Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Русский язык»!

Пишет вам учитель из г. Дубны Московской области Охлопкова Марина Юрьевна. Известно, что правописание н и нн – одна из самых сложных тем в курсе русской орфографии, а правописание н и нн в кратких формах – тем более. Мало рассматривается в школе вопрос о правописании н и нн в существительных. Хочу предложить ряд упражнений, которые помогут разобраться в этих хитрых правилах.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна

Дидактический материал по теме

«Правописание н и нн в различных частях речи»

Упражнение 1. Н и нн в кратких и полных причастиях.

1) есть зависимые слова – причастие – форма полная – пишем нн;
2) есть зависимые слова – причастие – форма краткая – пишем н.

Стиран_ое в сетке белье, люди взволнован_ы слухами, сестра намерен_а уехать, вопросы искусственно запутан_ы, зван_ый в гости, движения скован_ы робостью, партия выигран_а шахматистом, писан_ая масляными красками картина, она напуган_а вестью.

Упражнение 2. Н и нн в кратких прилагательных и причастиях.

Распределите словосочетания в два столбика:

1) слово в прямом значении (сохраняется значение действия) – причастие – краткое – пишется н;
2) слово в переносном значении, нет зависимых слов – прилагательное – ставим в полную форму – пишем столько же н , сколько в полной форме (в этом задании нн ).

Манеры изыскан_ы, слова услышан_ы, мы окружен_ы, дети распущен_ы (на каникулы), вино не выдержан_о, движения скован_ы, взгляды ограничен_ы, поле заминирован_о, руки исцарапан_ы, книги подержан_ы, дерзость намерен_а, идеалы возвышен_ы.

Упражнение 3. Из данных слов выпишите слова-исключения, подчеркните н или нн.

Смышлен_ый ребенок, путан_ый ответ, непрошен_ый гость, назван_ый брат, желан_ый результат, делан_ый вид, рифмован_ый стих, бешен_ый зверь, зван_ый ужин, придан_ое невесты, Прощен_ое воскресенье, ветрен_ый человек, неезжен_ая дорога, чекан_ый шаг, священ_ое дерево, мудрен_ый ответ.

Упражнение 4. Н и нн в существительных.

Определите, от какой части речи и с помощью каких суффиксов образованы данные существительные:

1) образованы от прилагательных с помощью суффиксов – -ик-, -иц-а;
2) образованы от существительных с помощью суффиксов -ник-, -ниц-а;

3) образованы от прилагательных с помощью суффикса -ость-.

Образец:

Коноплян_ик – коноплян ый (прил.) + -ик- = коноплян ик.
Малин_ик – малин а (сущ.) + -н ик- = малинн ик.
Ветрен_ость – ветрен ый + -ость- = ветрен ость.

Копчен_ости, нефтян_ик, гостин_ица, листвен_ица, беспридан_ица, рябин_ик, путан_ик, варен_ик, гривен_ик, дружин_ик, поклон_ик, дровян_ик, современ_ик, мошен_ик, бессребрен_ик, пшен_ик, Маслен_ица.

Упражнение 5. Распределите слова в три столбика:

1) отыменные прилагательные (н и нн );
2) отглагольные прилагательные (н);
3) причастия (нн).

Подчеркните н или нн, объясните графически написание.

Багрян_ый закат, кожан_ый кошелек, путан_ый ответ, ломан_ая линия, солен_ые бабушкой огурцы, проникновен_ая игра, смородин_ый лист, серебрен_ый мастером кубок, точен_ая фигура, накатан_ая лыжня, придан_ое значение, сварен_ый картофель, стрижен_ые волосы, писан_я красавица, неписан_ый закон, исписан_ые листы, серебрян_ая медаль, имен_ой пистолет, гружен_ый цементом, порван_ый кафтан.

Упражнение 6. Спишите слова, укажите части речи выделенных слов, объясните письменно написание н и нн.

