Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

Научить ребенка четко произносить звук [Э].

Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1 . Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак - бак - так - банан; сом - ком - индюк - дом; лимон - вагон -кот - бутон; мак - рак - веник - бак.

Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...»


Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Задание 7 . Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9 . Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10 . Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы - на вопрос:что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака...

Что это? Это машина, стол, куртка...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):

машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы Э.

Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

Тема : Звук [Э]. Буква «Ээ».

Цель : изучить звук [э], научить читать букву «Ээ»

Знать : характеристику звука [э], написание печатной буквы «Ээ».

Понимать : чем отличается звук от буквы, гласный звук от согласного

Применять : выделять звук [Э] в словах, характеризовать его

Анализ: слого-звуковой анализ слова, анализ предложения и текста.

Синтез: составление слов со звуком [э], предложений, чтение стихотворений, загадок.

Оценка : знаний о звуке [э] и букве Ээ для чтения и письма.

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Повторение
  3. Объявление темы и цели урока
  4. [э].
  5. Работа с буквой.
  6. Закрепление.
  7. Обобщение.
  8. Итоги урока.
  9. Орг. момент.

Ход урока :

1 .Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.

Проверьте свои стульчики, чтобы удобно было сидеть. Присаживайтесь. Поставьте ножки в упор.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!

Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

2. Повторение .

Какие буквы вы уже изучили? (а, о, у, и,)

Какие звуки они обозначают?

Какие это звуки? (гласные)

А чем гласные звуки отличаются от согласных? (при их образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним звуком.

[э].

А сейчас посмотрите на доску и определите сказку, к которой дана иллюстрация.

Конечно, это сказка называется «Дюймовочка». Её написал Ганс Христиан Андерсен (показ книги).

Теперь послушайте отрывок из этой сказки:

«Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая!»

Кто был друг Дюймовочки? (Эльф)

А кто такие эльфы? (Эльфы - маленькие сказочные человечки с крылышками).

Выделим первый звук в слове «эльфы». ([э])

Какой это звук - гласный или согласный?

А как вы догадались? (Гласный, так как при его образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Произнесите звук [э], понаблюдайте за произношением..

Повернитесь друг к другу и посмотрите на расположение языка, губ при произношении звука.

Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э] и узнаем, какой буквой он обозначается на письме.

  1. Давайте немножко поиграем:

Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка, поэт, если, электричество, щётка, этот, юбка, экскурсия, ива, дети, эхо.

6. Работа с буквой.

А какой буквой обозначается на письме звук [э]? (вывешивается карточка с буквой Ээ).

А на что похожа буква Э?

Давайте выучим небольшое стихотворение про букву Э.

Итак, сначала послушайте меня внимательно.

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: «Эй!»

Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.

На что же похожа буква Э? (Если сбоку смотреть на раскрытый рот, из которого торчит язык).

Повторим хором.

В каких словах вы еще услышали звук [э]? (Эй, эге-гей).

Что изображено на картинке слева? (Экскаватор). Для чего используется экскаватор? (Копать землю)

Почему он изображен на страничке с буквой Э? (Начинается со звука э, с буквы Э, ковш похож на букву Э.)

Почему у нас 2 печатные буквы Э? (Большая и маленькая).

Когда мы будем пользоваться заглавной буквой Э? (Писать начало предложения и имена собственные).

Физминутка.

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей! (Руки вытянуты, ладоши вниз.
Дождинки пляшут, Потряхивают руками, топают
Как живые, ногами.)
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт! (Наклоняются, садятся.)

7. Закрепление.

А сейчас мы отгадает ребус. (эму) (вывешивается картинка)

Как ты догадался?

А кто такой эму? (Эму – это родственник страуса. Его рост 180 сантиметром, это самая большая птица после страуса)

(На доске – схема слова). Давайте определим с помощью ладошки, сколько в слове слогов. (2)

Как мы определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? (2). Какие? ([м,у]).

Поставим ударение: э-э-эму. На какой слог падает? (1) Значит звук [э] ударный.

  1. Игра «Третий лишний».

Найдите значок «Думаем,..». Поиграем в игру «Третий лишний». Кто изображен на картинках? (…)

Что общего между ними? (Животные)

Какая из картинок лишняя и объясните почему. (Эму, т.к. это птица)

Рассмотрите звуковые схемы. Прочитаем их. Поставили указку под первую. Читаем. Крот. Под вторую. … Под третью. Сравните звуковые схемы. А среди них какая лишняя? (3-я, т.к. 1,2 одинаковые, в них по 4 звука и 1 слог, а в третьей 3 звука и 2 слога; и еще в третьем слове есть звук [э], а в других нет).

Молодцы, очень хорошо думаете.

  1. Составление звуковой схемы слова.

