Бабки

(Другие названия этой игры - «Козны», «Шугаи», «Панки», «Лодыжки» )

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Они сохранились кое-где до нашего времени. Следовательно, эта игра бытует среди русских около полутора тысяч лет. Попытки снова широко распространить «Бабки» предпринимаются некоторыми школами, Домами пионеров, пионерскими лагерями и др.

Эта игра известна также у других народов СССР - под равными названиями и с некоторыми изменениями в правилах.

Для игры берутся бабки - специально обработанные кости нижних надкопытных суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния (до 40 м), тогда как по мелким бабкам и тем более по альчикам бьют обычно с 3-10 м. Играют обычно подростки, юноши и молодежь, от 2 до 10 человек. Раньше играли порой и люди зрелого возраста. У каждого своя бита и 3-10 бабок (по договоренности). В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Для игры требуется площадка размером до 60-70 м для мужчин и до 30-40 м для подростков. Если играют у стены (чтобы бабки не улетали от удара слишком далеко), то площадка может быть на 15-20 м короче.

Описание . Примерно в середине площадки чертят линию кона, на которую ставят собранные у всех игроков бабки в один или два ряда или же гнездами по 2, 3, 5 штук (рис. 10, А, а, в, г). Иногда строй бабок перпендикулярен к линии кона (рис. 10, А, б). Изредка строят из бабок замысловатые фигуры, например «рыбу» с раскрытым ртом (рис. 10, А, д) или, рассыпав бабки, ставят затем каждую на том месте, где она легла.

Определение очередности играющих само уже представляет интересный период игры. Обычно все выстраиваются вдоль кона и кидают свои биты в ту сторону, откуда договорились бить по кону. Метрах в двух-трех от кона проводится черта- «сало». Каждый бросает свою биту за «сало» на такое расстояние, какое считает наиболее подходящим для себя. При этом учитывают, что право бить первым получит тот, у кого бита ляжет дальше всех от кона. Поэтому рассчитывающие на свою силу и меткость стремятся забросить биту подальше. Нередко устраивается «гон» («гонка»), т. е. разрешается переносить свою биту еще дальше, и наиболее решительные игроки начинают переносить ее один дальше другого - в расчете на свои силы. Тот же, кто хитрит и бросает биту поближе (в расчете, что другие промахнутся издали и ему достанется бить вблизи), может не получить желаемого результата в случае меткости его товарищей, а бывает, что его наказывают: если его бита упадет ближе «сала», он должен будет бросать по кону не только последним, но и с закрытыми глазами. Сравнительно редко учитывается при определении очередности ударов положение упавшей на землю биты (Играющие могут договориться, например, что право бить первыми отдается тем, у кого бабка ляжет на «спинку», т. е. «брюшком» вверх («жок», «сак», «орел» и другие названия) (см. рис. 10, Б, б). Из них самым первым бьет тот, у кого бита легла дальше других лежащих в таком же положении. У кого она легла поближе, тот бьет вторым и т. д. Затем распределяются места тех, у кого бита легла на плоский «бок» («плоцка», «альча», «чик») (см. рис. 10, Б, г) и т. д. Иногда преимущество имеют другие положения бабки (рис. 10, Б, а, в)), и тем самым меньшая роль в русских разновидностях «Бабок» отводится случаю, везению, а большая - собственным достижениям играющих.

Иногда очередность играющих определяют более простыми способами: по жребию, по считалке, по уговору и др.

Завоевавший право бить первым подходит к месту, где лежит его бита, и бросает ее оттуда по бабкам, стоящим на кону. Если он собьет (повалит) своей битой бабку на кону, то выигрывает эту бабку или все гнездо, в которое она входит (в зависимости от договоренности). После этого бьет следующий по очереди. Когда на кону не останется бабок, игра прекращается. Если все пробили, а на кону еще остались бабки, то играющие договариваются или повторить игру с оставшимися на кону бабками, или поставить на кон дополнительно по определенному количеству бабок от каждого участника. Игра повторяется обычно по многу раз. Побеждает выигравший наибольшее количество бабок.

Правила существенно различались в отдельных видах «Бабок». В описанном выше виде игры соблюдались такие правила: 1. Бросать биту по кону надо каждый раз с того места, где лежала бита, делая не более 1- 3 шагов вперед. 2. Если бабка на кону задета битой, но не упала, она не считается выбитой. 3. Выбитые бабки фазу забираются с кона выбившим их игроком. 4. Можно бросать по кону 1-3 биты подряд (по договоренности). 5. Иногда вводится правило: начинать сбивать бабки, стоящие гуськом, можно только с последней пары, причем в случае падения других бабок они не считаются сбитыми.

