Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Какое это тяжелое состояние, когда тебя обидели. Обидели подло, жестоко, предали, исцарапали тебя, сердце порвали, душу опустошили. Каких только эпитетов нет по этому поводу. Это чувство очень сложно описать. И хотел бы человеку как-то отомстить, но такая растерянность, что нет сил даже мстить. В этом состоянии, когда ты скован обидой, как тисками, и никуда не можешь от нее спрятаться, можно жить годами. И тут совершенно не помогают никакие философские разговоры, метафизические штудии. Пытаешься как-то сам себя уговорить: «Боже мой, ну все же люди, все несчастны! Вот он обидел тебя, пусть он подлец, но ему же хуже, чем тебе!» – не помогает, совсем ничего не помогает... Достаточно одной бессонной ночи, может быть, неудачи, высокого давления, пробки на дороге, чтобы вдруг вспомнить всё – все обиды и злоключения…И это простое человеческое чувство, когда ты не можешь простить обиду, а иногда даже оправдываешь и обосновываешь для себя право мести – для христианина вдвойне мучительнее. Почему? Потому что Господь наш в Библии говорит, что мы должны прощать врагов наших, и не просто прощать, а любить их. А как их любить, скажите пожалуйста? Хочу, но не могу. И умом понимаю, что бедный человек и дитя Божие, но не могу! Мне проще скрыться от него, даже не вспоминать, кто он, не знать, что он существует, но еще и любить? Увольте.

И вот мы открываем творения святых отцов и читаем у них то же самое. Например, в перечне добродетелей, который приводит Марк Подвижник, есть такая добродетель – прощение обид. Оказывается, я, как христианин, обязан уметь прощать обиды и даже радоваться, если меня оскорбляют!Марк Подвижник пишет: «Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели». Подумайте, какие опасные слова: у каждого из нас есть «скелет в шкафу», каждому есть, за что у Бога прощения просить. Безгрешных людей не бывает, есть слепцы, которые утверждают: «Бог у меня должен прощения просить»,но они просто заблуждаются и сами это очень хорошо знают. Марк Подвижник выдвигает христианскую идею о том, что любая добродетель, то есть любое доброе дело, замаливает наши грехи и вину перед Богом. Я сделал в своей жизни что-то нехорошее, обидел какого-то человека или позволил себе какое-то безобразие, мало ли что в жизни бывает: жизнь – вещь сложная и пестрая, и не хочешь, а все равно вымажешься – и, конечно же, пытаюсь замаливать свои грехи и творить добрые дела. Марк Подвижник говорит, какая это опасная мысль: оказывается, самое сильное дело, которое всё замаливает, не просто вымывает грехи, но вычеркивает их из списка преступлений – это прощение обидчика! И мы знаем такие истории из патериков, житий святых, когда вдруг умирает блаженной кончиной человек, который был, может быть, большим грешником, пьяницей или злодеем, или неряшливым в духовной жизни человеком, а идет в рай, умирает с просветленным лицом, потому что в жизни никогда ни на кого обиды не держал, никого не осудил, но всем прощал, всех жалел. Вот так «должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели».

«А если мы не можем сего делать, – говорит Марк Подвижник, – по причине возобладавшего нами греха, то должны при бдении и злострадании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам таковую силу». То есть даже когда мы понимаем, что простить нет никаких сил, значит, нужно просить Бога, чтобы Он дал нам силы с этим справиться, иначе никак. Ну что же мы за христиане такие, что простить никого не можем?«При этом, во всякое время на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть». Потому что обида и скорбь от человека очищают нас от наших беззаконий и грехов, а грех, брошенный в человека, бумерангом возвращается к нам, и раз вернулся, значит, дело закрыто, значит, Господь простил нам что-то. «Радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому что имеем случай простить (согрешившему против нас) и получить прощение собственных наших грехов».

Вот какое интересное наставление. Обратите внимание, Марк Подвижник отговаривает каждого из нас: не дай Бог не просто держать обиду или злость на другого человека, но не дай Бог позволить себе мстить ему, даже если он об этом не узнает, потому что месть есть намеренное зло. Самое страшное, когда человек намеренно причиняет кому-то зло: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога», – говорит Марк Подвижник. Если вы мстите, то вы на Бога замахиваетесь, грешите уже против Него: «Тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия, а кто нашедшую на него скорбь переносит, как свою собственную, тот исповедует прежде сделанное им зло, за которое и терпит, перенося тяжкое». То есть перенесение скорбей и обид, безропотное, даже, может быть, с благодарностью и молитвой, есть знак смирения и знак покаяния. Господь дает нам -людям, которые не могут ни толком молиться, ни вести подвижническую жизнь, не могут содержать себя в строгости и воздержании – возможность хотя бы через скорбии страсти, уврачевать свои болезни и проступки.

Но Марк Подвижник дает нам сам генезис этой болезни. Что значит и откуда берется обида? Почему я не могу простить? «Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти». Эти страсти – тщеславие и сластолюбие. Вот как интересно! Тщеславие – понятно: мы себя считаем кем-то, как же можно против нас поступить нехорошо, бросить на нас тень? Но что имеется в виду под сластолюбием? Мне кажется, что сластолюбие в этом случае – это сладострастное желание быть несчастным. Такое садомазохистское чувство иногда поселяется в человеке: ему очень нравится быть несчастным, и даже если его не обидели, он ищет обидчика, выдумывает себе какую-то обиду. И в этом сладострастии можно переступить такую черту, когда ты уже не можешь без этого жить. Вот от этого и предостерегает Марк Подвижник. Он показывает и причину непрощения обиды – тщеславие и сладострастие, и предупреждает о том, чтобы мы ни в коем случае не мстили, но и ободряет нас, говоря, что перенесение скорбей и обидчивости очищает нас от наших грехов.

Расшифровка: Татьяна Башилова

Во время одной из бесед Господа Иисуса Христа с учениками Пётр спросил своего Божественного Учителя: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф.18:21).

По учению ветхозаветных книжников прощать ближнего за его проступки можно было только три раза. Задавая этот вопрос, Пётр желал своим великодушием превзойти ветхозаветную праведность.

Христос ответил ему: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22). Такой ответ Спасителя означал, что прощать своего заблуждающегося брата нужно всегда, независимо от того, сколько обид он причинил.

Чтобы ученики могли лучше усвоить эту мысль, Господь поведал им притчу о милостивом царе и немилосердном должнике.

«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими, - начал Своё повествование Спаситель. - Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (Мф.18:23,24).

Должник был не в состоянии расплатиться. И когда царь услышал об этом, то приказал продать его вместе с женой и детьми в рабство и тем самым погасить долг.

«Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу» (Мф.18:26). Царь сжалился над ним и приказал освободить должника. Зная, что он никогда не сможет возвратить этот долг, царь всё ему простил. Милосердие государя спасло раба и его семью от страшного бедствия.

«Раб же тот, выйдя, - продолжал Свою притчу Христос, - нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен» (Мф.18:28).

Тогда товарищ, пав к ногам его, стал умолять: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф.18:29,30).

Друзья несчастного, видя происшедшее, очень огорчились. Они пошли к государю и рассказали о том, что видели.

Тогда Царь, призвав немилосердного раба, сказал ему: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф.18:32,33).

Разгневавшись на беспощадного раба, Государь велел отдать его истязателям, пока он не вернёт своего долга.

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35), - заключил Свою притчу Христос.

Все мы много согрешаем пред Богом и находимся у Него в неоплатном долгу. Но Господь по Своей неизреченной милости и человеколюбию прощает нам все наши прегрешения.

Взамен Бог ждёт лишь одного - чтобы мы не держали зла на своих ближних и старались прощать все причинённые нам обиды.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14,15), - говорит Спаситель в Святом Евангелии.

Прежде чем обратиться с молитвой ко Господу, мы должны простить всех обидчиков и примириться с ними, иначе наш молитвенный дар не будет угоден Ему: «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой», - говорит Господь (Мф. 5:23-24).

Примирение с ближними - это начало нашего исправления и первая ступень на пути вхождения в Царство Отца Небесного.

Мы все грешим друг перед другом, но мало кто способен перед другим покаяться. А для того, чтобы отношения воскресли, необходимо подойти и сказать: «Прости». И если это будет от сердца и от сердца вам ответят, зло уйдет.

Священник Алексий Потокин

Прощать и принимать прощение - целое искусство. Искусство прощения заключается в том, что бестолковое прощение умножает грех. Позднее прощение убивает, а мудрое и своевременное окрыляет.

Священник Константин Камышанов



Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Прощение не меняет прошлого, но освобождает будущее.

Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека - простите его, а то будет два нехороших человека.

Августин Аврелий

Умение прощать — великий дар.

Тем более что это ничего не стоит.


Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть.

Владимир Набоков

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ

Нужно уметь прощать. Многие считают, что прощение - это признак слабости. Но слова "я прощаю тебя" вовсе не означают — "я слишком мягкий человек, поэтому не могу обижаться и ты и дальше можешь портить мою жизнь, я не скажу тебе ни единого слова", они означают - "я не позволю прошлому портить свое будущее и настоящее, поэтому прощаю тебя и отпускаю все обиды.


В прощении есть магия… Магия исцеления. Как в прощении, которое даруешь ты, так и в том, которое сам получаешь.


С прощения все начинается. Если мы храним в себе обиду, это проявление гордости. Я не принимаю это как свое, я обвиняю в этом кого-то другого. Я не понимаю, что я - Душа, которая совершила какие-то неправильные поступки, и сейчас ко мне возвращаются эти уроки.



Если человек сделал тебе больно, не отвечай ему тем же, сделай добро. Ты другой человек. Ты лучше. Запомни.



Один из самых полезных жизненных навыков - это умение быстро забывать все плохое: не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу... Не стоит тащить разный хлам в свою душу.


Если люди осуждают или критикуют вас, помните, что чаще всего в тот самый момент, когда они порицают вас, они думают исключительно о себе. Не сердитесь и не обижайтесь на них, просто поймите, что людям больно, когда они не могут ничего противопоставить тому, в чём вы их превосходите.

Умение прощать и просить прощения - фундамент для прочных отношений. Важно научиться искренне и всем сердцем говорить друг другу "Прости" вместо того, чтобы ранить друг друга иголками упреков и претензий.

Обиды и негодования похожи на яд, который пьете вы в надежде на то, что отравятся другие. Счастье начинается с прощения.

Кэсси Комбден

Как только человек заболевает, ему надо поискать в своем Сердце кого надо простить.


Сильнее всех побед — прощение.

Один маленький мальчик, когда его спросили, что такое прощение, дал чудесный ответ: "Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут."

Самая необходимая наука — это наука забывать ненужное. Антисфен.

Твоя способность любить других... и самого себя... прямо пропорциональна твоей готовности прощать других и себя.
Например, вместо того чтобы любить таких родителей, каких ты хотел бы, попытайся научиться любить тех родителей, которые у тебя есть.
Чтобы излечиться от полученной в прошлом травмы, тебе придется сперва разозлиться, оплакать потери и, наконец, простить их все.
Ты не сумеешь никого полностью простить, пока ты не пожелаешь добровольно отказаться от права на месть и возмещение... — навсегда.
Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Чак Хиллиг

«Вы не можете победить врага, пока не вылечите в себе то, что считаете низким в нем». И-Цзин (Книга перемен)

Очень часто в других людях мы болезненно воспринимаем именно те поступки, реакции, чувства, которыми грешим сами. И настоящее, истинное прощение другого человека начинается с умения увидеть собственные слабости и недостатки.

Возможно, нам нужно научиться прощать себя, прежде чем мы сможем позволить другим простить нам зло, которое мы им причинили, или прежде, чем мы сами сможем (в душе или лицом к лицу) простить им зло, которое они причинили нам.