Отгадайте загадку: « Никто его не видывал, а всякий слыхивал» (Эхо)

А что такое «эхо»? (Эхо – это явление в природе, когда человек громко кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко)

Давайте вместе составим звуковую схему этого слова. Откройте тетрадку для печатания. Отступите 4 клеточки вниз, 2 слева. Поставьте точку.

Сколько в слове слогов?

Назовите первый слог. Сколько в нем звуков, какие? Возьмите красный карандаш. Начертите первый звук.

Второй слог? Из каких звуков состоит? (м-согласный, твердый; у – гласный). Начертите слог.

У меня на доске – 2 схемы. Какая схема подходит к нашему слову? Проверьте, так ли у вас. У кого все правильно?

Обведите простым карандашом слоги. Поставьте ударение. …, сделай это на доске.

  1. Печатание буквы э.

Какой буквой обозначается звук э? (Буквой Э).

Посмотрите, как я напечатаю букву. Отступаю 1 клеточку от 1-го звука, пишу полуовал и горизонтальную линию. Буква не имеет наклона.

Возьмите ручку. Пропишем в воздухе: и-раз-и-и. Напечатайте букву под схемой.

  1. Работа над лексическим значением слов.

Отгадайте загадки: Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает.

Сам вагон открыл нам двери, (Экскаватор)

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Все стоит, она идет.(Экскалатор)

Теперь не будете путать эти слова? Расскажите дома родителям, как правильно их употреблять.

  1. Разгадывание акрофонической схемы и чтение стихов.

Отгадайте заголовок на странице 75. Как будем это делать?

Выделите первый звук и составьте из них слово. (Стихи)

А что такое стихи? Чем они отличаются от рассказа, т.е. от прозы? (Ритмичны, складны).

Читает … , а все внимательно следят.

Прочитаем хором. Поставьте указочку на начало стихотворения.

Какой звук часто встречается в этом стихотворении? (звук [а]).

Какая буква его обозначает? (Буква А).

Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву пишем).

Подчеркните заглавную букву А. Почему она используется? (В начале предложения и в имени девочки).

Рассмотрите картинку ниже. Что на ней изображено? Расскажите

…, прочитай стихотворение. Молодец, очень выразительно.

Прочитаем хором.

Какую букву мы будем искать в этом стихотворении? (О). Подчеркните простым карандашом букву О.

Для чего используется заглавная буква? (Для обозначения начала строки в стихах).

Что изображено на картинке ниже? Расскажите связно. (Утка зовет утят. Утята плавают, ныряют, прячутся от мамы. Мама-утка сердится.).

Прочитай текст.

Прочитаем хором.

Какой звук часто слышится? Что подчеркнем? (Букву у).

Прочитай следующее стихотворение.

Что такое «стежки»? Найдите их на картинке.

Какую букву подчеркнем? (И). Какой звук она обозначает? (Звук [и]).

Какую букву мы увидим в последнем четверостишии? (Э)

Прочитай, ….

Найдите слова со звуком [э]. Какой буквой он обозначен? (Э, а в словах «зверь», … - буквой Е).

Да, это секрет буквы Е, который вы узнаете на следующих уроках.

  1. Обобщение.

Какую сказку мы вспоминали в начале урока? (Дюймовочка).

Кто был еще кроме дюймовочки? (Это был король эльфов.)

Давайте составим схему этого предложения в тетрадях для печатания. Сколько слов в предложении, посчитаем? (4) …, составь схему на доске. Прокомментируй. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

В конце предложения обязательно ставится точка.)

Проверьте. У всех так?

В каких словах встретилась буква э? Большая или маленькая?

Напечатайте букву Э под теми словами, в которых она есть. (Высота заглавной буквы – 2 клеточки) Помним, что печатная буква наклона не имеет. …, иди к доске.

Проверьте.

У всех получилось так?

Молодцы!!

  1. Подведение итогов урока.

Ребята, какой звук мы сегодня изучили? [э].

Какую букву?(Э)

С какими словами познакомились? Расскажите об этом дома.

  1. Организационный момент.

Вы очень хорошо сегодня работали. Особенно хочу отметить….

Закройте Азбуку и пенал. Уберите в портфель.

Урок окончен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Конспект пробного урока обучения грамоте

в 1 классе

студентки 2-10 группы

Николаевой Анастасии

Тема: «Тема: Звук [Э]. Буква «Ээ»»

Тема : Звук [Э]. Буква «Ээ».

Цель : изучить звук [э], научить читать букву «Ээ»

Знать : характеристику звука [э], написание печатной буквы «Ээ».

Понимать : чем отличается звук от буквы, гласный звук от согласного

Применять : выделять звук [Э] в словах, характеризовать его

Анализ: слого-звуковой анализ слова, анализ предложения и текста.

Синтез: составление слов со звуком [э], предложений, чтение стихотворений, загадок.

