Аквакультура - это разведение и выращивание водных организмов (гидробионтов). В настоящее время происходит бурное развитие аквакультуры. Многие специалисты считают ее индустрией будущего. В промышленных масштабах культивируют рыбу (более 100 видов), речных раков, креветок, моллюсков, морские водоросли.[ ...]

Аквакультура означает разведение и выращивание различных гидробионтов - водорослей, беспозвоночных, рыб в искусственных водоемах или в специально сконструированных емкостях. Различают пресноводную аквакультуру, включающую в основном рыбоводство в пресных водоемах, и марикультуру, которая занимается выращиванием различных морских объектов: водорослей, беспозвоночных (мидий, морских гребешков) и некоторых видов рыб (камбал, лососевых и др.).[ ...]

Среди высших организмов наибольшие успехи в разведении достигнуты в области аквакультур. Значение промышленного разведения водных организмов очень важно и имеет серьезные перспективы. В настоящее время около 25 % всех животных белков добывается из водной среды. В 80-е годы общая мировая добыча рыб, водных позвоночных и водорослей превысила 70 млн. т, однако это составляет всего лишь 1 % потребляемой человеком пищевой продукции, а 99 % приходится на сельское хозяйство. Надо отметить, что пока используется главным образом простая эксплуатация морских ресурсов - рыболовство, добывание моллюсков и ракообразных; задачей же становится активное разведение гидробионтов, т. е. аквакультура. В середине 80-х годов на долю этой деятельности приходилось 10 млн. т, т. е. около 12,5 % общей добычи морской продукции.[ ...]

МАРККУ ЛЪТУРА - искусственное выращивание и разведение морских промысловых организмов (устриц, моллюсков, водорослей и др.), в частности в морях, лагунах, лиманах, речных эстуариях и т.д. (морская аквакультура). А в естественных и искусственных континентальных водоемах - главным образом рыборазведение. В последние годы чрезмерный вылов рыбы и других морепродуктов в Мировом океана сильно истощил биологические ресурсы, причем многие места получения морепродуктов в Атлантическом и Тихом океанах были доведены почти до полного истощения. В связи с этим и получила широкое развитие марикультурд, корки которой уходят в глубокую древность: еще за 2000 лет до н.э. в Японии на приливных участках побережий занимались выращиванием устриц. В настоящее время марикультура дает около 9 млн т продукции или 1/7 всех морепродуктов, причем главными производителями являются Китай, Япония, Индия и др. (табл. 36).[ ...]

Что касается патогенной бактериальной флоры сточных ьод, то она выживает в морской воде довольно долго. Фитонциды, выделяемые морскими водорослями, не подавляют жизнедеятельности патогенных микробов (Congrès de Bordeaux, 1954) t поскольку они обладают в ней (как отмечает Бёттьо-Buttiaux, 1953) ничтожным литическим действием. Как указывает этот же исследователь, концентрация бактериофагов в сточных водах в 20 раз превышает концентрацию соответствующих патогенных микробов. Поэтому при значительном разведении морской водой сточных вод обнаружить присутствие патогенных микробов легче всего по их бактериофагам.[ ...]

Из табл. 1.3 хорошо видно, что максимально продуктивны экосистемы суши. Хотя площадь суши вдвое меньше, чем площадь, занимаемая океанами, ее экосистемы имеют годовую первичную продукцию углерода, более чем вдвое превышающую таковую Мирового Океана (52,8 млрд. тонн и 24,8 млрд. тонн соответственно) при относительной продуктивности наземных экосистем, в 7 раз превышающей продуктивность экосистем океана. Из этого, в частности, следует, что надежды на то, что полное освоение биологических ресурсов океана позволит человечеству решить продовольственную проблему, не очень обоснованны. По-видимому, возможности в этой области невелики - уже сейчас уровень эксплуатации многих популяций рыб, китообразных, ластоногих близок к критическому, для многих промысловых беспозвоночных - моллюсков, ракообразных и других, в связи со значительным падением их численности в природных популяциях стало экономически выгодным разведение их на специализированных морских фермах, развитие марикультуры. Примерно таково же и положение со съедобными водорослями, такими как ламинария (морская капуста) и фукус, а также водорослями, используемыми в промышленности для получения агар-агара и многих других ценнейших веществ.

