Татьяна Бурая
Семинар по обмену опытом на тему «Условия и правила проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста»

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. В нашем случае – это коррекционно-развивающая среда : разработка разновариативных моделей (игры –путешествия, литературные гостиные, устный журнал, беседы, клубы и др.)

Коррекционные занятия - это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных знаний и умений . Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др., вызывающих у детей так называемые школьные трудности , в развитии познавательных процессов.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционные занятия рекомендуется проводить 1 раза в неделю . Занятия могут проводиться как в первую , так и во вторую половину дня; продолжительность занятий 15-30 мин .. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными : сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.

Немаловажным фактором является определение структуры занятия , которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности : организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач . Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ :

1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель : что будем делать, как, для чего.

2. Через каждые 5-7 мин занятия целесообразно проводить физминутки , используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки , упражнения для глаз.

3. Начинать занятие следует с разминки , далее организовать повторение (более легкое задание, затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить .

5. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте с подведением итогов прошедшего занятия .

На занятиях можно выполнять рисунки, орнаменты, аппликации, постройки из деталей конструктора, поделки из бумаги, форма которых задается словесно или с помощью схемы взрослым. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану, составленному взрослым. С помощью игр и упражнений необходимо сформировать у детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания (Мозаика, Сложи картинку) . Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание и зрительное восприятие.

Пристальное внимание необходимо уделять коррекции и развитию мелкой моторики рук. Управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи.

Для развития движений руки на занятиях можно использовать традиционные формы работы : обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы. Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком : “Я пеку, пеку, пеку”, “Найди предмет”, “Оставь след”, “Рисунки на песке; игры с водой. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри. Игры с крупой, мелкими камешками, орехами, природным материалом. Например : “Помоги Золушке перебрать крупу”, “Собери маме бусы”, “Угадай на ощупь”, “Выложи узор”.Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, манипулировать предметами различной фактуры (мех, кожа, бархат, шерсть, дерево, фольга) .

Предлагать шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер.

Особою роль в развитии играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения : симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток, журналов. Прищепки – очень любопытная игра , и хорошая гимнастика для рук. Складывание фигурок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.

Пальчиковые игры занимают важное место в формировании мелкой моторики. Это инсценировка историй, сказок при помощи пальцев. Для развития общей и крупной моторики необходим спортивный инвентарь, шнуровки,мозаики, кольцебросы, массажные коврики…

Систематические занятия конструированием интенсивно развивают у детей сенсорные способности. Для этого необходимо иметь строительные конструкторы разного размера, с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, логический куб, геометрическое лото, вкладыши -формы и т. д.

Основные методы коррекционно-развивающих занятий , используемые мною в работе с младшими школьниками – это игровые методы. Игра- это ведущий вид деятельности для младших школьников . Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребёнка, его существование, мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение и другие психические функции.

Проведение коррекционных занятий предполагает наличие дидактических игр разного вида (демонстрация) . Необходимо иметь картотеку игр :

по развитию речи, игры на релаксацию, гимнастики для речевого аппарата, упражнения на дыхание, разные виды массажа (лица, шеи, головы и т. д., игры на общение, разные виды психогимнастики, игры и упражнения с разным уровнем двигательной активности, игры на внимание, на развитие памяти, логического мышления и т. д.

И сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в одном из таких коррекционных занятий . В процессе занятия мне хотелось бы слышать ваши высказывания, ответы на вопросы, которые я вам буду задавать. Будьте, пожалуйста, активны.

Перед каждым занятием у нас проводится игра- приветствие , которая способствует повышению общего эмоционального фона, улучшению психологического климата в группе. И сейчас вместе со мной повторяйте слова и движения :

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, я вас всех приветствую!

1. РАЗМИНКА

Цели : создание положительного рабочего настроя в группе, подготовка к предстоящей деятельности.

Игра “Действуй по инструкции”

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция : встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо , потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (игра на повторение и новый материал)

Игра “Загружаем корабль”

Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на корабле.

Нам нужно загрузить корабль пассажирами с именами, начинающимися на букву “А”.

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы и т. д.)

Загрузив наш корабль всем необходимым мы отправляемся в плавание… . и вдруг (звучит музыка шторма)

Игра “Необитаемый остров”

“Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм!

На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть. Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.

Все поочереди достают из мешочка по одному предмету и рассказывают, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке :

Газета, спички, дискета, колпачок от дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, неисправный фотоаппарат .

Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт , полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг. Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, воображение, тактильные ощущения.

3. ФИЗМИНУТКА

Игра «Лавата»

Все берутся за руки в кругу. Идут приставным шагом и повторяют слова : Дружно танцуем мы, тра-та-та, танец любимый наш лавата. Играющие останавливаются, ведущий говорит : Мои локти хороши, а у соседа лучше. Все берут друг друга за локти и повторяют танец. Затем ведущий говорит : Моя шея хороша, а у соседа лучше. Все выполняют другие движения и т. д.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цели : проверка полученных на занятии навыков , закрепление положительных эмоций, подведение итогов.

В конце каждого занятия проводится упражнение на релаксацию.

Цели : для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Игра «Облака»

Рефлексия “Все у меня в руках”:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

Больше всего мне понравилось…

В дальнейшем я буду использовать…

Здесь я сегодня узнал (а) нового…

Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

Неожиданным для меня сегодня было…

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу . Уделяйте достаточно времени для игр.

Готовые конспекты занятий и НОД по различным предметам и темам, предназначенным для коррекционных классов и групп всех типов. Рабочие программы коррекционных занятий «на все случаи жизни». Адаптированные для детей всех категорий коррекционной педагогики занятия по развитию речи, по математике, окружающему миру и другим предметам и учебным дисциплинам. Конкретный опыт педагогов, специализирующихся по социальной педагогике. Проверенные пути и методы адаптации и воспитания непростых дошкольников и учеников, в процессе их непосредственного обучения.

Составляйте конспекты занятий в коррекционных группах вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 3071 .
Все разделы | Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речи) Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи) Театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка» . Цель : Развитие речи посредством театрализованной деятельности. Коррекционно -развивающие...

Тема"Цветы" Цель : уточнить и расширить знания о цветах, местах их произрастания, строении. Задачи : Коррекционно - образовательные : упражнять в словообразовании с использованием уменьшительно - ласкательных суффиксов, образовывать относительные прилагательные, учить подбирать...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья»

Публикация «НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в...» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема: Деревья. Задачи: Образовательные: - Расширить знания детей о деревьях. - продолжать учить правильно держать карандаш - Формировать навык...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) «Мама - солнышко моё» НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) по теме «Мама – солнышко моё» Цель: Расширить представления детей о празднике – Дне матери. Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Познание» «Речевое...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Новый год» Тема: «Новый год» Возраст: 5 лет Цель: Уточнение и обобщение знаний об особенностях праздника Новый год. Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: - Развитие грамматического строя речи, - Обогащение словаря прилагательными, глаголами - Формиррвание умения подбирать...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Рыбы» Тема: «Рыбы» Возраст: 5 лет Цель: формировать представления по теме «Рыбы» Задачи: 1.Коррекционно-образовательные: - Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - Конспект развлечения в младшей группе для детей с нарушением зрения «Поможем ежику»

Развлечение в младшей группе для детей с нарушением зрения на тему: «Поможем ежику» коррекционно - образовательные: - Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности; - Закреплять представление о фруктах и овощах; - Учить различать и называть...

ООД по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе групп «Юные космонавты» оод по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. На тему: «Юные космонавты» Коррекционно-развивающие задачи: 1.Расширить и закрепить знания детей о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия...

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основании:

1.Закона «Об образовании»

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.Учебного плана образовательного учреждения

Структура документа.

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; список литературы.

Специфика программы

Цели обучения коррекционной школы VIII вида - это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

Коррекционно-развивающие занятия - это курс специальных занятий (игр, упражнений, этюдов), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Эти занятия отличаются от других уроков тем, что ученикам предлагаются задания внеучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что весьма привлекательно для школьников. Обучение происходит непроизвольно, т.е. ребенок овладевает каким-то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого.

На этих уроках не ставятся отметки, хотя оценивание, конечно, осуществляется. Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности (связанной с боязнью получить плохую оценку) создают на уроках коррекционных занятий особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые занятия.

Учащихся с ограниченными возможностями здоровья отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Цель коррекционной работы - коррекция познавательной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи коррекционной работы:

    развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;

    формирование умственного плана действий и речевых функций;

    развитие произвольности психической деятельности.

Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Система коррекционной работы , направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, разделена на 4 основных блока :

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

    становление умения владеть средствами общения;

    формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

    формирование коллективного обсуждения заданий;

    установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

    способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

    приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

    формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

    становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

    расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

    умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

    произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

    произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

    навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

    формирование умений различать геометрические формы;

    усвоение учащимися понятия величины;

    ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;

    овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;

    совершенствование координаций движений в пространстве;

    формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

Программа коррекционно-развивающих занятий в начальной школе рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с учащимися начального звена с ограниченными возможностями здоровья были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

    Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).

    Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

    Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

    Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».

    Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

    Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

При планировании была соблюдена общая для всех занятий структура построения занятия.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

1. Введение в занятие

2. Основное содержание занятия

3. Заключительный этап занятия

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия , которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение - «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра , которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия, имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их «Игра-энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра-оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которых является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.

Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило, проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности я объединила не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага.

Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего - это небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя проведение коммуникативной «игры-оптимизатора» либо релаксационного упражнения. И та и другая игра способствуют расслаблению детей в конце работы и формируют положительное отношение к занятию в целом.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Учебно-методический комплекс

Вид методического пособия

Наименование

Программа.

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», 2007г.

Ю.В. Останкова

«Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития»

Т. В. Бойко- Волгоград: «Учитель», 2012

«Развиваем речь. Жадные разбойники. Весёлые чистоговорки и логопедические игры»

Ю. В. Гурин- Санкт-Петербург: «Литера», 2006

Диагностический материал

«Диагностика эмоционально-личностного развития детей»

Н.Д.Денисова - Волгоград: «Учитель», 2013

Программы, дидактические материалы

«Курс комплексного развития младшего школьника»

В.Н.Карандашев - Волгоград: «Учитель», 2012

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

Хухлаева О.В. - М., 2003

Дидактические материалы

Коррекция обучения и развития школьников.

Сиротюк А.Л.. - М., 2002

«Мир фантазии».

«Мир логики»

Гин С, Москва, «Вита-пресс» 2001

Учебное пособие

«Практическая психология образования»

Дубровина И. В, Москва, ТЦ «Сфера» 1998

Справочник

«Справочник психолога начальной школы»

Истратова О.Н,. Экзакусто Т.В: Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003

Справочник

«Справочник по групповой психокоррекции»

Истратова О.Н..- Ростов н/Д: Феникс, 2006

Программа

“Познай себя”

Лазарев М.Л. - М., 1993

Пособие для родителей

«Игры, ребусы, загадки для дошкольников»

Линго Т.И. - Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г

«90 уроков психологического развития младших школьников»

Локалова Н.П. - М., 1995

Тесты и коррекционные игры.

«Игротерапия общения»

Панфилова М.А.: - М., 2002;

«Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы».

Самоукина Н.В. М.: Новая школа, 1993;

«Обучение через движение».

СполдингДж. - М., 1992;

Дидактические материалы

«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников».

Тихомирова Л. Ф.:. Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г

«Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении»

Шилова Т.А.,. - М.: Айрис дидактика, 2005

Справочник

«Энциклопедия интеллектуальных игр»

Анашина Н.Ю..- Ярославль: Академия развития, 2006

«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)».

Ганичева И.В.- М., 2004

«Комплексные занятия»

Т. М. Бондаренко - Воронеж: «Учитель»,2006

Дидактический материал

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: трафареты, пазлы; шнуровки; раскраски; головоломки.

Физ.минутки

Речевые разминки

Игровые упражнения; игрушки.

Психологические тренинги

Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

«Мировые головоломки»

серия брошюр «Хочу в школу»

журналы «Непоседа»

брошюры «Отгадай, реши, раскрась»

кроссворды

тексты релаксаций.

VIII вида»

в 1 классе

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к планированию коррекционно-развивающих занятий для 1 класса.

Тематическое планирование составлено на 2013-2014 уч. год для 1 класса.

Тематическое планирование составлено на основе программы Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», 2007г.

Цель курса:

Задачи курса:

Ожидаемые результаты:

Учащиеся неодинаково достигают поставленных целей, поэтому разделились на 3 уровня обучаемости. К первому уровню я отнесла детей, которые самостоятельно могут выполнять упражнения, активны и заинтересованы на занятиях. Это Бисенгалиева А., Ескулаева С., Нутышов Е., Щербаков К.

Ко второму уровню я отнесла учащихся, которые пользуются небольшой помощью учителя, не всегда активно включаются в работу, но сохраняющие интерес к уроку - Аткасова С., Котельникова И., Мухамбетов А.

