Одним из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы является Почаевская икона Божьей Матери. Пред ней возносят молитвы не только православные верующие, но и представители иных христианских направлений. Более четырёхсот лет она хранится в Почаевской лавре — этой несокрушимой цитадели православия. В монастырских книгах остались многочисленные свидетельства чудес, явленных по молитвам перед этой иконой. Чтобы начать разговор о ней, нам придётся вернуться на шестьсот с лишним лет назад, в далёкий XIV век.

Явление Божьей Матери почаевским отшельникам

Предание доносит нам, что в 1340 году два благочестивых монаха, желая в уединении предаться молитвам и аскетическим подвигам, поселились в пещере горы — там, где сейчас находится знаменитая Почаевская лавра. Дни и ночи пребывали иноки в служении Господу, и в награду за это были удостоены Божественного откровения. Однажды на вершине горы в огненном столпе им явилась Пресвятая Богородица, стоящая на камне. Кроме монахов узреть Божью Матерь сподобился также пастух, пасший неподалёку стадо. Когда видение рассеялось, то на том месте, где стояла Пресвятая Дева, остался на камне след её стопы. Он был полон чистой и прозрачной воды.

С этих пор Почаевская гора исполнилась Божественной славы, а след, оставленный на камне, стал вечным источником чудес. Прошло шесть столетий, но не иссякает в нём чистая и свежая вода. Никогда её не становится меньше, хотя многие паломники наполняют ею свои сосуды, и никогда она не переливается через край. Она приносит исцеление страждущим и мир в окроплённые ею жилища.

Чудесный дар гостеприимной помещице

История Почаевской иконы Божией Матери начинается с того, что двести лет спустя Константинопольский митрополит Неофит, проезжая в этих местах, был приглашён посетить имение богатой помещицы Анны Гойской. Пробыв у гостеприимной хозяйки некоторое время, он продолжил свой путь, благословив её и оставив ей в память своего посещения образ Пресвятой Богородицы.

Даже на первый взгляд икона была замечательной. Очень древняя, написанная на липовой доске масляными красками в старовизантийском стиле, она была укреплена на оборотной стороне двумя дубовыми брусками. С лицевой стороны помещалось тонкое серебряное покрытие, выполненное в виде ризы, но от времени очень обветшавшее.

Пресвятая Богородица, явленная на этой иконе, держит на правой руке Предвечного Младенца, а левой рукой укрывает Ему ноги и спину платом. Богомладенец же правой рукой подаёт благословение, а левую держит на плече Матери. Богоматерь, склонившись к Нему, прижимает Свой лик к лику Младенца. Этот жест полон бесконечной материнской любви и нежности.

Почаевская икона Божьей Матери имеет одну замечательную особенность. Кроме Пресвятой Богородицы и Её Предвечного Сына на ней помещены ещё и семь изображений святых угодников. Очевидно, что эта, привезённая из Константинополя, икона когда-то принадлежала благочестивому православному семейству, члены которого носили имена святых, изображённых на ней. Так вот, все надписи на ней сделаны по-славянски. Это может говорить только об одном — икону писала рука русского мастера.

Чудеса, творимые иконой в доме Анны Гойской

Долгое время икона Почаевской Божьей Матери, фото которой можно увидеть в начале статьи, находилась в доме пани Гойской. Сама хозяйка, при всём своём радушии и гостеприимстве, особой религиозностью не отличалась. Поэтому когда служанки сообщили ей, что видели вокруг иконы чудесное сияние, отнеслась к этому скептически. Даже когда ей во сне явилась Сама Пречистая Дева, это не убедило госпожу Анну. И только после чудесного явления, бывшего не во сне, а наяву, она наконец поняла, каким сокровищем обладает.

В скором времени Почаевская икона Божьей Матери неопровержимо засвидетельствовала свою чудотворность, исцелив слепого от рождения брата хозяйки. Это произвело на неё неизгладимое впечатление, полностью изменив отношение к религии. Когда на склоне Почаевской горы была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, пани Анна внесла в неё богатые пожертвования. И с этого времени Почаевская чудотворная икона Божьей Матери находилась в ней, освещая своим сиянием её своды.

Образование монастыря и начало лютеранского периода

Постепенно количество иноков, проживавших в пещерах горы, увеличивалось, и был образован монастырь, получивший впоследствии известность как Почаевская лавра. Тихо и размеренно текла его жизнь. Обширные земли, пожертвованные Анной Гойской, приносили хороший доход, а чудотворная икона привлекала в монастырь толпы паломников, так что кружка для сбора пожертвований никогда не пустовала. Но призвал Господь в Царство Своё щедрую благодетельницу, и во владение имением вступил её наследник — Андрей Ферелей. Был он по вере лютеранин, и с первых дней возненавидел православный монастырь на Почаевской горе.

Много зла причинил он монастырским инокам, даже отобрал земли, пожертвованные панной Гойской. В довершение всего подослал своего дворецкого с шайкой головорезов ограбить святую обитель и похитить из неё чудотворный образ. Злодеи в точности исполнили приказание, разграбив монастырь. В числе прочего была похищена ими и Почаевская икона Божьей Матери.

Значение этого злодейства заключалось в том, что, по замыслу Фереля, лишившись иконы, иноки разойдутся, и ненавистный ему монастырь прекратит своё существование. Но вышло всё совсем иначе. За совершённое святотатство и за последующее глумление над иконой его нечестивая жена была поражена страшным недугом, который оставил её лишь после того как святыня была возвращена в обитель.

