Руины Паленке считаются одними из самых важных археологических памятников майя в Мексике. Его красивое природное окружение вне всяких эпитетов. Древний город расположен среди поросших лесом холмов, по утрам руины часто окутаны густым туманом, рядом протекает небольшой ручей, посреди полога темно-зеленого леса, вырастают большие пирамиды и храмы. Звучит слишком хорошо, чтобы быть действительностью, но так оно есть на самом деле. Сочетание природы и древних руин придает этому месту особую ауру. Мексиканское правительство придало Паленке статус национального парка в 1981 году, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включен с 1987.

В период культурного расцвета Паленке был намного красивее, потому как монументы были покрыты декоративной штукатуркой, окрашенной в синие оттенки. О существовании спрятанного глубоко в джунглях города не ведали до 1746 года. Даже тогда, заново открытый, Паленке несколько раз терялся, пока, наконец, исследователи Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд окончательно представили миру эту жемчужину архитектуры майя (1841 год).

Поселение на этом месте существовало с 300 г. до н.э., но статус важного города майя Паленке приобрел в классический период (300-900 гг.). Большинство сохранившихся зданий построили между 7 и 10 веками, а вершины могущества он достиг во времена правления Пакаля и его сына Чан-Бахлума (600 до 700 гг.). Затем жители покинули город, а поскольку этот регион Мексики принимает наибольшее количество осадков, руины быстро спрятались в густых чащах джунглей. Даже начальное название города затеряно, сохранившиеся руины получили нынешнее название от близлежащего маленького городка Санто-Доминго-де-Паленке. На сегодняшний день около трети города раскопаны археологами. Бродя между руинам или осматривая парк с вершины высотных монументов, повсюду видны холмы. По большей части это не холмы, а храмы и пирамиды майя, спрятанные зарослями джунглей.

Основное достоинство Паленке не в его размерах или древности (много других археологических памяток крупнее и старше). Его важность заключается в расположении (посреди джунглей), нетипичной для майя архитектуре и эпиграфике (надписях). Благодаря эпиграфике, археологи сумели восстановить немало станиц истории города.

По сравнению с Чичен-Ицей , менее известный Паленке отличается спокойной атмосферой и меньшей назойливостью местных жителей, пытающихся продать сувениры приезжим туристам. К тому же, туристам не запрещается подниматься на большинство древних пирамид. Планируйте потратить большую часть дня, тогда вы можете посетить все монументы, прогуляться по джунглям, и еще часть времени провести в музее. Лучше всего посетить руины ранним утром с момента открытия парка в 8 часов, когда пирамиды окутаны туманом на фоне джунглей.

Архитектура Паленке

Дворец

Паленке отличается от любого другого археологического памятника майя не только богатством рельефных изображений и резных декораций, но и интересной архитектурой своего дворца. Дворец - самое крупное сооружение на территории археологического парка, он представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, и разделенных на четыре части лабиринтом коридоров, жилых и административных помещений. Сначала полагали, что дворец служил резиденцией правителей и священнослужителей, позже пришли к выводу, что он выполнял административные функции. Здесь заключались политические и военные союзы с другими городами-государствами майя, подносились пожертвования, он служил местом развлечений, жертвоприношений, ритуальных церемоний.

Главная особенность дворца - четырех этажная башня, которая не встречается ни в одном другом городе майя. Благодаря этой уникальной башне дворец выглядит почти как китайский. Когда начались археологические исследования, выдвигалось множество идей о том, какие функции она выполняла. Полагают, что с высоты башни майя наблюдали за тем, как лучи солнца падают прямо на Храм надписей в день зимнего солнцестояния.

Храм надписей

Храм надписей (Templo de las Inscripciones) - одна из самых известных пирамид Америки и самый высокий монумент Паленке. Храм назван в честь обнаруженных здесь каменных табличек с надписями. Большинство каменных табличек, рассказывающих о генеалогическом дереве правителей Паленке, сейчас находятся в Национальном антропологическом музее в Мехико. Благодаря обнаруженным здесь текстам и рельефным изображениям, Храм надписей существенно помог в изучении древней культуры майя.

