Появление проблем с речевым развитием - проблема, которую чаще всего замечают самые внимательные родители. Очень важно следить за тем, как и когда ребенок начинает разговаривать. При наличии признаков значительного отставания от сверстников, необходимо посещение врача-педиатра, логопеда и детского невролога. Чаще всего назначается комплексное лечение проблем с массажем, психологической работой, аппаратными методами и медикаментами. Целесообразность использования препаратов при задержке речевого развития у детей определяет врач-невролог.

В чем заключается диагноз «задержки речевого развития»

Доктора, что занимаются развитием ребенка в первые годы жизни (неонатолог и педиатр) определяют периоды, в которых проявляется способность разговаривать. Крики радости и недовольства уже считаются первыми попытками проявить эмоции и желания. По мере взросления ребенок обогащает свой словарный запас, добавляет интонационную окраску и учится строить сложные предложения по всем правилам грамматики.

Формирование основных навыков происходит до 3-х лет - момента, когда ребенка отправляют в коллектив (детский сад), где необходимо умение высказать свои эмоции, желания. Групповое пребывание в детском саду является первым опытом социализации ребенка, которая невозможна без речи.

Постановка диагноза «задержка речевого развития» чаще всего проводится в 3 года. До этого периода, при наличии сомнений, дети находятся на учете педиатра и логопеда. Работа с последним начинается с возраста 1,5 лет.

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) - патологическое состояние, которое характеризуется замедленным развитием навыков общения у ребенка, поздним доречевым периодом (гуления, лепета и первых фраз). Нарушение развития речи проявляется в трех компонентах: словарном (лексическом), звуковом (фонематическом) и соблюдении правил (грамматическом).

Наличие признаков нарушенного формирования других сфер психической деятельности (эмоции, воля, ощущения и восприятие, интеллект) говорят о задержке психо-речевого развития (ЗПРР).

Важно! Постановка диагнозов, связанных с нарушением развития ребенка, проводится только по заключению комиссии врачей

Методы лечения задержки развития речи

Наиболее эффективным лечением для замедленного формирования речи у детей считается комбинированный подход.

Одной из причин ЗРР считается неблагоприятная обстановка в семье, наличие конфликтов между родителями, отсутствие одного из родителей. Поэтому важно своевременно назначит психологическую работу со всеми членами семьи, для устранения психического «блока» речевого развития.

Другим аспектом, из-за которого развивается отставание, являются патологии мышечного аппарата (губ, языка, голосовых связок), например, при - детском церебральном параличе (ДЦП). В таком случае логопед проводит курсы занятий с постановки артикуляции. Кроме того, часто применяется логопедический массаж, который воздействует на активные точки, запускает работу нервных центров и способствует формированию навыков звукопроизношения.

Широко применяются физиотерапевтические процедуры и аппаратные методы для активации центров слуха и речи (например, ЛОГО+, электростимуляция), образованию стойких связей и речевых реакций.

Для коррекции процессов обмена веществ в головном мозгу, улучшения кровоснабжения и доставки питательных веществ назначаются специализированные медикаментозные средства.

Важно! Только невролог имеет право назначать препараты при задержке речевого развития у детей

Медикаментозная терапия задержки развития речи

Процессы усваивания питательных веществ в центральной нервной системе происходят через каскад реакций с превращением глюкозы (простого углерода, который входит в состав хлеба, конфет, фруктов и овощей, круп) и выделением молекул энергии. Последние принимают участие в проведении нервных импульсов по волокнам в тканях, образовывают связи между нейронами (клетками), формируют память и навыки у малыша. Лечение ЗРР проводится с помощью ноотропов («noos» - головной мозг), - препаратов, которые обладают стимулирующим воздействием на нервную ткань.

В зависимости от действующего вещества ноотропы бывают с угнетающим и стимулирующим эффектом. При наличии у ребенка гиперактивности, которая проявляется ускоренным потоком мыслей, быстротой и множеством двигательных движений - необходимо назначение препаратов группы Пикамилона. Цераксон назначается в противоположном случае, когда в семье отмечается дефицит внимания, уделяемого ребёнку.

