Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный - это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.


Добро и зло – основные понятия этики

Моральный выбор

План ответа:

Этика – теория морали.

Понятие добра и зла.

Моральный выбор человека.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет:

место морали в системе других общественных отношений;

анализирует ее природу и внутреннюю структуру;

изучает происхождение и историческое развитие нравственности;

теоретически обосновывает ту или иную ее систему;

анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Добро и зло:

положительное, т.е. благо;

отрицательное, предосудительное;

в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.

2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:

эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;

злое – то, что порождало несчастья и страдания.

вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:

добро – веление бога;

зло – дьявола.

Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …

Виды зла:

физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;

социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:

хвалим, соглашаемся, одобряем;

порицаем, критикуем, не одобряем.

Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

Подробное решение параграф § 9 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 6 класса, авторов Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н. 2015

ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

Что сдерживает животных одного вида от уничтожения друг друга в схватках за территорию, место в группе?

Инстинкт сохранения рода.

Есть ли у людей сдерживающий механизм, заставляющий их поступать правильно, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных?

Нормы морали и закон.

Какое наблюдается противоречие?

Человек в отличие от животных не следует природным инстинктам, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных. Он руководствуется нормами морали и законом.

Сформулируй вопрос, который можно задать на основе этого противоречия. Сравни свою формулировку с авторской (с. 201).

Что заставляет человека поступать правильно, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных?

ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Объясни значение слов: биосоциальная природа человека, сознание, личность, характер, духовная жизнь личности, мировоззрение. (Словарь)

Биосоциальная природа человека – неразрывное единство в человеке биологической (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) и социальной (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству) природы.

Сознание – человеческая способность «отражать» наблюдаемый мир в своём внутреннем мире в виде чувственных и умственных образов; перерабатывать эти образы с помощью мышления и чувств; на основе этой переработки усилиями воли направлять и контролировать свою деятельность в мире.

Личность – человек, обладающий сознанием, т.е. получивший в результате развития в обществе способности:

– осмысливать себя и мир;

– чувствовать и переживать своё отношение к миру;

– усилием воли направлять и контролировать свою деятельность, опираясь на систему личных и общественных ценностей.

Характер – индивидуальное сочетание качеств (черт) личности, определяющее особенности поведения, отношение человека к обществу, труду, самому себе, уровень развития волевых качеств.

Духовная жизнь общества – сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нём (картина мира), на смысл и цель его жизнедеятельности, а так же система ценностей, идеалов, определяющая нравственность человека, его отношение к окружающему миру.

Вспомни события из истории разных народов и времён, когда одни и теже поступки разные люди оценивали как «плохие» и как «хорошие». (Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», 5-й кл.: Перво бытный мир, Ассирия, Древний Рим и т.д.)

В Древнем мире законы для свободных людей и рабов были разными. Например, по законам Хаммурапи, если раб оскорблял свободного человека, ему отрезали ухо.

В древнем Китае, согласно учению Конфуция, провинившегося подданного лучше наставить на путь истинный поотечески, нежели убивать. Однако правители Китая пощшли по другому пути и держали население в страхе путем жестоких наказаний за незначительные проступки.

Кто из известных тебе литературных героев и в каких случаях испытывал муки совести, трудности при выборе между добром и злом?

«Сказка о царе Солтане» А. С. Пушкина. Выбор: избавиться от жены и ребенка или сначала все выяснить, а потом принимать решение.

«Му-Му» Тургенева. Эпизод, когда Герасим шел топить собаку.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Уроки мудрецов.

С помощью текста ответь на вопросы.

Каковы происхождение и значение следующих понятий: этика, мораль, нравственность? (Проверь себя по словарю)

Этика (от древнегреч. – нрав, обычай) – учение о нравственности и морали, определяющее правильное и достой ноеповедение, духовные качества, необходимые человеку в обществе, самоконтроль.

Нравственность (от рус. «нрав» – характер, темперамент) – 1. Реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей и конкретного человека. 2. Внутренние, духовные качества, ценности человека, которые определяют правила его поведения.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность норм, правил поведения людей в обществе, основанных на представлениях о добре, долге и совести.

Возникает ли нравственность в человеке стихий но или её надо формировать сознательно?