Воскрешение сына деревенского старосты

Из монастырской хроники тех лет явствует, что возвращение святого образа ознаменовалось многочисленными чудесами, явленными через него Пресвятой Богородицей. Среди наиболее ярких и запоминающихся можно вспомнить воскрешение в 1664 году отрока — сына деревенского старосты. Этот ребёнок скончался в результате болезни. Родители и близкие мальчика были безутешны.

И вот бабушка умершего отправилась в монастырскую церковь, где хранилась Почаевская икона Божьей Матери. О чём молятся в подобных случаях? Об упокоении души усопшего. Но старая женщина вознесла молитву к Царице Небесной о возвращении жизни своему внуку. По церковным традициям, это неслыханная дерзость, так как верующий человек обязан склониться перед тем, что свершилось по воле Божьей. Но её молитва была чудесным образом услышана — в тот же день отрок воскрес. В монастырской книге описание этого чуда сопровождается многочисленными подписями свидетелей.

Исцеление камердинера помещицы Хойнацкой

Ещё один поразительный случай произошёл в том же году в усадьбе помещицы Хойнацкой. Тяжкий недуг сразил её камердинера. День и ночь несчастный пребывал в жару, кроме того, полностью ослеп, что, разумеется, усугубило его страдания. Сердобольная помещица, желая помочь ему, послала письмо настоятелю монастыря с просьбой помолиться о здравии своего камердинера. Слуга по имени Семён Ливаница отправился в монастырь и передал послание хозяйки по назначению.

Настоятель выполнил её просьбу. Помолившись перед святым образом, он переслал ей также воды из целебной стопы Пресвятой Богородицы. Ко всеобщей радости, недуг отпустил страждущего, а после того как привезённой из обители водой омыли его очи, к нему вернулось зрение. Происшедшее свидетельствует о том, что Почаевская икона Божией Матери помогает не только тому, кто молится, непосредственно стоя перед ней, но и тому, кто далеко от неё, и за кого молятся другие.

Чудесное воскрешение крестьянина Василия Шкарпитка

Следующим, 1665 годом, датируется и ещё одно чудесное воскрешение. На этот раз умер местный крестьянин Василий Шкарпитка из села Пельчи. Как и в предыдущий раз, воскресила его молитва Почаевской иконе Божьей Матери. Однако в этом случае есть удивительная деталь — воскресший помнил то, что произошло с ним после смерти. Впоследствии он рассказывал, как двое юношей, взяв его под руки, повели в гору, на вершине которой сиял неземным светом дворец.

Его сердце исполнилось радости и готовности вступить в этот чертог, но появившиеся из него два старца, повелели ему вернуться в прежний мир, так как час его ещё не пробил. Обернувшись, крестьянин начал спускаться по склону горы, поддерживаемый всё теми же юношами. И вот в самом низу открылся перед ним ров, смердящий нечистотами, на другой стороне которого возвышалась церковь. По словам воскресшего, он должен был, миновав ров, войти и помолиться в церкви. После молитвы сознание вернулось к нему, и он ощутил себя вновь живым.

Чудесное избавление из плена

Много ещё исцелений и воскрешений совершила по молитвам к Царице Небесной Почаевская икона Божией Матери. Чудеса не иссякали и в периоды нашествий татар, которые периодически совершали свои опустошительные набеги. Один из них является воистину уникальным. Однажды, напав на обитель, татары угнали в плен молодого монаха. После долгих мытарств, проданный в рабство, он оказался на тяжёлых земляных работах. И не надеялся уже юноша обрести свободу, как вдруг однажды, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, случилось чудо.

Созерцая мысленным взором Почаевскую икону, оставшуюся в обители, он вознёс молитву Пречистой Деве. В ней, оплакивая свою судьбу, просил монах вернуть его обратно в стены родного монастыря. Долго простоял он, опустившись на колени, и сам не заметил, как уснул. Каковы же были его изумление и радость, когда, проснувшись, он увидел, что находится вновь перед вратами своей обители, а на земле возле ног лежат его цепи.

Заступничество Богородицы перед нашествием поляков

Широко известно также заступничество Пресвятой Богородицы, явленное в 1675 году, когда во время войны с поляками турки подошли к стенам монастыря и пытались штурмом взять обитель. Монахи и окрестные жители, укрывавшиеся в стенах обители, оказали врагам яростное сопротивление и сдерживали их натиск в течение нескольких дней. Однако силы были неравны. Тогда настоятель монастыря призвал всех, кто находился в крепости, встать на колени и молиться. Из храма была специально вынесена Почаевская икона Божией Матери.

В чём помогает святыня тем, кто обращается к ней с верой и надеждой? Прежде всего, в избавлении от беды. Вот и на этот раз, лишь только запели акафист, как вдруг в облаках появилась фигура самой Царицы Небесной со множеством ангелов, облачённых в ратные одежды. Вид небесного воинства поверг турок в смятение, и они бежали, бросая на ходу оружие и обозы. В память этого чуда был установлен день празднования иконы — 5 августа (н. с.). Был написан и тропарь Почаевской иконе Божией Матери.

Помощь иконы в период униатства

Невозможно перечислить всех чудес, явленных Богородицей через Её благодатный образ. С какими бы нуждами ни обращались богомольцы, о чём бы ни просили, всегда Заступница Небесная незамедлительно приходила на помощь. Среди свидетельств, занесённых в монастырские книги, есть упоминания о том, что помощь была явлена даже без слов, а по одному лишь молитвенному вздоху. И ещё очень важно, что Почаевская икона Божьей Матери помогает не только православным, но и людям любых вероисповеданий, обратившихся к ней за помощью.

