Этот вопрос по сей день остается актуальным, так как заключение выносится по аналогии с заключением, вынесенным в первые годы Ислама, касательно возможности совершения намаза на вьючном животном или на корабле.Касательно этого вопроса в книгах по фикху имеются следующие риваяты.

Аляуддин ас-Самарканди в своей книге Тухфату’ль-Фукаха говорит следующее:

  • Существуют три вида намаза, которые можно совершать, сидя на животном.

a) Намазы фард : Разрешение совершать намазы фард верхом на животном имеет два условия:

  1. Находясь за городом (независимо от того, путник этот человек или просто, ищущий потерянную вещь).
  2. Если имеется какая-либо уважительная причина, являющаяся препятствием, чтобы спешиться (слезть с животного). Например, при вероятности возобновления и увеличения болей или заболевания, при угрозе опасности от врага или диких животных, в случае, если место стоянки грязное или болотистое.

В особенности, если человек в силах спешиться, должен совершить намаз стоя и жестами, без поклонов. Если же после спешивания он не может стоять на ногах, тогда должен совершать намаз сидя. Ну а если не может совершать намаза сидя, пусть спешится и сделает это жестами.

Как третье условие отмечено, что необходимо остановить животное, на котором едешь, и направить его к кыйбле. Таким образом, не следует откладывать фард намазы, не имея на то необходимости. И нужно избегать противоречащие намазу ситуации, дела.

Вдобавок к вышесказанному о фард намазах, совершаемых верхом, также имеются два важных момента.

Первое: если не имеется препятствующей уважительной причины, допускается совершение фард намаза, не останавливая движущееся животное, на котором едешь.

Второе: если имеется возможность, нужно направиться к кыйбле. В противном случае намаз не будет истинным.

Соответственно: человеку, вынужденному совершить намаз верхом, например, по причине угрозы врага, допускается не остановливать животное и не направляться к кыйбле. Также, начав намаз в таких обстаятельствах, то есть, произнеся начальный такбир (прославления Аллаха), не требуется соблюдение условия направления к кыйбле.

Но человеку, вынужденному совершить намаз верхом по причине нахождения в грязном и болотистом месте, необходимо животное, на котором он едет, остановить и по мере возможности направить к кыйбле.

b) Намазы ваджиб ; ситуация аналогична с фард намазами. Намазы, которые было обещано совершить (назир), не находясь верхом на животном; намазы, ставшие ваджибом из-за того, что были начаты как нафиль, находясь на земле, и не закончены; искупительные земные поклоны (саджда-и тиляват), являющиеся ваджибом, совершаемые на земле. Если все эти перечисленные случаи являются ваджибом для совершения верхом, то допускается выполнение их верхом на животном. Согласно мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), чтобы намаз витр стал ваджибом, необходимы эти два условия, а также для возможности совершения витр намаза верхом. По мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в случае отсутствия этих двух условий, по причине подтверждения суннатом, не дозволяется совершать намаз верхом на животном. Опять же по преданию Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), переданному Хашан б. Зиядом, не допускается совершение утреннего суннат намаза верхом людьми, не имеющими уважительной причины, позволяющей это сделать. Потому что суннат утреннего намаза близок к ваджибу, то есть суннат, подтвержденный в значении ваджиба.

c) Намазы нафиль . Эти намазы можно совершать верхом, находясь вне города, независимо от того имеется необходимость или нет . Совершать намаз нафиль верхом, находясь в городе, не допустимо. Но Имам Абу Йусуф (да смилостивится над ним Аллах) передает допустимость, поддерживая одобрение в данном вопросе.

  • Рассматривая вопрос о совершении намаза на корабле (судне), необходимо обратить внимание на два обстоятельства:

a) Если судно находится на причале в порту, намаз необходимо совершать так же, как и на земле по всем правилам, направившись к кыйбле и с кыямом, всеми поклонами (рукуг и саджда).

b) Когда судно находится в движении, необходимо уточнить время: в случае, если судно должно пристать к берегу, а время намаза не истечет, нужно дождаться схода на берег.