Нравственность необходимо формировать сознательно. Простые нравственные добродетели человек приобретает в процессе социализации. Например, что такое добро, а что зло.

Из чего складывается личная система ценностей?

Из идеалов, образов и совести.

Как связаны и чем от личаются друг от друга совесть, нравственность, мораль?

Совесть – это личная система ценностей. Нравственность – реализация моральных норм в жизни в поведении конкретного человека. Мораль регулирует поведение общества. Вместе они проявляется через деятельность человека в обществе и отношение к другим людям.

2. Неспокойная совесть.

Прочитай текст и ответь на вопросы.

Человек рождается совестливым или становится? Как формируется совесть?

Человек становится совестливым. Совесть формируется в процессе воспитания, через постоянные указания ребёнку на то, «что такое хорошо, а что такое плохо» и т.д. Вначале совесть формируется как нравственная способность критически себя оценивать

Почему герой второго диалога Лёша не взял шпаргалку?

Потому что он совестливый человек.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполняем учебные задания.

Полоижительные качества:

аккуратность, активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, бесстрашие, вежливость, великодушие, верность, внимательность, воля, выдержка, галантность, гостеприимство, гуманность, дальновидность, доброжелательность, добросовестность, доброта, дружелюбие, естественность, жизнелюбие, заботливость, жизнерадостность, интиллегентность, искренность, коммуникабельность, кропотливость, любезность, мудрость, мужество, наблюдательность, надежность, настойчивость, обязательность, опрятность, отважность, отзывчивость, открытость, понятливость, постоянство, пунктуальность, решительность, самостоятельность, сдержанность, сердечность, серьезность, собранность, сострадание, сочувствие, спокойствие, тактичность, творчество, терпимость, уравновешенность, уступчивость, целеустремленность, честность, чувственность, чувствительность, чувство долга, чувство собственного достоинства, щедрость.

Отрицательные качества:

апатия, безволие, безответственность, безразличие, безынициативность, ворчливость, вредность, вспыльчивость, грубость, жадность, завистливость, злобность, кровожадность, лень, лживость, лицимерие, мелочность, нахальство, небрежность, невежливость, невнимательность, невыдержанность, недоброжелательность, ненависть, нерешительность, нетерпимость, неуверенность, обидчивость, ограниченность, озлобленность, пассивность, равнодушие, расточительность, скупость, слабость, страх, трусость, тщеславие, упрямство, эгоизм, эгоцентризм

2. Прочитай высказывания и подбери к ним примеры из своей жизни или из жизни общества.

А. «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». (Римский поэт Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.) Хвалю других за их работоспособность и считаю это отличным качество, но сам ленюсь.

Б. «Смотреть на людей со сломанной совестью ещё страшнее, чем на избитых». (Чехословацкий журналист Юлиус Фучик (1903–1943) Прогуляла школу и не выполнила домашние задания. В итоге замучала совесть. Все исправила, однако неприятное чувствло осталось. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, человечности, сам задает изнутри критерии моральной оценки и сам оценивает свое поведение.

В. «Достоинства человека определяются только его поступками». (Французская пословица) Двое одноклассников претендавали на пост старосты класса. Один рассказывал каким отзывчивым он будет, суолько хорошего он сделает для одноклассников. Другой все это делал уже сейчас. Старостой выбрали второго мальчика.

Г. «Не верю в ваши темпы скорости,

А больше доверяю совести,

Не убежать вам от неё,

И, подводя итоги в старости,

Ещё вернётесь к первозданности,

В начало вечное своё». (Л.И. Болеславский) Совестливый человек будет долго помнить, что сделал что-то плохое (например, сильно обидел родителей).

Решаем жизненные задачи.

Новенький во дворе

Ситуация. Во дворе появился новый мальчик, который сильно заикается. Знакомые тебе ребята стали его дразнить, обзывать.

Роль. Мальчик или девочка с этого же двора.

Результат. Твои действия, которые помогут новичку найти новых друзей.

1. Предложить новому мальчику поиграть с тобой.

2. Узнать у него про его интересы и чем он увлекается.

Общение с тобой постепенно поможет новому мальчику подружится с остальными детьми.

Осуществляем проекты.

1. Проведите исследовательскую работу на одну из тем.

