На Васильевском острове, на набережной лейтенанта Шмидта, отражаясь в водной глади Невы, стоит красивый храм Успения Пресвятой Богородицы. Построен храм в 1895-97-х годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика.

Ранее на этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, а в здании подворья была устроена домовая церковь.

Освящение главного алтаря и придела храма Успения Богородицы состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья был закончен к 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выполнен в русском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство.

В 1902-1093 годах были расписаны интерьеры храма московскими мастерами — Снегиревым, Струнниковым и Яковлевым под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал сам В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским.

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом.

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону «Успение Божией Матери» передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь.

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.


С Благовещенского моста, что ведёт на Васильевский остров, хорошо виден храм Успения Пресвятой Богородицы.
Место, где стоит храм, с XVIII-го века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), потом – Псковского Архиерейского Дома. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская Лавра.
Вначале храм на лаврском подворье был маленький, деревянный, душный… Он с трудом вмещал молящихся, особенно в праздничные службы и в дни служения Владыки Иоанникия, настоятеля Киево-Печерской Лавры, приезжавшего на заседания Святейшего Синода. И вот, в 1894 -1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней. Образы киевских святых и теперь украшают его своды.
Созданием проекта храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков.
Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан. Им нравились монастырские службы, совершаемые монахами из Киево-Печерской Лавры. Отовсюду, вплоть до входных дверей, было хорошо видно и слышно все богослужения, причем теснившиеся сзади богомольцы не замерзали благодаря грамотной системе обогрева в притворе.
Всего двадцать лет мирной жизни было отпущено Успенскому подворью Киево-Печерской лавры на Николаевской набережной. События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. Быть верующим, церковным человеком становилось опасно.
С 1919 года начинается постепенное выселение «служителей культа» из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. А в ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили по статьям 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу в северные концлагеря. Аресты продолжались до марта 1932 года, когда арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан последних монахов Подворья.
Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, ещё существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре самые активные члены прихода (всего 43 человека) были арестованы. Чекисты не гнушались арестами и несовершеннолетних детей, обвиняя их в подготовке убийства Сталина. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад.
В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Открылся он в 1961 году. На нём проводили занятия все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду храма тренировались фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, ставшие впоследствии олимпийскими чемпионами и неоднократными призерами Европы и мира.
Со временем каток стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания бывшей Успенской церкви, которая постепенно ветшала. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.
В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего Подворья в Петербурге рассматривался ещё до революции. Но только в 1991 году эти планы осуществилось – бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Свято-Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Правда, когда представители монастыря ознакомились с состоянием Подворья, сложилось впечатление, что восстановить его практически невозможно: в алтаре – холодильные агрегаты, пола нет, стены испорчены сыростью, росписи замазаны семью слоями краски и штукатурки.
Но невозможное оказалось возможным – восстановление храма в настоящее время почти закончено.
В 1993 году в южном приделе храма возобновились богослужения.
Сейчас божественные службы в храме проходят ежедневно. Их украшение – пение мужского хора, возрождающего традиции древнего монастырского пения.
Прочитать о хоре и ПОСЛУШАТЬ Мужской Хор Успенского подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге:

При Подворье действует институт религиоведения и церковных искусств с мастерскими, где можно обучаться иконописи, вышиванию и православному пению, изучить православное богословие. Подробнее - здесь.
Открылась православная гимназия.
Большая работа осуществляется по социальному служению: оказывается продуктовая и вещевая помощь малоимущим, пенсионерам и инвалидам. Проводится кормление бездомных. Для многодетных семей выдаётся материальная помощь из социальной кружки. Активные прихожане объединились в диаконию, оказывающую помощь братьям и сестрам по многим направлениям.
В Успенском храме находятся иконы с мощевиками: преподобных старцев Оптинских, преподобных старцев Киево-Печерских, преподобного Амвросия Оптинского, св. вмч. целителя Пантелеймона. Написанная в Афонском монастыре и подаренная храму икона Божьей Матери «Скоропослушница» завоевала горячую любовь прихожан; перед иконой Божьей Матери «Всецарица» каждую среду служится акафист.

Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 гг. здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), Псковского Архиерейского Дома (с 1766 по 1875 гг.), Киево-Печерской Лавры (с 1875 по 1933 гг.).

Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова.
В.А.Косяков предложил уникальное архитектурное решение по строительству свода храма, что позволило не ставить внутри храма дополнительные колонны. Это решение также улучшило и акустику.

В 1885 г. совершилась торжественная закладка храма во имя Успения Божией Матери и Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Строили подворье без перерыва с раннего утра до наступления ночи.
При всей богатой и тщательно выполненной отделке (желтый кирпич, мозаика, изразцы), главным для архитектора была выразительность силуэта церковного комплекса.
Косяков успешно развивал, ставший популярным к концу XIX века неорусский, а точнее неовизантийский стиль, который отражал назревшее в российском обществе стремление к духовным и историческим корням.

Все строительные работы были завершены в 1900 г. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырех сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.
В 1902-1903 годах храм был расписан иконами в честь успения божей матери

В конце августа 1930 года прошел первый арест братии. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежной обращение в СССР». Всех осудили по ст. 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу на Север на 3 года в концлагерь.

В марте 1932 г. были арестованы последние монахи Подворья, осуждёны за контрреволюционную деятельность и отправлены в ссылку на три года в Казахстан.

Киево-Печерское подворье перестало существовать, превратившись в приход Успенской церкви, состоявший из единодушно верных прихожан, что дало возможность продержаться Успенской церкви ещё четыре года.

