Филиал Санкт-Петербургского государственного морского

«СЕВМАШВТУЗ»

Кафедра № 1

« Социологии и философии»

Контрольная работа по дисциплине

«Социология»

Тема: «Семья XXI века: социологические проблемы»

Выполнила студентка группы 2290

Емельянова Мария Александровна

Проверил преподаватель

Монастырских Геннадий Петрович

СЕВЕРОДВИНСК

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…...3

1. РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ XXI ВЕКА………………………………………5

1.1 Социально-экономическая характеристика семьи…………….…………5

1.2 Структура и функция современной семьи………………………...……...7

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ…………………………...………………………………..11

2.1 Проблемы молодой семьи…………………………………..……………14

2.2 Основные проблемы современной многодетной семьи…...…………...18

2.3 Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………………………....20

2.4 Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье………………………………………………………………………...…....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...26

ВВЕДЕНИЕ

Классическое определение семьи гласит, что семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, либо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как, ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины, которые я рассмотрю в данной работе.

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы обусловлены следующими теоретическими положениями. Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме.

Проблема современной семьи занимает, центральное место курсовой работе.

Актуальность данной работы не вызывает сомнения. Во-первых, семья – это ячейка общества, в которой растет и воспитывается человек. Поэтому крайне важно выявить проблемы семьи для их наиболее эффективного решения. Во-вторых, современная семья, с ее изменившимися с течением времени нравами и социальным поведением – всегда вызывает массу дискуссий на эту тему.

Огромная роль семьи в духовном становлении человека понятна. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на неё влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, он житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании - устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая - ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.

Целью данной курсовой работы является изучение социологических проблем, с которыми сталкивается современная семья.

Задачи курсовой работы: рассмотреть сущность социологических проблем семьи в целом; далее, изучить проблематику молодых, многодетных семей; семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, а также выявить проблемы неполных семей.

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

1. РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ ХХI ВЕКА

1.1. Социально-экономическая характеристика семьи

Современная отечественная социология семьи (фамилистика) предлагает ряд концептуальных подходов при анализе тенденций развития российской семьи. При всем разнообразии мнений они сводятся к трем ключевым позициям:

1) идет нормальная трансформация традиционной семьи в современную под влиянием социокультурной модернизации (оценивается как прогрессивная эволюция);

2) в России происходит кризис института семьи, глубокая деградация в революционной форме;

3) трансформация семьи – мировой процесс, кризис-условие, в котором происходит модернизация российской семьи.

Все социологические, статистические, публицистические материалы констатируют глубокий структурный и функциональный кризис института семьи. Обследование семей различного социально-демографического типа позволили установить, что в современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи: многодетные, неполные, семьи инвалидов, но и семьи, считавшиеся благополучными, имеющие трудоспособных членов.

Объективно на семейный образ жизни влияют такие факторы, как разложение сложившейся социальной инфраструктуры, разрушение общественных фондов потребления при низком уровне реальных доходов большинства российских семей, коммерциализация сфер здравоохранения и образования, нестабильность доходов, рост безработицы.

Интересную классификацию современных семей предложил известный социолог М. С. Мацковский.

Маргинальная семья имеет люмпенизированный характер. Эта семья в силу разных причин отличается крайней бедностью, алкоголизмом, болезнями, она не может осуществлять свои основные функции, создать нормальные условия социализации детей.

Кризисная семья находится ниже черты бедности, имеет проблемы, связанные с физическим выживанием.

Благополучная семья – может решить свои проблемы без внешней помощи, но она не в состоянии пользоваться дорогостоящими услугами.

Процветающая семья имеет высокие доходы, позволяющие реализовать все виды дорогостоящих услуг.

Выявлен реестр семейных стратегий в области осуществления следующих функций:

Хозяйственной;

Репродуктивной;

Культурной.

Появились новые жизненные стратегии, ориентированные на преодоление кризиса как внешнего – по отношению к семье, так и внутрисемейного, связанного с кризисом межличностных взаимоотношений.

Социологические исследования последних лет обнаруживают новую тенденцию – все большую ориентацию на семью, семейный досуг. Кризис общества вызвал одомашнивание образа жизни общества людей как адаптационный механизм.

Молодые интеллигентные люди обоего пола считают, что семья должна обеспечивать возможность развития человеческой личности. Эксперты отмечают значительный рост индивидуализма и приватизации стиля жизни как новое социальное явление. Усиливается разграничение женских и мужских ролей в семье. Основной семейной стратегией в настоящее время является стратегия выживания. Из-за материальной нестабильности и психологической угнетенности.

Кризис, прежде всего, повлиял на физическое и психологическое состояние людей.

Большинство семей выбирает способ пассивного приспособления к трудностям. Они по-прежнему ориентируются главным образом на приработок к основной зарплате. Доходы большинства российских семей могут обеспечить лишь выживание семей. Специальные социологические исследования показывают, что в сложившейся общественной ситуации большинство семей опираются на свои внутренние ресурсы. Авторитет государства и общества как гарантии социальной защиты упал почти до нуля.

Социально-экономическая характеристика семьи будет неполной без анализа состояния жилищной проблемы. По среднедушевой обеспеченности жильем Россия приближается к международному стандарту начала 60-х гг. – 18,1 кв. м общей площади.

С развитием рыночных отношений произошло много реальных изменений в жилищном состоянии семей. Впервые возник рынок жилья. В результате приватизации многие семьи стали собственниками жилья, появилось право наследования.

Большинство семей на сегодня имеют отдельную квартиру или живут в отдельно доме – около 87%. Но при этом размер занимаемого жилья на одного члена семьи по мировым стандартам остается низким.

1.2. Структура и функции современной семьи

Большинство россиян живут в семьях, общее их число более 40млн. Массовая семья состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. Неполные семьи без супружеской пары составляют около 19%. Это чаще всего сольная семья матери с детьми. Современная массовая семья получила название нуклеарная .

Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, т.е. ее основной признак – автономность. Вторая ее черта – малодетность. Соотношение удельного веса между основными типами семьи в России по структурному признаку следующие:

Нуклеарная семья – около 80%;

Неполная семья – около 19%;

Сложная семья;

С несколькими брачными парами и многодетная – 1%.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.

Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.

«Понятие «функции семьи» отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов» .

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную − биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную − удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.

Следующая важнейшая функция семьи − экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

Следующая важнейшая функция семьи − экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функциясемьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект − систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий − постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функциисемьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

На протяжении XX века и начало ХХI века Россия находится в кризисе институциональных структур общества. Почти сто лет происходила ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере семейных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи, проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».

Социально-экономические проблемы

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, её бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных семей, государственной системой материальной помощи.

«Как правило, проблемы семьи возникают тогда, когда не реализуются или слабо реализуются ее функции» .