Этическое учение Конфуция: «Ритуал – основа жизни». Этическое учение Сократа: «Добродетель есть знание». Этическое учение Христа: «И как хотите, что бы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Этическое учение Кофуция: «Ритуал – основа жизни».

Конфуцианство является духовной основой китайского общества, поскольку формулирует основы социального порядка, обосновывает идеал совершенного человека

Его основатель китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы, Кун Фу-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни), который жил в течение 551-479 до н.э. По убеждению Конфуция, поведение, общественное положение людей, их моральные нормы зависят от неба, высшего духовной силы, которая действует сознательно, является создателем и одновременно частью природы. Небесное веление является уделом, которому подчиняются и люди, и государства:"Для жизни и смерти существует судьба; богатство и знатность зависят от небо а Небо породило во мне моральные качества." Человеку следует беспрекословно выполнять волю неба, поскольку оно наказывает за проступкио карает за провинности.

Основной идеей конфуцианства является незыблемость установленных небом порядков в Поднебесной (Китае). Этика конфуцианства провозглашает верховенство добра над злом, основным понятиям, своеобразным моральным законоом которой является"жень"- гуманность, человеколюбие, человечность. По конфуцианской этикой, человек, искренне придерживается принципа человечности, не совершит зла, она способна выявлять почтительность, вежливость, правдивость, сообразительность, доброту. К людям нужно относиться так, как к дорогим гостям, нужно сдерживать себя, чтобы вести согласно ритуалу, а на то, что не отвечает его требованиям, не следует смотреть, его можно слушать.

Оговаривая отношения людей в обществе и семье, моральный принцип жень находится в органической связи с принципом сяо - почитание родных и старших:"Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим","При жизни родителей - служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом." Церемонии, есть внешние проявления уважения, сыновней любви, преданности.

На признании важности церемоний основан принцип ли (правило, норма, ритуал, церемониал, этикет), вопреки которому нельзя ни смотреть, ни слушать, ни говорить, ни действовать. Без ли не может существовать дер ржава. Он должен быть основой воспитания, которое строится на личном примере, требованию к неукоснительному соблюдению церемоний, этикета. Это требование часто критиковалась, поскольку, как утверждали ее оппоненты, человеку, который придерживается предписаний конфуцианства, никогда не будет добродетельным и творить добро, потому что он занят непрерывными церемониямями.

Благородный муж является представителем аристократии и совершенным человеком. Однако принадлежность к аристократии не гарантирует человеческого совершенства, поскольку для этого нужна упорная работа над собой. Стать благородним мужем чрезвычайно сложно (даже себя не считал таковым), ведь это - идеал, ориентир для тех, кто заботится о самосовершенствованииня.

Основные качества благородного мужа - жень (человеколюбие, милосердие, гуманность), и (справедливость), чжи (знания), ли (ритуал, обряд, этикет, церемония), вэнь (воспитанность)

Для утверждения справедливости правитель должен действовать как правитель, а подданный - как подданный, отец - как отец, сын - как сын. Для реализации принципа справедливой ти нужны знания того, что и как нужно делать, а также соблюдения правил благопристойности, следствием чего является мера и упорядоченность поведения и деятельности.

Упорядоченность отношений граждан, правильное поведение предусматривают постоянный контроль и самообуздания, подчинение культурной норме, без которой невозможна стабильность в обществе. Принцип справедливости тоже направлен на самообуздание, ограничение влияния эгоизма на поведение и деятельность человека. Благородный муж должен придерживаться и созданных мудрецами-правителями стандартов, традиций, в которых аккумулирован опыт тысячелетий.

Выбирая себе друзей, следует ориентироваться на то, что одни из них полезны, другие наносят вред.

Благородный муж, по мнению Конфуция, всегда ценит справедливость. Даже с простыми людьми он ведет себя справедливо.

Большое значение Конфуций придавал справедливости правителя:"Когда правитель любит ритуал, никто в народе не посмеет быть непочтительным; когда правитель любит справедливость, никто в народе не осмелится быть непослушным; когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным ".

По его словам, в течение жизни необходимо руководствоваться одним словом -"взаимность", и пользоваться установкой:"Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут относится враждебно.