Несмотря на это, если человек не спустится на берег или же спуск невозможен, проблему можно рассмотреть в трех видах:

  1. Имеющий силы стоять на ногах совершает намаз по всем правилам. Каждый раз, как судно будет менять курс, отличный от направления кыйблы, мусульманин, совершающий намаз, должен будет по предположительному расчету направиться к кыйбле. Если человек не имеет сил, чтобы совершать намаз стоя, по мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), допустимо совершение сидя. Потому что многие люди по причине головокружения при движении судна не могут устоять на ногах. Обратив на этот момент внимание, Имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) для удобства людей дает устную фетву. А по мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в такой ситуации совершать намаз сидя является недопустимым.
  2. Не имея сил стоять, человек может совершать намаз сидя, но со всеми поклонами (рукуг и саджда). Это допустимо. Но в данной ситуации не допускается совершать намаз жестами. В случае отсутствия уважительной причины, необходимо направиться к кыйбле.
  3. Не имея сил стоять и сидеть для совершения намаза, выполняется жестами.

После всех этих случаев, причин и условий, можно судить о совершении намаза в автомобиле. Известно, что осторожность, предусмотрительность (ихтият)– это предпочтительная причина, из-за которой на людей не возлагается чрезмерное затруднение и стеснение в поклонениях. Даже в местах, суждение о которых сомнительно, осторожность достигнет степени категоричности. В этом случае, давайте поделим намаз, совершаемый в машине, на две части:

  1. Совершение намаза в личном автомобиле или во время поездки в транспорте, который можно приостановить по просьбе: если не имеется другой надобности, нужно остановить машину и совершать намаз внутри или снаружи по всем правилам и со всеми поклонами и стоянием. Если имеется возможность стоять снаружи машины, не допускается совершать намаз внутри машины в положении сидя.
  2. Допускается совершение намаза внутри транспорта в случае, когда человек едет в общественном автобусе или имеется уважительная причина, по которой остановка транспорта затруднительна. В этом случае намаз необходимо совершать по максимальной мере возможности так, чтобы это соответствовало фарду. Таким образом, если имеется возможность стоять и совершать поклоны, то есть возможность совершения намаза по всем правилам, нужно все выполнить. Направиться к кыйбле по мере сил. Если не имеется возможность стоять, но есть место для совершения поклонов в виде коридора автобуса, нужно кланяться до пола автобуса, а не делать это жестами. Но если нет таких возможностей, нужно совершать намаз жестами.

Необходимо обратить внимание на то, что следует действовать с осторожностью в местах, где возникает сомнение. Таким образом, совершив намаз по мере возможности в таких ситуациях, нужно будет восполнить этот намаз, если возможность восполнения появится раньше, чем выйдет время. В противном случае намаз должно будет восполнить с осторожностью. Истина известна только Аллаху.

Некоторые в этом вопросе, обратив внимание на хадис, в котором говорится о соблюдении разрешения в пути (путешествии), не разрешают совершать намаз верхом на животном без уважительной причины тем, кто не находится в пути. Но истинное допустимо. Большинство факихов придерживаются этого мнения. (Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха). Поэтому частность причины водопоя, указанного в хадисе, не требует общего суждения.

Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха

Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!

Человек, который может стоять и может совершить поясной поклон (руку‘) , но не может сделать земной поклон (суджуд) , выполняет намаз следующим образом:

1. Он стоит лицом к Кибле и произносит вступительный такбир «Аллаhу акбар» с намерением совершить соответствующий намаз.

2. Читает суру «Аль-Фатиха» стоя .

3. Совершает поясной поклон как обычно, чтобы ладони были на уровне колен, и задерживается в этом положении на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh».

4. Возвращается в положение стоя и задерживается в этом положении на некоторое время (тумаънина) .

5. Затем молящийся садится на стул (в кресло, на скамью), предварительно подготовленный для этого, и совершает земной поклон , то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положениинекоторое время. При этом молящийся читает те же молитвы, которые обычно читаются при совершении земного поклона.

6. После этого необходимо сидеть между двумя земными поклонами , то есть вернуться в положение сидя и задержаться в этом положении на некоторое время.