Наиболее трудно решаемыми в нынешней кризисной ситуации стали экономические проблемы, но именно они являются самыми насущными, каждодневными для большинства населения России.

Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающей потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются факторами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Одной из наиболее сложных проблем семьи в настоящее время являются финансово-экономические трудности, мало обеспеченность, невозможность достойно обеспечить жизнь семьи при помощи социально одобряемых способов деятельности. В обществе со здоровой экономикой наличие постоянной занятости является гарантией трудовой обеспеченности и большинство населения в состоянии не только заработать себе на жизнь, но и помочь тем, кто не в состоянии по различным причинам – болезнь, старость, многодетность и т.д. – содержать себя и свои семьи самостоятельно.

Еще одна весьма важная проблема связана с жилищными условиями семей. Прежде существовавшие способы ее разрешения, такие как жилищно-строительная кооперация, жилищное строительство силами промышленных и сельскохозяйственных предприятий почти исчезли. Фонд дешевого муниципального жилья, доступный семьям среднего и малого достатка, практически не пополняется. Жилищный кредит довольно дорог и сопровождается условиями, делающими его недоступным для рядовой семьи.

Это особенно влияет на положение вновь образующихся семей. Они предпочли бы жить отдельно от родителей, но жилищные обстоятельства заставляют их жить вместе, в далеко не роскошных условиях родительских квартир. Плохие жилищные условия для существования, скученность, отсутствие места для полноценного отдыха, усугубляют все другие семейные трудности, влияют на здоровье и школьную успеваемость детей.

Комплексной является проблема с занятостью, влияющая на положение семьи и обстановку в семье. Безработица воздействует на все стороны жизни семьи, а не только на ее экономическое положение. Известно, что утрата работы и рабочего заработка ведет к глубоким психологическим изменениям личности, дефектам семейных связей, психосоматическим заболеваниям. Причем последствия проявляются не только у самого безработного, но и у членов его семьи, в том числе и у детей. Для выживания люди ищут себе дополнительную работу. Отсюда – ухудшение здоровья населения, накопление усталости.

Своеобразное место занимает такое явление, как снижение рождаемости. В Российской Федерации такая тенденция, осложненная экономическим и моральным кризисом, имеет ряд особенностей. Во-первых, падение рождаемости произошло чересчур резко. Во-вторых, «сброс» семейной нагрузки – это способ разрешения экономических трудностей, который действительно дает временное облегчение, как индивидам, так и государству: требуется меньше расходов на содержание или поддержку нетрудоспособных или менее трудоспособных членов общества.

Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы защиты и социального обслуживания. Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой; неполные семьи и т.д.

Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление установки на отказ от создания семьи. Пока, вероятно, воздержание от создания семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактического, а не юридического брака – симптом внешнего социально-экономического неблагополучия. Но, совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать привычными, предпочтительными; ситуативная особенность может стать утвердившимся стереотипом.

Рост числа детей-инвалидов – еще одна серьезная проблема, сказывающаяся на положении и самочувствии современной семьи. Это вызвано как общим ухудшением среды обитания, усилением антропогенного загрязнения, так и ростом неблагополучия.

Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим – это тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городских городках и поселках, где шахты работать перестали, а пособия выплачивались не регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с психологическим.

2.1 Проблемы молодой семьи

Как нам представляется, в структурном отношении молодую семью можно условно разделить на два вида: благополучную семью и семью социального риска. К ним относятся: семьи одиноких матерей, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит срочную военную службу. Причем наиболее многочисленные из них – студенческие семьи. В нашей стране в последнее десятилетие количество разводов возросло, как и в большинстве развитых стран. Более трети разводов приходится на семьи, проживающие менее трех лет. В результате около 500 тыс. детей ежегодно остаются без одного родителя.

Однако не следует думать, что молодая семья сразу обречена на развод. Неудачу некоторых браков можно уже вполне предвидеть в момент их регистрации. Сегодня получили распространение так называемые фиктивные браки, заключаемые для любых других целей, но не для создания семьи. Социологи также выделяют особую категорию браков, получивших название «легкомысленных».

Однако счастливый брак вовсе не предполагает отсутствие семейных конфликтов. Один из источников конфликта в молодой семье – нарушение механизма преемственности поколений. В России это явление имеет свои особенности – ослабление духовных связей молодежи с родительским поколением происходит при сохранении экономической зависимости молодых семей от родителей. Семейный бюджет современной молодой семьи складывается из заработной платы или семейной помощи государства на ребенка, приработков супругов. Однако весомую долю бюджета молодой семьи составляет помощь родителей. В этом, конечно, нет ничего предосудительного, и эти данные указывают на специфику молодой семьи. Проблемы возникают тогда, когда молодой человек, зарегистрировав свои отношения с избранницей, считает, что он стал взрослым, вполне самостоятельным человеком и поэтому без вмешательства родителей может принимать решения. Однако, его родители по-прежнему продолжают видеть в нем ребенка и руководят молодоженами, вмешиваясь во взаимоотношения молодых супругов.

Молодая семья так же часто сталкивается и с серьезными жилищными трудностями. Сегодня сравнительно небольшой процент имеет нормальное по нынешним стандартам жилье. В основном молодые семьи проживают в государственных, кооперативных, частных квартирах, общежитиях, или проживают совместно с родителями. Съем частной квартиры имеет массу минусов, как с экономической, так и с психологической точек зрения.

Помимо этого, молодые супруги продолжаю развиваться как личности, меняются годами, и часто выясняется, что поженились совершенно разные люди, с различными жизненными ценностями и потребностями. Их взаимоотношения до брака обычно романтичны, поэтому впоследствии в браке им бывает особенно тяжело смириться с будничностью семейной жизни, и с тем, что это не вечный праздник.

Другой источник конфликтов молодой семьи – трудности достижения молодыми супругами ролевой совместимости в браке (т.н. «притирки»). Нынешние молодожены не всегда осознают тот факт, что их представления о ролях мужа и жены в семье существенно различаются. Их расхождения служат источником многих конфликтов, которых можно было бы избежать. Сегодня молодые люди, вступая в брак, часто считают, что семейная жизнь родителей не является образцом, и, пытаются в своей семье все сделать иначе, в соответствии со своими идеалами.

В процессе совместной жизнедеятельности молодым супругам приходится постоянно адаптироваться к их обоюдным интересам, потребностям, желаниям. В системе социально-психологической адаптации необходимо выделить брачно-семейную адаптацию как приспособленность человека к жизни в браке и семье. Брачная адаптация – это постепенный процесс взаимного приспособления супругов, которое основано, прежде всего, на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, влюбленность, дружба, любовь). Однако чувства симпатии и влюбленности не дают еще гарантии того, что брачная адаптация будет иметь успех. Жизнеспособность молодого брака определяется процессами брачной адаптации, которые особенно интенсивно происходят :

1) адаптация к основным ценностям супружества;

2) адаптация к интересам, привычкам и стилю жизни брачного партнера, к его темпераменту и характеру;

3) адаптация к профессиональной деятельности молодоженов;

4) адаптация физиологическая (в т.ч. сексуальная).