Храм надписей - единственная пирамида в Мексике, построенная специально как гробница. В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус сдвинул каменную плиту в полу на вершине пирамиды и обнаружил заполненный камнями проход, ведущий по длинной лестнице вниз. Так была обнаружена гробница Кинич Ханаб Пакаля, знаменитого правителя Паленке, правившего этим городом-государством на протяжении 68 лет (615 - 683 гг.). Эта гробница - один из самых известных артефактов в мире майя. В ней обнаружили богатые украшения, скульптурные изображения, но наибольший интерес вызывает каменный саркофаг, в котором останки Пакаля лежали нетронутыми с момента погребения.

К сожалению, гробница Пакаля в настоящее время закрыта для посещения, дабы избежать дальнейшего ущерба ее фрескам. Находясь в , вы можете увидеть крышку саркофага в посмертную маску из нефрита в Национальном музее антропологии (смотрите ), но массивный каменный саркофаг все еще остается здесь.

Группа Креста

Группа Креста состоит из Храма Солнца, Храма лиственного креста и Храма креста, все они являют собой пирамиды с храмом на вершине, увенчанные гребенчатыми каменными украшениями. Стены каждого из храмов покрыты скульптурными изображениями религиозной тематики и текстами на языке майя.

Обнаруженные на стенах храмов изображения креста вовсе не являются привычным для нас крестом, а изображают древо мира. Древо мира являлось распространенным элементом орнамента среди доколумбовых культур Мезоамерики, воплощая собой четыре стороны света.

Музей Паленке

Музей Паленке расположен за 1,5 км до входа в парк, открыт со вторника по воскресенье с 10 утра до 17:00, его посещение включено в стоимость посещения руин. Музей небольшой, но интересный, здесь выставлены обнаруженные во время археологических раскопок экспонаты: ювелирные изделия из нефрита, огромная коллекция керамических курильниц, несколько каменных панелей с надписями. Гавный экспонат музея - воспроизведенная в натуральную величину копия саркофага Пакаля, размещенная в точную копию гробницы из оргстекла. В музее работает сувенирный магазин.

В Паленке есть ряд других храмов, пирамид, жилых домов знати, акведук и интересный каменный мост через реку.

Интересные места в окрестностях Паленке

Водопады Мисоль-Ха и Агуа Асуль

Водопад Мисоль-Ха (Misol Ha) находится в 20 км от Паленке, добраться туда по времени занимает около 30 минут, в зависимости от трафика. Вода падает со скалы в широкий бассейн зеленого цвета, все в окружении тропического леса. Позади водопада находится пещера, куда можно зайти и понаблюдать за водопадом с обратной стороны. Пройдите по тропинке вверх по течению мимо водопада, там есть неплохие места для купания. Возле водопада есть небольшой ресторан и коттеджи в аренду.

В 44 км от Мисоль-Ха расположены еще более красивые водопады Агуа Асуль (Agua Azul). Верх по руслу реки тянется тропинка длинной 1 км, по мере того, как поднимаетесь вверх по течению, увидите другие небольшие, но красивые водопады и места для купания. Здесь также есть коттеджи для аренды, торговые лотки и кафе выстроены вдоль реки.

Вы можете купаться выше или ниже водопадов, но остерегайтесь сильного течения. Агуа Асуль очень красив после 3 - 4 сухих дней, проливные дожди делают воду мутной. Прежде чем решитесь поехать, уточните в турагентстве или у других туристов качество воды. Избегайте сезона дождей (с мая до начала сентября), вода все время будет грязной и желтой, купание удовольствие не доставит. Поездку в оба эти места можно организовать через любой отель в Паленке. Избегайте Пасхи, других праздников или выходных, иначе столкнетесь с большим количеством посетителей.

Город Окосинго и руины Тонина

Находясь возле водопадов Агуа Азул, вы на полпути к городу Окосинго (Ocosingo). Таким образом, вместо того, чтобы возвращаться обратно на ночь в Паленке, вы можете поехать сразу же в Окосинго. Это маленький городок, не туристический, единственная здешняя достопримечательность - возможность увидеть руины Тонина.

Руины Тонина (Toninа, название переводится как "дом скалы") расположены в 14 км к востоку от Окосинго. Можно взять такси или добираться на сolectivo (маршрутке). Город когда-то занимал большую территорию, но раскопанная лишь небольшая часть на высоком крутом склоне перед широкой долиной. В 7 и 8 веках Тонина вел упорную борьбу с Паленке, а в 711 году даже захватил царя Паленке, К"ан Хой Читам II. Сцена К"ан Хой Читам II со связанными руками изображены на каменном рельефе.

