Любой пост, если его держать правильно, приносит организму только пользу.

Однако до сих пор многие воспринимают пост как своего рода наказание, что в корне неверно.

Если знать, как правильно питаться в пост, то этот период пролетит для вас незаметно.

Кроме того, вы удивитесь, сколько интересных и разнообразных блюд можно приготовить в пост.

Пост для православных – что это?

Пост – это временное, добровольное ограничение или полный отказ от скоромной пищи, а также борьба со своими страстями. В это время нужно воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от посещения увеселительных мероприятий и заведений подобного рода. Это наша благодарность Богу за его великую Жертву. Пост – это своеобразное лечение, которое призвано усмирить и облегчить тело, а также обезоружить страсти и обуздать желания. Сегодня все больше людей стараются держать пост, но, к сожалению, многие воспринимают его как диету, что в корне неверно. Держать пост – это гораздо больше, чем просто отказ от еды. Как писал Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».

В посте, как и во всем другом, нужно знать меру. Не нужно бросаться из крайности в крайность. Прежде чем начать держать пост, посоветуйтесь с вашим духовником или священником. И конечно, пост не должен стать кратким путем попасть в больницу.

В Православии существует четыре многодневных поста:

Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост.

Среда и пятница.

Однодневные посты:

Посты назначаются в преддверии какого-либо праздника либо в честь него.

Великий пост дает возможность каждому православному человеку подготовиться к празднику Пасхи. Христос молился в пустыне сорок дней, после чего был предан и принял мученическую смерть на кресте, тем самым избавив весь человеческий род от греха. Православные, соблюдая этот пост, как бы проходят весь этот путь вместе с Христом. Это один из самых строгих постов.

Когда на апостолов сошел Святой Дух, они разошлись проповедовать Евангелие по всему миру, постоянно находясь в трудах, молитве и посте. В честь этого события и был назначен Петров пост . Ведь каждый православный человек должен своей жизнью проповедовать православную веру.

Успенский пост посвящен Богородице. Он позволяет всем православным подготовиться к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, которая, готовясь к встрече со своим Сыном, много молилась и постилась. Этот пост по строгости равен Великому.

Рождественский пост – последний в году. Установлен он для того, чтобы каждый православный очистил свою душу постом, покаянием и молитвой. Мы должны встретить пришедшего в мир Спасителя с чистой душой и сердцем, чтобы показать свое желание следовать учению Христа.

Как правильно держать пост: правила, поведение, посещение церкви

Существует несколько основных правил, которых следует придерживаться, чтобы понять, как правильно держать пост.

1. Прежде чем начать держать пост, нужно понять, что воздержание от пищи – это инструмент, с помощью которого человек борется со своими грехами. От пищи нужно именно воздерживаться, а не изнурять себя и свое тело. Вы должны трезво оценить свои силы в зависимости от вашей подготовки к посту и состояния здоровья.

2. Пост требует постепенного вхождения и подготовки. Начните подготовку к нему с воздержания от скоромной пищи по средам и пятницам на протяжении года.

3. Для тех, кто желает поститься впервые, рекомендуется предварительно побеседовать со священником, рассказать ему о своем физическом и душевном состоянии и попросить благословение на соблюдение поста.

4. Желательно присутствовать на всех церковных службах, которые совершаются во время поста. Однако современному человеку достаточно трудно соблюдать это правило, особенно тем, кто постоянно работает. Но все же, старайтесь посещать вечернюю службу в субботу и, конечно, воскресные службы.

5. Во время Великого, а теперь и других постов, в церквях совершается таинство Соборования, которое не должен пропустить ни один православный человек, решив держать пост. Время проведения этого таинства нужно предварительно узнать, так как в разных храмах оно проводится в разное время. После обряда Соборования, при первой же возможности необходимо причаститься.

6. Простое воздержание от пищи без молитвы не принесет пользы для души. Более того, это может нанести вред, если человек, воздерживаясь от скоромной пищи, начинает возноситься над другими. Православный человек во время поста должен посвятить себя молитве, воздержанию от страстей и пороков, покаянию, совершению добрых дел, прощением обид, меньше смотреть телевизор и посещать увеселительные мероприятия.