Группы препаратов для лечения ЗРР

Ноотропы - препараты для улучшения когнитивных способностей ребенка (фото: www.yourspeech.ru)

Назначаемые детским неврологом препараты, в зависимости от точки прикладывания действия, делятся на группы:

  • Средства гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Пантогам, Аминалон, Пикамилон и др. ГАМК - медиатор («посредник») в нервной ткани, через который проводится торможение проведения импульсов при «проскакивании» через нужные центры. Кроме того, вещество улучшает усваивание головным мозгом глюкозы и повышает дыхательную активность тканей (использование кислорода).

Пантогам при задержке речевого развития назначается в форму сиропа (детям до 3-х лет) и таблеток. Препарат также обладает противосудорожным и небольшим успокоительным эффектом, улучшает сон и снижает уровень тревоги.

  • Пиритинол-содержащие средства (Церебол, Энербол, Энцефабол). Пиритинол обладает свойствами мембраностабилизатора нервных клеток, снижает концентрацию свободных радикалов (веществ, которые раздражают нервную ткань и вызывают патологическую имульсацию в периферические центры). Лекарства этой группы улучшают утилизацию глюкоза в головном мозге, повышают стойкость нейронов к кислородному голоданию.
  • Ноотропы с психостимулирующим эффектом: Цераксон. Активным веществом препарата является цитиколин, который повышает регенеративные способности мембраны нервных клеток, увеличивает запасы энергии, устраняет отек и застойные явления в головном мозге.

Цераксон назначается для повышения уровня внимания, функции памяти, улучшает когнитивные способности ребенка.

  • Витаминные препараты (нейромультивит, мильгамма). Поливитаминные комплексы обладают общим стимулирующим действием на функциональное состояние нервной системы, улучшают синтез необходимых медиаторов и способствуют проведению импульса.
  • Препараты на основе экстрактов нервных тканей животных (Кортексин, Церебролизин). Лекарственные средства из этой группы содержат активные аминокислоты, которые используются для синтеза новых клеток, репарации поврежденных участков нервной ткани. Кроме того, Кортексин применяется для улучшения когнитивных способностей после различных психологических и черепно-мозговых травм.

Лечение замедленного развития речевых навыков у ребенка сопровождается наблюдением лечащего врача. Курсы медикаментозной терапии проводятся параллельно с визитами к и .

Особенности применения некоторых препаратов

Пикамилон назначается детям старше 3-х лет в форме таблеток. Одна таблетка содержит 20 мг активного вещества. Согласно инструкции по применению, детям от 3-х до 10 лет рекомендуется принимать по 1 таблетке 3 раза в сутки, старшим по 2 таблетки 3 раза в сутки. Лечение длится 3 месяца.

Цераксон выпускается в форме таблеток, саше с порошком и сиропа для перорального применения. Препарат назначается детям старше 3-х лет. Рекомендовано применять по 1 саше или таблетке в сутки, разделив на 2 приема, или по чайной ложке сиропа в день. Длительность лечения месяц, после чего - контрольный визит к неврологу. Клинические исследования по применению Цераксона у детей советуют назначать препарат только детям старшего возраста и при наличии серьезных проблем с развитием.

Энцефабол для лечения задержки речевого развития выпускается в форме суспензии для перорального приема. Рекомендованная доза ребенку по чайной ложке 3 раза в сутки в течение 6-8 недель. После этого периода оценивается эффективность препарата и решается, каким лекарством лечить ЗРР в дальнейшем.