Они уверен_ы в победе – отвечал уверен_о.
Море взволнован_о ветром – ребята взволнован_ы – пел взволнован_о.
Отвечал рассеян_о – ученые рассеян_ы – семена рассеян_ы.
Мысли запутан_ы – нитки запутан_ы (котенком) – объяснял запутан_о.

Упражнение 100. Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ.

Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, независ..мый, волну..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, прочит..нный, обстрел..нный, зате..нный, посе..нный, обвяз..нный, осып..нный, увеш..нный, подвеш..нный, занавеш..нный, выслуш..нный, высме..нный, купл..нный, допил..нный, достро..нный, насто..нный, скле..нный, просмотр..нный, взлохмач..нный, удосто..нный, пристрел..нное ружьё, стрел..ный воробей, пристрел..нный кабан, выкач..нная из бака нефть, выкач..нная из подвала бочка, замеш..нное тесто, замеш..нный в преступлении человек, замасл..нный, навеш..нное бельё, навеш..нная дверь, перевеш..нный товар, перевеш..нное из шкафа на вешалку пальто.

Упражнение 101. Вставьте пропущенные в суффиксах и окончаниях причастий и прилагательных гласные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Около стро..щ..йся 3 купальни барахтается в воде плотник Герасим (Тургенев). 2. В Ломоносове было два бор..щ..хся призвания - поэта и учёного (Белинский). 3. На стене висели географические карты, все почти изорв..нные, но искусно закле..нные рукой Карла Ивановича (Л. Толстой). 4. Я беспощадно погонял измуч..нн..го коня (Лермонтов). 5. От надвига..щ..йся отовсюду растительности стало ещё теснее (Бунин). 6. Вдоль дороги дымились в росе вызр..вш.. 3 овсы (Шолохов). 7. Метелица вскинул голову и оглядел эту колебл..щ..юся 3 пёстр..ю толпу (Фадеев). 8. Между колёсами телег, полузавеш..нн..х коврами, горит огонь (Пушкин). 9. Егорушка вообразил себе шесть высок..х, рядом скач..щ..х колесниц (Чехов). 10. Всё утром дышит, ветерок играет в Тереке, на волнах вздымает зыбл..мый 3 песок (Лермонтов). 11. Вслушайтесь в дальн..й рокоч..щ..й гул (Л. Толстой). 12. Троекуров мало заботился о выигрыше зате..нн..го им дела (Пушкин). 13. Кое-где в ложбинках видны остатки та..щ..го снега (Л. Толстой). 14. Я заметил особый вид можжевельника, стел..щ..гося 3 по земле длинными плетями (Арсеньев). 15. Она свежа, как вешний цвет, взлеле..на в тени дубравной (Пушкин). 16. В котле, подвеш..нн..м на сучковатой палке, варилась рыба (Арсеньев). 17. В едва брезж..щ..м рассвете мы тихо шли по лесу (Соколов-Микитов). 18. Зарево на дальних высотах трепещ..щ..м румянцем отразилось (Лермонтов). 19. Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щ..й флажком связист (А.Н. Толстой). 20. Степь на многие вёрсты оделась колыш..щ..мся серебром (Шолохов). 21. В тёмных каменных трещинах зеленел, колебл..мый 3 ветром, дикий кустарник (Коптяева). 22. Лукьяныч отворил узк..ю дверь, окле..нн..ю обоями (Л. Толстой). 23. В искусственно возвыш..нн..х стойлах стояло около тридцати лошадей, выхол..нн..х и вычищенн..х на славу (Л. Толстой). 24. В прозрачн..м, насто..нн..м на кедров..й смоле воздухе чернели голые пики Верхоянского хребта (Алданов). 25. Последн.. тучка рассе..нн..й бури! Одна ты несёшься по ясн..й лазури (Пушкин).

Упражнение 102. Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы и н .

Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н; кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но; пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом; краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны; пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но; мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником; варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник; рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы; лом..ный грош, слом..ная подкова, игрушка слом..на; плавл..ный сыр, расплавл..ный металл, монеты переплавл..ны; беш..ный ритм, взбешё..ный старик, беш..но сверкая глазами; пут..ный рассказ, запут..ная история, говорить пут..но, все нитки перепут..ны; гашё..ная известь, негашё..ная известь, погаш..ная сигарета, сигарета погаш..на; ран..ный солдат, изран..ный солдат, легкоран..ный солдат, легко ран..ный в ногу солдат, солдат изран..н; белё..ное полотно, небелё..ное полотно, побелё..ная стена, белё..ная в прошлом году мазанка, стена побел..на; се..ная мука, несе..ная мука, просе..ная мука, мука просе..на; тка..ный ковёр, сотк..ный ковёр, тка..ный вручную ковёр, домотка..ный ковёр, златотка..ные мантии; народ зва..ный и незва..ный, прозв..ный Батькой Пугачёв, назв..ный брат, назв..ный в честь отца сын.

Упражнение 103. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Слыш..т..ся сдерж..ный, неясный ш..пот ночи (Тургенев). 2. Вслед за тяжелоран..ными с баржи сошло десятка полтора тех, кто мог ещё ходить (Симонов). 3. Уж налились колосики, стоят столбы точё..ные, головки золочё..ные (Некрасов). 4. Пухн..т с м..кины живот, сеч..ный, муч..ный, верч..ный, круч..ный, еле Калина бр..дёт (Некрасов). 5. Пуг..ная ворона куста боится (пословица). 6. Отшлифов..ные пр..боем мокрые бока камней бл..стели, как лакиров..ные (Куприн). 7. Ну, брат, табак мочё..ный, что конь лечё..ный, никуда не годит..ся (Шолохов). 8. Безмолвно стояли брош..ные, с закрыт..ми 3 ставнями курени (Шолохов). 9. За нами тащилась запр..жё..ная пушка с за..жё..ным 3 фитилём (Пушкин). 10. Бабушка готовила обед из купл..ной провизи.. (М. Горький). 11. Желтоватой лентой вилась наезж..ная дорога (Пушкин). 12. Вон кучера и кухарки задают себе бал.., а я... я как брош..ная (Чехов). 13. (Рыбо) промышле..ик, весь обвеш..ный 3 копчё..ными кутумами, сушё..ными и солё..ными судаками, сидит между этой благодат..ю, как ч..рная туча (Г. Успенский). 14. Гружё..ные машины скат..вались с наезж..ного крут..го берега на лёд (Ажаев). 15. Лат..ный, рва..ный (полу) шубок держался на нём, как накрахмал..ный (Серафимович). 16. Здесь я увидел Михаила Пущина, ран..ного в прошлом году (Пушкин). 17. Её [дороги] ч..рные, давно не езж..ные колеи едва проступали в траве (Фадеев). 18. Целый день слышался скрип немаз..ных колёс (Катаев). 19. Шос..е было гладким, асфальтир..в..ным (Быков). 20. Лошади пошли ходкой рыс..ю, отбивая по льду ков..ными копытами (Серафимович). 21. У Лёньки в глазах блес..нула непрош..ная слеза (Симонов). 22. Обледенелые нечищ..ные тротуары да талый снег на огромных булыгах (Гиляровский). 23. Ноч..ю меня разбудил грохот оков..ных колёс (Паустовский). 24. В несколько дней сборы были конч..ы, вещи собр..ны 3 и увяз..ны (Аксаков). 25. Любка лежала на сундуке, укрытая пёстрым, стёг..ным одеялом, сшит..м 3 из ситц..в..х л..скутиков (Чехов). 26. Кое-где прогляд..вала из-под снега колея заброш..ной, нехож..ной дороги (Б. Полевой). 27. С плеч свисал жёв..ный, с о..тянутыми до колен карманами плащ (Федин). 28. Слова эти не произвели жела..ного действия (Л. Толстой). 29. Коли парень ты румян..ый, братец будешь мне назва..ный (Пушкин). 30. Я долго не мог связать атамана Уралова с этим нежда..ным-негад..ным старич..ком-затворником (Гладков). 31. Простор р..внины вливался в обвеш..ное редкими облаками небо (Федин). 32. Он вприпрыжку бежал к нам в пиджаке, увеш..ном орденами и медалями (Антонов). 33. Размеш..ную глину подавали на стройку в вагонетках (Ажаев). 34. Везде подвеш..ны провода (Антонов). 35. На столе в гранё..ных стаканчиках стояли настойки и наливки домашнего изготовления, на тарелках закуски: малосольные огурцы, марин..в..ные грибки и помидоры, кваш..ная вилочная капуста (Рыбаков). 36. Песок, сорв..ный с откоса, обрушился на отряд, закрутился как беш..ный (А.Н. Толстой). 37. Несказ..ным оч..рованием была полна степь (Шолохов). 38. Два пулемётные гнезда были аккуратно устро..ны, всюду были сдел..ны земл..ные полочки (Симонов). 39. На мостовой валялась раздавл..ная скорлупа краш..ных яиц (Федин). 40. Я там привёз вял..ной воблы (Мамин-Сибиряк). 41. А весна в этот год сияла невид..ными красками (Шолохов). 42. В пр..метах заключ..но много точного знания и поэзии (Паустовский). 43. Дорожки сада были усып..ны ровным крупным гравием, хрустевшим 3 под ногами, а с боков обставл..ны большими розовыми раковинами (Куприн). 44. Толстый дворецкий, бл..стя круглым бритым3 лицом и крахмал..ным бантом белого галстука, доложил, что кушан..е под..но (Л. Толстой). 45. Нервные люди вспыльчивы и неуравновеш..ны. 46. Шансы противников ещё не уравновеш..ны. 47. Подсудимый был оправд..н судом присяжных. 48. Чрезвычайные меры в половодье чрезвычайно оправд..ны. 49. Для решения этой проблемы были организов..ны специальные коми..сии. 50. Младшая дочь всегда была скромна, воспит..на и организ..в..на. 51. Теперь это дисциплинир..в..ные, подтянутые, опытные бойцы (Тихонов).