А вы забудьте — и станет легче.

А вы простите — и будет Праздник.

А вы стремитесь — и вам удастся…

Не поскупитесь — и вам воздастся!

И вам вернётся — вознаградится...

А вы поверьте — и будут верить!

Начните сами — кругом начнётся!

А вы ЛЮБИТЕ! И вам зачтётся!

Умение не придавать значения - ещё ценнее, чем умение прощать. Ибо прощать мы вынуждены то, чему уже успели придать значение.

Сегодня Прощеное Воскресенье.

Не забудьте попросить прощения у всех, кого обидели за год.

А еще - творите добрые дела!


Прощение бережет наше сердце
Иногда мы прощаем обидчика, иногда держим горькое чувство в себе, печалясь или придумывая способ отомстить. А как это отражается на нашей сердечно-сосудистой системе? Сначала участники эксперимента должны были восстановить в памяти случай, когда их жестоко обидели. Их попросили представить себе, что они мстят обидчику, а чтобы подогреть обиду, вспомнить о том, как они страдали, какую испытали боль. Затем им предложили простить своего обидчика, попытаться найти объяснение его поступку, признать, что у всех людей есть свои слабости… Кардиограммы и показания томографа не оставили никаких сомнений: отрицательные эмоции и обида усиливают сердцебиение и повышают артериальное давление, а проявление эмпатии немедленно смягчает стресс. Так что теперь научно доказано: обижаться вредно.

Вы уже знакомы с Хо"опонопоно? Это очень простая духовная практика, дающая невероятные результаты. Суть практики заключается в том, что Вы открываете своё сердце, и создаете реальность полную любви и гармонии со словами:
1. "Я люблю тебя."
2. "Прости меня."
3. "Мне очень жаль."
4. "Благодарю тебя."
Принципиальным моментом Хо"опонопоно является принятие на себя 100% ответственности за всё, происходящее в мире. Т.е. не только за свои действия, а вообще за все, о чем мы знаем или даже не догадываемся.

Молитва о прощении грехов - это каждодневное обращение к Господу Богу, которое помогает человеку очистить свою душу.

Обиды греховные, которые мы изрыгаем на рядом идущего, со временем возвращаются обратно в виде недугов.

Чтобы заслужить Божью благодать и исцелиться духовно, необходимо как можно чаще читать молитвы о прощении.

Такие молитвы могут быть обращены не только к Господу Богу, но и к другим святым образам.

Перед тем, как приступить к чтению предложенных молитв, Вам следует посетить православный Храм и попросить прощения мысленно перед Богом.

Православная молитва Господу Богу о прощении грехов:

1. ,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Каюсь пред тобою искренне и молю об отпущении грехов. Словом колким и делом скользким незаслуженно принижал я людей. Не специально и со зла грешил необузданно и не молил прощения у добрых людей. Смилуйся, Боже, и прости мне все грехи ведомые, вольные и невольные, а также не упомянутые по забвению. Да будет так. Аминь."

2. ,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. В мольбе обращаюсь к тебе и прошу помочь в искуплении. Все грехи, сотворенные по забвению, отпусти. Направь меня на тропу православия, мимо греховного тщеславия. Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь."

Православная молитва Господу Богу о прощении обид:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Припадаю к твоим ногам и молю о великодушном прощении. Обижал и не извинялся, унижал и не каялся. Обидными словами причинял боль близким людям и незнакомым странникам. Пощади мою душу грешную и прости меня за злые деяния. Да будет так. Аминь."

Если Вы женщина, то Молитву Господу о прощении следует читать от лица слабого пола.
Чтобы заслужить прощения от грехов и обид, необходимо как можно чаще произносить эти молитвы в спокойном уединении.

Молитва покаяния Иисусу Христу об отпущении грехов:

Живя на белом свете, мы неустанно грешим, забывая порой о том, что кого- то обидели.
Чтобы Господь отпустил лихие грехи, Вы должны периодически произносить молитву о покаянии.
Только не стоит забывать, что любая молитва- это не пустые слова, а обещание Богу в виде поступков.

Перед тем, как приступить к чтению молитвы покаяния Иисусу Христу, позаботьтесь о том, чтобы Вам ничего не мешало. Запритесь в уютной комнате и зажгите церковные свечи. Рядом поставьте православные иконы. Это образ Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Блаженной Старицы Матроны Московской.

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Искренне каюсь пред тобой и прошу великодушного прощения. Отпусти мне все грехи по забвению, ругань, брань, обиды ближнему и очисти душу мою от греховных помыслов. Защит меня от деяний не праведных и не терзай слишком тяжелыми испытаниями. Да буде воля твоя и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь."

Дождитесь пока все свечи полностью не угаснут. Усердно крестясь, ступайте с миром и постарайтесь как можно меньше грешить.

Предлагаю Вашему вниманию еще одну молитву покаяния, которая просит Иисуса Христа об скорейшем отпущении грехов:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Смилуйся надо мной и отпусти мне все грехи, совершенные по злому умыслу и не по воле моей. Я каюсь за причиненные обиды, колкое слово и гадкое дело. Я раскаиваюсь за душевную смуту и сетование на трудную жизнь. Отпусти мне все грехи и прогони из души бесовские помыслы. Да будет так. Аминь."

5 молитв, позволяющих вымолить прощение за грехи предков, абортированных детей, блуд, похоть и измену.

Зажгите 1 свечу. Поставьте иконы, имеющиеся дома в наличии. Несколько раз прочтите молитву “Отче Наш”.


Затем приступайте к замаливанию.

Как замолить аборт:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Отпусти мне грех аборта- детоубийства прескверного. В наготе духовной, сошла с пути праведного, прельщенная слабостью и вожделением. Да будет воля твоя. Аминь."

Как замолить грехи предков:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. В поминовении церковном отпусти грехи предков покойных, что при жизни не каялись, редко молились и маялись. Да будет воля твоя. Аминь."