Несколько туристических компаний Паленке предлагают однодневную поездку в Бонампак и Йашчилан. Независимо от того, с каким туроператором вы совершаете поездку, часы выезда и возвращения одни и те же: выезд в 6 утра и возвращение в 7 вечера. В стоимость всех туров включено питание. Позаботьтесь о пончо (плащ от дождя) и средствах защиты от москитов.

Паленке: полезная информация

Руины майя находится примерно в 7 км от небольшого городка Санто-Доминго-де-Паленке. Здесь есть отели, неплохие кафе и рестораны, но посетители приезжают сюда в первую очередь изучить знаменитые руины древнего города майя.

Туристический офис расположен недалеко от главной площади Санто-Доминго-де-Паленке, на углу улиц Хуарес (Avenida Juárez) и Абасоло (Abasolo). Он открыт с понедельника по субботу с 9 утра до 9 вечера, в воскресенье с 9 утра до 13:00.

Самый дешевый способ добраться туда и обратно - на маршрутках (colectivos), курсируют между центром Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя каждые 10 минут с утра до вечера.

Между Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя находится Ла-Канада – популярная среди туристов зона отелей (расположена в лесу). По дороге к руинам, маршрутки проезжают мимо Ла-Канада, помашите рукой, и они сразу же остановятся.

В маленьком городке Санто-Доминго-де-Паленке, конечно же, нет аэропорта, поэтому добираются сюда на машине или автобусе из других городов Мексики. Ежедневно, много автобусов отправляются с Сан-Кристобаль де лас Касас (пять часов езды), Тустла-Гутьеррес (шесть часов), Вилья (2,5 часа), Мерида (10 часов), Кампече (5 часов), Канкун (13 часов). Ежедневно (один или два автобуса) отправляются из Мехико (16 часов), Оахака (15 часов), Плайя дель Кармен (12 часов) и Тулум (12 часов). Ближайший аэропорт находится в городе Вильяэрмоса (Villahermosa), оттуда около двух часов езды на автомобиле.

Руины Паленке считаются одними из самых важных археологических памятников майя в Мексике. Его красивое природное окружение вне всяких эпитетов. Древний город расположен среди поросших лесом холмов, по утрам руины часто окутаны густым туманом, рядом протекает небольшой ручей, посреди полога темно-зеленого леса, вырастают большие пирамиды и храмы. Звучит слишком хорошо, чтобы быть действительностью, но так оно есть на самом деле. Сочетание природы и древних руин придает этому месту особую ауру. Мексиканское правительство придало статус национального парка в 1981 году, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включен с 1987.

Паленке — затерянный город майя

В период культурного расцвета Паленке был намного красивее, потому как монументы были покрыты декоративной штукатуркой, окрашенной в синие оттенки. О существовании спрятанного глубоко в джунглях города не ведали до 1746 года. Даже тогда, заново открытый, Паленке несколько раз терялся, пока, наконец, исследователи Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд окончательно представили миру эту жемчужину архитектуры майя (1841 год).

Поселение на этом месте существовало с 300 г. до н.э., но статус важного города майя Паленке приобрел в классический период (300-900 гг.). Большинство сохранившихся зданий построили между 7 и 10 веками, а вершины могущества он достиг во времена правления Пакаля и его сына Чан-Бахлума (600 до 700 гг.).

Затем жители покинули город, а поскольку этот регион Мексики принимает наибольшее количество осадков, руины быстро спрятались в густых чащах джунглей. Даже начальное название города затеряно, сохранившиеся руины получили нынешнее название от близлежащего маленького городка Санто-Доминго-де-Паленке. На сегодняшний день около трети города раскопаны археологами. Бродя между руинам или осматривая парк с вершины высотных монументов, повсюду видны холмы. По большей части это не холмы, а храмы и пирамиды майя, спрятанные зарослями джунглей.

Основное достоинство не в его размерах или древности (много других археологических памяток крупнее и старше). Его важность заключается в расположении (посреди джунглей), нетипичной для майя архитектуре и эпиграфике (надписях). Благодаря эпиграфике, археологи сумели восстановить немало станиц истории города.