Оценка : знаний о звуке [э] и букве Ээ для чтения и письма.

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Повторение
  3. Объявление темы и цели урока
  4. Объяснение нового материала. Выделение и характеристика звука [э].
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Работа с буквой.
  7. Закрепление.
  8. Обобщение.
  9. Итоги урока.
  10. Орг. момент.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.

Проверьте свои стульчики, чтобы удобно было сидеть. Присаживайтесь. Поставьте ножки в упор.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

2. Повторение .

Какие буквы вы уже изучили? (а, о, у, и,)

Какие звуки они обозначают?

Какие это звуки? (гласные)

А чем гласные звуки отличаются от согласных? (при их образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним звуком.

3. Выделение и характеристика звука [э].

А сейчас посмотрите на доску и определите сказку, к которой дана иллюстрация.

Конечно, это сказка называется «Дюймовочка». Её написал Ганс Христиан Андерсен (показ книги).

Теперь послушайте отрывок из этой сказки:

«Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая!»

Кто был друг Дюймовочки? (Эльф)

А кто такие эльфы? (Эльфы - маленькие сказочные человечки с крылышками).

Выделим первый звук в слове «эльфы». ([э])

Какой это звук - гласный или согласный?

А как вы догадались? (Гласный, так как при его образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Произнесите звук [э], понаблюдайте за произношением..

Повернитесь друг к другу и посмотрите на расположение языка, губ при произношении звука.

4. Объявление темы и цели урока.

Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э] и узнаем, какой буквой он обозначается на письме.

5. Развитие фонематического слуха.

  1. Давайте немножко поиграем:

Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка, поэт, если, электричество, щётка, этот, юбка, экскурсия, ива, дети, эхо.

6. Работа с буквой.

А какой буквой обозначается на письме звук [э]? (вывешивается карточка с буквой Ээ).

А на что похожа буква Э?

Давайте выучим небольшое стихотворение про букву Э.

Итак, сначала послушайте меня внимательно.

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: «Эй!»

Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.

На что же похожа буква Э? (Если сбоку смотреть на раскрытый рот, из которого торчит язык).

Повторим хором.

В каких словах вы еще услышали звук [э]? (Эй, эге-гей).

Откройте азбуку на странице 74 , 7-4.

Что изображено на картинке слева? (Экскаватор). Для чего используется экскаватор? (Копать землю)

Почему он изображен на страничке с буквой Э? (Начинается со звука э, с буквы Э, ковш похож на букву Э.)

Почему у нас 2 печатные буквы Э? (Большая и маленькая).

Когда мы будем пользоваться заглавной буквой Э? (Писать начало предложения и имена собственные).

Физминутка.

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей! (Руки вытянуты, ладоши вниз.
Дождинки пляшут, Потряхивают руками, топают
Как живые, ногами.)
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт! (Наклоняются, садятся.)

7. Закрепление.

  1. Разгадывание ребуса. Работа со звуковой схемой.

А сейчас мы отгадает ребус. (эму) (вывешивается картинка)

Как ты догадался?

А кто такой эму? (Эму – это родственник страуса. Его рост 180 сантиметром, это самая большая птица после страуса)

(На доске – схема слова). Давайте определим с помощью ладошки, сколько в слове слогов. (2)

Как мы определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? (2). Какие? ([м,у]).

Поставим ударение: э-э-эму. На какой слог падает? (1) Значит звук [э] ударный.

  1. Игра «Третий лишний».

Найдите значок «Думаем,..». Поиграем в игру «Третий лишний». Кто изображен на картинках? (…)

Что общего между ними? (Животные)

Какая из картинок лишняя и объясните почему. (Эму, т.к. это птица)

Рассмотрите звуковые схемы. Прочитаем их. Поставили указку под первую. Читаем. Крот. Под вторую. … Под третью. Сравните звуковые схемы. А среди них какая лишняя? (3-я, т.к. 1,2 одинаковые, в них по 4 звука и 1 слог, а в третьей 3 звука и 2 слога; и еще в третьем слове есть звук [э], а в других нет).

Молодцы, очень хорошо думаете.

  1. Составление звуковой схемы слова.

Отгадайте загадку: « Никто его не видывал, а всякий слыхивал» (Эхо)

А что такое «эхо»? (Эхо – это явление в природе, когда человек громко кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко)

Давайте вместе составим звуковую схему этого слова. Откройте тетрадку для печатания. Отступите 4 клеточки вниз, 2 слева. Поставьте точку.

Сколько в слове слогов?

Назовите первый слог. Сколько в нем звуков, какие? Возьмите красный карандаш. Начертите первый звук.

Второй слог? Из каких звуков состоит? (м-согласный, твердый; у – гласный). Начертите слог.