Тяжёлым для лавры был период с 1721 по 1832 год. Более ста лет она находилась в руках униатов. Но, тем не менее, чудеса, совершавшиеся по молитвам перед иконой, не прекращались, и не иссякала целебная вода в Богородичной стопе на камне. Только официально зарегистрированных и записанных в монастырские книги произошло 539 различных чудес, а сколько их осталось ещё в памяти народной!

Исцеление унтер-офицерской жены

Среди таких действ хочется отметить чудесное исцеление жены унтер-офицера 52-го егерского полка Елизаветы Миропольской. Будучи в девичестве лютеранкой, перед вступлением в брак она приняла православие и стала благочестивой прихожанкой одного из храмов своего города. Через некоторое время у неё начались нестерпимые боли в левой ноге. Мучения усилились настолько, что несчастная не могла ходить, и все ночи проводила без сна.

Врачи оказались бессильны ей помочь. Наконец родные посоветовали обратиться с молитвой к чудотворному Почаевскому образу и через него просить о милосердии Пресвятую Деву. Унтер-офицерша послушалась их совета, но так как находилась в отдалении от монастыря, где хранилась святыня, и не могла приехать туда, вознесла молитву Пречистой Деве, созерцая мысленным взором её чудотворный образ. Вскоре больная получила исцеление, а благодарный муж привёз в монастырь серебряную подвеску, украсившую оклад иконы.

Современные храмы в честь чудотворной иконы

С древних времён сложилась в православии традиция сооружать и освящать храмы в честь наиболее почитаемых икон, таких как Почаевская икона Божьей Матери. С началом Перестройки ушли в прошлое тяжёлые годы богоборчества, и началось возрождение Церкви. По всей стране прошла волна восстановления старых и возведения новых храмов. Среди вновь появившихся есть построенные и в честь святого Почаевского образа.

В 2012 году в Белгороде принял первых богомольцев храм Почаевской иконы Божией Матери. Это его официальное название, так как именно в честь Почаевской святыни был освящён его основной престол. Приставной же престол в нём посвящён святому Спиридону, епископу Тримифунтскому. Это достаточно просторный и вместительный храм, рассчитанный на 450 молящихся. Высота центрального купола достигает 35 метров. Вокруг него, по углам здания, размещены ещё четыре малые башни, увенчанные куполами.

Первый раз акафист Почаевской иконе Божьей Матери прозвучал в нём в январские дни, когда по благословению епархиального Владыки в нём были совершены первое Всенощное бдение и на следующий день Божественная литургия. Жители Белгорода считают этот храм духовным символом своего города. Дело в том, что в 1943 году частями Советской Армии город был полностью освобождён от фашистов 5 августа ― именно в день праздника этой иконы. Как и в древности, помогла одолеть врагов Почаевская икона Божьей Матери. Значение этого события наполнено глубоким смыслом.

Также нельзя не вспомнить храм, построенный в честь этой святыни в Ростове-на-Дону. В июне 2012 года жители Первомайского района города обратились в Донскую митрополию с просьбой о создании храма. Не случайно одной из наиболее почитаемых ими была Почаевская икона Божьей Матери. О чем молятся ей? О самых насущных потребностях. О здоровье, о благополучии родных и близких, о заступничестве от «врагов видимых и невидимых». Слышали жители города историю этого святого образа, знали, что не оставляет он безответными молитвы верующих. Потому и просили Владыку благословить их на постройку храма в честь именно этой чудотворной иконы.

Отрадным явлением наших дней является продолжение и дальнейшее развитие традиций русского деревянного зодчества. Одним из архитекторов, посвятившим ему своё творчество, является А. Оболенский. По его проекту в 2004 году в Москве, на Митинской улице, была построена церковь Почаевской иконы Божией Матери. Необыкновенной красоты здание, похожее на сказочный терем, словно переносит нас в седую старину.

История Успенской Почаевской лавры

Часто приходится слышать вопрос: «Где в наши дни хранится та самая, привезённая из Константинополя Почаевская икона Божией Матери? Где находится эта великая святыня?». Там же, где была и шесть веков назад, - в Успенской Почаевской лавре, на западе Украины. История этой святой обители полна драматических событий. Помнит она и татарские набеги, и нашествие турецких захватчиков. Пережила она греко-католический и лютеранский периоды. Но самые тяжкие испытания послал ей Господь в XX веке.

Когда в 1939 году, после присоединения Восточной Польши, Почаев оказался на территории Советского Союза, власти начали планомерное и безжалостное уничтожение обители. Старые монахи, свидетели тех событий, вспоминали, что в первые же дни у них были отобраны все сельскохозяйственные машины и весь инвентарь. Был угнан скот и реквизирован весь запас продовольствия.

Новые власти закрыли детский приют, больницу и воскресную школу. В монастырском храме не смолкала молитва Почаевской иконе Божьей Матери об избавлении от напасти, но, видно, так было угодно Создателю. Из трёхсот монахов, составлявших братию монастыря, осталось лишь тридцать, самых старых и немощных. Остальных заставили покинуть обитель.

К этому периоду относится воссоединение епархий, находившихся в Западной Украине и Белоруссии, с Русской Православной Церковью. Правящим архиепископом и священно-архимандритом лавры был назначен митрополит Николай (Ярушевич). Даже в годы оккупации, когда эта территория была захвачена немцами, братией монастыря не прекращалось молитвенное общение с православными собратьями из России.

В период хрущёвских гонений на церковь положение монастыря значительно ухудшилось. Из опасения вызвать возмущение местного населения, и не решаясь силовыми методами закрыть обитель, власти создали монахам невыносимые условия существования. Помимо экономического утеснения, повсеместно применялась практика грубого административного вмешательства в жизнь монастыря.