Важно! Способ применения, дозу препарата и длительность лечения подбирает лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени тяжести задержки

Нежелательные последствия использования лекарств

Повышенная сонливость - побочный эффект некоторых ноотропов (фото: www.hushabyebaby.com.au)

Применение медикаментозных препаратов с целью лечения нарушений когнитивной сферы сопровождается риском развития побочных эффектов. В зависимости от действующего вещества, группы, дозы и длительности приёма средства, возможно развитие таких последствий:

  • У стимулирующих средств: повышенная возбудимость, нарушение сна, бессонница, усиленный аппетит, сыпь, которая сопровождается зудом.
  • Тормозящие препараты (Аминалон): сонливость, замедленная реакция, шум в ушах, головная боль. Все побочные эффекты характеризуются кратковременностью.

Кроме того, после применения препарата любой группы возможно развитие аллергических реакций в форме ринита, сыпи, отека.

Совет врача. При появлении симптомов аллергии необходимо немедленно прекратить прием препарата и обратиться к врачу

Шамшуро Елена
журнал "Няня", 2001 год № 4

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности». Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).

Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться.
Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, - это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского логопеда , невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, отоларинголога, дефектолога и психолога.
Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Однако не надо бояться диагноза «ММД». На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка.
Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР - это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.
Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью.
Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых.
У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком.
Здравствуйте,
пальчики!

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие - среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2-3 раза в день с 1-2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением.
Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2-3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала.
Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются.
Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».
На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».
Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:
подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);
распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;
соотношение геометрических фигур с формой предметов.
Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал - «теперь ты», «можно», «начинай».

Учимся говорить
Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.
В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.
Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др.
Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.
Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более.
В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка.
Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом. Обратите внимание: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное - научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлыкает, - киска, а это пасется на лугу - корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.
В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» - «Это мальчик», «Что он делает?» - «Мальчик играет»; «Что это?» - «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».
Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»).
Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например - «Что Таня достает из волшебного сундучка?» - «Куклу, кубики, бусы». - «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» - «На вертолетах - на вертолете; на машинах - на машине». - «Чего нет у Тани?» - «Автобуса, лодок» и др.)
Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».
Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка - удочка, бочка - почка, бабочка - папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву.
Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога - гора»).
Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм.
ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Дети с задержкой речевого развития должны посещать специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед из

Каждый ребенок индивидуален в своем росте и становлении, это касается и процесса становления речи. Несмотря на различия одного малыша от другого, существуют определенные возрастные нормы формирования словарного запаса, четкое несоответствие которым должно насторожить родителей. Задержка речевого развития у детей 3 лет, также , может появиться по многим причинам, и очень важно вовремя начать работать на этой проблемой.

Правильное устное выражение мыслей у детей раннего возраста, свидетельствует о нормальном интеллектуальном уровне, поэтому многие родители гордятся своими чадами, когда те начинают рано говорить. Важно знать, что нарушения в становлении устной речи могут быть полностью излечимы только в раннем возрасте от 2х до 7ми лет.

Характеризуется медлительным освоением методов построения предложений и фраз на родном языке, когда дети младше 3х лет плохо строят отдельные фразы из-а недостатка лексикона, а ребята старшего возраста не могут сформировать полные предложения. Отставание в скорости осваивания правил языка складывается из нескольких факторов: насыщенность лексикона;

  1. грамматика;
  2. состояние связанности речи;
  3. умение строить фразы.

Задержка речевого развития в 3 года в процентном соотношении встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Отставание в формировании языковых процессов ведет к психическим отклонениям, поэтому диагнозы: задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР), в большинстве случаев, следуют друг за другом.

Важнейшие этапы становления речи у ребенка с рождения:

  • 2 месяца – реакция на обращение родителей к малышу в виде улыбки или первых проявлений звуков;
  • 4-6 месяцев – младенец проявляет восторг смехом или визгом, начинает копировать движения губ взрослых;
  • 6-9 месяцев – речь еще не имеет смысловой нагрузки, но уже наблюдается проявление отдельных слогов, четкие сочетания знакомых звуков;
  • 10 месяцев – возраст появления первых слов, мелодичных интонаций в звуках;
  • 1,5 года – осмысленное понимание того, что говорят окружающие;
  • 3 года – понимание грамматики родного языка, формирование четких предложений со смыслом.