У меня на доске – 2 схемы. Какая схема подходит к нашему слову? Проверьте, так ли у вас. У кого все правильно?

Обведите простым карандашом слоги. Поставьте ударение. …, сделай это на доске.

  1. Печатание буквы э.

Какой буквой обозначается звук э? (Буквой Э).

Посмотрите, как я напечатаю букву. Отступаю 1 клеточку от 1-го звука, пишу полуовал и горизонтальную линию. Буква не имеет наклона.

Возьмите ручку. Пропишем в воздухе: и-раз-и-и. Напечатайте букву под схемой.

  1. Работа над лексическим значением слов.

Отгадайте загадки: Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает.

Сам вагон открыл нам двери, (Экскаватор)

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Все стоит, она идет.(Экскалатор)

Теперь не будете путать эти слова? Расскажите дома родителям, как правильно их употреблять.

  1. Разгадывание акрофонической схемы и чтение стихов.

Отгадайте заголовок на странице 75. Как будем это делать?

Выделите первый звук и составьте из них слово. (Стихи)

А что такое стихи? Чем они отличаются от рассказа, т.е. от прозы? (Ритмичны, складны).

Давайте теперь почитаем стихи.

Читает … , а все внимательно следят.

Прочитаем хором. Поставьте указочку на начало стихотворения.

Какой звук часто встречается в этом стихотворении? (звук [а]).

Какая буква его обозначает? (Буква А).

Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву пишем).

Подчеркните заглавную букву А. Почему она используется? (В начале предложения и в имени девочки).

Рассмотрите картинку ниже. Что на ней изображено? Расскажите

…, прочитай стихотворение. Молодец, очень выразительно.

Прочитаем хором.

Какую букву мы будем искать в этом стихотворении? (О). Подчеркните простым карандашом букву О.

Для чего используется заглавная буква? (Для обозначения начала строки в стихах).

Что изображено на картинке ниже? Расскажите связно. (Утка зовет утят. Утята плавают, ныряют, прячутся от мамы. Мама-утка сердится.).

Прочитай текст.

Прочитаем хором.

Какой звук часто слышится? Что подчеркнем? (Букву у).

Прочитай следующее стихотворение.

Что такое «стежки»? Найдите их на картинке.

Какую букву подчеркнем? (И). Какой звук она обозначает? (Звук [и]).

Какую букву мы увидим в последнем четверостишии? (Э)

Прочитай, ….

Найдите слова со звуком [э]. Какой буквой он обозначен? (Э, а в словах «зверь», … - буквой Е).

Да, это секрет буквы Е, который вы узнаете на следующих уроках.

  1. Обобщение.

Какую сказку мы вспоминали в начале урока? (Дюймовочка).

Кто был еще кроме дюймовочки? (Это был король эльфов.)

Давайте составим схему этого предложения в тетрадях для печатания. Сколько слов в предложении, посчитаем? (4) …, составь схему на доске. Прокомментируй. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

В конце предложения обязательно ставится точка.)

Проверьте. У всех так?

В каких словах встретилась буква э? Большая или маленькая?

Напечатайте букву Э под теми словами, в которых она есть. (Высота заглавной буквы – 2 клеточки) Помним, что печатная буква наклона не имеет. …, иди к доске.

Проверьте.

У всех получилось так?

Молодцы!!

  1. Подведение итогов урока.

Ребята, какой звук мы сегодня изучили? [э].

Какую букву?(Э)

С какими словами познакомились? Расскажите об этом дома.

  1. Организационный момент.

Молодцы!

Вы очень хорошо сегодня работали. Особенно хочу отметить….

Закройте Азбуку и пенал. Уберите в портфель.

Урок окончен.


1. Учить ребенка выделять из ряда слово , отличающееся от остальных по слоговой структуре.

2. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это ? что это ?

3. Научить ребенка четко произносить звук [Э].

4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

6. Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак - бак - так - банан; сом - ком - индюк - дом; лимон - вагон - кот - бутон; мак - рак - веник - бак.

Задание 2. Знакомство со звуком [Э].

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо )

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

- широкий кончик языка касается нижних зубов , спинка языка приподнята;

Горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ... » (см. цветную вклейку). Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это ?, а неодушевленные предметы - на вопрос: что это ?Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака...

Что это? Это машина, стол, куртка...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):

машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О. Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы Э.

Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

Тема №25. Звуки [С], [С"]; [С] - [С"]. Буква С

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.

2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С"], дифференцировать их на слух и в произношении.

3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.

4. Познакомить с предлогами с (со ), упражнять в их употреблении.

5. Учить распространять предложения , подсчитывать в них количество слов.

6. Учить анализировать слова и предложения.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:

совок - гном - венок - каток, пятка - ватка - кот - кадка, ветка - корова - клетка - сетка, каток - дом - моток - поток.