У молодых людей, вступивших в брачно-семейные отношения, могут быть все условия для крепкого брака: сильные чувства друг к другу, хорошие материальные и жилищные условия, но брачная жизнь не складывается из-за того, что они не могут друг к другу приспособиться. В итоге их брачная жизнь становится невыносимой. Поэтому залогом успеха хороших взаимоотношений в молодой семье является брачная адаптация.

По мнению многих социологов, причиной развода большинства молодых семей является не только материальное положение, но и психологический фактор. И здесь, наряду с социально-экономической помощью молодой семье, политики государства должны предусматривать подготовку молодежи к семейной жизни. Тех знаний, которые были получены супругами в школе, порой бывает недостаточно. Нужно ввести систему подготовки будущих молодоженов к браку. Определенный положительный опыт в решении данной проблемы накоплен в разных регионах страны. Так, например, в «Программе семейной политике в Псковской области» есть специальная статья, посвященная подготовке молодежи к семейной жизни. Согласно этой статье предусматривается проведение следующих мероприятий:

Создать систему в работе по подготовке молодежи к семейной жизни;

Во всех школах открыть курсы, направленные на подготовку к семейной жизни;

Создать информационные центры «Семья», «Молодая семья» на базе областных взрослых, юношеских и детских библиотек.

2.2 Основные проблемы современной многодетной семьи

По мнению многих исследований, семья в современной России переживает не лучшие времена. Многодетные семьи сталкиваются со всеми проблемами, свойственными любой семье, но для нее они становятся более тяжелыми, решаются труднее. Ведь в современных условиях больше материальный выигрыш, психологический комфорт и обеспеченность культурными ценностями получает семья, имеющая одного ребенка или бездетная.

Большинство социологов считают, что главная проблема многодетных семей – материальная . Многочисленные исследования показывают тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи, а в более общем плане – степенью ее бедности. Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка доход семьи резко уменьшается, особенно если это третий, четвертый ребенок.

Другие проблемы являются следствием этой главной проблемы, вытекают из нее. Самой, пожалуй, острой стала жилищная проблема. От жилищных условий зависит очень многое в судьбе детей. В период, когда ребенок начинает осваивать жизненное пространство и должен проявлять активность, отсутствие необходимых жизненных условий делает его пассивным, робким, закладывает неблагоприятный жизненный сценарий на будущее. Во-первых, из-за скученности в таких семьях дети болеют чаще, так как заражают друг друга. Во-вторых, существует прямая зависимость между жилищными условиями и смертностью детей на первом году жизни. 61% женщин потерявших детей в возрасте до одного года, важнейшей причиной его смерти назвали плохие жилищные условия

Еще одной важной проблемой многодетной семьи является проблема здоровья детей. Дети в многодетных семьях болеют значительно чаще по сравнению с другими семьями по объективным причинам. Дети в таких семьях получают недостаточно полноценное питание, не имеют возможности для полноценного отдыха, а родители не всегда могут приобрести необходимые лекарства, значительно меньше здесь и физических возможностей для ухода за заболевшим ребенком. В многодетных семьях доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее рациональна, чем в целом во всех семьях с детьми. Это не может не отражаться на здоровье детей из многодетных семей, так как они недополучают наиболее ценного: белков и витаминов.

Большие проблемы у многодетной семьи в сфере образования. Чтобы стать образованным, у детей из этих семей меньше условий, так как меньше возможностей для учебы. Дело не в том, что эти дети имеют меньшие способности, а в том, что они не имеют возможности получить такое же воспитание и образование, как дети в семьях с высокими доходами. В многодетных семьях из-за загруженности родителей, особенно матери, от которой дети получают 50% воспитательного воздействия, ребенок недополучает внимания.

Если раньше недостаток воспитания в семье компенсировала система дошкольного воспитания, то в настоящее время число дошкольных учреждений сокращается, также как количество мест в них, растет плата за пребывание детей, вносимая в них. Все это ведет к тому, что уменьшается количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения. По этим же причинам сокращается число детей, которые посещают различные кружки, секции и художественные студии. Все это ведет к социальному неравенству в развитии детей из многодетных и малодетных семей.

Сложная проблема вообще, а для многих семей особенно, организация отдыха детей в период каникул. Детский и юношеский досуг и отдых все более превращается в индустрию платных благ и услуг. Это делает их недоступными для детей из малообеспеченных семей, в первую очередь в многодетных. Большинство детей из-за отсутствия денег на отдых у родителей и государства не могут провести каникулы с пользой для себя и общества.

Таким образом, многодетная семья испытывает проблемы, связанные с материальным положением, жилищными условиями, меньшими возможностями для детей, воспитания их здоровыми, культурными, здоровыми нравственно и физически. Поэтому, учитывая особенности типов многодетной семьи, социальные службы должны использовать различные технологии социальной работы, чтобы добиться большей эффективности.

2.3 Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Рождение ребенка – главное событие в семенной жизни. Трудности психологического и материального порядка, неизбежно возникающие с появлением в доме ребенка, обычно компенсируется теми счастливыми переживаниями, которые он доставляет.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, оказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики. Количество разводов в таких семьях намного выше – отцы, чаще не в состоянии выдержать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

Стресс в большей степени проявляется у матерей, которые не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрируют очень низкую самооценку в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, выполняют свою материнскую роль. Воздействие хронического стресса вызывает у матери депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием больного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, и они переживают чувство вины, утраты, хотя и не говорят об этом так явно, как матери.

Семейный стресс может усугубиться и другими причинами. Это и уменьшение бюджета семьи, поскольку один из родителей вынужден оставить работу, и нарушение в связи с этим, социальных, общественных связей, отсутствие психологической помощи, позволяющей противостоять обстоятельствам, и другие трудности, с которыми ежедневно сталкиваются данные семьи.

2.3 Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье

«Среди проблем неполных семей особенно остро предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализация детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним ребенком» - собирательный термин, охватывающий различные типы семей и семейных обязательств» .

Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые семьи имеют больше возможности для получения социальной помощи. Одиночное материнство в настоящее время – четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение, даже если скорость его распространения замедлиться. Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод с родителями, проживание с мачехой или отчимом, жизнь в конфликтной семье и т.д. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Издержки воспитания детей в неполных семьях связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечают социологи, преобладающее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Бедными считают себя семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. В среднем по регионам России среди неполных семей доля бедных семей составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» - 18,9% от их числа. Учитывая, что неполные семьи преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет политика занятости в стране, когда женщины вытесняются с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.

Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания является показатель идентификации детей со своими родителями. Уход отца из семьи ведет к отчуждению ребенка, к формированию негарантированного, порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю. В подобных условиях возрастает авторитет матери как единственного оставшегося в семье взрослого и кормильца. Но существует и такая ситуация, когда детей из неполных семей продолжают рассматривать в качестве образца для подражания в равной степени отца и мать, сохраняя доброе отношение к отцу, причинившему ему боль и страдания. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей, не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг, авторитет старших братьев и сестер не меньше значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимает важные для себя решения, самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимоотношение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я рассмотрел тему под названием «Семья XXI века: социологические проблемы». Так как проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, я попыталась наиболее полно изучить данную тему и рассмотреть наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи.

При подготовке работы я опирался на труды выдающихся ученых-социологов, при этом, пытаясь оценить их вклад в изучение проблем современных семей, как составной части социологии. Я дал краткую характеристику семьи, выявили ее функции и роль в жизни общества, а затем перешел к рассмотрению социологических проблем семьи, с которыми она сталкивается в XXI веке. А также дал характеристику основных факторов, влияющих на изменение положения семьи в худшую сторону.

Изучив данную тему, можно сделать основные выводы, исходя из исследования:

1) Современное общество крайне неоднородно, что дает нам право говорить о социальном расслоении, откуда и вытекают основные проблемы;

2) Необходимо крайне обдуманно принимать решения по созданию семьи. 3) Решение проблемы семьи должно исходить, в первую очередь, от нее самой, однако в некоторых случаях требуется вмешательство различных социальных служб;

4) Семья на пороге XXI века – особый институт. Современные нравы и мировоззрение семьи значительно видоизменяют ее, придавая особые черты как особому социальному институту.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат, такие показатели как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей – 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, передача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Поэтому крайне важно подойти к решению проблем современной семьи с особой ответственностью, пониманием, гуманностью и доброжелательностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления («Братья Карич»). – 304 с.

2. Вишневский, Ю.Р. Молодежь и общество на рубеже веков. / Ю.Р. Вишневский. – М.: Голос, 2005. – 314 с.

3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – 451с.

4. Калабрихина И.Д. Социальный пол и проблемы населения / И.Д. Калабахина. – М.: Менеджер, 2001. – 287 с.

5. Козырев, Г.И. Социология: Учебное пособие для вузов / Г.И. Козырев. – М.: Академический Проект: Трикса, 2005. – 304 с.

6. Лавриненко, В.Н. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, 3-е издание., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с.

7. Фененко, Ю.В. Социология: учебник / Ю.В. Фененко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 232 с.

Фененко, Ю.В. Социология: учебник / Ю.В. Фененко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С. 156

Социологи относят проблемы современной семьи к числу наиболее важных и актуальных. Психологи говорят, что счастливых семей становится все меньше. В чем же причина сложившейся ситуации?
Счастье часто сравнивают со взмахом крыла бабочки. Так же неуловимо и мимолетно. Каждый имеет свое четкое представления о том, каким именно должно быть оно, счастье.

В особенности, это касается семейного счастья. Что же такое счастливая семья? Наверно, каждый человек хоть раз в жизни задумывался об этом. Каждый желает, чтобы его семья была счастливой. А что это означает? Мы решили узнать мнение обычных юношей и девушек, которые еще только задумываются о создании семьи. Какой они видят счастливую семью? Какие ценности ставят во главу угла?

Кравченко Павел (18 лет): Счастливая семья – это когда ты хочешь идти домой. И когда жена хочет тебя видеть, а дети благодарны тебе за то, что ты есть. И конечно деньги для нашего мира.

Ложко Мария (20 лет):

Какой я вижу счастливую семью? Полной. В семье рано или поздно рождается ребенок, и воспитание его только одним родителем может иметь ряд последствий: ребенок рискует получить комплексы или будет иметь неправильные жизненные ориентиры. Семья должна быть основана на любви или создана таким образом, чтобы фактор ее образования был достаточно крепким. Я считаю, например, что ранние браки редко бывают счастливыми: из-за легкомысленности и безответственности супругов в незрелом возрасте. Семья должна быть обеспеченной материально. В браке имеет значение взаимопонимание, умение кооперировать свои действия. Люди должны быть равными по социальным позициям, социальным классам, а также по возрасту, религии и гражданству.

Александр Шейко (22 года):

В каждом аспекте жизни оно имеет свое понятие и видится по-своему. Если попытаться описать мой взгляд на счастье в семье, то это будет одно слово – взаимопонимание. Семья – это, в первую очередь, общение, нельзя нормально общаться с человеком который тебя не понимает, или которого не понимаешь ты. Ведь у каждого бывают моменты в жизни, когда хочется прийти домой и чтобы просто не трогали, просто посмотрели на тебя, поздоровались и не трогали. Или наоборот, когда ты весь горишь от эмоций и не знаешь, куда деть кучу позитива, очень приятно, если дома с тобой общаются, выслушивают.

Татьяна Мисюк (21 год):

Счастливая семья – это семья, в которой царит взаимопонимание, в которой счастлив каждый. Это не обязательно образцовая, полноценная семья, ссоры и разногласия тоже бывают, но главное, что в такой семье нет места насилию, злобе и ненависти. Если каждый член семьи чувствует себя защищенным и окруженным любовью – вот это и есть залог его личного счастья, а значит, и всей семьи…

Роман Лободыч (18 лет):

Наверное, счастливая семья – это двое пожилых людей, на закате жизни…многое повидавшие… любят друг друга, не мыслят себя друг без друга, ценят, понимают, по сути, это уже даже не люди, ибо все земное им чуждо… это что-то цельное великое, поражающее своей необъятностью, но состоящее из миллиардов частичек, каждая из которых по-своему прекрасна. Это схоже с небом или океаном, пожалуй, счастливая семья в этом понимании – это даже не жизнь, но и не смерть, это совершенно другое измерение.

Анастасия Розгонюк (21 год):

Счастье – это когда семья создается с верой в Бога. Когда муж и жена, любя и уважая друг друга, взявшись за руки, преодолевают все трудности, встречающиеся им на узким пути ко Христу.

Дмитрий Клименко (33 года):

Счастливая семья – это взаимопонимание, взаимоуважение и любовь друг ко другу.

Лена Якушева (22 года):

Это когда люди любят друг друга, уважают, заботятся, друг о друге, живут как одно целое. Счастливая семья – та, в которой есть дети. Много знакомых и друзей. Толпа гостей в доме. Семья должна не жить для себя, а помогать людям вокруг, не зацикливаться на своих проблемах, а жить для общества вместе.

Анастасия Гиба (21 год):

Наверное, когда и после 20 лет прожитых вместе ты для мужа представляешь какой-то интерес. Когда есть дети. Когда практически не возникает серьезных противоречий.

