Светлое Христово Воскресение ПАСХА

Пятница Светлой седмицы

Иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Суббота Светлой седмицы.

Антипасха.

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Радоница. Поминовение усопших.

Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396).

Поминовение усопших воинов

Апп. От 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I).

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Седмица 3-я по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева (44).

Святителя Игнатия Брянчининова, еп. Кавказского (1967).

Вмц. Ирины (I-II).

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Прав. Иова Многострадального.

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ХРАМА

Преполовение пятидесятницы.

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).

Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177).

Блгвв.кн.Димитрия Донского (1389) и вел.кн. Евдокии, в инокинях Ефросинии (1407).

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.

Обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431).

Отдание праздника Пасхи. Предпразднество Вознесения Господня.

Вознесение Господне

Апп. От 70-ти Карпа и Алфея (I).

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).

В 1790 г. в с. Красном Старицкого уезда Тверской губ. действительным статским советником Марком Федоровичем Полторацким (17 апреля 1729 (по другим данным, 1727) -13 апреля 1795). была построена Преображенская церковь, повторяющая формы Чесменской. Первое его ходатайство «построить каменную церковь собственным коштом» относится к 1783 г. Как и первоначальный храм в с. Красном, ее предполагалось освятить во имя Обновления храма Воскресения Христова, ветхую же деревянную церковь (построенную в 1720 г.. а по другим данным - в 1673 г.) - перенести на место предполагавшегося кладбища. После повторного прошения епископ Иоасаф (Заболотский) 30 июля 1785 г подписывает храмоздательную грамоту. В 1790 г. уже попечением супруги Марка Федоровича Агафоклеи Александровны и с благословения Преосвященного Иоасафа церковь была достроена, но освящена лишь 21 июля 1803 г. архиепископом Тверским Павлом. Утварь из прежнего храма была перенесена большей частью в часовню д. Кушниково, а на его месте впоследствии поставлен "столб-часовня". Семья строителей храма оставила значительный след в хозяйственной и культурной жизни Тверского края.
В возведенную А.А. Полоторацкой церковь в с. Красном она пожертвовала два литургических набора (1802-1803) и два Евангелия - 1800 г., обложенное серебром, и 1808 г. (в 1810 г,), а также две ризы.
В 1824 г, А.М. Полторацкий, унаследовавший в 1822 г. с. Красное, подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении на свои средства построить вокруг церкви ограду, указывая, что церковь «благолепием и имуществом среди прочих достаточна».
С 1826 г. Алексею Павловичу (с 1827 г. - штабс-капитану лейбгвардии Павловского полка, затем председателю Тверской казенной палаты (1839-1863), действительному статскому советнику) принадлежало имение «Красное». В начале ноября в с. Красном посетил его А. С. Пушкин и не мог не видеть легкий и изящный по своим формам, как творения самого поэта, храм. Впоследствии, в 1829 г., А.П. Полторацкий принес в дар церкви ризу.
Высота церкви составляет немногим более 24 м., ширина и длина - 20 м. Согласно описи 1848 г., составленной при священнике Михаиле Ивановиче Вешнякове, церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длины и ширины по 10 саж. Стены как изнутри, так снаружи оштукатурены и окрашены, снаружи по гладким местам, желтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою. Крыльца с трех сторон не были крыты. Стены храма не были расписаны. Полы деревянные, деревянную солею отделяла решетка, решеткой были обнесены и клиросы. При отсутствии отдельной колокольни 4 медных колокола весом 812, 267, 20 и 17 кг, литых в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях». При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов - одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого - с Крестом в руках, над ними - пирамиды высотой 120 см.
Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид». На дубовом необлаченном престоле находился желтый атласный антиминс, освященный в 1802 г. Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. - Петербургской Духовной Академии Дим. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во Храм, Христа Спасителя, Преп. Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и свят. Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле. окруженного девятью Ангельскими ликами, выше был изображен Господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Св. Варвару, в вызолоченной овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением Положения во гроб Христа Спасителя. В метрике 1887 г. описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведен карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле ею гладкое и всё вызолоченное». Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила А. А. Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решетчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом "БОГ" над ними. Большей оригинальностью отличались другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображен благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Св. Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных - Св. Пророка Моисея со скрижалями. Над вратами, соответственно, помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Свят. Николая и Свят. Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов (включая Апостола Марка - вероятно, небесного покровителя строителя) и Пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими. С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа - икона Св. Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в д. Маслове Красновского прихода. Выделялись «очень ценное паникадило» - хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольных креста и образы Св. Николая Чудотворца и Свят. Тихона Задонского в алтаре11 (старина последней, впрочем, сомнительна, учитывая время канонизации Свят. Тихона - 1861 г.). Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Вмч. Георгия и Свят. Николая, хоругви с изображениями 1) Богоявления и Свят. Николая и 2) Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 г., Минеи 1754 и 1796 гг., Требники 1698 и 1754 гг., творения Свв. Отцов.
Церковь окружала ограда, первоначально окопанная рвом, к 1889 г. она была каменной с деревянной решеткой. В мае 1889 г. и июле 1891 г. священно-церковнослужители храма ходатайствовали о разрешении возобновить позолоту иконостаса и Свв. икон, на что было получено разрешение Духовной консистории. К 1915 г. имение принадлежало г. Костылевой.
Для выполнения цоколя, узорных деталей фасада, карнизов, обрамления портала и окон, фигур Ангелов над пилястрами – «обелисками» портала, а также глав и вимпергов с шатровыми завершениями, применен местный белый (старицкий) камень, что делает здание особенно изысканным. Приалтарные столбы скошены (в Чесменской церкви они стесаны позднее для установки печей), а опорные столбы имеют «вдавленность» центральной плоскости.
После закрытия храма в 1930-е гг. его внутреннее убранство было полностью утрачено, в нем разместился колхозный склад.
В 1979 1982 гг. проведена консервация здания (архитектор И. Авдеева инженер Г Брусок). «Церковь... непохожа на все другие, вся устремлена вверх, - пишет современный автор. - Многочисленные тонкие тяги на стенах, стрельчатые окна и двери усиливают ощущение высоты, легкости и изящества. Под сенью старого парка, спускающегося к извилистой речке Холохольне, выглядит она редкостной жемчужиной». Сохранились также двухэтажный усадебный дом с мезонином, хозяйственные постройки. С 1999 года в храме возобновилась духовная жизнь произведены работы по сохранению и реставрации храма. С 1999 года наместником архиерейского подворья назначен священник Дмитрий Каспаров.
Дополнительно об усадьбе и храме на сайте.