Разновидность игры в «Бабки» - «Через кон» (Она известна еще под названиями «Из кона в кон», «Из поля, в поле» и др.). Все бьют по кону с одной черты, называемой «салом». Она проводится в 10-15 м от кона или дальше - по договоренности. Очередность определяется по жребию. Когда все пробьют с одной стороны, то идут на другую сторону кона к своим битам, перелетевшим через кон. Теперь каждый бросает свою биту по стоящим на кону бабкам с того места, где лежит его бита, причем первым бросает тот, чья бита лежит дальше от кона. У кого же бита при броске от «сала» не долетела до кона, тот бьет последним и притом с завязанными глазами. В остальном игра та же, что и предыдущая.

Другая разновидность игры в «Бабки». На площадке проводится линия «города», а в 6-8 м от нее параллельно ей чертится линия кона. Бабки ставятся на кон в один или два ряда (см. рис. 10, А).

Все играющие становятся за линию «города». Любым из известных им способов они определяют очередность в игре.

Каждый игрок по очереди делает один удар по бабкам. Его задача - сбить как можно больше бабок. Каждая сбитая бабка дает ему выигрышное очко. Когда первая фигура сбита, ставится вторая, затем третья и т. д. (см. рис. 10, А). Когда все бросят биту по одному разу, но не все бабки будут сбиты в установленных фигурах, играют второй раз. Когда все бабки будут сбиты, подсчитываются очки. Игру повторяют несколько раз. Каждый раз очередь бить по бабкам разыгрывается. Выигрывает набравший наибольшее количество очков.

Правила те же, что и в предыдущих разновидностях, но есть и отличие: бить надо не заступая за линию «города». В противном случае выбитая бабка ставится на прежнее место.

«Лапта»

«О радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора.

За мной являлась мать. Но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?

В неё ж мячом всех раньше попадут.

Кидать кидали, да не попадали.

И к ужину обоих долго ждали».

Валентин Берестов

Опыт старших поколений помогает использовать традиционные виды физического воспитания и развития. В каждом районе и дворе, школе, поселке необходимо создавать возможности для развития народных видов спорта. "Русская лапта" - один из них. При занятиях русской лаптой учащиеся имеют положительную динамику состояния здоровья и развития двигательных качеств. Улучшается микроклимат в классных коллективах. Игра в лапту является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

Лапта - это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.

При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводится в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.

Эта игра получила широкое распространение по всему миру, хотя и претерпела некоторые изменения.

Игра очень подвижная, ее использовали в качестве развлечения на многих праздниках. Особенно яркую характеристику этой игре дал А. И. Куприн: «Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

Лапта́ - русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры - ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Как известно, спортивные игры произошли из народных, культивируемых в разных странах на протяжении тысячелетий. Каждая такая игра отражает особенности характера того или иного народа, его историю; и быт. Вот и русская лапта много веков просуществовала как народная игра- забава. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов в станице Динской Краснодарского края состоял ось первое Всероссийское соревнование по лапте. В дальнейшем правила игры видоизменялись, игра становилась динамичнее, азартнее, интереснее.

В 1997 г. была создана Межрегиональная общественная организация- Федерация русской лапты Росси, а в 2003 г. эта федерация получила статус Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации.

В связи с тем, что русская лапта в стране стала бурно развиваться, в Белгородской области лапту включили в программу по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ республики в раздел «Народные игры» наравне с футболом, волейболом, баскетболом. И это не случайно, так как русская лапта является действенным средством физического воспитания детей школьного возраста, обладает широким возможностями разностороннего воздействия на занимающихся.

Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в современных условиях играет немаловажную роль. При проведении учебной и внеклассной работы здесь не требуется больших средств на приобретение соответствующего оборудования и инвентаря. Для игры достаточно ровной площадки размером от 60 до 110 см, мяча для игры в «большой» теннис и биты.

Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Процесс формирования знаний, умений и навыков игры неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся.

Занятия лаптой способствуют развитию у учащихся основных физических качеств.

Важнейшим физическим качеством для игры в лапту является быстрота. Она зависит не только от двигательных реакций, но и от быстроты мышления и уровня развития моральных качеств. Поэтому в урочные занятия смело нужно вводить упражнения в беге и т. д. Для развития силы на уроках применяют упражнения с набивными мячами, утяжеленными битами, а также приседания с отягощением, метания мячей на дальность.

На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивления соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а также комплекса положительных психологических качеств.

Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.