По сравнению с , менее известный Паленке отличается спокойной атмосферой и меньшей назойливостью местных жителей, пытающихся продать сувениры приезжим туристам. К тому же, туристам не запрещается подниматься на большинство древних пирамид. Планируйте потратить большую часть дня, тогда вы можете посетить все монументы, прогуляться по джунглям, и еще часть времени провести в музее. Лучше всего посетить руины ранним утром с момента открытия парка в 8 часов, когда пирамиды окутаны туманом на фоне джунглей.

Дворец Паленке

Паленке отличается от любого другого археологического памятника майя не только богатством рельефных изображений и резных декораций, но и интересной архитектурой своего дворца. Дворец — самое крупное сооружение на территории археологического парка, он представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, и разделенных на четыре части лабиринтом коридоров, жилых и административных помещений.

Сначала полагали, что дворец служил резиденцией правителей и священнослужителей, позже пришли к выводу, что он выполнял административные функции. Здесь заключались политические и военные союзы с другими городами-государствами майя, подносились пожертвования, он служил местом развлечений, жертвоприношений, ритуальных церемоний.

Главная особенность дворца — четырех этажная башня, которая не встречается ни в одном другом городе майя. Благодаря этой уникальной башне дворец выглядит почти как китайский. Когда начались археологические исследования, выдвигалось множество идей о том, какие функции она выполняла. Полагают, что с высоты башни майя наблюдали за тем, как лучи солнца падают прямо на Храм надписей в день зимнего солнцестояния.

Храм надписей в Паленке

Храм надписей (Templo de las Inscripciones) — одна из самых известных пирамид Америки и самый высокий монумент Паленке. Храм назван в честь обнаруженных здесь каменных табличек с надписями. Большинство каменных табличек, рассказывающих о генеалогическом дереве правителей Паленке, сейчас находятся в Национальном антропологическом музее в Мехико. Благодаря обнаруженным здесь текстам и рельефным изображениям, Храм надписей существенно помог в изучении древней культуры майя.

Храм надписей в Паленке — единственная пирамида в Мексике, построенная специально как гробница. В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус сдвинул каменную плиту в полу на вершине пирамиды и обнаружил заполненный камнями проход, ведущий по длинной лестнице вниз. Так была обнаружена гробница Кинич Ханаб Пакаля, знаменитого правителя Паленке, правившего этим городом-государством на протяжении 68 лет (615 — 683 гг.). Эта гробница — один из самых известных артефактов в мире майя. В ней обнаружили богатые украшения, скульптурные изображения, но наибольший интерес вызывает каменный саркофаг, в котором останки Пакаля лежали нетронутыми с момента погребения.

К сожалению, гробница Пакаля в настоящее время закрыта для посещения, дабы избежать дальнейшего ущерба ее фрескам. Находясь в Мехико, вы можете увидеть крышку саркофага в посмертную маску из нефрита в Национальном музее антропологии (смотрите музеи Мехико), но массивный каменный саркофаг все еще остается здесь.

Группа Креста в Паленке

Группа Креста состоит из Храма Солнца, Храма лиственного креста и Храма креста, все они являют собой пирамиды с храмом на вершине, увенчанные гребенчатыми каменными украшениями. Стены каждого из храмов покрыты скульптурными изображениями религиозной тематики и текстами на языке майя.

Обнаруженные на стенах храмов изображения креста вовсе не являются привычным для нас крестом, а изображают древо мира. Древо мира являлось распространенным элементом орнамента среди доколумбовых культур Мезоамерики, воплощая собой четыре стороны света.

Музей Паленке

Музей расположен за 1,5 км до входа в парк, открыт со вторника по воскресенье с 10 утра до 17:00, его посещение включено в стоимость посещения руин. Музей небольшой, но интересный, здесь выставлены обнаруженные во время археологических раскопок экспонаты: ювелирные изделия из нефрита, огромная коллекция керамических курильниц, несколько каменных панелей с надписями. Главный экспонат музея — воспроизведенная в натуральную величину копия саркофага Пакаля, размещенная в точную копию гробницы из оргстекла. В музее работает сувенирный магазин.

В Паленке есть ряд других храмов, пирамид, жилых домов знати, акведук и интересный каменный мост через реку.

Руины майя находится примерно в 7 км от небольшого городка Санто-Доминго-де-Паленке. Здесь есть отели, неплохие кафе и рестораны, но посетители приезжают сюда в первую очередь изучить знаменитые руины древнего города майя.