: наклоняется так же, как при первом земном поклоне, и находится в этом положении некоторое время.

8. Затем молящийся встает для выполнения второго ракаата .

9. Повторяет все пункты как в первом ракаате, но после второго земного поклона не встает, а сидя читает «Ташаhhуд» и «Салават», если он совершал утренний намаз. После этого он выходит из намаза, то есть завершает его, произнеся «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh», при этом рекомендуется повернуть голову сперва вправо, а затем влево. Этим он завершает свой намаз.

Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.

Порядок выполнения намаза для тех, кто может стоять, но не может совершить поясной и земной поклоны

Кто может стоять при выполнении намаза, но не может совершить поясной и земной поклоны, тот делает следующее:

1. Он стоит лицом к Кибле и произносит «Аллаhу акбар» вместе с намерением для совершения соответствующего намаза.

2. Стоя читает суру «Аль-Фатиха» так, чтобы слышать себя.

3. Садится в кресло (на стул), совершает поясной поклон , то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положении, в состоянии покоя, в течение времени, необходимого для произнесения «Субханаллаh».

4. Затем садится и задерживается в этом положении на время, необходимое для произнесения «Субханаллаh» .

5. Совершает первый земной поклон , т.е. наклоняется вперед больше, чем наклонялся при совершении поясного поклона.

6. Возвращается в положение «сидя» , находится в этом положении некоторое время.
7. Совершает второй земной поклон так же, как и первый, находится в этом положении в состоянии покоя столько, сколько необходимо для произнесения «Субханаллаh».

8. Встает для совершения второго ракаата , выполняет все так же, как и в первом ракаате, но после второго земного поклона сидит для чтения «Ташаhhуда» и «Салавата», если молящийся совершал утренний намаз.

9. После этого он заканчивает намаз произнесением «Ас-Саляму ‘аляйкум» .
Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.

Порядок выполнения намаза для тех, кто не может стоять

Человек, который не может совершать намаз стоя, выполняет его сидя.

Молящийся сидит лицом к Кибле .

Говорит «Аллаhу акбар» вместе с намерением выполнять соответствующий намаз и читает суру «Аль-Фатиха» сидя .

Делает поясной и земной поклоны так же, как описано выше, но так как он не может стоять, выполняет все сидя .

Из книги "Намаз - опора религии"

Третей составной частью намаза является «Киям».

Киям – это стояние в обязательных намазах во время произношения вступительного такбира и чтения суры «Аль-Фатиха». Киям является обязанностью для тех, кто в состоянии стоять сам или же с помощью кого-либо, будь тот (обязательный) намаз своевременным или возмещаемым, совершаемый мужчинами или женщинами, совершеннолетними или же не совершеннолетними.

Основой этому является хадис от ‘Имрана бин Хусейна, да будет доволен им Аллаh, который сказал:

عن عمران بن حصين: كانت بي بواسير فسألت النبي ﷺ عن الصلاة، فقال: «صلّ قائما، فإن لم تستطع فقاعداً، فإن لم تستطع فعلى جنب» زاد النسائي: «فإن لم تستطع فمستلقياً، لا يكلّف الله نفساً إلاّ وسعها» أخرجه البخاري وأبو داود والترمذي وابن ماجه

Разрешается совершать суннат-намаз сидя или лежа на боку, повернувшись лицом в сторону киблы, если даже состояние позволяет стоять. Но тот, кто совершает намаз лежа, обязан сесть во время совершения поясного и земного поклонов.

Основой этому является хадис:

عن النبي ﷺ: «من صلّى قائما فهو أفضل، ومن صلّى قاعداً فله نصف أجر القائم، ومن صلّى نائما — أي مضطجعا – فله نصف أجر القاعد» رواه البخاري وأبو داود والترمذي

«Ценнее совершить намаз стоя, а тот, кто совершил его сидя, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершенный стоя, а тот, кто совершил его лежа, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершенный сидя» .

Не разрешается лежать на спине (в желательных намазах), если есть возможность лечь на боку. Вознаграждение сидячего или лежачего уменьшается в том случае, если есть возможность стоять.