Чтобы планировать уроки по лапте, учитель должен знать содержание всей учебной программы во взаимосвязи ее разделов, начиная с начальных классов. Подготовка учащихся включает себя: овладениями основами теоретических знаний; общую физическую подготовку, которые состоит из физических упражнений, усложняющихся с каждым годом обучения; специальную подготовку состоящую из технических элементов защиты и нападения при игре в лапту, а также тактике игры.

Занятия лаптой должны строится с учетом времени года и климатических условий, поскольку в основном предполагают проведения обучения на открытом воздухе с использованием естественной площадки с травяным покрытием. Занятие можно организовать и в спортивном зале. Мини- лапта будет способствовать физической подготовке учащихся и позволит сохранить необходимые навыки в течении всего года.

На начальном этапе обучение (младшие классы) общая физическая подготовка включает в себя простые упражнения, по мере роста подготовленности учащихся они усложняются.

В качестве подготовительных игр к обучению игре в лапту можно использовать различные подвижные игры: «Салки с мячом» в разных вариациях, «Метательная лапта», «Круговая лапта», «Ножная лапта» и т.д.

«Круговая лапта»

Это старинная игра. В XIX веке ее называли «Немая лапта». Ниже описывается последний вариант этой игры, широко распространенный среди детей среднего и старшего школьного возраста. Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры требуется один мяч (волейбольный или маленький, размером с теннисный).

Описание. На площадке на воздухе или в зале чертится большой круг или прямоугольник. Играющие делятся на две равные команды. Согласно жребию одна из них - водящая команда (она становится в середину круга или прямоугольника), другая - полевая команда (располагается за кругом, прямоугольником - с двух сторон). У одного из полевых игроков в руках мяч. По договоренности можно спрятать его или показать водящим игрокам. Полевые игроки по сигналу стремятся попасть мячом в водящих (в любую часть тела, за исключением головы), а те, увертываясь от мяча, ловят его. Если игрок будет осален мячом, то он выбывает из игры; если же водящий поймает мяч, он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших из игры. Вырученный им игрок становится опять в середину круга. В процессе игры количество входящих игроков то убывает, то увеличивается за счет вырученных игроков. Игра продолжается установленное время или пока не будут осалены все водящие игроки. Участники меняются ролями и играют второй раз. Проигрывает команда, у которой к концу установленного времени будет меньше игроков в «поле» или в которой все игроки будут осалены.

Правила.

    Если водящим игроком пойман мяч, но выручать им некого (нет выбывших из игры), то он имеет право в дальнейшем оставить в кругу первого осаленного игрока.

    Полевые игроки при метании мяча не имеют права заходить за черту круга.

    Только непосредственное попадание в водящего игрока считается осаливанием. Если мяч попал в игрока после отскока от земли, пола или какого-либо предмета, то осаливание не засчитывается, и водящий остается в кругу.

    Если мяч попал в одного игрока, а затем отскочил ко второму, первый считается осаленным, а второй остается в игре.

    Выбывшие из игры снова входят в нее в соответствии с очередностью их выхода из игры.

"Ножная лапта"

П
одготовка
. Эта игра во многом напоминает обычную русскую лапту, но в ней есть дополнительный элемент - удар по мячу ногой. Это делает игру похожей на футбол. Как и в обычной лапте, игроки разделяются на две команды по 8-9 человек: бьющую и водящую (полевую). Игра проводится на ровной площадке длиной 50-70 м и шириной 25-30 м.

С
одержание игры
. Игрок бьющей команды с разбега бьёт ногой по мячу, посылая его в поле. Удары по мячу производят по очереди все игроки команды, поэтому они должны иметь порядковые номера. Игрок, пробивший мяч в поле, должен успеть пробежать от линии города до линии дома и вернуться обратно, пока его не осалили мячом. Команда, находящаяся в поле, старается перехватить мяч. Игроки могут делать это и рукой, и ногой. Задержав мяч, они стараются попасть им в игрока бьющей команды, который перебегает поле. Если игрок команды бьющих успел добежать до линии дома и вернуться назад, он приносит своей команде одно выигрышное очко. Если же игрок полевой команды сумеет перехватить мяч с лёта и осалить игрока, совершающего перебежку, команды меняются полями. Побеждает команда, которая наберёт большее количество очков.

Правила, отличающие игру от обычной лапты:

    В игре используется футбольный мяч.

    Бьющие посылают мяч в поле не битой, а ударом ноги.

    Полевые игроки, принимая мяч и перепасовывая его, имеют право играть руками, ногами, головой и плечом.

    Вылет мяча за боковые линии города считается аутом, как и в обычной лапте.