Упражнение 104. Вставьте пропущенные н или нн .

Балова..ый, бедстве..ый, безвреме..ый, безуста..ый, бережё..ый, берестя..ой, берестя..ик, бесписьме..ый, беспламе..ый, бессемя..ый, беше..ый, великомуче..ик, вербова..ый, верче..ый, вея..ое (зерно), взвинче..ый, више..ик, вклее..ый, влася..ица, воспита..ик, вулканизирова..ый, выветре..ый, гладкокраше..ый, вытача..ый, гости..ый (двор), датирова..ый, дела..ый, дисквалифицирова..ый, дожёва..ый, бракова..ый, ладо..ый, мудрё..о, песе..ик, ольша..ик, осведомлё..ость, первозда..ый, племя..ик, подветре..ый, прося..ой, се..ик, свежеиспечё..ый, стира..ый, стреля..ый (воробей), филигра..ый, удлине..ие, удлинё..ый, соля..ой, слоё..ый, студё..ый, утончё..ый, чека..ый, це..ость, цельнокрое..ый, ядрё..ый, ячме..ый, штопа..ый, пута..ик, пута..о, варе..ик; копчё..ости; мороже..ое, муче..ик, уче..ица, да..ик, прида..ое, бесприда..ица, избра..ик, избра..ица, утопле..ик, свяще..ик, дела..о, труже..ик, ставле..ик, воспита..ик, листве..ица, дружи..ик, гриве..ик, гости..ица, нефтя..ик, масле..ица, ветре..ик, конопля..ик, мали..ик, оси..ик, берез..як, бессребре..ик, сторо..ик, це..ик, моше..ик.

Практикум для 7 класса по теме

«Написание Н и НН в причастиях»

УСТНО .

Прокомментировать написание Н и НН . Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

Первичное закрепление . Вы должны устно образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, назвать изучаемую орфограмму. Сварить ,вспахать ,мариновать асфальтировать , варить.

Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный .

Письменно.

Упражнение 1 . Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым - кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн .Образец: реш ... ная задача - задача решена.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

Упражнение 2. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.


Освеще_ая площадка, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Упражнение 3. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

Упражнение 4 . Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

Упражнение 5 . Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.

Проверить исправность туристского сн..ряжения.

Получить согласие родителей на участие в походе.

Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

Упражнение 6.. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.

Контроль знаний . Вставьте Н или НН.
Гост…ый, карма…ый, искусстве...ый, песча…ый, голуби…ый, урага…ый, восторже…ый, деревя…ый(!), воробьи…ый,каме…ый, авиацио…ый, стекля…ый(!), ути…ый, пусты…ый, экскурсио…ый, багря…ый, стари…ый, ветре…ый(!), румя…ый, ю…ый, были…ый, безветре…ый, реше…ый, обеща…ый, рождё…ый, пойма…ый, плене…ый, да…ый, нежда…ый.

Развивающие задания на уроках русского языка при изучении темы

« Правописание Н и НН в прилагательных» (6 класс)

Главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Как известно, развитие мыслительной деятельности детей тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их усвоения, то есть степенью мыслительной активности учеников в ходе оперирования знаниями. Такую возможность дают непривычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, обобщение.

Использование же заданий повышенной трудности является одним из путей индивидуализации обучения.

Целесообразно вводить более трудные (по сравнению с традиционными) вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить для развития мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу (репродуктивный характер деятельности), что хотя и является важным компонентом мышления, однако на последующих этапах обучения оказывается недостаточным.

Таким образом, в задания на каждом уроке требуется вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и поддерживает их активность.

Рассмотрим виды таких заданий.

Учебная лингвистическая задача

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающей:

1) анализ внутрипредметных связей языка;
2) рассуждение-доказательство;
3) вывод;
4) поэтапный самоконтроль;
5) проверку решения.

Самостоятельное решение учеником задачи (а позднее самостоятельная разработка ее) позволит ему приобрести прочные практические умения в анализе языковых явлений. При этом учитель получает возможность формировать у школьников устойчивый познавательный интерес к предмету, воспитывать культуру учебного труда и чувство ответственности. 1 . Закончите предложения. (сколько н пишется в суффиксах)

1) В прилагательных с основой на Н, образованных с помощью суффикса Н, как правило, пишется

Например: .

2) В прилагательных, однокоренных со словами юность, зелень, румяна, свинья, ветер, пишется, так как они являются.

Образуйте от этих существительных прилагательные, запишите их

3)В прилагательных с гласными –Е-, -О- в суффиксах пишется.

Например: .

4)В прилагательных от слов масло, кожа, жесть, пишется.

5) В кратких прилагательных в форме мужского рода пишется

2.Списать текст, вставив и объяснив пропущенные буквы

Звери..ые повадки отразились в стари..ых сказках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей говорят, что у них орли..ые крылья. Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши..ой вознёй.

Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.

Подлинным их творцом является народ. В них сказалась исти..ая народная мудрость.

3. Задание на соответствие

1. Найдите соответствия

а) революцио(н,нн)ая песня 1) является исключением

б) маши(н,нн)ое масло 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ин-

в) лебеди(н,нн)ая песня 3) образовано от существительного с помощью суффикса –онн-

г) стекля(н,нн)ая дверь 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) песча(н,нн)ая буря 1) является исключением

б) тума(н,нн)ое утро 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ан-

в) ветре(н,нн)ый день 3) образовано от существительного с помощью суффикса –енн-

г) клюкве(н,нн)ый морс 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) деревя(н,нн)ый пол 1) образовано от существительного с помощью суффикса –енн-

б) тыкве(н,нн)ая каша 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ян-

в) ками(н,нн)ый зал 3) является исключением

г) полотня(н,нн)ый костюм 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

1. Найдите соответствия

а) кури(н,нн)ое яйцо 1) образовано от существительного с помощью суффикса –онн-

б) оловя(н,нн)ая ложка 2) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

в) со(н,нн)ый мальчик 3) является исключением

г) экзаменацио(н,нн)ый вопрос 4) образовано от существительного с помощью суффикса –ин-

Группировка

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

    Распредели по столбцам таблицы следующие слова.