Условия кияма

Киям засчитывается при выпрямлении. Условием является выпрямление позвонков у молящегося. Не вредит, если шея будет чуть наклонена, напротив, это желательно. Также обязательно стоять на обеих или же одной ноге, однако стоять на одной без причины является нежелательным.

Не является условием самостоятельность, то есть, не запрещается опираться о стену или о человека, или же на трость, но это является нежелательным.

Но если прислониться таким образом, что, если, оторвав его ноги от земли, человек продолжит стоять, то намаз не засчитывается, потому что это уже будет называться не стоянием, а прикреплением себя к чему-либо.

Не считается намаз, совершенный в склоненном вперед или назад положении, т.е. если молящийся находится в положении, близком к поясному поклону. То же самое, если стоять, склонившись в правую или же в левую сторону в таком положении, которое не называется стоянием: намаз не считается, потому что молящийся оставил обязанность без причины.

— Если невозможно выпрямиться

Если человек не в состоянии выпрямить спину, по причине болезни или старости, и подобен совершающему поясной поклон, то он обязан стоять и выпрямиться по мере возможности, т.е. он не имеет права сесть, только если ему это не затруднительно. И поясной поклон он совершает (если получается) чуть наклонившись, чтобы было различие между стоянием и поясным поклоном.

— Если невозможно наклониться

А тот, кто в состоянии стоять выпрямившись, но не в состоянии совершить поясной и земной поклон по причине болезни спины, которая не позволяет согнуться, он обязан стоять. И совершить поясной и земной поклоны по мере его возможности, согнув спину настолько, насколько он может, а если не получается, то склонит голову. Если не получается головой, то совершить поклон ресницами. Если получается наклониться только для поясного поклона, то подобным образом совершается и земной поклон, а если есть возможность наклониться больше этого, то молящийся обязан, наклоняясь для поясного поклона, ограничиться на совершенном виде поясного поклона, и наклониться больше этого (больше, чем совершенный вид поясного поклона) для земного.

— Если человек не в состоянии стоять

Стояние – обязанность того, кто в состоянии стоять. А тот, кто не в состоянии, совершает его сидя. Согласно вышеприведенному хадису и единогласному мнению ученых, вознаграждение за такое совершение не отличается от вознаграждения того, кто совершил намаз стоя, потому что на это имеется уважительная причина.

Предпочтительно тому, кто совершает намаз сидя, сидеть в положении «ифтираш», такое сидение предпочтительнее, чем «тараббу’», и это сидение («тараббу’») предпочтительнее, чем «таваррук».

Нежелательно сидеть в положении «аль-ик’аъ», то есть, сидеть на ягодицах, подняв ноги, ляжки и голени, положив руки на пол, потому что пришло предостережение от этого из-за уподобления в этом собакам и обезьянам. Также нежелательно сидеть выпрямив ноги.

В хадисе говорится:

«نهى رسول الله ﷺ عن الإقعاء في الصلاة» رواه الحاكم والبيهقي في الكبرى

«Пророк, мир ему и благословение, порицал сидение «ик‘аъ» в намазе» .

К категории неспособности стоять относятся (т.е. тому, кто имеет следующие физические ограничения, разрешается совершать намаз сидя): бессилие, опасность погибели, усиление имеющейся болезни, опасность большой нагрузки или боязнь, что закружится голова у того, кто находится на корабле, и тому подобное (например, находящийся на корабле, если боится, что утонет, то совершает намаз сидя, и он не обязан потом возмещать этот намаз).

Также тот, кто страдает недержанием мочи может молиться сидя, если у него бывает недержание только когда совершает намаз стоя, а когда сидя – нет. Такой человек однозначно совершает намаз сидя, и нет обязанности обновлять его. Также, если заслуживающий доверия врач скажет тому, кто болеет болезнью глаз, что в целях лечения он должен молиться лежа на спине, он оставляет стояние.

Также и тому, кто в состоянии стоять (во время всего намаза), когда намаз совершается отдельно, но не в состоянии совершить весь намаз стоя, кроме некоторой части, когда намаз совершается с джама‘атом, будет ценнее совершить его отдельно, но можно совершить намаз и с джама‘атом, несмотря на то, что он и совершает часть намаза сидя.

