Название Сочельник происходит от слова «сочиво» (пшеничные зёрна, размоченные соком из семян). Сочивом было принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. В Сочельник по окончании литургии и на вечерней службе в центр храма выносят свечу, и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Как проходит церковная служба в Рождественский Сочельник?

Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба) продолжается приблизительно три часа. Потом служат литургию, а после богослужения наступает празднование Рождества. Люди приветствуют друг друга словами «с Рождеством Христовым» или «с праздником». Если Сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то праздничную всенощную служат в пятницу. В сам Сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а на Рождество в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Как постятся в канун Рождества Христова?

Согласно церковному уставу, Типикону, пост предписан до конца вечерни. Те, кто причащается на ночной литургии, по церковной традиции должны воздержаться от приёма пищи не менее шести часов до причастия. В Сочельник принято воздерживаться от пищи до появления первой звезды. Обычай поститься «до первой звезды» связан с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. Согласно Евангелию от Матфея, звезда известила волхвов о рождении царя Иудейского. Звезда ознаменовала Рождество Иисуса, её принято называть «звездой Рождества» и Вифлеемской — по месту Его рождения.

Традиции Сочельника

Согласно русским традициям, в Сочельник вся семья постилась, и только с первой звездой все садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья, а также компот (узвар) или кисель; в зажиточных семьях стол украшал и фигурный мармелад. В некоторых регионах существует традиция выпекать к празднику фигурки животных. С вечера, ближе к полуночи, начиналось колядование с песнями и колядками.

Что такое вертеп?

Рождественский вертеп (первоначальное значение — пещера, потаённое место) — это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.). В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён «вертепный театр» — народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров. Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа — ясли с младенцем Иисусом, а главные персонажи — праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).


Традиции празднования Рождества

  • Как украсить дом на Рождество

Желательно, чтобы в квартирах присутствовала рождественская символика: Вифлеемская звезда, ангел и вертеп. В виде звезды можно сделать елочные украшения, а ангелов проще простого вырезать из бумаги и обклеить блестками и украсить лентами. С вертепом сложнее. В былые времена в семьях из разных материалов делали пещеры, в которых располагали фигурки Святого семейства и животных, а у входа - пастухов и волхвов. Сегодня можно использовать упрощенный вариант. Корзина покрывается еловыми ветками, а внутрь ее ставится икона Рождества.

  • Проведите Рождество с близкими

Ровно в полночь с 6 на 7 января во всех православных храмах начнутся торжественные богослужения. А весь день 7 января принято проводить с близкими, преподносить им подарки. Рождественской традицией считается - милосердие. Можно посетить больного человека, угостить соседку почтенного возраста или ребятишек из многодетной семьи.

  • Дарите подарки на Рождество со смыслом

Задумываетесь, что подарить на Рождество... Помните, Рождество Христово - праздник, напоминающий о самом главном в жизни человека: о Боге, вере, любви. Подарки, которые преподносятся близким, принято подбирать с духовным смыслом. Это может быть, например, книга, которая поможет человеку найти ответы на важные жизненные вопросы. Впрочем, любой подарок можно дополнить, вложив в него доброе поучение из духовной книги. Кроме того, хорошим подарком на Рождество будут нарядно оформленные сладости. А детям - игрушки.

  • Рождественский стол

Рождественские блюда отличаются необычностью и сложностью в приготовлении. Если вы решаете, что приготовить на Рождество, возьмите на заметку блюда, которы готовили наши предки. Вот несколько рецептов традиционных блюд и напитков, которые стоит приготовить на Рождество. Приготовив эти блюда, вы получите Рождественское меню в русском стиле.

Что приготовить на Рождество

На Руси практически не готовили салаты, на закуску зимой подавали соленья: грибочки с луком, квашеную капусту, моченые яблоки... И конечно, различные пироги — с рыбой, с мясом, с грибами.

Пирог Рыбник на Рождество

1 упаковка дрожжевого теста
500 г рыбного филе
2 ст.л. сливочного масла
Соль, перец

Как приготовить на Рождество пирог - рыбник:
1. Тесто разморозить и раскатать (можно использовать и самодельное дрожжевое тесто, тогда поладобится около полкило).
2. Разрезать пласт пополам. На одну половину выложить рыбу целиком.
3. Посолить, поперчить, накрыть вторым пластом, защипнуть края и запечь в духовке.
4. Рыбный Рождественский пирог очень вкусен и горячим, и холодным.

Сочень с пшенной кашей на Рождество

2 стакана муки
1 стакан молока
Соль
2 ст.л. сливочного масла
Начинка:
1 стакан пшена
2 стакана воды
2 стакана молока
2 ст.л. сливочного масла
Сахар, соль

Как приготовить на Рождество Сочень:
1. Смешать ингредиенты для теста, замесить его.
2. Разделить тесто на шарики и раскатать из каждого тонкую лепешку. Чтобы лепешка была ровной, можно обрезать края ножом.
3. Обжарить лепешки на сухой сковороде.
4. Сварить пшенную кашу. Сначала надо варить в воде, а потом добавить молока. Положить в кашу масло, соль и сахар. Можно кашу потомить немного в духовке.
5. Растопить сливочное масло, смазать им готовые лепешки, положить на них начинку и свернуть пополам.

Рождественский гусь с кислой капустой

1 небольшой гусь
800 г капусты
4 луковицы
0,5 ст. л. тмина
соль
масло

:
1. Гуся вымыть, натереть снаружи и внутри солью и тмином.
2. Кислую капусту потушить с маслом и луком в кастрюле, под крышкой.
3. Нафаршировать гуся этой капустой и жарить на противне, налив на него немного бульона и поливая им гуся. Потом вытопится гусиный жир — будете поливать им. Больше рецептов приготовления гуся в духовке смотрите по ссылке.