Дли..ый, государстве..ый, песча..ый, тума..ый, кожа..ый, стари..ый, художестве..ый, баше..ый, были..ый, ути..ый, овся..ый, земля..ой, мужестве..ый, экскурсио..ый, клюкве..ый.

Ан(-ян), -ин

Н+н

Енн(-онн)

    Образуйте от существительных, данных в скобках, прилагательные с помощью суффиксов, о которых мы узнали, и запишите в 2 столбика, где, на ваш взгляд, надо Н или НН :

Получившаяся запись:

(Листва) лес лиственный лес

(тополь) пух тополиный пух

(лекция) зал лекционный зал

(серебро) ложка серебряная ложка

(ветер) день ветреный день

(дерево) посуда деревянная посуда

(ураган) ветер ураганный ветер

(кожа) перчатки кожаные перчатки

Задания по аналогии

Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.

Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.

Продолжи строчку, добавив 2-3 слова .

    Мышиный, лебединый,_____________________________________________________

    Кожаный, дровяной,_______________________________________________________

    Сонный, законный,______________________________________________________

    Авиационный, торжественный,_______________________________________________

    Старинный, овчинный,______________________________________________________

Задания на исключение лишнего

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

Вариант задания: «Найди четвертое лишнее».

Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

Задание «Найди четвертое лишнее»

а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый;

г) мыши..ый, маши..ый, стари..ый, мали..ый;

д) серебря..ый, торфя..ой, оловя..ый, платя..ой.

Творческие задания

Цель состоит в открытии новой грани изучаемого лингвистического явления, в развитии аналитических способностей учащихся, обеспечении разностороннего воздействия на интеллект учащегося с помощью активной речемыслительной деятельности.

Игра “Угадай шифр” .

Укажите количество букв Н (1 ,2)

Стекля..ый, серебря..ый, песча..ый, глиня..ый.

Гуси..ый, были..ый, имени..ый, соколи..ый.

Балко..ый, око..ый, конституцио..ый, ю..ый.

Мужестве..ый, ветре..ый, обеде..ый, проветре..ый.

Ключ:

2-1-1-1

1-2-2-1

2-2-2-1

2-1-2-2

Игра “Угадай слово ”

1.Этимология этого слова “красный” (прекрасный) ;

2.Сделанный из серебра (серебряный);

3. Сделанный из разных нитей (нитяной);

4.Сделанный из шкуры овцы (овчинный);

5.Сделанный из камня (каменный);

6. Сделанный из слюды (слюдяной) ;

7. Сделанный из стекла (стеклянный) ;

8. Данное прилагательное обозначает цвет (синий);

9. Прилагательное употребляется, когда говорят о несерьезном человеке или о плохой погоде(ветреный)

Орфографический конструктор

Определить Н или НН, записывая только буквы Н.

1. Стеклянный, каменный, целинный нн нн нн

2. Клюквенный, масляный, песчаный нн н н

3. Обеденный, ветреный, кожаный нн н н

4. Оловянный, старинный, лимонный нн нн нн

5. Овсяный, торфяной, деревянный н н нн

6. Орлиный, румяный, болезненный н н нн

7. Обыкновенный, пустынный, ценный нн нн нн

Возможны другие варианты конструктора:

н нн н нн нн нн н нн н

н нн н нн н нн н нн н

н н н нн н нн нн нн нн

н нн н нн н нн н нн н

н нн н нн нн нн н нн н

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «ПРАВОПИСАНИЕ Н\НН в СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ».

Инструкция к выполнению. Упражнения № 1, 2, 3 выполняются в тетради. Упражнение № 4 - лист распечатать, выполнить и сдать мне.