2. Проведите в школе фестиваль-конкурс «Нрав на нрав не приходится», посвящённый изучению характера, обычаев, традиций разных наро дов.

Главная > Документ

Добро и зло – основные понятия этики

Моральный выбор

План ответа:

    Этика – теория морали.

    Понятие добра и зла.

    Моральный выбор человека.

    Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет :

    место морали в системе других общественных отношений;

    анализирует ее природу и внутреннюю структуру;

    изучает происхождение и историческое развитие нравственности;

    теоретически обосновывает ту или иную ее систему;

    анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

    Добро и зло:

    положительное, т.е. благо;

    отрицательное, предосудительное;

в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.

2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:

    эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;

злое – то, что порождало несчастья и страдания.

    вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:

    добро – веление бога;

    зло – дьявола.

Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …

Виды зла:

    физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

    моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;

    социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

    метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:

    хвалим, соглашаемся, одобряем;

    порицаем, критикуем, не одобряем.

Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

  1. Тема Этика как наука

    Документ

    Этика – древняя наука, которая возникает в период становления рабовладельческого строя. Основателем этики в Европе считается древнегреческий мыслитель Аристотель.

  2. Оcновы религиозных культур и светской этики (2)

    Урок

    Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет,

  3. И. Я. Яковлева Н. И. Алексеева Основы этики: учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие

    В учебно-методическом пособии представлены тематические планы, изложены тезисы основного содержания темы, даны контрольные вопросы и задания, а также предложен дидактический материал по этике.

  4. Вопрос Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

    Документ

    Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная

  5. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» Гиагинского района

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» Гиагинского района станицы Гиагинской Республики Адыгея раскрывает изменения,

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • 1. Подвести студентов к пониманию необходимости нравственного выбора для человека и общества;
  • 2. Формировать понятия “добро”, “зло”, “нравственность”,“нравственный выбор”, “нравственная оценка”, “ценностные ориентиры”;
  • 3.Развивать умения и навыки:

Высказывать мнение о собственном понимании нравственности, нравственного выбора, самоопределения личности, ценностных ориентиров;

Формировать умение вести диалог с другими людьми;

Совершенствовать коммуникативные способности студентов.

НСО: мультимедиапроектор, рабочие тетради студентов, портреты с изображением Сократа, Р.Декарта, Ж-Ж. Руссо, И.Канта, Л.Толстого.

Тип урока: “творческая лаборатория”

Xод урока:

Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока.

Вступительное слово преподавателя.

Философия сродни искусству: она помогает человеку найти ответ на вопрос: как жить? Как жить человеку, чтобы остаться человеком, сохранить человеческое достоинство в поисках выбора пути между добром и злом. Но в отличие от искусства философия обращается, прежде всего, к разуму, а не к чувствам.

Философию интересуют вопросы: почему есть благо, добро, любовь? Почему есть зло? Ведь в природе нет таких законов, которые заставляли бы нас любить или ненавидеть друг друга.

В мире вполне естественны жадность, глупость, зло, но в нем неестественны, не имеют природных оснований ни честь, ни совесть, ни добро. А они все-таки есть!

Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому тема урока называется "Как жить? моральный выбор: добро и зло." Вам, наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло,

Человек - сверхъестественное существо, таинственное, непостижимое, его качества и способности не вытекают из его природы, не рождены природой.

Вы подготовили синквейны – пятистишия "добро" и "зло". Давайте выясним, что у вас получилось:

Основной этап урока

Давайте вспомним величайших “учителей человечества” и обсудим, в чем они видели добро и зло, как их оценивали. Курс делится на 5 групп, каждая из которых получает текст, отражающий представления философов о добре и зле. В результате анализа текста и выполнения заданий, группы сообщают о проделанной работе и формулируют выводы.

Задание для студентов 1 группы: определить, что, по мнению, Сократа можно считать добром, а что - злом? Как уживаются в человеке эти два материала, из которых строится человек?

Величайший мудрец античности. Считал, что человек, с самого момента возникновения, был окружен многочисленными запретами и не мог не считаться с ними, поскольку так было заведено по традиции. Одно дело, когда выполняешь что-то не потому, что это запрещается законом, а потому, что ты перестанешь себя уважать, если сделаешь зло. Сократ всегда жил так, как учил, он сделал философией свою жизнь.