Последствия Перестройки в жизни лавры

Только с наступлением Перестройки, началось активное возрождение обители. Были проведены широкомасштабные реставрационные работы, в результате которых монастырь засиял в своей первозданной красе. Снова по молитвам паломников щедро являет свои чудеса икона Почаевской Божьей Матери. Фото монастыря, прилагаемые к статье, дают представление о его настоящем облике. Всмотритесь в него.

Так же как и в былые годы, являет чудеса Почаевская икона Божией Матери. В чём помогает она? Прежде всего, в борьбе с нашими собственными грехами и пороками. Из-за них кипят вокруг Её святой иконы людские раздоры, побуждаемые мирской суетой и страстями. Неспокойная жизнь окружает лавру, и много зла творится в мире, но с ещё большей верой и упованием склоняются люди перед этим чудотворным образом.

Чудотворные иконы являются одним из главных достояний христианского мира. Множеству верующих через молитвы перед святынями была дарована помощь, и новости о чудесах, явленных иконами, появляются и по сей день.

Почаевская икона — одна из самых почитаемых верующими чудотворных святынь . Она известна не только в России, но и далеко за ее пределами. С чудесным божественным вмешательством, произошедшим по молитве перед иконой, связан важный исторический эпизод — освобождение Успенской Почаевской Лавры от захватчиков.

История иконы

Явление чудотворной силы иконы неразрывно связано с историей Почаевского монастыря. На возвышенности, где монастырь находится и по сей день, в далеком четырнадцатом веке поселились два монаха. Они прожили там некоторое время, соблюдая молитвенное правило и строгий пост, и однажды один из иноков решил взойти чуть выше того места, где они остановились. Подойдя к вершине горы, он узрел Божию Матерь, окруженную пламенным сиянием. Не веря своим глазам, он позвал своего соратника — и тот также замер в изумлении. Новость о чудесном явлении быстро разнеслась по многим окружающим городам. На месте, где стояла Дева Мария, появился отпечаток ее ноги, наполненный целебной водой.

Миниатюрный источник не иссыхает, несмотря на большое количество паломников, набирающих воду. По многочисленным утверждениям, источник до сих пор наполняется водой. Близ источника и была выстроена Почаевская обитель.

Сама икона изначально была привезена из Константинополя и преподнесена в дар одной дворянке, которая жила в имении неподалеку от Почаевского монастыря, — Анне Гойской. Произошло это в середине шестнадцатого века. Вскоре домочадцы обнаружили, что иногда от иконы исходит божественный свет, а еще через некоторое время благодаря иконе получил исцеление брат хозяйки. Женщина решила подарить святой образ обители, и он стал прекрасной ее жемчужиной.

Немало бедствий пришлось претерпеть Почаевской лавре за несколько веков существования. Но по молитвам к Пречистой Деве перед иконой «Почаевской» обитель преодолевала невзгоды и ненастья.

Один из наиболее ярких эпизодов и примеров чудотворной силы иконы — освобождение от турецких захватчиков, произошедшее в 17 веке. Согласно легенде, после того, как игумен и братия прочли молитву Богородице, над монастырем явилась сама Дева Мария с Небесным воинством. Ужаснувшиеся противники начали метать в небеса стрелы, но оружие возвращалось обратно и смертельно ранило их самих. Осада была снята.

Описание иконы

На иконе по пояс изображена Пресвятая Дева, держащая на правой руке Божественного Младенца, а в левой сжимающая плат, частично укрывающий Спасителя. Плат Богородицы символизирует божественную защиту, на которую может надеяться каждый верующий даже в самый тяжелый момент своей жизни. Спаситель поднимает правую руку в благословляющем жесте. По краям иконы в миниатюрах изображены святые. Оригинал иконы заключен в изящный позолоченный оклад.

Где находится икона

Древнейшая икона хранится в Успенском Соборе Почаевской Лавры, в украинском городе Почаев. Списки иконы, выполненные с предельной точностью, можно найти во многих российский церквях и храмах . Святыне можно поклониться в московском храме апостолов Петра и Павла в Лефртове, а также Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. В последнем находится копия иконы, почитающаяся чудотворной.

В чем помогает Почаевская икона

Почаевскую икону просят о защите, о восстановлении справедливости и прекращении войны. Пред святым образом Богородице молятся о исцелении от болезней, о здравии родных, о восстановлении взаимопонимания и прекращении раздоров в семье, о защите дома от воров и пожаров.

Молитва перед Почаевской иконой

«К неиссякаемому источнику исцеления духовного и веры, к чудотворной иконе Твоей, Царица Небесная, прибегаем, умоляя Тебя: упаси от бед и искушений, мир во всем мире сохрани, от греха убереги. Милосердие Твое да послужит нам покровом от зла, захватчиков и горестей. Тебя прославляем и воздаем славу и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь».

Дни почитания иконы

Празднование иконы совершается ежегодно 5 августа и 21 сентября по новому стилю. Эти дни отмечены особым богослужением, а в Почаевский монастырь стекается множество паломников со всего мира, желающих поклониться чудотворной святыне.

Чудотворная Почаевская икона Богородицы станет прекрасной защитой вашего дома и семейного счастья . Молитесь искренне, и ваши просьбы обязательно будут услышаны. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

05.08.2017 04:10

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К...