Туристический офис расположен недалеко от главной площади Санто-Доминго-де-Паленке, на углу улиц Хуарес (Avenida Juárez) и Абасоло (Abasolo). Он открыт с понедельника по субботу с 9 утра до 9 вечера, в воскресенье с 9 утра до 13:00.

Самый дешевый способ добраться туда и обратно — на маршрутках (colectivos), курсируют между центром Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя каждые 10 минут с утра до вечера.

Между Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя находится Ла-Канада – популярная среди туристов зона отелей (расположена в лесу). По дороге к руинам, маршрутки проезжают мимо Ла-Канада, помашите рукой, и они сразу же остановятся.

В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших культур доколумбовой Америки – цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI–VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера – тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн…

Путешественники один за другим открывали в дебрях Юкатана затерянные города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых – археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?


Паленке. Храм Надписей


«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели», – писал первооткрыватель городов майя Джон Ллойд Стефенс.

Одним из таких «погибших кораблей» является Паленке – древний город, расположенный в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII веке построен Паленке – Начан, «Змеиный город» майя.

Расцвет города пришелся на VII–VIII века. В это время здесь строится несколько храмов, отличающихся особым изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный храм Надписей.

Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей – Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда, – является частью ансамбля дворца правителей Паленке. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название «Храм Надписей» получил от Стефенса и Казервуда – они назвали его так из-за обилия иероглифических надписей на стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. Среди этих надписей исследователи отыскали и несколько дат, одна из которых – 692 год.

От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет собой продолговатую девятиступенчатую пирамиду высотой 28 м. Пирамида в значительной мере высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон. Девять ярусов пирамиды прорезает многоступенчатая лестница – в ней более семидесяти ступеней. Лестница ведет к верхней платформе, на которой расположено святилище – прямоугольное сооружение из трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма прорезан пятью широкими оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то напоминающая крыши китайских пагод.

Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе майя: они изобажают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей. Лицо каждого ребенка закрыто маской бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с небом, с небесной водой – дождем.

В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов – это самая длинная из известных надписей майя. Слева вниз уводит крутая каменная лестница. Там, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя…

Первоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамиды в городах служили лишь высокими постаментами для святилищ. Но в последние полвека под основаниями и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий. Впервые это открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус-Луилье в храме Надписей в Паленке.

При расчистке руин храма Надписей А. Рус-Луилье обнаружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее, в каменном ящике лежали скелеты пяти юношей и девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города явно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю – вероятно, при погребении правителя Паленке, одного из самых почитаемых представителей правящей династии.

Погребальная камера представляла собой просторное помещение – 9 м в длину и 4 м в ширину. Высокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, – писал А. Рус-Луилье, – своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные, или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей».

На стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур, облаченных в одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные сандалии из ремешков. Шея, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами. Все фигуры имеют скипетр с рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога солнца. А. Рус-Луилье предположил, что эти фигуры – изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя – правителей девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти. На полу валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. Вероятно, эти «отрубленные головы» имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой каменный саркофаг. Резные каменные опоры саркофага словно вырастают из земли и выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. Их оплетают ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуайявы.

Саркофаг был закрыт прямоугольной плитой 3,8–2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита является одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.

На плите изображена глубоко символическая сцена, на языке образов сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты изображена страшная маска, всем своим видом говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Это – божество земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое питается живыми существами – ведь все живое в конце концов уходит в землю…

Голову страшилища увенчивают четыре предмета: раковина и знак, напоминающий наш «процент» («%»), – символы смерти. Два других знака – зерно и маисовый початок, наоборот, являются символами жизни. Из пасти чудовища выходят побеги фантастического растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над ним раскинулся огромный крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал «источник жизни» – росток маиса. На перекладине «источника жизни» извивается змея с двумя головами. У голов широко разинуты пасти и из них выглядывают человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи также связан с дождем.

На верхушке креста сидит священная птица кетцаль. Ее перья служили украшением головных уборов царей и жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя. Под ней – символы воды и два щита с символами бога солнца.