Библиография

    Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160

    Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома: ИМЦ "Вариант", 1993. - 224 с.

    Букатов, В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2000. - 222 с.

    Фришман, И.И. Выигрывает тот, кто играет! - Н. Новгород: Педагогические технологии, 2001. - 106 с.

Для игры нужны «бабки» (небольшие чурки) -по 10 штук на команду играющих - и один биток - самая крупная и тяжелая «бабка».

Играющие делятся на две команды по 3-4 человека в каждой и выстраиваются на одной линии. В 3 м от этой линии чертят другую линию кона, за которой в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из 10 «бабок». Каждая команда старается сбить поставленные «бабки» меньшим количеством битков.

По жребию одна из команд начинает первой. Игроки этой команды по очереди, установленной капитаном, бросают битком в «бабки». Затем бьет другая команда, после чего снова первая и т. д. Побеждает команда, сделавшая меньше бросков битком для того, чтобы сбить установленные из «бабок» фигуры.

Правила игры

1. В игре последовательно сбивают две фигуры: «забор» и «гусек» (см. рисунок). Когда сбивают фигуру «забор», то можно начинать это делать с любого конца, последовательно сбивая «бабки» этой фигуры, но не более двух «бабок» одним броском битка. Сбивать фигуру «гусёк» можно, начиная с последнего ряда «бабок».

2. Если броском битка 1 и 2 «бабки» выбиты не подряд, или сбито более 2 «бабок», или какие-либо «бабки» сдвинуты с места, но не сбиты, то вся фигура из 10 «бабок» ставится вновь.

3. Сбитые «бабки» убирают с площадки.

4. Игрок, переступивший за черту метания до прикосновения битка к земле, теряет право на бросок, а все сбитые «бабки» этой фигуры ставятся на место.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)

), прописалась в журнале не шутки ради. Народные игры помогают лучше понять далекое время и населявших его наших предков. Сегодня играем в бабки!

История возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. В Египте археологи при раскопках часто находят в слоях, относящихся к временам фараонов, таблички и камни с изображением богов и людей, бросающих бабки. Зафиксирована игра и в древнегреческих мифах. А на Руси в бабки стали играть еще в домонгольский период, есть сведения, что игра была популярной уже в VI-VIII веках.

Вполне вероятно, что и Рюрик азартно бросал кости в Старой Ладоге...

От игры в бабки был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. И даже посвятил ей стихотворение - "На статую играющего в бабки". А вдохновила поэта выставка в Императорской Академии художеств в сентябре 1836 года. Увидев работу молодого скульптора Николая Пименова "Парень, играющий в бабки", Пушкин сказал: "Слава Богу, наконец, и скульптура на Руси явилась народною". И, как позже вспоминал скульптор, тут же набросал в записной книжке:

Юноша трижды шагнул,
наклонился, рукой о колено
бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился...
Прочь! Раздайся, народ любопытный,
врозь расступись; не мешай русской
удалой игре".

И в "Капитанской дочке", в шестой главе, описывая действия защитников Белогорской крепости, в страхе ожидающих пугачевского штурма, Александр Сергеевич вспомнил о любимой игре и нашел выразительную деталь: "На другой день, возвращаясь от обедни, она ("комендантша Василиса Егоровна". - Ред.) увидела Ивана Игнатьича, который вытаскивал из пушки тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода, запиханный в нее ребятишками".

В 1870 году художник Владимир Маковский, знаток и большой любитель народных игр, написал картину "Игра в бабки", и она стала первой его картиной, тут же купленной П. М. Третьяковым для ныне всемирно известной галереи.

Ну, а в Современном Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907) разъясняется неожиданное название игры: "Бабка (phalanx рrimа) - есть первый сустав или фаланг пальца жвачных животных (быка, овцы, козы и проч.). Эта кость служит для игры "в бабки", которая распространена между детьми простонародья по всей России, как в деревнях, так и в городах".

Правила игры

Существуют десятки вариантов игры. Но все они подчинены основной задаче - сбить битком бабку, стоящую на линии кона. Бабку, тот самый по Брокгаузу-Ефрону надкопытный сустав, обычно находили среди костей после варки студня. Когда в деревнях начинался массовый забой скота, подростки запасались бабками впрок. Биток же делали из наиболее крупной бабки, которую для веса еще и заливали свинцом.

Играющие делятся на две команды, скажем, по 3-4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из бабок - "забор" и "гусек".

"Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей.

Игроки выбивают бабки с расстояния 2-3 метра.

Бабки можно выбивать и с расстояния 7-8 м, при этом выбившие половину бабок перемешаются на 2-3 м вперед.

