МБДОУ №76 «Капелька» Вторая младшая группа Воспитатель: Рудь Наталья Геннадьевна
Тема недели «Дикие животные родного края»
Цель проекта:
-обогащать представление о родном крае;
- расширять знания детей о животном мире родного края;
- формировать бережное и заботливое отношение к диким животным;
- воспитывать гордость за свой родной край.
г. Сургут
Актуальность проекта.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного края. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Ученые доказывают, что в результате общения с животными человек становится не только добрее, но и здоровее. Не может быть человеком Человек без внимательного, нежного и трепетного отношения к животным. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Можно задуматься, может ли человек, который выбрасывает на улицу котенка, щенка или другое живое существо, быть настоящим другом, хорошим родителем, искренне любящим

вас человеком? Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе учится бережному отношению к животным.
Таким образом, потребность современной теории и практики экологического образования в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности и не востребованность потенциала технологии проектирования в решении этой проблемы, необходимость специальной разработки программно-методического обеспечения экологической проектной деятельности детей обусловили выбор темы настоящего исследования: «Дикие животные родного края»
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования:
-обогащать представления о родном крае;
-расширять знания детей о животном мире родного края;
-формировать бережное и заботливое отношение к диким животным родного края;
-воспитывать гордость за свой родной край.
Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия реализации проекта по формированию знаний у детей младшего дошкольного возраста в области социализация.
Гипотеза исследования: реализация технологии проекта в процессе формирования экологической культуры у младших дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий:
- создании и обогащении предметной эколого-развивающей среды;
- сотрудничества и сотворчества детей, педагогов, родителей, социальных партнеров
Тип проекта
Долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Участники
Воспитатели младшей группы, инструктор по физической культуре, эколог, родители.
Целевая группа
Дети 3-4 лет, родители детей.
Методологической основой разработки проекта явились
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.
2. Рыжова Н.В. «Наш дом – природа»;
3. Гончарова Е.В. «Экология для малышей».

Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Подбор литературы;
Написание календарно-тематического планирования;
Выбор методов и приемов реализации проекта.
Подбор литературы:
План-программа «От рождения до школы»
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учетом ФГТ
Дидактические игры в детском саду
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста (Автор Краснощекова Н.В.)
Игровые уроки общения для детей (Автор Хромова С.А.)
Конспекты занятий для второй младшей группы. Программа «От рождения до школы» (под.ред. Вераксы Н.Е)
Написание календарно-тематического планирования:
Основной принцип составление календарно-тематического планирования - «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
Идея проекта (тема) является доминантной в непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментах;
Основной вид деятельности – игровая.
Подбор методов и приемов:
Сюрпризный момент
Проблемная ситуация
Беседа
Обсуждение
Наблюдение
Игра
Основной этап (реализация):
Технологическая карта НОД
Чтение художественной литературы «Чтение и драматизация русской народной сказки «Теремок»».
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация.
Ожидаемые результаты:
Осознание детей того, что мы живем в уникальном, богатом крае.
Уважение ко всему живому, заботу о нём, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
обогащение знаний детей о животном мире родного края и любви к родине.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Калинка»

ПРОЕКТ

«Обитатели родного края. Дикие животные»

Проект выполнен

Воспитателем

МДОУ № 7 «Калинка»

Пименовой Людмилой Робертовной

г. Егорьевск

2014 г.

Введение

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс, в основе которого, лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, выделяя наиболее характерное для данной местности или данного края.

Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности воспитателю помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления.

Актуальность. Проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из актуальных. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств, с этого начинается ответственность за все живое.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Воспитателю необходимо ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

Общение с природой украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Чуткость, любовь, внимание, нежное и трепетное отношение ко всему живому нужно воспитывать с детства. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если взрослые своим примером научат бережному отношению к животным и окружающей природе. Поэтому, очень важно организовывать занятия, направленные на познание окружающей среды, жизни животных и растений, воспитывать в детях бережное отношение ко всему живому.

Вид проекта: познавательно-творческий.

По характеру: ребенок и животные.

Продолжительность: средней продолжительности – 1 месяц (сентябрь 2014 года).

Участники: воспитанники старшей группы «Пчелка», воспитатели, родители.

Проблема: бережное отношение к животным и окружающей среде родного края.

Объект исследования: дикие животные лесов Егорьвского района.

Образовательная область: познание, речевое развитие.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

Закрепить понятие малая родина;

Дать представления о диких животных обитающих в лесах Егорьевского района, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

- активизировать и обогатить словарный запас детей, за счет имен существительных, прилагательных и глаголов по теме занятия;

Развивать связную речь, через составление описательного рассказа о диких животных родного края;

Воспитать бережное отношение к животным и окружающей среде родного края;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение;

Воспитывать усидчивость и аккуратность.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Предполагаемые результаты проекта:

Повышение уровня знаний о диких животных в природных условиях;

Выявление устойчивого интереса к живой природе;

Обучение детей применять полученные знания в продуктивной деятельности;

Развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.

Ресурсное обеспечение проекта.

Нормативно-правовое обеспечение :

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Устав МДОУ №7 «Калинка».

Материально-техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по масштабу, содержанию и художественному решению. В детском саду имеется методический кабинет, кабинет логопеда, музыкальный, спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека современной, классической музыки, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми. В наличие также дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром.

Информационно-методическое обеспечение:

Интернет-ресурсы,

Библиотека детской художественной литературы;

Инновационная методическая литература;

Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром;

Фотоальбомы;

Плакаты.

Критерии эффективности проекта:

Полученные результаты соответствуют ожиданиям при наименьших затратах ресурсов;

Произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

Педагогический опыт интересен коллегам;

Растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта;

К деятельности привлечены родители.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

Подбор иллюстрированного материала по теме;

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме;

Подбор материалов для изготовления поделок своими руками.

Цель: Сформировать у детей знания о диких животных родного края. Усвоить названия диких животных, определить основные особенности внешнего вида, среды обитания, питания, взаимодействия диких животных друг с другом.

II. Деятельный этап:

Познавательная беседа «Дикие животные» (Приложение 1);

Проведение физкультминутки «Ежик топал по тропинке» (Приложение 2);

Разгадывание загадок согласно выбранной тематике «Угадай, кто это?» (Приложение 3);

Проведение игры-разминки «На водопой» (Приложение 4) ;

- чтение художественной литературы про диких животных: «Кот и лиса», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Три медведя»;

Поделки из шишек своими руками на тему «Дикие животные» (Приложение 5);

Проведение пальчиковой гимнастики «Здравствуй», «В Егорьевске», «Дом и ворота», «Серый волк», «Бурый мишенька» (Приложение 6).

III. Подведение итогов:

Детальное рассматривание картинок с дикими животными;

Выставка поделок из шишек своими руками на тему «Дикие животные».

Цель: Обобщить, уточнить, сформировать и расширить знания о диких животных лесов Егорьевского района. Развивать познавательную деятельность и мышление. Вызвать интерес, за счет совместных выполнений заданий и творческой деятельности.

Раздаточный материал: клеенки для лепки, пластилин, шишки.

Заключение

В процессе реализации проекта все виды деятельности были взаимосвязаны. Воспитательно-образовательный процесс был выстроен на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, с применением здоровье сберегающих технологий, социоигровых технологий. Применение данных технологий позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников, создать условия для появления индивидуальности, удовлетворение потребности в двигательной активности детей.

Проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.-М: ЦГЛ, 2005.

6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003

7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».-М.: Просвещение, 2010.

8. Молодцева Л.П. Игровые экологические занятия в детском саду.-М.: Наука, 1996

9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. М.: ВЛАДОС,2000.

10. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду.-М.: 2003

11. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005г.

Приложение 1

Ход.

Познавательная беседа «Дикие животные»

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы с Вами живем в великой огромной стране – России. Все мы очень любим нашу страну и особенно любим наш родной город, имя которого Егорьевск. Наш прекрасный город окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегах рек и озер, дышать свежим воздухом и наслаждаться пением птиц, прогуливаясь в лесу, собирая ягоды и грибы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное и увлекательное путешествие по величественному лесу Егорьевского района, где живут дикие животные. Я расскажу Вам, о жизни этих замечательных животных. Но сначала, скажите, пожалуйста, каких диких животных Вы знаете? (лиса, медведь, волк, рысь, белка, заяц, лось, кабан, бобр, еж, крот, мышка полевка)

Молодцы! И так, посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением лисы) .

Кто на ней изображен? (лиса)

Правильно, лиса.

Лиса - одна из самых известных обитательниц наших лесов. Зверь этот среднего размера с длинным, очень красивым хвостом и крупными острыми ушами и белой грудкой. Уши с обратной стороны черные, а кончик хвоста белый, также есть черные пятна на лапах. Зимой лиса имеет рыжий окрас, а летом серый. Лиса всеядна, в основе её питания лежат мелкие грызуны, главным образом полевые мыши, а также зайцы, ежи и птицы, растения, фрукты, плоды, ягоды, грибы. Живут лисы в норах. Лиса – очень умное и хитрое животное.

Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением медведя).

Кто это? (медведь)

У медведя крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки, на лапах когти. А цвет меха бурый, отсюда и его название. Питается растительной пищей - любит плоды, орехи, ягоды, некоторые растения, грибы и конечно же мёд. В голодные весенние периоды, после спячки, может скушать кабана , лося или оленя. Не откажется он и от рыбы. Медведь впадает в спячку зимой, для этого устраивает себе берлогу, обычно под упавшими деревьями.

Воспитатель: Этого зверя Вы, конечно же, знаете по детским сказкам (рассматривание картинки с изображением волка ).

Правильно, это волк.

Волк – предок домашней собаки. По своему общему виду волк может напоминать крупную собаку. У волка шерсть серого цвета, высокие сильные лапы. Волки стайные животные. Живут в логове, только для выведения волчат. В качестве логова, используют заросли кустарника, поваленные деревья, а иногда могут занимать норы сурков, барсуков и других зверей, и лишь в крайних случаях роют их самостоятельно. Волк, является типичным хищником, который добывает себе пищу постоянным поиском и преследованием жертв.

Воспитатель: Кто знает, чем питается волк? (копытными животными, грызунами, зайцами )

Объектом нападения волков нередко становятся и домашние животные (овцы, коровы, лошади), в том числе и собаки. Летом волки могут полакомиться кладкой яиц, птенцами или сидящими на гнёздах птицами, иногда нападают на водоплавающих и иных птиц. Также употребляют в пищу некоторые растения, грибы, ящериц и лягушек.

Воспитатель: А сейчас ребята, обратите внимание на этого замечательного зверя (рассматривание картинки с изображением рыси ).

На кого он похож? (кошка)

Правильно, на кошку.

Рысь – довольно крупный зверь, с пятнистым серо-рыжим окрасом, кисточками на ушах, широкими мохнатыми лапами и коротким хвостом. Питается рысь зайцами, а также она охотится на птиц, мелких грызунов, реже - на небольших копытных, вроде косули, оленей, а так же лисиц и других некрупных зверей, иногда нападает на домашних кошек и собак. Убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, какая-либо яма, небольшая земляная пещера, расщелина скал, старая нора барсука, расположенная в укромном, труднодоступном для людей месте.

Воспитатель: А этот зверек вам знаком? (рассматривание картинки с изображением белки )

Совершенно верно, это белка.

Белка - это мелкий зверек, имеющий вытянутое стройное тело и пушистый хвост. Зверек имеет округлую голову, большие чёрные глаза и длинные уши с кисточками, которые особенно заметны в зимний период. Летом белки в основном ярко-рыжие, бурые или тёмно-бурые, а зимой - чёрные и серые. Брюшко в любое время года светлое или чисто белое. Белки живут в дуплах деревьев, называемых гнездами, занимают пустующие жилища сорок, дроздов и ворон.

Воспитатель: Чем питаются белки? (семенами, лесными орехами, желудями, грибами, ягодами, растениями)

Также белки употребляют в пищу насекомых, яйца птиц, ящериц. На зиму все белки делают запасы: они складывают по дуплам желуди, орехи, шишки, сушат грибы, развешивая их по веткам.

Воспитатель: Этот зверек Вам тоже известен (рассматривание картинки с изображением зайца. )

Заяц - животное довольно крупное. Телосложение зайца хрупкое, уши длинные, хвост маленький, сверху чёрного или чёрно-бурого цвета. Глаза у зайца красновато-коричневые, задние лапки длиннее передних.

Воспитатель: Каким цветом шерстка у зайца летом? (серая, либо коричневая )

Зимний мех немного более светлый, чем летний, а голова, передняя часть спины и кончики ушей зимой остаются тёмными. Зайцы обитают на опушках леса, полянах и лугах, выкапывая неглубокую ямку под кустом или поваленным деревом. Норы заяц роет очень редко, но может занять заброшенные лисьи норы. В летнее время заяц поедает растения и молодые побеги деревьев и кустарников, а также овощи. Зимой заяц питается сухой травой, семенами, остатками огородных культур (картошкой, морковью), кустарниковой и древесной растительностью (кора, побеги).

Воспитатель: А что это за зверь такой, кто знает? (рассматривание картинки с изображением лося )

Это лось .

Лось – достаточно высокое животное, у него короткие туловище и шея, высокая холка с небольшим горбом и сильно вытянутые ноги. У лося голова крупная, горбоносая, под горлом имеется мягкий кожистый вырост - так называемая «серьга». Шерсть лося очень грубая, у самцов большие рога, а у самок их нет. Окрас лося буровато-чёрный, светло-серые, почти белые ноги. Лоси питаются побегами хвойных и лиственных пород, листьями деревьев и кустарников, корой деревьев, травой, грибами. Кроме человека на лосей охотятся волки, иногда даже медведи. Их добычей становятся больные, молодые и старые животные.

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением кабана )

Что это за животное? (кабан)

Как Вы заметили, кабан очень похож, на известную всем свинью.

От домашней свиньи он отличается более сжатым и коротким телом, более высокими и толстыми ногами. Кроме того, у кабана голова длиннее и тоньше, длинные уши, которые острее и стоят торчком, острые, сильно развитые клыки. Все домашние свиньи произошли от диких кабанов. Шерсть буровато-серого цвета. Щетина, черно-бурая с примесью желтого, на теле кабана, не считая нижнюю часть шеи и заднюю часть живота, образует что-то вроде гривы. Его морда, нижняя часть ног, хвост и копыта - чёрные. Это крайне осторожные животные – кабан старается избегать встреч с человеком. Но они вовсе не трусливы. Они могут быть отважными, когда раздражены, ранены или защищают своих детенышей – в этот момент кабаны очень опасны. У взрослого кабана практически нет врагов, кроме человека. Но для молодых или больных животных опасны волки и рыси. Кабаны питаются растительной пищей (корни, плоды, желуди и т. п.), но включает также и различных некрупных животных и падаль. В редких случаях дикий кабан нападает на довольно крупных, но больных или раненых животных, таких, как косули или даже олени.

Воспитатель: Обратите внимание на этого зверька (рассматривание картинки с изображением бобра )

Это бобр - один из самых необычных представителей леса. Являясь крупным наземным грызуном, он при этом отлично приспособлен к водному образу жизни. Самая выдающаяся часть тела бобра – его хвост, покрытый крупными роговыми щетинками, похожий на весло. У бобра маленькие глаза, широкие и короткие уши, почти не выступающие над уровнем меха. Под водой его ушные отверстия и ноздри могут смыкаться, а глаза закрываться специальными перепонками. Зубы у бобра очень крепкие и острые, благодаря им он перегрызает стволы деревьев, чтобы построить плотину на реке или озере и возвести себе дом – хатку. У бобра очень густой и красивый мех, светло-коричневого, бурого или черного цвета. Бобры обычно селятся по берегам медленных речек, прудов и озёр, на водохранилищах, каналах и карьерах. Бобры живут в норах или хатках, причем вход туда они всегда делают под водой. Бобры роют норы под крутыми берегами. Это весьма сложный лабиринт, в котором несколько входов и выходов. Бобры строгие вегетарианцы – они едят только кору и побеги деревьев, иногда балуют себя травянистыми растениями.

Воспитатель: Этого колючего зверя Вы точно знаете (рассматривание картинки с изображением ежа ).

Правильно, это еж.

Еж - животное, ведущее ночной образ жизни. Уши у ежа относительно небольшие, морда вытянутая, нос острый и постоянно влажный. Иглы у ежа короткие, полые внутри, наполненные воздухом. Голова и брюхо ежа, покрыты грубыми и обычно тёмными волосами. Ежи предпочитают опушки, небольшие поляны, перелески, поймы рек. Они вполне могут жить рядом с человеком. Днем ежи спят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда ежи устраивают в кустах, ямах, заброшенных мышиных норах или под корнями деревьев. У ежей, как и у многих ночных животных, плохо развито зрение, зато отличное обоняние и слух. С наступлением заморозков еж плотно законопачивает вход в норку и впадает в зимнюю спячку. Питается еж насекомыми, слизнями, гусеницами, дождевыми червями, иногда ящерицами и лягушками, поедает фрукты и ягоды. Часто ежи лакомятся птенцами или яйцами любых мелких птиц, которые гнездятся на земле, а также мышами.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим с Вами на одно из самых загадочных животных, обитающем в лесу (рассматривание картинки с изображением крота ).

Что же это за зверек? (крот)

Окрас меха крота обычно чёрный, нижняя часть тела немного светлее. Крот представляет мир животных, обитающих под землей на лугах, полях, огородах, в садах и поймах рек. Кроты роют, своими передними лапками, под землей множество ходов и устраивают себе гнезда в корнях деревьев, или под старыми пнями, где активно зимуют, не впадая в спячку. Питаются кроты почвенными беспозвоночными, преобладают среди которых дождевые черви, а также различными насекомыми, слизнями, ящерицами, мышами и лягушками.

Воспитатель: Кто знает, как называется этот милый маленький зверек? (рассматривание картинки с изображением мышки полевки )

Мышка полевка внешне напоминает обычную мышь или крыс у. Однако, разница заключается в отличающиеся от них тупой мордочкой, короткими круглыми ушами и небольшим хвостом. Со стороны спинки шкурка у неё серовато-коричневого цвета, а на брюшке беловатая. Селится полевка на лесных опушках и вырубках, на лугах, полях и в долинах рек. Полёвки живут колониями, которые состоят из нескольких семей. Под землёй они роют норы со сложной разветвлённой сетью ходов. В каждой норе имеется несколько камер, которые предназначены для различных целей: в некоторых камерах они устраивают гнёзда, а в других складывают запасы корма. Кормом полёвок является растительная пища, главным образом стебли, листья и почки различных растений, семена, орехи, а так же различные насекомые. В зимнее время они живут под снегом, где у них находятся гнёзда, сплетённые из сухой травы.

Воспитатель: Сегодня ребята, Вы познакомились с удивительными дикими животными, обитающими в лесах, н о я вам рассказала только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.

Воспитатель на магнитной доске располагает картинки с дикими животными и предлагает детям по желанию, по одному, подойти к доске, взять картинку с изображением животного и рассказать все, что он знает о нем.

Воспитатель: Как Вы думаете ребята, диким животным хорошо живется в лесу? А почему? (Хорошо. Это их дом.)

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.)

Воспитатель: Ребята, Вы все молодцы, порадовали меня своими ответами. Помните, что мы - Егорьевцы – должны заботиться о своем доме, о своей родине, бережно относиться к животным и окружающей природе родного края. И что мы – граждане очень сильной, могучей страны, имя которой – Россия.

Приложение 2

Физкультминутка «Ежик топал по тропинке» :


Жили-были серый еж, и его ежиха. Хлопки в ладоши.
Серый еж был очень тих,
Потягивания – руки вверх с растопыренными пальчиками.
И ежиха тоже. Потягивания – руки в стороны.
И ребенок был у них - очень тихий ежик. Приседание – плавное опускание рук в низ.
Всей семьей идут гулять, ночью вдоль дорожек,
Ходьба на месте с размахиванием рук вдоль туловища.
Еж-отец, ежиха-мать,
Ходьба бодрая.
И ребенок-ежик.
Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп, ходят тихо: топ-топ-топ
. Ходьба на носочках.

Приложение 3

Игра «Угадай, кто это?»

Воспитатель на магнитной доске располагает картинки с дикими животными, в качестве подсказки при отгадывании загадок.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы свами поиграем в игру «Угадай, кто это?». Я буду загадывать Вам загадки, а Вы будете их отгадывать. В качестве подсказки, можете воспользоваться картинками, представленными на магнитной доске.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (Лиса)

_______

Он в берлоге спит зимой,

Под большущую сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

_______

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

_______

Думал, кошка,

Крикнул: «Брысь»

Оказалось, это… (Рысь)

_______

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать. (Белка)

_______

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

_______

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

_______

Этот зверь, с двумя клыками,

С очень мощными ногами,

И с лепешкой на носу,

Роет землю он в лесу. (Кабан)

_______

В заводи живу речной,
В теплой шубе меховой,
Постоянно я в работе,
О платине я забочусь,
Без гвоздя и топора,
Дом мы строить мастера.
Жизнерадостны, бодры,
Это, братцы, кто? (Бобры)

_______

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмёшь,

А зовется это… (Еж)

_______

Все изрыл – и луг, и сад –

Землеройный аппарат,

В темноте, в часы прогулки,

Рыл под полем, переулки. (Крот)

_______

Под корягою шуршит,

В поле выбраться спешит.

Ест пшено, ячмень, морковку,

Мышка рыжая… (Полевка)

Приложение 4

Игра-разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом) ;

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая) ;

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках) ;

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед) ,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку) ;

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку);

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах) ;

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках) ;

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают) .

Приложение 5

Поделки из шишек своими руками на тему «Дикие животные»

Для этого нам понадобятся:

Шишки;

Пластилин;

Например, чтобы сделать зайца, нам понадобится одна шишка, белый, голубой и розовый пластилин. Из белого пластилина лепим мордочку зайчика, лапы и уши. Из розового пластилина делаем внутреннюю сторону уха, нос и рот зайчика. А из голубого пластилина – глазки.

Приложение 6

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,

похлопывая друг друга кончиками).

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Пальчиковая гимнастика «В Егорьевске»

В Егорьевске поднялся ветер (трут ладони) ;

Начинает капать дождь (клацанье пальцами) ;

Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди) ;

Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам) ;

А вот и град – настоящая буря (топот ногами) ;

Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам ) ;

Дождь утихает (хлопки ладонями по груди) ;

Редкие капли падают на землю (клацанье пальцами) ;

Тихий шелест ветра (трут ладони) ;

Солнце! (руки вверх) .

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»

На поляне дом стоит (дети изображают крышу дома пальцами рук) ;

Ну а к дому путь закрыт (разворачивают ладошки к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы вверх) ;

Мы ворота открываем (разворачивают ладони параллельно друг другу) ;

В этот домик приглашаем (изображают крышу дома) ;

Собачку, зайку, петушка, лисичку, медвежонка! (загибают пальчики на обеих руках) ;

В одном доме все живут (изображают крышу) ;

Их соседями зовут!

Пальчиковая гимнастика «Серый волк»

Серый волк крадется в чаще (делают двумя руками «пасть» волка, движение вперед обеими рукам) ;

Очень страшный, настоящий (загибают на обеих руках пальцы, начиная с мизинца) ;
Ох, уж этот серый волк!
(указательными пальцами «грозят») ;

Он зубами, щелк да щелк! (делают из пальцев рук «пасть» волка, ритмично стучат пальцами, на последнее слово делают «замочек» из пальцев) .

Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы) ;

Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку) ;

Весною он проснулся (тянут руки вверх) ;

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются) ;

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы) ;

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

И колючий брат-ежонок.


Наталья Виноградова
Информационная карта проекта «Дикие животные родного края»

Информационная карта проекта

Проект на тему «Дикие животные родного края » .

Продолжительность проекта – 2 недели ;

Тип проекта – творческий , информационный , краткосрочный, коллективный;

Участники проекта – воспитанники компенсирующей группы «Кузнечик» , родители;

Учитель-логопед : Михайлова Елена Сергеевна;

Воспитатель группы : Виноградова Наталья Николаевна;

Музыкальный руководитель : Водовозова Зоя Леонтьевна.

Возраст детей – 5-6 лет

Цель проекта – Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии диких животных , с привлечением родителей.

Задачи проекта :

Образовательные :

Дать представление детям о диких животных родного края ;

Формирование познавательных способностей детей в процессе совместной творческой деятельности.

Развивающие :

расширять словарный запас детей с помощью пословиц, поговорок, загадок и стихов о диких животных ;

развивать связную речь, внимание, память;

развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки диких животных .

Воспитательные : Воспитание гуманной, социально-активной личности ребенка, способной понимать и любить родную природу ;

привлечь внимание детей к исчезающим видам диких животных .

Форма проведения итогового мероприятия проекта – концерт для детей младшей группы (стихи и песни о животных , сценка «Под зонтом» ).

Продукты проекта :

Конкурс совместных творческих работ детей и родителей по теме проекта ;

Выставка поделок, рисунков;

Стенгазета «Путешествие к диким животным » .

Ожидаемые результаты по проекту

Активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области «Познание» ;

Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Дикие животные » ;

Развитие коммуникативных способностей и умений выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов Действия родителей

I. Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта ) 1. Знакомство с проблемой; 2. Понимание проблемы; 3. Принятие проблемы; 4. Дополнение проблемы новыми идеями. 1. Формулирование проблемы; 2. Определение конечного продукта (конкурс поделок по теме проекта , концерт для младшей группы); 3. Мотивировать детей и родителей для участия в проекте ; 4. Составление «паутинки» проекта ; 5. Привлечение других специалистов (музыкального руководителя) ; 6. Изучение методической литературы по проектной деятельности ; 7. Поиск аналогов данного проекта ; 8. Описание поэтапной работы над проектом . 1. Знакомство с проблемой; 2. Понимание проблемы; 3. Принятие проблемы; 4. Дополнение проблемы новыми идеями.

II. Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту , поэтапная оценка) 1. Оформление картотеки сказок и рассказов о диких животных «Как животные готовятся к зиме » ; 3. Слушание разнообразной детской художественной литературы; 4. Прослушивание аудио записей сказок; 5. Участие в интегрированной совместной деятельности по сюжетам сказок о диких животных ; 6. Рисование любимого животного ; 7. Лепка зайчика; 8. Аппликация «Животные зимой » ; 9. Рассматривание иллюстраций;

10. Разучивание слов героев сценки;

11. Разучивание стихов о диких животных ;

12. Участие в музыкальных театрализованных играх : «У оленя дом большой» , «На лесной полянке» и т. п. ; 13. Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Хитрая лиса» , «Бездомный заяц» и др. 14. Д/и «Чей малыш» , «Назови ласково» , «Один-много» и т. д. 1. Организация развивающей среды для самостоятельной игровой деятельности детей : обогащение центра театрального творчества и литературного центра в группе; 2. Образовательная деятельность с детьми («Познавательное развитие» ):

Организация экскурсии «Как животные готовятся к зиме » в зоологический музей;

Проведение интегрированной совместной деятельности по теме «Дикие животные » .

3. Образовательная деятельность с детьми («Речевое развитие» ):

Чтение разнообразной детской художественной литературы по теме (В. Бианки «Роковой зверь» , венгерская сказка «Два жадных медвежонка» , латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка» и др. ;

Проведение образовательной деятельности по развитию речи по сюжетным картинкам .

4. Образовательная деятельность с детьми («Художественно-эстетическое развитие» ):

Рассматривание картины Шишкина «Утро в сосновом бору» ;

Рисование «Ежик» , «Мое любимое животное » (по трафаретам) ;

Аппликация : силуэтная аппликация «Животные зимой » ;

Лепка : «Зайчик» ;

Ручной труд и конструирование : Оригами «Лисичка» .

Разучивание музыкальных театрализованных игр («У оленя дом большой» , «На лесной полянке» и т. п.);

5. Образовательная область («Социально-коммуникативное развитие» ):

Настольно-печатные и дидактические игры : «Чей малыш?» , лото «Дикие животные » , «Назови ласково» и т. д.

Организация драматизации сценки «Под зонтом» с детьми.

6. Образовательная область («Физическое развитие» ):

Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Хитрая лиса» , «Бездомный заяц» и др. 1. Оформление картотеки любимых сказок и рассказов о животных ; 2. Посещение зоологического музея – экскурсия «Как животные готовятся к зиме » ; 3. Рисование совместно с детьми животных для выставки .

III. Завершающий (презентация продуктов проекта , самоанализ) 1. Участие в конкурсе рисунков «Любимое животное » . 2. Участие в создании стенгазеты «В гостях у диких животных » . 3. Концерт для детей младшей группы, сценка «Под зонтом» .

1. Проведение выставки рисунков. 2. Создание стенгазеты «В гостях у диких животных » . 3. Организация и проведение детского досуга. Концерт для детей младшей группы, сценка «Под зонтом» . 1. Участие в конкурсе рисунков «Любимое животное » . 2. Подготовка к концерту (костюмы для сценки)

Публикации по теме:

Цель. Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Задачи. -Способствовать расширению знаний.

Информационная карта проекта «Долгожданная весна. Праздник 8 Марта" Сроки реализации: 29.02.2016 г. - 11.03.2016 г. Тип проекта: информационный,.

Информационная карта проекта «Новогодний калейдоскоп» Актуальность. «Новый Год» - самый любимый праздник у детей и взрослых. Но чаще всего – все ждут от Деда Мороза только подарки. Современные.

Информационная карта проекта «Звёзды. Космос. Космонавты» Сроки реализации: 11.04.2016 г. – 14.04.2016 г. Тип проекта: информационный, творческий, практический. Возраст детей: первая младшая группа.

Родилась в городе Белогорске Крымской области. Закончила педагогический колледж №14 г. Москвы. Замужем, имею двоих дочерей. С 2004 года работаю воспитателем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребенка - детском саду №66 "Яблонька" Щелковского муниципального района Московской области по сегодняшний день.

Дикие животные родного края

Дикие животные родного края

Тема проекта:

Экология

Тематика:

Охрана окружающей среды

Муниципальное образование:

Щёлковский м.р.

Краткое описание проекта:

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАД ПРОЕКТОМ

Проект включает три основных этапа:

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

Для воспитателей

Подборка художественной литературы: Русские народные сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
«Теремок», обр. Е. Чарушина;
«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
«Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля;
«У страха глаза велики», обр. М. Серовой.
Сказки. «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной; «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой; «Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни;
«Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. П. Воронько «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
Проза. Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; К. Чапек «В лесу», пер. с чеш. Г. Лукина;
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А. Блок «Зайчик»;
Проза. «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»;
Т. Александрова «Звери», «Медвежонок Бурик»; В. Бианки «Купание медвежат», «Мишка-башка»; А.Н. Толстой «Еж», «Лиса», «Храбрый еж»;
Е. Чарушин «Медведица и медвежата» (из цикла «Большие и маленькие»); В. Катаев «Ежик»;
С. Маршак «Белые медведи», И. Токмакова «Медведь» К. Чуковский «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка».
Потешки, считалки, скороговорки, загадки.

Физкультминутки: «Зайка по лесу скакал» , «По ровненько дорожке»,
«Ёж с ежатами»,
«По сухой лесной дорожке», «Маленьким заинькам холодно зимой» , «А ну, попробуйте», «Весело в лесу», «Волк»,
«Волк и заяц».

Пальчиковая гимнастика:
Пальчиковая игра «Серый волк»,
Пальчиковая игра «Зверушки»,
«Пальчиковая игра с белочкой»,
Пальчиковая игра «Капуста».

Дидактические игры:
Дидактическая игра (словесная) «Кто, где живет?»,
Дидактическая игра «Чей домик»,
Дидактическая игра «Живая природа»,
Дидактическая игра «Кто что ест»,
Дидактическая игра «Собери картинку»,
Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает?»,
Дидактическая игра «Какой зайчик»,
Дидактическая игра «Погода».

Подвижные игры:
Игра малой подвижности «Мишка косолапый»,
Подвижная игра «У медведя во бору»,
Игра – имитация «Кто живет в лесу у нас»,
Игра – имитация «Постирушки»,
Подвижная игра «День и ночь».
Музыкальная игра «Зайка»,

Сюжетно-ролевая игра:
«Лиса».

Для родителей и детей
Сделать родителям совместно с детьми презентацию о любом диком животном нашего края.

СФОРМУЛИРОВАНЫ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Как мы бы жили без диких животных?
Зачем нужны дикие животные? Что произойдёт, если диких животных держать дома?

СФОРМУЛИРОВАНЫ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Каких животных можно назвать дикими? Какова роль диких животных в жизни людей? Что мы можем дать диким животным?
Оформлена папка с изображением диких животных родного края, цель которых помочь детям запомнить внешний вид животных, их названия и названия детенышей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

Работа с детьми

Работа с родителями

Консультации: «Дикие животные родного края», «Экологическое воспитание детей»,

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Детско – родительский проект «Дикие животные родного края» Создана пальчиковая картотека по теме «Дикие животные родного края» Создана картотека физкультминуток по теме «Дикие животные родного края» Проведено – родительское собрание в виде викторины «Этот удивительный мир»

Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают:
что дикие животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
В результате проведенной работы мы отметили:
Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – животным родного края.
Активное включение родителей в педагогический процесс МАДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Проект “Дикие животные родного края” был направлен на расширение знаний детей об особенностях диких животных, их роли в жизни человека, на формирование у детей навыков группировки объектов природы по признакам: домашние – дикие.
Данный проект открыл удивительный мир диких животных. Он поспособствовал к размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них или они для нас. Помог ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают дикие животные? Что дикие животные приносят в нашу жизнь? Что мы можем дать им? И на многие другие вопросы.
Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, бесед, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Формирование представлений детей о диких животных родного края и бережное отношение к ним

Задачи проекта:

Обогащать представления о родном крае;
- уточнить представления детей о диких животных, их внешнем виде, какие голоса подают, чем питаются, какую пользу приносят;
- формировать бережное и заботливое отношение к диким животным родного края;
- развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок;

Объединить совместной деятельностью ребенка с родителями по изучению темы «Дикие животные родного края» и выполнению совместной работы (проекта);
- воспитывать гордость за свой родной край.

Достигнутые результаты за последний год:

Расширенное представление детей о животных родного края.

Социальная значимость проекта:

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного края. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Ученые доказывают, что в результате общения с животными человек становится не только добрее, но и здоровее. Не может быть человеком Человек без внимательного, нежного и трепетного отношения к животным. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Можно задуматься, может ли человек, который выбрасывает на улицу котенка, щенка или другое живое существо, быть настоящим другом, хорошим родителем, искренне любящим вас человеком? Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе учится бережному отношению к животным.
Таким образом, потребность современной теории и практики экологического образования в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности и не востребованность потенциала технологии проектирования в решении этой проблемы, необходимость специальной разработки программно-методического обеспечения экологической проектной деятельности детей обусловили выбор темы настоящего исследования: «Дикие животные родного края».

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Непосредственно - образовательная деятельность «Чьи бусы?»
Задачи: формировать у детей представления о диких животных родного края; познакомить со свойствами и качествами льда; закрепить умения узнавать и называть цвета; побуждать использовать в речи слова прилагательные: мягкая, пушистая, теплая, длинная, короткая, белая, серая, рыжая, маленькая, большой, короткий, длинный; развивать мелкую моторику рук; воспитать отзывчивость и доброжелательность.

Непосредственно - образовательная деятельность «Кто такие дикие животные» Задачи: обогащать представления детей о диких животных родного края; учить выделять характерные признаки представителей диких животных; учить различать диких и домашних животных; развивать связную речь детей; обогащать словарный запас; учить правильно, образовывать окончания; развивать двигательную активность; формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Непосредственно - образовательная деятельность «Путешествие»
Задачи: упражнять детей в сравнении 2-х групп предметов способом приложения; закрепить понятия «низкий-повыше-высокий»; составлять из частей целое; закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало»; обогащение и активизация словаря: поровну; столько же, сколько; развивать логическое мышление, воображение, умение анализировать предметы и находить недостающие из них; создать у детей эмоционально приподнятое, радостное настроение; воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого; воспитывать любовь к природе, отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.

Непосредственно - образовательная деятельность «Помогите малышам»
Задачи: формировать умение рисовать способом тычка; закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами; закреплять знания о диких животных; активизировать словарь: ёж, ежиха, ежата; развивать творческое воображение, желание рисовать дополнительные элементы (деревце, трава, цветы, солнце и т.д.); воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с красками; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Непосредственно - образовательная деятельность «Ежик»
Задачи: учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм; учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; закреплять знания детей о диких животных родного края; развивать речь детей; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать желание помогать тому, кто оказался в беде.

Непосредственно - образовательная деятельность «Постирушки на опушке» Задачи: учить детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике; показать зависимость узора (декора) от формы и размеров изделия («полотенца»); совершенствовать технику рисования кистью; по¬казать варианты чередования линий по цвету и конфигурации (прямые, волнистые); развивать чувство цвета и ритма; активизировать и обогащать речь детей словами и словосочетаниями – постирушки, хлопочут, заря, ручеек, дикие животные, лесные животные; закреплять знания детей о диких животных; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству.

Непосредственно - образовательная деятельность «Шубка зайчика»
Задачи: формировать умение создавать выразительный образ зайца в технике «песочной аппликации» (из сухой манной крупы); формировать представление о зайце научить отличать его от других диких животных; пополнять словарь путем расширения запаса знаний по теме «Дикие животные» (заяц, длинный, короткий, белый, зайчонок, зайчиха, капуста, морковь); вызывать звукоподражания на фоне яркой эмоциональной реакции; развивать внимание, воображение; развивать тонкую моторику рук; развивать общую моторику, способствующую укреплению здоровья ребенка; воспитывать доброжелательность.

Непосредственно - образовательная деятельность «Путешествие на воздушном шаре»
Задачи: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через беседу, классификацию животных; закрепить у детей понятия о диких и домашних животных; закреплять умение правильно раскрашивать карандашом; развивать свободное общение со взрослыми и детьми; развивать компоненты устной речи детей (грамматический строй речи – животные и их детеныши); развивать у детей музыкальную деятельность через игру «Зайка»; закрепить у детей умение выполнять движения в соответствии с музыкальным репертуаром; воспитывать любознательность к окружающему миру.

Непосредственно - образовательная деятельность «Презентация детских проектов сделанных совместно с родителями»
Задачи: учить детей отвечать на вопросы; составлять рассказ о животных с помощью вопросов воспитателя; формировать навык употреблять в речи существительные, обозначающие детенышей домашних животных; продолжать учить классифицировать животных на «дикие» и домашние»; развивать артикуляцию; учить детей презентационно выступать; воспитывать любовь и чувство гордости за свой родной край.

Консультации c родителями: «Дикие животные родного края», «Экологическое воспитание детей»,
«Растительный и животный мир Подмосковья».

Детско – родительский проект «Дикие животные родного края» Проведено – родительское собрание в виде викторины «Этот удивительный мир»

Участники проекта: воспитатель, родители, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации: ноябрь 2016 г. – январь 2017 г.

Актуальность:

В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них.

Мы взяли для знакомства природу Подмосковья, потому что считаем, что изучение нужно начинать со своей малой родины. Дошкольники имеют небольшое представление о ней и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное. Это еще один актуальный вопрос, над которым мы работаем в данном проекте.

Запланированные нами мероприятия развивают кругозор детей, способствуют воспитанию доброго и заботливого в жизни человека, любящего все живое, родной край, свою Родину.

Цель: развивать познавательно-исследовательские и творческие способности дошкольников, накапливать знания о диких животных родного края в процессе работы над проектом.

  1. Закрепить понятие «дикое животное».
  2. Дать представление о разнообразии животного мира Подмосковья.
  3. Познакомить с наиболее распространенными дикими животными нашего края, их характерными особенностями, внешним видом, образом жизни.
  4. Познакомить с понятием «Красная Книга», животными Подмосковья, занесенными в нее.
  5. Научить анализировать, сравнивать, делать выводы, исходя из полученных наблюдений, знаний о живой природе.
  6. Использовать полученные знания о животных в продуктивных видах деятельности («Лепке», «Аппликации», «Рисовании»).
  7. Воспитывать любовь, бережное, внимательное отношение к животному миру.
  8. Развивать познавательный интерес, любознательность к природе родного края.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты:

Для детей: получение знаний о диких животных родного края, развитие интереса к малой родине, познавательной деятельности, воспитание отзывчивости, чуткости, любви к природе.

Для педагога: повышение профессионализма; внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями.

Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение в педагогический процесс, приобщение к миру природы.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный.

IV этап – проектирование.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный

Выделение проблемы : недостаточно сформированные чувства бережного отношения к природе, слабые знания детей о родном крае, диких животных наших лесов.

Планирование проекта:

1. Мониторинг детей по развитию у них познавательного интереса к животному миру.

2. Совместно с детьми определение цели проекта.

3. Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками.

4. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с воспитанниками.

5. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями детей по теме проекта.

6. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий.

II этап – основной

1. Совместная работа воспитателя, родителей и детей в создании раскладушки «Животные родного края».

2. Создание Красной книги диких животных родного края.

3. Беседа «Животные родного края».

3.Занятие на тему «Дикие животные».

4. Заучивание стихотворений: «Лиса» Т. Патракеевой, «Упрямый олененок» А. Барто; загадывание и отгадывание загадок о диких животных; составление описательных рассказов об игрушках (дикие животные) на занятиях по развитию речи.

5. Чтение рассказов и сказок о диких животных: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Д. Хармс «Храбрый еж», Е. Чарушин «Волчишко», русская народная сказка «Лиса и заяц».

6. Конкурс чтецов на тему «Мое любимое животное».

7. Рисование «Животные нашего края».

8. Лепка «Лесные жители».

9. Аппликация «В лесу» - коллективная работа.

10.Упражнение в счете животных, сравнение их по величине, расположении в пространстве на занятиях по ФЭМП.

11. Инсценировка русской народной сказки «Медведь и лиса».

13. Конструирование «Теремок для всех зверей».

14. Игры с водой «Поймай рыбку для мишки».

15. Подвижные игры: «Хитрая лиса».

III этап – заключительный

КВН «Такие разные животные».

Презентация проекта.

Рефлексия.

Совместный анализ проведенной деятельности.

Обсуждение результата, действий каждого.

Использованная литература.

1. С. Н. Николаева. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. - – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

3. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008.

5. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. Стихи и рассказы о животном мире. – М., 2005.

6. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Мир животных: дикие и домашние животные средней полосы России. – М., 2008.

7. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2007.

8. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.