Много чудотворных икон Божией Матери было явлено российскому народу, но не все смогли дойти до наших дней. Трудно сказать, утеряны ли они навсегда или сокрыты до времени. Но есть такие, которые и сегодня остаются огоньком надежды на то, что Господь не оставил свой народ. Почаевская икона уже несколько столетий является таким светильником веры. Прославившись более пятисот лет назад, и сегодня она привлекает тысячи паломников.


История святого образа

В 16 в. митрополит Неофит проезжал через Почаев, где его очень тепло встретили дворяне Гойские. В память о своем визите он подарил им икону. Вскоре митрополит стал патриархом, а икона прославилась великими чудесами. Ей было суждено стать святыней целого народа.

Почаевская икона Божией Матери несколько десятков лет провела в доме благочестивых христиан, пока не случилось первое исцеление. Тогда владелица решила, что иметь такую святыню в одиночку недостойно. Образ был передан в обитель, где стал достоянием всего православного народа. Правда, это продолжалось недолго. После смерти Анны Гойской родственники решили вернуть икону себе.

Насмешки над святым образом не прошли даром - жена наследника стала бесноватой. По совету благочестивого монаха образ был отдан обратно в монастырь. Спокойная жизнь обители вновь была нарушена в 1721 г., когда она была передана католикам. Они весьма почтительно относились к образу - папа Климент даже прислал золотую ризу, украшенную коронами.

Спустя почти столетие обитель была возвращена в лоно Православной церкви. Сегодня она имеет статус лавры и относится к Московскому патриархату. Каждую субботу перед Почаевской иконой поется акафист. Делается в память о чудесном исцелении незрячей девочки.


Значение Почаевской иконы

Характерное отличие иконы - под ликами Спасителя и Богородицы находится отпечаток стопы. Это след самой Богородицы. Почему же его стали изображать на образе? Это сделано в память о посещении самой Царицы Небесной.

Почаевская лавра расположена на одноименной горе. Но когда-то она пустовала, и однажды ночью два монаха были удостоены чудесного видения. В огненном столбе стояла Богородица - голову венчала корона, в руке Дева держала скипетр. Пламя не обжигало ее - оно было подобно тому, которое видел Моисей на Синае. Когда видение прекратилось, на скале остался след. Отпечаток наполнился чистой водой.

От этого места и начали монахи застраивать гору, на которой сегодня стоит 16 храмов. Сначала здесь появилась Успенская церковь, затем над отпечатком ноги Богородицы возвели Собор. Источник вместе со стопой покрыты ковчегом и ограждены решеткой.

Именно об этом напоминает изображение отпечатка на Почаевской иконе Божией Матери.

Оригинальный образ сделан на липовой доске, как и многие иконы. Использованы масляные краски. Тонкая полоска серебра, которая была нанесена сверху, была потеряна. Ее заменили жемчужной ризой. Необычен также оклад, напоминающий звезду, лучи которой богато украшены камнями.


Где пребывает образ

Чудотворная икона помещается над царскими вратами. В храме, где хранится Почаевская икона рано утром (монахи встают еще затемно), братия монастыря служит полунощницу. Затем, с пением тропарей, чудотворная икону опускают на обычный уровень. Висит она на лентах из шелка, рядом всегда дежурит монах. Поочередно все, кто пришел на службу, подходят к иконе.

В этом же храме можно получить воду из чудесного источника, открытого Богородицей. Сам родник находится за оградкой, где теплятся неугасимые лампады. Можно приложиться к изображению стопы. Саму воду раздает послушник («стопочный»). Но не только этими святынями богата Почаевская лавра.

Обитель уже несколько столетий является оплотом православной веры на всей западной Украине. Прославленный молитвенник преподобный Иов преставился здесь, прожив более сотни лет. Теперь его святые мощи тоже хранятся здесь.

Ни первая, ни вторая мировые войны не помешали монахам нести свои послушания - обитель не закрывалась. Немецкая оккупация, хрущевские гонения - во все эти тяжелые для страны моменты молитва звучала в древних стенах, продолжались служения. Говорят, мир будет стоять до тех пор, пока будет совершаться Литургия. Поэтому монастыри являются духовным оплотом всей земли.

Российские храмы иконы Божией Матери «Почаевская» строятся в Москве, Ростове-на-Дону, действующие храмы есть и в других городах.

Смысл святого образа

Большинство икон Божией Матери укладываются в несколько основных типов. В данном случае это «елеуса» («милостивая») - хотя название не совсем точное и является одним из эпитетов, которым наградили св. Марию, оно перешло на иконографическую схему. Узнать его можно по основным чертам:

  • Младенец и Его Мать прикасаются друг к другу лицами. В этом открывается очень личное общение между ними.
  • Голова Марии склоняется к Сыну.
  • Христос обнимает Богородицу левой рукой.
  • Изображение поясное.

Почаевский извод отличается еще тем, что Богородица в правой руке держит плат, которым обвит Младенец. Также чудотворная икона известна по своему драгоценному окладу, который по размерам сопоставим с самим образом. Лики как бы окружены золотым сиянием.

Присутствуют на иконе лики святых:

  • мученик Стефан - считается, что он первым был убит за христианскую веру;
  • преподобный Авраамий - в истории было очень много подвижников с таким именем, возможно это Авраамий Ростовский, сокрушавший идолов и обративший в христианство несколько языческих племен;
  • пророк Илья - известнейший ветхозаветный пророк, покровитель десантников и летчиков, почитаемый также в исламе, иудаизме. Известен тем, что взят на небо живым;
  • мученик Мина - первый флорентийский мученик;
  • великомученица Екатерина - жила в первые века христианства, была казнена после отказа выйти замуж за римского императора, решив посвятить себя Христу;
  • св. Ирина - предана смерти вместе с двумя сестрами-христианками в 4 в.;
  • св. Параскева - одна из первомучениц, погибшая со всей семьей во время правления Нерона.