Сложная символика этого изображения до конца не разгадана, но общий смысл композиции – традиционная для ранних земледельческих культур аграрная заклинательная символика: солнце – вода – жизнь – смерть. Вечный круговорот жизни в природе…

Когда с помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти пять тонн плиту, под ней оказалась еще одна каменная плита со странной выемкой, напоминающей рыбу или кувшин с широким горлышком. Эту выемку плотно закрывала специальная крышка точно такой же формы. А под этой второй плитой лежал густо посыпанной пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40–50, еле видный под сплошным ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы – диадема, серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным портретом умершего.

Кем был этот человек? Многочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице – скипетр, маска, щит с изображением бога солнца, – говорят о том, что это – «халач виник», верховный правитель Паленке, обожествленный еще при жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда «халач виник» с необыкновенной пышностью был погребен в храме Надписей. А над саркофагом его была установлена каменная плита, на которой безвестными резчиками была вырезана древняя повесть о смерти и возрождении…

Храм надписей в Паленке.
В 1952 г. в затерянном среди сельвы древнем мексиканском городе Паленке археолог Альберто Рус Луилье сделал сенсационное открытие. В толще пирамиды храма Надписей он обнаружил великолепную гробницу одного из правителей майя, которая привлекла всеобщее внимание не только пышностью убранства, но и своей необычностью. Находка Луилье перевернула все сформировавшиеся ранее представления, заставив специалистов поменять взгляды на предназначение пирамидально-храмовых сооружений.

Майя считали, что кецаль наблюдает за происходящим в подземном мире, как это обычно изображается в сценах с преисподней на майяских сосудах, или же выносит в клюве души умерших для возрождения.

На вершине знаменитой девятиступенчатой пирамиды возведён достаточно большой прямоугольный храм, украшенный панелями, богато декорированный барельефами и рельефными иероглифическими надписями (отсюда и название храма). Именно здесь, в полу, сложенном из цельных каменных хорошо обработанных плит (обычно он вымащивался штуком), Луилье обнаружил ряд круглых отвергай, закрытых каменными цилиндрическими затычками. Вынув их, археолог с помощью отверстий поднял блок и нашёл под ним каменные ступени, уходящие вниз, в толщу пирамиды. Туннель шириной около 1,8 м сверху укреплял характерный для архитектуры майя ложный свод. Крутая лестница, состоящая из двух разнонаправленных пролётов в 45 и 27 ступеней, вела на глубину 25 м, к погребальному помещению (оно лежало на 1,5 м ниже уровня земли). От неё отходили узкие вентиляционные шахты. Последние шесть ступеней лестницы древние строители засыпали с особой тщательностью, желая скрыть сопроводительные жертвы: пять знатных юношей и девушку, явно погибших насильственной смертью. Вход в склеп, где размещался саркофаг, перекрыли треугольным камнем.

Храм Надписей — самый высокий в Паленке. Размеры основания пирамиды составляют 60 х 40 м, длина лестницы, ведущей к вершине, примерно 20 м.

Паленке — это испанское название, в переводе означающее “пле тень” или «частокол». Сами майя именовали свой город Ka менным Домом Змея. Расположение «змеиного логова» довольно не обычно. Майя вписали постройки в природный ландшафт, выбрав для города стратегически идеальное место — отроги Чьяпасских гор, образующие естественное плато, приподнятое примерно на 70-метровую высоту.

Погребальная камера по своим размерам (7 м в длину, 3,75 м в ширину и 6,5 м в высоту) соответствовала стандартным параметрам обычного храма майя. На стенах камеры сохранились изображения девяти человеческих фигур, условно названные владыками ночи, - это были правители девяти подземных уровней. Посреди усыпальницы находился выполненный из единого каменного блока саркофаг (размером 3 х 2,1 х 1,1 м), установленный на шести кубовидных ножках. Всю поверхность саркофага покрывали иероглифические тексты, содержащие информацию об умершем и его ближайших родственниках, и росписи. Сверху лежали три каменных топорика (такие обычно подвешивали к поясу), кусочки нефрита и раковины; крышку саркофага - каменную панель весом почти 5 т и размером 3,8 х 2,2 х 0,25 м - украшали удивительной красоты барельефы.

Паленке считался самым изученным из городов майя, поскольку первые археологические работы в нём начали проводиться ещё в XVIII в.