Если человек в состоянии стоять в некоторой части намаза, и неспособен в остальных частях, он обязан совершить его стоя в тех местах, где он в состоянии, и сидя – где не в состоянии, и его намаз считается.

Минимальный способ поясного поклона для того, кто совершает намаз сидя, это наклониться таким образом, чтобы лоб был впереди колен. Совершенный вид – чтобы лоб был напротив места земного поклона.

— Если невозможно сидеть

Если человек, совершающий намаз, не смог сесть по уважительным причинам, которые были выше перечислены, он ложится на бок, повернув лицо в сторону Киблы. Лучше и ценнее лечь на правом боку, следовательно, лежать на левом боку нежелательно, не имея на то причин.

А если человек, совершающий намаз, не смог совершить его на боку, он совершает его лежа на спине, направив ступни ног в сторону Киблы и положив под голову подушку для того, чтобы его лицо было направлено в сторону Киблы.

Поясной и земной поклон совершаются по мере возможности, т.е., если человек в состоянии совершить только поясной поклон, он подобным образом совершает и земной. Если же он в состоянии наклониться больше этого, то обязан, наклоняясь для поясного поклона, ограничиться на совершенном виде поясного поклона, и наклониться больше этого (больше, чем совершенный вид поясного поклона) для земного. Если не получается наклоняться, то наклоняют только голову, склонив ее для земного поклона сильнее, чем для поясного, чтобы была разница между ними. Если не получается головой, он это делают ресницами. Если и так не получается, намаз совершается сердцем, и нет обязанности возместить этот намаз.

Если человек, совершающий намаз вышеупомянутым образом, во время его совершения обрел способность встать или же сесть, он обязан его совершить так, как может, и таким образом завершить намаз. Является желательным обновить предыдущие действия по той причине, что он стал способным совершить молитву более совершенным образом.

Желательные действия

— Оставлять расстояние между ногами

Желательно мужчинам в намазе во время стояния оставлять расстояние между ногами размером с пядь среднего человека. Нежелательно ставить их вместе, а также одну ногу впереди другой. Женщинам же желательно, ставить ноги вместе.

— Смотреть на место земного поклона

Является сунной во время совершения намаза всё время смотреть на место земного поклона (за исключением того момента, когда желательно перевести взор на палец, об этом мы расскажем чуть позже). Это является желательным и для слепого и для того, кто совершает намаз в темноте.

— Направить пальцы ног в сторону киблы

Является сунной направлять пальцы ног в сторону киблы. Основой этому является хадис, переданный от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:

عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «من صلى صلاتنا واستقبل قبلتنا وأكل ذبيحتنا فذلك المسلم الذي له ذمة الله وذمّة رسوله فلا تخفروا الله في ذمّته» رواه البخاري Ибн Хаджар аль-hайтами в книге «Тухфатуль Мухтадж» 184/1, пишет: «Желательно стоящему в намазе расставить ноги на расстоянии пяди друг от друга, в отличие от слов, которые написаны в книге «аль-Анвар», что желательно расставлять их на расстояние в четыре пальца».
В книге «Фатх-уль Аллям» 193/2, пишется: «Желательно стоящему в намазе расставлять ноги на пядь, в отличие от слов, которые написаны в книге «аль-Анвар», что желательно расставлять их на расстояние в четыре пальца. Нежелательно ставить одну ногу впереди другой, и также ставить их вместе. Так сказал Рамли в книге «Ниhаят-уль Мухтадж».
В книге «аль-Фикху аля маз h аби арба’ати» 223/1, написано: «Ханафитские ученые: установили расстояние между ногами с размером четыре пальца, будет нежелательным, если расстояние увеличится или же уменьшится. Шафи‘итские ученые установили расстояние между ступнями размером с пядь. Является нежелательным ставить ноги вместе или увеличивать данное расстояния. Маликитские ученые сказали, что оставлять расстояние между ногами является мандубом, а не суннатом, они сказали, что мандубом считается, когда это делается средним образом, таким образом, чтоб не ставили вместе и не расставляли так широко, как, по обычаю, могут посчитать непристойным. С этим решением согласились Ханбалитские ученые, так как по их мазхабу нет отличий между суннатом и мандубом».
В книге «аль-Ажвибат-уль Ажибат» с. 82, пишется: «Я спросил (Малибари своего учителя Ибну Хаджара аль-Хайтами) о расставленных ступнях ног во время стояния в намазе: желательно оставлять расстояние размером с пядь или в четыре пальца? Наш шейх Ибн Хаджар ответил, что более правильное мнение, чтоб было расстояние, размером с пядь».
«Шарх-уль Мафруз» с. 305, «Фатх-уль ‘Аллям» 373/2, «Хашият Калюби» 183/1.
Аль-Бухари 384.