Значение композиции Почаевской иконы глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь показана ласковая Мать, любящий Сын. Любой человек может «примерить» на себя одну из ролей - все были детьми, даже если сами не стали родителями. Но также здесь изображаются идеальные отношения Бога и человеческой души.

О чем молятся и в чем помогает Почаевская икона

За столетия собран весьма обширный список чудес (более 500), которых Господь удостоил верующих, молившихся перед образом. В чем помогла Почаевская икона людям?

  • Самое первое известное чудо произошло в домовом храме дворянской семьи, где находился образ. Мужчина, от рождения слепой, совершал молитвы перед иконой, после чего стал видеть. После этого случая образ было решено передать в обитель.
  • Один монах был захвачен в плен татарами. Находясь в кандалах, он горько сокрушался о том, что не сможет больше увидеть стен родного монастыря. И вдруг оказался посреди празднично одетых людей - Божия Матерь перенесла его в Почаевскую лавру.
  • Среди турок сохранилось предание о явлении Богородицы во время осады Почаева. В сонме ангелов явилась она перед нападавшими, которые от страха потеряли головы и стали убивать друг друга.
  • В 1664 г. у одного помещика скончался сын. Его бабка всю ночь молилась перед Почаевской иконой, умоляя вернуть любимого внука. К утру он очнулся и попросил есть.
  • Среди современных чудес - исцеление маленького мальчика, лишившегося слуха. Это стало осложнением после болезни. Врачи говорили, что восстановление займет много времени. Бабушка принесла Юре икону, которую оставили на ночь в палате. А утром ребенка выписали - он оказался здоров.

Воспитание души

При встрече с необъяснимыми явлениями человек может растеряться, поскольку разум привык всему давать собственную трактовку. Но не все поддается объяснениям - даже ученые это признают. Собраться с мыслями в таком случае поможет молитва. У «Почаевской» иконы их звучало бесчисленное количество, многие получали чудесный отклик.

Понятие «чудо» имеет много значений, особенно в области веры. Главное чудо, которое может сотворить Бог - это исцеление человеческой души, изменение сердца. Оно становится более мягким, чувствительным к голосу совести, открытым к чужой боли. Тогда человек понимает, что он может сам творить чудеса - проявляя заботу о ближних, жертвуя чем-то ради них, становиться примером. Об этом надо неустанно просить Господа.

О чем еще молятся православные у Почаевской иконы?

  • Об исцелении от недугов тела, в том числе проблем со слухом, зрением.
  • О защите от врагов в любой ситуации.
  • О прекращении вражды.
  • Об укреплении веры, исцелении души от бесов уныния.

Молитва Почаевской иконе Божией Матери

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Почаевская икона Божией Матери широко почитается как в Православной, так в Католической Церкви. Ее история неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина), в котором она пребывает уже около 400 лет. Но и задолго до этого Почаевская гора была отмечена благодатью Богоматери. Свыше 500 лет тому назад, когда гора была совершенно необитаема, пришли и поселились в небольшой пещере два инока. Они-то и были свидетелями чудного явления Богоматери.


Как-то раз в 1340 году один из них после обычной молитвы пожелал взойти на вершину горы. И вдруг он увидел Богоматерь, окруженную пламенем и стоящую на камне. Он немедленно позвал другого отшельника, который тоже удостоился созерцать чудное видение. Все это видел и пастух по имени Иоанн Босой. Он взбежал на гору, где застал обоих иноков, и все они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Богоматерь, остался навсегда вдавленным отпечаток правой стопы Пречистой. В этой стопе Богоматери и до сих пор находится вода, никогда не уменьшается она и никогда не переливается.

Сама же Почаевска я ик она появилась в обители следующим образом. В 1559 году из Константинополя в Москву направился за помощью греческий митрополит Неофит. Проезжая через Волынь, он посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. “Богобойная” Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение. В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя и хранил при себе как родовую святыню.

Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону “в великом свете”. Гойская затеплила тогда перед ней неугасимую лампаду. Когда же от иконы исцелился ее хромой брат Филипп, она передала в 1597 году икону инокам, поселившимся на Почаевской горе. На скале поставили церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. С тех пор икона стала называться Почаевской.

По смерти Гойской Почаевская гора досталась ее племяннику, лютеранину и ненавистнику православия, Андрею Фирлею. Он ограбил монастырь и захватил икону, которую держал у себя дома двадцать лет. Однажды он решил поглумиться над православной святыней. Созвав гостей, одел свою жену в ризы православного священника, дал ей в руки потир, и она стала громко кричать хулы на Богоматерь и Ее иконы. Но тут же была наказана. Ее стал мучить злой дух, и она освободилась от ужасного недуга только лишь после того, как ее муж вернул Почаевскую икону в монастырь.
Как-то монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.


Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября).


Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары начали штурм обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. В память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады было установлено празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (5 августа).

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота.
В 1831 году, когда была уничтожена уния, Почаев перешел к православным и назван Почаевской лаврой. Католики распускали слухи, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии, Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления опровергали эти слухи. Так, в 1832 году слепая девочка Анна Акимчукова пришла в Почаев с 70-летней бабушкой за 200 верст — из Каменец-Подольска. Помолясь у иконы и промыв глаза водой из стопы Богоматери, она вдруг стала видеть. Державшаяся униатства ее бабка, пораженная чудом, тут же приняла православие. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы невелики - 30х23 см. Она написана древним византийским письмом и принадлежит к иконографическому типу "Умиление".Изображение Богоматери поясное. На правой руке Ее Предвечный Младенец, в левой плат, прикрывающий Младенца. Кроме того, на иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.