Задание 2. Знакомство со звуком [С].

Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней?

Везет Санька Соньку на санках.

Санки - скок, Саньку - с ног,

Сонька - бух в сугроб!

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [С]:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

Холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

Горлышко «молчит».

Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, ... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.

Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:

са-са-со, су-су-су...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста...

Задание 7. Закончить слово слогами:

СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....; СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака )

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом )

Под крышей - четыре ножки,

На крыше - суп да ложки. (Стол )

Белый камень во рту тает. (Сахар )

Задание 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.

Задание 10. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:

санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.

Задание 11. Вспомнить как можно больше видов посуды , в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:

самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два раза?

Листопад (падают листья), снегопад - ..., пылесос - ..., самокат - ..., самолет - ..., садовод - ..., лесовод - ...

Задание 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение».

Заменить первый звук в слове на звук [С]:

мало - сало, Клава - ..., Тоня - ..., бок - ..., дом - ..., лук - ..., мода - ...

Заменить последний звук в слове на звук [С]:

бак - бас, Рим - ..., лев - ..., нож - ..., труд - ..., голод - ...

Заменить третий звук в слове на звук [С]:

лапка - ласка, марка - ..., парта - ..., сопка - ..., качка - ..., дочки - ...

Задание 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится?

Тройка (стройка), наряд - ..., клад - ..., мех - ..., мешок - ...

Задание 15. Выучить чистоговорки:

Са-са-са - вот летит оса.

Су-су-су - не боюсь осу.

Сы-сы-сы - нет осы.

Со-со-со - у Сони колесо.

Ас-ас-ас - я пью квас.

Ос-ос-ос - у собаки нос.

Ис-ис-ис - я ем рис.

Ус-ус-ус - я ем мусс.

Аска-аска - у Сони маска.

Оска-оска - у Сони соска.

Иска-иска - у Сони миска.

Уска-уска - у Сони блузка.

Задание 16. Знакомство со звуком [С].

Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...; Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...

Задание 18. Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах?

Синий, селедка, синица, сито, сетка.

Задание 19. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С"], определить место звука [С"] в каждом из слов, составить с каждым словом предложение.

Задание 20. Выучить чистоговорки:

Ся-ся-ся - мы видели гуся.

Се-се-се - еду на гусе.

Си-си-си - сено принеси.

Ась-ась-ась - плывет карась.

Задание 21. Дифференциация звуков [С] - [С"].

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-ся, ся-са, ..., ас-ась, ась-ас...

Закончить слово подходящим звуком ([С] - [С"]):

гу..., но..., поя..., ло..., голо...

Повторить за взрослым серию слогов:

са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С"]):

санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С"]).

Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [С"] в образованном слове):

нос - носик, пес - ..., кокос - ..., насос - ..., колесо - ..., сосна - ..., коса - ..., ананас - ...

Составить предложения со словом Сима (Соня ). Распространить предложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и последнее слово в предложении. Например:

Соня пьет сок. Соня пьет томатный сок. Соня пьет свежий томатный сок. Соня пьет вкусный свежий томатный сок.

Выучить скороговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы - не усы, не усищи, а усики.

Задание 22. Знакомство с предлогами с, со.

Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.

Назвать предлог в предложениях:

Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем.

Вставить нужный предлог в предложениях (с, со ):

Я взял... стола чашку. Мальчик несет сумку... книгами.

Составить предложение из слов:

Соня, земля, листья, поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с; Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с; Соня, скамейка, встала, со.

Задание 23. Знакомство с буквой С.

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква С?

Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Игры с буквой.

Задание 24. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Сима, сок, стакан, стаканы.

Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов в предложениях, нахождение предлога и определение его места в предложении:

Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок.

На этом у роке вы узнаете о букве и звуке Э, научитесь писать заглавную и строчную буквы Э, э, узнаете много новых интересных слов, а также узнаете, что такое ударение.

В этом слове есть уже известный нам гласный звук [у] . Про него вы уже можете рассказать, что этот звук - гласный. Он легко произносится, поётся и говорится без участия шумов. А почему же так получилось, что звук [у] хотел нас запутать? Оказывается, гласные звуки нашего языка различаются не только названием и произношением, но и силой произношения. Такие звуки, которые произносятся более сильно (голос как бы ударяет по ним), называются ударными . Ударим голосом по звуку [э] в слове эму и послушаем его. Произнесите слово эму , ударяя голосом по звуку [э] .

Звук [э] - гласный, произносится легко. Во время произношения звука рот приоткрылся, губы растянулись. Этот звук можно пропеть или прокричать. Шумов никаких не слышно. Вот доказательства того, что это - гласный звук.

Кто же из вас сегодня скажет, что урок про букву его имени?

  • Э дик
  • Э львира
  • Э мма
  • Э лла
  • Э дита

Продолжите ряд имён сами.