Становление речи, появление первых слов происходит в возрасте от 10 месяцев до 3х лет, чаще всего мальчики значительно позже начинают разговаривать, чем девочки.

Внимание! Трехлетний ребенок, развитие которого соответствует нормам, должен выдавать разборчивую речь. То есть смысл сказанного им должны понимать не только родители и родственники, но и совершенно чужие люди, которые слышат его в первый раз. Словарный запас детей данного возраста должен составлять около 1000 слов.

Признаки и проявления

Основные признаки отклонений в речевом развитии:

  1. аномальное становление доречевого этапа: младенец в возрасте до года издает мало звуков и они однотипные;
  2. малыш, возрастом старше 1го года не реагирует на обращенную к нему речь;
  3. в возрасте старше 1,5 лет малыш не повторяет фразы и звуки за взрослым или делает это неактивно;
  4. чадо не произносит отдельных слов самостоятельно;
  5. ребенок в 3 года не воспроизводит простейшие фразы, отсутствует самостоятельная понятная речь;
  6. чрезмерная мимика и жестикуляция, как помощь в объяснении мыслей.

Родители должны быть внимательны к своему чаду, уделять ему достаточное количество внимания. Только в постоянном контакте с детьми можно увидеть ранние признаки отставания и исправить это без последствий.

Причины

Факторами появления такой патологии может быть комплекс причин, которые имеют свои симптомы и проявления у детей в раннем возрасте, которые нельзя не заметить.

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет делятся на две группы:

  • Социальные, обусловленные средой воспитания:
    • отсутствие внимания со стороны родителей, долгих разговоров с малышом;
    • родители, при разговоре с малышом, не контролируют темп речи, говорят неразборчиво и слишком быстро;
    • отношения взрослых выясняются на повышенных тонах, с помощью скандалов, при детях;
    • слишком навязчивая опека малыша, предугадывание его желаний, в такой обстановке малыш ленится учиться говорить, так как его и так понимают без слов;
    • в семье многоязычных родителей, где они пытаются научить малыша с пеленок разговаривать на двух или более языках. Этот момент нельзя назвать отрицательным, но иногда такой подход лишает ребенка полноценных знаний о построении речи на одном из языков;
    • отсутствие контакта с ровесниками.
  • Биологические:
    • инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода;
    • травмы головы при прохождении по родовым путям;
    • патологические роды;
    • недоношенность;
    • асфиксия плода при родах;
    • курение женщины во время беременности;
    • наследственность;
    • при тугоухости или нарушениях зрения малышу сложнее воспринимать чужую речь, а соответственно, учиться разговаривать самому;
    • частые простудные заболевания в младенческом возрасте;
    • синдром Дауна;
    • слабое развитие артикуляции;
    • отоларингологические заболевания.

Очень часто специалисты затрудняются назвать причину отклонения, каждый третий диагноз остается без выясненной этимологии. Задержка речевого развития у детей 3х летнего возраста, причинами которой являются проблемы с воспитанием, корректируются гораздо легче, чем патология, вызванная физиологическими сбоями.


Способы устранения

В первую очередь, для правильного лечения нужно выяснить причину появления заболевания. После этого уже решается, какие специалисты будут принимать участие в коррекции.

Патология освоения речи у детей требует комплексного подхода в устранении:

  1. терапия медикаментами и , назначенными врачом неврологом – такие методы часто применяются для решения проблемы, вызванной дисфункцией мозговой деятельности;
  2. для детей, развитие которых задержано по социальной причине, требуется наладить организацию благоприятной среды для усваивания речи;
  3. занятие с логопедом – специалисты рекомендуют подключать логопеда в возрасте старше 3х лет. Логопед не занимается лечением патологий речевого аппарата, он всего лишь ставит у ребенка правильное произношение звуков и берет в работу детей от 4х лет;
  4. консультации детского психолога.