В конце 1933 г. ОГПУ вычислили активистов из прихожан, составили сценарий и распределили роли «подрывников» Советской власти. Активисты были арестованы (всего 43 человека). Не погнушались даже арестами несовершеннолетних детей, обвинив их в подготовке убийства Сталина.

Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, будущий отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

После ареста своих верных чад, Успенская церковь действовала ещё год. В январе 1935 г. она была закрыта.

В 1961 г. в церкви состоялось торжественное открытие первого в Ленинграде катка с искусственным льдом. Каток арендовали все спортивные общества того времени.

Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду в Успенской церкви тренировались фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов, впоследствии олимпийские чемпионы и неоднократные призёры Европы и мира.

Каток действовал до 1991 г., хотя со временем стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания, которое постепенно ветшало. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.

В июне 1991 года монастырю Оптина пустынь было передано подворье бывшей Киево-Печерской Лавры.
В октябре 1993 г. в южном приделе Храма в честь Преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских стали совершаться богослужения.

Восстанавливать Храм оказалось труднее, чем строить. Почти пять лет ушло на изучение технического состояния памятника, создание методик восстановления и реставрации, изготовления проектно-сметной документации, ликвидацию последствий катка, вывоз мусора, восстановление пола.

Текст позаимствован отсюда.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Храм Успения Пресвятой Богородицы, СПб

    ✪ Церковь Успения Пресвятой Богородицы

    ✪ Пасхальное Богослужение на подворье монастыря Оптина пустынь.

    ✪ История реставрации. Храм Успения Божией Матери. Геннадий Михайлович Журавлев

    Субтитры

История подворья

Троицкое и Псковское подворья

Подворье Псковского архиерейского дома использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Доход был небольшим, контролировать деятельность из Пскова было сложно. В результате, в 1854 году , по просьбе временно управляющего Псковской епархией архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого) , Святейший Синод принял управление подворьем на себя. Взамен Псковский архиерейский дом с 1856 года начал получать ренту. Смена управления не изменила хозяйственную ситуацию на подворье. 11 (23) августа 1872 года было решено его продать.

Киевское подворье

Во избежание передачи комплекса с домовым храмом другому ведомству, митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) предложил продать его для подворья Киево-Печерской лавре . 11 (23) июня 1875 года было получено Высочайшее разрешение на продажу земли без торгов за 86000 рублей.

К моменту покупки подворье представляло собой участок, застроенный двухэтажным, неоднократно переделывавшимся, главным зданием с полуподвалом. В нём находилась домовая церковь Рождества Христова . Во дворе - несколько небольших служебных зданий и склад строительного камня, арестованный полицией, поскольку хозяин не был установлен. При входе находилось общественное «ретирадное место », распротранявшее зловоние, и мусорная яма. Митрополит предполагал сделать полную перестройку подворья, но вскоре скончался, и, за отсутствием утвержденных проектов, работы не осуществились.

Поскольку подворье было бедным, его жилые и хозяйственные помещения сдавались в аренду мирским людям. Был начат косметический ремонт, пристраивались и перестраивались здания; в 1879 году по проекту П. И. Шестова возведён новый одноэтажный флигель по 15-й линии, который назвали «Запасный дом». Однако всё это было недостаточным для статуса подворья, в котором размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Домовый Рождественский храм к тому времени уже не мог вместить всех молящихся, само помещение было пожароопасным. В -1885 годах была осуществлена попытка капитальной перестройки главного здания по проекту Н. А. Мельникова, но она не добавила удобств. Помещения оставались полутёмными, ровность стен, полов и потолков была нарушена; а в митрополичьих покоях, во избежание обрушения потолка были установлены чугунные колонны в качестве подпорок . В 1893 году на углу «Запасного дома» была устроена часовня по проекту гражданского инженера А. М. Воробьева.

1900-1935 годы

В храме литургия служилась ежедневно, а по воскресным и праздничным дням дважды в день: ранняя - в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских, а поздняя - в главном приделе Успения Пресвятой Богородицы. Популярным в народе было еженедельное пение акафиста Успению Божией Матери - традиция заведённая ещё с 1870-х годов . Периодически акафист служил сам киевский митрополит.

Первая попытка закрыть храм была предпринята в 1932 году . 4 февраля Василеостровский райсовет предложил передать храм заводу «Метприбор» . Поскольку организация отказалась от предложенного здания, Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса от 5 марта 1932 года . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту. Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

После прекращения существования подворья приход получил ставропигиальный статус. Это положение косвенно спасало храм от решений закрыть его. Однако к лету 1932 года на Васильевском острове не осталось ни одного прихода Ленинградской епархии, а приток в Успенскую церковь епархиального духовенства из закрытых храмов вынудил пересмотреть её статус. В итоге, 13 июня храм был передан в ведение ленинградского митрополита.

После закрытия храма, его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта. В 1936 году церковь использовали как спортивный зал. В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО ; в самом храме - склад РККФ , в подвале - бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением Анастаса Микояна , здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка. Проект был разработан институтом «Ленгипроинжпроект». В результате работ была уничтожена метлахская плитка, уничтожена или закрашена живопись, в алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы, в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах - буфеты и кладовые для инвентаря. Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки. Зал был украшен портретами Ленина, флагами и транспарантами. Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались такие фигуристы, как Людмила Белоусова и Олег Протопопов . После окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный» в 1967 году крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем - цветочная плантация для продаж.

Восстановление храма

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора . Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

До закрытия храма в нём находились иконы, написанные насельницами московского Новодевичьего монастыря и иконописцами под руководством московского художника Николая Михайловича Софонова. Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во