Сократ учил учеников все подвергать сомнению. Он спрашивал: знаешь ли ты: что такое добро и зло? Например, обман - это зло? Несомненно! А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, это зло? Нет! Еще бы! А если человек убивает, защищая семью, детей, Родину - это зло? Не знаю. Раньше казалось, что хорошо знаю, что есть добро и зло, а теперь сомневаюсь.

Сократ: Раньше ты не думал, а верил тому, что говорили другие. Только сейчас ты, может быть, начнешь задумываться. Откуда я знаю, что мне нужно делать добро, которого от меня ждут другие - может это и не добро? Я во всем должен сомневаться, я сам должен прийти к тому, что такое добро и зло, счастье и беда. Нельзя слепо верить, не сомневаясь. Сократ призывал своих учеников никогда не пользоваться чужими непроверенными мыслями или идеями. Мудрость - это образующаяся с годами способность всегда поступать правильно.

Образ Сократа доказывает нам, что добро и зло-тот материал, из которого строится человек, но более прочный, чем его тело в целом.

Когда ему предложили бежать, он отказался, чтобы все не решили, будто все, что он проповедует, пустая болтовня. В этом гражданский подвиг Сократа.

Сократ
(469-399 гг. до н.э.)

Работа с текстом “Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора”

“Немного не захотели вы подождать, о, мужи афиняне, а вот от этого пойдет о вас дурная слава между людьми, желающими хулить наш город, и они будут обвинять вас в том, что вы убили Сократа, известного мудреца. Конечно, кто пожелает вас хулить, тот будет утверждать, что я мудрец, пусть это и не так. Вот если бы вы немного подождали, тогда бы случилось для вас само собою; подумайте о моих годах, как много уже прожито жизни и как близко смерть. Это я говорю не всем вам, а тем, которые осудили меня на смерть. А еще вот что хочу сказать этим самым людям: может быть, вы думаете, о, мужи, что я осужден потому, что у меня не хватило слов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы уйти от наказания. Вовсе не так. Не хватить-то у меня, правда что, не хватило, только не слов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать, вопия и рыдая, делая и говоря, повторяю я вам, еще многое меня не достойное - все то, что вы привыкли слышать от других. Но и тогда, когда угрожала опасность, не находил я нужным делать из-за этого что-нибудь рабское, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом, и гораздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели оставаться живым, защищаясь иначе. Потому что ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-нибудь другому не следует избегать смерти всякими способами без разбора. Потому, что в сражениях часто бывает очевидно, что от смерти-то можно иной раз уйти, или бросив оружие, или начавши умолять преследующих; много есть и других способов избегать смерти в случае какой-либо опасности для того, кто отважится делать и говорить все. От смерти уйти не трудно, о мужи, а вот что гораздо труднее - уйти от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем смерть. И вот я, человек тихий и старый, настигнут тем, что идет тише, а мои обвинители, люди сильные и проворные,- тем, что идет проворнее,- нравственною порчей. И вот я, осужденный вами, ухожу на смерть, а они, осужденные истиною, уходят на зло и неправду; и я остаюсь при своем наказании, а они- при своем. Так оно, пожалуй, и должно было случиться, и мне думается, что это правильно. А я теперь, о, мои обвинители, я желаю предсказать, что будет с вами после этого. Ведь для меня уже настало то время, когда люди особенно бывают способны пророчествовать,- когда им предстоит умереть. И вот я утверждаю, о мужи, меня убившие, что тотчас за моей смертью придет на вас мщение, которое будет много тяжелее той смерти, на которую вы меня осудили. Вот теперь, делая это, вы думали избавиться от необходимости давать отчет в своей жизни, а случится с вами, говорю я, совсем обратное: больше будет у вас обличителей - тех, которых я до сих пор сдерживал и которых вы не замечали, и они будут тем невыносимее, чем они моложе, и вы будете еще больше негодовать. В самом деле, если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от порицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты и не вполне возможен, и не хорош, а вот вам способ самый хороший и самый легкий: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше. Ну вот, предсказавши это вам, которые меня осудили, я ухожу от вас.”