Петрунина Алина (17 лет):

Счастливая семья… я очень часто об этом думала,с детства. Возможно это будет банально, но главное для меня – дети… Я даже думала о том, если Бог не одарит меня детишками… я обязательно усыновлю. А еще очень хочется, чтобы мои родители разделяли со мной эту радость, чтобы любимый человек любил, чтобы ссорились, но потом обязательно мирились, чтобы любовь не угасала. А вообще, все в руках Бога. Все, что нужно пройти, что нужно преодолеть – все это и есть жизнь, а она сама по себе и есть счастье…

Семья в 21 веке

В последнее время большой интерес вызывает анализ семейной статистики: число браков и разводов, размер и состав семьи, регистрируемость и продолжительность брачных союзов. Эти цифры позволяют заглянуть вперед и попытаться понять, какой будет семья в 21 веке.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в прошлое - ознакомиться с данными переписей населения, изучить современные выборочные статистические исследования, основывающиеся на сведениях последних переписей. А главное - принять участие в предстоящей переписи, которая должна пройти вот-вот: с 9 по 16 октября 2002 года.

В 90-е годы во всем мире и в нашей стране происходило стремительное падение числа регистрируемых браков. В свою очередь, незарегистрированные браки в РФ начинают представлять собой статистически значимый феномен. Поэтому даже в предстоящей переписи населения брачное состояние будет определяться не по документам, а со слов опрашиваемых. Правда, это может привести и к опасным казусам. Так, из истории переписей известно, что при Всесоюзной переписи 1926 года в Ленинграде проживало немало мужей с двумя женами. Причем каждая из них доказывала, что именно она-то и есть настоящая. И бедным счетчикам приходилось выдерживать не только энергичную атаку соперниц, но и отвечать на жалобы, которые писали обидчицы, не попавшие в список жен.

Второй актуальной тенденцией нашего времени является нестойкость современных семейных союзов. Число разводов сейчас превышает число браков (на 100 разводов приходится 60 браков). А из 1000 создавшихся семейных пар больше половины распадаются (в Чувашии в позапрошлом году на каждую тысячу жителей приходилось 5,3 брака и 2,7 развода, в 2001 году эти цифры соответственно составили 6 и 3,4, а уже в 1 квартале этого года - 5,7 и 4,2).

Причем, хотя доля повторных браков значительно возросла (по переписи 1959 года она составляла 7-8 процентов от числа всех браков, а сейчас - 27-28 процентов), по данным социологических исследований, повторные браки регистрируются еще реже, чем первичные.
Конечно, следствием всех этих изменений является падение рождаемости и уменьшение численности населения. Уже по итогам последней переписи населения 1989 года преобладание больших семьей с численностью 7 и более человек было зафиксировано только у чеченцев, ингушей и ненцев. Если размер средней семьи в России тогда составлял 3,2 человека, то у ингушей он был 5,7, у чеченцев - 5,1, у ненцев-4,6 человека. Семьи, где два и более детей, были учтены в основном на Северном Кавказе. Самый минимальный размер семьи был зафиксирован у карелов (2,7 человека) и евреев (2,8).

И вот, теперь мы в нашем постиндустриальном 2019-ом и перед нами очередной вызов: «Как жить дальше?»

И ответом будет концепция динамичной семьи . В центре этой новой семейной конструкции всегда индивид. Теперь у нас даже не семья для человека , а еще более независимая индивидуалистическая форма, когда устойчивая семейная конструкция вовсе и необязательна для нашего развития. И мы, грубо говоря, потребительски относимся к институтам семьи. Что-то себе возьмём, а от чего-то откажемся навсегда. Захотим что-то уберем или заменим. Захотим трансформируем. Всё как мы сами для себя решим. Мы теперь один на один с этим миром.

Да, это еще немного про то самое одиночество, в котором мы все сейчас живем. Оторванность от общества и семьи, как это любят преподносить. И это вроде как пугающий фактор. Но, если мы присмотримся, то, конечно, это фактор адаптации и эволюции. А значит опять положительный момент. Это прям нужно зазубрить: мы больше не стремимся к чему-то привязываться и строим жизнь, исходя из себя и своих целей, по той причине, что мир стал настолько изменчив и динамичен, что иметь возможность выбора и быстрой перестройки - это очень-очень важно. Мы еще раскроем эту мысль во второй части.

Пока же в центре индивид и в течении жизни он образовывает постоянно меняющиеся и перенастраиваемые семьи.

На первой стадии жизни он формирует две большие группы семей, и, поочередно или одновременно, с ними взаимодействует. Начинается все с родительской семьи. С оговоркой, если она формируется. Сиротство - это сразу в социальные институты. Но большинство людей начинают свой путь с родительской семьи и вся первичная индивидуальная настройка идет внутри больших и малых семей. Большая - это наша российская особенность, когда влияние бабушек и всевозможных родственников второго-третьего звеньев до сих пор актуально. Хотя большие мегаполисы, где прежде всего и формируется постиндустриальное общество, там все меньше и меньше влияния бабушек и родственников.

Но главный фактор. Это конечно родительский. Два родителя или один. Варианты с разводом или новой семьей. Все это уместно и все это факторы родительской семьи. Она нас первично формирует. Закладывает в нас основы. Дает нам фундамент, платформу. Направляет наше развитие. И вроде бы всё: это главное и навсегда.

Но мы в 21 веке и у нас индивид все равно в центре, потому что большую часть этих настроек родительской семьи мы можем индивидуально корректировать. Нет больше жесткой конструкцииткак во времена патриархальной зависимости детей от родителей. И даже уровень нуклеарной-индустриальной педагогики, когда детей растили по общим правилам и инструкциям, от этого мы тоже отходим. Выросший в родительской семье индивид - сильно отличается от родителей. Это уже очевидная данность.

Затем в течении жизни идет взаимодействие с социальными институтами, которым родители делегируют воспитание, уход и обучение. И тут оговорка с сиротами, когда социальная опека полностью формирует индивида, если это все произошло еще с малолетства. И, на самом деле, это очень сильное влияние, потому что уже в 20 веке, не говоря уже про нынешнее время, ребенок проводит в этих институтах - от яслей до старшей школы - большую часть своей жизни. И взаимодействует с этими институтами куда больше, чем с родителями.

Иногда выбор жизненных ориентиров, моделей поведения, развитие каких-то черт характера и особенностей - это результат взаимодействия индивида с социальными институтами, а не с родительской семьей. Учитель музыки может определить судьбу своего ученика и направить её по музыкальному руслу, хотя родители видят в своем ребенке юриста. Школьный театральный кружок сформирует те особенности, которые не сформировались, если бы взаимодействие шло только с родительскими семьями: и малыми, и большими.