07.08.1705 года в сельце Красном Московской губернии завершено строительство церкви в честь Иоанна Богослова и проведено освещение архимандритом Лаврентием из Донского монастыря Москвы. Церковь была возведена на средства царя Кахетии и Имеретии Багратиони Арчила Вахтангиевича. Строился храм во спасение его сына командовавшего русской артиллерией при битве на Нарве, генерала - фельдцейхмейстера, с 1700 года находящегося в шведском плену.
Позднее князь Дадиани Александр Петрович пристроил к церкви два придел а. Правый придел во славу святых апостолов Петра и Павла сооружен и освящен в 1795. В 1786 году архимандрит Феофилакт из Саввино-Сторожевского монастыря уже освятил и левый придел, во славу Преподобн ого Александра Свирского. К этому времени церковный приход уже составлял более сотни человек.
В 1812 году, после разорения французами церковь была освящена вновь. Однако, придел Преподобного Александра Свирского переосвятили в честь Александра Невского, Благоверн ого князя.
Кирпичная церковь, которую мы можем наблюдать сегодня относится к типу храмов "восьмерик на четверик е". Изначально церковь Иоанна Богослова в селе Красном состояла из небольшой трапезн ой и южного придела. В XIX веке строение расширяется за счет пристройки северного придела и притвор а с симметричными башнями на приделами. Одна башня была оснащена часами, на другой организовали колокольню. На колокольне было шесть красавцев колоколов, самый большой настоящий кампан весом более 1600 килограмм. Под штукатурку уходит прежнее архитектурное убранство фасадов, здание приобретает черты позднего провинциального ампир а.
Со становлением советской власти храм закрывают, последний настоятель храма подвергается репрессиям. Главка и колокольни разрушаются. В октябре 1969 года Краснопахорский сельсовет занялся капитальным ремонтом здания церкви. Вскрыв пол, строители обнаружили под ним узкий каменный коридор. Этот проход тянулся с запада на восток. Внутри был обнаружен люк, ступени из камня, уходящие вниз. Далее коридор имел три ответвления в разных направлениях. Существует мнение, что ходы вели в усадьбу, расположенную рядом, в овраг с лева от церкви и в теплицу расположенную на приусадебной территории. Все ходы были завалены.
В 1991 году храм возвращён верующим, и сразу начинается активное восстановление. Через 20 лет, в начале 2012 храму опять требуется ремонт. Но колокольни, потерянные в советскую эпоху уже не появляются в ансамбле этого памятника старины местного значения, именно так храм значится в реестре Роскультуры. В настоящее время на территории храма Иоанна Богослова в Красном звучит колокольный звон, но расположены колокола рядом с землей на стойках под навесом.

Эта церковь была построена в 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его царевича Александра и освящена в 1710 году. Церковь имеет два придела: святых первоверховных апостолов Петра и Павла - правый придел, построен и освящен в 1786 году и святого благоверного князя Александра Невского - левый придел, построен и освящен в 1795 году; оба придела построены князем Александром Петровичем Дадиани. Первоначально придел святого благоверного князя Александра Невского был освящен во имя преподобного Александра Свирского. После 1831 года этот придел уже везде упоминается как придел Александра Невского.


Архитектура храма является обычной для того времени: сама церковь представляла восьмерик на четверике, с востока к ней примыкала алтарная апсида, с запада - трапезная, к западной стороне трапезной была пристроена колокольня, с севера от колокольни была небольшая пристройка.

Храм имел наличники на окнах и ширинки на восьмерике из тесаного кирпича, кирпичные стены были обмазаны раствором и побелены. Над приделами были устроены башни, причем на одной башне устроили колокольню, а на другой установили часы. Колоколов было шесть: вес самого большого составлял 103 пуда 29 фунтов (1661 кг).

Пол в центральном приделе и трапезной был железный, а в боковых приделах - каменный. Из древних икон в храме находился образ апостола Иоанна Богослова, по преданию привезенный из Греции храмосоздателем царем Арчилом.

В XIX столетии здание расширили пристройкой северного придела и притвора с парными колокольнями, исполненного в ампирных традициях. Ныне о колокольнях, расположенных симметрично относительно главного входа, напоминают только нижние ярусы, уродливо возвышающиеся над кровлей. Для служебных нужд церкви рядом поставлена небольшая звонница под навесом.
Не совсем обычным представляется выделение на белёной поверхности стен охристым цветом декоративных деталей.

Штукатурка скрыла прежнюю архитектурную обработку фасадов, памятник приобрел формы позднего провинциального ампира. В советское время колокольня и глава церкви были разобраны.

В конце двадцатых годов ХХ столетия храм был закрыт. Здесь располагались клуб, типография, зал для занятия тяжелой атлетикой, восьмерик использовался как жилой дом. Потом храм стал пустовать и употреблялся лишь как распивочная и туалет.

Есть легенда, что при Советском Союзе, в момент становления Советской власти из Церкви Иоанна Богослова вывозили церковную утварь. Но асфальта не было, загруженные под завязку грузовики вязли и застревали грязи. Под колеса положили первую попавшуюся доску из кузова. Грузовик выкарабкался и уехал, а доска осталась. Через некоторое время эту доску выковыряли из грязи и спряьтали. Позже, ее отмыли и вернули в церковь - это оказалась одна из икон, единственная сохранившаяся. Икона эта претерпела несколько реставраций, но, говорят, что особо ретивый взгляд может найти след протектора….

В 1990 году храм вновь был открыт для служения. Первоначально служились молебны в наиболее сохранившемся Петропавловском приделе. 21 мая 1991 года в день памяти святого евангелиста Иоанна Богослова в южном приделе храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла была впервые после длительного перерыва совершена с 1929 года совершена Божественная Литургия.

В храме есть мощевик с частицей мощей святого исповедника Луки (Воино-Ясенецкого).

Церковь Иоанна Богослова

в селе Красном г.Москвы.

Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами святых первоверховных апостолов Петра и Павла (правый придел) и святого благоверного князя Александра Невского (левый придел) расположена в Красном селе на высоком берегу речки Страданки недалеко от ее впадения в Пахру примерно в пяти километрах от города Троицка. Церковь была построена в 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его царевича Александра и освящена в 1710 году. Правый придел был построен и освящен в 1786 году, а левый построен в 1795 году; оба этих придела построены князем Александром Петровичем Дадиани.

Первое упоминание о церкви Иоанна Богослова в селе Красном относится к январю 1702 года, когда “оружейной палаты золотари Исай Васильев, Иван Михайлов подрядились у оружейной палаты иконописца у Кузьмы Григорьева да Миритинского царевича Александра Арчиловича, у иконописца его у Нефеда Гаврилова вызолотить 4 пояса апостольской, пророческой да к распятием клейма”””. Основное строительство, видимо, было закончено в 1703 году, но потом еще несколько лет устранялись недоделки. В 1706 году царь Арчил пишет:

Державнейший Царь Государь Милостивейший.

В прошлом Государь 1703 году по обещанию сына своего царевича Александра в московском уезде в подмосковной своей вотчине в селе Красном Пахово тож построил я церковь каменную во имя святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова а церковь та еще не освящена.

Всемилостивейший Государь прошу вашего величества Повели Государь о той новопостроенной церкви из патриарша казеннаго приказа дать освященную грамоту.

Вашего величества подданный, царь Арчил имеретинский. » « декабря 1706 году.

Но “в том году тоя церковь не осветили для того что была не вся в отделке из-за крестьянской скудостью”, освящена же она была лишь в 1710 году 25 сентября архимандритом Донского монастыря Лаврентием.