В Успенском соборе лавры хранится большая икона, носящая также название Почаевской. Она устроена киевлянами в память избавления Киева от холеры в 1848 г. и считается чудотворной. На ней внизу изображена стопа Богоматери. Иконы этого вида называются «стопочными», в отличие от тех, где есть лики святых — «с предстоящими».

Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».

Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары, у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы святой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.


СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА


Купол главного храма



В 1991 году униаты пытались захватить Почаевскую лавру. Из Львова уже вышли автобусы с налетчиками. Иноки и миряне, пришедшие в обитель по зову монастырского колокола, начали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.

В Москве, в храме апостолов Петра и Павла в Лефртове есть чудотворная Почаевская икона. Она была принесена в храм в 1930-х гг.


Чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери (Почаевская икона находилась в Москве в 2001г.) находится также в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Празднование иконе совершается 23 июля/5 августа и 8/21 сентября .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:
Источник исцелений и веры православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее Почаевская:
К Тебе, о, Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. А минь.

Особое место занимает чудотворная икона, находящаяся в Почаевском Свято-Успенском мужском монастыре (лавре) на Волыни (Украина). Ее почитают не только православные, но и приверженцы других религий.

Около четырех столетий находится этот чудотворный образ в стенах Свято-Успенского собора, положившего начало монастырскому комплексу. И все эти годы не прекращаются чудеса, явленные верующим по их молитвам перед иконой Божьей Матери.

История и значение

Уже сама история иконы начинается чудесным образом: Богородица как будто сама выбрала место, где ее святое изображение будет находиться . Поэтому стоит начать с предыстории.

В 1340 году у горы, на которой впоследствии выросла Лавра, поселились два монаха. Как-то один из них, совершив молитвы, отправился к вершине, но внезапно его поразило необыкновенное видение: на камне, словно окутанная пламенем, стояла сама Матерь Божья . Инок кликнул своего товарища, и тот тоже сподобился увидеть явление Заступницы рода человеческого.

Увидев чудесное сияние, исходящее с горы, туда прибежал пасший неподалеку скот Иоанн Босой, деревенский пастух. Втроем очевидцы Божьего чуда стали молиться и славить Господа Бога и Его Пресвятую Матерь.

Как свидетельство явления Богородицы, на камне, где она стояла, отпечаталась стопа ее правой ноги. Нынче камень со «стопочкой», как любовно называют этот отпечаток верующие, находится в том же Успенском храме и постоянно наполняется водой, таинственным образом источаемой камнем.

Воду, веруя в ее чудодейственную силу, постоянно набирают паломники, коих приезжает в Лавру великое множество, используют для исцеления от различных болезней, но стопа-источник не оскудевает.

Нередко на списках иконы Божьей Матери Почаевской помещается и изображение стопы.

Согласно существующему преданию, в эти места Божьей Матери, которая потом была названа Почаевской, попала как дар-благословение для дворянки Анны Гойской от греческого митрополита Неофита.

Следуя в Москву из Константинополя, будущий патриарх Константинопольский проезжал по землям Волыни и на несколько дней остановился для отдыха в Урле, поместье Гойской. Тронутый теплым и радушным приемом, высокий гость благословил хозяйку старинным образом Богородицы, с которым никогда прежде не расставался.

Священный дар был помещен в домашней молельне Анны Гойской и находился там долгое время. Но как-то кто-то из домашних заметил, что икона излучает дивный свет. Доложили хозяйке. Та сначала не поверила, но потом увидела этот образ во сне – «в великом свете». Перед иконой после этого была зажжена неугасимая лампада и совершались молитвы.

Первое чудо от иконы произошло в семье Анны: перед ней исцелился брат помещицы, Филипп. Разные источники указывают и разные недуги, от которых он избавился. Одни говорят о слепоте, другие – что он был хромым. Но факт остается фактом – это исцеление, произошедшее в 1597 году, засвидетельствовано историей.

После этого благочестивая Анна Гойская приняла решение передать чудотворный образ для вечного хранения поселившимся на Почаевской горе монахам . А когда здесь был построен храм Успения Пресвятой Богородицы, икона с почестями была помещена в нем. И теперь ее история навсегда слилась с историей монастыря, защитницей и заступницей которого она являлась и является.

Четыре столетия существования Лавры богаты событиями. Среди них много бедствий. Монастырь притесняли лютеране, осаждали турки, захватывали униаты, однако по заступничеству Царицы Небесной все беды миновали.

А описания многих, поистине легендарных, чудес дошли до нашего времени.

В июле 1675 года обитель осадили полчища татар. Монастырь тогда еще не был укреплен, и долго укрываться за его стенами было нереально. Тогдашний игумен воззвал к братии и укрывшимся здесь мирянам молиться ко Пресвятой Богородице и преподобному Иову , почившему игумену Почаевскому.

Утро накануне решающего татарского штурма началось с молитв. И буквально с первыми их словами над церковью появилась сама Матерь Божья, окруженная ангелами с обнаженными мечами . А рядом с ней молился о защите православной обители прп. Иов.

Увидев небесных воинов и приняв их за привидение, татары стали беспорядочно стрелять в них, но стрелы летели обратно, поражая выпускавших их. Врага обуяли ужас и паника, в которой они стали убивать своих же .

Преследовавшие бежавших татар защитники монастыря захватили много пленных. Некоторые из них с течением времени стали христианами и остались в Лавре навсегда.