Как замолить грех блуда:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Очисти меня от блудного стремления, и безмерного семенного осквернения. Молю тебя о возмездии строгом, чтоб потомство не страдало, мои скорби не впитало. Да будет так. Аминь."

Как замаливают похоть:

,Господи, не погуби мою душу, но остуди похотливое желание плоти. Молю тебя о справедливом наказании и послаблении за чистосердечное признание. Да будет воля твоя. Аминь."

Как замолить измену:

,Господи Иисусе Христе, в младом вожделении и плотском влечении, каюсь я в супружеском отступлении. Праведно гневаясь, за измену накажи, путь мне духовный во Храм укажи. Да будет воля твоя. Аминь."

Теперь Вы сможете замолить свои и чужие грехи.

Молитва чтобы все было хорошо:

Перед тем, как начать читать эту молитву Господу Богу, необходимо посетить православный Храм и поставить по 3 свечи к иконе Иисуса Христа, Пресвятой Богородице и Блаженной Старицы Матроны Московской.
Усердно крестясь и взирая на яркое пламя, произнесите про себя простые молитвенные строчки:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Пускай все будет хорошо как в душе, так и в бренном теле. Да будет так. Аминь."

Неспешно покидаете Храм, купив дополнительно еще три свечи и православные иконы, перечисленные выше, но только в том случае, если их нет в наличии.

Приходите домой и уединяетесь в комнате. Зажигаете свечи.
Пристально смотрите на яркое пламя и представляете себе то, что все будет хорошо. У каждого молящегося свое понимание достатка, но не стоит просить у Господа Бога греховного блага.

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Пускай все лихое отринет и будет все хорошо от крепкой веры в душе. Напусти на меня хорошие светлые помыслы и избавь от греховных деяний. В доме отчем и казенном, на скользкой дороге, ночью и днем, с родными людьми пусть все будет хорошо. В благих начинаниях пускай все хорошо завершится. Да будет так. Аминь."

Православная молитва о том, чтобы все было хорошо , может быть обращена не только к Господу Богу, но и к его святым помощникам сохранить веру в душе.

Вымаливая у Бога прощения за грехи, соблюдайте посты, читайте Молитвослов и Библию, причащайтесь святых даров, исповедуйтесь у Батюшки. Общайтесь с духовным наставником.

Пусть Господь Бог услышит Ваши стенания!

Желаю вам светлых и радостных дней!

Храни Вас Бог!

"Умение прощать-свойство сильных,слабые никогда не прощают.
Махатма Ганди

Учитесь мудрому забвению: Хотя в некоторых случаях память является бесценным благословением, иногда она бывает и несказанным проклятием. Если прощение – это одна из основ Богоподобной жизни, такое качество невозможно достичь, пока память упорствует, показывая пальцем, как на должника, на того, кто должен быть прощён. Вы полностью не простили обиду до тех пор, - если она была лично против вас, - пока готовы сохранять о ней память. Каждый раз, когда память выстраивает эту картину перед вашим мысленным взором, сознательно или бессознательно, вы начинаете делать сравнения и, забывая, что вы тоже подвержены тем же самым проступкам, выносите обидчика на суд вашей собственной низшей натуры.
Снова и снова детали обиды проносятся в ваших мыслях,
прибавляя всё больше и больше ментальной энергии к первоначально сформированной картинке, давая образу обиды всё больше возможности проявлять себя в иных умах той же вибрации и так искушая других к совершению подобных проступков... (из наставлений первого Главного Хранителя Храма – Франчиа Ла Дью).


ВСЕПРОЩЕНИЕ
Ну неужели так трудно простить? Неужели твоё придирчивое сердце всё предаётся размышлениям об обиде и отказывается простить несправедливость, допущенную по отношению к тебе так давно?Тогда остановись ненадолго и поразмышляй,ибо так и должно быть,потому что Бог создал этот момент для тебя одного,чтобы очистить твоё сердце от ещё большего вреда для твоей собственной души.Да будет тебе доподлинно известно, обиженный мой, что твоё погружённое в раздумье сердце плетёт паутину, образующую стальной покров,сквозь который даже Я, твой друг и советчик, не в силах пробиться. Поистине в Любви заключено то Всепрощение, которому ты так безрассудно и по невежеству отказываешь в признании. Я стою и жду,чтобы ты кивнул, разрешая Мне войти в храм души твоей, в твоё сердце (6, с.416).
ИСПЫТАНИЕ ВСЕПРОЩЕНИЯ
Если ты хочешь пройти испытание полного всепрощения, научись прощать других, тех, из-за кого тебе трудно простить самого себя.Прощение зла, причинённого тебе врагом, всё равно что песчинка рядом с огромной горой в сравнении со злом, которое ты причинил самому себе отказом простить( 6, с.619).
ВСЁ ЛИ НАДО ПРОЩАТЬ?
Если ты поймёшь причину, то у тебя уже не явится вопрос о прощении, так как ты будешь иметь преставление о том, что ведёт к исправлению в том случае, с которым ты имеешь дело.
Прежде всего вынуть себя, извлечь своё высокое «я» из окружающей тебя тьмы. А это уже значит прощение.Если твоё личное «я» не реагирует на обиду, а отвечает пониманием, то это уже значит прощение. Оценивать и рассуждать необходимо для понимания, поэтому прощать не значит не видеть. Но видеть как бы сверху, охватывая большое поле зрения. Понимание – это любовь.Если мудрости и понимания не хватает – любовь заменит. Но и знание того, что есть причина для каждого следствия, поможет любви и приблизит к понниманию. (7,с.329- 330).


ОБИДЫ СЛЕДУЕТ ПРОЩАТЬ
Пойми так: каждая обида на человека, в то же самое время не высказанная,не выраженная на физическом земном плане,- месть. Поэтому обиды следует прощать,а прощать значит растворять их в любви и благодарности. И каждая обида в конце концов принесёт свои плоды и будет проявлена в действии и на физическом земном плане.Вспомни, что каждое твоё желание сбывается в том или ином воплощении.И обиды– отмщение – тоже будет выполнено. Я не говорю тебе больше этого,ты сам должна делать выводы из сказанного.Молись о прощении.Это дар, и да будет он твоим приобретением отныне и до века (7,с. 308).

Любить надо не только человечество, но каждого отдельного человека. А если ты не ощущаешь этого прилива любви – будь доброжелателен,и это путь.Прощай обиды легко и просто. Проходи мимо обидных слов, не запоминай их. (7, с.310).

ГРАНИ АГНИ ЙОГИ О ПРОЩЕНИИ
«Господи,прости им,ибо не ведают,что творят»,-это классическая
формула претворения черных огней беснующихся двуногих в Светлый Агни в сердцах тех из них, кто имеет в себе хотя бы искру человекообразия (Гр.А.Й., кн. IV, 560).Всепрощение и неосуждение–явления разного порядка. Не может человек прощать или не прощать другого; так как следствиями каждого поступка распоряжается Карма и прощение не освобождает от Кармы. Но осуждение или суд над другим человеком безусловно недопустимы (Гр.А.Й., кн. VI, 230).

…Все тёмные чувства связывают участников их между собою. Очень
мучительно и болезненно от них в Мире Тонком. Необходимо покончить все эти счёты на Земле. Прощающий что-то кому-то совершает выгодное дело,ибо освобождает себя от зависимости от
этих вредителей и необходимости быть привязанным к ним именно благодаря своим неизжитым чувствам.И на Земле эта связанность может быть очень сильной,но на Земле от неё легче освободиться
.…но там (в Мире Тонком)действует магнитное притяжение тонких тел друг к другу и заставляет их,при взаимности таких чувств, быть вместе против их воли и желания.Вообще всякое освобождение от всех мелких и больших чувств недоброжелательности даёт духу крылья. С земными счетами надо покончить ещё на Земле (Гр.А.Й., кн. IX, 217).

Нет оправдания людям,знающим,что они причиняют другим страдания или неприятности,и всё же делающим это. Незнание ещё может служить оправданием, но знание – никогда. Это уже сознательное причинение зла людям. Придётся платить в размере причинённого зла. Страдающим от этого не легче, и они готовы простить,если духом достаточно высоки, но Закон Кармы не считается с этим и должен исполниться до конца. Можно пожалеть мучителей бессердечных,ибо участь их незавидна… Лучше когда не ведают, что творят. За них можно молиться, но, когда ведают,ни прощение,ни моления не в силах помочь.Можно сделать попытки объяснить неведающим,какой вред они причиняют.Но если это результатов не даст, можно отойти, и умыть руки, и предоставить их своей собственной судьбе, и уже больше не вмешиваться в течение их кармы,и,главное,зла не иметь в сердце своём против мучителей ваших… Закон причин и соответствующих причинам следствий управляет миром. От него никуда не уйти (Гр.А.Й., кн. XII, 1).

…Неосуждение и прощение тех людей,которые причиняли вам зло и страдания,есть не что иное,как освобождение себя от кармической с ними связи и свобода от них в Тонком Мире. Лучше встретить там друзей, чем врагов или безжалостных кредиторов. Нужно знать,что помимо всего каждое пятно грязи на ауре служит
зацепкой или целью для тёмных нападок и даёт тёмным право считать,что хозяин неочищенной ауры– ягода одного с ними поля (Гр.А.Й., кн. XII, 94).

Многие из лучших понятий извращены.Прекрасно звучит «всепрощение», но люди умудрились сделать из него уродливое обличие– «Высшие Силы всё прощают»; таким образом, все преступления допускаются.Но дело не в прощении,которое вполне возможно, но в изживании содеянного. Справедлив закон пространственного заживления.Нанесённая рана требует врачевания.Самоисцеление требует времени, ибо порванная ткань должна починиться. Лучшее созвучие Аум может способствовать залечиванию ткани.Но все созвучия цвета и аромата могут способствовать,если психическая энергия допустит такое сотрудничество (Аум, 340).

Около понятия прощения много непонимания.Простивший полагает, что он совершил нечто особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений.Прощённый думает, что всё кончилось, но ведь карма остаётся за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощённого и тем не утяжелил её, но сам закон Кармы остаётся поверх обоих участников. Повелители Кармы могут, до известной степени,изменить её,если огонь очистительный вспыхнет ярко, но такое пламя не легко разгорается.

Великие жертвы приносились для возжжения огня. Можно почитать память таких самопожертвований. Красота живёт в таких зовах. Ни века, ни людские смятения не могут заглушить зовы к самоотверженности. О том же повествуют и скрижали Братства. Прекрасно,что и сейчас не забывают о понятии, которое существует через века.Не будем отвергать даже малое непонимание о пути надземном.

НАДЗЕМНАЯ ОБИТЕЛЬ О ПРОЩЕНИИ
Сказанного не вернуть, содеянного не исправить Но признав ошибочность, не следует оставлять ошибку неисправленной.. Следует приложить все силы, чтобы впредь не допустить непоправимого, если что-либо исправить уже поздно. Но даже непоправимое,с точки зрения человека,можно исправить, изменив хотя бы в некоторой степени.Так ушедшего человека не вернёшь, если он ушёл за черту жизни,вступив за порог смерти. Но можно вслед послать мысль добрую и раскаяние сердечное. Не должен дух уносить с собой обиды земные, недоразумения нерешённые. Пусть каждый подумает об ушедших и мысленно разрешит оставшееся невысказанным.И, если обижены были вы, - простите. Пошлите вслед ему вашу добрую мысль прощения, тем оградите себя от последствий недобрых. Истину Говорю вам: каждая обида стягивает узлы крепкие, нитью тёмною соединяя обидчика и таящего обиду горькую. В связке одной пойдут, переступая из жизни в жизнь, покуда не развяжут узлы затянутые. А Я Говорю вам: «Простите!» Тем развяжете узел свой, освободившись от обидевшего.И пусть он сам ответит за причинённую боль и заплатит за неё. Его дело за всё ответить Закону праведному, по счетам кармическим. А ваш долг – простить (Бр. кн. II, Над. Об., 165).Понять и простить – вот удел души человеческой (Бр. кн.II, Над. Об., 156).