Вопрос:

Во время молитвы Таравих некоторые молятся, сидя на стуле. Как в этом случае выровнять ряды?

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: стояние, поясной и земной поклон являются столпами молитвы. Если человек в состоянии выполнить их, то он обязан выполнить их так, как предписано в Шариате. Если же он не в состоянии выполнить их по причине болезни или старости, то он выполнять молитву, сидя на полу или на стуле.

Аллах говорит:

????????? ????? ???????????? ??????????? ?????????? ????????? ??????? ??????????

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (Корова 2:238)

Передается, что Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня был геморрой, и я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, как мне совершать молитву. Он сказал: «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь и этого, то молись лежа на боку»”. Аль-Бухари, 1066.

Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси (аль-Мугни 1/443): «Ученые единогласны во мнении, что если человек не может молиться стоя, то ему разрешено молиться сидя».

Сказал ан-Навави (аль-Маджму 4/226): «Наша умма единодушна во мнении, что если человек не может стоять во время обязательной молитвы, то ему разрешено молиться сидя и он не должен восполнять эту молитву. Сподвижники говорили: его награда за молитву сидя не меньше, чем за молитву стоя, потому что у него есть оправдание. В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым».

Сказал аш-Шаукани (Найль аль-Аутар, 3/243): «Хадис от Имрана указывает на то, что если у человека есть оправдание и он не в состоянии молиться стоя, то он может молиться сидя, а если он не в состоянии молиться сидя, то может молиться лежа на боку».

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия (Маджму аль-Фатава, 8/437): «Мусульмане придерживаются мнения, что если молящийся не в состоянии выполнить какую-то обязательную часть молитвы, например, стояние, произнесение слов молитвы, поясной или земной поклон, прикрытие аурата, направленность на киблу, то с него снимается обязанность делать это».

Исходя из этого можно сказать, что если человек молится сидя, будучи в состоянии молиться стоя, то его молитва считается недействительной.

Во-вторых: следует отметить, что если человек имеет оправдание сидеть во время стояния, это не значит, что ему разрешено делать поясной и земной поклоны сидя.

И если человек не в состоянии выполнять поясные и земные поклоны так, как положено, это не значит, что ему разрешено сидеть тогда, когда нужно стоять.

Основа обязательных действий в молитве такова, что человек должен сделать то, что в его силах; а если он не в состоянии сделать что-либо, то он освобождается от этого.

Кто не в состоянии стоять, тому разрешено сидеть во время стояния и ему следует выполнять поясные и земные поклоны должным образом. Если он может стоять, но ему тяжело делать поясные и земные поклоны, то ему следует молиться стоя, а при выполнении поклонов садиться на стул. И во время земного поклона он должен склоняться ниже, чем во время поясного.

Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси (аль-Мугни, 1/44): «Если человек может стоять, но не может совершать поясные и земные поклоны, то стояние обязательно для него; он должен молиться стоя и склонить голову для поясного поклона, затем сесть и склонить голову для земного поклона. Это мнение аш-Шафии.

Аллах говорит:

????????? ??????? ??????????

«И стойте перед Аллахом смиренно» (Корова 2:238). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершай молитву стоя». Стояние - один из столпов (обязательных частей) молитвы. Если человек в состоянии совершать молитву стоя, то он должен совершать ее стоя. И если он не в состоянии выполнить другие части молитвы должным образом, это не значит, что он освобождается от стояния. То же самое относится и к невозможности произносить текст молитвы».