Жаркое из лося или кабана

1,5 кг мяса лося или кабана
150 г свиного сала
2 стакана сметаны
1 ст.л. сливочного масла
2 ст.л. муки
1,5 стакана уксуса
1 л воды
2 большие луковицы,
3 лавровых листа
8-10 горошин перца, соль по вкусу

Как приготовить на Рождество жаркое из лося и кабана:
1. Воду довести до кипения вместе с приправами, снять с огня и добавить уксус.
2. Мясо вымыть, очистить от жил, нарезать крупными кубиками и положить в маринад. Оставить на 2-3 дня.
3. Вынуть мясо из маринада, обсушить, нашпиговать салом, посолить и посыпать мукой.
4. Разогреть масло, обжарить в нем мясо до корочки. Переложить в кастрюлю или порционные горшочки.
5. В сковороду вылить стакан воды, дать закипеть и вылить к мясу. Добавить туда же сметану и ложку муки.
6. Добавить к мясу нарубленный лук, закрыть крышкой и томить на медленном огне или в духовке до готовности.

Свиная грудинка, фаршированная капустой и яблоками

В старину подавали кашу со свиными ножками, но мы предлагаем сделать к гречневой каше грудинку с капустой и яблоками. Получится очень сочно.

800 г свинины
400 г капусты
5 яблок
1 ст. л. сливочного масла
1 луковица
Соль и перец

Как приготовиь на Рождество свиную грудинку:
1. Нашинковать свежую капусту, посолить, отжать. Добавить в капусту кислые, мелко нарезанные яблоки, масло, перемешать.
2. Свиную грудинку вымыть, перерубить в нескольких местах косточки, прорезать ножом большое отверстие между костями и мясом.
3. Положить туда подготовленный фарш, зашить, поместить на сковороду или противень, посыпать мелко рубленым луком, подлить 3 столовых ложки воды и жарить в духовке, разогретой до 200 С, до готовности.

Козюли (фигурные пряники)

1 кг муки ржаной муки
1 стакан мёда
2 стакана сахара
2 стакана воды
100 г сливочного масла
Корица и гвоздика на кончике ложки

Как приготовить на Рождество козюли:
1. Смешать мед, сахар и воду. Кипятить их до темно-коричневого цвета и густоты сиропа.
2. Немного остудить, длобавить масло, пряности и муку. Перемешать и вынести на холод на пару часов.
3. Можно накатать из теста жгутов и из них сделать фигурки, а можно толсто раскатать тесто и вырезать фигурки по трафарету или формочками.
4. Выпекать в горячей духовке 10-12 минут.

Суфле, заварное по-русски

500 г любых ягод
½ стакана воды
2 стакана сахара
5 белков

Как приготовить на Рождество суфле:
1. Из ягод сделать пюре, добавить воду и поварить.
2. Добавить сахар (примерно столько же, сколько получилось пюре).
3. Взбить белки в крутую пену. Добавить к пюре.
4. Выложить пюре в формочки для запекания, поставить на 30 минут в не сильно нагретую духовку.
5. Сервировать по желанию, можно украсить целыми ягодами и листиками мяты.

Сбитень

Для приготовления сбитня вам понадобятся:

5 л воды
250 г меда
700 г варенья
По 1 ч.л. пряностей (корица, имбирь, гвоздика, кардамон)

Как сварить сбитень на Рождество:

1. Воду вскипятить, добавить в нее мед, варенье и поварить 10 минут. Перемешать.
2. Добавить пряности и варить еще 10 минут.
3. Подавать сбитень нужно горячим.

Гадания на Рождество и Святки

Рождество - один из самых светлых и торжественных праздников в христианстве. Считается, что праздновать его нужно в кругу семьи, среди близких и друзей. Помимо застолья, в этот праздник обычно занимаются гаданием. Это очень интересное занятие, в котором могут принять участие даже дети.

Две недели зимних каникул совпадают со Cвятками, которые начинаются 6 января и заканчиваются 19 января, когда православный мир отмечает Крещение. Предки были уверены, что Святки - лучшее время для того, чтобы узнать будущее. В любой из этих дней гадание считается наиболее верным, пророческим.

Приведем примеры наиболее интересных гаданий для детей, которые разнообразят святочные вечера. Кроме того, многие гадания еще и полезны для детей - они развивают фантазию, а также умение считать и читать.

  • Рождественское гадание с рисовыми зернами

Наполните миску рисом. Задайте про себя вопрос или загадайте желание и опустите ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число - отрицательный ответ, нечетное - положительный.

  • Рождественское гадание с мандаринами

Для этого гадания понадобится столько мандаринов, сколько человек хотят узнать будущее. Каждый ребенок загадывает желание или задает вопрос, ответить на который можно только словами «да» или «нет». После этого все очищают свой фрукт и считают количество долек. Если их окажется четное число, значит, желание исполнится, нечетное число говорит о том, что пожелание исполнится спустя какое-то время.

  • Рождественское гадание по Священной книге

Для этого гадания нужно взять книгу и, не раскрывая ее, загадать вслух номер страницы и строчку сверху или снизу. Затем следует открыть страницу и прочитать текст на загаданной строчке - он и является рождественским пророчеством. Если строчка будет мало напоминать мистическое предсказание, родителям придется придумать, что бы оно значило на самом деле. Ведь малыш не должен остаться расстроенным.

  • Рождественское гадание со скорлупой грецкого ореха

Приготовьте широкую чашу и налейте в нее воды. По краям чаши прикрепите написанные на бумажках слова: «удача», «счастье», «богатство», «неожиданное знакомство», «путешествие», «перемены в жизни», «приятная неожиданность», «выигрыш». Скорлупки от грецкого ореха по числу участников запускают в плавание. Чтобы различать скорлупки, в них можно поставить разноцветные свечки для торта. После того, как все скорлупки окажутся на воде, участники осторожно начинают дуть на них, стараясь не опрокинуть. Перевернувшиеся скорлупки выбывают из гадания. К какой надписи пристанет кораблик - то и произойдет у ребенка в наступившем году.

  • Рождественское гадание на будущее по льду

В миску или блюдце нужно налить воду и выставить ее на мороз в рождественскую ночь. Когда настанет утро, внимательно изучите с ребенком лед: если он вздыбился - предстоящий год будет добрым, если застыл ровно - год будет спокойным, если волнами пошел - предстоит и счастье, и небольшие неприятности.

  • Гадание с воском на домового

Это гадание подойдет для самых маленьких. Сначала нужно показать детям картинки, на которых изображен домовой, рассказать про его характер. Расскажите о традициях: домового задабривали, выставляя ему на ночь пищу, а при переезде в другое жилище заманивали его в старый башмак, чтобы забрать с собой, ведь это существо издавна считалось защитником дома.

Для гадания нужно взять небольшое блюдце, налить туда молока или воды и поставить около порога. Затем в металлической посуде следует растопить свечу, приговаривая при этом: «Домовой, хозяин дорогой, приходи поскорей, молока попить, о судьбе поговорить». Растопленный воск нужно залить в холодное молоко, а затем определить, какая фигура получилась. Каждой фигурке можно приписать какой-либо скрытый смысл: звезды - к интересным событиям и праздникам, крест - к печали, цветок - к радости, животное - к появлению нового друга, линии - к путешествиям. Виноград из воска означает удачу и счастье в наступившем году, гриб пророчит здоровье и долголетие, дракон - исполнение желаний и достижение всех целей. Силуэт месяца предсказывает получение прибыли, колокольчика - хороших новостей, лист предупреждает о завистниках и недоброжелателях.

Помните о том, что во время святочных и рождественских гаданий вместе с детьми во всех предсказаниях нужно искать только положительный смысл.

Ответ редакции

День Рождества Христова установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Рождество Христово — великий двунадесятый праздник. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями», или «святками».

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).

Народные традиции празднования в России

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Фрагмент «Крызовых ясличек». Фото: Commons.wikimedia.org / Hvar

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

История праздника в России

Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с «воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.

В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. «Рождественская» ёлка в современной России стала «новогодней», подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.

Как и во всем мире, немцы очень любят праздновать Рождество. Эта красивая старинная традиция имеет огромное значение для верующего человека. В разных странах светлый праздник Рождества отмечают по-своему, каждый народ привносит в его празднование свои национальные черты. И очень важно знать, как проходит Рождество в Германии, если вы решили провести рождественские каникулы именно в этой стране.

Ожидание Сочельника


Подготовка к Рождеству в Германии начинается задолго до наступления ночи с 24 на 25 декабря. В городах и деревнях уже в конце октября начинаются первые приготовления к празднику, но все же основная подготовка приходится на декабрь месяц. Святой вечер Heiligabend отмечается 24 декабря.

Время Адвента



Время Adventszeit – это период ожидания Сочельника и подготовки к празднованию Рождества.

Всего существует четыре «Адвента», то есть четыре декабрьских воскресенья, которые предшествуют Рождеству. Слово «Адвент» означает «Ожидание» или «Прибытие». Именно с первого «Адвента» начинается католический церковный год. Раньше во время «Адвента» соблюдался пост, но современные немцы уже не придерживаются этой давней традиции. Дни «Адвента» – счастливое время для всех, кто искренне верит в чудесную историю Рождества.



В ознаменование начала «Адвента» в большинстве семей Германии вручную изготавливается Adventskranz – «Венок Адвента» из веточек вечнозеленых деревьев. Этот венок с любовью украшается нарядными красными и зелеными лентами, собранными в лесу сосновыми шишками, и главное – четырьмя свечами, которые являются символами каждой недели «Адвента». При подготовке к Рождеству важную роль играют любые детали. Например, свечи на венке должны быть определенных цветов: три фиолетового цвета (их зажигают во время первого, второго и четвертого «Адвентов») и одна розового цвета (предназначена только для третьего «Адвента»). Каждое воскресенье декабря в немецких семьях под рождественские песнопения и гимны традиционно зажигается одна свеча на венке.


Немецкие ребятишки просто обожают время «Адвентов». В эти дни в каждой семье родителя дарят детям Adventskalender (специальный «Календарь Адвента») – красочную картонную коробку, которая похожа на довольно большую книгу с 24 прорезями-дверьми (по числу дней с 1 по 24 декабря). За дверцами календаря, в углублениях находятся вкусные сладости, как правило, это нежный молочный шоколад, который так обожают все дети. В течение 24 декабрьских дней каждый немецкий ребенок с замиранием сердца открывает очередную пронумерованную дверцу и достает желанное лакомство. А в некоторых календарях к радости детишек рядом с шоколадом находятся и маленькие игрушки.

Рождественская елка



Упоминание о Tannenbaum впервые было записано в 1605 году в Страсбурге, в нем говорилось о том, что люди устанавливают в своих домах рождественские елки. Елочными украшениями служили сделанные из цветной бумаги розы, фольга, вафли, яблоки и даже сахар. С тех пор рождественская елка Tannenbaum и стала традиционной. В некоторых областях Германии есть необычный рождественский обычай: 26 декабря принято ходить в гости к друзьям для того, чтобы похвалить их красиво украшенные рождественские елки. Эта традиция называется Christbaumloben, что в переводе означает «Хвала рождественской елке». Хозяин гостеприимного дома всегда с радостью наливает стаканчик бренди другу, восхваляющему его елку.

Рождество в Германии – красивый семейный праздник. Именно 25 декабря большинство немцев собираются за дружным семейным столом. Многие берут отпуск на время рождественских праздников, чтобы навестить родителей или родственников. Это – добрая давняя традиция, когда люди пусть ненадолго, но забывают о возникших в повседневной жизни разногласиях, прощая друг другу обиды и от души радуясь тому, что могут наконец-то спокойно провести время в уютном семейном кругу.

Начало: Богослужение Рождества Христова – рассказ Николая Державина, вот уже 20 лет комментирующего телетрансляции праздничных богослужений.

Божественная Литургия

Патриарх направляется к кафедре, чтобы приступить к совершению – главной и важнейшей церковной службы. Слово Литургия переводится с греческого как «дело всего народа», «общее дело».

Церковь выбрала такое название для общей молитвы, потому что оно лучше всего выражает мысль о том, что эта молитва является делом всего церковного народа, преодолевая расстояния, границы и времена, и где каждый человек может непосредственно приобщиться к Богу.

Во время Литургии совершается таинство Причащения: хлеб и вино силой и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и преподаются верующим для причащения, во оставление грехов и в жизнь вечную. Во время Литургии Богу приносится жертва благодарения, поэтому она также называется , что в переводе с греческого означает «благодарение». Литургия есть центр жизни любого христианина, а духовно подготовить нас к нему призвано всенощное бдение.

Старший из сослужащих Патриарху священнослужителей, Евангелием совершает знамение креста и произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Благословенно Царство… Царство Небесное начинается уже здесь, на земле, для тех, кто приобщается к вечной жизни через веру, принятие святых Тайн Тела и Крови Христовых, через жизнь по заповедям Евангелия.

За возгласом следует великая или мирная ектенья. Великой она называется по большому числу содержащихся в ней прошений. Мирной – по начальным словам первого прошения: «Миром Господу помолимся». Это означает: будем молиться в мирном состоянии духа, примирившись со всеми. Прошения мирной ектеньи, произносимые архидиаконом от имени всех, собравшихся в храме, обнимают собой все насущные нужды человека, прежде всего, духовные. Хотя Церковь не забывает и о простых, житейских заботах человека.

В эту рождественскую ночь мы присоединяем наши молитвы к звучащим сейчас в храме прошениям мирной ектеньи. Духовный опыт Церкви свидетельствует об особой силе такой общей, соборной молитвы христиан. Сейчас Церковь возносит свою молитву о мире всего мира, о благостоянии православных Церквей-сестер, о нашей стране, ее властях и воинстве, о Патриархе и о сослужащих ему епископах, о нашем Первопрестольном граде, о тех, кто испытывает страдания, кто болен, о тех, кто оказался во вражеском плену. Не забудем о них сегодня.

Великая ектенья завершается возгласом священнослужителя. После этого хор начинает пение антифонов . Всех антифонов на Литургии – три, это псалмы 101, 111, 109. По завершении первого антифона следует малая ектенья, представляющая собой сокращенный вариант ектеньи великой или мирной. Во время пения антифонов к стихам псалмов присоединяются особые праздничные припевы: спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуйя – Сыне Божий, родившийся от Девы, Спаси нас, поющих Тебе Аллилуйя.

Патриарх совершает умовение рук – символическое действие, которое напоминает о том, что и к великому таинству евхаристии следует приступать с очищенной совестью и чистым сердцем.

Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне» , который напоминает о том, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключается в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своей смертью на Кресте победившего смерть. Гимн был составлен византийским императором Юстинианом Великим, славянином по происхождению, жившим на рубеже V-VI веков.

После второго антифона вновь звучит малая, состоящая из трех прошений ектенья. Приближается момент малого входа, который исторически сложился как начало Литургии, когда в храм вносили Евангелие и Священные сосуды, хранившиеся в другом месте вне храма, а символизирует он шествие Иисуса Христа на проповедь Евангелия. До этого момента, с самого начала Литургии, Предстоятель все время находится на возвышении на середине храма, которое сейчас иногда называется кафедрой, а в древности называлось амвоном.

Во время исполнения третьего антифона, который состоит из пения стихов псалма и тропаря Рождеству Христову, духовенство, кроме Патриарха и сослужащих ему архиереев, удаляется в алтарь. В алтаре архидиакон берет с престола Евангелие и через северные боковые двери направляется к патриаршей кафедре. Торжественная процессия останавливается на середине храма, перед иконой праздника. Патриарх прикладывается к Евангелию. Архидиакон возглашает стихи из псалтири, которые называются входными потому, что произносятся во время малого входа в дни великих праздников. В праздник Рождества Христова это стихи: «Из чрева прежде денницы родих Тя: клятся Господь и не раскается». «Ты – Иерей вовек по чину Мелхиседекову». Эти стихи относятся к числу ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Взирая на Евангелие, священнослужители поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны (нас), Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти аллилуйя».

Во время пения Патриарх осеняет собравшихся трикирием и дикирием, а затем направляется в алтарь и, остановившись на амвоне, вновь благословляет молящихся.

Три свечи трикирия и две дикирия имеют свою символику. Это исповедание догмата о Святой Троице и о Богочеловечестве Иисуса Христа, двух природах или ипостасях – Божественной и человеческой – в единой личности Спасителя. Совершая крестное знамение, мы выражаем ту же истину. Три пальца вместе – символ Святой Троицы, два, прижатых к ладони, – символ Иисуса Христа. Приложившись к иконам на Святых вратах, святейший Владыка входит в алтарь и совершает каждение престола, на котором будет совершено принесение Бескровной Жертвы. Затем Патриарх совершает каждение всего алтаря.

– часть храма, отгороженная от остального пространства иконостасом. Само слово в переводе с латыни означает «высокий жертвенник». В алтаре находится престол, который является местом особого присутствия Божия.

Под пение «Исполла эти дэспота», что в переводе это значит «на многая лета, владыка», Патриарх совершает каждение иконостаса и молящихся. Исполнение песнопений на греческом языке, которое обычно бывает при архиерейских служениях, – дань исторической традиции. До середины XV века Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой и многие ее предстоятели были греками по происхождению.

Патриарх в алтаре начинает чтение так называемых «тайных молитв » или анафоры. Слово анафора означает возношение. Называются эти молитвы так, потому что во время их чтения возносятся Святые Дары, а «тайными» называются, потому что в это время совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя. Есть мнение, что они так называются также потому, что не произносятся вслух, громко, а читаются вполголоса. Мы расскажем об их основном содержании.

В настоящей молитве Патриарх просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и Серафимами, принять и от нас, грешных и несовершенных людей, трисвятую песнь – ангельское пение, совершаемое у Престола Божия; молится о прощении наших согрешений, а также о том, чтобы вся наша жизнь была посвящена служению Богу.

Духовенство в алтаре поет кондак Рождества Христова. Наступает время Трисвятого, но сейчас мы услышим другое песнопение, которое исполняется вместо Трисвятого в определенные дни церковного года: на Рождество Христово, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, в и . Это песнопение «Елицы во Христе крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Оно напоминает о древнем обычае принимать таинство Крещения, которое свершалось в указанные нами праздничные дни. Это песнопение содержит призыв, обращенный к новокрещенным. Смысл его: принявшие святое таинство крещения должны теперь верой и добрыми делами облечься во Христа.

Патриарх с дикирием в правой и с крестом в левой руке выходит из алтаря и, обратившись к народу, с амвона произносит: «Призри с небес, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и (его), егоже насади десница Твоя». Под виноградом (то есть виноградником) Господним подразумевается Церковь, основанная Спасителем.

Патриарх осеняет народ дикирием и крестом, а затем возвращается в алтарь, где проходит на горнее место, расположенное за престолом. Горнее место предназначено для возглавляющего богослужение Предстоятеля и своим названием указывает на «горний» небесный мир. Название же его произошло от того, что в древней Церкви оно было действительно высоким (по-славянски – горним), оно могло возвышаться от пола алтаря на 2 метра, и на нем сидели священнослужители в определенные моменты Литургии. На горнем месте устроен трон, на котором восседает Патриарх во время чтения Апостола – книги, которая содержит часть Нового Завета – Деяния и послания святых апостолов.

Патриарх осеняет трикирием находящееся в алтаре духовенство и благословляет чтеца, который будет читать фрагмент из Послания апостола Павла к Галатам, (глава 4, ст.4-7). Читаемый отрывок повествует о воплощении Сына Божия и как следствие этого Воплощения – усыновлении человечества Богу Отцу.

Священнослужители являются преемниками святых апостолов – ближайших учеников Спасителя. Поэтому во время чтения Апостола они имеют право сидеть. Чтению Апостола предшествует возглашение прокимна . За чтением Апостола последует чтение Евангелия. Сам Господь через Евангельское чтение будет возвещать слова вечной жизни. В знак смирения перед Ним Патриарх слагает с себя омофор – часть богослужебного облачения, символизирующую Воплотившего Сына Божия.

Евангелие будет возглашаться на середине храма. Сегодня читается отрывок из Евангелия от Матфея, гл.2, ст. 1-12. В нем говорится о появлении в Палестине таинственных восточных мудрецов, по-славянски – волхвами. Восточная и западная традиции называют волхвов царями. Их мощи, точнее – честные главы, находятся в Кельнском соборе. От даров, принесенных волхвами Богомладенцу Иисусу, берет свое начало обычай, особенно любимый детьми, дарить друг другу подарки на Рождество.

По завершении Евангельского чтения сослужащий архиерей осеняет народ дикирием и трикирием. Диаконы, участвующие в богослужении, будут сейчас возглашать прошение Сугубой ектении , а затем ектении об оглашенных. «Сугубая» означает двойная, усиленная. На каждое прошение хор от лица всех собравшихся в храме отвечает троекратным: «Господи помилуй».

За ектеньей Сугубой следует ектенья об . В древней Церкви оглашенными назывались взрослые люди, которые учились (оглашались) истинам христианской веры перед принятием святого крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать до определенного момента, как людям еще не вошедшим во всю полноту Церковной жизни. Они слушали Слово Божие, молились, но когда наступал самый важный этап богослужения, они выходили из храма, повинуясь возгласу диакона: «Оглашенные изыдите».

«Литургия оглашенных» (так называется вторая часть Божественной Литургии) заканчивается. Следующая ее часть именуется Литургией верных, потому что в древности на ней могли присутствовать лишь члены Церкви, принявшие Святое Крещение и сохранившие верность данным Богу обещаниям.

Таинство Святого Причастия установлено самим Спасителем. Это событие – установление таинства – будет вспоминаться в один из самых важных моментов Божественной Литургии. Как повествует Евангелие, в , перед иудейской пасхой, накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери, Спаситель, умыв ноги ученикам, и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, взял в руки хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».

Причастив своих учеников – апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками вечной жизни. И сам Спаситель говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день».

Хор поет Херувимскую песнь . Патриарх у престола читает молитву на Херувимской, а затем вновь совершается омовение рук. Этим действием Патриарх Кирилл засвидетельствовал перед всеми, что к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых следует приступать в чистоте душевной и телесной. Затем с воздетыми руками он молится словами Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Пресвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы таинственно изображая собой херувимов и воспевая Животворящей Троице пресвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы» – так звучит Херувимская песнь по-русски.

По завершении молитвы следует взаимное поминовение сослужащих: Архиерейство ваше, протоиерейство, священство, архидиаконство, протодиаконство, дьяконство ваше, – да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков.

Патриарх направляется к жертвеннику. Он находится здесь же, в северной части алтаря. На жертвеннике (по-гречески «протесис», т.е. «приготовление») совершается приготовление Святых Даров – хлеба и вина, которые по молитвам Церкви, силой и действием благодати Святого Духа во время Евхаристии станут Телом и Кровью Христовыми. Здесь же из просфор (специально приготовленного хлеба, принесенного в храм, отсюда и название «просфора» – по-гречески «приношение») Святейший Владыка вынимает частицы, произнося имена живых и усопших. По окончании Литургии эти частицы о здравии и об упокоении будут опущены в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде (т.е. здесь) Кровию Твоею Честною и молитвами святых твоих».

Мы видим и евхаристические сосуды – богослужебные сосуды, которые употребляются при совершении Евхаристии. Это – потир – чаша, в которой сейчас находится вино, предназначенное для совершения таинства, дискос , на котором полагается евхаристический хлеб – агнец, а также – звездица . Она представляет собой две крестообразно скрепленные друг с другом металлические пластины и символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя Мира. Об этом в данный момент говорит Патриарх: «И пришедше звезда, ста верху, едеже бе Отроча», т.е. пришла звезда и остановилась над местом, где родился Богомладенец Христос. Покровцы , которыми покрываются потир и дискос напоминают пелены Богомладенца и одновременно погребальные пелены Спасителя, которыми было обвито Его тело, положенное во гроб.

Пение Херувимской прерывается совершением Великого входа . Через двери алтаря Святые Дары с жертвенника переносятся на престол. Этот момент богослужения напоминает и символически изображает шествие Спасителя на добровольные страдания ради искупления рода человеческого. Поэтому мы видим во время Великого входа в руках у священнослужителей: крест, копие и лжицу (так по-славянски называется ложечка, которой причащают верующих) – богослужебные предметы, напоминающие об орудиях Страстей Христовых.

Патриарх встречает Святые Дары, стоя в , и совершает поминовение Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Поминает Патриарх и сослужащих ему епископов, а также всех епископов православных, священников и диаконов, монашествующих и мирян. Молитвенное поминовение членов Церкви на Великом входе означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых. Один из сослужащих архиереев, старший по званию, совершает поминовение Патриарха, всех молящихся в храме и всех православных христиан.

Хор завершает пение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя. – Отложим попечения житейские, чтобы встретить царя всего творения, которого незримо сопровождают с торжеством ангельские силы».

Святые Дары поставляются на престол и покрываются воздухом – особым покровом, символизирующим Плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя при погребении. Один из сослужащих архиереев осеняет народ трикирием и дикирием.

Звучат прошения так называемой Просительной ектеньи . Во второй ее части, которая содержит прошение о важнейших духовных благах, желанных для каждого христианина, хор от лица всех собравшихся в храме взывает: «Подай, Господи». Во время ектеньи Патриарх молится о том, чтобы Господь сподобил его принести Святые Дары в Жертву духовную и ниспослал на них, а также – на всех верующих, благодать Святого Духа. Просительная ектенья завершается возгласом: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Далее, верующие готовятся к возношению Святых Даров свидетельством мира и любви и исповеданием православной веры. «Мир всем», – этот возглас мы уже слышали и говорили о необходимости для христианина иметь мир душевный. Но мир душевный должен выражаться во взаимной любви друг к другу. И к этому участников Евхаристии призывает диакон: «Возлюбием друг друга да единомыслием исповемы» – Возлюбим друг друга и единомысленно исповедуем, открыто выразим свою веру в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную.

После этого поется , посредством которого собравшиеся в храме и исповедуют свою веру в истины христианского учения. Пению Символа веры предшествует голос диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем!».

В это время Патриарх снимает возду´х, покрывающий святые Дары в знак Воскресения Христова.

Возглас «Двери, двери…» в древности был обращен к привратникам – особой категории церковнослужителей, которые следили за тем, чтобы в самый важный момент Евхаристии в храм не вошли непосвященные: оглашенные, еще не принявшие Святое Крещение, или кающиеся, лишенные права участвовать в этой части Литургии, или неверующие.

Во время пения Символа веры Патриарх также произносит его перед престолом, а сослужители колеблют воздух над Святыми Дарами в знак сошествия на них Святого Духа.

Возглас диакона: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите» – еще раз призывает участников богослужения к молитвенной сосредоточенности. Святое возношение, Бескровная Жертва сейчас, через несколько минут, будет приноситься не только за нас, но и от нас, при нашем молитвенном участии. О том, что мы все, стоящие в храме, призываемся к участию в совершении таинства, свидетельствует богослужебный диалог.

Хор от имени всех молящихся завершает возглас словами: «Милость мира, жертву хваления». А это значит, что мы готовы возносить Святую Жертву, которая является высшей милостью и даром Божиим людям, и представляет собой, прежде всего, благодарное прославление Творца. Последующие три возгласа, на которые хор также отвечает от нашего имени, Патриарх произносит вне алтаря, обращаясь к народу и осеняя народ светильниками (дикирием с двумя свечами и трикирием – с тремя).

– Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

– И со духом твоим.

– Горе´ имеим сердца. (Отрешимся от всего земного и вознесем ум и сердце в горний, небесный мир).

– Имамы ко Господу.

Этот ответ молящихся Предстоятелю знаменует собой завершение приготовления к совершению таинства, а возглас «Благодарим Господа» означает начало Евхаристической молитвы или анафоры. Совершение таинства Евхаристии начинается с благодарения, подобно тому, как Спаситель на Тайной вечере вознес благодарение Богу Отцу.

Тем временем Патриарх читает молитву, в которой от лица всех верующих прославляет величие Божие и Его благодеяние роду человеческому, благодарит Бога за сотворение мира, за то, что он принимает эту службу хвалы и благодарения от людей, хотя ему и служат Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголяще». Последние слова молитвы произносятся вслух, в виде возгласа, а хор воспевает эту победную ангельскую песнь, прославляющую Святую Троицу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»

Эту песнь поют очень торжест­венно. Во время пения Патриарх читает следующую часть анафоры: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный».

Патриарх продолжает чтение анафоры, исповедуя святость Божию и одновременно прославляя Его бесконечную любовь к человечеству, которая в высшей степени проявилась в послании в мир для нашего спасения Единородного Сына Божия.

Перед тем, как прозвучат установительные слова таинства Евхаристии, читается такие слова молитвы анафоры: «Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

Патриарх снимает митру и возлагает на себя омофор – одежду подражания Христу, с тем, чтобы указать на важность совершающегося священнодействия.

– Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор поет «Аминь», а Патриарх читает: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя:

– Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.

Далее Патриарх продолжает: «Поминаюше убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную (справа) седение, Второе и славное паки пришествие», и возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть, поминая Твою спасительную заповедь и все, что Ты совершил для нас: и Крест, и Гроб, и тридневное Воскресение, и восхождение на Небо, и седение одесную Отца, и Второе и славное паки пришествие - всё это вспоминая, мы, Твоё от Твоих Тебе приносим о всех и за всё, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся, Боже наш ». Во это время Патриарх берет руками, сложенными крест-накрест, Дискос и Чашу и возносит над престолом. Это и есть возношение - анафора . Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Наступает саамы важный и таинственный момент богослужения, вершина литургии.

За возношением Святых Даров следует их пресуществление. Патриарх просит о ниспослании Духа Святаго для освящения Даров и претворения их в Тело и Кровь Христовы. Затем, исповедав свое недостоинство, благословляет святой Хлеб и Святую Чашу. Силою и действием Святого Духа совершается величайшее таинство – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя.

Анафора обращена к первому лицу Святой Троицы - к Богу-Отцу, но эта молитва (по-гречески эпиклезис, что значит «призывание») обращена к Святому Духу. Это молитва призывания Святаго Духа на Святые Дары. После нее произносится: «И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Архидиакон отвечает: «Аминь», и говорит: «Благослови, Святейший Владыко, Святую Чашу». Патриарх говорит: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». Архидиакон говорит: «Аминь. Благослови, Святейший Владыко, обоя» (т. е. и то, и другое). И Патриарх благослов­ляет крестным знамением и Дискос, и Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Архидиакон отвечает: «Аминь, аминь, аминь».(т.е. истинно так, да будет).

Служащие и все молящиеся совершают поклонение Святым Дарам как Самому Господу. После молитвы Патриарха о причастниках и о всех, в вере почивших, и о живущих на земле, следует прославление Божией Матери. Перечисляя чины святых угодников Божиих (праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, Евангелистов, мучеников, исповедников и постников) Святейший Патриарх особо (изрядно) выделяет Пресвятую Богородицу – Ходатаицу перед Богом за человеческий род: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

Затем хор исполняет песнопение в честь Божией Матери, не только святейший из людей, но, говоря словами Церковного гимна – «честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим». Как раз этот гимн, слова из которого я только что привел, обычно исполняется в этот момент Божественной Литургии, но сегодня – день особый, сегодня великий праздник, поэтому вместо песнопения « » поется «Задостойник» – песнь из числа праздничных гимнов, в данном случае – ирмос девятой песни Рождественского канона.

Мы уже слышали ее сегодня во время утрени. «Таинство странное вижу и приславное, (вижу таинство чудное и необычайное), небо – вертеп, престол Херувимский, Деву (небом стал вертеп, престолом херувимским – Дева), ясли- вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем (ясли стали вместилищем Невместимого Бога, Которого мы воспевая величаем)».

«Любите убо нам яко безбедное страхом удобнее молчание, любовию же Дево, песни ткати протяженно сложенныя неудобно есть; но и Мати силу, елико есть произволение даждь». (Удовольствоваться нам было бы легче молчанием в страхе, как делом безопасным. Трудно, Дева, песни в любви к Тебе составлять, стройно сложенные, но Ты, Матерь, Сама даруй нам силу, если есть на то воля Твоя).

Наступает момент в молитве анафоры, когда Патриарх поминает святых, прославленных Богом, молится за живых и усопших членов Церкви: «Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Алостольстей Церкви, о иже в чистоте и честном жительстве пребывающих; о Богохранимей стране нашей». И нам здесь нужно помянуть всё самое главное, молитвенно обратившись к Господу. Завершается ходатайство молитвой о властях: «Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Патриарх продолжает: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах и поминающих убогия и на вся ны милости Твоя низпосли».

Просительная ектенья, которая звучит под сводами храма, знаменует собой начало приготовления молящихся к Причащению. Эта ектенья начинается словами: «Все святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Всех святых вспомнив, еще и еще раз Господу помолимся.

Во время просительной ектеньи Святитель молится о том, чтобы Господь сподобил молящихся достойно причаститься Святых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. ектенья завершается возгласом: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети признавати Тебе, Небесного Бога и Отца и глаголати».

Все собравшиеся в храме поют молитву Господню « ». Спаситель первым назвал Бога Отцом, как Сын Божий. То, что мы дерзаем повторить эти слова и называть Бога Отцем, стало возможно благодаря воплощению Сына Божия.

Одно из прошений молитвы Господней – «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – относится не только к хлебу земному, к телесной пище и вообще к земным благам, в которых мы все, несомненно, нуждаемся, но, прежде всего, – к Хлебу Святой Евхаристии, к Телу и Крови Христовым – истинной пище и истинному житию, духовно питающим человека и вводящим его в жизнь вечную.

Приближается момент Причащения. Возглас «Святая святым!» напоминает о том, что к святости призван каждый христианин, недаром святой апостол Павел в своих Посланиях именует первых последователей Спасителя святыми. Кроме того, этот возглас служит напоминанием о том, что Святыня – Тело и Кровь Христовы – преподается тем, кто очистил свою душу покаянием в таинстве исповеди.

«Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Один Господь свят, Он один – источник святости и может сделать причастником Своей святости каждого человека, устремленного к Нему всем сердцем и душой.

В этот момент богослужения, когда в алтаре за закрытыми Святыми вратами происходит причащение священнослужителей, алтарь символизирует Сионскую горницу, в которой Господь на Тайной Вечери установил таинство Евхаристии.

Хор поет запричастный стих (исполняемый во время причащения) и другие праздничные песнопения. Затем оглашается Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

В храме начинается причащение мирян . Святые Врата открываются.

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Возглас протодиакона обращен к ожидающим Причащения. Приступите к Святой Чаше, осознавая свое недостоинство и веруя, что в ней пребывают истинное Тело и истинная Кровь Христова.

Причащение мирян заканчивается. Песнопением «Видехом свет истинный, прияхом духом духа небеснаго…» верующие благодарят Господа за Причащение Святых Тайн Христовых. Последнее явление Святых Даров, которое совершается при возгласе «всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает нам о Вознесении Господнем. Следует краткая благодарственная ектенья и заамвонная молитва, которую священник произносит, стоя перед ступенями, ведущими на амвон, напротив Святых врат. Патриарх, стоя в Святых вратах, произносит отпуст. Завершается праздничное богослужение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Первосвятительским словом Патриарха Кирилла – Предстоятеля Русской Православной Церкви, правящего епископа г. Москвы.

Самый лучший и замечательный религиозный праздник, обряды и традиции которого уводят нас в глубокое прошлое – это Рождество Христово. Многие наши соплеменники, коим довелось родиться и жить во времена атеизма, наверняка не знают или не очень четко представляют себе о том, когда и как празднуют Рождество. Но из истории доподлинно известно, что до революции в России это был самый почитаемый праздник всего народа. Его начинали праздновать по старому стилю 25 декабря, а при переходе на новый календарь пиршества в честь великого праздника перенесли в ночь на 7 января. В этот день в России и по всей Европе, где живет большое количество православных в церквях проходят торжественные богослужения и все верующие люди радуется рождению нашего Спасителя - Божьего Сына. Существует весьма интересный исторический факт, что дата смерти Христа доподлинно известна из святого Евангелия, а церковные служители распространяли среди прихожан убеждение, что Христос жил среди мирских людей полное количество земных лет. И из этого факта вытекало, что сын Божий был зачат в день, когда его распяли, а это как раз приходилось на день еврейской пасхи, а ее праздновали в марте 25 числа. Нехитрые математические вычисления позволяют нам точно рассчитать дату Рождения Христа. Если прибавить к дате пасхи 9 месяцев, то получаем 25 декабря – именно ту дату, когда празднуют Рождество все верующие.

Народ в России праздновал Рождение Спасителя всегда весело. В канун этого праздника принято было наряжать рождественскую ель. Кстати, традиция украшения лесной «красотки» дошла к нам с Запада со времен правления Петра I. Такому великому дню предшествовал на Руси и в странах Европы, таких как Англия, Франция и Германия пост. Длится он сорок дней. Начинался он по обыкновению 15 (а по новому 28) ноября и заканчивался 24 декабря (7 января по новому стилю). Все сорок дней поста верующим запрещено было вкушать мясные продукты, молоко и яйца. Они должны были обходиться скромной растительной пищей и постоянно обращаться в эти дни к Богу, молясь о спасении.

Вечер, предшествующий Рождеству, принято величать Рождественским сочельником. В такой святой день, когда празднуют в Германии, Франции, Англии и других странах Европы, а также повсеместно по всей России принято словами и делами создавать некий образ богатства, мира и спокойствия в каждом жилище. В сочельник до появления на небосклоне первой звездочки нельзя было ничего кушать и даже не полагалось садиться за стол. Но каждая хозяюшка с раннего утра в канун святого вечера принималась готовить кулинарные изыски. По традиции их принято было готовить в количестве 12 постных блюд. Вечером перед солнечным заходом все члены семьи собирались за вечерней молитвой, а после глава семейства брал зажженную свечку, вставлял ее в центр каравая хлеба и выходил во двор, где прихватывал охапку сена из хлева. После этим сеном застилали в доме пол, скамейки и немного клали на стол, который затем накрывали праздничной скатертью. Такие интересные действия производили в знак напоминания о месте рождения Божьего Сына (по поверьям верующих сын Бога был рожден в хлеву). А под иконою, находившейся в каждой хате в красном углу, устанавливали сноп ржи или пшеницы, что непременно должно было принести отменный урожай в наступающем году.

Рождество во Франции, когда его празднуют и как отмечают его в этой стране.

Так же как и по всему миру, Рождество во Франции принято отмечать на 25 день декабря. Но французы готовятся к этому празднику задолго до этой даты и начинают убирать в праздничное одеяние улицы своих городов и дома еще в день Святого Николаса, а его отмечают 6 декабря. Все жители Франции стараются сделать большие запасы подарков для всех, кто им дорог и близок.
А вот елки во Франции раньше, что интересно, наряжали яблоками. Но в один неурожайный год яблоневые сады не дали урожай этих фруктов и украшение из яблочек заменили традиционными стеклянными игрушками.
Как и все дети мира, маленькие французы обожают сладости. А что бы их ни обделили в рождество сладкими подарками, они приносят под елку свою обувь, в которую в ночное время сказочный персонаж положит им подарки. И ночью, проникая в дома жителей Франции через дымоотводы, добрый ангел или эльф в сапожки раскладывает вкуснейшие сладкие сюрпризы. После ночи наступает утро, и малыши находят их именно в своих ботинках и сапогах.

Празднование Рождества во Франции и по всему земному шару традиционно проходит в церквях, где служат праздничные мессы. Церковь семьи французов посещают в полном составе, а после праздничного богослужения торопятся домой, где их ждет роскошный праздничный стол и много интересных праздничных утех и подарков.

Ужин во Франции, посвященный дню празднования Рождества.

На праздничном столе французов присутствуют великолепные и наивкуснейшие изыски кулинарии. Всегда в центре пиршества на столе стоят паштеты, пироги, блюда из жареных и печеных птиц, всевозможные салаты и главный праздничный элемент – торт, имеющий форму полена.

Когда и как празднуют Рождество в Германии.

В Священную ночь, наступающую 24 декабря, Германия и ее жители начинают праздничные мероприятия. Семьи рассаживаются за большими, накрытыми угощениями и всякими кулинарными яствами столами и ждут, когда Санта переступит порог их домов и одарит их подарками. Празднуют рождество в Германии по обыкновению три дня. Все эти дни проходят в спокойном семейном окружении или в кругу лучших друзей. Улицы праздничных городов Германии по традиции наполняются всеми цветами красного и зеленого, ведь именно эти цвета считаются рождественскими.
Пиршество в знак великого праздника немцы проводят за накрытыми столами, которые ломятся от разнообразных яблочных блюд. Кроме яблок они также предпочитают кушать орехи и изюм. А в качестве принятого подарка жители Германии преподносят в цветочном горшке обыкновенный луговой клевер и на столах в центральной части устанавливают фигурки трубочистов и поросят или выпекают их в виде разноцветных пряничков.

Как принято отмечать этот праздник и когда празднуют Рождество в Англии.

Весь мир и Англия, в том числе верят в Дух Рождества, который, так же как и ко всем приходит к ним в сочельник в ночь с 24 на 25 декабря. На подарки англичане не тратят больших денег, а по традициям одаривают своих друзей и сослуживцев статуэтками в виде ангелов. Но вот на чем они точно не экономят это на упаковке для подарков. Она должна быть красивой и очень изысканной. А в качестве подарков для семьи предприимчивые англичане преподносят нужные и практичные вещи.
Детишки же в канун Рождества пишут письма и просят Отца Рождества принести им подарок, о коем они мечтали и грезили все 364 дня года. А что бы это письмо действительно дошло до адресата его непременно надо сжечь в камине. А уже с наступлением рассвета под елкой многие находят то, что просили и о чем мечтали.

А вот лакомятся англичане, когда приходит Рождество индейкой под соусом из крыжовника и пудингом с ромом. Его заранее перед тем, как подать к столу зажигают и под громкие и радостные крики и аплодисменты празднующих людей, устанавливают в центре богатого застолья.

Все мы разные, но что в России, что в Европе люди стараются такой праздник провести в хорошем настроении в кругу самых любимых и за накрытыми шедеврами кулинарного искусства рождественскими столами. И кстати, что мы, что европейцы верят, что если ночь перед Рождеством бывает богатой на звезды, то урожай в наступающем году непременно будет обильным. А еще считается, что если пригласить к столу и угостить, как следует незнакомца в Рождественский вечер, то удача не обойдет стороной и пошлет благо и богатство. И многие свято верят в то, чтобы незнакомец, перешагнувший порог их жилища оказался непременно мужчиной, потому что если через порог в сочельник переступит представительница слабого пола, то удача и успех могут отвернуться.

Немного праздников есть в мире, которые так ценят и чтят, но вот Рождение Христа и в России, и в Англии, и в Германии, и во Франции, а так же и в других странах Европы принято по традициям отмечать весело. И все верят, что с первой яркой звездой, появившейся на ночном небосклоне, опустится ангел небесный и возвестит нас о том, что родился Сын Божий, и наступило Великое Рождество!!