Важно! Задержка речи хорошо поддается корректировке, пока у ребенка не успел сформироваться артикуляционный аппарат, то есть в 3-4х летнем возрасте. Поэтому, чтобы без последствий помочь своему чаду справиться с данной проблемой, нужно быть внимательнее к процессу становления речи и, при малейших подозрениях появления отклонений, сразу обращаться к специалистам.

Методика корректировки всегда подбирается в соответствии с индивидуальными факторами развития детей. Невролог может назначить для улучшения кровообращения в мозге, если это потребуется, или направить малыша на магнитотерапию. Массаж может применяться, как дополнительное средство к комплексному лечению, но ни в коем случае нельзя уповать на него, как на самостоятельную терапию патологии.

Специалист, работающий с ребенком должен предоставить родителям протокол лечения, где будет четко отслеживаться план дальнейших действий. Победить заболевание можно только при слаженном действии педагогов, врачей и родителей.

Профилактика

Нельзя упускать драгоценное время посещения специалистов при задержке речи. Дети позднее 7ми летнего возраста, страдающие от такого заболевания, могут уже никогда не вернуться к нормальной полноценной жизни и общению с ровесниками. Чем раньше начаты занятия с малышом, тем более положительные прогнозы лечения могут быть поставлены специалистами.

Меры профилактики задержки развития речи у маленьких детей:

  • предупреждение инфицирование матери и плода во время беременности;
  • создание благоприятных для обучения условий: общение и полноценное внимание родителей, контакт со сверстниками;
  • полноценное развитие малыша с помощью игр и развивающих методик.

Для профилактического осмотра детей в возрасте 2х лет необходимо показывать логопеду.

22 05.2016

Здравствуйте, уважаемые взрослые! Наша сегодняшняя встреча посвящена 3летним детям. Как они говорят? Что они говорят? Почему некоторые в этом возрасте еще не говорят? Как нам помочь им говорить правильно? Мы с вами поговорим о том, почему задержка речи у ребенка 3 лет должна вызвать у вас тревогу и как вести себя родителям в этом случае.

N. B. Помните героиню Ирины Муравьевой в фильме «Карнавал»? Как она вырабатывала дикцию. Это весьма полезные упражнения – набрать в рот орехов и читать скороговорки. Попробуйте предложить подобную игру вашему карапузу, и вы увидите, как ему будет интересно. Вместо грецких орехов можно взять что-нибудь помельче, например, фундук или арахис.

Давайте обратим внимание на то, как говорят наши дети. Существуют некоторые нормативные границы, на которые мы, взрослые, может ориентироваться при оценке уровня развития той или иной сферы психики малыша. Рассмотрим основные.

Прежде всего, речь трехлетнего ребенка должны понимать окружающие, которые не общаются с вами каждый день, т.е. речь должна быть достаточно разборчивой для всех. Во-вторых, ваш малыш должен хорошо понимать, что вы хотите от него, посредством речевых сообщений. Его словарный запас должен быть равен приблизительно 1000 слов.

Хорошо, если ребенок знает все предметы окружающей обстановки в доме, имена всех членов семьи и свой домашний адрес. Кроме этого, ребенок должен понимать вопросы, предполагающие расширенное содержание ответа, типа «Почему?» и «Для чего?».

В 3-4 года малыш говорит достаточно свободно на разные темы. Не долгое повествование, конечно, но вполне связная речь из коротких предложений. Построить короткую фразу из нескольких слов не должно вызывать трудностей.

Но если трудности все-таки возникают, как вести себя? Куда обращаться? Родителей всегда интересует вопрос, что делать и как избежать подобной ситуации.

Важно обратить внимание на нее вовремя, чтобы к периоду школьного обучения ваше чадо не отличалось от своих одноклассников. Чтобы помочь вам разобраться, давайте выясним причины возникновения такого неприятного явления как задержка речи.