…что же делать остаётся в данной ситуации,когда вынужден жить с тем, кто тебя не любит, работать с теми, кто не понимает, и чувствовать на себе брезгливо-осуждающие взгляды лишь оттого, что ты не такой, как все, и каким им хотелось бы видеть тебя? Замкнуться в себе– это не лучший выход, когда жизнь поставила тебя в гуще этих людей. Подумай, отчего ты должен быть непременно рядом с ними, не задолжал ли ты им в чём-то? А может быть, жизнь представляет великолепный шанс расплатиться с тобою,и ты терпеливо должен ожидать часа расплаты.Но, прежде всего, заплати долг свой, чтобы почувствовать себя свободным от обязательств;и помоги тем, кто задолжал тебе, ведь это так просто: стоит лишь искренне и безоглядно простить их за всё. Освободившись от пут рабства и став свободным, не дай закабалить себя вновь, навешивая грехи тяжкие, будто цепи пудовые, чтоб не удивляться затем, отчего так жизнь несправедлива к тебе. В основе всего лежат законы, которые нельзя переступить ни одному живому существу.Они и определяют,где и с кем быть человеку надлежит, ибо грехи его и диктуют условия существования.Зная о том, уберегитесь в пути от груза излишнего (Бр. кн. II, Над. Об., 443).

…Слово, вами данное, придётся исполнить рано или поздно;. и судьба вновь сведёт с тем, кому обещания давались; и случай представится благоприятный к расплате за долг… Только расплачиваясь,можно с себя цепи закабалившие сбросить и начать движение поступательное.Должник и кредитор взаимосвязаны, как две нити в узел один– сами не продвинетесь и другого движения лишите. Взаиморасчёт кармический крайне важен для каждого, желающего сдвинуться с точки мёртвой.Долги простить должникам вашим Предуказал Я прежде;но свой долг вернуть вы обязаны, если не прощён он вами со всем великодушием сердечным. И вообще,долги делать не советовал бы Я вам, ибо нет ноши более тяжкой для души,чем эта.

Воплощение за воплощением может следовать лишь с целью одной:вернуть долг обещаний.Освободитесь, уберегитесь от рабства,чтоб за ошибки ваши и детям единородным расплачиваться
не пришлось.Ни одно слово не простится вам, и не думайте, что отвечать не придётся.И оттого,Прошу Я вас,прежде, чем молвить что-то, задумайтесь крепко, в силах ли вы будете исполнить обещание.И, зная Закон Причинности, убережём себя о следствий нежелательных.Ваша судьба в ваших руках,и коль недовольны ею, так и улучшите её, расплатившись за старое, чтобы иметь право обрести что-то новое. Мы Имеем Дело только с теми, кто долгов кармических, к уплате означенных, уже не имеет. Я Сказал, как стать ближе к Нам:Расплатитесь с ближним(Бр.кн.II,Над.Об, 517)

Сам не свой бывает человек, когда выходит из себя. Откуда взялось это выражение? Не являет ли это мысль о том, что выходя из себя, мы предоставляем свой дом, то есть тело своё, кому-то иному. Много кишит вокруг нас сущностей невидимых, готовых, хотя бы на мгновение, воспользоваться чужой одеждой и захватить покинутое духом вместилище. Как часто мы выходим из себя? Довольно частенько, раздражаясь и распаляясь по пустякам. Трудно удержаться духу среди возникающих вибраций жуткого хаоса, и он как бы отлетает в сторону, ожидая наступления покоя, а тем временем, непрошенный гость тут как тут. Через некоторое время человек недоумевает, как же он мог поступить так опрометчиво:оскорбить, ударить, жестоко избить, или даже убить. Но не ведает он о том, что действиями его руководило иное существо.Множество развоплощённых насильников и убийц мечутся в околоземных слоях в поисках тела,посредством которого они могут насладиться мгновениями совершённого преступления. Так человек слабовольный, часто «выходящий из себя», становится жертвой подобных сущностей, захватывая оболочку которого совершают кровавые злодеяния. Подпитавшись злобными эманациями содеянного, сущность убегает, оставив две жертвы: человека, предоставившего тело, и объект, над которым было совершено насилие…Так первого можно назвать лишь орудием преступления,ибо посредством его рук было совершено злодеяние, но он расценивается как преступник…Надобно пересмотреть законы человеческие, много найдём непонимания сущности явлений.Человечество должно прийти к законам справедливым, чтобы не уподобиться скорпионам, живущим в одной банке (Бр. кн. II, Над. Об., 96).

УЧЕНИЕ СЕРДЦА О ПРОЩЕНИИ

За всё платить приходится и забывать того не следует,что каждый платит тою монетою,что имеет. А мерою платы вашей только Любовь может быть, дети Мои, и как бы вас ни обманывали, не чеканьте в ответ монет фальшивых, пытаясь расплатиться с обидчиком, - тем больше задолжаете.Покройте Любовью долг ваш, а задолжавшим много – многое простите, не усложняя путь ни себе, ни им.Любовь не отдаётся в долг, и проценты не неё не набегают. Платите честно, всем сердцем осознавая, что платить за всё Любовью – долг ваш (Зов Сердца, Дек.14).

Об обидах особо сказано было и прежде, да обидчики умножились и обиженных не меньше стало. А как же можно, затаив змею за пазухой строительство новое начинать и с собратьями своими плечом к плечу о доме едином и общинножитии помышлять, когда чувства прощения не имеете.Но ведь змеёныши ядовитые подрастут и расползутся,и неужто,кроме дара сего,ничего не преподнесёте вы на алтарь служения делу общему! (Сердце Общины, 47.)