7. В последнее время все чаще и чаще стало звучать такое утверждение, что якобы необязательно воздерживаться от скоромной пищи, главное, делать добрые дела и никого не обижать. Может, оно и верно, но невозможно смирить свой дух, не смерив, тело. Как уже говорилось выше, не стоит впадать из крайности в крайность. Воздержание и добрые дела во время поста должны быть неразлучны.

8. Пост – время примирения. Старайтесь наладить отношения со своими друзьями и близкими, если до этого вы находились в конфликте.

9. Кроме воздержания в пище, каждый христианин должен сконцентрировать свои силы на добрых делах. По своим силам помогать всем нуждающимся. Это может быть не только материальная жертва, но и ваш труд и забота о тех, кто в ней нуждается.

10. Каждый человек знает о своих слабостях. Пост – это как раз то время, когда вы можете начать борьбу с ними. К примеру, попробовать побороть вредные привычки. Конечно, это сделать невозможно без молитвы. Каждую свободную минуту посвятите молитве и чтению Евангелия.

Как правильно питаться в пост: когда и что можно есть?

Существует несколько видов поста:

строгий пост – отказ от любой еды и напитков, кроме простой питьевой воды;

сухоядение – употребление растительной пищи в натуральном виде, не подвергая ее готовке;

вкушение вареной пищи — разрешается употреблять растительную пищу, предварительно ее приготовив, но, не заправляя маслом;

вкушение вареной пищи с елеем — разрешено готовить растительную пищу с добавлением постного масла;

вкушение рыбы – допускается не только приготовленная растительная пища, но и рыба, морепродукты.

Церковь четко определяет, каких правил питания нужно придерживаться по тем или иным дням. Рассмотрим их подробно для каждого многодневного поста:

1. Великий пост .

Первая и Страстная седмицы поста – самый строгий пост, разрешено только сыроядение без масла или полный отказ от еды.

Понедельник, среда и пятница – сырые овощи.

Вторник и четверг – блюда без елея. Вареные блюда из овощей, бобовых, грибов и круп.

Суббота и воскресенье – разрешено добавление елея. Сваренные или приготовленные на пару блюда.

Благовещение Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье – разрешена рыбная икра и вареные блюда с маслом.

Страстная пятница – полный отказ от еды до выноса плащаницы.

2. Петров пост .

На протяжении всего поста, за исключением понедельника, среды и пятницы можно кушать рыбные блюда.

Понедельник – приготовление без елея. Горячие блюда.

Среда и пятница – сыроядение.

В остальные дни можете готовить блюда с добавлением масла. Грибные, овощные, рыбные блюда и каши.

Рождество Иоанна Предтечи — разрешены рыбные блюда.

3. Успенский пост . Продолжительность поста всего две недели, но по строгости равен Великому.

Понедельник, среда и пятница – сыроядение.

Вторник и четверг – приготовление без масла. Вареные блюда из круп, бобовых овощей и грибов.

Суббота и воскресенье – приготовление вареных блюд с маслом.

Преображение Господне – допускаются рыбные блюда.

4. Рождественский пост . До 19 декабря правила приема пищи такие же, как и правила в Петров пост.

В дни праздников святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Рыба запрещена в последнюю неделю поста.

В среду и пятницу православные постятся, вспоминая предательство Иуды и мученическую смерть Христа.

Конечно, все эти правила соблюдать очень сложно, особенно тем, кто впервые решился держать пост. Поэтому перед каждым постом необходимо пообщаться со священником и взять у него благословение.

Продукты, которые нельзя употреблять в любые постные дни:

— любое мясо и субпродукты;

— животный жир, маргарин и сливочное масло;

— кисломолочные и молочные продукты;

— майонез;

— рыбу и морепродукты (кроме определенных дней, когда это разрешено).