После смерти Анны Гойской икону из монастыря изъял ее наследник Андрей Фирлей, кальвинист, и почти 20 лет владел ею.

Как-то перед гостями жена Фирлея глумливо стала изображать молитву перед иконой и тут же была поражена душевной болезнью – беснованием . Исцелилась она только тогда, когда икону вернули в Лавру.

В 1721 году Почаев захватили униаты. Для Лавры наступили трудные времена, но и тогда в монастырской летописи было описано более 500 чудес, явленных православной святыней.

Среди них – избавление от неминуемой смерти графского кучера. Граф Потоцкий, исповедовавший униатство, едва не пристрелил его, обвинив в том, что лошади понесли и коляска с седоком перевернулась.

Бедный кучер пал на колени и, повернувшись лицом к Почаевской горе, горячо взмолился к Богоматери о спасении . Несколько попыток графа выстрелить из всегда безотказного пистолета закончились осечками – жизнь кучера была спасена.

Самого Потоцкого это настолько потрясло, что он уверовал в силу иконы и пожертвовал много средств на устройство монастыря , в частности на возведение именно Свято-Успенского собора.

Только в начале XIX века монастырь был возвращен Православной Церкви. И это ознаменовалось исцелением Аннушки Акимчуковой, слепой от рождения девочки из Каменца-Подольского.

Она помолилась у иконы, промыла глаза водой из святой стопы и обрела возможность видеть . Сопровождавшая ее бабушка-униатка, пораженная явленным чудом, перешла в православие.

Исцеления происходят и в наши дни. Описан случай выздоровления парализованной монахини, которая на костылях, с сопровождающим, приехала в Почаев из Оренбурга, а уехала уже самостоятельно.

Костыли, оставленные ею в монастыре, как свидетельство чуда находятся рядом с иконой.

Это только незначительная толика эпизодов, свидетельствующих о чудотворности образа Почаевской Божьей Матери и записанных в монастырских фолиантах.

О чем ей молятся?

Каждый год из самых разных частей света едут и едут многочисленные паломники, чтобы поклониться великой святыне и попросить ее помощи. С молитвой к иконе Божией Матери Почаевской обращаются все верующие : ведь в жизни как – что ни человек, то проблема.

Люди просят помощи в неизлечимых болезнях, включая те, которые не поддаются никаким видам врачевания. Молятся за пленных и за их освобождение, за то чтобы вразумить заблудших и закоренелых грешников, за укрепление колеблющихся в вере.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Владычице Богородице! Благодарю Тя от всего сердца моего, яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего предстати зде и покланятися на святей горе Твоей. О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосердием Твоим. Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой, зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея, егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси, и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои, молю Тя, благословенная Надеждо и Спасение душ и телес наших: омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа, утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя, уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя, да Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно: Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя. Радуйся, вожделений нечистых потопление, радуйся, скверн всяких измовение. Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая, радуйся, росо небесная, свыше токи премудрости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая. Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение. Аминь.

Где находится Почаевская Пресвятая Богородица?

Свято-Успенском соборе Почаевской Лавры, в третьем ярусе роскошного иконостаса, который подарил монастырю император Александр II. Каждое утро икону на шелковых лентах опускают на уровень человеческого роста – для поклонения и . Оригинальная икона имеет небольшие размеры. Оправлена в оклад в форме звезды со многими исходящими от нее лучами.

Но в этом же соборе есть большой ее список, который тоже носит название «Почаевская» и тоже почитается как чудотворный. Эта икона появилась в Киеве после избавления города от эпидемии холеры. Внизу этого списка уже изображена стопа Богородицы.

Чудотворный список иконы Почаевской Божьей Матери, прославленный избавлением от напасти в том же 1848-м, холерном, году, находится в сибирском Иоанно-Введенском женском монастыре, неподалеку от Тобольска .

Почаевская икона, и тоже чудотворная, есть и в Москве. Она сберегается в Св. Димитрия Солунского – у Тверских ворот. Чудотворный ее список есть и в Свято-Даниловом монастыре – в его Троицком соборе.

В чем помогают иконы «Неопалимая Купина» и «Воздвижение Креста Господня»?

В Православной Церкви многие иконы почитаются чудотворными, и к ним традиционно обращаются люди со своими бедами.

Так, Богородичная икона «Неопалимая Купина» считается защитницей от пожара – с этой целью ее помещают дома.

Перед ней молятся за тех, кто сам стоит на страже безопасности, – за военных, пожарников, врачей, летчиков. Люди этих профессий тоже считают «Неопалимую Купину» своей покровительницей.

В военных столкновениях этот образ Богородицы оберегает по молитве солдат и военачальников. Сильно согрешившие верят, что благодаря искреннему покаянию перед иконой ее чудесный огонь испепелит все содеянные ими . Избавляет она и страдающих психическими недугами.

Что касается иконы «Воздвижение Креста Господня» , то молитвы перед ней тоже касаются всех человеческих забот и тягот, начиная от избавления от зубной боли и заканчивая молением даровать милость Божию во всех трудных ситуациях.

Бесплодные просят о даровании детей и получают просимое.

Страдающие мигренями, болями в суставах молят об исцелении.

С верой обращаются к иконе неизлечимо больные.

Молящиеся «Воздвижению Креста Господня» наполняются силой духа, помогающей смиряться и терпеть, надеяться и ждать.

Молитва к иконе «Воздвижения Креста Господня» весьма короткая и искренняя: «Прошу непостижимую и непобедимую Божественную Силу Честного и Животворящего креста не оставить нас, грешных.»