Главное, предательством идеи светлой не запятнать одежд своих и грязью несмываемою не облечь сосуд духа чистого. Когда цели единой служите, так по ней и соизмеряйте все деяния, и прежде всего– свои. А понять и простить ближнего сумеете лишь тогда, когда внутренне готовы будете братством единым жить (Сердце Общины, 64).

К Будде пришёл однажды монах, пожелавший на собратьев своих пожаловаться, что всячески пытаются притеснять, ущемляя в исполнении запросов души его. Но Мудрый спросил: «В чём же нуждается дух твой?» И обиду в груди затаивший ответил, что наказания жаждет обидчикам своим,карою небесною желая остудить нрав собратьев, что уроком им послужит. «Иди и попрощайся с братьями своими,- сказал Будда,-и уходи от них,ибо не следует им братом считать того, кто духом отмщения полон». Так, желая сообщника найти, монах Судью грозного нашёл себе. И кому было лучше знать, как не Мудрейшему, о том, что произойдёт в душах тех, кто над слабостями другого посмеялся; и какое обретение дух получит, обиды нанесённые простивший (Сердце Общины, 209).

Задача не из лёгких – любить то, что несовершенно. Но первое, что следует сделать,-это понять побудительные мотивы существа,столь докучающего вам действиями враждебными. От понимания родится сострадание,а от жалости и шаг к Любви сделать не таким уж невозможным покажется.Нет повода ненавидеть существо живое, независимо от того, что сотворило оно, не ведая, что творит.Неразумие простить сложно, но сделать это необходимо для вашего же блага, ибо судом своим надолго привяжете к себе узами кармическими осуждённого вами.Возможно ли убийцу полюбить,предателя к сердцу прижать?! Но как бы вам больно ни было,произнесите простую, но мудрую формулу: «Бог ему Судья!» Одна эта мысль,искренне произнесённая,освободит вас от встречи
с враждебным существом на века вечные(Иерархия Огненная, 115).

Прощая за обиды причинённые,простите всем сердцем, тени мрачной не тая в груди,а иначе чёрный узелок завяжется, который долго распутывать придётся.Лучше не иметь долгов, что путами готовы связать крылья свободные. Только в рабстве тяжком пребывающий осознаёт цену свободы.Но к чему нужны крайности, когда сердце к вольной воле вечно устремлено?И дух свободного парения разве не может привлекать любое существо, имеющее в груди сердце орлиное? (Сердце Огненное, 199.)

Простите должникам своим и не ходите за ними вслед с рукою протянутой,тратя бесценное время на то, чтоб выпрашивать своё же.Так можно узлами обвязаться,затрудняющими продвижение ваше,
Откуда вам знать,может,отдав безвозвратно,вы тем покрыли долг кармический,возросший в веках.А если и потеряли несправедливо нечто, то жизнь сама и вернёт вам, покрыв потерю многократно. Вам же и выгоднее простить, ибо тем не свяжете долговых обязательств с должником, но прощение явить необходимо от всего сердца, чтоб затем в мрачные слои Тартара не опускаться в поисках должника старого (Сердце Огненное, 336).

Сердце беззлобное, не осуждая,выход найдёт,как нейтрализовать силы отрицательные, в действие приведённые. Прощением поверхностным прегрешений,и больших,и малых, не исчерпывается долг кармический, который предопределяет каждому деянию плату особую.Потому и требуется честное отношение явить в самооценке,что послужит к выгоде своей же (Сердце Огненное, 353).

Простите всех и за всё, обид не тая в тайниках груди, чтоб нитями чёрными не связать узлы прочные. В веках прожитых они так запутываются, что уж и не развязать, и не распутать, да и разрубать нельзя, не имея меча Огненного.Запутавшись в клубке противоречий, как сумеете шаг сделать навстречу Миру Новому, когда путы прочные не позволяют даже пошевелиться? Пора уже понять,что недостатками своими лишаете себя же свободы выбора
.И не стоит обижаться на правду, если сказано вам, что обиды неизжитые камнем преткновения лежат на пути продвижения вашего же (Сердце Огненное, 544).

Не приходилось ли вам быть осмеянными, когда вы пытались выразить лучшие качества души, распахивая грудь и давая возможность оку постороннему лицезреть сокровищницу вашу?…А стоит ли так широко раскрываться, давая возможность грязным копытцам топтаться по самому святому?!Они бы рады, в помойное корыто обратив дарницу вашу, влезть в неё с ногами. Не осквернять то,что должно быть свято оберегаемо от глаз недобрых, первая обязанность души, уже не раз на посмешище выставленной недоброжелателями ярыми (Мир Агни, 112).

Простить другого легко, когда сердце доброе имеешь; но свои проступки с такою же лёгкостью прощать не следует, пока не будет осознана вся губительность действий непродуманных. Под призмою, преломлённой в свете сердечном,глядя на все явления, встречаемые в жизни, можно понять всю целесообразность пути незлобивого, ибо тем убережёшь себя от узлов лишних, стянутых нитями чёрными…Актом прощения сердечного все нити,связующие со
сферами низшими,пережигаются,потому и задумайтесь,как удобнее по жизни пройти, чтобы Благо заслуженное обрести в Царстве Огня Вечного (Мир Агни, 246).

Следует знать врагов своих, чтоб иметь возможность помолиться за них. В данном случае молитва получится как щит Огненный … Знать необходимо, с какой стороны удар ожидать, чтоб меры принять неотложные по упрочению сети заградительной. Слабое звено отыскивает враг, и когда оно вскрыто взору вашему, так разве ж не следует помолиться за тех, кто место уязвимое указал, тем давая возможность упрочить непробиваемость брони вашей. Ударами тяжкого молота доспехи куются. И кто-то же должен закалять сталь, вызывая нагнетение токов мощнейших. Так каждый удар во благо обратить можно, зная, что к вашей же пользе послужил он. Вот и помолитесь за тех, кто ударами осыпает, ибо молитвою чистой, от сердца благодарного идущей, не только сеть заградительную упрочите, но и яд обезвредите, которым так щедро приправляются наконечники стрел чёрных (Молитва Сердца, 14).

