Анна-Элизабет Михель (нем. Anna Elisabeth Michel, более известная как Аннелиза Михель, нем. Anneliese Michel [ˈanəˌliːzə ˈmɪçl̩]; 21 сентября 1952, Лайбльфинг, Бавария, ФРГ — 1 июля 1976, Клингенберг-на-Майне, там же) — немка, погибшая после проведённой над ней серии обрядов экзорцизма. В 17-летнем возрасте Михель пережила первый припадок, после чего у неё была диагностирована височная эпилепсия. Несмотря на проводимое лечение, состояние девушки ухудшалось, и она начала проявлять симптомы психического расстройства. Михель и её семья решили, что она одержима, и обратились к католическому священнику с просьбой произвести изгнание демонов. Обряды продолжались в течение 10 месяцев. В июле 1976 года Михель умерла от истощения и обезвоживания, вызванных её длительным отказом от потребления пищи и воды.

Биография, история и факты

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе — действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя — сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить — девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.

Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелизе указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 г., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своем приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизе было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизе, она кричала: «Убери свою лапу, она жжет как огонь!» Приступы были такими сильными, что девушку держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами она чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: «Против дьявола нет инъекции». 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: «Мама, останься, я боюсь». Это были ее последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочери. Выяснилось, что во время смерти Аннелизе весила лишь 31 кг.

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в Аннелизе, отправил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хеффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизе протестантка Ф. Гудман («Аннелиза Михель и ее демоны»), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причем все находились в Баварии — в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

После расследования, государственный обвинитель заявил, что смерть Аннелизе наступила преждевременно и девушка могла прожить, как минимум, еще неделю. На скамью подсудимых отправились четверо обвиняемых: родители Аннелизе, пастор Эрнст Альт и отец Арнольд Ренц.

Процесс начался 30 марта 1978 года и вызвал большой интерес. Священников защищала команда адвокатов, оплаченных церковью. Сторона защиты настаивала на том, что экзорцизм является неотъемлемым правом граждан, охраняемым конституцией, как и право на религиозные убеждения.

В конечном итоге подсудимым был вынесен обвинительный вердикт, и они были приговорены к 6 месяцам заключения условно.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

В 2005 году вышел фильм режиссера Скотта Дерриксона, в основу сюжета которого была положена история Аннелизе Михель, «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose),

Шесть демонов Эмили Роуз

Эта история легла в основу сюжета фильма "Шесть демонов Эмили Роуз”. Фильм режиссера Скотта Дерриксона вышел осенью 2005 года и стал самой заметной его картиной. Литературным источником фильма в свою очередь стала документальная книга антрополога Фелиситас Гудман «Изгнание дьявола из Аннелиз Михаэль». Кстати, по итогам 2006 года фильм был признан как лучший фильм ужасов и удостоин премии «Сатурн», ежегодно вручаемый Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. История Аннелизы Михель до сегодняшнего дня порождает множество вопросов. Кто-то продолжает верить, что девушка по всем признакам была одержима легионом демонов, а кто-то - что она страдала психическим заболеванием, на которое наложила свой отпечаток религиозность семьи. Но в любом случае - это предупреждение всем, кто привык легкомысленно относиться к тому, с чем шутить не стоит. Ведь дьяволу не всегда обязательно приходить на зов, чтобы заключить контракт на душу - самых страшных демонов мы носим у себя внутри...



Вызванных её длительным отказом от потребления пищи и воды.

Аннелиза Михель
Anneliese Michel
Имя при рождении Анна-Элизабет Михель
Дата рождения 21 сентября (1952-09-21 )
Место рождения Лайбльфинг , Бавария , ФРГ
Дата смерти 1 июля (1976-07-01 ) (23 года)
Место смерти Клингенберг-на-Майне , Бавария , ФРГ
Страна
Род деятельности учащийся
Отец Йозеф Михель
Мать Анна Михель
Медиафайлы на Викискладе

Судебный процесс, последовавший за этим, вызвал широкий резонанс в обществе. Как написала Die Tageszeitung 25 лет спустя, этот процесс стал одним из самых спорных в истории ФРГ . Двум священникам и родителям Аннелизы были предъявлены обвинения в преступном бездействии , приведшем к . По версии обвинения, они воспользовались доверием девушки и побудили её к отказу от лечения, что и привело к смерти. В свою очередь, защита ссылалась на Конституцию Германии , гарантирующую гражданам свободу вероисповедания . В итоге все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к 3 годам условного заключения .

История Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе фильма ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз » .

Детство

Аннелиза воспитывалась в строгости и была предана католической вере. Как сообщается, её родители были глубоко религиозны, отвергали реформы Второго Ватиканского Собора и сочувствовали экстремистским , даже сектантским католическим объединениям . Михель посещала мессу два раза в неделю, пела в церковном хоре и, как отметила The Washington Post , «пока другие дети её возраста бунтовали против власти и экспериментировали с сексом, она, пытаясь искупить грехи наркоманов и сбившихся с пути истинного священников, спала на голом полу в середине зимы» .

Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком . Аннелиза любила играть на лесопилке отца, брала уроки игры на фортепиано и аккордеоне , хорошо училась и мечтала стать учительницей начальной школы . Помимо Марты, у неё были ещё три сестры: Гертруда (род. 1954), Барбара (род. 1956) и Росвита (род. 1957). В 1959 году Аннелиза поступила в начальную школу в Клингенберге, затем в шестом классе перешла в гимназию имени Карла Теодора Дальберга в Ашаффенбурге .

Заболевание и попытки лечения

В 1968 году из-за спазма Михель прикусила язык. Уже через год появились странные ночные приступы: Аннелиза из-за дизартрии не могла шевелиться, чувствовала тяжесть в груди, иногда теряла способность говорить и не могла позвать никого из близких. В 1969 году девушка проснулась из-за затруднённого дыхания и с полным параличом тела. Семейный доктор Герхард Фогт посоветовал родителям обратиться в больницу. Была произведена электроэнцефалограмма , которая не показала какие-либо изменения в мозгу Михель. Тем не менее, у неё была диагностирована височная эпилепсия . Девушку госпитализировали в начале февраля 1970 года с диагнозом туберкулёз .

В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин , которые не принесли должного результата. Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт «лицо Дьявола» . В том же месяце ей был назначен аолепт, схожий по составу с аминазином и использующийся в лечении шизофрении и других психических расстройств. Несмотря на это, она продолжала пребывать в депрессивном состоянии. В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет «гнить в аду» .

Лечение Михель в психиатрической больнице не помогало, и она все больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала жертвой одержимости . Позднее она совершила с другом семьи Теой Хайн паломничество в Сан-Джорджо-Пьячентино . Там Хайн пришла к выводу, что Михель одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Вместе со своей семьёй Михель обратилась к нескольким священникам с просьбой провести изгнание демонов . Все они отказались и порекомендовали продолжать лечение. Как сообщили Михель, для экзорцизма необходимо разрешение епископа и абсолютная уверенность в одержимости больного.

В период между приступами Михель не подавала признаков психического расстройства и вела обычную жизнь. В 1973 году она окончила Вюрцбургский университет . Позднее однокурсники описали её как «замкнутую и крайне религиозную» . В ноябре 1975 года она успешно прошла экзамены для получения Missio canonica - специального разрешения на выполнение образовательных функций от имени церкви .

Состояние Михель ухудшалось. Она разрывала одежду на теле, ела пауков и уголь, откусила голову мёртвой птице, слизывала собственную мочу с пола . Во время припадков она говорила на разных языках и называла себя Люцифером , Каином , Иудой , Нероном , Адольфом Гитлером и другими именами . По сообщениям окружения Михель, иногда демоны даже вступали в пререкания друг с другом, и казалось, что она говорит двумя разными голосами . В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин . Высказываются мнения, что лечение было недостаточно продуманным и последовательным, в частности, дозы были слишком малы для излечения от столь серьёзного расстройства .

Точный диагноз Михель так и не был установлен. Б. Даннинг приводит в своей статье мнение, что она могла страдать диссоциативным расстройством идентичности , отягощённым шизофренией, а припадки были вызваны хроническим стрессом. Хотя психиатрия того времени была не в состоянии излечить пациентку, но в какой-то степени контролировала заболевание. Михель умерла после того, как отказалась от лечения . Католический священник и исследователь паранормальных явлений Джон Даффи опубликовал в 2011 году книгу о Михель. Он написал, что на основе имеющихся данных можно с уверенностью сказать, что Аннелиза не была одержима . Священник-иезуит и врач-психиатр Ульрих Ниман сказал по поводу инцидента следующее: «Как врач я говорю, что не существует такого явления, как „одержимость“. На мой взгляд, эти пациенты душевнобольны. Я молюсь за них, но само по себе это не поможет. Вы должны работать с ними как психиатр. Но в то же время, когда пациент поступает из Восточной Европы и считает, что он одержим дьяволом, было бы ошибкой игнорировать его систему взглядов» . Также было предположение, что, возможно, из-за фильма «Изгоняющий дьявола », который вышел на экраны в 1973 году (именно в то время, когда состояние Михель стало стремительно ухудшаться), она могла узнать о симптомах одержимости и подсознательно «настроила» себя на их проявление .

Утром 1 июля 1976 года Михель нашли мёртвой в постели. Когда Альту сообщили об этом, он сказал её родителям: «Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего» .

Как показало вскрытие, гибель Михель не была напрямую вызвана экзорцизмом . В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. Михель считала, что её смерть будет искуплением за грехи молодого поколения и отступающих от канонов священнослужителей. Она надеялась, что люди, узнав о её судьбе, поверят в Бога . На момент смерти Михель весила всего 68 или 70 фунтов (около 30 кг) при росте 166 см, страдала пневмонией , её коленные суставы были разорваны от постоянных коленопреклонений, а всё тело было в синяках и открытых ранах. В последние месяцы Михель даже не могла передвигаться без посторонней помощи . Её приходилось привязывать к кровати, чтобы она не наносила себе увечья.

По словам судьи Эймара Болендера, который вёл дело Михель, её смерть можно было предотвратить лечением даже за 10 дней до случившегося .

Суд

Обстоятельства смерти Михель были столь необычны, что следователям потребовалось два года разбирательств, прежде чем дело было передано в суд . Как позже признался прокурор Карл Штенгер, когда ему сообщили о деле по изгнанию демонов, он сначала принял это за розыгрыш со стороны коллег . Судебный процесс начался 30 марта 1978 года и широко освещался в прессе . Альту, Ренцу и родителям Михель были предъявлены обвинения в преступном бездействии , приведшем к причинению смерти по неосторожности . Адвокатом родителей выступил Эрик Шмидт-Ляйхнер , священников защищали юристы, нанятые церковью. Представители обвинения требовали штрафа или другого соответствующего наказания лишь для священников, в то время как родителей, по их мнению, следовало лишь признать виновными. Это было объяснено тем, что Михели и так понесли наказание в виде потери дочери, и до экзорцизма они в течение нескольких лет пытались помочь Аннелизе традиционным лечением .

Врачи, свидетельствовавшие на разбирательстве, сказали, что Михель не была одержима, а страдала психиатрическими проблемами, усугублёнными эпилепсией и религиозной истерией . Защита ссылалась на Конституцию Германии , гарантирующую гражданам свободу вероисповедания. Ренц сказал, что был уверен в одержимости девушки. По словам Альта, он не подозревал о том, что Михель находится в столь тяжелом состоянии, а в противном случае он бы немедленно обратился за помощью . По некоторым данным, Альт обратился к доктору Ричарду Ротху, который сказал Михель: «не существует лекарства от дьявола, Аннелиза» .

Все обвиняемые были признаны виновными, а вынесенный приговор был даже строже того, что требовало обвинение. Им было назначено наказание в виде шести месяцев тюремного заключения условно с испытательным сроком в 3 года .

Память и значение

Гибель Михель вызвала широкий резонанс в Германии и подняла вопрос о границах религиозной свободы. Многие немцы были обескуражены тем, что подобный случай мог произойти в современной европейской стране . Журналист Франц Бартель, освещавший инцидент в прессе, три десятилетия спустя сказал в интервью газете The Washington Post , что он все ещё поражён гибелью Михель и суеверностью её окружения . The Washington Post в статье от 2005 года отметила, что в настоящее время экзорцизм распространён шире, чем принято считать. Так, по данным профессора Клеменса Рихтера во Франции насчитывается до 70 практикующих экзорцистов. В прошедшем в 2005 году польском конгрессе, как сообщается, приняли участие 350 экзорцистов. Германия в этом плане составляет исключение: здесь действуют лишь два или три экзорциста, и они вынуждены совершать свои действия в тайне, пусть и с согласия епископов . Как пишет в своей статье известный скептик Брайан Даннинг, в настоящее время известны множества подобных случаев смертей после изгнания демонов .

Михель почитается у небольшой группы католиков как неофициальная святая, её могила является местом паломничества . После суда родители Михель обратились к властям с просьбой дать разрешение на эксгумацию дочери. Официальной причиной было указано то, что в спешке её похоронили в дешёвом гробу. Как позже выяснилось, монахиня-кармелитка из южной Баварии сказала Михелям, что ей было видение о нетленности останков Аннелизы. Согласно официальным отчётам, эта информация не подтвердилась. Впоследствии Альт заявил, что им не позволили лично присутствовать на эксгумации. После этого останки Михель были перезахоронены в дубовом гробу с оловянной отделкой . Также рядом с кладбищем отец Аннелизы возвёл небольшую часовню в память о дочери; родители девушки ходили туда молиться в течение всей жизни . Йозеф Михель умер в 1999 году. Мать Михель в 2005 году сказала в интервью, что не жалеет о проведённом экзорцизме и по сей день считает, что её дочь была одержима и умерла, искупая чужие грехи . В Клингенберге о Михель стараются не говорить, считая её смерть чёрной и постыдной страницей в истории города .

После смерти Михель группа немецких богословов сформировала комиссию по изменению обряда экзорцизма, и в 1984 году они обратились с соответствующими предложениями в Ватикан. Было предложено убрать те места, где экзорцист обращается непосредственно к дьяволу. Как следовало из аргументов членов комиссии, такая форма обращения может ещё больше убедить психически нездорового человека в собственной одержимости. На принятие решения ушло 15 лет. Обновлённое описание обряда отличалось значительными изменениями, но наиболее радикальные из предложенных изменений не были приняты .

На основе истории Михель были сняты три фильма: «Шесть демонов Эмили Роуз », «Дневник изгоняющего дьявола» и «Реквием » . В роли Михель снялись Дженнифер Карпентер , Николь Мюллер и Сандра Хюллер соответственно.

Брайан Даннинг резко раскритиковал подобные картины:

Кинематографисты эксплуатировали эти жертвы не только чтобы создать «Изгоняющего дьявола », но и множество других плёнок-подражателей, снятых на основе историй конкретных лиц, в том числе Аннелизы. Каждый раз, когда голова Линды Блэр дёргалась, или она плевалась зелёной рвотой, мы смеялись и хорошо проводили время в кинотеатре. «…» Эти жертвы зачастую тяжелобольные люди - у них могут быть медицинские или психиатрические проблемы, которые нуждаются в лечении - они не заслуживают ни подвергаться пыткам, ни быть убитыми по неосторожности, ни того, чтобы их испытание прославили как своего рода страшилку поп-культуры .

В 2013 году дом, где проводились обряды, сгорел. Это возродило интерес к делу Михель и способствовало появлению новых спекуляций относительно его паранормального характера .

Примечания

  1. , p. 20.
  2. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000

В 1969 г. семнадцатилетней немке Аннелизе Михель врач поставил диагноз "эпилепсия", хотя электроэнцефалограмма ничего не показала. Лишь после смерти Аннелизы в 1976 г. всплыл ряд странностей, и то благодаря не менее странному судебному процессу. Несмотря на то, что вскрытие также показало отсутствие признаков эпилепсии в мозге и смерть от обезвоживания и истощения, виновными продолжали быть двое священников и родители Аннелизы, которых не допустили к эксгумации. Что же заставляло Аннелизу крушить священные реликвии, крутить головой вправо-влево с быстротой сменяющихся кадров и есть пауков, мух и уголь?

Религиозная семья

Аннелиза Михель родилась 21 сентября 1952 г. в баварском Лейблфинге, но воспитывалась в Клингенберге-на-Майне этой же земли, которая тогда тоже входила в состав ФРГ. Имя девочки было сочетанием двух имён - Анны и Элизабет (Лизы). Консервативные родители Анна Фюрг и Йозеф Михель были колоритным исключением в Германии, но обычным делом в католическом бастионе Баварии. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель считалась за образец.

Странные приступы

Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма укусила себе язык. Через год начались непонятные ночные приступы, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии - утраты способности говорить - не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр.

После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой измотанной, что не нашла сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис. В 1969 г. девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру.

27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулёз и в начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизу перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г.

В Миттельберге Аннелиза во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки.

По свидетельству самой девушки, ей стало казаться, что она одержима лет в 13. Первой, или по-крайней мере одной из первых, кто понял, что с Аннелизой что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая девушку во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелиза обошла стороной какое-то изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.

Попытки экзорцизма

Четыре года лечения, куда входило принятие антиконвульсантов типа центропила и тегретала, ничего не дали. К слову, 15 ноября 1972 г. на генеральной аудиенции, посвящённой духовной борьбе Церкви с дьяволом, Папа Павел VI заметил: "...присутствие Лукавого иногда бывает весьма очевидным. Мы можем предположить, что его злодеяние - там, где... ложь становится сильной и лицемерной в обличии очевидной правды (...) Легко задаться... вопросом "какое средство, какую меру мы должны использовать против действий дьявола?", однако на практике всё сложнее".

Летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости (лат. infestatio), экзорцизм не может быть проведён. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ.

В это время поведение Аннелизы изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья и делать в день до 400 приседаний. А однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня гавкала как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда та вышла из-под стола как ни в чём ни бывало.

Однако это оказалось временным и позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству. 16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был так называемый Римский Ритуал ("Rituale Romanum"), разработанный ещё в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 гг., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому же совершил убийство в своём приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизой было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд состоялся в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, та кричала: "Убери свою лапу, она жжёт как огонь!" Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами девушка чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

Смерть

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы сказал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: "Против дьявола нет инъекции". 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: "Мама, останься, я боюсь" ("Mutter bleib da, ich habe Angst"). Это были её последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочки. Выяснилось, что к этому времени Аннелиза весила лишь 31 кг.

Судебный процесс

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг.

Глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 63% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизы протестантка Фелиситас Гудман ("Аннелиза Михель и её демоны"), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агенство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причём все находились в Баварии - в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

Шесть демонов Эмили Роуз

Эта история легла в основу сюжета фильма "Шесть демонов Эмили Роуз”. Фильм режиссера Скотта Дерриксона вышел осенью 2005 года и стал самой заметной его картиной.

Литературным источником фильма в свою очередь стала документальная книга антрополога Фелиситас Гудман «Изгнание дьявола из Аннелиз Михаэль». Кстати, по итогам 2006 года фильм был признан как лучший фильм ужасов и удостоин премии «Сатурн», ежегодно вручаемый Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.

История Аннелизы Михель до сегодняшнего дня порождает множество вопросов. Кто-то продолжает верить, что девушка по всем была одержима легионом демонов, а кто-то - что она страдала психическим заболеванием, на которое наложила свой отпечаток религиозность семьи. Но в любом случае - это предупреждение всем, кто привык легкомысленно относиться к тому, с чем шутить не стоит. Ведь дьяволу не всегда обязательно приходить на зов, чтобы на душу - самых страшных демонов мы носим у себя внутри...

Аннелиза Михель (Anneliese Michel) родилась в 1952 году в Баварии (Leiblfing, Bavaria, West Germany). Семья ее была католической, и девочка с детства аккуратно ходила в церковь и даже пела в церковном хоре. В 16 лет у нее внезапно случился сильный припадок с судорогами, а вскоре Аннелизе поставили диагноз – эпилепсия. В 1973-м Аннелиза была студенткой Вюрцбургского Университета (University of Würzburg), и позднее ее однокурсники говорили, что была она девушкой замкнутой и очень религиозной. Но еще до того у Аннелизы начали происходить весьма неприятные и необъяснимые изменения в здоровье и психике. Так, в 1970-м она попала в психиатрическую лечебницу, она сильно страдала и жаловалась на то, что видит лицо дьявола. Примерно тогда же у нее внезапно развился плеврит и туберкулез.

Лечение мало помогла Аннелизе – вскоре она снова начала жаловаться на дьявола, а также слышала голоса, которые твердили ей, что она будет "гнить в аду". Очень скоро Аннелиза, которая была уже в постоянном состоянии депрессии, начала избегать священных символов, в том числе обходила стороной распятие.



Родные Аннелизы очень беспокоились за нее, и когда они поняли, что ни терапевты, ни психиатры ей не помогут, то пригласили к ней священника.

Поведение ее стало просто невозможным в 1974 году – Аннелиза временами просто выходила из себя, калечила сама себя, объявляла голодовки и даже кусала своих родных. Она гавкала по-собачьи из-под стола, рвала на себе одежду, пила собственную мочу и ела насекомых, а как-то раз сделала попытку броситься с моста. Позднее она призналась, что именно это ей нашептал дьявол.

Обеспокоенные родители пришли к выводу, что Аннелиза и вправду одержима дьяволом. Так, помочь ей могла только церковь. Они пригласили священника, который начал проводить обряды экзорцизма. На Аннелизу тогда уже было страшно смотреть – она исхудала, одичала и была очень больна физически. Тем не менее девушка стойко переносила сеансы и желала исцелиться. Таких сеансов было проведено не менее 70, длились они по несколько часов и иногда Аннелизу держали во время ритуалов втроем.

Иногда у нее наступали просветления, и она даже ходила на учебу, однако ни о какой стабильности речи все же не шло.

После одного из обрядов экзорцизма Аннелиза умерла, произошло это 1 июля 1976 года. Скончалась девушка во сне, к тому моменту она была страшно измождена и весила всего около 30 кг.

Сразу же было предъявлено обвинение священнику Эрнсту Альту (Ernst Alt), который проводил обряды, а также его коллеге Арнольду Ренцу (Arnold Renz). Обвинители утверждали, что девушка умирала на глазах священников, и предотвратить ее смерть можно было еще за неделю. Убийство по небрежности – именно так звучало обвинение и к представителям церкви, и к родным Аннелизы.

Лучшие дня

Во время процесса священники настаивали на одержимости девушки дьяволом, врачи же утверждали, что это было всего лишь душевное нездоровье – эпилепсия плюс депрессия, которые наложились на строгое религиозное воспитание. Родители и священники были признаны виновными, однако многие стороны этого непростого случая так и остались тайной.

Ответа на вопрос, была ли Аннелиза Михель одержима дьяволом или нет, нет и по сей день. Одни уверены – да, была, другие находят более рациональное объяснение ее поведению с чисто медицинской точки зрения.

А в массовой культуре имя немецкой девушки Аннелизы Михель стало ассоциироваться с одержимостью, экзорцизмом, обрядами. История Аннелизы стала сюжетом нескольких фильмов – "The Exorcism of Emily Rose", "Requiem" и "Anneliese: The Exorcist Tapes".

Когда в 2013 году в доме, где когда-то жила Аннелиза, вспыхнул пожар, многие немедленно приписали это проискам дьявола, другие же благоразумно назвали это случайностью.

Рассказывают, что в 23-летнюю студентку из Клингенберга Аннелизу Мишель вселились шесть демонов, которые не хотели ее отпускать. За девять месяцев Аннелиза прошла через 67 ритуалов по изгнанию. Когда это не помогло, девушка предпочла уморить себя голодом. В 1976 году она заставляла себя отказаться от пищи, думая, что голод поможет ей избавиться от дьявола. Когда она умерла, ее вес составлял всего 31 килограмм. «Мама,- сказала она перед самым концом,- я боюсь».

Аннелиз Мишель (Аnneliese Мichel) родилась в 1952 году в маленьком городке Баварии – Leiblfing, получила традиционное католическое образование, её жизнь ничем не отличалась от других детей благополучного мира…Пока однажды не попала в больницу со странными симптомами…

Она “корчила рожи” , слышала «голоса», издавала противно-хрипящие звуки…Между приступами она жалобно умоляла врачей ей помочь…Однако врачи никак не могли взять под контроль её состояние, которое они связывали с эпилепсие
В начале 1973 родители решили обратиться к католической церкви, чтоб молитвой исцелить дьявольщину в девушке. Церковь обратила внимание, что девушка употребляет психотропные препараты, которые ей выписали доктора, поэтому изгнание затруднительно.

В 1974 нашёлся священник, который взялся изгонять беса из Аннелиз Мишель, но вышестоящие религиозные инстанции запретили это делать…

К этому моменту у Аннелиз началось обострение болезни – она начала более активно оскорблять своих членов семьи, драться, кусаться… Она отказывалась употреблять пищу, мотивировав тем, что Сатана не разрешает ей делать этого…Она спала только на полу, почти все дни она проводила в рычании и криках, и при удобном случае разрушала церковные символы, разрывала иконы и ломала кресты…
В 1975 священник решил всё-таки провести процесс изгнания дьявола по романскому обряду.

На одной из молитв Аннелиз призналась, что ею обладают несколько бесов: Lucifer, Judas Iscariote, Neron, Cain, Hitler, Fleischmann(франкийский монах падший во власть сатаны в 16 веке).

Весь 1975 год Аннелиз Мишель проходила курс молитв очищения от дьявола один или два раза в неделю, иногда её состояние ухудшалось – в этот момент требовались усилия как минимум трёх мужчин, чтобы сдержать её агрессию против своих родственников, но в целом она могла продолжать нормальную жизнь.

Иногда она наносила себе увечья, конечности её сводила судорога, которая способствовала частичной парализации ног…Последний кризис наступил 30 июня 1976… Аннелиз была больна пневмонией, в какой-то момент у неё начались судороги, лицо вытянулось, но она не потеряла сознание и до последнего вздоха понимала, что происходит с ней. Она умерла терпя невыносимые муки…

>Во время её лечения мать и родственники смогли записать более 40 кассет с эксорсизацией…

После смерти Аннелиз прокурор начал расследование и предъявил обвинения двум священникам, которые проводили обряд, базируясь на диагнозе медиков, которые утверждали, что Аннелиз страдает психотиком и эпилепсией…Родители девушки и два священника получили 6 месяцев тюрьмы.

При дальнейшем прослушивании и экспертной оценке кассет другими священниками, практикующими изгнание дьявола было установлено, что на пленке записаны дебаты-споры двух дьяволов, которые мучили Аннелиз Мишель, и ссорились по поводу того, кто первый должен покинуть тело девушки…Эта история легла в основу сюжета фильма “Шесть демонов Эмили Роуз”… Фильм режиссера Скотта Дерриксона вышел осенью 2005 года и стал самой заметной его картиной. Литературным источником фильма в свою очередь стала документальная книга антрополога Фелиситас Гудман “Изгнание дьявола из Аннелиз Михаэль”.й…