ДАЮ 40 БАЛЛОВ, РЕШИТЕ ВСЕ
1 вариант В чем заключается различие понятий «природные ресурсы» и «экономические
ресурсы»?
а) Природные ресурсы меньше по запасам, чем экономические.
б) Экономические ресурсы дороже и ценнее, чем природные.
в) Экономические ресурсы - это совокупность различных элементов производства,
которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и
услуг.
г) Природные ресурсы распространены повсеместно, а экономические – нет.
2.Выберите верные ответы.
1.Минеральные ресурсы относятся к категории исчерпаемых, но возобновимых.
2.Практически всеми видами природных ресурсов обеспечены данные три страны –
Китай, Россия, США.
3.Самыми большими запасами нефти и газа в мире обладает США.
4.Опустывание характерно для засушливых регионов мира, особенно Северной Африки и
Юго-Западной Азии.
5.Около половины всех обрабатываемых земель мира приходятся на страны: Россия,
США, Индия, Китай, Канада, Бразилия.
6.Доля пресной воды в мировых водных ресурсах составляет менее 3%.
7.К странам северного хвойного лесного пояса относятся Мексика, Китай и Индия.
8.Аквакультурой называется добыча полезных ископаемых со дна морей и океанов.
9.Геотермальная энергетика уже развивается в Исландии, Италии и Новой Зеландии.
10.Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и
размерами их использования.
3.Подберите пару: страна – характерное для нее сочетание природных ресурсов.
1.Алмазы и золото а) ЮАР
2.Бокситы и железная руда б) Камерун
3.Железная руда и каменный уголь в) Перу
4.Золото и полиметаллические руды г) Кувейт
5.Калийные соли и железная руда д)Канада
6.Каменный уголь и нефть е) Германия
7.Медные и железные руды ж) Китай
8.Нефть и природный газ з) Венесуэла
9.Нефть и медные руды и) Замбия
10.Фосфаты, медные руды к) Заир
4. В структуре мирового земельного фонда наиболее важны для человечества:
А) пашни Б) пастбища и луга В) леса
5. Основную часть гидросфферы составляют воды:
А) рек б) подземные воды в) Мировой океан
6. Наиболее обеспечены лесными ресурсами страны:
А) США, Египет Б) Россия, Бразилия В) Канада, Финляндия
7.Наиболее обеспечены ресурсами пресной воды:
А) Канада, Бразилия Б) Индия, Австралия В) ФРГ, ЮАР
8. Страны с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:
А) Китай, Россия, США Б) Конго, Египет, Мали В) ФРГ, Бразилия, ЮАР
9. Главный путь решения проблемы чистой воды:
А) транспортировка айсбергов б) переброска рек в) оборотное водоснабжение.
10. Примерно половина всей заготавливаемой древесины используется:
А) в химической промышленности б) в строительстве в) в целлюлозно-бумажной пром-
ти г) сжигается в виде топлива.
11. Искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских
организмов-это

Выращивание марикультуры

Под марикультурой (синонимы: аквакультура, морская аквакультура) обычно понимают интенсивное выращивание гидробионтов с целью воспроизводства особей промысловых видов (запаса), а также кормовых организмов.

К марикультуре относятся: культивирование гидробионтов - растений или животных (животные в свою очередь, подразделяются на беспозвоночных и рыб) - в пресной, солоноватой или морской воде, включающее их искусственное воспроизводство и товарное выращивание; промышленное выращивание гидробионтов по определенной технологической схеме, с полным контролем над всеми звеньями процесса; хозяйствование на водоемах с целью повышения их продуктивности; выращивание кормовых организмов-коловраток, копепод, мизид, артемий.

В широком смысле марикультура - это активное вмешательство в управление биологическими процессами в морской среде: разнообразные формы биологической мелиорации (улучшения условий обитания организмов), акклиматизации (приспособления организмов-переселенцев и их потомства к новым условиям среды), трансплантации (переселения) промысловых и кормовых организмов, создание новых гибридных форм, уменьшение количества вредных животных с использованием технических и биологических методов и др.

Применяемые в настоящее время методы включают улучшение среды обитания (в том числе строительство искусственных рифов), создание специальных кормов и систем искусственного питания, перемещение популяций в более продуктивные районы и строительство инкубационных устройств, продуцирующих молодь, которую затем переносят в море.

Таким образом, особенности биологии беспозвоночных применительно к товарной марикультуре позволяют говорить не только об увеличении численности животных, но и степени развития тех или иных органов.