Каких сказочных героев, имена которых начинаются на букву Э и на звук [э] ,вы можете назвать?

Э лли, которая отправляется в Изумрудный город (рис. 2).

Рис. 2. Девочка Элли ()

А в этом городе живут волшебные э льфы.

Героев совсем немного, потому что на букву Э в нашем языке слов тоже немного.

А теперь поучимся узнавать звук [э] в словах. Для этого представим, что мы отправляемся на э кскурсию, а э кскурсоводом будет звук [э] . Тех, кто слушает э кскурсовода, называют э кскурсанты. Вместе с вами на э кскурсию на э лектричке отправятся зверята. Если услышим звук [э] в названии животного, разрешаем посадку в э лектричку. Нет звука [э] - не сажаем. Произнесите вслух названия животных и определите наличие звука [э] .

Медве дь. Слышен звук [э] в середине слова (рис. 3).

Лиса (рис. 4). Нет звука [э] .

Жираф (рис. 5). Нет звука [э] .

Ле в (рис. 6). Слышен звук [э] в середине слова.

Рис. 6. Лев и львята ()

Зе бра (рис. 7). Слышен звук [э] в середине слова.

Верблюд (рис. 8). Нет звука [э] .

Оле нь (рис. 9). Слышен звук [э] в середине слова.

Шимпанзе (рис. 10). Звук [э] слышен в конце слова.

Рис. 10. Шимпанзе ()

Э му. Звук [э] в начале слова.

Звук [э] в словах чаще встречается в середине слова, а вот в начале и конце - гораздо реже.

Отправимся на экскурсию в страну слов. Там мы узнаем слова, которые начинаются на букву Э.

Э верест - самая высокая гора в мире (рис. 11). Слышны два звука [э] в её названии. У этой горы есть второе название - Джомолунгма , что означает «богиня, мать земли» .

В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам когда-то завезён.

У него одна работа -

Осушение болота.

Это самое высокое дерево - эвкалипт (рис. 12). Звук [э] только в начале слова.

Рис. 12. Дерево эвкалипта ()

Э йфелева башня - самый узнаваемый символ Парижа, одно из самых высоких сооружений в мире. Звук [э] в начале слова (рис. 13).

Рис. 13. Эйфелева башня ()

Это - лесенка большая,

Но ступеньки едут сами.

И катают быстро всех

Вверх и вниз, вниз и вверх.

Что за лесенка, ребята?

Это просто - эскалатор.

Слово эскалатор похоже по звучанию на слово экскаватор . Даже начинаются они одинаково - на Э , но не путайте эти слова. - это машина, которая роет землю (рис. 14).

Э кскаватор - крану брат.

Ворошит такие глыбы,

Что, пожалуй, сто лопат

Их осилить не смогли бы.

Рис. 14. Экскаватор ()

Э кватор - линия на глобусе, которая показывает середину нашей планеты и делит её на две части - северное полушарие и южное полушарие.

Повторите слова, с которыми вы познакомились. Произнесите их вслух и сосчитайте все звуки [э] :

Э верест

Э вкалипт

Э скалатор

Э кскаватор

Э кватор

Э йфелева башня

Получилось семь звуков [э] .

Все эти слова были длинными и сложными в произношении. Все дело в том, что они пришли в наш язык из других языков. А вот древние русские слова на Э - короткие. И их совсем немного:

  • Э тот
  • Э -ге-ге
  • Э -хе-хе

Чтобы все эти слова записать, потребуется буква Э .

Печатные большая и маленькая буквы похожи и отличаются только размером (рис. 15).

Мы разломим О , как бублик -

В правой части буква будет.

Нос добавим на лице -

Вот и выйдет буква Э .

Рис. 15. Буква Э ()

А теперь будем фантазировать и представлять, на что похожа буква Э .

Буква Э - большая пасть,

Можно в ней совсем пропасть.

Буква Э - как ни взгляни -

Увидишь клещи и клешни.

Над лугами в синеве пролетает буква Э .

Это ласточка весной возвращается домой.

Букву Э легко превратить в ласточку, месяц, лук индейца, ухо человека.

А хотите узнать, о чем мечтает буква Э ? Прочитайте сказку.

Буква Э недовольна

- Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита. - Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед!

Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.

А.А. Шибаев

Из этой сказки понятно, что буква Э находится в конце нашего алфавита.

Чтобы букву Э лучше запомнить, попробуйте её сделать из какого-нибудь материала (пластилина, верёвочек) или сложите её из бусинок. Нарисуйте забавный рисунок. Сделайте выставку своих работ.

Прочитайте буквы:

1. ауэ, эуа, оуаэ, аоэу

2. ау́э, э́уа, оуа́э, а́оэу

Над буквами во втором ряду появилась чёрточка - это знак ударения . Он говорит: «Выделяй голосом звук, когда читаешь букву, более сильно» . Прочитайте буквы еще раз, выделяя их голосом.

