ГЕРАЛЬДИКА - система опознавательных знаков;

впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).
Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

Gules (geules) – красная, или червень.
Azur – синяя, или лазурь.
Vert (sinople) – зелень.
Sable – чернь.

В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ним по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

Герб Мордреда: ранний

Герб Тристана

Герб Мордреда: поздний

Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебряная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

Герб Кая: ранний

Герб Кая: поздний

Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

Герб Гарета: ранний

Герб Гарета: поздний

Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились во всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола

(А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001, стр. 115-118)

Данный материал любезно предоставила Narwen

(администратор сайта "ГРААЛЬ: легенды о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола"

Иллюстрации гербов рыцарей (кроме герба Гавейна с пентаграммой) разработал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),
отредактировала Narwen (с использованием графики
WHP - Heraldry Gallery )

Анариэль Ровэн

Гербы работы Толкина

(Введение в толкиновскую геральдику)

Основным источников наших знаний о гербах мира Толкина являются, во-первых, тексты Профессора, во-вторых, его рисунки, опубликованные в "Рисунках Дж.Р.Р.Толкина" и в книге К.Скалл и В.Хэммонда "Дж.Р.Р.Толкин: художник и иллюстратор". Практически вся дальнейшая информация почерпнута либо непосредственно из Толкина, либо из комментариев К.Скалл и В.Хэммонда к его работам, однако речь пойдет в основном о тех гербах, которые Профессор не просто описал, а самолично нарисовал. Судя по всему, первыми в Арде придумали и стали использовать гербы эльдар Амана, как сказано в "Сильмариллионе": "И украшали нолдор щиты знаками домов и родов". Это искусство нолдор-изгнанники принесли в Бэлэрианд, научив ему синдар и людей. Известные нам правила составления эльфийских гербов таковы: личный женский герб имел форму круга, личный мужской - ромба, герб семейный или родовой - квадрата. Внутренняя часть, сам знак, имел форму, схожую с формой либо цветка, либо звезды, кончиками лепестков-лучей касавшихся внешнего края. Число "касаний" зависело от ранга персоны: четыре касания для принца, шесть или восемь для короля. Семейные гербы часто похожи цветами или рисунком (гербы Финвэ, Фэанора, Финголфина и Финарфина). Но иногда герб создается в память о важном событии в жизни персоны: к примеру, см. герб Финрода с арфой и факелом, созданный в ознаменование его встречи с людьми. Как правило, гербы эльфов не изображают предметов и явлений видимого мира, это абстрактно-геометричные формы. Эти гербы симметричны по всем осям: это создает ощущение безостановочного вращения, что, возможно, подразумевает бессмертие эльфов в кругах мира. Эмблема Короля Финвэ называется "Крылатое Солнце", и потому считается, что герб этот был создан уже в Бэлэрианде, после восхода Солнца. Но, возможно, герб появился еще в Амане, а Бэлэрианде он просто был переосмыслен и получил новое название. Этот герб имеет шестнадцать "касаний" в знак того, что потомки Финвэ были Верховными Королями Нолдор Валинора и Бэлэрианда. Так же интересно, что в отличие от остальных гербов (см. далее), этот герб Толкин изобразил именно в виде квадрата, а не ромба (к сожалению, в книге "Рисунки Дж.Р.Р.