Можно выделить три основных типа водных систем, использующихся для марикультуры: открытые, замкнутые и полузамкнутые. В открытых системах продукцию получают в естественном водоеме, вмешательство человека в основном идет по пути повышения продуктивности. В полузамкнутых системах вода из природного водоема поступает в систему после предварительной обработки (или без таковой) и после прохождения через систему возвращается в водоем. В замкнутую систему вода подается один раз и далее не заменяется или заменяется через значительные промежутки времени.

Повышение уровня продуктивности беспозвоночных может выполняться тремя способами:

1. разведение,

2. улучшение среды обитания,

3. трансплантация (переселение).

Разведение

Метод включает искусственное получение молоди, а также выпуск ее в море или искусственную среду для нагула и естественного увеличения численности. Для обозначения процесса нагула молоди, в естественной среде в зарубежной литературе обычно используется термин «ранчирование» (от англ. ranch - фермерство, скотоводство). В нашей стране под этим термином обычно понимается выращивание рыбы в пресноводных водоемах. Ранчирование может вестись в нескольких вариантах, различающихся масштабами распространения животных и воздействия человека на среду.

Соответственно, повышение продуктивности выращивания животных может достигаться как их переселением в районы, более богатые пищей, так и переводом на искусственную подкормку. Многих беспозвоночных можно выращивать из яиц до зрелости, однако, не смотря на возможность приспособить некоторые районы для разведения молоди, вряд ли в ближайшие годы будет выгодным подращивать ее до взрослого состояния.

Трансплантация

Процедура требует менее значительных капиталовложений и на современном этапе с успехом заменяет культивирование. Трансплантация морских ежей и рабов - вполне жизнеспособная альтернатива более дорогостоящей технике инкубирования молоди при культивировании. Участки моря с плохо развитой кормовой базой часто не дают возможности беспозвоночным достигать рыночных размеров.

Санитарная марикультура

Есть еще одно перспективное направление культивирования морских организмов - санитарная марикультура. Она основана на способности животных-фильтраторов пропускать через себя огромные количества морской воды, задерживая необходимые для питания ингредиенты, а вместе с ними и различные загрязнители (токсиканты, поллютанты), токсичные металлы (ТМ), радиоизотопы из ряда ТМ и химические соединения. Эти группы загрязнителей усваивают (ассимилируют) и морские водоросли, также получающие пищу непосредственно из морской среды. Не случайно бурых водорослей используют в качестве маркеров загрязнения среды ТМ. При достаточной плотности поселений, достигаемой с помощью искусственных рифов в загрязненных районах, эти организмы могут взять на себя львиную долю работы по очистке акваторий от искусственного загрязнения.

Несколько лет назад группой специалистов Мурманского морского биологического института КНЦ РАН под руководством Г.М. Воскобойникова было показано, что фукусовые водоросли способны выживать в зоне повышенной концентрации нефтеуглеводородов вплоть до состояния так называемого «шоколадного мусса». Фукусовые эффективно поглощают эти соединения, (причем их содержание в водорослях повышается в 30 раз), и включают их в процессы метаболизма. Сейчас исследователи разрабатывают оптимальные конструкции искусственных рифов, которые, будучи засажены фукусовыми водорослями и установленными в местах возможного образования нефтяных пленок, станут надежными защитными сооружениями прибрежной среды .

Состояние и перспективы отечественной марикультуры

В 90-х годах прошлого века в России практически полностью были прекращены исследования по марикультуре. Существовавшие и уже работавшие хозяйства уничтожены или перепрофилированы, научные коллективы распались. Поэтому, когда пришло понимание ситуации с подрывом национальных ресурсов, для восстановления отрасли практически все надо было начинать сначала. К 1995 году снова появились сообщения об успешном проведении экспериментов по восстановлению запасов морского ежа и морской капусты. Подтверждена реальность применения достаточно простой технологии подращивания ежа, базирующейся на описанных выше приемах ранчирования с дополнительным улучшением кормовой базы за счет либо восстановления утраченных запасов морской капусты на путях миграции ежа, либо за счет ее завоза в места естественных или рукотворных скоплений.

Наиболее рентабельными направлениями у нас в стране сейчас считаются донное выращивание морской капусты, а также сбор спата (осевших личинок) беспозвоночных на коллекторы с последующим подращиванием их в садках и товарным выращиванием стойких к внешним воздействиям особей приморского гребешка, мидии, устрицы, трепанга на донных плантациях. морских обитателей.