Причины задержки развития речи у детей

Специалисты отмечают 2 типа причин задержки речи у детей:

  1. Социальные
  2. Физиологические

Из названий понятно, что социальные причины обусловлены средой воспитания и развития ребенка, а физиологические вытекают из вопросов к здоровью ребенка. Какие из них более весомые, сказать сложно. В совокупности каждая из причин и все вместе они оказывают влияние на уровень сформированности (несформированности) речевых навыков, и, как следствие, могут вызвать

Социальные причины включают в себя ряд внешних факторов, на которые мы с вами повлиять можем и должны:

  1. Родители в этой семье не следят за чистотой собственной речи, говорят быстро и неразборчиво, не обращая внимания на то, что в семье подрастает малыш и подобно губке, впитывает такую же речь.
  2. Взрослые слишком обеспокоены судьбой малыша, и предугадывают каждое его желание. Зачем в таком случае ребенку учиться говорить, если его понимают и без слов?
  3. Противоположная ситуация, когда малыш почти не получает внимания со стороны взрослых. Он не знает, что люди общаются с помощью речи, никто не дает ему такую информацию.
  4. Ребенок не говорит или говорит плохо и мало в семье, где межличностные отношения регулярно выясняются с помощью скандалов и криков. Психика малыша подвергается стрессу, и молчание выступает как протест или защитная реакция. В такой ситуации недалеко и до полной немоты.
  5. Положительный, но очень сложный момент, когда в семье родители владеют несколькими языками. Они говорят с ребенком понемногу на каждом из них, переполнение информацией с одной стороны, и недостаток полноты языковых конструкций – с другой.
  6. Часто в комнате, где находится ребенок, создается звуковой фон в виде радио или телевизора, он мешает малышу получать полноценную чистую речевую информацию.

N.B. Согласитесь, в наших силах избежать появления и укоренения каждой из этих причин. Было бы желание. Проанализируйте ситуацию в вашей семье. Находите ли вы, что проблемы в речи вашего малыша обусловлены именно социальными причинами? Как вы будете действовать?

Физиология – совсем другое дело. Здесь мы с вами напрямую не можем повлиять на процесс, но, уделяя малышу должное внимание, поддерживая его попытки, мы вскоре сможем отметить положительную динамику. Давайте раскроем, какие физиологические проблемы могут стать причиной задержки речи у малыша.

  1. Внутриутробное инфицирование или заболевание матери в период беременности, которое повлияло на формирование речевых центров плода.
  2. Преждевременные роды или сложное их течение, сопровождающееся родовыми травмами или нехваткой кислорода.
  3. Травмы головного мозга, связанные с физическим воздействием или поражение центральной нервной системы вследствие недоношенности, маленького веса при рождении или инфекции во время родов.
  4. У малыша могут быть нарушены зрение или слух, тогда восприятие чужой речи значительно затрудняется. Ребенку очень важно видеть, как рождаются звуки, а слуховой восприятие должно помогать этому.
  5. Наследственные причины.
  6. Врожденные пороки развития также являются причиной отсутствия или нарушения речи. К ним могут относиться синдром Дауна или аутизм, ДЦП и другие заболевания.
  7. Недоразвитие артикуляционного аппарата, к которому относятся губы, язык, небо.

Необходимость врачебного вмешательства и назначение лечения обусловлены важными предпосылками развития расстройств психического состояния ребенка и общее недомогание. Лечение рекомендуется провести до достижения малышом 7 летнего возраста.

Боремся с речевыми проблемами

Дети 3-4 лет хорошо поддаются влиянию узких специалистов, пока у них не наступило полное формирование органов артикуляции. Родителям важно вовремя заподозрить у своего чада задержку речи, чтобы помочь ребенку быстрее справиться с недугом.

В 3 года с ребенком предстоит работать неврологу, психологу, дефектологу. Логопеду пока нет необходимости вмешиваться в процесс, ведь в его сферу деятельности входит постановка правильного звукопроизношения. К этому специалисту при необходимости можно будет обратиться после 4-5 лет.

N.B. В помощь родителям в дошкольных учреждениях и поликлиниках работают специальные кабинеты, где в любой момент можно получить консультацию по вопросу обращения. И не беда, если вам кажется, что вы пришли не по профилю. Вас обязательно направят и подскажут, к чьей специализации можно отнести ваш вопрос. Не бойтесь обращаться за помощью, когда речь идет о вашем ребенке!

Если упустить время и посетить специализированный кабинет после 7 лет, вероятность того, что ваш карапуз не сможет полноценно общаться со сверстниками, достаточно велика.

Такому ребенку будут противопоказаны чрезмерные нагрузки, это может спровоцировать нервные вспышки, агрессию или истерику.

И тогда малыш сможет посещать только специализированное учебное заведение, рассчитанное на необходимость рационально и осторожно распределять нагрузку. Учебный процесс будет включать упражнения по коррекции речи и домашние задания, проведение которых ляжет на плечи родителей.

Чтобы коррекция речевых мероприятий дала результат, родителям следует внимательно присматриваться и прислушиваться к своему ребенку. Заметить отклонения можно уже в раннем возрасте. Если родителям кажется, что они видят проблему, всегда можно обратиться к специалисту, чтобы развеять свои подозрения.

Если же проблема подтвердится, вы сможете незамедлительно приступить к лечению, и время не будет упущено, и результат появится раньше. Дефектологом или неврологом выясняется причина нарушения и родители получают ответ на вопрос Что делать?

Методы лечения для каждого конкретного случая подбираются индивидуально. В разных случаях специалист может назначить медикаментозное лечение препаратами, которые будут улучшать кровообращение в сосудах головного мозга и стимулировать речевые центры.

В другом случае лечение препаратами может усиливаться применением магнитотерапии или процедур рефлексотерапии. Специализированный массаж – отличное дополнение к лечению, но может применяться и как первоначальный метод коррекции.

Чтобы знать, что лечение проводится правильно, родителям предлагается план занятий, разработанный корректором. Педагогическое сопровождение во всех случаях коррекции является таким же необходимым, как прием препаратов по назначению врача.

Только действуя как слаженный механизм, взрослые могут помочь ребенку преодолеть рубежи беспомощности и влиться в коллектив сверстников полноценным звеном. Теперь мы можем сделать краткий вывод и классифицировать методы, применяемые в борьбе за чистоту детской речи:

  1. Медикаментозный метод
  2. Рефлексо и магнитотерапия
  3. Занятия с педагогом-корректором

Все эти методы призваны в помощь родителям. Кроме шагов, применяемых из области медицины и педагогики, родители могут также в домашних условиях применить знания и опыт разработок специально созданных для исправления недостатков речи и развития навыка как такового.

Семейный клуб

Семья всегда волнуется, когда ребенку делают назначения врачи. Но роль родителей в том и заключается, чтобы помочь своему малышу лучше врачей. Кто же сможет с такой заботой и радостью покривляться вместе с ним перед зеркалом или уговорить выпить горькое лекарство, кроме мамы? Вот и попробуем разобраться, как мы можем помочь малышу справиться с проблемой развития речи.

N.B. Если честно, я предпочитаю не употреблять слово «проблема» вообще, в любом контексте. Я предлагаю вместо этого говорить «вопрос», «неувязка», «нюанс». Согласитесь, «проблема» звучит как приговор и что-то неразрешимое и глобальное. А назовите это нюансом, и справиться будет легче, ведь нюанс – это такое маленькое, незначительное нечто, с которым разговор короткий.

Упражнения на устранение недостатков речи и на ее развитие очень просты и доступны каждой маме. Даже не зная об этом, вы можете сами проводить такие занятия. Вы ведь играете с малышом каждый день? А игра развивает детей как нельзя лучше. Просто в игры нужно будет включить некоторые специальные моменты тренировки, и малыш не заметит, что он обучается и развивается.

Пальчиковый театр. Незаменимая методика для развития любого ребенка. Вы можете устраивать представления, а можете просто потирать пальчики друг о друга или массировать подушечками каждую фалангу. Для поддержания интереса добавьте какие-нибудь стихи или поговорки.

Развивая мелкую моторику, мы стимулируем интеллект и речь, не забывайте! А потому запасайтесь пазлами, мозаиками, пластилином и глиной, придумывайте игры с конструктором, кубиками или бумагой (оригами).

Игры на свежем воздухе. Чувство свободы и полета благотворно влияет, в общем, на состояние душевное и физическое. Если дома покричать громко не всегда уместно (беспокойство семьи, соседи), то на улице можно выплеснуть всю негативную энергию, а заодно и потренировать связки и артикуляционный аппарат.

Полезны игры с мячом, его хаотичные передвижения развивают ориентацию в пространстве, внимание, а бег и прыжки насыщают клетки организма кислородом. Приобщайте малыша к подвижным играм с использованием повторяющихся слогов или звуков. Используйте «Гуси-лебеди», «Шел король по лесу», «Светофор».

Массаж. Назначение профессионального массажа оправдано в случае нарушений психомоторного развития малыша, его должен делать специально обученный человек, детский массажист. Общеукрепляющая гимнастика и простые поглаживания может делать кто-то из родителей.
Обычно массаж у специалиста назначается курсом, как правило, это 10 дней.

За это время организм ребенка настолько привыкает к приятным процедурам, что положительная динамика проявляется после нескольких сеансов. Потом родителям важно поддерживать это бодрое состояние, которое помогает воспрянуть всем клеткам в каждом органе.

Развитие познавательной сферы. Мы с вами дома можем развивать память и внимание своего ребенка на каждом шагу. Ведь пространство вокруг нас просто напичкано всевозможными заданиями на логику и внимательность.

В любом из помещений вашего дома или квартиры есть прямоугольные окна, столы или шкафы, круглые тарелки, торшеры или картины. Ищите в предметах окружения игры и упражнения на сравнение предметов по цвету, величине, исключайте лишние по любому принципу.

Игры с музыкальными инструментами. Ничто не сможет заменить звучание музыки для всестороннего развития личности, особенно это важно в детском возрасте.

Необыкновенное преимущество музыкальных упражнений в том, что трудные для произношения звуки малыш может петь, это значительно облегчает поставленную задачу. А для детей, страдающих заиканием, в музыке спасение! Произнося слова нараспев, речевой аппарат учится концентрации на фоне расслабления, и речь со временем выравнивается.

Каждый из разделов, направленных на развитие речи и устранение задержки, несет свой вклад в общую тему нашего сегодняшнего разговора. Но прошу вас помнить, что в каждом вопросе важна «золотая середина», найдя которую вы без сомнения справитесь с любыми неурядицами.

Действуйте без фанатизма, чрезмерное увлечение всевозможными методиками может негативно отразиться на формировании личности вашего чада, с утра до ночи вынужденно изучающего иностранные языки и репетируя бесконечные гаммы.

Ребенок в 3 года, у которого к этому времени сформировалось маленькое внутреннее «я», который переживает кризис 3 лет, способен на многие действия, иногда вопреки нашим ожиданиям. Давайте поможем нашему любимому крохе преодолеть этот барьер в виде задержки речевого развития и выйти на новый возрастной этап с полной уверенностью в своей неповторимости и безусловной любви родителей.

Поддержка в любой жизненной ситуации – важный воспитательный и развивающий трамплин для укрепления собственного я и осознания своей значимости, прежде всего для семьи. Мы можем это обеспечить собственным детям, а значит, мы должны это сделать.

Хочется надеяться, что наши малыши будут расти счастливыми и любимыми. Желаю всем избежать нюансов в развитии, а кто столкнулся с ними – скорейшего разрешения ситуации положительным образом.

Не забывайте следить за новинками на блоге, не пропускайте интересные статьи, из которых вы, возможно, сможете почерпнуть что-нибудь новое и полезное. Социальные сети тоже к вашим услугам, подписывайтесь на наши обновления.

Надеюсь, что наша следующая встреча принесет нам с вами новые обсуждения, и мы сможем найти каждый для себя необходимую информацию. Всего вам доброго!