Упражнение 1. Запишите словосочетания в две колонки. Первая - прилагательные или причастия с определяемыми словами; вторая - прилагательные или причастия с зависимыми словами. Укажите главное и зависимое слова. Укажите имена прилагательные буквой п.; отглагольные прилагательные о.п. Обозначьте суффиксы прилагательных и причастий. Сделайте вывод о правописании н\н в суффиксах отглагольных прилагательных.

Балованное дитя; крашеный забор; почищенный снег; снежная буря; варёный на пару; глиняный кувшин; прочитанная книга; организованный ученик; жареный на масле; суженый жених; выращенный кустарник; посажёный отец; очарованный странник; станционный смотритель; карманный фонарь; кожаная сумка; лечащий врач; раненный в руку; безветренный край; развеянный миф; гостиная комната; брошенный снежок; оклееный обоями; изнеженный ребёнок; малосолёная рыба; ветреная погода; пожаренный с маслом; искусная работа; масляные краски; приданое невесты; названый брат; овчинный тулуп; песчаный карьер; блинный пирог; покрашенный пол; уверенный труженик; печёный в золе; кованый сундук; жаренный в духовке; ледяной ветер.

ВЫВОД____________________________________________________________

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте основу предложения. В скобках укажите слово, от которого образовано слово с пропущенной буквой, укажите часть речи. Сделайте вывод о правописании н\нн в кратких прилагательных и причастиях.


  1. Экскурсия прошла организова…но. 2. Собрание организова…но студентами. 3. Сегодня тума…но и ветре…но. 4. Ученик сбивался и отвечал пута…но. 5. Работа выполнена квалифицирова…но. 6. Поле уже вспаха…но. 7. Студенты слушали рассея…но. 8. Нельзя слишком самонадея…но вести себя. 9. Производство полностью налаже…но. 10. Они отвечали увере…но. 11. Поля засея…ны яровыми. 12. Кругом было пусты…но. 13. Победители соревнования удостое…ны наград. 14. Жители взволнова…ны различными акциями. 15. Дорога дли…на. 16. Работа оконче…на. 17. Дети окруже…ны вниманием. 18. Всё продума…но и взвеше…но до мелочей. 19. Движения спортсмена увере…ны и продума…ны.
ВЫВОД _____________________________________________________________

Упражнение 3 . Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы причастий и глаголов. Укажите, от какого глагола образовано причастие. Сделайте вывод о правописании суффикса перед н\нн.

Подстреле…ная утка; вырубле…ный сад; оклее…ный обоями; простреле…ная рука; замеша…ный в преступлении; замеше…ное в кастрюле тесто; замеша…ный в делах; смеша…ный с песком; навеша…ная дверь; перемеша…ная глина; расстреля…ные патроны; увенча…ный успехом; взлелея…ный родителями; овея…ный тайной; назначе…ный срок; вырубле…ный лес.

ВЫВОД_ __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


  1. ФИО _____________________________________________________класс_____
Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните основу предложения. Графически объясните написание н\нн в прилагательных, причастиях и наречиях.

  1. Ледя…ной ветер с гулом проносится над головой. 2. Хорошо прокопчё…ные мясные продукты долго сохраняются. 3. Ране…ный в ногу заяц стал хромать. 4. Интересы обитателей острова были ограниче…ны. 5. Обязанности её ограниче…ны кругом семейных забот. 6. На грядках торчали прутья, перепута…ные горохом. 7. Засея…ные ранней весной полястали покрываться зелёными всходами. 8. Ярмарка организова…на спонсорами. 9. Картины, развеша…ные в зале, поражали яркими красками. 10. На берегу моря виднелся камень, обвеша…ный водорослями и тиной. 11. Укус беш…ной собаки опасен. 12. В нашем городе все улицы мощё…ные. 13. Грибы, сушё…ные на солнце, не то, что высуше…ные в печке. 14. Их лица были спокойны и сдержа…ны. 15. Ото всюду слышен бараба…ный бой. 16. Она очень медле…но говорит по-русски.