И при этом, конечно, не на всех стадиях своей жизни индивид рассматривает эти садики, школы, кружки, лагеря как свою семью. Особенно ясли, например. Но, во-первых, иногда это происходит. И тут идет прямо-таки индивидуальный выбор, что именно человек, пусть еще совсем молодой, хочет ассоциировать с семьей. Это может быть даже какой-нибудь двор, где просто близкие друзья. Или спортивная секция с тренером. Вопрос в том, почему это происходит и какие последствия. Тут все по-разному. От вынужденного ухода от влияния родителей, когда на ребенка оказывается какое-то психологическое давление или иногда даже физическое. Для России проблемы алкоголизации молодых семей и домашнего насилия актуальны, например. Или наоборот позитивный перекос в сторону от родительской семьи, когда родители осознанно расширяют влияние социальных институтов. Это как-раз адекватный современный тренд. На нем мы чуть поглубже остановимся.

Все дело в том, что эта самая требовательность к воспитанию и то, сколько всего нужно вложить в современного ребенка - эти факторы только нарастают и нарастают. Мир все сложней и сложней. Родительство все сложнее и сложнее. Нужно и образовательную, уже даже научную базу вложить в ребенка. И коммуникативные навыки развить. И социализировать максимально. А еще актуальнейшая тема с адекватным подходом к здоровью, к росту ребенка. Этот подход сильно отличен от личного опыта родителей или, тем более, от опыта бабушек и дедушек. Та же медицина и её стандарты 25 лет назад и сейчас - это разные эпохи. И такие апдейты сейчас выходят все быстрее и быстрее.

Получается, что даже, если семья будет заниматься только тем, что станет профессиональными родителями, которые постоянно только и делают, что потребляют всю самую актуальную информацию - они все равно не справятся с тем количеством актуальных данных для развития индивида в 21 веке.

Но самое важное, что это центрирование и зацикленность на ребенке не может экономически и социально, а зачастую и психологически, развивать самих родителей. Постоянно отдавать многое в ребенка, не получая ничего взамен - это в условиях жестокой экономической и социальной конкуренции не самая выгодная модель. И очень часто приводит к проблемам в семье. И даже психологически полное погружение в ребенка может являться одной из форм эскапизма от каких-то внешних проблем, которые никуда не денутся, а будут только усугубляться, и затем ударят по ребенку и семье.

Получается, что наиболее действенной и адекватной моделью: как заложить в ребенка современное развитие, минимизировать риски со здоровьем, создать прочный образовательный фундамент, при этом всем не потерять свою индивидуалистическую настройку, своё развитие, карьеру, личные интересы, свое здоровье - это делегировать воспитание и развитие узкопрофессиональным специалистам. Или группам таких специалистов.

Чтобы здоровьем занимались врачи и ученые. А не бабушкин опыт, если она не профессор биофака, конечно. Обучением - профессиональные институты и кафедры. Начиная с садика уже есть профессиональные обучающие программы. И так далее. Спортом, безопасностью, взаимодействием с финансами - везде есть свои профессиональные институты.

Опять же, это нужно запомнить - именно такой подход с делегированием крайне эффективен. Прочно стоящий на ногах, развивающийся родитель, здоровый и активный - это самое важное для ребенка. Именно индивидуальная эффективность родителя, которая в нуклеарном понимании даже граничит с отрешенность, служит налучшим фундаментом для развития ребенка.

Это не просто принять, согласен. Но у нас, например, экономика кризисная и это одна из особенностей рыночной экономики. Её составляющая. Рост сменяется кризисом. Другого не дано. Социальная структура также неустойчивая. И в России особенно, но и везде. Профессиональный рост крайне зависим от профессионального развития. Рынок труда динамичен и актуальные профессии 10 лет назад еще через 10 лет уже низкооплачиваемые. И чтобы зарабатывать больше и больше, или хотя бы не терять доход для поддержания адекватного уровня жизни семьи и детей, чтобы защитить их от этих кризисов - нужно постоянно вкладываться в себя. В родителя, а не в ребенка. В того кто ответственен за рост доходов, а не тот, кто находится в статусе иждивенца.

Тут нуклеарность, с её центрированием на ребенке, трещит по швам. Ребенок, семья - это очень важно, но индивид - важнее. Эту модель надо закладывать и в ребенке, и поддерживать в себе. Тогда эффективность идет для обоих поколений. Для обоих личностей.

В этом моменте актуализируется наша динамичность семьи. Индивид, который в центре, формирует все и сразу. И с родительскими семьями, и с социальными институтами. Эта очень крутая эволюционная модель, потому что какой-то один устоявшийся тип семейных отношений не может отвечать всем вызовам современного мира. И человек должен иметь возможность индивидуальной настройки того, с чем ему дальше жить.

Ведь со временем, так или иначе, формируется первая индивидуальная форма семейных отношений, когда происходит переход от родительской семьи к самостоятельной. Есть даже физиологическая зависимость: наш мозг, наша ассоциативная лобная кора, должны заработать так, что мы из формы подчинения и обучения перейдем к форме принятия самостоятельных решений. Там в лобной коре это так и называется: «центр воли и инициативы». Сложный момент для родителей, когда еще вчера послушный ребенок, которым было возможно манипулировать и хоть как-то руководить, вдруг начинает сам что-то решать.

И сейчас эта стадия только молодеет и уже с 13-14 лет дети начинают всерьез определять свою дальнейшую судьбу. Не физиологически, конечно, а по возможностям, которые современный мир предоставляет подросткам. И бояться этого не стоит, а наоборот, стоит радоваться. Бояться не нужно потому что современный мир достаточно прогрессивен и уже в 13-14 лет подросток получает достаточно информации. А главное даже, что его вовлечение в какие-то процессы, если ему они интересны и он уделяет им много внимания и времени, они его очень быстро натаскивают. И все это делает даже из совсем юных ребят таких специалистов начальной фазы.

Все эти 15-летние ютуберы, блогеры, геймеры, активисты, иногда и научные специалисты, и финансисты - это всё не какой-то прикол. Это адекватный тренд. Среда, в которой можно обучаться, и которую можно преобразовывать своим обучением, она открытая и доступная. И нужно просто этим заниматься, чтобы развиваться. И не важно 15 тебе или 35. Ни один профессор из Гарварда вам с уверенностью не скажет, в каких областях деятельности нужно развиваться здесь и сейчас, чтобы это было актуально через 20 лет. Потому что будет актуально скорее то, что эти самые подростки здесь и сейчас активно начнут продвигать. А этот фактор просчитать практически невозможно.