Толкина" он воспроизведен именно в виде ромба, что неверно). Герб Фэанора - восемь языков пламени, исходящих из круга, в который заключены восьмиугольник-восьмиконечная звезда, символизирующая Сильмариль. Качество воспроизведения очень плохое даже в печатном издании, так что советую взглянуть на этот герб в прорисовке Авахандэлэль (здесь: http://numen.tirion.su/gallery/emblem_westland.htm). Существует также отдельный герб самих Сильмарилей: "древняя эмблема, представляющая происхождение Сильмарилей от Света Древ на Эзэллохаре". Скорее всего, восьмиконечная звезда была и знаком потомков Фэанора, поскольку мы видим ее и на Вратах Мории, в создании которых участвовал Кэлэбримбор, внук Фэанора. Как мы видим и знаем из текста ВК, Врата Мории несут на себе несколько разных эмблем: "Вверху - куда Гандальв еще мог дотянутся - изгибались аркой переплетающиеся эльфийские письмена. Ниже, хотя линии рисунка местами исчезли или расплылись, виднелись очертания наковальни и молота, увенчанных короной с семью звездами. Под ними были изображены два древа с плодами-полумесяцами. Более четко, чем все остальное, посередине двери сияла единственная звезда с многими лучами. - Это эмблемы Дурина! - воскликнул Гимли. - И Древо Высоких эльфов! - произнес Лэголас. - И Звезда Дома Фэанора, - проговорил Гандальв". В черновиках Врата Мории и изображенные на них эмблемы выглядели так:
Герб Финголфина цветами схож с гербом его отца, но восемь языков пламени похожи на изображение на гербе Фэанора. Пятиконечные серебряные звезды на синем фоне напоминают о синих и серебряных знаменах воинства Финголфина, пришедшего в Бэлэрианд, а также о щите Финголфина - синем и украшенном кристаллами. "Герб Финарфина и его Дома, в особенности Финрода": не два круга, как у старших братьев Финарфина, а один, и лучи-лепестки прямые, а не изогнутые. Возможно, это стилизованная версия эмблемы на Кольце Барахира: две змеи, оспаривающие друг у друга венок-корону золотых цветов. Герб Эрэйниона Гиль-галада, Верховного Короля Нолдор Средиземья во Вторую Эпоху. Королю Эрэйниону дали имя Гиль-галад, "Сияющая Звезда", потому что его шлем, кольчуга и щит, посеребренные и украшенные белыми звездами, светились издалека подобно звезде в свете Солнца и Луны, и, стоя на возвышении, зоркие эльфы видели его издалека. Цвета его были синий и серебряный, как у его деда, Финголфина. Герб этот Профессор нарисовал два раза, впрочем, варианты эти очень похожи друг на друга. С гербом Финвэ схож (и нарисован на одним с ним листе бумаги) герб короля Элу Тингола, Короля Дориата, - Крылатая Луна на черном поле в окружении четырех пятиконечных звезд. Герб Майа Мэлиан, Королевы Дориата, весьма сложен: наложенные друг на друга вогнутые и выпуклые квадраты и круги, звезды-цветы. Возможно, герб призван отразить саму природу Майи Мэлиан, которая, будучи духом, приняла плоть и облик Детей Единого. Цвета герба - голубой и серо-серебряный - напоминают о том, что Мэлиан была духом сумерек, явившемся из садов Валы Лориэна.
У Лутиэн два герба - возможно, в знак того, что в ее жилах текла кровь Майар и эльдар. На обоих гербах изображены нифрэдили-подснежники, которые распустились в лесах Дориата в час ее рождения. Первый из гербов голубым цветом поля и сложностью - то ли цветок о двенадцати лепестках, то ли четыре подснежника - напоминает герб Мэлиан, матери Лутиэн. В центре второго герба - эланор, и черным фоном и четырьмя пятиконечными звездами этот герб напоминает герб Элу Тингола, отца Лутиэн. Геральдика Гондолина описана в текстах - раннем "Падении Гондолина" и позднем "О Туоре и его приходе в Гондолине". Согласно второму, Тургон пользовался гербом Финголфина. Согласно обоим текстам, гербом Туора было лебединое крыло, в "Пришествии" Лебедь - герб Аннаэля и народа, воспитавшего Туора, лебединое крыло на лазури - герб на щите, оставленном для Туора в Виньямаре. Герб Идриль, супруги Туора и дочери Тургона, похож на обычные эльфийские гербы. Он называется Menelluin Irildeo Ondolindello (Василек Идриль Гондолинской). Этот герб имеет двенадцать касаний, как и подобает гербу королевской дочери, и довольно сложен: изображает то ли двенадцать васильков на черном поле, то ли на голубом фоне изображены в двенадцати черных "лепестках" маленькие васильки. Черновики к этому гербу: Изображение этого герба сохранилось на декоративном блюде, которое пережило и падение Гондолина, и Акаллабэт, оказавшись, в конечном итоге, в сокровищнице гондорских Королей. Можно предположить, что "василек Идриль" стал прообразом многих нумэнорских круговых орнаментов, например, такого "нумэнорского ковра": Известно два герба Эарэндиля, или, точнее, два варианта его герба: каждый изображает шестиконечную звезду, в которую заключен шестиугольник, знаменующий Сильмариль. На одном гербе звезда заключена в два круга, которые символизируют собой небесные сферы, в которых странствует Эарэндиль. Этот герб напоминает герб Идриль - шесть лучей обращены внутрь, шесть лучей обращены наружу. И на черном фоне в углах изображены фазы луны. На втором звезда заключена в синий круг, образ неба, а на черном фоне в углах изображены четыре четырехконечные звезды. Это фактически все, что можно сказать об эльфийских гербах, нарисованных Профессором. Среди многих других искусств люди, пришедшие в Бэлэрианд, переняли у эльдар искусство геральдики. Судя по арфе и факелу, этот герб создан в честь встречи Финрода с первыми людьми, пришедшими в Бэлэрианд. Скорее всего, этот герб создали сами люди, когда они только познакомились с искусством геральдики, поскольку герб изображает конкретные предметы и непохож на абстрактно-геометричные гербы, придуманные самими эльфами. По контрасту с эльфийскими гербы людей либо симметричны по вертикальной оси, либо имеют четко выраженную горизонтальную ось. Движение не круговое, оно как бы исходит из центра, стремясь прорвать границы. Герб Хадора абстрактностью напоминает гербы эльдар, цветами же - красным и синим - он схож с Крылатым Солнцем и с гербом Финголфина, Дому которого служил Дом Хадора. Герб Бэора. Герб Халэт. На гербе Бэрэна изображены пики Тангородрима, Сильмариль и отрубленная рука. Гербы Нумэнора или личные гербы Королей Нумэнора неизвестны. Единственное, что тут можно добавить, что цвета парусов Армады - черный, золотой и красный, но каков их символический или геральдический смысл, неизвестно. Черными были паруса кораблей Изгнанников, черными были их флаги, семь из которых были украшены звездами, - по числу палантиров. Эти семь звезд перекочевали в герб Гондора, который в ВК описывается так: "...развернулось огромное знамя.... Цвело на нем Белое Древо - знак Гондора; но Семь Звезд были над ним, и высокая корона - знаки Элэндиля, которые ни один владыка не являл годы бессчетные". "На черных налатниках белым было вышито древо с цветами как снег под серебряной короной и звездами с множеством лучей. То было одеяние наследников Элэндиля, и никто не носил его ныне во всем Гондоре за исключением Стражи Цитадели перед Двором Фонтана, где некогда росло Белое Древо". "...но королевское знамя было черным, и на черном поле было изображено белое древо в цвету под семью звездами" Элементы гондорского герба Профессор изобразили на своем варианте бумажной суперобложки к "Возвращению Короля": Несколько слов о короне Гондора. Вот как она описывается в ВК: "Она формой напоминала шлемы Стражей Цитадели, но была выше и вся белая, а крылья по обе ее стороны были сработаны из жемчуга и серебра и напоминали крылья морской птицы, ибо то была эмблема королей, что явились из-за Моря; и семь самоцветов-адамантов были на ее обруче, а наверху сиял единственный самоцвет, и свет его был как пламя". В Приложениях есть такое пояснение: "Корона Гондора формой напоминает нумэнорский военный шлем. Вначале это и в самом деле был обычный шлем; говорят, то был шлем Исильдура, в котором тот сражался во время Битвы на Дагорладе... . Но во дни Атанатара Алкарина его заменили на украшенный самоцветами шлем, который и был использован при коронации Арагорна". В Письмах Профессор добавляет следующее: "Думаю, что корона Гондора (Южного Королевства) была очень высокой, как корона Египта, только с крыльями, которые были отогнуты назад" и рисует вот что:
На всякий случай короны Египта:
"Слева направо: белая корона Верхнего Египта, красная корона Нижнего Египта, "Пшент" - Объединённая корона Обеих Земель, платок немес и синяя корона "Хепреш"" (отсюда.

Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола /А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001 - данная статья стр. 115-118

Система опознавательных знаков; впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

Герб Артура. Поздняя французская версия

Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).

Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

Gules (geules) – красная, или червень.

Azur – синяя, или лазурь.

Vert (sinople) – зелень.

Sable – чернь.

В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ни по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

Герб Мордреда: ранний

Герб Тристана

Герб Мордред: поздний

Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

Герб Гарета: ранний

Герб Гарета: поздний

Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебреная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

Герб Кая: ранний

Герб Кая: поздний

Вообще, отправляясь в странствия и возвращаясь из них (в особенности это касалось крестовых походов), рыцари помещали на свои гербы особые символы. Обычно это были небольшие птицы, похожие на ласточек и изображенные в профиль, без клюва и без лап. Эти перелетные птицы должны были указывать на то, что рыцари странствуют и бездомны. Связан с крестовыми походами и герб Галахада, совершенного рыцаря, достигшего Грааль, - красный крест в белом поле служил первоначально опознавательным знаком всех крестоносцев, участников первого крестового похода, начатого в 1096 г.

Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились в всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

Над созданием гербов радотал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),

отредактировала Narwen (с использованием графики WHP - Heraldry Gallery)

Здравствуйте уважаемые.
В связи с прошедшим юбилеем Елизаветы II решил Вас ознакомить с гербами британской королевской семьи - мало ли, кому будет интересно. Ибо по одному гербу сходу можно определить статус человека, которому принадлежит. По мне - так очень любопытно:-)
Сразу же хочу Вас предупредить, что рассматривать буду здесь только геральдические символы мужской части семейства Виндзоров, и значит многие достойные люди, даже дочь королевы принцесса Анна, мною затронуты не будут. Если что - прошу прощения:-)
Традиционно королевский герб аналогичен государственному, и подробно мы его разобрали вот в этом вот посте: Думаю, будет правильным сначала прочитать оный, дабы было больше понимания. :-)

и шотландский вариант:

Личные гербы королевской семьи следуют государственному и составлены на его основе. С некоторыми исключениями.
Начать правильнее с наследника престола Карла Филиппа Артура Георга Виндзор, он же принц Чарльз. Как наследник престола, он носит титул Принц Уэльский, и это, конечно же отображается в его гербе. Итак, вот этот герб:

Почему я сказал, что это конечно же отображается на его гербе? Ну, прежде всего, посмотрите на левую часть герб под щитодержателем и девиз. В левой части Вы видите султан из 3 перьев. Традиция делать это личным знаком наследника престола (именно наследника) пошла от знаменитого полководца средневековья Эдуарда Черного Принца, старшего сына короля Эдуарда III.


По легенде он сделал этот знак своим личным гербом после битве при Креси (1346 год) в честь...своего павшего противника. Слепой король Богемии Иоанн (Иоганн) Люксембургский кликнул двух конников, поместился между ними верхом на рысаке, связал вместе три уздечки и ворвался в гущу англичан, где тут же и погиб. На шлеме его были три страусовых пера и девиз: "Ich dien", означающий "Я служу". Удивленный и восхищенный его мужеством, Эдуард Черный Принц взял шлем вместе с девизом на память о том славном дне, и с тех пор его носят все принцы Уэльские.