Продукты, которые разрешается употреблять в пост:

— фрукты и овощи;

— зелень;

растительное масло;

— крупы и хлопья из злаков;

— пряности и специи;

— бобовые;

— соевое мясо.

Как видим, во время поста достаточно большой выбор продуктов, из которых можете приготовить много вкусных и полезных постных блюд.

Как правильно поститься в Великий пост: кому можно допустить послабления

Существуют определенные категории людей, которым разрешены некоторые послабления в соблюдении поста, либо вовсе не рекомендуют поститься. К таким категориям можно отнести:

1. Дети до 7-ми летнего возраста. В этом возрасте организм активно формируется, поэтому не исключайте из рациона ребенка рыбу и мясо. Можете заменить часть этих продуктов растительными белками: гречиха, бобовые, орехи и грибы.

2. Беременные и кормящие. Женщинам в период беременности и вскармливания грудью разрешается употреблять в пищу яйца, молочные продукты и рыбу.

3. Люди, перенесшие тяжелые заболевания. Для восстановления сил, таким людям необходимы аминокислоты и жиры.

4. Люди, страдающие хроническими заболеваниями.

5. Путешествующие и люди, которые тяжело работают физически.

Если вы поститесь впервые, можете дать себе небольшие послабления, посоветовавшись перед этим со священником.

Если не сдержал пост: какое наказание себе назначить?

Этот вопрос мучает тех, кто пытался держать пост, но в какой-то момент срывался. На самом деле, наказание за это вам может назначить только ваш священник. Он может назначить вам прочтение Покаянного Канона на протяжении нескольких дней либо определенную работу, к примеру, по уходу за престарелыми или больными людьми. То есть какими-то своими добрыми делами искупить этот грех.

На самом деле, соблюдение поста – это очень индивидуально. Даже если вы откажетесь, к примеру, только от мяса, это уже хорошо. Ведь у одного человека хватает силы воли держать сразу строгий пост, а другому это будет не по силам, и он начнет роптать. Сегодня вы откажитесь от мяса, а на следующий пост вы уже и от молока откажитесь. Если вам так легче, можете постепенно отказываться от скоромной пищи.

Календарь постов на 2016 год

Каждая среда и пятница, кроме Сплошных седмиц.

Теперь вы знаете, как правильно поститься. Начните ваш подвиг с соблюдения поста по средам и пятницам. Сегодня на просторах интернета можно найти массу интересных рецептов для постных дней. И помните, что простое воздержание от еды, не ограничивая себя ни в чем другом – это не пост, а диета! Приятного вам поста!

Чем отличается от других религий ислам? Пост Рамадан для мусульман - самое священное время года. Они воздерживаются от всех утех для того, чтобы испытать силу воли над плотскими желаниями, раскаяться в грехах, побороть гордыню во имя прощения Всевышнего. Как правильно держать пост в исламе? Об этом и пойдет речь в статье.

Общие сведения

В течение исламского поста - ураза, днем постящиеся не должны принимать никакой пищи. Им не разрешается пить алкогольные напитки, вступать в интимные отношения. В настоящее время появились запреты на выкуривание сигарет и жевание жвачек (а их, как известно, во времена пророка не существовало). А распитие спиртного в исламе запрещено не только в священный месяц Рамадан, но и, вообще, в течение всего года. Более того, недопустима и их продажа. В отличие от христианства, пост в исламе допускает принятие любой пищи: и мясного, и жареного. Одновременно он ограничивается по времени. Допустимо трапезничать только в тёмное время суток. Нужно принимать во внимание, что ислам не допускает питание мясом некоторых животных. Например, свинина - под большим запретом.

Не только священный для мусульман - время поста. Ислам разделяет его на два вида. Первый пост - обязательный. Его необходимо соблюдать в священный месяц Рамадан (девятый в Второй - рекомендуемый. В исламе календарь не такой, как григорианский. Он короче на 11 дней. И именно поэтому с каждым годом месяц Рамадан наступает на десять дней раньше. А рекомендательными являются такие дни поста в исламе: каждый понедельник и четверг; 9-е, 10-е, 11-е числа месяца Мухаррам; первые шесть дней Шавваля. Помимо отказа от еды и плотских утех, постящиеся обязаны молиться (совершать намаз). Приём пищи должен совершаться до (Фаджр) и после вечернего (Магриб). Принято считать, что в этот месяц Всевышний (Аллах) более благосклонен к молитвам и увеличивает значимость благих дел.