Еще для родителя важно понимание, что в этой переходной фазе происходит индивидуальная настройка. Самостоятельное обучение. Именно этому индивиду, оторванному от родительской семьи, ему дальше и жить. И важно чтобы он сформировал опыт взаимодействия с внешним миром без участия родительской семьи. У нас больше нет патриархальной цикличности, когда веками одно и тоже. И самой выгодной формой адаптации было копировать опыт родителей, не встраивая в него ничего нового. Сейчас это не работает даже на уровне одного поколения. Даже индустриальная городская жизнь, эта нуклеарная обособленность, она тоже постоянно меняется. И единственный важный опыт, который родитель может дать - это опыт постоянного изучения этой динамичной среды. Не жесткие рамки, а пластичность. Умение адаптироваться за счет постоянного развития. Индивидуального и обособленного.

И последняя фаза, ключевая для всей нашей темы - это «серийная моногамия» как последовательность партнерских отношений. Мы сейчас находимся в той стадии индивидуального выбора, когда мы можем себе позволить выстраивать цепочку партнерских отношений. И мы этим с удовольствием пользуемся. Начиная еще буквально с первых зачатков сексуального поведения в подростковом возрасте, мы формируем краткосрочные или более-менее длительные партнерские союзы. Не все они про брак и семью, но все они про настройку наших индивидуальных форм брака и семьи. Мы примиряемся. Мы настраиваем, перенастраиваем удобные для нас формы отношений.

Патриархальный вариант: за тебя решили родители - «другому отдана и будешь век ему верна». Нуклеарный выбор в СССР также был ограничен отсутствием разводов и достаточно жестким контролем в начальной фазе выбора. Еще ничего про себя и про другого не знаешь, но уже должен строить отношения на всю жизнь. А сама форма этих отношений - это не индивидуальная настройка, а коллективный свод правил и норм, которым нужно обязательно следовать, иначе порицание.

Сейчас выбирай, что хочешь. Хочешь на всю жизнь. И причем, чтобы не в тягость, не как обязательство с удавкой на шее, а в радость и осознанный выбор. Хочешь от одного к другому? Пожалуйста. Хочешь в раннем возрасте или хочешь попозже? Вперед. Хочешь перекос на социальный статус и карьеру? Хочешь без детей? Да, почему бы нет? И при этом, всегда есть возможность перенастроить, начать все заново, сменить один вариант на другой.

Все решаешь сам. Ты индивид. Ты в центре. Ничто тебя не ограничивает, кроме твоего личного выбора и права другого индивида на этот самый личный выбор. Последнее кстати очень важно.

Я что-то решаю сам и уважаю выбор другого - такая формула. Почему это так важно? Потому, что это позволяет вам обоим оставаться при своем личном выборе. И если есть соотстветсвие, то окей: живем-дружим-образовываем семью, какую нам надо и на сколько нам надо. А есть нет, то расходимся и двигаемся дальше. Но как было индивидуалистическое движение, такое прямолинейное, так оно и осталось. Приблизилась такая же прямая или отдалились, направление личное от этого не меняется.

А в чем же тут преимущество? Да в том, что любое пресечение этого личного движения, как нам показывает опыт патриархальных настроек, опыт советской семейной политики, опыт западных форм женской дискриминации - это все ведет к невозможности перенастройки. Тебя захлопнули в отношениях и всё. Вы не сошлись с мужчиной или женщиной, у тебя случился кризис с карьерой или там здоровьем и всё. Ты осиротел и всё. Никакой возможности изменить ситуацию у тебя нет. Или начиная еще с формы родительской семьи - ты родился в определенной семье и всё. Ты будешь жить ТОЛЬКО по её законам и не сможешь выбрать что-то сам или сама.

Эта возможно выбора, коррекции и перенастройки - это и есть развитие. Это и есть главное достижение семьи 21 века.

15.03.2010

Что такое настоящая семья в вашем представлении? Наверняка многие скажут, что настоящая счастливая семья - это улыбчивая пара красивых людей, где мужчина всегда с нежностью приобнимает супругу за талию, а она, в свою очередь, никогда не повышает голос на своего мужа, являясь самой понимающей женщиной на свете.

В идеальной семье мужчина имеет хорошую работу, носит дорогой костюм и ездит на большом семейном минивене. Жена носит ситцевые платья, милый передник и часто печет пироги. Такая замечательная семья была бы не полной, если бы в ней не было двух умненьких детишек, начинающих свой день с неизменной фразы: «С добрым утром, мама и папа! Сегодня мы собираемся получить только хорошие оценки, чтобы потом поступить в институт на бюджет и чтобы вы гордились нами всегда, как мы гордимся вами!».

Такая идиллическая картина предстает в массовом сознании простых граждан. Часто, она бывает срисована с американских фильмов, с модели поведения собственных родителей или семьи родственников. Хотя, может быть, такая идиллия была характерна для них только на публике. Но, так или иначе, семьи, описанной выше, по крайней мере в России, не существует.

Семейная жизнь двух людей – это настоящее испытание не только для самих супругов, но и для их детей, на которых самым непосредственным образом сказывается влияние родителей и их проблемы.

В нашем распоряжении оказались результаты исследования «Семья и родительство в современной России», проводившегося в 2009 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Институтом социологии РАН. Публикуем основные моменты, из которых складывается образ современной семьи в России, со всеми ее недостатками, отражающимися непосредственно на детях.


Образ современных родителей

Более 70 процентов респондентов, чьё детство пришлось на период с 60-х по начало 90-х, отметили, что воспитывались в полной семье с родными мамой и папой. Однако, пореформенное поколение – молодые люди, родившиеся в конце 80-х – начале 90-х прошлого столетия испытали стрессы периода социальных изменений – падение жизненного уровня, реформы вкупе с долговременными тенденциями – столкнулись с нарушениями стандартов семьи, где в прошлом ключевую роль играла фигура отца (этот показатель снизился на 10 процентов).

Между тем, чем слабее становилась фигура отца, тем более укреплялась в сознании молодёжи фигура матери, всё больше влияющая на модель поведения своих детей. Авторитет отца в настоящий момент зависит в основном от того, насколько он успешно справляется с ролью кормильца семьи.

Что касается семейного статуса самих родителей, то сегодня широкое распространение получил так называемый незарегистрированный брак. Здесь мы сталкивается с разницей восприятия мужчин и женщин, потому что незарегистрированный брак воспринимается женщинами как брак реальный, со всеми вытекающими из этого обязательствами, а мужчины, состоящие во внебрачных отношениях, чаще считают, что не имеют формальных обязательств перед партнёром. Такой перекос в сознании мужчин и женщин даже не позволил исследователям установить: сколько же респондентов действительно состоят в законном браке. Надо ли говорить, что неузаконенные отношения партнёров непосредственно влияют на судьбы их детей.

Современная супружеская пара в основном имеет одного ребёнка - 57,6 процентов, двоих имеют 35,9 процента, троих – 6,4 процента.

Развод и дети

Согласно данным исследования, более трети населения РФ в возрасте до 45 лет один или несколько раз прошли через процедуру развода. В большинстве случаев, после развода ребёнок или дети оставались с матерью.
Один из наиболее болезненных вопросов, встающих перед родителями ребёнка при разводе – это участие родителя, ушедшего из семьи (как правило, отца) в его воспитании. Что интересно, примерно половина отцов видится с ребенком 3-4 раза в неделю, а другая половина не видится с ним вообще соответственно. Примерно 45 процентов пап не могут себе позволить видеться с ребёнком ежедневно, встречаясь с ним не чаще 3 раз в месяц; 42 процента отцов ссылается на занятость, именно эта причина мешает частым встречам с ребёнком; у 45 процентов отцов ребёнок удален от них географически, что затрудняет частые встречи и 35 процентов мужчин утверждают, что неприязненные отношения между ними и бывшими супругами отражается на частоте встреч с детьми. Как показало исследование, после ухода из семьи, 75 процентов мужчин практически никак не поддерживают собственного ребёнка и только 25 процентов поддерживают его примерно наполовину.

Приоритеты в воспитании

Анализ полученных данных показал, что на первом месте, по мнению родителей, должны стоять задачи «охранительного плана», предполагающие заботу о жизни и здоровье ребёнка (следить за здоровьем, предупреждать развитие пагубных пристрастий, защищать в сложных ситуациях, обеспечить полноценным питанием, находить время для ребёнка и т.д.)

Второе место в системе приоритетов в воспитании делят между собой задачи экономические и нормативные (воспитание в ребёнке самостоятельности, независимости, учить думать, защищать от попадания в нехорошую компанию и т.д.). Задачи духовного плана стоят в системе родительских приоритетов на самом низком уровне.

В большинстве случаев, примером ответственного родительства и образцом семейной жизни является мать, так как именно она чаще всего занимается ребёнком, она уделяет ребёнку больше времени, оказывается рядом, когда это необходимо. Роль отца тоже является значимой. Именно образ ответственного отца помогает молодым девушкам определиться с мужчиной, с которым бы они, став взрослыми, хотели бы создать семью. Для мужчин отец – это образец мужественного поведения, умелого воспитателя, помогающего с честью преодолевать все жизненные трудности. Достоинства отца возрастают, если он заботится о ребёнке даже тогда, когда ребёнок стал взрослым.

Таким образом, ответственный родитель:

Во-первых, не должен бросать ребёнка, он должен нести за него ответственность даже в том случае, если обстоятельства этому не способствуют;

Во-вторых, должен избегать насилия. Действительно, ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому;

В-третьих, подаёт ребёнку правильный пример, сознательно строит свой жизненный образ так, чтобы задает ребёнку правильные жизненные ориентиры.

Физическое наказание детей

Мнения экспертов в этом отношении неоднозначны. Есть специалисты, которые считают, что физические наказания недопустимы ни при каких обстоятельствах. Данная позиция обусловливается тем, что физические наказания унижают ребенка, наносят ему психологическую травму, снижают самооценку, обнажают отсутствие должного взаимопонимания между родителем и ребёнком. А в некоторых случаях просто неэффективны. Другие эксперты убеждены, что физические наказания в определённых ситуациях и в определённых пределах допустимы и могут быть полезны. Например, физическое страдание проецируется на тот предмет или событие из-за которого ребёнку пришлось испытать эту меру воспитания. Например, ребёнок покурил – получил ремнём – больше не берёт сигареты так как видит в нём определённое сосредоточение зла, вспоминается порка.

Таким образом – физическое воздействие – это крайний (последний) аргумент в арсенале родительской системы воспитания. Ребёнку должно быть разъяснено, за что он получил «по попе». К тому же, физические наказания можно использовать только до определённого возраста (примерно до 12 лет), так как с возрастом – родительские порки могут нанести психологическую травму.

Проблемы отказов от детей

В последнее время особенную остроту приобрела проблема отказов от детей сразу после рождения в роддомах. По данным Минздрава, каждый год 12-13 тысяч матерей оставляют своих детей. Причины этого явления самые разнообразные, начиная от самого популярного – пьянство, наркомания, бедность, невозможность содержать ребёнка и заканчивая половой распущенностью и общим кризисом ценностей института семьи.

Нередки случаи, когда родителей лишают родительских прав. Эксперты также неоднозначны в этой позиции.

Государство как гарант сохранения семейных ценностей

Данные исследования позволяют предположить, что ущербная культура безответственного отношения к детям может воспроизводиться даже, как не странно, благодаря мерам государственной поддержки родительства. В «безответственных» семьях дети могут рождаться только потому, что каждому ребёнку полагается государственное пособие, а родителям новорождённого – материнский капитал, который родитель может потратить по своему усмотрению. Культура «обеспеченных» слоёв воспроизводит иные ценности. В этой группе чаще поощряется разумный рациональный подход к рождению детей: дети появляются только тогда, когда семья готова материально и психологически взять на себя подобную ответственность. Но и здесь есть свои минусы – это значительное увеличение среднего возраста «молодых» родителей к моменту рождения их первенца, а также уменьшение количества детей в семье.

Государству также необходимо пристально следить за мигрантами, приезжающими в большие города на заработки. Чаще всего, это женщины, которые не имеют возможности содержать ребёнка. В таком случае, государство может смягчить проблему созданием системы яслей и интернатов полного содержания, где мать могла бы навещать своего ребёнка и участвовать в его воспитании. По прошествии времени, укрепив свое материальное и жилищное положение, женщина могла бы забрать ребёнка себе.

Особое внимание необходимо уделить государственной политике в информационной сфере. Опыт исследования показал, что пропагандистская кампания, направленная на укрепление родительства, должна строиться на идее семьи как высшей формы эмоциональной самореализации и настоящего смысла жизни человека.

Послесловие

Проблемы стариков, инвалидов, детей, животных – одни из самых сложных, но от того всё более важных. Они наименее защищены социально, имеют минимум физических возможностей для самозащиты, а подчас и не имеют всего этого вовсе. Со всех уголков страны и мира мы можем слышать о бедственном положении брошенных на произвол судьбы младенцах. Практически ежедневно мы стыдливо отводим глаза, если видим как чьи-то бабушки или дедушки (подчас ветераны труда или Великой отечественной войны) перебирают что-то в мусорных бочках. Мы стараемся не замечать припорошенных снегом сидящих на канализационных люках котят, покупаем дорогие норковые шубы, заранее зная, что изготовлены они из более сотни красивейших животных, влачащих свое существование в подвесных клетках, доверху набитых своими собратьями. Они режут лапки о прутья клетки и ждут того момента, когда удар током прекратит биение их сердца…

Каждый для себя является палачом и судьёй. Мы сами в ответе за близких, особенно за тех, кто находится полностью под нашей опекой. Это наши родители, это наши дети, это наши домашние животные, безответственное отношение к которым может обернуться серьёзным чувством вины в тот момент, когда старость перестанет быть отдалённой и туманной перспективой.