Сказал шейх Абдуль Азиз ибн Бааз (Фатава Ибн Бааз, 12/245,246): «Молящийся на полу или на стуле должен делать земной поклон ниже, чем поясной. Следуя Сунне, он должен положить руки на колени во время поясного поклона, а во время земного - на пол, если это возможно; если же это невозможно, то ему следует положить руки на колени, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей тела: на лоб , - и при этом он указал рукой на нос, - на кисти рук, колени и пальцы ног».

Но если человек не в состоянии выполнить этого и он молится сидя, то нет в этом ошибки, потому что Аллах говорит:

?????????? ??????? ??? ?????????????

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь» (Взаимное обманывание 64:16)

Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Старайтесь выполнять все, что я вам повелел, по мере своих возможностей». Хадис согласован».

В-третьих: Что касается расположения стула в ряду, то ученые считают, что молящийся сидя должен быть в одной линии с другими молящимися, когда он сидит; то есть он не должен быть впереди или позади ряда в этот момент». См. «Асна аль-Маталиб», 1/222; «Тухфат аль-Мухтаж», 2/157; «Шарх Мунтаха аль-Ирадат», 1/279.

Сказано в «аль-Мавсуа аль-Фикхийя» (6/21): «По мнению большинства ученых (ханафитов, шафиитов и мааликитов), чтобы повторение действий за имамом было действительным, молящийся не должен стоять впереди него.

Как определить, стоил человек впереди имама или нет? Это определяется по положению его пяток. Если его пятки стоят на одной линии с пятками других молящихся, а носки выступают вперед из-за большого размера ноги, то нет в этом ничего страшного. Что касается молящихся сидя и лежа, их положение определяется по ягодицам и бокам.

Если человек будет совершать молитву сидя от начала и до конца, то он должен садиться так, чтобы быть в одной линии с другими молящимися.

Если же он собирается молиться стоя, но совершать поясные и земные поклоны сидя, то как ответил шейх Абдурахман аль-Баррак, во время стояния он должен быть в одной линии с другими молящимися. То есть стул будет позади ряда, но он должен стоять так, чтобы не мешать молящимся заднего ряда.

И Аллах знает лучше

Нет похожих записей.

В очередной раз важно отметить, что вера и религиозная практика даны человеку для облегчения его мирского существования, а не усложнения. В Священном Коране сказано:

«Не сделал Господь для вас в религии стесненность, затруднительность» (см. ).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поясняет: «То, что [явно] запретно, – оставьте, удалитесь от этого, а то, что приказано вам, – совершайте настолько, насколько вы в состоянии» .

Относительно послаблений в совершении молитвы-намаза в состоянии физической немощности (болезни) есть несколько хадисов.

Хадисы о намазе больного (немощного)

У сподвижника Пророка по имени ‘Имран ибн Хусойн были опухоли , которые затрудняли ему совершение намаза. Он спросил пророка Мухаммада о том, как быть, на что посланник Всевышнего ответил: «Молись стоя. Если не можешь [стоя], то – сидя. Если не в состоянии [молиться сидя], то – на боку». В своде хадисов имама ан-Насаи добавлено: «А если не можешь [на боку], то – на спине. Господь не возлагает на человека больше, чем он в состоянии сделать» .

Есть также хадис о том, что если человек не может совершать полноценный земной поклон, то подкладывать что-то, например подушку (для совершения поверх нее земного поклона), не следует . Замечу: часть ученых-мухаддисов говорили о некоторой недостоверности этого хадиса, но как полезная богословская рекомендация он применяется .

Если говорить о воздаянии (аджр) за такого рода молитвы, то здесь уместно будет повествование самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто молится стоя – это лучше. Кто молится сидя, аджр (воздаяние пред Богом) тому в два раза меньше, чем молящемуся стоя. А кто молится лежа, воздаяние тому в два раза меньше, чем молящемуся сидя» .

Комментарии ученых-богословов

Все ученые-богословы единодушны, что если человек не в состоянии стоять, то он совершает молитву сидя, и причем так, как ему удобнее .