В 1706 году Дарья Арчиловна отказала село Софье Александровне, бывшей замужем за князем Егором Леонтьевичем Дадиани, так усадьба перешла во владение рода Дадиани. В конце XVIII — начале XIX века усадьбой владел Александр Петрович Дадиани; отличаясь, видимо, любовью к церкви, он затеял капитальную перестройку храма. Храм достался ему в обычном для того времени виде: сама церковь представляла восьмерик на четверике, с востока к ней примыкала алтарная апсида, с запада — трапезная, к западной стороне трапезной была пристроена колокольня, с севера от колокольни была небольшая пристройка. Храм имел наличники на окнах и ширинки на восьмерике из тесанного кирпича, кирпичные стены были обмазаны раствором и побелены, как видно из сохранившихся фрагментов.

Приход церкви был, видимо, большим, так как в 1774 году к причту церкви был добавлен диакон, что было редкостью для окрестных церквей, и князь Александр решил расширить церковь. В июне 1784 года он подает прошение, в котором пишет: “… в вотчине моей …имеется церковь … каменного здания во всяком благосостоянии, точию для исправления служения в зимнее время придела ни единаго нет, для чего к оной богословской церкви я желаю устроить в трапезе придел во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла вновь, а притом на настоящей церкви осьмерик перекрыть вновь же”.

На это последовала резолюция: “перекрыть дозволить, а о приделе представить план, всей церкви, со значением, где приделу быть полагается”. Так дошел до нас план церкви 1784 года с предполагаемыми пристройками: справа придел, а слева “трапеза, которая вновь будет производиться строением в симитрию придела”.

Но при строительстве были большие отклонения от намеченного плана: в приделе была добавлена алтарная апсида, придел и пристройка к трапезной были удлинены на запад (это видно из измененных или вновь сделанных при строительстве колокольни западных окон правого придела и из заложенного окна возле юго-восточного столба той же колокольни), изменено расположение окон и не удален столб между окон трапезной для расширения прохода в пристройку. Через два года, в августе 1786 года, работа была закончена и князь Александр подал “всепокорнейшее прошение” благословить освятить придел. Благочинный села Варварина священник Петр Ильин подал ”всенижайший рапорт” о том, что придел ”построен и всяким церковным благолепием исправен” и приложил опись имущества придела. В ней сообщается, что в посребреном и ”в пристойных местах” вызлащеном иконостасе в три яруса были расположены ”образа живописнаго искуснаго художества”, над царскими вратами ”зделана окружность в ней утверждено сияние”. Церковь была ”изнутри подщекотурина” (т.е. оштукатурена) и ”расписана как свод так и стены в алтаре и в церкви живописью”. Как обычно, последовал ”указ Ея Император-ского Величества Самодержцы Всероссийския” — придел освятить, что и было исполнено 19 сентября 1786 года архимандритом Саввино-Сторожевского монастыря Феофилактом.

Прошло семь лет, и князь Александр подал новое прошение — позволить в северной трапезной устроить придел во имя преподобного Александра Свирского (вероятно, своего святого; церковь пятипрестольная с приделом Александра Свирского в селе Богородском, Ватутинки тож, к тому времени была уже разобрана), кроме этого, над приделами ”над одним зделать колокольню, а над другим приделом подобную той колокольне башню, на которой имеют быть поставлены часы; и между оными на украшение храма паперть с колоннами и франтоном, и все оное, равно и старую трапезу покрыть железом”. Через два года, в августе 1795 года, все уже было построено и придел к освящению состоял в готовности, о чем и последовал рапорт благочинного села Воронова священника Алексея Васильева. Девятого августа Московской Духовной консисторией было решено послать указ об освещении придела Сретенскому протоиерею Иоанну и о выдаче Антиминса к Чудовскому ризничему, что и было исполнено (антиминсы выдавались из Чудова монастыря).

Еще через пять лет, как никто другой после царя Арчила ревновавший о благоукрашении храма князь Александр подает новое прошение:

Святейшаго Правительствующаго синода конторы члену преосвященнейшему Серафиму, епископу Дмитровскому, викарию Московскому Маия 22 дня 1800 года. От артиллерии отставнаго капитана маиорскаго чина князя Александра Петрова сына Дадиана

Всепокорнейшее прошение!

В вотчине м оей Звенигородской округи, Хатунския десятины, в селе Красном Пахово тож, состоит каменная церковь во имя святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова с двумя приделами первоверховных апостол Петра и Павла; и преподобнаго Александра Свирскаго. В которой настоящей церкви было общипатурено, и стены росписаны живописию; коя щипатурка и живопись в некоторых местах в низу с полу повредилась. То и имею желание все повреждение поправить; и снаружи все общипатурить.

Того ради: вашего преосвященства всепокорнейше прошу на сие мое прошение учинить вашу архипастырскую резолюцию, и вышепоказанное повреждение, и щипатурку благоволить исправить.

Маия “ “ дня, 1800 года — Прошению Артилерин Капитан Маиорскаго чина князь Александр княж Петров сын Дадиан руку приложил.

При оштукатуривании храма снаружи были сбиты старые украшения стен и наличники окон. С точки зрения современного человека храм потерял очень красивую деталь отделки, но в то время ныне приевшаяся штукатурка, возможно, казалась не такой обыденной, как теперь.

Князь Александр Петрович Дадиани скончался 26 января 1811 года в возрасте 58 лет. Тело его покоится в Донском монастыре возле юго-восточного угла большого собора.

Вскоре подверглась Россия нападению французов. Двигаясь по Большой Калужской дороге, они разорили многие церкви, не обошли и церковь в Красном селе. В основном французов интересовало золото и серебро — с икон они посрывали ризы, пограбили всю церковную утварь, кроме сохраненной, лишилась церковь антиминсов в приделах, одежд с престолов и жертвенников, хоругвей и нескольких икон. К счастью, церковь не была подожжена.

Между 1813 и 1831 годом придел Александра Свирского был переосвящен во имя благоверного князя Александра Невского. Возможно, так его освятили после французов в связи с поднявшимися патриотическими настроениями. После 1831 года этот придел уже везде упоминается как придел Александра Невского.

В 1829 году был, возможно, в церкви большой ремонт, так как 30 мая этого года был выдан в церковь новый антиминс священнику Сергею Грузинскому. Возможно, заново сделан иконостас, так как в метрике за 1887 год упоминается иконостас ”новый, деревянный, с резьбою позолоченною, резьба изображает виноградник”, иконостас был 4-ярусный, верхушка царских дверей была ”полукруглая с чашею”.

В той же метрике священник Николай Павлов Громов описывает и другие утраченные ныне детали храма: кресты на церкви и приделах были железные 8-конечные, при них цепи, спускающиеся к главам, на вершине крестов были короны, на подножии — полулуния, на обеих колокольнях кресты были железные 4-конечные. Главы и крыша были покрыты железом и окрашены зеленой краской.

Колоколов было шесть:

в первом весу 103 пуда 29 фунтов — 1661 кг,

во втором — 29 пудов 37 фунтов — 481 кг,

в третьем — 7 пудов 14 фунтов — 118 кг,

на остальных вес не был означен.

Пол в центральном приделе и трапезной был железный, а в боковых приделах и центральном алтаре — каменный. Из древних икон в храме находился образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по преданию, привезенный из Греции храмоздателем, царем Арчилом.

В 1908 году в храме было сделано еще несколько переделок: изготовлена новая входная дверь, новые оконные рамы и устроено ”духовое отопление” — под храмом был вырыт подвал, там установлена печь и под полом были проложены калориферные каналы. Сохранились и чертежи храма времен устройства ”духового отопления”.

Бурный дух перемен всего устоявшегося доброго занес в Россию через ”прорубленное в Западную Европу окно” семена сорняка язычества, проросшего там в эпоху возрождения древнегреческих ценностей взамен христианских. Семена эти взошли, в прошлом веке распустились, — с ними распустился и наш народ, — а в этом веке мы пожинаем плоды. Разрушение внутреннего благочестия привело к гибели и внешнего благочиния, и вид храма после закрытия его в конце двадцатых годов стал отображать состояние души людей: кресты были свергнуты, колокольни, звоном своим возбуждавшие к церковной службе и всякому доброму делу - разрушены. Внутри храм, как и душа, заполнился всякой суетой, так что совсем перестала возноситься в нем молитва: был здесь клуб, типография, зал для занятий тяжелой атлетикой; осьмерик, по преданию, использовался и как жилой дом. Наконец, храм стал пустовать туда забредали изредка кладоискател и.

Осенью 1990 года в истории храма опять настали светлые дни: усилиями будущих прихожан храм начал очищаться от мусора, игумен Феодор (Волчков), настоятель соседней Быловской церкви во имя чуда Архангела Михаила, провел первые молебны в наиболее сохранившемся Петропавловском приделе. Здание было передано приходской общине. Накануне нового 1991 года в приделе были застеклены окна, вскоре там появилось и отопление — буржуйка. Молебны стали регулярными, весной был сделан временный иконостас.


Западный фасад. Ноябрь 1998г.

Летом 1997 года прихожане храма очистили расположенный неподалеку у Страдани Святой Богородичный источник, по преданию носящий имя “Громовой”. Этому источнику предположительно более 250 лет, свидетельством чему может служить найденная в нем при расчистке монета 1748 года, чеканенная императрицей Елизаветой. В нанесенных наслоениях в источнике были обнаружены также черепки старинной посуды и голландского фаянса, который очевидно не мог попасть туда в годы советской власти. Возникновением источник обязан грозе, после окончания которой, под деревом на берегу р. Страдань, впадающей в р. Пахру, забил родник, а на дереве оказалась икона Богородицы. При очистке источника обнаружилось, что его стены выложены белым камнем, которым отделана церковь, и глубина составляет более 2-х метров. На празднование Успения Богородицы 1997 года прихожане храма во главе с о. Михаилом крестным ходом вышли на источник, где произошло его освящение.

С тех пор стали регулярными шествия прихожан на источник для обливания святой водой или купания в нем. Начиная с 1998 года, Крещенские купания и обливания прихожане совершают во главе со священником в Святом Богородичном источнике на р. Страдань, чье имя созвучно Иордану и страданиям Христа, искупившего своею смертью грехи наши, от которых мы ежегодно очищаемся в нашем “малом Иордане”.

В зимний период 1997-1998 годов продолжились работы по восстановлению и устройству воздушного отопления от автономной котельной, работающей на угле. Центральное водяное отопление демонтировали, поскольку оно стало непомерно дорогим. В храме были вскрыты полы и проложены новые воздуховоды или отремонтированы старые, ведущие в придел ап. Петра и Павла. Одновременно в приделе начались подготовительные работы по устройству крестил ьни. Старое покрытие пола было снято, оно состояло из трех слоев разных периодов. Верхний керамический пол, уложенный в ХХ веке, содержал в щелях остатки оплавленного свинца, попавшего туда во время пожара в типографии, устроенной в приделе в советский период. Два нижних покрытия были сделаны из белых известняковых плит — характерного материала для отделки многих подмосковных и московских храмов.

Восточный фасад храма. 2000г.

В центре придела был возведен фундамент для планирующейся крестильни-купели. От основания купели был сооружен закрытый водосток дл я “святой воды”, ведущий за пределы храма в “Святой колодец”, который был вырыт летом 1998 года. Глубина колодца составляет более 5 метров, изнутри выложен красным кирпичом. Надземная постройка “Святого колодца” также возведена из красного кирпича и составляет высотой более 5 метров. Венчает ег о латунный купол с крестом. Проект сооружения и оформления “Святого колодца” был выполнен художницей Анной Ягужинской.

Летом 1998 года начались работы по реконструкции крыши над трапезной частью и приделом ап. Петра и Павла и возведением новой крыши над приделом св. благоверного князя Александра Невского. Одновременно со вскрытием кровли были также начаты работы по возведению второй южной колокольни над приделом ап. Петра и Павла, высота стен которой достигает ныне более 3-х метров. Высота стен придела ап. Петра и Павла была поднята на высоту около 1,5 метра до уровня стен трапезной и придела св. кн. Александра Невского с сохранением стиля храма. По периметру всего храма, пока кроме портика, был восстановлен белокаменный карниз из блоков собственного изготовления, что позволило сэкономить значительные средства. Храм начали обносить новой кирпичной стеной, сооружаемой по контуру оставшегося фундамента старой стены. Этим же летом на средства, собранные прихожанами и спонсорами был приобретен участок земли (~20 соток) рядом с храмом вместе с домом – бывшей просфорной. К сожалению, дом из-за ветхости пришлось разобрать, поскольку ремонту он уже не подлежал. С наступлением холодов 1998 года восстановительные работы были продолжены внутри храма. В этот период был устроен сухой подвал под полом трапезной части для хозяйственных нужд. Следом за этим был уложен единый бетонный пол в главном приделе ап. Иоанна Богослова и трапезной части, затем в приделе ап. Петра и Павла. Была также расширена солея и начаты работы по отделке стен известковой штукатуркой в алтаре. Начались также подготовительные работы по расчистке помещения придела св. кн. Александра Невского для летних работ.

С наступлением летнего периода 1999 года была снята ветхая железная кровля над трапезной и приделом св. кн. Александра Невского. Было обрушено полностью пришедшее в негодность потолочное перекрытие над приделом. Стены придела укрепили. Над приделом для возведения крыши и потолка уложены рельсы и швеллера. Весь старый брус, державший старую крышу, заменен на новый. В течение лета и осени была сооружена крыша над обоими приделами, трапезной и папертью и покрыта металлической черепицей красно-коричневого цвета. Постоянные протечки в храме прекратились. Летом на территории храма был установлен закладной камень памятника русским воинам, погибшим в войнах. В осенне-зимний период были продолжены отделочные работы в алтаре главного придела во имя ап. Иоанна Богослова.

Осенью в храм привезли одиннадцать колоколов на звонницу,изготовленных на пожертвования спонсоров на военном предприятии в г. Саров, месте прославения преподобного Серафима Саровского. Вес главных колоколов составляет 1700 кг, 850 кг, 425 кг, 225 кг и 93 кг. Теперь в храме имеется всего 15 колоколов. В конце ноября по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в приделе ап. Петра и Павла была установлена купель из нержавеющей стали в виде креста с закругленными концами размером 2,5 х 2,5 м по главной оси креста и глубиной 1,5 м. В настоящее время идут отделочные работы купели, однако в ней уже состоялось первое крещение. В настоящее время разрабатывается усовершенствованный проект реконструкции и восстановления храма с учетом проделанных работ. 2000-летие Рождества Христова община храма встретила благодарственными молитвами о восстановлении и укреплении храма.

На протяжении всего времени силами прихожан производились восстановительные и ремонтные работы дома церковной общины, состояние которого на момент передачи было аварийным и невозможным для проживания. Был укреплен фундамент и деревянные стены, которые в дальнейшем были обшиты снаружи и изнутри вагонкой, выложены две новые печи и камин, оборудована общая трапезная и кухня, помещение для проживания работников и сторожа, подведен водопровод, организована и оборудована иконописная и столярная мастерские. Около дома разбит небольшой сад и огород. Церковно-общинный дом преобразился. В настоящее время в нем проходят занятия воскресной церковно-приходской школы и занятия педагогов по специальной программе с тяжелобольными детьми с аутичным синдромом, оплачиваемые общиной и спонсорами. Для детей прихожан на Рождество и Пасху устраиваются детские праздники и представления с призами и угощением, в которых участвуют сами дети с родителями.

2 001 г. Архивные материалы по церкви были любезно предоставлены Вячеславом Тютиным.

Последние годы

В конце января 2000 г. о. Михаил был освобожден от обязанностей настоятеля храма по собственному заявлению в связи с состоянием здоровья. С 18 января 2000 года настоятелем храма по благословению митрополита Ювеналия был назначен о. Игорь (Игорь Анатольевич Никандров). Тогда же вместе с ним начал служить в храме священник о. Сергий (Сергей Васильевич Денисов)

За время их служения была проделана большая работа по благоустроению и благоукрашению храма В здание храма настлан мраморный пол, проведен водопровод и подключено центральное отопление, под куполом повешено красивое большое паникадило. Храм внутри был оштукатурен и побелен; приведена в порядок территория вокруг церкви: построена капитальная ограда, асфальтированы дорожки, вдоль которых разбиты цветники. Всё это делалось при активном участии прихожан и их стараниями.


На открытом воздухе под навесом устроена временная колокольня, звон её пяти колоколов далеко слышен в округе.

Особо следует сказать об иконостасе. Возводили его усилиями всего прихода в течение нескольких лет. Теперь он предстает во всем своём великолепии. Резной деревянный декор выполнен бригадой резчиков под руководством талантливого мастера Ю.В. Кузина. Иконы написаны потомственными иконописцами из г. Мстёры Владимирской области под руководством В.А. Лебедева. Они выполнены в характерной для Мстёры традиции, наивысший расцвет которой пришёлся на начало XX века

Все работы производились на пожертвования прихожан, начиная от «лепты вдовицы» и кончая крупными взносами. Полностью создан иконостас в приделе св. апостолов Петра и Павла. Однако работы предстоит ещё очень много: надо изготовить иконостас в приделе св. князя Александра Невского, расписать внутренние стены и своды храма. Больших усилий стоит и поддержание храма и территории в пристойном виде.

Надеемся, что помощью Божией не остановится богоугодное дело
восстановления этой и других церквей во спасение душ человеческих и в ней будет возносится молитва «о благоустро-ителях,благоукрасителях, жертвода-телях святаго храма сего», доколе не угодно будет Богу положить конец этому миру, чтобы прийти в славе Своей и воздать каждому человеку по делам его. Комплекс усадьбы Красное, в который кроме храма входит усадебный дом Салтыковых, флигель и парк, включен в государственный реестр как памятник архитектуры — объект культурного наследия, его статус охраняется государством.

Приложение .

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА В УСАДЬБЕ КРАСНОЕ

(Пахово, Красная Пахра)

В то время как жилой и хозяйственный усадебный комплекс в Красном имел сложную, многоэтапную историю своего развития, (подробно о ней, а также обо всех известных владельцах селения, не раз менявшего на протяжении столетий свое название, рассказано в другой, написанной нами, специальной справке), строительная история здешнего храма намного короче и куда более простая.

Судя по всему, ныне существующий каменный храм Иоанна Богослова был самой первой церковной постройкой в данном населенном месте. Такой вывод следует с неизбежностью из тех документальных свидетельств, которыми мы располагаем. Вплоть до 1703 г. Красное, Пахово тож, упоминается как сельцо, то есть фигурирует в качестве населенного пункта, не имеющего церкви. Таковым Пахово предстает по документам при всех своих владельцах на протяжении всего XVII в.: при князьях Черкасских (1627 — 1648 гг.) и Милославских (1648 — 1699 гг.).

Аналогичная ситуация (то есть отсутствие церкви) устанавливается и по актам ХVI в., когда владельцами селения были сначала мелкие вотчинники Паховы, давшие ему новое название вместо прежнего — Зубцово (Зубцовская), а затем (с конца 1560-х годов) — Московский Симонов монастырь. При этом упомянутые акты (1535 — 1536 г, 1553 — 1554 г. и 1568 — 1569 г.) говорят о Пахове или о Зубцове как о деревне.

Мысль о постройке храма в своей подмосковной вотчине — Красном, Пахово тож, пришла имеретинскому царевичу Алексаидру Арчиловичу где-то в конце 1690-х годов. Получив сельцо в полную собственность в 1699 г. по смерти своей жены Федосьи Ивановны (урожденной Милославской, в состав приданного которой эта наследственная вотчина входила), царевич Александр не успел привести свой замысел в исполнение, так как вскоре отправился на театр военных действий — командовать русской артиллерией в кампании против шведов. Участвуя в неудачной для русских осаде Нарвы, он 20 ноября 1700 г. попал к врагам в плен, из которого так и не смог вернуться и умер там в начале 1711 г.

Во время отсутствия плененного царевича заботу о его имуществе и о всех хозяйственных делах взял на себя его отец — бывший имеретинский и кахетинский царь Арчил Вахтангович, окончательно обосновавшийся в России с 1699 г. Именно он подал 6 мая 1703 г. прошение о дозволении ему выполнить “обещание сына моего Александра построить в Московском уезде, в подмосковной своей вотчине, в сельце Красном, Пахово тож, церковь во имя Иоанна Богослова каменную…“. 24 декабря того те года последовало из Патриаршего Казенного приказа разрешение утвердить за будущей церковью выделяемую ей вотчинником землю. В декабре 1706 г. царь Арчил подает новое прошение в тот же Приказ, где уже сообщает: “построил я церковь каменную во имя апостола евангелиста Иоанна Богослова, а та церковь еще не освящена“. Испрашиваемая по сему случаю “освященная грамота“ была выдана, но освящение храма несколько затянулось. Известно, что по крайней мере до 1709 г. оно еще не состоялось (данные переписной книги). Но в 1712 г. церковь несомненно уже действовала, ибо тогда платилась “церковная дань“. В момент открытия храма Иоанна Богослова при нем числились “двор попов“, “двор дьячков“, “двор пономарев“ и “двор просвирницын“, а в приходе его состояли “двор вотчинников“ и 100 дворов “крестьянских средних“.

Каменный храм, сооруженный стараниями царя Арчила по обету его сына царевича Александра в усадьбе Красное, представляет собой характерный образец архитектуры московского барокко рубежа ХVII — XVIII вв. Здание возведено из кирпича и в первоначальном его декоративном убранстве фигурировали многочисленные белокаменные детали (цоколь, наличники окон и т.д.). Архитектурная композиция строилась неизвестным нам зодчим с ориентировкой на популярный тогда тип храмов — “восьмерик на четверике“. К собственно церкви, представлявшей собой двусветный кубический объем с парными оконными проемами, примыкали: с востока — полукруглая апсида, с запада — небольшая трапезная. С каждой стороны к трапезной присоединен был придел.

Все эти элементы вошли составными частями в планировочную структуру нынешнего здания храма Иоанна Богослова, образовавшуюся после перестройки и расширения его где-то в середине XIX в., когда реконструкции подверглась вся усадьба Красное, включая и главный дом. Тогда к церкви добавлен был с северной стороны второй (почти симметричный южному) придел. На западных (торцевых) фасадах обоих приделов поставили парные колокольни, а между ними устроили парадный вход в храм с белокаменной лестницей, которая ведет в четырехколонный портик, увенчанный мощным треугольным фронтоном. При этом первоначальный декор здания был скрыт под слоем штукатурки. Все фасады получили новое, единое ампирное оформление и характерную двуцветную (желто-белую) покраску. Кое-где (на восточной грани восьмерика, в нишах-киотах на северном приделе) появились живописные “вставки“ - образа. Реконструированный храм приобрел вид вполне ординарного, но вполне добротного образца русской архитектуры позднего классицизма в его провинциально-усадебном варианте.

В дальнейшем памятник претерпел некоторые изменения и этого своего облика. Но они связаны уже с утратой им в ХХ в изначальной функции и вытекающими отсюда всеми негативными последствиями.

Послереволюционное закрытие церкви и использование ее здания в хозяйственных и иных неподходящих целях привели к утрате отдельных элементов или их искажению. Так, после обрушения в 1960-х годах венчавших восьмерик барабана и главы, оказалась утраченной игравшая важнейшую роль в построении архитектурной композиции часть завершения храма. Примерно тогда же или несколько ранее к северному фасаду были добавлены деревянные пристройки (ныне уже отсутствующие). Тесовую пристройку с лестницей, ведущей наверх, приставили к северной грани четверика, в связи с чем, западное окно второго света превратили в дверь, растесав проем. После того, как упомянутые деревянный тамбур и лестничная клетка были убраны, следы связанных с их устройством переделок оконных проемов остались видны на открывшихся вновь фасадах. Южное крыло здания (южный придел) также подвергалось переделкам (частично заложены проемы окон и т.д.). Все перечисленные изменения легко читаются на фасадах и составление проекта реставрации памятника на середину XIX в. не должно встретить больших затруднений.