В отличие от христианского, пост в исламе - не грустный, а праздничный. Для правоверных мусульман он является величайшим праздником. К нему они заранее готовятся: покупают еду и подарки, поскольку Всевышний прощает грехи и отвечает на мольбы не только постящихся, но и помогающих тем, кто нуждается, и просто, занимающихся благотворительностью. Ведь даже самые обездоленные должны принимать пищу с наступлением тёмного времени суток, участвовать в празднике. Поэтому в конце священного времени принято собирать деньги (закят) для бедных. Помимо богоугодных дел, нужно постараться никого не обманывать. Иначе принято считать, что Всевышний не примет ни поста, ни молитв.

Время поста

Ислам, как читателю уже известно, призывает всех мусульман к посту в священный месяц Рамадан. На какое число попадёт его наступление - зависит от лунного календаря. Ибо каждый год он припадает на новую дату. Во время уразы принято вставать ещё до утреннего совершения молитвы, чтобы съесть завтрак. Такая процедура принятия пищи до восхода солнца называется сухуром. Святой пророк велел правоверным не пренебрегать им, потому что он придаст много сил для совершения Поэтому проснуться на час раньше не должно составить никакого труда у верующих. А завершить сухур рекомендовано до свершения утренней молитвы - фаджра, чтобы не опоздать к времени поста.

В течение всего дня, до наступления сумерек, постящийся обязан проводить в полном ограничении, без пищи и воды. Прервать его он обязан до вечерней молитвы. Открыть ифтар нужно с глотком пресной воды и фиником. Рекомендуется прервать пост вовремя, не откладывая на потом. После принятия воды и финика не нужно сразу же принимать пищу. Сначала необходимо совершить а уже потом дозволено приступить к ужину - ифтару. Запрещается есть до отвала и объедаться. Нужно принять ровно столько, чтобы удовлетворить чувство голода. Ведь в противном случае пост потеряет свой смысл. А он, как известно, нужен для воспитания телесной похоти.

Действия, опустошающие организм

Что нарушает пост в исламе? Эти действия бывают двух видов: то, что опустошает человека, и то, что его наполняет. К первым относятся те, в процессе которых из тела выходят определённые жидкости. Как известно, это может быть преднамеренная рвота (в случае, если она была не намеренной, пост не считается нарушенным) или кровопускание. Так же, как указывалось выше, запрещено вступать в интимные отношения. А как известно, во время этого процесса и у мужчин, и у женщин происходит выброс полового генетического материала. Поскольку действие является преднамеренным, то и относится к нарушениям.

Вообще, и без выброса генетического материала интимный контакт нарушает пост. Даже если он происходит между законными супругами. Если же выброс произошёл без интимного контакта, но преднамеренно (рукоблудство), то это тоже нарушение, поскольку в исламе такое действие считается грехом. Однако, если мужчина намеренно решил это совершить, но не произошло выделение половой жидкости, то пост не считается нарушенным. Также не является нарушением непреднамеренный выброс как у мужчин, так и у женщин.

В исламе данное нарушение является самым тяжким. Если человек раскаялся, то он может искупить вину двумя способами: либо освободить невольника (в цивилизованном мире это сложно и фактически недоступно), либо поститься в течение последующих двух месяцев. Даже если без уважительной причины он нарушит либо прервёт ограничение, которое выдерживает по случаю раскаяния за прелюбодеяние, он заново должен начать двухмесячное воздержание.