Рассмотрим письменные буквы Э ,э . От печатных они отличаются тем, что написаны с наклоном (рис. 16).

Рис. 16. Печатные и письменные буквы Ээ ()

Попробуем написать заглавную букву Э . В этой букве два элемента - правый полуовал и маленькая горизонтальная палочка, которую называют язычком буквы Э (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Э ()

Начинаем писать заглавную букву Э . Слева направо прописываем овальную линию, коснувшись дополнительной линии; ведём букву вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки; отрываем руку и посередине буквы пишем горизонтальную чёрточку, соединяем её с полуовалом.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы Э : полуовал получился очень широким (круглым), наклон вышел в другую сторону.

Потренируйтесь писать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Держите правильно ручку.

Теперь рассмотрим, как написать маленькую букву э . Элементы у маленькой буквы такие же, как и у заглавной (рис. 18).

Рис. 18. Написание маленькой буквы э ()

Начинаем писать ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо ведём вверх до рабочей строки, округляем, коснувшись верхней линейки рабочей строки, ведём вниз до нижней линии; закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки. Отрываем руку и пишем короткую горизонтальную линию слева направо в середине полуовала.

Направление стрелок.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Возможные ошибки написания строчной буквы э : очень широкий скругленный полуовал; буква висит в воздухе, не касаясь линий рабочей строки; неправильный наклон.

Соединяются и большая, и маленькая буквы Ээ с другими буквами с помощью дополнительной прямой линии, которая ведется вверх до верхней линии рабочей строки при верхнем соединении, или немного выше линии верхней рабочей строки при нижнем соединении. Соединительные линии приписываются отдельно.

После этого урока потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы Ээ в тетрадях. Только пишите так, чтобы про вас не сказали: «Пишет, как курица лапой» . Так наши предки говорили о тех, кто пишет неаккуратно и очень грязно.

Сегодня на уроке вы познакомились со звуком [э] и буквой Э . Вы узнали, что буква Э - нечастая гостья в русских словах. Дело в том, что эта буква очень молодая. Была введена она в наш алфавит при Петре I . А вот звук [э] очень уважают другие буквы нашего алфавита, потому что он помогает называть их имена. Произнесите названия букв и послушайте, как они звучат:

Б - произносится как [бэ] В - произносится как [вэ] Г - произносится как [гэ] Д - произносится как [дэ] Л - произносится как [эль] М - произносится как [эм] Н - произносится как [эн]

А еще звук [э] и буква Э очень любознательны. Знаете почему? Потому что так начинается название книги «Энциклопедия» .

Энциклопедия - это книга-справочник, которая расскажет обо всем на свете и ответит на все вопросы.

На букву Э начинается еще одно очень интересное слово - «эврика» , которое в переводе с греческого языка означает «нашёл, открыл» . Произносите чаще это слово.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Skazochnyj-domik.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Э . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Ээ (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых слышен звук [э] . Посчитайте, сколько звуков [э] в каждом слове.

Эскимо, зеркало, эклер, дуэт, крем, энергия, пешеход.

  • Отгадайте загадку:

Эта буква роет ямы,

Вторит окрику упрямо

И на палочке потом

Шоколадным тает льдом.

(Ответ: Буква Э - экскаватор, эхо, эскимо)

Открытый урок по обучению грамоте (чтение)

в 1 классе «Б»

Тема урока: Звук [э]. Буквы Ээ

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Агаркова Нина Борисовна

Астана 2014г.



Тема урока : Звук [э]. Буквы Э э
Цели: Познакомить с новым гласным звуком [э] и буквами Э э ; научить читать слова с этими буквами. Задачи урока: Образовательные.

    Дать понятие о новом гласном звуке, научить выделять его в словах. Научить распознавать буквы Ээ среди других букв. Формировать умение читать слоги-слияния и слова с буквами Э э . Совершенствовать навык правильного, выразительного чтения,
умение работать с текстом. Развивающие.
    Развивать фонематический слух, мышление, речь. Расширять кругозор учащихся. Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные. Воспитывать интерес к учёбе, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Формы : коллективная, индивидуальная, самостоятельная. Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. Тип урока : объяснение нового материала. Оборудование: рисунки с изображением предметов на букву Э, карточки со словами, букварь(авт. В.К.Павленко, Т.К.Абенова), Ход урока: I. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок. Повернулись, гостям улыбнулись Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. - Ребята, сегодня по дороге в школу почтальон отдал мне бандероль от феи по имени «Грамота». Откроем бандероль и посмотрим, что там лежит. Смотрите, ребята, здесь письмо и конверты.
-Денис, прочитай, пожалуйста, письмо. «Здравствуйте, ребята! Я, фея «Грамота», прислала вам конверты с заданиями. Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы справились со всеми моими заданиями и показали свои знания». II. Актуализация знаний 1. Ну, что, ребята, откроем первый конверт? Задание: « Знаете ли вы буквы?» Мальчики показывают согласные, а девочки гласные буквы. Я называю звук, а вы показываете букву. С, А, М, О, Ы, Ш, Й, Л, И,Т (Коллективная работа.) Учитель: - Молодцы, все справились с заданием.