Ну и, наконец, к третьему уровню относятся ребята, испытывающие трудности при выполнении заданий, часто пользуются помощью учителя и часто теряют интерес к изучаемому материалу. Это Абулхасов А., Абулхасов М., Кляченко Д. Поэтому работа чаще проходит по уровням, чтобы учащиеся этой группы не чувствовали себя хуже других.

Уровни обучаемости:

% учащихся:

Тематика занятий

I четверть

День знаний.

Тестирование с целью выявления уровня сформированности познавательных процессов.

Формирование представлений о цвете.

Формирование представлений о форме.

Формирование представлений о величине.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие пространственной ориентации (право-лево, верх-низ).

Развитие произвольного внимания.

II четверть

Развитие устойчивости внимания (концентрация, объем).

Развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков).

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Развитие воображения.

Развитие мышления.

III четверть

Развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Развитие объема внимания.

Развитие наблюдательности.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие зрительной памяти.

Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Развитие воображения.

Произвольность поведения.

Развитие устойчивости внимания.

Развитие моторики.

IV четверть

Развитие слуховой памяти.

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие воображения.

Развитие пространственной ориентации.

Развитие мелкой моторики.

Повторение. Внимание. Мышление. Память.

Кол-во часов

Примечание

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Астраханской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Харабалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

во 2 классе

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к планированию коррекционно-развивающих занятий для 2 класса.

Тематическое планирование составлено на 2013-2014 уч. год для 2 класса.

На изучение данного курса отводится 2 часа в неделю.

Тематическое планирование составлено на основе программы Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий в школе», 2007г.

Цель курса:

Обучение, воспитание и развитие у младших школьников комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи курса:

Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей младшего школьного возраста;

Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе;

Развитие внимания, аналитического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции;

Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Ожидаемые результаты:

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Учащиеся неодинаково достигают поставленных целей, поэтому разделились на 3 уровня обучаемости. К первому уровню я отнесла детей, которые самостоятельно могут выполнять упражнения, активны и заинтересованы на занятиях. Это Богданенко С., Турченко Ю., Кульсейтова М.

Ко второму уровню я отнесла учащихся, которые пользуются небольшой помощью учителя, не всегда активно включаются в работу, но сохраняющие интерес к уроку - Куширов Т., Избасаров В., Батырова С., Дадян М.

Ну и, наконец, к третьему уровню относятся ребята, испытывающие трудности при выполнении заданий, часто пользуются помощью учителя и часто теряют интерес к изучаемому материалу. Это Спасова И. Поэтому работа чаще проходит по уровням, чтобы учащиеся этой группы не чувствовали себя хуже других.

Уровни обучаемости:

% учащихся:

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Вводное занятие. Обследование.

Внимание. Упражнения на развитие концентрации внимания.

Внимание. Упражнения на развитие произвольного внимания.

Внимание. Упражнения на развитие объема внимания.

Восприятие. Упражнения на развитие точности восприятия.

Восприятие. Упражнения на развитие представлений о временах года.

Мышление. Упражнения на развитие логического мышления.

Память.

Память. Упражнения на развитие слуховой памяти.

Воображение. Упражнения на развитие зрительного воображения.

Воображение. Упражнения на развитие вербального воображения.

Произвольность поведения.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи. Чистоговорки.

Развитие речи. Заучивание стихов.

Внимание. Концентрация внимания.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Графический диктант. Пространственная ориентация.

Развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие устной речи.

Мышление. Упражнения на развитие логического мышления.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие слуховой памяти.

Упражнения на развитие мышления.

Упражнения на развитие логического мышления.

Развитие внимания, памяти в процессе восприятия.

Развитие речи. Чистоговорки. Частоговорки.

Развитие речи. Заучивание стихотворений.

ТЕСТИРОВАНИЕ. Уровень развития познавательной сферы.

Кол-во часов

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Астраханской области

Количество детей : 9 человек, возраст - 6 лет

Класс: 1 русский

Тема занятия : Коррекционное занятие «Весёлые человечки»

Цели : развитие произвольного внимания, развитие опосредованного мышления, обучение моделированию содержания текста с последующим воспроизведением содержания.

Формы, приёмы и методы работы: коллективная работа, самостоятельная работа.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Упражнения на внимание.

3. Задания на мышление.

4. Моделирование сказки.

5. Воспроизведение сказки с опорой на модель.

6. Рефлексия.

Ожидаемый результат:

После проведения коррекционного занятия у детей развиваются навыки произвольного внимания, опосредованного мышления. Моделируя содержание текстов, учащиеся воспроизводят его с опорой на модель.

Материалы: изображение животных (6 картинок) - загадки подбираются в соответствии с изображениями животных; геометрические фигуры: большие и маленькие круги, квадраты и треугольники - каждая фигура красного, синего и жёлтого цвета; схемы «весёлых человечков». Для рефлексии бабочки, цветок, гриб, листик.

Ход занятия:

Психолог приглашает детей к путешествию на лесную полянку.

Педагог - психолог : Сегодня на занятии мы не только выполним разные задания, но и совершим воображаемое путешествие на лесную полянку.

Ребята встают в круг, водящий отворачивается. Все припевают:

«Оля ты сейчас в лесу, мы кричим тебе « Ау!».

Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай ».

Один из играющих называет водящего по имени, водящий узнаёт и называет того, кто его позвал. Игра повторяется 3-4 раза.

Упражнение « Узнай друга»

Педагог - психолог : Чтобы не потеряться в лесу, посмотрим, насколько вы внимательны друг к другу, узнаете ли вы друг друга по описанию.

Два ученика встают спиной друг к другу, а психолог задаёт по очереди каждому из них вопрос, касающийся внешности того, кто стоит к нему спиной.

У Саши зелёная или синяя рубашка?

Катя в сапожках или в кроссовках? И т.д.

Упражнение «Прятки»

Педагог - психолог: Звери очень осторожны и поэтому, увидев людей, прячутся. Психолог на глазах у детей прячет «животных» за геометрические фигуры.

Медведь спрятался за большой жёлтый круг, ёж за маленький жёлтый круг, волк за большой красный квадрат, заяц за маленький красный квадрат, олень за большой зелёный треугольник, белка за маленький зелёный треугольник.

Загадки:

Педагог - психолог: Звери покажутся, если мы отгадаем про них загадки.

1. Кто зимой холодный

Бродит злой, голодный (Волк)

2. Я колючий, меня не возьмёшь

Я называюсь……….. (Ёж)

3. Он в дупло засунул лапу,

И давай рычать, реветь,

Ой какой же ты сластёна

Косолапенький ……… (Медведь)

4. Зимой белый, летом серый (Заяц)

5. Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

орешки я грызу. (Белка)

6. Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

Педагог - психолог: Запомнили, кто за какой фигурой прятался?

Ребята должны вспомнить, кто за какой фигурой прятался, то есть вновь «спрятать».

Упражнение « Классификация»

Педагог - психолог: Расположите рядом фигуры, подходящие друг другу по одинаковым признакам.

Используются большие и маленькие круги, квадраты, треугольники трёх основных цветов. Психолог помогает детям решить, по какому из признаков раскладывать фигуры:

форме, цвету, размеру.

Упражнение « Весёлые человечки» Физкультминутка

Дети выполняют движения, изображённые схематично на картинках.

Моделирование сказки

Педагог - психолог : Вы хорошо потрудились, пришла пора отдохнуть, сказку послушать.

1. Психолог читает сказку Н.Павловой « Земляничка».

Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидел её комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!».

Услышала комарика птичка , полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика мышка , побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика лягушка , поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара змея , поползла на поляну. Хочет съесть земляничку.

Набежала на солнышко туча . Увидел её комар и запищал: « Дождь пойдёт: мокрый, холодный!»

Услышала комара птичка - скорей на дерево.

Услышала комара мышка - скорей в норку.

Услышала комара лягушка - скорей под листок.

Услышала комара змея - скорей под корень.

А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

2. При повторном чтении дети моделируют сказку, наклеивая на бумагу фигуры разного цвета, обозначающие героев сказки и последовательность происходящих событий (солнце - жёлтый круг, земляника - красная, туча- голубая и т.д.)

3. Дети рассказывают сказку с опорой на модель.

Занятие завершается, и нам пора возвращаться. Наше путешествие было волшебным.

Если закрыть глаза и сосредоточится на одну минуту, то мы снова окажемся в классе.

Рефлексия занятия:

Что вам понравилось? Что запомнилось?

На доске цветок, грибок и листик. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то посадите бабочку на цветок, если не очень понравилось, то на грибок. А если вообще не понравилось, то на листик. Учащиеся выходят по одному.