Древние мастера воспроизвели в камне легендарное селение; божественных предков, известное под названием Семь Пещер, - прародину многих мексиканских племён. В центре композиции находилось Южное, или Жёлтое, мировое древо, связывающее, согласно представлениям майя, подземный мир (антимир) с миром верхним (реальным). Корни его питались девственными водами, хранившимися в толще земли, а крона пронизывала небесное пространство. В изображение Жёлтого древа вплетались символы земледелия и характерный геометрический орнамент, а на верхушке расположилась крупная птица с широко раскрытым клювом. Возможно, это был кецаль, считавшийся одним из важных I связных между мирами. Лежащий под древом человек (в типичной для мезоамериканской художественной традиции позе отдыхающего) предстаёт в намеренно архаизированной одежде. Считалось, что душа, тень, после смерти человека оказывается в селении призраков - антимире, где ведёт такую же жизнь, как и в племени.

В 1994 г. в храме Красной Царицы обнаружили богатое женское погребение, свидетельствовавшее о царском происхождении умершей: её каменный монолитный саркофаг по размеру точно совпадал с саркофагом правителя. Однако,судя по погребению, царицу явно хоронили второпях, без полагавшихся почёта и уважения.

Нижнюю половину крышки саркофага занимает изображение пещеры, у входа в которую расположился призрак. По её стенкам ползают улитки - символ бога-Улитки и самой пещеры- прародины. К югу и северу от мирового древа размещены ещё шесть пещер, и в каждой живут призраки. Таким образом, всего имелось семь пещер, что соответствует названию легендарной прародины, из которой некогда вышли предки майя и куда должны отправиться души умерших. Погребальное же сооружение, вероятно, имитировало её.

Самым поразительным оказалось то, что храм и саркофаг соединял так называемый душепровод - специальная трубка неясного назначения в виде змеиного тела, выходящего прямо в святилище. Выходное отверстие, скорее всего, маскировала соответствующая скульптура. Можно предположить, что трубку установили не только для общения с умершими предками, но и для достижения особых акустических аффектов при проведении важных обрядов. Так, с удивительной скрупулёзностью, жрецы Паленке пытались воссоздать древние представления о легендарной прародине.

В саркофаге храма Надписей оказались останки рослого мужчины 40-50 лет со всеми атр и бутами власти древних майя: скипетром, маской, щитом. Череп его был разбит, останки густо покрывали яркая пурпурная краска и нефритовые украшения — диадема, трубочки для прядей волос, серьги, погребальная мозаичная маска, подвески, ожерелья, браслеты… Одна нефритовая бусина лежала во рту умершего. У ног находилась нефритовая статуэтка бога Солнца.

Время не оставило нам первоначального названия города. Конкистадоры долго не знали о существовании величественных руин, совершенно случайно в конце XVIII века военный отряд обнаружил в джунглях селение с названием Санто-Доминго-дель-Паленке, а неподалёку - загадочные останки древних строений. Паленке испанцы стали называть и руины.

В окрестных джунглях и сейчас живут индейцы племени Чоль Они, называющие Паленке «Каменным домом змей», возможно, в доколумбовую эпоху город так и назывался.

Археологи выяснили, что Паленке построен более двух тысяч лет назад, наибольшего процветания он достиг в VI-X веках. Но позже жители покинули город по неизвестной причине, и он был поглощён сельвой.



Видео про Паленке

Достопримечательности

Храм надписей

Сейчас Паленке очищен от леса и отреставрирован, прикоснуться к археологическому памятнику культуры майя приезжают многочисленные туристы и любители тайн. На территории города сохранилось около полутора тысяч различных строений, - это и жилые дома, и сложные технические сооружения: акведуки, устройства подачи и оттока воды, каналы. Эти системы считаются самыми совершенными из всех, созданных людьми в доколумбовую эпоху. К настоящему времени хорошо изучено лишь 34 строения.

Внутри храма надписей

Среди всех строений Паленке выделяется Храм надписей, названный так из-за обилия иероглифов. На фасадах строения видны остатки выразительных барельефов. В стену Храма замурованы плиты с самой длинной из известных надписей майя, состоящей из 620 рельефных иероглифов. Храм стоит на 20-метровой пирамиде, а к вершине его ведёт лестница с 70 ступенями.