В списке перспективных для культивирования объектов - водоросли грацилярия и ундария23, мидии, устрицы, морские ежи, трепанг, крабы. Причем сохранить два последних вида в водах Приморья и Сахалина можно только за счет использования искусственного воспроизводства. Для Камчатки в первую очередь проблемным видом на сегодня является камчатский краб. Все это требует значительных капиталовложений на уровне сотен миллионов долларов. Для сравнения приведем только одну цифру: в 2000 году капитальные вложения предприятий, активно занимавшихся организацией хозяйств марикультуры в Приморье, по данным Приморрыбвода составили около $5 млн., в то время как приличный завод по воспроизводству молоди краба стоит примерно $100 млн.

И еще один существенный момент: стоит ли заниматься всерьез марикультурой, если то сырье, что у нас еще есть, мы используем от силы на треть? Возьмем, к примеру, краба. Его мясо - источник ценного легко усваиваемого белка, так необходимого детям и старикам. Панцирь, особенно на конечностях, - отличное сырье для получения лучших по своим качествам хитина и хитозана, все шире используемых в медицине, например, для лечения больных раком и остеохондрозом. Продукция из морского ежа и трепанга способна уберегать нас от инфарктов и инсультов, повышать качество жизни в пору старения организма.

- На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомиться с разнообразными природными ресурсами мира.

1. Классификация ресурсов Мирового океана.

Великий неизвестный – именно так до сих пор называют Мировой океан ученые-океанологи. Ведь, несмотря на то, что человечество вот уже полвека осваивает космос, океанские глубины остаются, во многом, не изучены. Что же скрывают эти глубины? Попробуем хотя бы приоткрыть эту тайну сегодня на уроке.

Как вы уже поняли, тема урока – “Ресурсы Мирового океана”. (Слайд 1) Запишите её себе в тетради.

На первом уроке по разделу “Мировые природные ресурсы” мы с вами вспомнили, что все природные ресурсы делятся на две группы. Какие?

Верно. (Слайд 2) Объясните же, к какой группе – исчерпаемым или неисчерпаемым – относятся ресурсы Мирового океана?

Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсы Мирового океана приобрели определённую самостоятельность, и рассматривать их необходимо с точки зрения и исчерпаемости, и неисчерпаемости. Поэтому дополним схему, которую мы начали на прошлом уроке.

Классификацию ресурсов Мирового океана можно представить в виде схемы. (Слайд 4)

Виды ресурсов Мирового океана: биологические, минеральные (морская вода и минеральные ресурсы дна океана), энергетические и рекреационные.

Запишите в свои тетради данную схему, и по ходу моего рассказа вам необходимо будет её дополнить в течение урока.

2. Главный ресурс Мирового океана – морская вода.

- (Слайд 5) Основной ресурс Мирового океана - морская вода, запасы которой на Земле составляют около 1370 млн. км 3 , 96,5%. Она содержит около 80 химических элементов периодической системы Менделеева, среди которых такие важные, как уран, калий, бром, магний, кальций, медь, натрий. “И хотя основным продуктом морской воды до сих пор остаётся поваренная соль, в настоящее время всё больше и больше возрастает добыча магния, брома, меди и серебра, запасы которых неуклонно истощаются на суше, тогда как в океанских водах их содержится до полмиллиарда тонн.”

- “Помимо выделения химических элементов морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды. Сейчас имеется в наличии много промышленных методов опреснения: применяются химические реакции, при которых примеси удаляются из воды; солёную воду пропускают через специальные фильтры; наконец, производится обычное кипячение.”

Крупнейшие производители пресной воды - Кувейт, США, Япония.

3. Минеральные ресурсы дна океана.

(Слайд 6) Кроме собственно морской воды минеральные ресурсы Мирового океана представлены и полезными ископаемыми его дна.

На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения - золото, платина; встречаются и драгоценные камни - рубины, алмазы, сапфиры, изумруды.

Посмотрите на карту “Ресурсы Мирового океана” в атласе, в какой его части расположены месторождения фосфоритов?

- “Фосфориты можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет.

Самый же интересный вид минерального сырья Мирового океана - это знаменитые железомарганцевые конкреции, которыми покрыты громадные по площади подводные равнины. Конкреции представляют собой своеобразный “коктейль” из металлов: туда входят медь, кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца, но результаты промышленной разработки железомарганцевых конкреций пока ещё очень скромны.

Зато полным ходом идёт разведка и добыча нефти и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи приближается к 1/3 мировой добычи этих энергоносителей.”

- (Слайд 7) В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях.

Откройте контурные карты и отметьте на ней основные месторождения нефти, расположенные на шельфе Океана.