Обнимать и целовать во время поста - разрешено. Но эти действия не должны приводить к половому возбуждению, чтобы не произошло того, что нарушает пост. Если супруги умеют владеть собой, то спокойно могут целовать друг друга. Если же нет уверенности в себе или в своих вторых половинках, то необходимо отказаться от объятий. Иногда бывает, что выброс генетического материала произошёл во сне. А как известно, человек не контролирует свои действия в это время. Поэтому пост не является нарушенным. В этом случае возмещать его незачем. А мужеложство и скотоложство в исламе являются тяжкими грехами всегда, а не только в месяц Рамадан.

Кровопускание во время поста

Сдать кровь - тоже нарушение. Считается, что таким образом человек слабеет. А чувствовать недомогание во время поста - недопустимо. Это означает, что человек не должен становиться донором. Даже в случае крайней необходимости, это является нарушением. Однако постящийся может возместить его в другой день. Если же кровь пошла непреднамеренно, то ограничение не является нарушенным. Также не относится к нему и сдача крови на анализ. Ведь в этом случае сдаётся мало жидкости, поэтому человек не испытывает слабости. Кроме того, не допускается и соблюдение поста во время менструального цикла (тоже в своём роде кровопускание). Как известно, представительницы прекрасного пола в этот период испытывают слабость и болезненность. И, как указано выше, в такое время недопустимо соблюдение поста.

Тошнота во время поста

Если у постящегося проблемы с желудком, то ему не обязательно сдерживать рвоту, опасаясь, что это может нарушить пост. Когда же мусульманин намеренно вызвал её, то за это действие не последует наказания. Если постящийся непроизвольно освободил желудок от его содержимого, на соблюдения поста это влиять не будет. Значит, не обязательно сдерживать рвотные позывы. Но вызывать их намеренно запрещено.

Действия, наполняющие организм

К наполняющим действиям относятся те, в процессе которых человеческое тело наполняется. Это приём пищи и напитков. А как известно, они недопустимы в светлое время суток. Кроме них, принятие лекарств, вливание крови, инъекции также считаются нарушениями. Если медикаменты принимаются для полоскания и не проглатываются, то это является допустимым. Поэтому пить таблетки и другие лекарства необходимо в тёмное время суток. Также пост не считается нарушенным, если кровь заново вливают после того, как её очистили и насытили необходимыми питательными веществами. Кроме того, капли для глаз и ушей или клизмы тоже не относятся к запретным при уразе. Даже допустимо удаление зубов, несмотря на вероятное выделение крови из ранок. Если постящийся пользуется (в том числе и астматики), то пост тоже не нарушается. Поскольку воздух - это не еда и питьё, а газ, поступающий в лёгкие.

Любой мусульманин, который преднамеренно принял пищу или выпил, совершил большой грех. Поэтому он обязан совершить покаяние, возместить нарушение в другой день. А двойным грехом является принятие того, что ислам запрещает в любой день, а не только в пост - алкоголя и свинины. Если же человек просто забыл об ограничении (а такое часто наблюдается в первые дни уразы), то пост не считается нарушенным. Возмещать его необязательно. Человек должен поблагодарить Всевышнего за то, что Он послал ему пищу (а ведь в мире много голодающих). Если же мусульманин увидел, что кто-то другой тянется к еде, он обязан его остановить и напомнить ему о посте. Проглатывание слюны либо остатка пищи, застрявшей между зубами, также не является нарушением.

Какие действия не нарушают пост?

Как держать пост в исламе? Какие действия его не нарушат? Кроме тех случаев, которые указаны выше, к ним можно отнести следующие манипуляции: нанесение сурьмы на глаза (как известно, у мусульманских женщин это актуально); чистку зубов специальной щёточкой (мисваком) или обычной щёткой без пасты. Применение последней не запрещено. Главное, чтобы не проглотить средство, даже частично. Разрешаются и остальные гигиенические процедуры: полоскание носа, рта, принятие душа. Допускается также плавание, но при условии, что человек не ныряет с головой, поскольку это может привести к попаданию воды в организм.