Саркофаг Пакаля Великого внутри пирамиды

В Храме надписей археологам удалось сделать самую крупную и в то же время самую интригующую находку в истории изучения майя. При расчистке руин удалось обнаружить тайную лестницу, ведущую к гробнице. Здесь установлен каменный саркофаг с мумией правителя города Пакаля Великого. Накрыт саркофаг плитой, признанной самым выдающимся достижением культуры майя, - её поверхность украшает тонкая искусная резьба, техника выполнения которой сравнима с работами художников эпохи Возрождения. Поразительно то, что тело Пакаля мумифицировано по древнеегипетской технологии, да и сама гробница схожа с египетской пирамидой.

Воссозданная копия саркофага Пакаля Великого в Национальный музее антропологии Мехико

Но самым невероятным оказался рисунок на плите саркофага, в расшифровке которого кроме археологов участвовали и уфологии, и специалисты по космонавтике. На плиту нанесено подробное изображение человека в скафандре, сидящего в кресле летательного аппарата, необычайно похожего на космический корабль! Руки пилота лежат на рычагах, а перед ним совершенно явная панель управления с многочисленными приборами. До сих пор не утихают споры о том, кто и что изображено на плите саркофага, это одна из самых удивительных тайн майя.

Дворец

Около Храма надписей располагается Дворец - комплекс из 12 зданий, бывший ранее сосредоточием городской жизни. Увенчан дворец пятиэтажной башней с обсерваторией, где правитель по звёздам узнавал волю богов. Здесь до сих пор стоит скамья, на которой восседал жрец-астроном. Здание декорировано рельефами и изображениями из жизни знати Паленке. На ступенях дворца в угоду богам приносились человеческие жертвы. Не даёт покоя исследователям тот факт, что лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только со второго этажа башни. Почему не с первого? И как жрец и правитель попадали на второй этаж? Пока это так и остаётся загадкой.

По соседству с Дворцом поднимаются три пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища Паленке - Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца с изображением солнечного бога Ягуара. Названия эти современны, в их основе лежат расшифрованные сюжеты алтарных плит.

За дворцом сохранилась традиционная для городов майя площадка для игры в мяч, которой придавалось ритуальное значение. Проигравшие нередко лишались жизни.


Достойны внимания Храм Ягуара, Храм Черепов, акведуки, каменный мост, жилые дома, пирамиды. Все сооружения покрыты необычными геометрическими орнаментами. Туристам доступно для осмотра подавляющее большинство строений.

Паленке изумляет своей уникальностью и изобретательностью майя - как им удалось возвести такие монументальные сооружения в труднодоступной сельве? Как они доставляли сюда огромные камни?

Посетив это место, вы долго будете оставаться под впечатлением его чарующей атмосферы - Паленке стоит у поймы реки в окружении тропических лесов, в которых слышны звуки попугаев макао и обезьян-ревунов.

Полезная информация

  • Археологическая зона открыта ежедневно с 08.00 до 17.00, посетителей пускают до 16.30. При входе в офисе Informacion de Turustica возьмите схему комплекса, на которой отмечены все строения.
  • Билет на осмотр руин стоит 4$. За видеосъёмку в Паленке надо дополнительно заплатить 3$.
  • В полутора километрах от руин Паленке есть музей, посещение которого включено в стоимость билета. Здесь находится копия крышки саркофага Пакаля, оригинал хранится в музее Мехико. В магазине около музея вы сможете приобрести сувениры и изделия в «стиле майя».
  • От Санто-Доминго-дель-Паленке каждые 10 минут идёт маршрутка до руин, до которых отсюда всего 7 километров, билет стоит чуть больше доллара. До Санто-Доминго-дель-Паленке ходят автобусы из других городов
  • Мексики - Мериды, Мехико, Канкуна. От ближайшего аэропорта Вильяэрмоса два часа езды на автомобиле.
  • В окрестностях Паленке можно осмотреть и другие достопримечательности: красивые водопады Мисоль-Ха и Агуа Асуль, руины Тонина, Бонампак и Йашчилан. В сезон дождей (с мая по октябрь) к водопадам лучше не ездить - опасно сильное течение, да вода грязная и мутная, купание не принесёт удовольствия.
  • Обязательно возьмите с собой плащ от дождя, средство от москитов и головной убор.
  • В Санто-Доминго-дель-Паленке есть отели, можно найти довольно бюджетные варианты.