Молитва за тех, кто оступился и удар предательский нанёс, уже выступит в роли избавителя от эманаций ядовитых и щитом заградительным послужит от вторжения вражеского… Зачем же мысли себе забивать о поступках предательских со стороны ближних,ведь этим уже вибрации низшие притягиваются, вплетаясь
в ауру и доступной её делая для вторжения вражеского?(Молитва Сердца, 147.)

Обиду затаившему на тебя трудно объяснить правомерность действий твоих, ибо свершившееся воспринимается человеком под собственной гранью видимости. Существу обидчивому не важно, на что обижаться, важно, что причина нашлась. Часто, сам себе в том не признаваясь,обиду таит человек,не понимая,что некими действиями, ему непонятными, могли руководить и кармические причины.Но глубинные мотивы поведения ближних остаются за чертою видимости,а деяния – на виду, которое можно трактовать по своему усмотрению, когда истины зерно не дано увидеть. Так человеку проще обидеться,чем понять другого (Молитва Сердца, 321).

Плакать ли там, где удар нежданный от руки друга получили? Проклинать ли да призывать кару небесную на голову нечестивца?Не то,не другое и не третье!Помолитесь лучше за оступившегося,пожелав ему дар прозрения обрести, чтоб сумел он увидеть всю неприглядность действий своих. Часто одержателям удаётся пропустить удары, когда ослабевает сеть заградительная и человек близко подпускает сущность незримую, сам в свою очередь жертвой её становясь.Не лучше ль озаботиться о прочности доспехов дружеских, токами молитвенными упрочая щит пламенный, чтоб не дать ещё одну возможность одержателю пропустить удар через ближнего вашего, когда он, прощения испросив, ближе подойдёт к вам (Молитва Сердца, 362).

Заслуженными будут обвинения в ваш адрес или нет, в любом случае не стоит огорчаться. Если есть доля истины в приписывании вины, значит, следует приложить старания к нейтрализации указанных недочётов. Ну а в противном случае, когда винят без вины виноватого,значит,проявляют своё истинное лицо, и это опять же повод для радости, ведь не умиляться масками следует, а распознавать те действительные образы, что были скрыты личиною. И друг, и враг пусть будут явственно обозначены – так скорее можно продвигаться, зная, от кого и что следует ожидать (Братство. Обитель Огня, 156).

Не к огорчению,но к радости проявляются истинные лики ближних аших.Поднимаясь в гору,следует знать,с кем ты идёшь в связке,ибо заручиться поддержкою предательствующих – невозможно. Затем окружаться масками иллюзорными! Идите с теми, истинный лик которых открыт взору вашему и наиболее привлекательным видится сердцу (Братство. Обитель Огня, 254).


О ПРОЩЕНИИ ОБИД

За обиду,какая бы ни нанесена была,не только не должно отмщать,но напротив того должно ещё прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия:а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Матф. 6 15), и паки: молитеся за обижающих вас и гонящих вас (Матф. 5 44).
Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему,но должно любить его и,сколько можно, творить ему добро,следуя учению Господа нашего Иисуса Христа:любите врагов ваших,благословляйте проклинающих вас,благотворите ненавидящим вас (Матф.5 44).Когда твою честь кто уничижает или отнимает, то всеми мерами старайся,чтоб простить ему,по слову Евангелия:
от взявшего твоё не требуй назад (Лук. 6 30).

Бог заповедал нам вражду только против змия,т.е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая, - против человекаубийцы–диавола. Повелено нам враждовать и против Мадианитян, т. е. против нечистых духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.Поревнуем возлюбленным Божиим: поревнуем кротости Давида, о котором преблагий и любоблагий Господь сказал: нашёл Я мужа по сердцу моему, который исполнит все хотения Мои. Так Он говорит о Давиде незлопамятном и добром ко врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преп. Антиох, не было остановки во время молитвы.Об Иове свидетельствовал Бог, как о человеке незлобивом (Иов. 2 3); Иосиф не мстил братьям, которые умыслили на него зло; Авель в простоте и без подозрения пошёл с братом своим Каином.По свидетельству слова Божия, святые все жили в незлобии. Иеремия, беседуя с Богом (Иер. 18 20), говорит о гнавшем его Израиле: еда воздаются злая за благая? Помяни стоящаго пред Тобою, еже глаголати за них благая (Ант. сл. 52)Итак если мы будем,сколько есть сил, стараться всё сие исполнять, то можем надеяться, что в сердцах наших воссияет свет Божественный, озаряющий нам путь к горнему Иерусалиму.

Надобно всегда терпеть всё, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью…Оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касалось.В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг и единому Господу открывай тогда своё сердце.Но памятуй, что и это (клевету – сост.)нужно простить непременно,ибо без этого твоя собственная
духовная жизнь не может строиться,ибо каждая непрощённая обида
,как клин,вбивается в душу и раскалывает её, лишая именно той цельности и собранности,которая и есть вожделенная цель нашей духовной жизни (3, с.228-229).
(из духовных наставлений преп. Серафима Саровского мирянам и инокам)

У кого семья распалась или умер супруг,тому следует знать
,что,простив прошлому,Вы формируете свое будущее.Прежде всего поговорите со своими стрессами.Простите своим страхам, чувству
вины, экономически проблемам,таким,какие есть у вас лично
Виилма Лууле
via nedorazvmenie

Умей прощать,и мощь твоя умножится.Сир Публилий

С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.
Суворов

Как только человек заболевает, ему надо поискать в своем сердце, кого надо простить.
Хей Луиза

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете.
Евангелие от Луки
(метка для себя - подумать)