4. Энергетические ресурсы Мирового океана.

- (Слайд 8) Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей более чем шестимиллиардного населения Земли становится сейчас все более насущной.

Основу современной мировой энергетики составляют тепло- и гидроэлектростанции. С середины 20 века началось изучение энергетических ресурсов океана. Они представляют большую ценность как возобновляемые и практически неисчерпаемые.

Океан – гигантский аккумулятор и трансформатор солнечной энергии, преобразуемой в энергию течений, тепла и ветров. Энергия приливов – результат действия приливообразующих сил Луны и Солнца.

Приливные электростанции имеются во Франции в устье реки Ранс, в России - Кислогубская ПЭС на Кольском полуострове, в заливе Фанди (Канада), на побережье Кимберли в Австралии и т.д.

Разрабатываются и частично реализуются проекты использования энергии ветров, волн, течений, тепла, образующегося в недрах океанического дна.

Воды Мирового океана обладают огромными запасами дейтерия - топлива для будущих термоядерных электростанций.

5. Биологические ресурсы Мирового океана.

- (Слайд 9) Главное богатство Мирового океана - это его биологические ресурсы. Под биологическими ресурсами понимаются животные и растения, обитающие в его водах. Биомасса Мирового океана насчитывает около 180 тыс. видов животных и около 20 тыс. видов растений, а ее общий объем оценивается в 40 млрд. т.

Биологические ресурсы Мирового океана многообразны. По масштабам использования и значению, ведущее место среди них занимает нектон, то есть активно плавающие в толще воды животные (рыбы, моллюски, китообразные и др.). Главным образом, ведется добыча рыбы, на которую приходится 85% используемой человеком морской биомассы.

Бентос, то есть донные растения и животные, используется пока недостаточно: в основном двустворчатые моллюски (гребешки, устрицы, мидии и др.), иглокожие (морские ежи), ракообразные (крабы, омары, лангусты). Все большее применение находят водоросли. Миллионы людей употребляют их в пищу. Из водорослей получают лекарства, крахмал, клей, изготавливают бумагу, ткани. Водоросли- отличный корм для домашнего скота и хорошее удобрение.

Ежегодно вылавливается 85-90 млн. т рыбы, моллюсков, водорослей и других продуктов. Это обеспечивает около 20% потребности человечества в белке животного происхождения.

- (Слайд 10) Всё более широкое распространение получает марикультура – искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов (моллюсков, ракообразных, водорослей) – и аквакультура – разведение водных организмов в пресной воде.

- (Слайд 11) В Мировом океане есть более или менее продуктивные акватории. К числу наиболее продуктивных принадлежат Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское и Японское моря. При этом 63% мирового улова приходится на Тихий океан, Атлантический и Северный Ледовитый океаны обеспечивают около 28% мирового улова, Индийский океан обеспечивает лишь около 9%.

Отметьте на контурной карте наиболее продуктивные акватории Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы Мирового океана.

- (Слайд 12) Мировой океан обладает огромными рекреационными ресурсами. Еще древние греки и римляне высоко ценили морские купания и плавание. Само пребывание у моря и на море благотворно влияет на здоровье и настроение человека.

Наиболее посещаемыми являются Средиземное, Карибское и Красное моря.

Отметьте их на контурной карте.

Океан, будучи кладовой разнообразнейших богатств, также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, служа развивающемуся мировому производству и обмену.

7. Проблемы Мирового океана.

Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Земли. Однако человек не сумел сохранить девственность Мирового океана.

- (Слайд 13) При интенсивном использовании ресурсов Океана происходит его загрязнение в результате сброса в реки и моря промышленных, сельскохозяйственных, бытовых и других отходов, судоходства, добычи полезных ископаемых.

Особую угрозу представляет нефтяное загрязнение и захоронение в глубоководных частях океана токсичных веществ и радиоактивных отходов.

Если посмотреть на карту “Экологические проблемы мира”, можно увидеть, насколько сильно загрязнён Океан.

Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.

- (Слайд 14) Проблемы Мирового океана требуют согласованных международных мер по координации использования его ресурсов и предотвращению дальнейшего загрязнения, ведь близок день, когда неумолимо растущее население мира, истратившее свои последние ресурсы на суше, обратит свои полные надежды взоры к морю. Море обеспечит и продуктами питания, и даст нашей промышленности минеральное сырьё, и снабдит нас неисчерпаемыми источниками энергии, и станет местом нашего отдыха. Только нужно сберечь его до этого дня!