2. Откроем второй конверт. Какое здесь задание? - Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы. О У И Й Е Ё Ы А Работает 1 группа -Молодцы, правильно назвали. Учитель: -Какая буква здесь лишняя? (Й) Работает 2 группа. -Почему? (все гласные, а Й –согласная буква) Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? - Что мы можем сказать про Й? Характеристика звука Й - это согласный, звонкий, мягкий звук. Молодцы!
-Какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные) Работает 3 группа. Они могут обозначать твёрдость и? (мягкость) согласного звука. -Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного. (и, е, ё, ю,я) - Назовите гласные буквы, которые обозначают твёрдость впереди стоящего согласного (а, у, о,ы,э) 3.Теперь можно открыть 3 конверт. Загадка « Никто его не видывал, а всякий слыхивал.»

Что записано? (загадка)

Кто знает отгадку? (эхо)

Мы можем увидеть эхо?
- Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где?
- Что это такое? (отражение звуковой волны)

Выделите первый звук в слове ЭХО. [э]

Артикуляция: рот открыт, язык находится внизу, слегка приподнят. - Дайте характеристику этому звуку. (гласный) Почему? (тянется, поётся, воздух не встречает препятствий). Физминутка Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать!
III. Сообщение темы и целей урока . - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

Определите тему урока. (Звук [э] и буквы Ээ)

Чему мы научимся на уроке? Как вы думаете? (научимся правильно произносить звук, узнавать его среди других звуков)

На доске буквы Ээ.
Буква Э на эс дивится. Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка. Только нету языка.
- На какую букву похожа Э? называют похожие буквы. - Покажите «дом» буквы Э в алфавите.. Назовите и покажите соседей буквы Э. Показывает ученик из 1 группы.
- Ребята, фея «Грамота» предлагает поиграть в игру: «ЭХО» -Вы были в лесу? Кто повторяет за нами? Правильно – это ЭХО. Эхо, ребята, это акустическая волна, отраженная от какого-либо препятствия. Оно повторяет последний слог. Давайте поиграем. Вы - Эхо. Я называю слово, а вы отвечайте вместо него
Лук –ук, мак – ак, дом – ом, гном –ном, это – то, май –ай, лей –ей. . Молодцы!

IV. Изучение нового материала.

    Откроем 4 конверт .
- Здесь для вас слоги. Прочитайте только с буквой э
мэ ма, лэ лу ры эр но ки эс эд эм бу гэ
    Словарная работа. Конверт №5
- Ребята, а вы знаете, что в русском языке совсем мало слов с буквой э: эй, эх, это, эти, эта, этот. Эта буква встречается в основном в словах иноязычного происхождения, они пришли к нам из другого языка. Экскаватор – строительная машина с большой лопатой. Экология – наука о защите окружающей среды. А как нужно относиться ко всему, что окружает нас с вами? Алоэ – лекарственное растение, с толстыми колючими листьями. 400 видов. В переводе с арабского языка означает «горький» Поэт – человек, который сочиняет стихи. Эму – большая птица, но не летает, а быстро бегает. Страус. - Ребята, в какой части слова спрятался звук э? (вначале, середине или в конце слова)

3.А сейчас мы откроем 6 конверт.
Выполните звукобуквенный анализ слов. 1 группа 2 группа 3 группа эхо Эдик эскимо Эмма экран экипаж

4. Физминутка. Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише-тише-тише Деревцо всё выше-выше!

5 Конверт № 7. Работа по учебнику. 1 группа. Чтение слогов. С.52 (4уч-ка) 2 группа. Чтение текста «Это наш дом» с.52 (3 уч-ка) 3 группа. Чтение текста в Букваре (доп) с92 (4уч-ка)
V. Закрепление -Ребята, мы выполнили задания. Но я хочу дать вам последнее задание. Напиши в квадратиках букву, которую мы сегодня выучили. - А какую букву вы узнали? Букву Э. - Следующее задание – это игра «Найди меня». -Вы должны найти все буквы э и обвести их. Каким цветом? Почему?
VI. Рефлексия. -Вот и подошёл к концу наш урок. - С какой буквой мы познакомились? -Какое задание вам понравилось? - Кому на уроке было интересно, кто узнал что-то новое, похлопайте в ладоши. -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть.