылались в подарок родным и раздавались бедным. Хранили их до самого Крещения, после чего размачивали в святой воде и съедали.

В Святки принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях, посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали «дома призрения» и раздавали милостыню.

Хождение ряжеными – отличительная черта всего праздника Святок. Едва приходил первый Святочный день, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки. А вечерами на игрищах или в гостях плясали переодетые взрослые. Наряжались по мере возможностей собственной фантазии, используя самые разнообразные средства. Так, вывернутая наизнанку шуба или меховой жилет и штаны могли составлять половину костюма. Лицо, вымазанное сажей, самодельные кудельные космы, вставные, вырезанные из репы зубы, рога превращали ряженого в жуткого дьявола. Наряжались покойниками, цыганами, солдатами, ведьмами… Позволялось изображать и реального человека, известного всем какой-нибудь характерной особенностью. В первый вечер орава ряженых для пробы обходила некоторые дома в своей деревне. Ввалившись ватагой в избу, ряженые тут же начинали плясать и шуметь. Когда первый испуг проходил, хозяева начинали выгонять «нечистую силу» – считалось, что таким образом они очищают свой дом от нечисти на весь предстоящий год.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. В первую Святочную ночь колядовала обычно молодежь: парни и девушки шли веселой гурьбой по улицам, неся перед собой на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечой внутри. В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» – своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Останавливались колядующие у тех домов, где горел огонь, и исполняли под окнами духовные песнопения или колядки – песенки, которые могли быть смешливыми и таинственными, длинными и короткими, похожими на былины или на частушки. Но в каждой из них славили хозяев дома, поздравляли с Рождеством Христовым и просили одарить пирогами, сладостями или мелкой монетой. Иногда даже угрожали: «Кто не даст пирога – Сведем корову за рога, Кто не даст ветчины – Тем расколем чугуны…». И колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все: все, что в будние дни осуждалось, в дни Святые считалось просто баловством.

Уже после первого обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки, где устраивалась пирушка – на стол выкладывалось все, чем одарили щедрые хозяева, а на подаренные деньги покупалась выпивка. После застолья начинались игры, гадания, хороводы.

В канун зимнего солнцеворота гадали о будущем. То, что было в глубокой древности торжественным обрядом языческих жрецов, стало на Руси Святочным девичьим гаданием. Церковь осуждает суеверия и не признает гадания, да и сами гадальщицы относились к Святочным обычаям, как к игре, которая не открывает будущего, но веселит и дает надежду на счастье. Уже сам ход гадания волновал даже ни во что не верящих, отвечая какой-то неясной для нас человеческой потребности.

Впрочем, сила внушения и самовнушения достигала при ворожбе таких размеров, что человек непроизвольно начинал стремиться к тому, что было нагадано, и тогда «предсказание» и впрямь нередко сбывалось. Особенно много гадали в «страшные вечера» – между Новым годом и Крещением. Считалось, что в это время особенно активной становилась нечистая сила, помогая людям раскрыть брешь между мирами и узнать то, что обычно людям неведомо. Понятно, что с особым нетерпением ждали Святок дети и подростки. Но у них была и масса других праздников – первый снег, масленица, ледоход… Святки же были едва ли не единственным праздником, в котором активно участвовали замужние и нестарые еще женщины – они запросто гадали, колядовали, играли, ходили ряжеными, позволяя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма неприличным.

Оригинал взят у nikkto59 в Обычаи и традиции на православное Рождество

Рождество, Рождество... Я нахожусь в том возрасте(не переделаешься) и вылупилась из той формации, что религиозная составляющая праздника для меня не сакральна, а историческая и культурная - очень даже. Как хорош этот праздник, как красив! Как много действа вокруг него и таинства!(Собственно, все религиозные праздники - таинство)). Как по-настоящему весел и всенародно любим...

С наступающим Рождеством, христиане!

Оригинал взят у zirina479 в Обычае и традиции на православное Рождество

7 января, в первый четверг 2016 года, православные христиане будут отмечать один из самых главных праздников - Рождество Христово.

Это один из самых главных праздников для всех христиан (после Пасхи), поскольку в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Православии входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.


Церковь почитает Рождество, как триумф божественной любви. В этот день во плоти родился Сын Божий, которого Бог-Отец послал на нашу грешную землю, зная, что ему предстоит пройти тяжелейший путь и погибнуть за грехи человечества. Однако перед этим его ждет долгий путь, и все это время он будет открывать людям дорогу к спасению, дарить надежду, помогать бедным и больным, спасать безнадежных и тех, кто попал в большую беду.

Так что Рождество - это не только знак жертвенной любви Бога-Отца к своему Сыну, но и праздник надежды на спасение и уверенности: какой бы трудной ни казалась жизнь, впереди всегда можно увидеть свет. Народная культура также отмечает Рождество, как праздник новых надежд. Однако по традиции этот день больше связан не с отдельной личностью, а с абстрактным представлением о том, что один календарный цикл уже закончился и начинается другой.

Рождество - не единственный праздник этого цикла. Отмечать рождение Христа начинают в Сочельник (вечер 6 января), а продолжают 8 января. На второй день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы - в это время почитают Деву Марию и персон, к ней приближенных. В том числе - святых Иосифа и Иакова (сын Иосифа от его первой жены, который считается братом Христа), а также царя Давида

Рождество предваряется постом . Он называется Рождественским и является одним из самых продолжительных - длится 40 дней. Традиция соблюдать перед Рождеством Христовым Великий пост служит очищению... Ограничивая себя в пище сорок дней, а, особенно, в Сочельник, человек очищается и на физическом, и на ментальном плане и возрождается, как Иисус, чтобы продолжить свою жизнь на новом, более качественном уровне.

Кстати сказать, если вы не соблюдаете пост, то можете просто сходить в русскую баню или, в конце-концов, принять душ. Так как вода имеет свойство «смывать» с человека всю накопленную информацию и, соответственно, очищать от грехов.

Освободившись пред Рождеством от всего плохого, что накопилось за год, нужно было «засеять» душу новыми, энергетически чистыми зернами удачи и благополучия. Именно с этим связана еще одна рождественская традиция, «посевание».
Поэтому утром 7 января всегда колядуют, разбрасывая по углам комнаты зерна риса, пшеницы, проса. При этом «посевающие» всегда желают хозяевам дома счастья, достатка и здоровья.


Сочельник, вечер накануне Рождества (Свят вечер)

Сочельник - последний день поста. В этот день до первой звезды есть запрещено.
Звезда, которая восходит первой, символизирует Вифлеемскую. Именно она возвестила миру о рождении Спасителя, и она же вела волхвов на поклонение Христу.
С появлением звезды начинается новый жизненный виток.

Современная культура воспринимает Рождество по большей части как дополнительный выходной, который в России становится частью новогодних каникул. Это повод порадовать близких подарками, съездить на отдых или просто побыть дома в кругу семьи. Но с каждым годом все больше людей обращаются к традициям и отмечают Рождество так, как делали наши предки 50, 100, 200 лет назад - и речь не только о том, чтобы сходить на праздничную службу.

Наши предки были уверены: стрелки прошли по кругу и начинают новый отсчет, а значит, можно оставить в прошлом все старое, тяжелое и ненужное, чтобы войти в новый период жизни, «перезагрузиться» и родиться заново. Потому-то многие рождественские обряды и традиции в более или менее явной форме демонстрируют идеи умирания, рождения и обновления.

Гости в доме

Ужин, который ставят на стол в Сочельник (вечер 6 января), особенный. Согласно поверью, за этим ужином собираются не только живые члены семьи. В это особенное время Бог отпускает души мертвых обратно на землю , чтобы они могли проведать своих родных и близких. Так что за столом находятся и умершие родственник, которые становятся покровителями и «с той стороны» помогают живым. Все они приходят к своим близким в Сочельник. Поэтому, прежде чем сесть за стол, на лавку или стулья часто дуют - чтобы ненароком не придавить сидящую там душу.

Частенько, что для душ на стол ставят отдельную тарелку , на которую кладут понемногу каждого блюда. Утром еду из нее отдают хозяйским животным: считается, что это подарит им здоровье.

По этой же причине тарелки со стола на ночь не убирают : родные еще будут трапезничать. Ложки складывают, а посуду не моют. Кроме того, для гостей «с той стороны» могут ставить на окошко рюмку с водой, а на подоконниках раскладывать горбушки хлеба.

На праздничный ужин принято приглашать гостей, в особенности бедных и неимущих. Это особенный день, когда нужно порадовать тех, кто не имеет возможности отметить Рождество как подобает.

Кроме того, существовало поверье, что на ужин в преддверии Рождества может прийти сам Господь , и никогда не знаешь, в каком обличье он явится. Может быть, бедняком в оборванной одежде? Так что путников в Сочельник всегда принимали радушно и с большим уважением, хотя в гости в этот вечер ходить не принято .

Еще одной примечательной традицией Рождества стало определять первого гостя - человек, который первым заходит в дом и «впускает» Рождество . Иногда такого человека даже специально нанимают, чтобы все было сделано надлежащим образом, так как есть суеверие, связанное с первым гостем. Первый гость должен держать в руке еловую веточку. Ему преподносят хлеб-соль или какой-то небольшой подарок как символ гостеприимства.
Первый гость обязательно должен быть темноволосым мужчиной. Если первой гостьей дома вдруг окажется женщина - это плохая примета.

Рождественский стол

Трапеза в канун рождения Спасителя - это не ужин в привычном понимании. Скорее, полноценный обряд, который проходит в соответствии со строгими правилами. Сейчас это скорее повод собраться за щедро накрытым столом и отметить знакомый с детства праздник - но, если присмотреться, станет ясно, что и блюда, и подача, и вся обстановка переплетены с сутью праздника - его связью с миром живых и мертвых, идеями умирания старого и рождения нового.

Рождество предваряется 40-дневным постом - в предпраздничный вечер мясного есть еще нельзя , и всем блюдам надлежит быть постными.
Их число - 12 . Это количество христианская традиция связывает с двенадцатью апостолами, которые сопровождали Христа в его земной жизни, однако с точки зрения нехристианской традиции символизм числа несколько шире. 12 - сакральное число, которое было знакомо не только славянам, но и более древним культурам.

Так, персы почитали его как символ порядка и целостности - в году 12 месяцев и столько же знаков Зодиака. Так что 12 блюд, которые готовятся к празднику, очень символичны с общекультурной точки зрения.

Рождественское меню включает два главных элемента - сочиво (от этого слова происходит и название праздничного вечера - Сочельник), и кисель. Последний при желании можно дополнить взваром (узваром) - вкуснейшим компотом из сушеных ягод и фруктов.

Сочиво (рождественская кутья) представляет собой кушанье, приготовленное из размоченного зерна. В блюдо добавляют мак, орехи, изюм и т.п. Это ритуальное кушанье - разновидность кутьи, только оно полужидкое, а кутья рассыпчатая.
Сочиво готовят только к Рождеству . Для него используют зерно, из которого делают хлеб - рожь или пшеницу. Иногда готовят сочиво и из риса. Зерна, которые после замачивания уже готовы к прорастанию, символизируют жизнь.

Рождественская кутья из риса

Современный кисель отличается от традиционного, который раньше использовали в ритуалах. Изначально под этим словом подразумевали напиток из забродившего овса. Такой кисель представлял собой полностью распавшееся зерно - финальную стадию его развития, то есть смерть. Современный кисель варят из фруктов и ягод. Плоды берут исключительно зрелые, что тоже сближает напиток, пусть и в новом «прочтении», с той же идеей завершения жизни.

Взвар - тоже ритуальный напиток. Только готовили его по другому поводу - по случаю рождения ребенка. Поэтому присутствие взвара на праздничном столе поддерживает идею жизни. Так главные блюда в трапезе на Сочельник тесно сплетаются с идеей Рождества. В народной культуре это - окончание одного жизненного цикла и начало нового, а в библейской традиции - прощание со старозаветным миром и приход Спасителя, который дарит надежду на будущее.

Кроме сочива и киселя, на стол обязательно ставят рыбу - ее можно отварить или запечь . Появление водоплавающего существа на столе также очень символично. Оно отсылает к апостолам, один из которых - Андрей - был рыбаком, а также к библейской истории о том, как Христос накормил несколькими рыбами пять тысяч голодных. Можно усмотреть в этом еще и сравнение Иисуса с рыбаком, который вылавливает из житейской пучины души грешников.

Предлагаю усредненный вариант, подходящий для любого стола.

1. Кутья.
2. Узвар.
3. Салат из соленых огурцов или кислой капусты.
4. Салат из свеклы и чернослива.
5. Винегрет
6. Постный борщ или грибная суп.
7. Вареники с капустой или картошкой.
8. Рыба жаренная.
9. Тушеная капуста с грибами.
10. Голубцы с рисом, тушеной морковью.
11. Вареная картошка с маслом и толченым чесноком.
12. Пшенная каша с грибной подливой.

Интересно, что на столе в этот вечер не было горячих блюд. Даже первое подавали едва теплым: приготовив, его оставляли в печи или на плите, чтобы медленнее остывало. А все потому, что праздник Рождества - семейный. За столом должны быть все - и живые, и мертвые. Так что хозяйке дома не приходилось мотаться от стола на кухню и менять блюда: все ставилось на стол за один раз, а дальше - только тихое празднование.

7 января, в Рождество, пост заканчивался, и постные блюда на столе можно дополнить скоромными - содержащими продукты животного происхождения. Теперь к трапезе добавляют и вино. Сочиво, кисель, взвар и рыба также остаются в меню, а к ним подают заливное, колбасу, жаркое, гуся или курицу, блины, а также пряники, колядки и другую выпечку, на которую расстарается хозяйка перед праздником. Рождественский стол должен быть пышным и щедрым!
Традиционно на Рождество накрывался пышный стол. Но связано это было не только с любовью наших предков к вкусной пище. Красивые яства привлекали добрых духов, которые в эту ночь тратили очень много сил на борьбу со всякой нечистью. Конечно же, им надо было хорошенько подкрепиться, чтобы защитить хозяев дома от разных невзгод.

Чтобы полностью выдержать традицию, при сервировке стола на него кладут пучок сена . Это делается в память о яслях, в которые Мария положила своего новорожденного сына. Кроме того, на столе обязательно должна быть скатерт ь. Главное блюдо - сочиво - посвящено духам предков, и принимать их за непокрытым столом считается неуважением.

В полночь все обмениваются подарками, поздравляют друг друга и загадывают желания.
Среди девушек распространены Рождественские гадания. Считается, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

Народные приметы

Рождественские праздники - особенное время года, когда высшие силы могут подсказать людям, что их ждет в будущие 12 месяцев. Так что в это время стараются следить и за знаками, которые посылают погода и обстоятельства, и за своим поведением - неправильными поступками можно здорово себе навредить.


  • Ясная безветренная погода сулит дачным грядкам или фермерским гектарам щедрый урожай.

  • Чистое, усыпанное звездами небо ночью - знак того, что животные в хозяйстве будут хорошо плодиться, а летом и осенью из лесу можно будет возвращаться с полными корзинами ягод и грибов.

  • Метель в эту ночь - тоже добрый знак: она сулит отличный урожай пшеницы. Радуются снегу с ветром и пчеловоды - насекомые-медоносы будут хорошо роиться. Богатый урожай злаковых культур сулят также снег, который выпадает крупными хлопьями, и иней.

  • Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток.

  • Теплая погода, с одной стороны, сулит отличную пшеницу, но с другой - сообщает, что до весны еще долго: тепло настанет гораздо позже, чем обещает календарь.

  • А если в ночь перед Рождеством ударит мороз - семья проживет год дружно, в любви и согласии

  • Если праздник выпадает на новолуние, хлеб уродит плохо. Плохой приметой в народе считали и оттепель, если она случится в рождественское утро. Такой каприз природы сулит скудный урожай овощей в ближайший сезон.

  • Особое внимание уделяли поведению - своему и членов семьи. Рождество - светлый праздник, и ссориться, вздорить, спорить (особенно с родственниками) считалось большим грехом. Тех, кто нарушал правило, могли ждать неудачи в отношениях с близкими в течение всего года.

  • В Рождество запрещалось работать. Даже несложные дела, которые хозяин и хозяйка не выполнили раньше и не смогли отложить, могли накликать беду. Считалось, что кипучая деятельность вместо молитвы и ожидания великого чуда привлекала в дом нечистую силу.
    Один из самых строгих запретов касался шитья: в народе верили, что хозяйка, вздумавшая шить в один из трех рождественских дней, накличет на кого-то из членов своей семьи слепоту.

  • 12 постных блюд, которые появляются на праздничном столе, «кодируют» будущий год на достаток. Хозяйка, которая уделит ужину достаточно времени и сил, приготовив трапезу по всем правилам, обеспечит свою семью благополучием и здоровьем, так что кухонные работы перед Сочельником и Рождеством составляют серьезную часть подготовки к празднику.
    По материалам ya2016.com

Православные традиции Рождества предписывают веселиться вплоть до Крещения Господня (19 января) - это время называется «Святки»

См. также: Наша эра Римский игумен Дионисий Малый От Рождества Христова, сокращённая запись от Р. Х. запись текущей эпохи, основанная на вычисленном римским игуменом Дионисием Малым годе рождения Христа из Назарета. В таком летоисчислении… … Википедия

Базилика Рождества Христова* Birthplace of Jesus: Church of the Nativity and the Pilgrimage Route, Bethlehem** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею… … Русская история

Православный храм Церковь Рождества Христова в Юркине Страна Россия Село Юркино, Истринский район Моск … Википедия

Церковь Церковь Рождества Христова на Архиерейском дворе … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Храм Рождества Христова … Википедия

Церковь Церковь Рождества Христова … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Православный храм Церковь Рождества Христова … Википедия

Православный храм Церковь Рождества Христова на Городище … Википедия

Традиции празднования Рождества Христова в православной церкви - Рождество Христово один из главных праздников православной церкви. Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Памятник архитектуры (региональный) Православный храм … Википедия

Книги

  • Костюмы народов с древности до XIX века , Калмыкова В.В.. Мир людей прошлого – сколько привлекательного в этих словах для живущих сегодня! Какая панорама развертывается перед нами! Особенно если перед нами – зримые образы владык и простых людей,…
  • Жемчужина Востока. Люди тумана , Райдер Хаггард. События, описанные в романах настоящей книги, разделены веками и тысячами миль, но их объединяет одна тема - тема любви. Палестина первого века после Рождества Христова, от правления Агреппы…

ДОМОДЕДОВО, 10 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Святки или Святые дни - это особое время торжества и радости после праздника Рождества Христова. О святочной истории и традициях в материале корреспондента издания «Домодедовские Вести» Александра Ильинского.

Святочными или «Святыми» называют первые десять дней после праздника Рождества Христова. В период с 7 по 17 января не положено постных дней, а потому православные христиане отдыхают после продолжительного Рождественского поста. В пищу благословляется все. Это мясные, молочные, рыбные и другие «непостные» продукты. Но радость Рождества должна быть полной. А потому православные христиане стараются посетить храм, пройти через исповедь и таинство Причащения. Интересно, что в Святочные дни Церковь не совершает таинство Венчания. Это связано с особым акцентом на духовную составляющую периода между праздниками Рождества и Крещения Господня 18 января. В народе даже возникла поговорка: «На святки - только волки женятся». Кроме того, издревле Святки считались временем особого милосердия к старым, неимущим, больным и заключенным в тюрьмах. В святые дни даже цари не гнушались раздавать милостыню и посещать тюрьмы.

Между Рождеством Христовым и Крещенским сочельником

Традиция многодневных праздников, так же как и традиция многодневных постов, родилась в глубокой древности. Так уж устроен человек, что после многих дней духовной сосредоточенности, ему мало одних суток для радости и торжества. Поэтому Церковь мудро установила особые дни «попразднеств» - праздник продолжается в течении нескольких дней. В этом Святки не одиноки. Например, после Праздника Воскресения Христова - Пасхи установлен период в целых сорок дней, из которых особой с торжественностью и радостью отмечается первая Светлая неделя. Это касается и четырнадцати дней рождественского периода, на которые приходятся сразу три праздника. Рождество Христово отмечается 7 января, Обрезание Господне 14 января, а праздник Крещения приходится на 19 января. Но немного забегая вперед, надо сразу сказать, что перед праздником Крещения Господня (Богоявления) установлен однодневный строгий пост - Крещенский сочельник. Святки заканчиваются 17 января. А уже на следующий день установлен однодневный строгий пост перед праздником Крещения Господня (Богоявления). Точно так же, как это было перед Рождеством Христовым, 18 января православные христиане стараются воздержаться от пищи с утра до «до первой звезды». Этот день называется Крещенским сочельником.

Колядование

Дословно слово «Святки» означает - Святые дни. Смысл и
х заключается совсем не в том, чтобы погулять, повеселиться и хорошо поесть. Такая радость будет не полной. Человеку мало одних телесных удовольствий, чтобы чувствовать себя счастливым. Радость должна быть еще и духовной. Христианство никогда не выступало против радости, но всегда говорило о том, что радость должна быть совершенной. Ведь само христианство - это радостная полнота жизни во Христе. Святки - как раз именно такое время. Это дни полноты радости. В мир пришел Христос. И христиане празднуют тот Свет и Любовь, которые пришли в мир вместе с Рождеством. Издревле эта радость включала в себя не только посещение церкви. Дети ходили по улицам деревень под «Рождественской звездой», вырезанной из дерева и пели колядки в честь Христова Рождества. Для них был открыт любой двор или дом. Отсюда поговорка: «Пришла Коляда - отворяй ворота». Взрослые не только одаривали пришедших пряниками и сладостями, но и с удовольствием подпевали. Тем более, что слова и музыка им были знакомы с детства! Всякое застолье в Святые дни начиналось с пения тропаря Рождества Христова, а заканчивалось Кондаком. Сесть за стол без молитвы считалось грехом. Охота между Рождеством и Крещение запрещалась. «В Святые дни не бей ни зверя, ни птицу, - говорили старики, - а не то несчастье случится». Особенное внимание в дни Святок обращалось на нищих, одиноких и обездоленных людей. Было принято пригласить странника за свой стол или послать бедному соседу угощение. Нищих в русской деревне, которая жила общиной, почти не было. Но в городах, где имущественное расслоение было большим, для «нищей братии» период после Рождества и Пасхи был поистине «золотым временем». Каждый старался подать нищему копеечку, калач или пряник. Те кланялись, благодарили и пели на церковных папертях духовные канты или колядки. И пусть музыкальный слух иной раз подводил, зато исполнение было - от души!

Святочные гадания

О святочных и крещенских гаданиях пишут все русские классики. Их красочные описания каждый может найти в «Евгении Онегине» Пушкина или «Светлане» Жуковского. Будучи пережитком язычества, к XIX веку гадания из оккультно-магических практик превратились в развлечение для молодежи. Гадали в основном девушки. Во времена, когда выдавали замуж по уговору между семьями, каждой хотелось узнать о том, что ждет ее впереди? Будет ли муж молодым или старым? Ласковым или сердитым? Видов гаданий было великое множество. Девушки кидали через забор валенок или сапожек. При этом следили за мыском обуви: на какой двор он укажет, от туда и жди жениха. Девушки побогаче садились в полночь между двумя зеркалами, вглядываясь в «галерею отражений». Вдруг увидят лицо будущего мужа? Иногда в стакан с водой опускалось обручальное кольцо. В пламени свечи золото искрилось и бросало отблески на стекло. Вглядываясь в сполохи света, девушки с замиранием сердца повторяли: «Суженый мой, ряженый! Приходи ко мне ужинать!». Когда игра воображения складывалось в определенный образ, действо оканчивалось громким девичьим визгом. Страшно же заглядывать в будущее!

Практика святочных гаданий в наши дни практически исчезла вместе с русской деревней. И стоит сказать, что Церковь всегда относилась к ней отрицательно. Грехом считалось и считается гадать не только в Святочные дни, но и в любое другое время. А колдовство, ведовство, приворот-отворот в Древней Руси считала страшным преступлением не только церковная, но и светская власть. Мало того, колдовство приравнивалось к убийству. Объясняется это просто. Заигрывание с темными духовными силами приводит к нравственной дезориентации человека. А такой человек часто становится опасным для окружающих. История XX века нам это наглядно продемонстрировала.

Детская радость

В середине XIX века в русские дома вошли Рождественские елки и детские праздники. Гражданский Новый год приходился тогда на 14 января по Новому стилю - в середине Святок. Городские жители встречали Новый год в семейном кругу за праздничным ужином. Иногда к Новому году, также как на Рождество, детей и взрослых под елкой ждали подарки. В Святки по всей Российской империи начинали свою работу закрытые во время Рождественского поста театры, давались праздничные концерты и балы, открывались катки и начинались шумные ярмарки. Ведь Святки - это время радости. Так оно и осталось в наши дни. Поэтому, порадуйте Ваших детей Новогодними и Рождественскими представлениями! Сводите их на концерт или хороший спектакль! Только не забудьте, что главным в Святые дни считается не это. А то, о чем говорится в Новом Завете: «Спешите делать добро!». Пусть добра, мира и милосердия в радостные рождественские дни станет больше!

Со Святками, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский
Фото и иллюстрации из открытых источников:
« Святки», палехская миниатюра/«Святки», владимирские художники/ Николай Пимоненко, «Коляда, коляда..»/ Катание с горки, картина неизвестного художника конца XIX века/Карл Брюлов, «Гадающая»/ Феликс Эрлих, «Под Елкой»/ Рождественская открытка
Домодедовские вести

Вступайте в нашу группу

Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы Мудрова Анна Юрьевна

Первая Неделя (Воскресенье) после Рождества Христова

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Потоп (за 3246 лет до рождества Христова) Когда люди размножились на земле, потомки Сифа стали брать себе жен из потомства Каина. От этого все люди на земле стали нечестивыми. Остался только один Ной, который вел благочестивую и угодную Богу жизнь. Тогда Бог дал людям на

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Авраам (за 2039 лет до рождества Христова) После вавилонского столпотворения, когда люди рассеялись по разным странам, они стали мало-помалу забывать истинного Бога. А так как без Бога жить нельзя, то они вздумали почитать за Бога солнце, луну, звезды, разных животных и

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Пророчество Даниила (за 539 лет до рождества Христова) Когда предсказанное пророком Иеремией время вавилонского пленения подходило к концу, Даниил стал молиться Богу об освобождении своего народа из плена. И вот однажды во время молитвы явился ему архангел Гавриил и

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Праздник Рождества Христова Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст. ст.). К достойному его празднование верующие приготовляются сорокадневным постом, с 15 ноября по 24 декабря, известным под именем Рождественского или

Из книги Проповеди. Том 2 автора

4. Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»? Вопрос:Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году

Из книги Текст Праздничной минеи на русском языке автора Автор неизвестен

Из книги Апологетика автора Зеньковский Василий Васильевич

СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем (Ирмос Рождества Христова, песнь 9).В нынешний великий день воспоминает

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ПАМЯТЬ СВВ. ПРАВЕДНЫХ ИОСИФА ОБРУЧНИКА, ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕПосле предначинательного псалма поем всю 1 кафизму. На «Господи воззвах:» стихиры воскресные 3 и праздника 4, поющиеся на самый праздник, и святых

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Праздник Рождества Христова. Из новых (в отношении Ветхого Завета) праздников - все, что относилось к жизни, смерти, воскресению Спасителя, а так же к Божией Матери, положило начало новым праздникам. Из Ветхого Завета остался праздник Пасхи, но и он получил в христианстве

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Тайна Рождества Христова Когда над Вифлеемом суетливым, Куда стекался люд со всех сторон, Звезда сиянием неугасимым Вдруг озарила тёмный небосклон, В пещере, что служила людям хлевом, Вдали от шумных городских дорог Родился у Святой Пречистой Девы Младенец Иисус –

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Таинство Рождества Христова Отцы мои, братия и чада. Я, по молитвам вашим, уже выздоровел от своей болезни, но, дабы опять не повредить себя, я не присутствую на всенощных бдениях и не признал возможным доныне выступить пред лицем вашим с беседой. Вы же, имея ум ваш

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Поучение 5-е. Накануне Рождества Христова (О религиозном и нравственном состоянии человечества до Рождества Христова) I. Мы готовимся праздновать всерадостное Рождество Христа Спасителя. Рождество Христово для нас истинно есть день радости и веселья.II. а) Чем было

Из книги автора

II. Год рождества Христова По общепринятой хронологии Рождество Христово имело место в 754 году от основания Рима. Но эта хронология, как обязанная своим происхождением монаху Дионисию Малому, жившему в VI веке по Р. X., не имеет никакого авторитета и по исследованию новейших

Из книги автора

В день Рождества Христова Таинство странное вижу и преславное: небо - вертеп, престол херувимский - Деву, ясли - вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем (Ирмос Рождества Христова, песнь 9).В нынешний великий день воспоминает Святая

Из книги автора

В день Рождества Христова Еще раз в нашей жизни сподобил нас Господь праздновать величайшее в истории мира событие, которое несказанно изумило всех Ангелов небесных. Они увидели сошедшего на землю с небес Предвечного Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, во плоти

Из книги автора

В день Рождества Христова Что празднуем мы в этот великий день? Что произошло 1953 года тому назад? Из земли святой благословенной утробы Пречистой Девы Марии вышел маленький росток. Он упал на Богом освященную землю Палестины и укоренился в ней. Из него выросла