Ваш очаровательный кудрявый карапуз с сосредоточенным выражением лица декламирует: «Наса Тая голько пачет улоила в еску мясик» ? Безусловно, если крохе 1-2 года, то подобное прочтение известного стихотворения Агнии Барто вызывает у родителей только улыбку, а вот если ребенку уже исполнилось 5-6 лет, то ситуация принимает достаточно серьезный оборот. Как реагировать на подобные проявления «фефектов фикции» у ребенка и к кому из специалистов необходимо обратиться, если вы заметили проблемы с у своего малыша, попробуем выяснить в нашей статье.

Когда обратить внимание

Для начала, давайте определимся, в каком же именно возрасте физиологическая детская незрелость речевого аппарата переходит в серьезные проблемы, помочь в решении которых могут занятия со специалистом-логопедом или дефектологом.

Итак, в возрасте 1 год малыш должен уметь говорить от 5 до 10 слов. Если же он не произносит ни одного - это тревожный сигнал, но когда ребенок молчит и в 3 года , не замечать этой детской «особенности» просто нельзя.

К трем годам в норме ребенок уже оперирует небольшими фразами, и если ваш малыш до сих пор говорит односложно, это сигнал для визита к логопеду. Также необходимо обратить внимание на речь ребенка, если и после трех лет ребенок неправильно произносит один или несколько звуков , визит к логопеду также лучше не откладывать.

Инна Бас, логопед : «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать. Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета. Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания».

Чаще всего у детей возникают «р», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», в образовании которых принимает участие передняя часть и кончик языка, а движения языка должны быть очень мелкими и точными. Также причиной плохого звукопроизношения может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо или неправильный прикус. Разобраться в причинах дефектов речи ребенка и устранить их поможет визит к логопеду .

Куда обращаться за помощью

Итак, родители решили, что ребенка следует показать логопеду. Возникает логичный вопрос: куда именно следует обращаться ?

Виды дефектов речи

Итак, вы попали к специалисту и он поставил ребенку диагноз. Давайте разберемся, что же означает пугающая запись в медицинской карточке, ведь существуют определенные виды дефектов речи :

Дислалия - самое распространенное нарушение детской речи, когда при нормальном слухе и правильно построенной речи у ребенка наблюдается фонетические дефекты. Наиболее частыми проявлениями дислалии являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.п.). Именно к дефекту дислалии относится ротацизм или в просторечии «картавость» и ринолалия (гнусавость).

Заикание - нарушение темпа, ритма и плавности речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Ребенок часто повторяет отдельные звуки, слоги или целые фразы, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «При симптомах заикания в первую очередь можно обратиться к педиатру, а уже потом к логопеду, психологу и неврологу. Также стоит пойти в , в Киеве таких несколько. В этих центрах проводят лечение заикания с помощью разных методик».

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью, у малыша во время разговора возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся ребенок пытается преодолеть заикание.

Ринолалия (гнусавость) — расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба. Различают ринолалию открытую, закрытую и смешанную.

Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос) — носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого неба. Различают ринофонию закрытую и открытую.

Дисфония или афония — заболевание, которое включает в себя полную или частичную потерю голоса. Человек не может говорить или говорит только шепотом. Заболевание может быть вызвано как физиологическими, так и психологическими причинами.

Тахилалия - ускоренный темп речи. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

Брадилалия — замедленный темп речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления.

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной нервной системой. При дизартрии ограничена подвижность мягкого нёба, языка и губ, из-за чего затруднена артикуляция и страдает произношение всех групп звуков, у ребенка «смазанная» речь, нарушено голосообразование, ритм, интонация и темп речи.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у ребенка в результате поражения речевых областей полушарий головного мозга, травм или заболеваний в доречевой период. Обычно в таких случаях слух у ребенка нормальный, первичный интеллект сохранен, затруднено усвоение чтения и письма. Существует моторная алалия, когда ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить и сенсорная алалия, когда ребенок не понимает чужую речь; автоматически повторяет чужие слова, например, вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Афазия - полная или частичная потеря речи, которая наступает вследствие локального поражения головного мозга.

Аграмматизм — нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений.

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.

Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.

Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.

  • У нас в печурочке серебряные чурочки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Нарушения речи у взрослых

Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.

Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:

  • плохой подвижностью языка;
  • неправильно сформированным прикусом;
  • повреждением ротовой полости;
  • плохим слухом;
  • пережитой стрессовой ситуацией.

Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:

  • Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
  • Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
  • Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
  • Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.

Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.

Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.

Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.

  • Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
  • Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
  • Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
  • Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
  • Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.

Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.

Необходимый результат дают следующие упражнения:

  • Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
  • Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
  • Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
  • Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.

Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.

Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. читайте в нашей одноименной статье.

Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.

Основным средством коммуникации для человека является речь, благодаря возможности разговаривать друг с другом мы можем нормально ощущать себя в обществе, сотрудничать, решать всевозможные вопросы, как в личной, так и в рабочей жизни. Если же способность говорить как-то нарушается, это неминуемо сказывается на нашем существовании. Так различные дефекты речи отрицательно сказываются на личных характеристиках человека, делая его стеснительным и замкнутым, и могут мешать выполнению разной деятельности. Большинство таких нарушений достаточно легко убираются в детском возрасте, но как исправить дефекты речи у взрослого человека?

Если у взрослого человека наблюдаются дефекты речи, то изменить данную ситуацию вполне возможно. Возраст не является помехой для коррекции недостатков произношения. Логопеды утверждают, что на самом деле обучиться правильному произношению звуков совершенно не сложно, такая задача не занимает много времени. Основная сложность коррекции дефектов речи во взрослом возрасте состоит в необходимости поменять автоматический навык, который закреплялся не один год. Людям, проходившим лечение у логопеда нужно еще очень долго контролировать свою речь при разговоре.

Также крайне важно правильно определить, в чем именно заключается причина неправильного произношения отдельных звуков. В том случае, если нарушения являются несущественными, скорее всего, они являются результатом привычки, возникшей еще в детстве. