изложена в этой статье.

Сергей Королёв краткая биография

Сергей Павлович Королёв - советский учёный, конструктор, главный организатор производства азракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики.

Родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в Житомире в семье учителя русской словесности.

В 1922 г поступил в одесскую стройпрофшколу, которую окончил два года спустя. В 1924 г. поступил в Киевский политехнический институт. В 1926 г. перевелся на вечернее отделение МВТУ.

Еще в начале 20-х годов Королёв спроектировал свой первый планер. Позднее планеры его конструкции примут участие во Всесоюзных планерных состязаниях, получив высокие отзывы. После завершения МВТУ Королёв работает на предприятиях авиационной промышленности.

В 1930 г. Королёв защищает дипломный проект легкомоторного самолета. Научным руководителем молодого конструктора был сам Туполев. После защиты Королёв получает профессию инженера-аэромеханика.

Вместе с последователем Циолковского Фридрихом Артуровичем Цандером организует в 1931 г. одну из первых в СССР ракетных организаций — группу изучения реактивного движения (ГИРД). Руководит строительством и полетными испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана — полусамолета-полуракеты.

В 1933 г. назначается заместителем начальника Реактивного Научно-Исследовательского Института (РНИИ). Конструирует опытные ракеты, строит ракетоплан. Выступает с докладами на Всесоюзных конференциях по вопросам использования крылатых ракет для изучения стратосферы.

В 1938 г. необоснованно репрессирован и осужден на длительный срок заключения. Вначале отбывает его на Колыме. В годы Великой Отечественной Войны работает в КБ особого режима. Освобожден в 1944 г. и на следующий год откоммандирован в Германию, где в составе Технической комиссии знакомится с трофейной ракетной техникой.

С 1946 г. и до конца жизни Королёв — Главный Конструктор баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток» и ее модификаций, летательных аппаратов-кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций, специализированных спутников Земли. Под руководством Королёва в 1957 г. запущен первый в мире искусственный спутник Земли, в 1961 г. первый пилотируемый космический корабль «Восток», подготовлен проект лунной транспортной системы Н-1.

По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Сергей Королев был академиком АН, членом президиума АН СССР (1960-1966), дважды Героем социалистического труда, (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957). Был награжден Золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почета» и медалями.

Скончался Сергей Павлович Королев 14 января 1966 г. (остановилось сердце после хирургической операции).

Личная жизнь

Королев был женат дважды. В августе 1931 г. он женился на своей бывшей однокласснице Ксении Максимилиановне Винцентини. В 1935 г. у них родилась дочь Наталья, но брак оказался неудачным и в 1948 г. они развелись.

Вторая жена — Нина Ивановна Котенкова (1949‑1966).

Королев Сергей Павлович считается основателем практической космонавтики.

В XX веке он был человеком, определявшим стратегию и тактику практического освоения космоса.

Созданные им ракетные системы и космические корабли, которые сделали Советский Союз пионером в освоении космоса.

Биография, образование

Родился Сергей Королёв 12 января 1907 в Житомире, что в 130 километрах от а. Родители его были учителями. Несколько лет он жил в Нежине у бабушки и дедушки. В первый класс пошел в гимназию в Одессе, которую вскоре закрыли. Это было в бурном 1917 году.

Его домашним образованием занялись мать и отчим, получивший диплом инженера в Германии. В 1924 году Сергей стал студентом Киевского политехнического института, намереваясь быть авиационным инженером. Там он увлекся планерным спортом.

Спустя два года продолжает учебу уже в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана (МВТУ).

Через авиацию к ракетам

В МВТУ создает проекты оригинальных планеров и самолетов. Активно занимался планеризмом, участвовал в планерных слетах в крымском Коктебеле. Конструировал самолеты, получавшие высокие оценки специалистов. После встречи с великим К.Э. Циолковским посвятил себя ракетостроению.

В 1931 году вместе с другим энтузиастом - Ф. А. Цандером создал на общественных началах Группу по изучению реактивного движения. На следующий год она превратилась в государственную структуру по разработке ракет. Полученные результаты заинтересовали военных, и в 1933 году был создан специальный НИИ по разработке ракет.

В ранге дивизионного инженера Сергей Павлович стал замом начальника учреждения, заместителя начальника института. Под его руководством через три года были разработаны и испытаны зенитная и дальнобойная крылатые ракеты. К 1938 году появились проекты: крылатой и баллистической ракет с жидкостно-реактивным двигателем ракет для самолетов, поражающих цели в воздухе и на земле ракет типа земля-воздух на твердом топливе.

Заключенный

Однако на него был написан донос. В июне 1938 г. последовал арест. Через два месяца по обвинению в подрывной деятельности был приговорен к десяти годам лишения свободы и пятилетнему поражению в правах года. Прошел Бутырскую и пересыльную тюрьмы, Колыму. Весной 1940 года его неожиданно перевозят в Москву, где летом того же года приговаривают к восьми годам лишения свободы.

Однако вместо лагеря отправляют в специальную тюрьму НКВД в Москве под названием ЦКБ-29. Здесь он под руководством также заключенного А.Н. Туполева участвует в создании бомбардировщиков и разрабатывает уникальные образцы ракетного оружия. В 1942 году его переводят в тюремное КБ при авиазаводе в Казани, где конструирует ракетные ускорители самолетов, установки для пуска ракет с бомбардировщика.

В июле 1944 года досрочно выходит на свободу, с него снимают судимость. Реабилитирован был только в 1957 году ввиду отсутствия состава преступления.

Конструктор ракетного щита

Вскоре после Великой Отечественной войны потребовалось создать дальнобойные ракеты, способные поражать цели за тысячи километров. В 1946 году С.П. Королев назначается их генеральным конструктором. Разрабатывались ракеты различных модификаций, в том числе с ядерным зарядом.

В 1956 году была создана межконтинентальная баллистическая ракета, способная доставить заряд сначала на 8, чуть позже на 11 тыс. км. Через год появились ракеты морского и мобильного наземного базирования.

Путь в космос

Сергей Королев руководил разработкой спутников и космических станций, более совершенных ракет для их запуска. Первым результатом этой работы стал запуск в октябре 1957 года первого искусственного спутника на околоземную орбиту. Этот фантастический успех обеспечил СССР огромный авторитет в мире.

Ускоренными темпами велись работы над созданиями спутников военного, народнохозяйственного и научного назначения. Запускаются автоматические станции к Луне, обратная сторона которой фотографируется. Начинается разработка аппарата для посадки на этот спутник земли, который мог бы фотографировать ее поверхности и передавать изображения на Землю.

Королев Сергей Павлович поражает мир созданием первого пилотируемого космического корабля, на котором впервые облетел земной шар в космосе. Затем были другие полеты советских космонавтов, в том числе совместные, полет женщины-космонавта, выход человека в космос. Он разработал идею создания долговременной орбитальной станции, в которой можно работать без скафандров и менять экипажи.

К сожалению, до практической реализации этого проекта он не дожил.

Признание. Память

Сергей Королев награждался высшими наградами страны, в том числе дважды получал звезду Героя Социалистического Труда. Академия наук СССР избирала его своим действительным членом. Умер С.П. Королев 14 января 1966 года во время операции, которую не перенесло его сердце. Погребен в стене московского кремля.

Его имя носят:

  • несколько предприятий, связанных с космосом;
  • подмосковный город- Королев;
  • несколько ВУЗов;
  • улицы во многих населенных пунктах;
  • одна из самых высоких вершин Памира;
  • лунный и марсианский кратеры;
  • исследовательский корабль;
  • ведомственные медали и другие награды.

О нем снимали фильмы, писали литературные произведения. Тысячи людей посещают мемориальные дома-музеи в Москве и Житомире.

  • Имя С.П. Королева при его жизни было тайной. Его не упоминали ни после запуска первого спутника, ни в связи с первым полетом в космос землянина;
  • близко знавшие его люди вспоминали, что он никого не проклинал, никогда не жаловался. Мрачно смотрел на будущее, был скептиком и циником. Любил приговаривать: «Хлопнут без некролога»;
  • когда его переводили с Колымы в Москву, он опоздал на пароход, который по пути во Владивосток утонул во время шторма;
  • в числе первых в мире запусков был полет спутника с собакой по имени Лайка и старт баллистической ракеты из-под воды;
  • за год до его реабилитации Королев в 1956 году стал Героем Социалистического Труда за создание межконтинентальной баллистической ракеты.

Дважды Герой Социалистического Труда
Лауреат Ленинской премии
Академик Академии наук СССР

"То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением!" С.П.Королёв

Сергей Королёв родился 12 января 1907 года на Украине, в Житомире в семье преподавателя словесности.

Его отец Павел Яковлевич Королёв с отличием окончил Нежинский историко-филологический институт и получил звание учителя гимназии. Однако совместная жизнь с мамой Сергея - Марией Николаевной Москаленко, у него не сложилась. Вскоре, после переезда в Киев, родители разошлись, и Сергей Королёв воспитывался в семье родителей матери в Нежине. Дедушка и бабушка очень любили внука, души в нем не чаяли.

В Нежине в 1911 году Сергей впервые увидел полет на аэроплане русского летчика Уточкина и это событие потрясло воображение впечатлительного мальчика. Отца Королев не помнил. Его воспитывали мать - учительница и отчим инженер Григорий Михайлович Баланин. В 1917 году Сергей вместе с матерью переехал в Одессу к отчиму. В 1921 году в Одессе появился отряд гидросамолетов ГИДРО-3 Главного управления Военно-Воздушного Флота. Сергей наблюдал за их полетами над морем, мечтая подняться на них в небо. Случай свел подростка с механиком гидроотряда Василием Долгановым. Новый знакомый, копаясь в моторе, объяснял Сергею - что к чему. После первой "лекции" началась и "практика". Все летнее время он проводил в гидроотряде, помогая готовить самолеты к полетам. Королев стал незаменимым, безотказным помощником механикам и летчикам.

Среднее общее образование ему получить сразу не удалось, так как для этого не было условий. Королёв окончил двухгодичную профессиональную строительную школу. Учился Сергей прилежно. Классный руководитель говорил про него матери Марии Николаевне: "Парень с царем в голове". Все это время Королев по-прежнему участвовал в жизни гидроавиационного отряда. По протекции Долганова Сергей однажды поднялся в воздух в гидросамолете, который вел командир отряда и решил стать летчиком. Одновременно за Сергеем закрепилась слава настоящего механика. Еще он часами он трудился в школьной производственной мастерской, где изготавливались деревянные изделия. "Столярная школа" очень пригодилась Сергею, когда он начал строить планеры.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом построить свой Воздушный флот. На Украине родилось Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК).

Королев сразу стал членом этого общества и начал заниматься в одном из его планерных кружков. Он читал рабочим лекции по планеризму. Знания по планеризму, истории авиации Королёв приобретал самостоятельно, читая книги, в том числе и на немецком языке. Немецкий язык Сергей Королёв, благодаря отчиму и преподавателю стройпрофшколы Готлибу Карловичу Аве, который уроки вел на немецком языке, знал довольно прилично. Знание языка прочно закрепилось за ним на всю жизнь.

Когда в мастерских ОАВУК началось строительство планера конструкции знаменитого военного летчика К.А.Арцеулова, в работе над ним принял участие и Сергей Королёв. В апреле 1924 года он участвовал в работе первой конференции планеристов Одессы. В это время в мае в Москве произошло событие весьма важное для истории космонавтики - было основано первое в мире Общество изучения межпланетных сообщений (ОИМС). Почетными членами его были избраны Феликс Дзержинский и Константин Циолковский. Основной задачей этого общества было содействие работе по осуществлению заатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов и других научно обоснованных средств".

Надо отметить, что в конце XIX и в начале XX века в России наблюдался высокий интерес к космосу. Его подпитывали фантасты. Овладевая умами, они способствовали появлению научных и технических идей. Циолковский создал космический труд "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубликовав его в 1903 году. В нем ученый впервые разработал теорию реактивного движения и на ее основе доказал, что ракета на жидком топливе предложенной им схемы способна достичь скорости, необходимой для преодоления земного тяготения.

Люди зачитывались фантастической повестью "Вне Земли" Циолковского и особенно романом Толстого "Аэлита". К кинотеатрам и клубам, где показывали фильм по этому произведению, выстраивались длинные очереди. Зрители горячо аплодировали инженеру Мстиславу Лосю и красноармейцу Алексею Гусеву, отважившимся отправиться на Марс. Это было фантастикой. Но жил реальный Лось, разработавший космический корабль-аэроплан, - наш соотечественник Фридрих Артурович Цандер, последователь идей Циолковского. Другой инженер, Юрий Васильевич Кондратюк, теоретик космонавтики, обдумывал труд "Тем, кто будет читать, чтобы строить". Но Сергей Королёв еще не читал ни Циолковского, ни Цандера, ничего не слышал о Кондратюке. Они войдут в его жизнь позднее.

Пока после окончания школы Сергей работал плотником, крыл крыши черепицей, позднее стал за станок, на производство. Трудовой стаж Главного конструктора начался с шестнадцати лет. "Я буду строителем... но только самолетов", - говорил в те годы Королёв. Мария Николаевна в душе противилась увлечению сына, выражая опасения по поводу опасности избираемого им жизненного пути. Рассудительный отчим напротив спокойно относился к нему. В отчиме Сергей находил поддержку своим устремлениям.

Сергей мечтал об учебе в Военно-воздушной академии в Москве. Но туда принимались лица, отслужившие в Красной Армии и достигшие 18 лет. Сергею могла помочь справка из Одесского Губотдела ОАВУК о представлении в авиационно-технический отдел проекта сконструированного им безмоторного самолета К-5, которую вместе с ходатайством за сына привезла руководству академии Мария Николаевна. Однако неопределенность с приемом в московскую академию оставалась. И Сергей решил поступить в Киевский политехнический институт, где в это время предполагалось начать подготовку авиационных инженеров на механическом факультете.