Когда человек не может совершать молитву сидя, он может совершать ее на боку лицом к Каабе или на спине, но уже ногами в направлении Каабы . Необходимые движения молящимся реализуются наклонами головы.

Когда человек будет совершать молитву на спине, ему необходимо что-нибудь подложить под голову и плечи (например, подушку) для обеспечения направления лица в сторону Каабы.

Канонические тонкости

Богословы шафиитского , ханбалитского и маликитского мазхабов говорили также о возможности совершения молитвы движениями глаз и бровей. Ученые-шафииты и ученые-ханбалиты для неподвижного человека допускали совершение молитвы языком (с проговариванием всего необходимого) или сердцем, с мысленным воспроизведением всех составляющих молитвы .

Богословы-ханафиты не допускают такой формы совершения молитвы и говорят, что, когда человек не может двигать головой, молитвы, пропущенные им из-за этого состояния, остаются долгом и восполняемы, когда появится возможность движения приподнятой головой в лежачем положении, как это описано в конце упомянутого ранее хадиса . Они делают акцент на том, что о бо льших послаблениях Пророк не сказал, значит они невозможны.

Ученые же говорящие о допустимости молитвы-намаза движением глаз или только мыслями и сердцем, аргументируют свое заключение (иджтихад) словами из хадиса: «Совершайте настолько, насколько вы в состоянии». То есть если это возможно сердцем и на уровне мысли, то это принимается Всевышним.

Кстати, напомним, что с человека, обладающего разумом (не потерявшего рассудок), не снимается обязанность пред Богом совершать молитву-намаз. Так считают все мусульманские ученые без исключения.

Что касается восполнения, а именно – повторного и уже полноценного выполнения молитв после выздоровления, то в этом нет необходимости. Если человек в свое время сделал все в меру его физических возможностей, то эта молитва полноценна пред Творцом .

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 109, глава № 43, раздел № 37, хадис № 130.

Слово, употребленное в этом повествовании, переводится и как «геморрой».

Хадис является самым достоверным среди хадисов по данной теме. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 333, хадис № 1117; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464, 465, хадис № 309.

Для психически больных нет предписаний. Обязанностей пред Творцом в форме религиозной практики они не несут.

Хадис от ‘Али; св. х. ад-Дара Кутни. Есть аналогичный хадис от Джабира, а также от Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса. Эти хадисы не очень достоверны, но в практическом плане полезны и в исключительных случаях применимы.

Некоторые трактовали как «поднимать что-то к голове не нужно». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Поэтому если человек по причине дождя или слякоти вынужденно молится в автомобиле, то опускать голову на бардачок или руль будет более правильным, хотя и наклона вполне достаточно.

Подробнее о хадисах по данной теме см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, хадисы № 1150, 1151; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464–467, хадисы № 309, 310; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 298–300; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 181, 182, хадисы № 588–597 и др.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 332, хадис № 1116.

Некоторые ученые говорят, что лучше сидеть, подогнув ноги под себя, другие – скрестив их перед собою. Суть же состоит в том, что четкого описания этого в Сунне нет, и поэтому физически немощный садится с учетом его возможностей так, чтобы это было максимально приближено к действиям и формам движений молитвы, совершаемой обычным здоровым человеком.

Бо льшая часть ученых считает, что первостепенно – на боку, некоторые – на спине. Первые аргументируют приоритетность текстом хадиса, а последние – направленностью лица при движениях головой: когда молящийся лежит на боку и в таком состоянии двигает ею, то процесс этот происходит в направлении ног, то есть не в направлении Каабы.

Но в то же время все единодушны относительно того, что более правильно на правом, а не на левом боку.

Безусловно, это касается тех случаев, когда человек не может двигать всеми остальными частями тела.

Многие богословы-ханафиты соглашались с богословским заключением (фетвой) о том, что если человек находится в неподвижном состоянии (не имея возможности двигать даже головой) более суток, то эти молитвы он не восполняет. Каноническая обязательность их снимается с него по причине абсолютной немощности и в качестве облегчения. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 824; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Подробнее по теме «Молитва немощного» см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 822–830; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, 211; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 76–78 и др.