Иоанн Люксембургский

Знак принца Уэльского Вы могли видеть на аверсе тапенса, о чем мы с Вами уже говорили в этом посте:
С другой стороны Вы можете видеть красного дракона - точно такого же как на флаге Уэльса.

Кроме того, еще по одному геральдическому элементу можно легко понять, что перед нами наследник британского престола. Приглядитесь внимательно - и на самом щите и на щитодержателях, и даже на навершии короны вы можете видеть особую геральдическую фигуру, которая называется титло, он же ламбель, он же турнирный воротник. Этакая балка с обращенными вниз, широко расставленными зубцами, имеющая происхождение от конской рыцарской упряжи. Цвет титло - серебро, а количество "флажков"- 3. Это важно, ибо в Британии (в других странах по-иному) обозначает близость к монарху. То есть серебряный белый ламбьель без дополнительных элементов на 3 флажка - это символ принца Уэльского.
В центра щита Вы можете видеть еще один щиток. Это неофициальный (неутвержденный) герб Уэльса и мы о нем уже говорили в посте о британском гербе.

Возникает вопрос по еще одному гербовому щитку - с золотыми шарами в самом низу герба. Дело в том, что Чарльз носит титул Его Королевское Высочество принц Уэльский, герцог Корнуольский, граф Честер. Ну так вот, это герб герцогства Корнуольского, причем коронованный короной Принца Уэльского. Наследник престола (мужского рода) единственный, кто может носить титул герцога Корнуольского. Более того, он первый из пэров Англии (членов высшего дворянства, пользующихся особыми политическими привилегиями) и единственный герцог, у которое есть собственное герцогство, а не просто титул без земли.

Корнуол

Но и это еще не все:-)) Дело в том, что Чарльз имеет даже не один герб, а целых два. И это связано со сложным переплетением интересов Британской короны в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Принц Уэльский - это понятно, Герцог Корнольский - это официальный титул наследника престола в Англии, а в Шотландии есть свой титул наследника престола - герцог Ротсей. Говорим Его Королевское Высочество герцог Корнуольский, подразумевает еще и герцог Ротсей и граф Честер, и лорд Каррик и барон Ренфрю и лорд Островов и Великий стюард Шотландии.
У герцогов Ротсей традиционно всегда свой герб,и вот как выглядит геральдический символ Чарльза как герцога Ротсей:

Обратите внимания на то, что титло синее.
Центральный щиток - шотландский красный лев, а вот основной щит интересный.
В первой и четвертой четверти вы видите в золотом поле синий пояс в серебряную шашечницу. Это личный герб Стюартов- последних королей Шотландии. А вот во второй и третьей четвертях можно видеть в серебряном поле чёрную ладью с красными флагами и золотой палубой. Это герб Королевства Островов - было такое государство на Гебридских островах и западном побережье Шотландии. и король Шотландии традиционно с 14 века носит звание Лорда Островов

Королевство Островов.

Весь остальной антураж герба чисто шотландский - и Орден Чертополоха, и шотландский флаг и лужайка с чертополохами в виде основания герба.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Если бросить беглый взгляд на гербы Скандинавских государств, нельзя не отметить общую почти для всех деталь: почти везде есть изображение в равной степени экзотических для северных стран львов и леопардов. Почему они присутствуют в гербах Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии?

Знамя, упавшее с неба

Леопард на гербе Дании появился около 1190 года при Кнуде VI Вальдемарссоне, почти одновременно с леопардами Ричарда Львиное Сердце. Следовательно, перед нами один из старейших государственных символов. Леопарды датского короля были лазоревыми в золотом поле, украшенном червлеными сердцами. Это изображение сохранялось в гербе Дании при всех правителях. Дошло оно и до наших дней, и в современном государственном гербе Королевства Дания занимает первое поле.

Деление щита на датском гербе особенное. Оно произведено не при помощи линий, а при помощи креста. Это не случайно. Ведь крест — его называют Даненброг — считается одной из национальных эмблем датчан. Иногда изображения крестовых знамен чеканили на монетах датские короли, например Регнальд Готфредссон в десятом или Вальдемар Великий в двенадцатом столетии.

Однако легенда связывает появление Даненброга (так называют не только крест, но и знамя с крестом) с другим правителем — королем Вальдемаром II Победителем. Если верить преданию, красное знамя с белым крестом упало с неба к его войскам в критический момент битвы с эстами в 1219 году и помогло одержать победу. Об этом сказано даже в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

С XV столетия герб датских королей представлял собой соединение гербов союзных королей Дании, Швеции, Норвегии и Вандалии. В центре помещался щиток с их династическими гербами. Позднее в серединном щитке по очереди появлялись то датские леопарды, то династические ольденбургские и дельменгорстские знаки, и в зависимости от этого перестраивался весь геральдический щит.

В XVIII веке датский герб принял вид, близкий к современному: щиток с династическим гербом наложен на большой щит с гербами королевств, входящих во владения датской короны. Геральдический щит поддерживают бородатые дикари с дубинами, изображения которых появились в датском гербе в 1449 году. По правде говоря, никто не дает этому объяснения: считается, что дикарей «занесла» в датский герб династия Ольденбургов, таким образом заявившая о своем древнем происхождении. Щит был увенчан короной и окружен цепями высших государственных орденов — Слона и Даненброга.

В 1960 году определены Большой и Малый государственные гербы Датского королевства. Малый герб представлял собой собственно герб Дании, в котором леопарды были окончательно заменены «леопардовыми львами». Большой герб Дании имел сложную структуру и пышные украшения. Он употреблялся королевским семейством, двором и гвардией.

Вступившая на престол в 1972 году королева Маргарита II отреклась от всех не подкрепленных реальной властью титулов, кроме датского королевского. Из герба исчезли эмблемы германских владений — гербы королевств Готов и Вендов. Леопардовые львы Шлезвига сохранились, так как часть Шлезвига вернулась Дании в 1920 году.

Второе поле с тремя коронами датчане объясняют как эмблему Кальмарской унии, в которую объединялись скандинавские королевства с 1 397 по 1523 год. При Маргарите II сложной формы «орденский» крест Даненброга был заменен прямым «знаменным».

Огонь вулканов и вода гейзеров

В 1918 году Исландия была провозглашена независимым королевством в унии с Данией. В 1944 году островное государство вышло из унии и объявило себя суверенной республикой. Тогда и был создан исландский герб. Геральдический щит несет рисунок национального флага и поддерживается сразу четырьмя щитодержателями. Они же духи-хранители Исландии. Согласно древним сагам они должны охранять остров от датских королей. Символика цветов исландского флага — червленый огонь вулканов, серебряная вода гейзеров, лазурь моря и неба.

Три короны

В Швеции львы сохранились только в большом королевском гербе. И идет эта традиция опять же с незапамятных времен. Львы-щитодержатели закрепились в гербе с конца XVI века и изображаются с раздвоенными хвостами. Обратим внимание на двух других львов, помещенных во втором и третьем полях щита, разделенного большим крестом. Это так называемые готские львы. Они изображены поверх серебряных потоков в лазоревом поле.

История их появления такова. Сначала в гербе короля Эрика III около 1224 года появилось сразу три леопарда, один под другим, как на датском. Этот герб принял наследовавший Эрику III племянник Вальдемар, который принадлежал к другому роду — Фолькунгов. Отец Вальдемара ярл Биргер имел другой родовой герб — льва поверх трех левых перевязей. Как видим, он весьма напоминает изображения во втором и третьем полях щита на современном королевском гербе Швеции. Все дело в том, что короля Вальдемара сверг с трона его родной брат Магнус, получивший прозвище Защитника Крестьян, который в отличие от своего предшественника сохранил верность родовому гербу Фолькунгов, но лев с тех пор стал коронованным.

На старейшей из известных печатей Магнуса Защитника Крестьян вверху и по сторонам королевского щита имеются три короны. В XIV веке, при короле Альберте Мекленбургском, три короны стали основным символом Швеции.

Существует несколько толкований этой геральдической эмблемы. Некоторые соотносят появление трех корон с распространенным в Европе культом Трех Королей — волхвов, приносивших дары младенцу Иисусу Христу. Этот культ оживился после переноса в 1164 году Фридрихом Барбароссой их мощей из Милана в Кёльн. Другие видят в шведских коронах символ Святой Троицы. Но есть и чисто геральдические толкования. Отдельные знатоки геральдики усматривают в этой эмблеме либо венец из родового мекленбургского герба, усиленный священным числом три, либо легендарный герб короля Артура, воплощающего нравственные идеалы рыцарства, либо какой-нибудь «баснословный герб» одного из древнеирландских королей.

Три короны неожиданно обрели новый смысл, когда скандинавские королевства объединились в одно государство — Кальмарскую унию. Шведские короны занимали тогда вторую четверть общего герба союзных королей, и этот символ стал выражать единство Дании, Швеции и Норвегии.

Собственно шведский герб сложился еще в годы Кальмарской унии. При Карле Кнутссоне, провозгласившем себя королем Швеции в 1448 году и правившем с перерывами до 1470 года, геральдический щит разделили на части золотым крестом. По легенде эта эмблема появилась в XII веке. Если верить преданию, шведский король Эрик IX перед походом на язычников-финнов увидел в небе крестообразное золотистое сияние. Однако истоки символа куда древнее. В описании жизни римского императора Константина Великого говорится, что перед битвой со своим соперником полководцем Максентием он видел на небе знамение — составленный из звезд сияющий крест. Этот знак Константин приказал изобразить на оружии и знаменах своих войск, что будто бы и помогло выиграть решающую битву у Мильвийского моста. Карл Кнутссон ввел в шведский герб и срединный щиток с изображением собственного родового герба — золотую ладью в черном поле.

В 1523 году Кальмарская уния распалась. В Швеции королем стал Густав Ваза, и в срединный щиток вместо ладьи был помещен новый династический герб — сноп. В шведском языке родовое прозвище «Ваза» созвучно слову, обозначающему сноп, связку прутьев, пучок растений и тому подобное.

Густав Ваза принял тройной титул — «Король Шведов, Готов и Вендов», возможно, в подражание чрезвычайно пышным титулам датских королей. В соответствии с этим значение трех корон дома Фолькунгов было в очередной раз переосмыслено. И именно так стали объяснять происхождение трех корон на гербе Швеции.

При Густаве Вазе или при его сыне Эрике XIV переменились и первоначальные цвета герба. Вместо черного пучка в золотом поле появился золотой сноп в лазорево-серебряно-червленом поле, дважды скошенном справа. Постепенно менялись и очертания снопа, который в конце концов стал напоминать вазу с ручками.

Позднее на шведском престоле королевские династии долго не задерживались. Большой герб все время оставался неизменным, менялись только династические эмблемы в щитке: палатинов Рейнских, ландграфов Гессен-Кассель и, наконец, герцогов Голштейн-Готторпских...

В 1810 году последний из династии шведских Готторпов усыновил наполеоновского маршала Жана Батиста Бернадота, принца де Понтекорво. Спустя восемь лет маршал занял шведский трон, приняв имя Карла XIV Иоанна. В знак преемственности, а не в знак родства, которого не было, в срединном щитке королевского герба снова появился герб династии Ваза, а рядом — принцев Понтекорво — в лазури над серебряным потоком (волнистой оконечностью) серебряный мост о трех арках и с двумя башнями, а над мостом наполеоновский орел с двумя перунами.

Спустя некоторое время наполеоновский орел на шведском гербе превратился в ворона. Трудно сказать, случайно или намеренно возникла эта путаница. Слово «corvo» по-итальянски означает «ворон», а «ропте corvo» переводится как «горбатый мост».

Законом от 15 мая 1908 года было закреплено официальное изображение большого и малого гербов Швеции. Место ворона в гербе Понтекорво снова занял наполеоновский орел...

Лев Святого Олафа

Около 1200 года появился свой герб у правителя Норвегии: золотой в червленом поле коронованный лев Святого Олафа с боевым топором в передних лапах. Это изображение почти в точности воспроизведено на современном гербе Норвегии. На остроконечном «варяжском» щите красного цвета под королевской короной без драгоценных камней шествует лев с секирой е лапах.

Норвежский королевский герб, подобно датскому, украшен династической символикой. Здесь мы видим такой же щит, но корона над ним с драгоценными камнями. Из-под нее выпущена мантия с горностаевой подкладкой: Щит окружен цепью со знаком ордена Святого Олафа, основанного королем Оскаром I в 1847 году.

Заносящий меч и попирающий саблю

Первыми герцогами Финляндии были шведские принцы из рода Фолькунгов. В их родовом гербе присутствовал лев. Первый герб Финляндии был пожалован в 1557 году шведским королем Густавом Вазой своему сыну Иоанну вместе с титулом Герцога Финляндии. Этот герб был составлен из гербов двух важнейших провинций герцогства: Северной Финляндии (Сатакунты) и Южной Финляндии, или собственно Финляндии. На гербе последней, кроме всего прочего, был изображен черный медведь, заносящий меч. Позже появился единый герб, обозначавший все шведские восточные владения, включая Финляндию и Карелию. Таким гербом украшена гробница Густава Вазы в городе Упсала. Это коронованный щит с золотым коронованным львом в червленом поле. Правая передняя лапа льва закована в латы и заносит меч, задними лапами лев попирает брошенную кривую саблю. Червленое поле усыпано серебряными розами — на гробнице Густава их девять. Надо полагать, лее взят из шведского королевского герба, а его жест заимствован из герба Северной Финляндии или княжества Карельского, где изображалась десница с занесенным мечом.

Когда Иоанн Ваза взошел на шведский престол, то с титулом «Король Шведов, Готов и Вендов и прочая» соединил свой прежний титул «Великий Князь Финляндии и Карелии» (по-латински Финляндию именовали великим герцогством, а по-шведски — великим княжеством). Иоанн III из соображений престижа включил в королевский герб закрытую корону.

В таком виде герб Финляндии сохранялся до конца столетия, а в начале XVII века жест льва несколько изменился: он стал попирать лезвие сабли правой задней лапой, а левой передней закогтил рукоять меча. Исчезла с головы льва и корона. Вскоре куда-то подевались и латы, а хвост льва оказался раздвоен. Но зато сохранились десять серебряных роз.

Подобным образом выглядел герб Финляндии, когда великокняжеский престол заняли русские Романовы. Правда, при Александре II была введена в герб специальная финляндская великокняжеская корона. Выглядела она несколько нелепо: с двухглавым орлом на переднем зубце, с высокими «вспомогательными» зубцами, но зато без боковых. Сами подданные эту корону упорно не желали признавать, под любым предлогом заменяя ее великогерцогской. Вне зависимости от официально утвержденного герба «русской Финляндии» финны придерживались своих традиций и повсеместно употребляли герб с изображением, повторяющим щит с гробницы Густава Вазы, но с закрытой короной.

Декларация независимости Финляндии, провозглашенная в декабре 1917 года, и утвержденная в июле 1919 года конституция закрепили этот вариант. Но в 1920 году корона перестала венчать щит, и герб курьезным образом лишился символа суверенности как раз тогда, когда Финляндия действительно стала суверенной.

Георгий Вилинбахов, Михаил Медведев