Развитие речи учащихся в 1-4 коррекционных классах VII вида.

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, которая является основой воспитания и обучения детей. В настоящее время проблема нарушения недостатков речи у школьников является одной из самых актуальных для общеобразовательной школы, поскольку письмо и чтение является средством дальнейшего получения знаний.
Приступив к работе с детьми с ЗПР, я сразу столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят. Важнейшими из этих проблем являются бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей.
Недостатки речи, которые обнаруживаются при обучении ребёнка в школе, могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь маленькому школьнику.
Речевая деятельность детей с ЗПР имеет ряд особенностей:
бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур);
своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;
нарушение в формировании монологической речи.
Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении и развитии связной речи.
Мои наблюдения показывают, что у детей с ЗПР отсутствуют школьные интересы, они не сразу включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя, как будто не слышат, о чем идет речь. Если же они включаются в работу, то прекращают ее, как только возникают затруднения. Дети не всегда усваивают программный материал, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка класса действует на них возбуждающе, и вместе с ним они быстро утомляются. Они не могут оценить выполненную работу, не обращают внимания на исправленные в тетради учителем ошибки. У них не вырабатывается осознанного отношения к оценке учителя.
Дети с ЗПР испытывают больше затруднений при составлении описательных рассказов репродуктивного и продуктивного вида, чем их нормально развивающиеся сверстники. В описательных изложениях и сочинениях у них нарушается целостность и связность текстового сообщения. Целостность и смысловую организацию текста изложения нарушают изменение порядка слов в предложении и пропуски одной из микротем. Для сочинений более типичными являются нарушения последовательности описания.
При анализе письменных работ выявила неумение школьников с ЗПР выделять структурные компоненты продуктивных и репродуктивных текстов. В работах у таких детей допускаются следующие ошибки композиционной структуры: в большинстве изложений и сочинений отсутствует вводная часть, заключения в работах описательного характера отсутствуют вовсе.
Оценка способов межфразной связи показывает, что значительная часть работ учащихся с ЗПР представляет собой набор предложений, не связанных между собой. Обращает на себя внимание наличие бессмысленных предложений, вербальных штампов, «застреваний» на названии какого-либо действия. Наиболее характерным для работ учащихся изучаемой категории являются такие виды связок, как лексический повтор и местоименная замена.
Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи детей, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения. Но, ни один из традиционных школьных предметов специально не учит речи.
Поэтому с целью создания оптимальных условий для развития устной речи детей с задержкой психического развития в классах коррекции я предусмотрела дополнительные задания в общем курсе «Русский язык». На основе программы «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Цель для себя определила следующую: научить детей речи, развивать коммуникативные умения, научить общаться в разных ситуациях.
Задачи курса:
1) Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться. Для этого вводятся элементарные речеведческие понятия о том, для чего нужна речь, что такое текст, разновидность текста.
2) Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания, самостоятельно создавать определённые высказывания, речевые произведения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять.
3) Культура речевого поведения есть проявление общей культуры человека. Учащиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера: о связи языка и действительности, языка и мышления, о назначении культуры поведения в жизни. Поэтому особую роль в программе имеет раздел «Культура общения».
4) Развивать чувства уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. формировать вежливую речь.
5) Разбудить творческое воображение учащихся.
Методика работы по речевой разминке такова: сначала я показываю, как выполняется задание, затем дети хором, индивидуально или в паре выполняют задание, после чего происходит обсуждение работы. На этом этапе развиваются навыки обоснованной самооценки.
Рассмотрим примерный комплекс упражнений.
Артикуляционная гимнастика
1. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.
2. "Болтушка" - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.
3. Чередование "Улыбки", "Трубочки", "Рупора", "Окна".
"Улыбка" - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
"Трубочка" - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
"Рупор" - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
"Окно" - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в "окне"), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.
4. "Щелканье" ("Цоканье") языком - прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-7 секунд.
5. Упражнение "Крокодил". Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт - в младшем возрасте руки согнуты в локтях с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой, в старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрылась - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5раз.
6. "Качели" - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна).
7. "Часики" - в младшем возрасте руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу (ладошка - "Дощечка"). В старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна). Выполняется в течение 5-7 секунд.
8. Упражнение "Змея". Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - "жало" также медленно расслабляется и возвращается на место. Упражнение выполняется в старшем дошкольном возрасте 3 -5 раз.
9. "Ножницы" - выполняется лежа на животе, ладони прижаты к полу. Выполняется 5-7 раз.
10. "Накажем непослушный язык" - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.
11. Ходят по двору подружки – Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: "бл – бл – бл".
12. На нижней губке язычок
Расстелем, как половичок.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.
13. Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире все дольше удерживать язык в верхнем положении.
14. Как волшебник, наш Николка -
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.
15. Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.
16. Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.
17. Шарик лопнул у Танюшки –
Плачет бедная девчушка.
Предложить ребенку длительно произнести звук "ш". передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
18. Быстро по реке плывёт
И гудит наш пароход – "ыыыы"!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ыыыы" – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.
19. С братом мы возьмём насос –
Будет праздник для колёс:
Подкачаем шины
Папиной машины.
Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.
20. Лопаткой яму я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.
21. Ветер дул на одуванчик –
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз.
22. Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.
Округлить губы как при произнесении звука "о", затем имитировать захват губами ягоды земляники.
23. Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
24. Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.
25. Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слонёнок,
Плачет великан – ребёнок.
Растянуть губы в улыбке. Произносить "ням – ням – ням" затем вытянуть губы вперед, длительно произнести "ууууууууууу" чередовать упр. 4 – 6 раз.
26. Сосёт апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.
27. Тарелку вылизал щеночек,
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.
28. Вот грибок на тонкой ножке –
Ты клади его в лукошко.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напомнить тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
29. Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
30. У щенка малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук "и". Удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.
31. Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот
А весёлая мартышка,
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.
32. Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 5
33. Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко.
34. Наливаем воду в бочку –
Надуваем сильно щёчки.
Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. "Полоскать" рот воздухом.
35. Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.
Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоктрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.
36. Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук "д – д – д…" – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.
37. На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать. (как лошадка цокает копытами)
38. Тик – так, тик – так – Ходят часики – Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
39. На качелях мы качались
И друг другу улыбались.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. поочередно менять положение языка 4 – 5 раз.