Усложняя игру, бьют по кону из различных положений - стоя, с колена, боком. Можно разнообразить и расстановку бабок - поставить их в круг, ромбом, квадратом.

Задача каждой стороны - сбить бабки меньшим количеством битков.

Нюансы

В старину изощренные игроки различали несколько вариантов положения костей после удара. Если бабка падала выпуклой стороной вверх, то в Симбирской, Вятской, Тобольской губерниях это положение давало преимущество в игре. А вот в Тверской, Курской и Астраханской губерниях предпочтение отдавали боковой, широкой и плоской сторонам кости. Почему так сложилось - неизвестно. О вкусах, как говорится, не спорят...

СОВЕТ ИГРОКАМ

Используйте рюхи!

В современных условиях костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, выбрав для битка чурку покрупней и потяжелей (для тяжести в нее можно забить гвоздь). Многие с успехом используют и городошные рюхи.

Впрочем, и сегодня в мясном ряду любого рынка вам обязательно пойдут навстречу, стоит сказать рубщику мяса: нужны кости для игры в бабки.

Пацаны, а правда, что никто в детстве не играл в бабки?!? И даже не знаете, что это за игра?

Тут известный путешественник, не менее известный фотограф, да и просто хороший человек muph , вчера написал про Казахстан, где показал фотографию с казахской «бабкой» и написал, что, мол, сказать в каком веке в нее играли последний раз, он не может.

Я так скажу, что в XX веке, всего несколько десятков лет назад, в моем дворе это была одна из самых популярных дворовых игр. Двор, кстати, самый обычный, среди панельных пятиэтажек. А правила, особенности и всякие нюансы мне объяснил отец, который тоже, в свое время, разбивал кон одним броском плитки…

2. Бабка – это одна из костей предплюсны, формирующая нижнюю часть голеностопного сустава посредством соединения с больше и малоберцовой костями кость из ноги коровы. Бабка из ноги быка или огромной коровы была больше обычной раза в полтора и называлась «панок». Один «панок» считался за две «бабки». На фото задний ряд – панки, второй ряд – бабки, а первый – какие-то, не имеющие отношения к рассказу, пробки:

3. Правила были следующие – бабки устанавливались на кон, то есть выстраивались в одну линию. Были еще варианты выстраивать из бабок разные фигуры или ставить их в два ряда, но мы всегда ставили в одну линию.

У игрока были «плитки» - металлические фиговины, которыми нужно было в дальнейшем сбивать шеренгу бабок на кону. Плитки были самые разные – от банальных кусков арматуры, до полированных вручную, плоских «чибышей». Были плитки «счастливые» и «проходные», были «бронзячки» и «катуши»…

4. Сколько плиток игрока участвовало в игре, столько бабок и ставил он на кон. Если игроков было очень много, то кон могли ограничить в размерах. Дальше игроки метали плитки – чем дальше метнешь плитку от кона, тем раньше будешь пытаться его сбить. Чья плитка дальше всего от кона, тот и кидает первый, с того места, где лежит плитка.

Были целые стратегии метания плиток – меткие «чибыши» и наиболее удобные плитки метались дальше всего. Дурацкие «катуши» - плитки из прутков, которые плашмя катались по асфальту – метались близко и ими буквально сгребались остатки кона, если, конечно, доходила очередь. Дальше все очень просто – все, что сбил, твое:)

Секрет невероятной популярности игры очень прост – она была азартная. В прямом смысле, бабка стоила 1 копейку, а панок, соответственно, 2 копейки. Мало того, рядом с большим коном, рисовался мелом маленький, где отдельно стояла денежная бабка. Тот, у кого не было бабок или тот, кто проигрался в пух и прах, мог играть на настоящие деньги, которые клал под эту денежную бабку. Кто сбивал денежную бабку, тот и забирал деньги, что были под ней.

Был еще вариант игры «по-старому», когда к цене голой бабки добавлялась еще цена различных украшательств. Выглядело это следующим образом – покрасил бабку, добавил к цене 1 копейку. Втихаря покрыл дефицитным маминым лаком для ногтей, добавил еще копейку. Просверлил дырку и залил свинцом – еще копейку. По-старому играть никто не хотел. Особенно те, у кого мамы не красили ногти, а у пап не было сверла:)

Во времена расцвета моей меткости и до тех пор, пока мелюзга еще соглашалась со мной играть, у меня был с десяток козырных плиток и бабок – целый мешок из-под второй обуви:)

P.S. Что, и свинец не плавили? И в ножички не играли?