Также не нарушает пост мусульманин, который поневоле заглотнул табачный дым или пыль. Допускается и вдыхание ароматов (даже намеренное). Если женщины (а иногда и мужчины) готовят еду, то пробовать их на вкус - допустимо. Но запрещается её проглатывать. Лечение ран посредством мазей, йода, раствора зелёнки - допустимо. Женщинам можно стричься и окрашивать волосы. То же самое касается и мужчин. Кроме того, представительницам прекрасного пола допустимо пользоваться косметикой. Но многие во время Рамадана от неё отказываются.

Курение во время поста

Курение во время уразы тоже нарушает пост. Вообще, этот процесс в исламе нежелательный, поскольку наносит вред организму и разуму, опустошает кошелек. А также в связи с бесполезностью. Поэтому намеренное глотание табачного дыма (в отличие от непроизвольного) нарушает пост. Но многие люди, которые держат уразу, не наслаждаются сигаретами только в светлое время суток. Это неправильно. Потому что курение не только сигарет, но и кальяна запрещено весь месяц поста в исламе. Часто бывает так, что после окончания Рамадана многие бросают эту пагубную привычку.

Пост во время беременности и кормления

Как правильно держать пост во время беременности в исламе? Будущая мама, если чувствует себя хорошо, нет угрозы ни для неё, ни для ребёнка, обязана соблюдать ограничения. Если же есть возможность выкидыша, то поститься необязательно. То же самое относится и к кормящим матерям. Поэтому перед наступлением священного поста, вышеуказанные женщины должны проконсультироваться с врачом. И сдать необходимые анализы.

Если же им не рекомендуется соблюдение поста по случаю тяжело протекающей беременности или по иным причинам, то они обязаны возместить пост в другое время. Желательно, до наступления следующего Рамадана. Кроме того, такой барышне нужно раздать подаяния нуждающимся (как деньгами, так и едой). Однако, если женщина не сможет возместить пост из -за того, что заново носит малыша под сердцем либо продолжает кормить, то вполне достаточно ей помочь бедным.

Пост беременной в исламе не слишком строгий. Его не обязательно соблюдать все тридцать дней подряд. Допустимы нарушения каждый второй день. Иногда можно сделать перерыв на неделю. Главное - держать тридцать дней в общей сложности. Поскольку дни поста зимой намного короче летних (в холодное время года рассветает поздно, а темнеет рано), то разрешается молодым матерям возмещать пост в эти дни, даже если Рамадан был летом.

Пост во время критических дней

Можно ли держать пост во время месячных? Ислам запрещает правоверной мусульманке не только соблюдать ограничения, но и совершать намаз. Если женщина в критические дни не делает этого, то возмещать не нужно. Всё это связано с тем, что в эти дни дамы не являются чистыми. А как известно, соблюдение важнейших исламских ритуалов допускаются только при соблюдении полнейшей гигиены.

Если женщина держит пост, и вдруг у неё начались выделения, то он считается нарушенным. девушка должна будет его возместить. Но если это произошло после наступления сумерек, то нарушения не было. На следующий день нужно воздержаться от ограничений до окончания месячного цикла. Одним словом, пост должен быть на пользу постящимся, а не во вред им. А при чувстве слабости организма, от уразы можно получить больше негатива, чем позитивных моментов.

Как правильно поститься? Как нужно питаться в Великий пост? Для чего это нужно? На все эти вопросы Вам ответит редакция портала “Православие и мир”!

В древнеанглийском языке Великий Пост называется словом Lecnten – весна. Весна не только по времени года. Весна души, когда наконец-то надо убрать весь грязный снег грехов, растопить лед в сердцах, когда душа должна расцвести, омытая Таинством покаяния. Великий пост – самый продолжительный и строгий пост Православной Церкви.

Церковный устав выделяет пять степеней строгости поста:

1) полное воздержание от пищи;

2) сухоядение;

3) горячая пища без масла;

4) горячая пища с маслом (растительным);

5) вкушение рыбы.

Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи.

В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания – растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу.

Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться: так, например, в Московской Духовной семинарии учащимся благословляется рыба чаще, чем 2 раза в пост. Поэтому обычно православные испрашивают благословения священника и определяют с ним меру своего поста.

Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

Относительно поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Но при этом надо обязательно посоветоваться с духовником и, даже если он благословит ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи»

Церковь напоминает, что основной смысл поста заключается в более глубокой духовной жизни, в чистосердечном покаянии в грехах, в более частом посещении Богослужений, причастии Святых Христовых Таин и молитве.

«Главное – надо поститься духовно, не обременять себя новыми грехами, когда мы будем каяться», – сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II накануне поста.

По слову святых отцов: “Если увидишь нищего, подай ему милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. …Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?” Недаром апостол Павел предупреждал нас: “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом”.

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми.

Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд.

Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, – состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень – не страх, а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Пока мы неспособны говорить в таких категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы все еще язычники, вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, и приход Его – мрак и ужас для нас; и суд Его – не искупление, но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним – страшное событие, а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем»

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Как держать пост

Почему-то многие женщины по привычке отмахиваются, когда разговор заходит о днях поста, даже те, которые считают себя верующими и ходят в церковь… Да ну его. Мол, тяжело, скучно и вообще как-то глупо!

А сами в это время тратят бешеные деньги на разного рода средства для похудения и оздоровительные препараты.

Между тем, всё, пришедшее из древности, пришло не просто так. И можно утверждать: вполне достаточно этих определённых дней, чтобы поддерживать себя “в форме” всё время. Тем более что теперь известно: именно в то время, когда у православных основные посты (перед Рождеством, Пасхой) организм наиболее предрасположен к накоплению излишков жира, так что польза поста для состояния здоровья и фигуры неоспорима. О духовности здесь не говорим.

Поэтому: испросим благословения у священника, запасёмся терпением и… используем такую уникальную возможность, чтобы похудеть. Заодно узнаете, 🙂

Как держать пост

Для начала нужно усвоить: пост – не голод. ? Есть превеликое множество замечательных постных блюд, основа которых – так называемая здоровая пища. А отказываемся только от скоромного: мяса, молочных продуктов, жиров, сдобы, яиц, в строгий пост – от рыбы. Конечно, стоит уменьшить и порции: желудок человека способен растягиваться, а поэтому поначалу маленькой тарелочки ему будет мало. Но потом он примет нормальные размеры, – и вы перестанете это замечать. Лечение постом — один из самых щадящих и гармоничных вариантов.

Для того, чтобы эти дни не стали мучительными, нужно запомнить несколько правил того, как питаться в пост:

  • – это способствует выведению шлаков и перебивает чувство голода;
  • помните: насыщение наступает не от количества калорий, а от разнообразия вкусов, поэтому блюда во время поста не должны быть однообразными. Съешьте, например, кислое, солёное, горьковатое – насытитесь;
  • не забывайте носить с собой несколько яблок или банан – чтобы не было соблазна зайти в кафе и сжевать булочку;
  • желательно, чтобы ваша семья поддерживала вас – очень трудно устоять, когда с кухни доносятся вкусные запахи…

А теперь – следующий момент. Очень важный. Постоянно хочется есть… Но дело в чём? Кишечник-то обложен слоем налёта, который не даёт проникать в кровь питательным веществам, поступающим с новой пищей. Отложений – всё больше, живот отвисает, а пользы – никакой. Налёт этот нужно убрать. Мы уже подготовлены, пост подходит к серединке. Теперь нужно запастись мужеством (всего на 4 дня)… и яблоками. Три дня питаемся одними и пьём яблочный сок. На четвёртый день, когда организм уже подготовлен и почти очищен, чистим кишечник солёной водой (нужно выпить от двух до пяти литров), такой, чтобы не противно было пить. Скорей всего, самочувствие ухудшится: организм начал очищаться. Но потом, когда выйдут каловые массы (когда вместо них пойдёт вода), вам станет намного легче. И, главное, — уже не нужно носить в себе лишние килограммы.

Со следующего дня возвращаемся к привычному уже разнообразному, но постному рациону. И помним: праздники нужно встретить в наряде на размер меньше обычного.