Огромную роль в формировании навыка связной речи на уроках оказывают игровые упражнения и задания, которые позволяют избавиться от формалистики, скуки на уроках. Они могут стать мостиками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому, не переставая при этом быть незаменимыми помощниками в развитии у ребенка умения высказывать свои мысли, правильно выстраивая речь.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения- задания помогают в расширении словарного запаса.
"Игра в слова"
Задание №1. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".
При каждом ответе целесообразно спросить: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можно повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
"Признак"
Задание №1. "Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло –
Задание №2. "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Задание №3. "Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
"Угадайка"
Задание: "Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".
"Слова-приятели" (упражнение на синонимы)
Задание №1.
"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
Задание №2.
"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
Задание №3.
"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

"Слова-неприятели" (упражнение на антонимы)
Задание: "Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

"Один и много" (изменение слов по числам)
Задание №1.
"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.
Задание №2.
"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
Упражнение №14. "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
"Закончи слово".
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
"Объясни слово".
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"
нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.
Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Также на занятиях помимо речевых упражнений предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения на релаксацию, психогимнастика, игры на развитие мелкой артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.
Релаксационные упражнения позволяют детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Упражнения на релаксацию.
Игра «Дождь в лесу».
Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Я читаю текст, дети выполняют действия.
« В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).
Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Релаксационные упражнения для мимики лица
1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб аб¬солютно гладким, хотя бы в течение одной минуты.
2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
3. Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).
4. Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страст¬но) - расслабление.
5. Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).
6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.
8. Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.
9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслаб¬ление.


«ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»

(Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.) «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он - бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»

«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«ОТДЫХ НА МОРЕ»

«Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «РАДУГА»
«Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.
Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.
Следующий - желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании
Задуй свечу Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”.
Ленивая кошечка Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.
Упражнения на расслабление мышц шеи
Любопытная Варвара Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Расслабление мышц плечевого пояса
Роняем руки Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются. Пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
Трясем кистями Исходное положение - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
Стряхиваем воду с пальцев. Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Поднимаем и опускаем плечи. Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их, в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз)
Твердые мягкие руки. Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы - от плеча до концов пальцев. Затем, не ослабевая рук, ослабевают напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Мельница. Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Расслабление и напряжение мышц корпуса
Роняем руки. Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.
Деревянные и тряпичные куклы. Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояния мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг пояса.

Замедленное движение Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряжение.
И становится понятно – расслабление приятно!
В заключение я хочу отметить, что научить детей с ЗПР связной правильной речи - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над развитием речи даст положительные результаты.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.