Среди студентов механического факультета Сергей считался одним из самых молодых и образованных. Одновременно он работал, и кем только не был в эти годы: и разносчиком газет, и грузчиком, и столяром, и кровельщиком. Но все же еле сводил концы с концами. В письме к матери в Одессу Сергей писал: "Встаю рано утром, часов в пять. Бегу в редакцию, забираю газеты, а потом бегу на Соломенку, разношу. Так вот и зарабатываю восемь карбованцев. И думаю даже снять угол".

В институте существовал планерный кружок. За его работой следили и помогали многие видные ученые, преподававшие в КПИ. Сергей Королев стал его членом. Трудился он, как и все много и увлеченно. Часто по ночам. Спал Королёв порой прямо в мастерской на стружках. Он любил работать и слыл мастером на все руки. После него никогда и ничего не переделывали. Планеры, построенные в институтских мастерских, участвовали в международных соревнованиях, получая самые высокие оценки. У кружковцев при этом существовало правило: кто строил планер, тот и летал на нем.

Был построен учебный планер КПИР-3, в него вложил долю своего труда и Королев. Сергей летал на нем. Один из полетов едва не стоил ему жизни. На границе площадки - пустыре, где испытывались планеры, из кучи мусора торчала водопроводная труба. Сергей не заметил и посадил планер на нее. Удар оказался достаточно сильным и Королев на какое-то время потерял сознание.

В 1926 году, отучившись два года в КПИ, Сергей Королёв перевелся в Москву в специальную вечернюю группу по аэромеханике МВТУ. Днем работал то в КБ, то на авиационном заводе, вечером учился. К этому времени переехали в Москву мать с отчимом. Королёв стремился в авиацию. Едва поступив в МВТУ, Сергей сразу же включился в работу студенческого кружка АКНЕЖ - Академический кружок имени Николая Егоровича Жуковского. С лекциями в нем выступали инженеры, ученые.

В январе 1927 года в районе Горок Ленинских состоялось торжественное открытие Московской планерной школы. Ее курсантом стал и Сергей Королев. Он много и охотно летал, осваивая новые типы планеров. В марте 1927 года Сергей с отличием окончил планерную школу. С особенным нетерпением Сергей Королёв ждал лекций авиационного конструктора Андрея Николаевича Туполева, чьи самолеты к тому времени уже бороздили небо. Он читал студентам курс по самолетостроению.

В мае 1927 года на международной выставке межпланетных аппаратов Сергей впервые познакомился с работами Цандера и брошюрой Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Книги, чертежи, схемы, кустарные модели - все, что демонстрировалось на выставке, запало в сознание Королёва. Он стал более пристально относиться к ракетам и полетам в космос.

Производственную практику студент выпускного курса МВТУ Королёв проходил в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в Конструкторском бюро Туполева. В это время он уже работал на авиационном заводе в Филях. Одновременно готовил дипломный проект, решив сконструировать легкомоторный двухместный самолет СК-4.

Проект самолета СК-4, рассчитанного на рекордную дальность полета, оказался оригинальным, продуманным до мелочей и проработанным на уровне зрелого специалиста. Руководителем проекта стал сам Туполев, подписав его с первого предъявления. Такого в практике студентов не случалось. Строгость и скрупулезность конструктора были известны. Одобренный Туполевым проект одномоторного двухместного самолета СК-4 затем был построен и испытан.

В сентябре 1929 года Сергей Королев и его коллега Сергей Люшин предъявили на VI Всесоюзные планерные состязания в Коктебеле необычный планер, примерно на 50-90 килограммов тяжелее собратьев. В то время считалось, что чем меньше планер, тем лучше. Пробный полет на "Коктебеле" совершил К.К.Арцеулов, доложив членам технической комиссии: "Планер удачно сбалансирован. Хорошо слушается рулей. Можно допустить к полетам". На планере "Коктебель" двадцатидвухлетний Королев установил рекорд парения. Он парил в воздухе более четырех часов.

В октябре 1930 года на Всесоюзном слете планеристов Королёв выступил с новым планером СК-3, названным им "Красная звезда". Нагрузка на квадратный метр у него была большей, чем у "Коктебеля", - 22,5 килограммов. Данные планера были настолько необычными, что ставилась под сомнение возможность самого парения в воздухе. Однако именно на нем впервые в истории авиации летчик-испытатель В.А.Степанченок - опытный летчик-планерист в свободном полете совершил знаменитую петлю Нестерова. Королёв на состязаниях не присутствовал, так как заболел тифом. В результате осложнения у него появились сильные головные боли, потребовалась операция по трепанации черепа. Она прошла успешно, но осталась тяжелым испытанием для Сергея. После болезни организм Королева оказался настолько ослабленным, что ему пришлось на несколько месяцев оставить работу. Но едва стало легче, Сергей с увлечением принялся читать труд Циолковского "Реактивный аэроплан".

До учебы в Киеве, в Одессе, Королёв познакомился со своей будущей супругой - Ксенией Винцентини. Он старался сделать все, чтобы она стала его девушкой: и вверх ногами вокруг нее ходил, и под баржей в море проплывал, и даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках. Все это произвело на Ксению необходимое впечатление. Уезжая учиться на авиационное отделение Киевского политехнического института, Королев сделал ей предложение. Она ответила, что, хотя и любит его, выходить замуж не собирается до тех пор, пока не выучится, чтобы зарабатывать самостоятельно.

Он учился в Киеве, потом в МВТУ в Москве, а она в Харькове, на врача. После института Ксению распределили работать в Донбасс. Бывая там, Королев вновь пытается добиться согласия на брак. В августе 1931 года она стала его женой, и он увез ее в Москву. Однако верностью в браке Сергей не отличался. Похождения мужа довели Ксению до того, что все свои чувства весной 1948 года она вылила в письме матери Королева: "Всю историю нашей любви вы знаете хорошо. Много горя еще до 38-го года (год ареста Королева. - Авт.) пришлось мне пережить, и, несмотря на оставшееся чувство привязанности и какой-то любви к С., я твердо решила… оставить его для продолжения им жизни под его любимым лозунгом "Дайте каждому жить, как ему хочется…" Позже они развелись.

Второй женой Королёва стала переводчица Нина Ивановна, работавшая в его конструкторском бюро.

Дочь Сергея Королёва и Ксенияи Винцентини - Наташа, находившаяся под влиянием матери, узнала об изменах папы в 12 лет. Трещина между дочерью и отцом осталась на всю жизнь. По свидетельству летописца космической эры Ярослава Голованова, когда Королев позже звонил ей с Байконура, чтобы поздравить с днем рождения, она бросала трубку. Он сидел и плакал.

Но пока Королёва по-прежнему интересовала авиация, стремление найти средства летать выше, быстрее, дальше вплотную подвели его к мысли заняться исследованием возможностей реактивного движения. Он был согласен с Циолковским: "За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных, или аэропланов стратосферы".

В марте 1931 года Сергей Королёв вернулся на работу в ЦАГИ, совмещая работу в Группе изучения реактивного движения (ГИРД). Она была создана в августе 1931 года при Бюро воздушной техники Центрального совета Осоавиахима (ДОСААФ) в год 75-летия со дня рождения Циолковского. ГИРД стал тем центром, куда стекались все интересующиеся ракетной техникой. Руководителем ее был назначен Цандер, сыгравший важную роль в разработке теоретических и практических вопросов космоплавания. Технический совет возглавил Королёв. Возраст сотрудников, за небольшим исключением, не превышал двадцати пяти лет. Размещался ГИРД в заброшенном подвале в доме 19 на Садово-Спасской улице.

Мысль о создании реактивных двигателей волновала в те годы многие умы и за пределами СССР. Но первый, основной толчок дал Константин Эдуардович Циолковский, именно ему принадлежит идея рождения реактивного двигателя, работающего на жидком топливе. В 1920-х годах работы в этом направлении вели немецкий ученый Оберт, американский профессор Годдард и другие.

Работа гирдовцев увенчалась успехом. 17 августа 1933 года на Подмосковном полигоне Нахабино в небо умчалась первая советская ракета ГИРД-09 конструкции М.К.Тихонравова на жидком топливе. Ракета поднялась на высоту 400 метров, продолжительность полета составила 18 секунд. Но эта удача заставила гирдовцев окончательно поверить в свои силы. К сожалению, Цандер, который был душой всего дела, старт ракеты так и не увидел. Незадолго до этого 28 марта его не стало, он скончался от тифа, находясь на отдыхе в Кисловодске. Специальным постановлением ЦС Осоавиахима присвоил ГИРДу имя Ф.А.Цандера.

В 1933 году сбылась мечта энтузиастов ракетного дела о создании единого ракетного центра. Отсекая все бюрократические препоны, по личному приказу Тухачевского, с глубоким пониманием относившегося к принципиально новым работам, ГИРД и ленинградская Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Начальником института был назначен И.Т.Клейменов (начальник ГДЛ), его заместителем по научной работе – Сергей Королёв. Ему присвоили должностное звание дивизионного инженера (по современным понятиям - звание генерал-лейтенанта технических войск).

В это же время Королёв и Тихонравов были удостоены высшей наградой оборонного общества - знаком "За активную оборонную работу".

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Королёва "Ракетный полет в стратосфере". "Ракета является очень серьезным оружием", - предупреждал автор в своей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович послал Циолковскому. Вскоре в Осоавиахим пришло письмо от Циолковского с отзывом на труд Королева: "Книга разумная, содержательная и полезная". Ученый лишь сетовал, что автор не сообщил своего адреса и лишил его возможности лично поблагодарить за книгу.

Королёв мечтал вплотную заняться ракетопланом, но его задуманному тогда не суждено было осуществиться. Не все шло гладко во вновь созданном институте. Выявились разногласия относительно первостепенных задач Ракетного института между Клейменовым и Королёвым, в результате которых Королёва сместили на рядовую должность старшего инженера. Осенью 1937 года, волна репрессий и произвола, захлестнувшая страну, докатилась и до РНИИ.

Был расстрелян Тухачевский и арестован Туполев, который оказался в закрытом ЦКБ, где работали и другие "враги народа" - знаменитые в авиационном мире конструкторы В.М.Мясищев, В.М.Петляков, Р.Л.Бартини и другие. В Москве, на улице Радио, для них переоборудовали в тюрьму семиэтажное здание ЦАГИ, выделив комнаты для жилья и конструкторской работы. Специалисты здесь работали не за страх, а за совесть, понимая - дело их необходимо стране, и свято веря, что скоро разберутся и убедятся в их невиновности.

25 сентября 1938 года Королев был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой категории, это значит, что рекомендуемая органами НКВД мера наказания - расстрел. Список был завизирован лично Сталиным, тем самым расстрельный приговор был практически утвержден. Но это было время перемен в руководстве НКВД и репрессии уже снизили свой размах. Поэтому судебные решения не так слепо следовали рекомендациям НКВД.

Свидетельствовал генерал-лейтенант Тюлин, близкий друг, не раз беседовавший с Королёвым в экспедициях: "Когда по доносу арестовали В.Глушко - впоследствии академика, одного из создателей советской космонавтики, и объявили врагом народа, Королев публично заявил, что не может поверить, будто Глушко враг народа. Тогда и его самого забрали через несколько дней".

Королёв был арестован 27 июня 1938 года и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. Он год провёл в Бутырской тюрьме, на допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсть. Также он получил сотрясение мозга. 21 апреля 1939 года Королёв попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых "общих работах". 2 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага. В Гулаге инженер, знавший Королёва по Московской спецтюрьме, описывал его как "циника и пессимиста", повторявшего: "Мы все исчезнем без следа". Но он был ракетчик, и он был нужен. Когда на Колыму пришел вызов - отправить его на "Большую землю", он поспешил на пристань. Однако к тому времени последний пароход ушел. Вскоре корабль тот затонул, и Королев год ждал, когда начнется навигация.

В Москву Королёв снова попал 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично и направлен на новое место заключения - в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством Туполева, также заключённого, принимал участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

Работал Сергей Павлович, по воспоминаниям "сокамерников" неистово и быстро. Он участвовал в строительстве пикирующего бомбардировщика под руководством Туполева. Здесь в ЦКБ встретил он начало войны, эвакуировавшись затем вместе со всеми в Омск. Королев просился летчиком на фронт, но Туполев, к тому времени уже освобожденный из заключения, еще лучше узнавший и оценивший его, не отпустил, сказав: "А кто будет строить самолеты?".

Вскоре Королёва назначили заместителем начальника сборочного цеха по Ту-2. Но мысль о создании реактивного самолета не покидала его. Он еще не знал, что в феврале 1940 года в стране прошли летные испытания первого ракетного планера с жидкостным ракетным двигателем. Он был ведом самолетом-буксировщиком, но это был очень важный факт и первый шаг в развитии реактивной авиации. До этого полета подобного опыта мировая практика еще не знала, а в 1942 году был поднят первый самолет с реактивным двигателем. Пилотировал его летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи.

Королёв вышел на свободу в 1944 году со снятием судимости. Об этом свидетельствует выписка из Протокола заседания Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944 года. 13 мая 1946 года было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 года в Германии, в единый научно-исследовательский институт "Нордхаузен", главным инженером-техническим руководителем которого был назначен Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 километров.

Свои письма дочери он подписывал: "Твой друг Сергей", а статьи - "профессор К.Сергеев". В 1950-е годы о его месте работы в справочнике Академии наук было сказано: "п/я 651".

В 1952 году, после снятия судимости и получения ордена, Королёв подал заявление в кандидаты партии. На бюро райкома его принимают со скрипом (6 - за, 5 - против): все же бывший враг народа. 30 мая 1955 года Королев написал в Военную Прокуратуру: "Прошу пересмотреть мое дело и полностью меня реабилитировать, так как я ни в какой антисоветской организации не состоял...". Ответ пришлось ждать два года: реабилитация пришла лишь весной 1957 года, за несколько месяцев до запуска спутника. Однако до конца свободным он себя никогда не ощущал. "Самое трагичное в том, что они они не понимают, как много общего между жизнью в Гулаге и на свободе, в "большой зоне". Я ведь засекречен, так что захотят - хлопнут без некролога. Другой раз проснешься, лежишь и думаешь: дадут команду, и те же охранники ворвутся в комнату и заорут: "А ну, падло, на выход, с вещами!" - из воспоминаний Озерова, бывшего с Корлевым в Гулаге, затем - на свободе.

Первой задачей, поставленной правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 километров. В 1948 году Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдает ее на вооружение. Эта ракета отличалась от немецкой значительно большей надежностью.

Параллельно Королёв вел разработку новой баллистической ракеты Р-2 с дальностью полета 600 километров.

Ракета Р-2 имела несущий бак горючего, более удобную для эксплуатации компоновку и, самое главное, отделяющуюся в полете боевую головную часть. Кроме этого, ракетная двигательная установка была существенно доработана с целью увеличения ее тяги, а система автономного управления обладала вдвое большей точностью стрельбы. Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь на год позднее ракеты Р-1.

Совместно с практическими работами над ракетным оружием в НИИ-88 под научным руководством Королёва были начаты широкомасштабные проектно-экспериментальные исследования по темам H-I, Н-2, Н-3 с целью создания научно-технического задела для разработки качественно новых ракет.

По теме Н-1 проводились экспериментально-теоретические исследования основных технических проблем, связанных с реализацией проекта ракеты Р-3, имеющей дальность полета 3000 километров: необходимо было обеспечить устойчивость полета ракеты бесстабилизаторной (аэродинамически неустойчивой) схемы и получить данные о поведении кипящего жидкого кислорода в термонеизолированном несущем баке окислителя в процессе движения на активном участке траектории при повышенных внешних теплопотоках в массу жидкого кислорода. На основе конструктивных решении ракеты Р-2 с использованием ее форсированного двигателя была создана одноступенчатая экспериментальная БР Р-ЗА бесстабилизаторной схемы с дальностью полета 1200 километров. Успешные летные испытания данной ракеты дали основание Министерству обороны принять ее на вооружение в 1956 году с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.

По теме Н-2 были выполнены исследования возможности и целесообразности создания баллистических ракет, работающих на стабильных компонентах топлива (при использовании в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота). В результате была подтверждена возможность создания таких ракет и выполнен эскизный проект первой отечественной БР Р-11 с дальностью полета 250 км и стартовой массой вдвое меньшей, чем у Р-1. Однако с учетом экологической токсичности азотных окислов и меньших энергетических характеристик стабильного жидкого топлива по сравнению с топливом на основе жидкого кислорода и керосина, а также возникших тогда серьезных проблем с разработкой ракетных двигателей с необходимой тягой (большей 8 г), устойчиво работающих на этих компонентах топлива, было признано целесообразным применять азотнокислотный окислитель с окислами азота для БР со сравнительно малой дальностью полета. При создании же ракет с большей дальностью полета, и особенно межконтинентальных, было рекомендовано в качестве окислителя использовать жидкий кислород. Этому направлению развития ракетной техники Сергей Павлович оказался верен на протяжении всей своей творческой деятельности.

Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и Королев блестяще решил указанную задачу, применив только что созданный для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А.М.Исаева и впервые использовав жидкостный аккумулятор давления для подачи топлива в камеру сгорания.

На основе Р-11 Королёв разработал и сдал на вооружение в 1957 году стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения были более чем серьезные, так как делалась новая система управления и прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы при довольно сильном волнении моря из надводного положения. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в СКБ-385, откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора В.П.Макеева вместе с квалифицированными проектантами и конструкторами, заложив тем самым основу для создания уникального центра по разработке баллистических ракет морского базирования.

В НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством Королева с целью определения облика и параметров межконтинентальных ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решении.

Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу, связанную с созданием первой двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и в настоящее время удивляет своими оригинальными конструктивными решениями, простотой исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила первый успешный полет в августе 1957 года.

В результате исследовании по теме Т-2 была показана возможность разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была чисто ракетной и выводила вторую ступень - крылатую ракету на высоту 23-25 километров. Крылатая ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью 3 М и наводилась на цель с помощью астронавигационной системы управления.

В дальнейшем Королёв разработал более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя используется переохлажденный жидкий кислород) и сдал ее (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 году. Позже параллельно с работами над важными космическими системами Сергей Павлович начал первым в стране разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, Королёв, как сейчас видно, стремился к большему - к покорению космического пространства и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 году совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А и ее запуски на высоту до 100 километров, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 километров. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса - было произведено около семи десятков таких пусков. Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1955 году еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 Королёв, М.В.Келдыш, М.К.Тихонравов пришли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника. Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается Королёв. И уже 4 октября 1957 года Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества спутник.

Период, когда создавались космические летательные аппараты, относят к четвертому периоду деятельности Королёва с 1957 до преждевременной кончины в начале 1966 года. В этом периоде Королева отличала широта взглядов и неиссякаемая творческая энергия. Работать с Королёвым было трудно, но интересно. Работа шла днем и ночью.

Сергей Павлович не любил повторяться. Разрабатывая какую-то принципиально новую конструкцию, доведя ее до совершенства, он терял к ней интерес. Вместо того, чтобы затем в течение многих лет создавать варианты уже освоенного, он дарил все это коллективу родственной организации. И, если это было необходимо, переводил на новое предприятие и группу своих сотрудников.

Начинали большое дело практически на пустом месте. И, тем не менее, за десяток лет были разработаны: системы ориентации для фотографирования обратной стороны Луны, ориентации и коррекции траекторий полета "Марсов", "Венер" и "Зондов". Разработаны автоматические и ручные системы управления для пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и другое. Увлеченность Сергея Павловича как бы по цепочке передавалась всем участникам, от ученых до рядовых рабочих и невозможное становилось возможным.

Королёв видел облик космической техники через многие годы. Совещания Сергей Павлович проводил в своеобразной манере, давая высказаться всем желающим и ведя самым тщательным образом протокол "для себя". По завершении он благодарил всех присутствующих, говорил, что услышал много интересного, но надо подумать. Решение, которое принималось иногда через некоторое время, не обязательно совпадало с мнением большинства, часто Сергей Павлович смотрел на проблему шире соратников, учитывал то, что выходило далеко за рамки возглавляемой им организации. Наметив очередную цель, Королев обладал способностью вселить во всех участников работы уверенность в скором успехе, воодушевить их на, казалось бы, немыслимые дела. Он умел создать атмосферу, в которой люди "выкладывались" полностью, делали все, чтобы приблизить победу.

Организовав работу, Королёв двигался к цели, сметая препятствия, поддерживая уверенность в конечном успехе, концентрируя силы на главном направлении. Тематику, связанную с пилотируемыми полетами, Королев не передавал никому. Это было, с одной стороны, связано с особой ответственностью пилотируемых полетов, с другой, - давними и стойкими симпатиями Сергея Павловича - он не раз с сожалением говорил, что возраст и здоровье не позволяют ему самому слетать в космос. Все, связанное с работой космонавтов, Королёв вел непосредственно сам и контролировал самым тщательным образом.

Б.В.Раушенбах о писал о Королёве: "Работать с Королёвым было трудно, но интересно. Повышенная требовательность, короткие сроки и новизна... Он всегда до тонкостей хотел знать проблемы, которые решали его сотрудники, докладывая ему тот или иной вопрос, я нередко слышал: "Не понял, повторите". Это "не понял" не каждый руководитель мог бы себе позволить, боясь уронить свой авторитет в глазах подчиненного. Но подобные человеческие слабости были совершенно чужды Сергею Павловичу. Все наши проекты находили воплощение в ракетной технике, в первую очередь, благодаря С.П., которого никто и ничто не могло остановить, если что-то было ему нужно для дела. Королёв говорил, что всегда ждал подтверждающего голоса интуиции, "как третьего звонка"... Как часто он, полагаясь на интуицию, решал спорные вопросы и никогда не ошибался! Он никаким ученым не был. Еще пишут, что он был великий инженер, - это абсолютная чепуха... потому что он мало чем занимался: нет ни одной теоремы Королёва, ни одной формулы Королёва, Но он обладал и ещё одним удивительным свойством - при недостатке информации всё-таки принимать верное решение... Опять потрясающее чутье, которое его никогда не подводило. Такое дело, каким руководил он, можно было вести только с характером Королёва - характером полководца. Сергей Павлович был великолепным психологом, не предвзято, не однобоко подходя к человеку. Не делил на "беленьких" и "черненьких", видел людей со всеми их "полосочками" и "крапушками". Это помогало ему в полной мере использовать свой талант вожака, он умел заражать своим настроением окружающих: энтузиазмом, спешкой или, наоборот, спокойствием; словом, тем, что он в этот момент считал нужным для дела. Считаю, что главным у Королёва было не то, что он что-то придумал или изобрёл. Я в своё время долго размышлял о Королёве и всех тех людях, которые действительно совершили крупные открытия, я бы сказал, открытия общемирового значения, и думал, как их назвать одним словом: великий ученый, великий инженер? Все это ерунда. Великих ученых много, много и великих инженеров. А эти люди были явлениями уникальными. И я, повторяю, не придумал лучшего слова, чем полководец".

Еще до старта первого искусственного спутника Земли под руководством Королева шла разработка проектов межпланетных станций, спутников народнохозяйственного назначения, пилотируемых кораблей. В январе 1959 года в сторону Луны стартовала первая ракета, в том же году на поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением герба Советского Союза и получены фотографии ее обратной стороны. В 1966 году, менее чем через месяц после кончины Королева, на поверхность Луны совершил мягкую посадку космический аппарат - последняя работа Королева по программе изучения Луны. Высшим достижением Королёва в области изучения дальнего космоса были полеты кораблей к Марсу и Венере, доставка на поверхность Марса вымпела с гербом Советского Союза.

Спутник "Молния-1" стал примером решения сложной и нужной задачи - обеспечения радиотелеграфной, радиотелефонной и телевизионной связи на дальние расстояния, в частности Москвы с Дальним Востоком.

Но вершиной творчества Королёва справедливо считаются пилотируемые полеты в космос. 12 апреля 1961 года стартовал корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту.

Самого Королёва при жизни как бы не было. Только после его смерти было разрешено о нем говорить, писать и помнить. Он был человеком-невидимкой - без имени, биографии, без выражения лица и привычек, без двух монеток по копеечке, которые Королев всегда носил в кармане пальто, - детский странный талисман. Даже когда Королёв был жив, у скептиков было достаточно оснований сомневаться в его реальности. Тайна, за которой скрывался этот человек, напоминала нечто фантастическое.

Он взвалил на себя нелегкую ношу. Природа наградила его аналитическим умом, умением увлечь и повести за собой других. Злые языки, правда, всегда наводили тень на плетень, уверяя, что Королёв - один из многих таких же. Но злые языки были не правы: он выделялся среди других и дерзостью, и талантом, и умением смотреть в завтрашний день. И трудился он много больше других, потому что брал на себя и чужую ношу. Он прожил мифологическую жизнь, практически надорвав свое здоровье.

Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него были обнаружены атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема легких и нарушение обмена веществ.

Он погиб на операционном столе. Когда Королёва положили в Кремлевскую больницу, операцию поручили делать немолодому профессору Петровскому. Можно было положить Королева в зарубежную клинику, как было в случае с Черненко, но ведь Королев был секретным ученым. Профессор Голяковский, живущий в Нью-Йорке, в прошлом московский врач, вспоминал об этом в своей книге "Русский доктор": "Положили Королёва на операционный стол и, начав операцию, обнаружили, что диагноз был ложный. А операция продолжалась. Когда больному стало плохо, срочно вызвали известного хирурга Вишневского. Тот осмотрел умиравшего Королева и мрачно пробормотал: "На трупах не оперирую".

Остановить кровотечение во время операции, удалив полипы, Петровскому не удалось. Им было принято решение о вскрытии брюшной полости. Когда врачи стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома - злокачественная опухоль. Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. В связи с травмой, полученной в ссылке (следователь ударил Сергея Павловича графином по скуле), ему не могли ввести дыхательную трубку в горло. Смерть Королева наступила 14 января 1966 года от сердечной недостаточности. Ему было 59 лет.

Похороны состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом Сергея Королёва была захоронена в Кремлёвской стене.

Как знак признания заслуг Королёва были установлены памятники на родине в Житомире, в Москве, где жил, в Подмосковье, где строил ракеты и корабли, на космодроме, откуда прокладывал дороги во Вселенную. Его имя носят Куйбышевский авиационный институт, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид. В ознаменование заслуг Королёва в исследовании Луны мировая астрономическая общественность присвоила его имя одному из крупных кольцеобразных горных образований на Луне - талассоиду.

О Сергее Королёве был снят документальный фильм "Достучаться до небес".

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованная литература:

Академик С.П.Королёв. Ученый. Инженер. Человек: Творческий портрет по вос-поминаниям современников: Сб. статей / Под ред.А.Ю.Ишлинского. - М., 1986.
Апенченко О.. Сергей Королев. - М.,1968.
Асташенков П.Т. Королев. - М., 1969.
Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко. - М., 1985.
Космонавтика СССР: Сб. / Сост. Л.Н.Гильберг, А.А.Еременко; Гл.ред. Ю.А.Мозжорин. - М., 1986.
Пионеры ракетной техники: Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк: Научные труды. - М., 1959.
Раушенбах Б. Ученый, конструктор, организатор. К 75-летию С.П.Королева. - Крылья Родины., 1982.
Ребров М.Ф. Сергей Павлович Королёв. Жизнь и необыкновенная судьба. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Романов А. Королев. - М., "Молодая гвардия", ЖЗЛ, 1996.
Александр ХАРЬКОВСКИЙ: «Сергей Королев – через тернии к заездам»
Материалы сайта о С.П.Королеве
Материалы Википедии

Наташа Королева (настоящее имя – Наталья Владимировна Порывай) – поп-певица, получившая всенародную любовь после выхода альбома «Желтые тюльпаны», записанного совместного с Игорем Николаевым . Среди ее песен – такие хиты, как «Маленькая страна», «Чуть-чуть не считается», «Синие лебеди» и десятки других лиричных баллад и зажигательных танцевальных композиций.

Детство Наташи Королевой

Наташа Порывай, появившаяся на свет в Киеве, росла в семье творческой: папа девочки был хормейстером, а мама, заслуженная артистка Украины Людмила Порывай, дирижировала в хоровой капелле «Светоч». Старшая на 5 лет сестра Ирина была музыкально одаренным ребенком и впоследствии выступала сольно под псевдонимом Руся. Неудивительно, что уже в 3 года Наташа Порывай дебютировала на сцене вместе с Большим хором радио и телевидения Украины, исполнив песню «Крейсер Аврора».


В 7 лет девочку записали в музыкальную школу на класс фортепиано и, параллельно, в хореографическую студию имени Григория Верёвки. Важным событием, предопределившим судьбу малышки, стало знакомство с композитором Владимиром Быстряковым, который взял одаренную Наташу под крыло. В 12 лет она начала выступать с его песнями («Куда уехал цирк», «Мир чудес»), благодаря чему быстро стала звездой всех городских праздников: детские утренники, правительственные съезды, новогодние огоньки, дни города – каждое событие сопровождал чистый голосок Наташи Порывай. В 1987 году девушка стала дипломанткой конкурса народной музыки «Золотой камертон».


В том же году Наташа впервые выступила на телевидении, в программе «Шире круг», (своеобразном прототипе шоу «Минута славы»), подарившей путёвку к известности многим начинающим исполнителям: Дмитрию Маликову , Леониду Агутину , группе «Секрет»… Но по-настоящему знаковым событием для юной певицы стало выступление на вокальном конкурсе в Евпатории. Она не заняла призовых мест, однако обратила на себя внимание Эльвиры, помощницы известного московского телепродюсера Марты Могилевской. Наташа отдала женщине кассету с собственным материалом, не зная, что впоследствии этот поступок сыграет огромную роль в ее жизни.

Наташа Королева в передаче «Шире круг» (1986 год)

Прошло какое-то время, но весточек из Москвы не приходило, и Наташа продолжала строить карьеру в родной Украине, поступив в Киевское эстрадно-цирковое училище на специальность «Эстрадный вокал». Летом 1989 года она отправилась на гастроли в Штаты.


Голосистая девушка произвела сильное впечатление на американских педагогов вокала, которые предложили ей стать студенткой Истменовской школы музыки при престижном университете Рочестера. Но Наташа, с которой к тому времени связались представители Марты Могилевской, отвергла это заманчивое предложение и отправилась покорять Москву.

Кастинг Наташи Королевой

Расцвет карьеры Наташи Королевой. «Дельфин и русалка»

Осенью 1989 года Марта Могилевская посоветовала Игорю Николаеву, бывшему аранжировщику Аллы Пугачевой и начинающему певцу, пребывавшему в творческом ступоре, найти подходящую девушку для совместной записи. Выбор пал на Наташу по двум причинам: во-первых, ее вокальные данные были на порядок выше, чем у остальных претенденток, во-вторых, невысокая девушка идеально смотрелась рядом с 172-сантиметровым певцом.


При первой встрече Игорь довольно скептически отнесся к этой затее: 16-летняя пухлая «хохлушка» не походила на эффектную поп-диву, к тому же она стеснялась певца, который казался ей царем и богом от музыки. Тем не менее, после прослушивания он был приятно удивлен и вскоре написал для юной протеже песню «Желтые тюльпаны», которая стала заглавной песней одноименного альбома, увидевшего свет в 1990 году. На обложке пластинки была надпись: «Наташа Королева поет песни Игоря Николаева».


Наташа Порывай превратилась в Королёву вполне закономерным образом: псевдоним придумал Николаев, который был уверен, что зрители не сумеют запомнить фамилию «Порывай», да и звучит она как-то плебейски, другое дело – гордая, внушительная «Королёва».


После выхода альбома популярность Наташи Королевой начала буквально зашкаливать. «Желтые тюльпаны» вывели девушку в финал главного музыкального конкурса страны – «Песни года». Стадионы и концертные площадки были переполнены, поклонники охапками несли любимой артистке желтые тюльпаны, а когда сломавшая ногу Наташа взяла небольшой тайм-аут, почитатели ее творчества просили вынести загипсованную девушку на сцену.

«Песня года-1990»: Наташа Королева – «Желтые тюльпаны»

В 1991 году Наташа Королева закончила эстрадно-цирковое училище. В 1992 году свет увидела пластинка «Дельфин и русалка», и творческий тандем Игоря и Наташи отправился в грандиозный гастрольный тур по городам России с одноименной программой, за следующие три года покорившей не только отдаленные уголки нашей родины, но и крупные города США, Израиля и Германии.


В 1994 году певица выпустила уже сольный альбом под названием «Поклонник» (музыка и тексты по-прежнему были заслугой Игоря Николаева). Однако ей пришлось завоевывать доверие слушателей, которые не хотели верить в конец «Дельфина и Русалки» и признавать Наташу независимой творческой единицей. Благодаря долгой упорной работе певица смогла вернуть расположение публики. Например, весной 1995 года она провела три благотворительных концерта на Дальнем Востоке в знак поддержки пострадавших от разрушительного землетрясения на Сахалине.


В 1995 году вышел второй исключительно сольный альбом Королёвой, «Конфетти», состоявший из одиннадцати песен. Среди них была и композиция «Маленькая страна», вскоре покорившая федеральный теле- и радиоэфир, превратившись в бессмертный шлягер для детей и взрослых, продолжающих верить в сказку.

Наташа Королёва: «Я случайный человек в шоу-бизнесе»

В это время Наташа Королева дебютировала в качестве актрисы в мюзикле «Старые песни о главном», где сыграла дочь председателя и вместе с Ладой Дэнс и Алёной Апиной исполнила песню «Вот кто-то с горочки спустился». По прошествии времени она появилась в следующих трех частях музыкальной киноленты: во второй она спародировала образ героини Светланы Светличной из «Бриллиантовой руки», в третьей спела дуэтом с Крисом Норманом, а в заключительной – с Александром Цекало .


В 1997 году Наташу утвердили на роль Мальвины в мюзикле «Новейшие приключения Буратино» (примечательно, что самого Буратино сыграла Кристина Орбакайте). В перерывах между съемками Наталья трудилась над новым материалом, и в декабре того же года поклонники Королёвой с ликованием приветствовали ее новый альбом – «Бриллианты слёз». Многие слушатели отметили, что Наташа изменилась как внешне, так и духовно – с обложки на покупателей лукаво смотрела уже не девочка, а вполне оформившаяся леди. Взрослее стала и лирика: на смену «маленькой стране» пришла «девочка, мечтающая о большой любви».


С новой программой она отправилась в мировое турне, во время которого ей рукоплескали зрительные залы Лондона, Нью-Йорка, Берлина и Афин, а в 1999 она снова отправилась на гастроли вместе с Игорем Николаевым и концертной программой «Самая родная».


В 2000 году Королева задумалась о профильном образовании и поступила на актерский факультет ГИТИСа, который закончила три года спустя

Новое творчество Наташи Королевой

В 2000 году союз Наташи Королевой и Игоря Николаева распался как в творческом плане, так и в личном. Певица лишилась поддержки любимого человека и помощи талантливого композитора. Вышедший вскоре после разрыва альбом «Сердце» обошелся без участия Николаева. Наталье помогали композитор Александр Коновалов и песенник Владимир Вулых – они-то и написали знаковую композицию «Было или не было».


В 2002 году певица выпустила сборник лучших хитов, озаглавленный «Осколки прошлого». В него вошли 14 хитов Королёвой, а также новая песня «Чуть-чуть не считается». «Что стало теперь со мной? А жизнь продолжается», – разносилось из каждого радио страны.

Наташа Королева – «Чуть-чуть не считается»

Следующий альбом Наташи Королевой был записан совместно с ее новым избранником Сергеем Глушко , также известным под псевдонимом Тарзан. Пластинка называлась «Веришь или нет». Три года спустя пара представила еще одну совместную работу под названием «Рай там, где ты». Одноименный альбом вышел при поддержке ювелирного дома «Кристалл мечты», лицом которого Наташа являлась с августа 2006.


В 2008 году Наташу пригласили на шоу «Танцы со звездами», поставив певицу в пару с хореографом Евгением Папунаишвили. За короткий срок Королевой пришлось разучить множество сложных танцевальных па, однако усилия были вознаграждены лишь третьим призовым местом.

«Танцы со звездами»: Наташа Королева и Евгений Папунаишвили

А в следующем году Наташа представила свой писательский дебют, во многом автобиографичный роман «Мужской стриптиз». На этом эксперименты певицы не прекратились: вскоре она стала владелицей салона красоты, который так и назывался – «Салон красоты Наташи Королевой».


Летом 2010 года певица вместе с Олегом Газмановым отправилась на фестиваль русской культуры в Германии. Все средства от продажи билетов на концерт звезды перечислили в благотворительный фонд Красного креста. В ноябре 2013 года звезда сообщила о прекращении гастрольной деятельности.


С 2012 по 2014 год Наташа вместе с мамой, Людмилой Порывай, вела передачу «Время обедать» На Первом канале. В рамках шоу сравнивалась домашняя и ресторанная кухни – обычные домохозяйки бросали вызов профессиональным шеф-поварам.


Личная жизнь Наташи Королевой: меж дельфином и стриптизером

Нельзя сказать, что между Наташей Королевой и Игорем Николаевым с первого взгляда обнаружилась так называемая «природная химия». Однако во время работы над программой «Дельфин и Русалка» мужчина проникся к девушке симпатией, которая крепла с каждым днем, превращаясь в нечто более интимное, вдохновлявшее его на создание мелодичных, немного грустных баллад.


Знакомые Наташи замечали, что та, хоть и отчаянно отрицала это, тоже влюблялась в Николаева: с открытым ртом ловила каждое его слово, копировала жесты и манеру речи. Они начали жить вместе, но воспитанная в строгости Наташа сразу поставила певца перед фактом: никакого гражданского брака, только узаконенные отношения: «Я была очень строгих правил и полагала, что все должно быть только после свадьбы. Правда, теперь я поменяла свое мнение – считаю, что надо сначала проверить партнера, а потом выходить за него замуж... Когда я поняла, что ухаживания Игоря заходят слишком далеко, я сказала: "Или официально, или никак". Ему пришлось задуматься...».


Все же музыкант не хотел огласки отношений, поэтому Наташе пришлось взять все в свои руки и сделать хитрый ход конем. Она вместе с родителями приехала домой к Николаеву и пригласила туда же сотрудников ЗАГСа – никаких застолий, пышных нарядов и колец, только штампы в паспорте.


В 2000 году Наташа Королева ушла от супруга. По словам певицы, причиной тому стали постоянные измены Николаева. Хотя расставание произошло без скандалов и сцен ревности, оба тяжело переживали этот разрыв.

В попытках отвлечься от гнетущей раны на сердце Наташа с головой погрузилась в работу. Для одного из выступлений она пригласила коллектив танцоров «оригинального жанра», проще говоря – стриптизеров. Среди них был и белокурый широкоплечий красавец Тарзан, которому предстояло обсудить с Наташей детали будущей оплаты.

Архип, первенец Наташи и Тарзана, родился в феврале 2002 года, а в августе 2003 влюбленные заключили брак официально. На этот раз все было по-настоящему: невеста облачилась в белое платье, шумную компанию гостей катал по Неве теплоход, в небо пускали голубей, а незамужние подруги Наташи ловили пышный букет невесты.


Публика восприняла новость неоднозначно. Не все смогли порадоваться счастью Наташи, упрекая ее за «разбитое сердце маэстро [Игоря Николаева]». Сам Тарзан прокомментировал ситуацию так: «Я у него Наташу не отбивал. Когда у нас завязывались отношения, она уже год жила отдельно, у него была своя жизнь. Как к творческому человеку, я к нему очень хорошо отношусь, мне нравятся его песни».


В 2008 году Игорь Николаев, несколько лет игнорировавший все творческие успехи девушки и называвший свою бывшую протеже исключительно по настоящей фамилии, сделал первый шаг навстречу примирению с экс-возлюбленной. Наташа приняла извинения, и с тех пор бывшие партнеры начали общаться как близкие друзья.


Через короткое время они вновь вместе вышли на сцену, чтобы порадовать преданных поклонников оригинальным исполнением «Дельфина и Русалки»; также Николаев написал для Наташи новую песню («Кристалл мечты»).

Наташа Королева и Александр Маршал – «Порочен я тобой»

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов . Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику . Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды . Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет , , Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва . Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.