(Платон. Апология Сократа//Собр. соч. в 4 т. Т.1. М., 1990.С. 93-94)

Вопросы к тексту:

1.Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Согласны ли вы в этом с Сократом, считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная о том, что хорошо, а что плохо?

2.Что означают для вас слова Сократа: “Смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи”?

Задание для 2 группы: Каковы правила, сформулированные философом Р.Декартом? Как вы считаете, актуальны ли они в современных условиях?

Р.Декарт в своей работе “Рассуждение о методе” считал, что нормально развитый человек для того, чтобы он мог успешно осуществлять свою деятельность, - чем бы он ни занимался: искусством, философией или политикой, - должен придерживаться некоторых обязательных правил морали. Правила эти он выработал для себя, имея, однако, в виду, что они должны быть всеобщими.

Первое правило заключается в подчинении законам и обычаям своей страны. Например, религии, под сенью которой Бог дал милость получить образование и, писал Декарт, начиная с самого раннего возраста направлял меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от каких бы то ни было крайностей.

Рене Декарт
(1596-1650)

Лучше не умиляться собственным мнениям, не ставить их высоко, а следовать мнениям наиболее благоразумных людей. При этом нужно больше обращать внимание на то, как эти благоразумные люди поступают, чем на то, что они говорят. Очень мало на свете людей, которые говорят то, что на самом деле думают.

Декарт говорил, что философией надо заниматься несколько часов в году, а также говорил, что человек, работающий головой, должен много спать. Сам он спал, по словам современников, до полудня и больше. Однажды шведская королева Христина пригласила Декарта почитать ей лекции. Декарт согласился, и это его погубило. Христина вставала в 5 утра, и после завтрака Декарт должен был беседовать с нею о философии. После нескольких таких бесед рано утром, почти ночью, в зимней, холодной и унылой в это время года Швеции Декарт заболел воспалением легких и спустя неделю скончался. Его основные философские произведения: “Рассуждения о методе”, “Метафизические размышления”, “Правила для руководства ума”.

Второе правило состоит в твердости, решимости и упорном следовании избранным позициям, даже если они вызывают сомнение. Заблудившись в лесу, нужно не метаться из стороны в сторону, а твердо и неуклонно идти в одном направлении. Если и не достигнешь своей цели, то все-таки выйдешь куда-нибудь, где наверняка будет лучше, чем среди леса.

Третье правило: всегда стремиться победить скорее себя, чем судьбу, изменить свои желания, а не порядок мира. Надо привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли. Не надо жаловаться, что мы хотели сделать что-то грандиозное, а сделали мало. Мы всегда делаем столько, сколько можем - значит большего нам не дано.

Не надо, например, сожалеть, что мы лишены тех благ, на которые, казалось бы, имеем право от рождения. Это все равно, как если бы мы сожалели, что не владеем Китаем или Мексикой. Мы должны быть подобны тем философам, которые некогда умели поставить себя вне власти судьбы и, несмотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве со своими богами.

Главной задачей человека Декарт считал совершенствование им своего разума. Гораздо печальнее потерять разум, нежели жизнь, ибо в этом случае было бы утрачено все.

Вопросы к тексту: 1. Почему, по мнению Р.Декарта, важно обращать внимание не на слова человека, а на его дела?

2. Должен ли каждый человек, стремящийся жить разумно, выработать для себя основные правила (заповеди) своего поведения, или это будет ограничивать его свободу?

Задание для студентов 3 группы: Почему, по мнению Ж.-Ж. Руссо, необходимо задуматься над изменением системы и методов воспитания, чтобы воспитать настоящего человека? В чем суть системы природосообразного воспитания?

Жан - Жак Руссо.
(1712-1778).

В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому не известный 38-летний служащий Руссо, выходец из Швейцарии. В своем сочинении на эту тему он утверждал, что науки, письменность и искусства - главные враги морали. Создавая бедность, они являются источниками рабства. Все, что отличает цивилизованного человека от необученного варвара, есть зло.

Жить, писал Руссо, - вот ремесло, которому я хочу обучить ребенка. Выходя из моих рук, он не будет ни судьей, ни солдатом, ни священником, но он будет прежде всего человеком. Всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае надобности так же хорошо, как и всякий другой. И как бы судьба ни перемещала его, он всегда будет на своем месте.

Жить - значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существа. Мудрый человек не тот, кто долго жил, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. Иного человека хоронят столетним старцем, а он умер при самом рождении, потому что всю жизнь был задавлен условностями, ложными принципами, никогда не раскрывал душу и сердце навстречу миру и людям.

Большинство людей с детства живет так: рождаются и умирают в рабстве у предрассудков. Ребенка с детства заставляют слепо подчиняться, с детства его принуждают, с детства он живет в искусственно стесненных взрослыми обстоятельствах.

А воспитание должно быть естественным - нужно наблюдать природу и следовать по ее пути. Она непрерывно упражняет детей, учит, что такое труд и боль, приучает к невзгодам, суровым временам года, голоду, жажде. Ребенок выносит такие испытания, которые не вынес бы взрослый.

Поэтому нужно дать ребенку полную свободу, просто ограничивая его в крайностях и умело направляя его поведение. Люди! Будьте человечны, - обращался он к учителям. Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?

Согласно Руссо, есть два вида зависимости - от людей и от вещей. Держите ребенка в зависимости от вещей, и вы будете следовать порядку природы. Не воспитывайте в ребенке рабское послушание, помогайте ему, но настолько, чтобы он был свободным, а не властным.

С тех пор, как взялись воспитывать детей, не придумали еще другого способа, кроме соревнования, зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого страха. Использовали все, кроме настоящей свободы, которая тонко и мудро направляется воспитанием.

Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности.

От рождения до 12 лет Руссо предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу.

С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 - развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д.

Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет никакой испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов - вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания.

Вопрос к тексту: Ж.-Ж. Руссо говорил, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые, и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого также, видимо, немыслимо воспитание. Где же выход?

Задание для студентов 4 группы: Определите, почему И.Кант считал, что человек никогда не должен быть средством, а только целью, что нельзя использовать другого человека для своей выгоды?

Иммануил Кант
(1784 -1804)

Иммануил Кант считал, что все поступки человека можно условно разделить на моральные и легальные (законные). Если ты спасаешь тонущего человека, зная, что он богат и отблагодарит тебя,- это легальный поступок. Если ты одолжи кому-либо сумму денег, тебе не жаль, ты додаешь, что сегодня ты ему помог, а завтра - он тебе,- это тоже легальный поступок.

Но если ты спас тонущего, не зная, кто это, но ты не мог его не спасти, - это моральный поступок, совершенный вопреки естественной склонности человека, т.е. против самого себя: пусть мне будет плохо, но я не могу ему не помочь, не думаю о выгоде и последствиях. Из рассуждений о поступках моральных и легальных Кант выводит категорию долга: только выполняя свой долг, человек остается свободным. Выполняя долг, я могу пойти против законов природы, против самого себя, но выше законов природы - законы свободы.

Если я дал честное слово, то нарушить его для меня страшнее смерти. Ни у одного животного нет чувства долга. Что мне болезнь, смерть, если я не выполню свой человеческий долг, мне же потом стыдно будет в глаза людям смотреть. Тебя поймут, простят, но ты с сам себя не простишь, если у тебя есть совесть - показатель человечности.

Кант вывел два моральных закона:

1. Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства: поступай максимально по-человечески, не делай себе уступок и не оправдывай своих слабостей.

2. Человек всегда должен быть только целью и никогда средством. Нельзя использовать человека, его жизнь, здоровье ни для каких даже самых благородных целей. Нельзя использовать человека как средство для своей выгоды. Нарушая этот закон, мы убиваем в себе человеческое начало.

Кант писал: “ Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным.”

В мире существуют насилие, зло, несвобода, но это не должно делать человека безвольным, ослаблять его стремление к человечности.

Вопросы к тексту: 1.И. Кант считал, что совесть это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как голос Бога в нас, а немецкий философ А.Шопенгауэр считал, что совесть- это на девять десятых - результат страха перед общественным порицанием: я не поступлю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения более правильно выражает, по вашему мнению, природу человека?

2. Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой?

Задание для студентов 5 группы: Подумайте, почему Л.Н. Толстой считал государство и революционеров источниками зла и насилия? Разделяете ли вы его точку зрения? Обоснуйте свой ответ.

Лев Толстой
(1828-1910)

Великий русский писатель развивал идеи греческих мыслителей, моральную философию Канта. Основной вопрос: как разорвать замкнутый круг насилия? Все вокруг построено на насилии, на которое люди отвечают насилием и творят зло. Он пришел к выводу, что надо возродить принцип - непротивления злу насилием. Если и защищало насилие когда - нибудь жизнь и спокойствие людей, то чаще оно становилось причиной бедствий.

Есть два источника зла: власть и революционеры, которые с ней борются. Власть осуждает преступников, но они наказаны уже тем, что нарушили человеческие законы, если они не испытывают мук совести, то сажать их в тюрьму бесполезно, это еще больше их озлобит.

Революционеры считают, что могут сделать людей счастливыми, а потому готовы рисковать своей жизнью и жизнью других людей ради осуществления своих целей, в ответ на государственное насилие они устраивают новое насилие, люди страдают, а светлое будущее не наступает.

Толстой призывал: не отвечайте насилием на насилие! Единственный выход для человека - моральное самоусовершенствование. Начните с себя: приучите себя любить ближних, изгоняйте из сердца зло и жестокость пока люди не способны устоять против соблазнов страха, корысти, честолюбия, которые их поработают, они всегда будут образовывать общество насилующих и насилуемых.

Последователь Толстого Махатма Ганди в Индии призывал не бороться с колонизаторами, не служить англичанам, не платить подати и английская власть рухнула после двух столетий владычества.

Как бы мы ни относились к учению Толстого, но ничего лучшего человечество не придумало, недаром в политике сейчас все больше приобретают популярность идеи ненасильственного мира.

Вопрос к тексту: 1. С точки зрения Л.Н.Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он снова вас ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя- пойти, несмотря ни на что, по этому трудному пути- во что бы то ни стало отказаться от насилия?

3.Завершение урока. Подведение итогов работы групп. Заключительное слово преподавателя .

Может ли история воспитывать? Вопрос риторический. Люди живут в современных обстоятельствах, которые воспитывают их больше, чем далекие времена. Нам остается учить то и изучать тех, кто остался в истории и не имеет к нам, казалось бы, никакого отношения.

Практически вся история состоит из поступков, которые можно обсуждать с морально - нравственной точки зрения.

Мне необходимо понять свое подлинное место как человека среди других людей в мире. Лишь после этого я могу ответить на вопрос: Действительно ли я свободен? Чем я являюсь? Чем я должен быть для других? Мои конкретные интересы, жажда счастья, все, что конституирует мою природу и мои поступки- все это входит в вопрос о свободе.

Свободен я или нет, - ответ на этот вопрос детерминирует мое поведение и мою природу. И это касается не только меня: ведь мои поступки связывают меня с другими людьми. Поэтому решить вопрос о свободе выбора - значит определить вопрос о природе отношений, связующих меня с другими людьми, с миром.

В глубинах своей совести человек зависит от множества желаний. Человек может нести ношу, взваленную на него жизнью только тогда, когда чувствует себя свободным, когда, он свободен для осуществления своей миссии. Быть свободным или несвободным - значит осуществлять свой выбор. Выбор - это не мгновенный акт, а непрерывность решения, постоянно возобновляемого при благоприятном или неблагоприятном стечении обстоятельств.

Человек - двуликий Янус, единственное существо, способное посвящать себя с воодушевлением великим целям, нуждается в психофизиологической организации, звериные способности которой несут в себе опасное.

Твори добро-
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой,
Остынь.
Поверь - действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.
Татьяна Кузовлева

Домашнее задание. Выбрать одно из перечисленных ниже высказываний великих людей и написать эссе, выразив в нем свою точку зрения по затронутой нами сегодня на уроке проблеме.

“Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь злом”

Овидий, римский поэт

“Человеческий характер-колесничий, управляющий двумя конями, каждый из которых тянет в свою сторону.”

Подведение итогов урока.

Литература и источники

1.Губин В.Д. Основы философии. М.:Тон-Остожье,1999.

2.Канке В.А. Основы философии. М., “Логос”,2001.

3.http://ru.wikipedia.org/wiki(электронная энциклопедия)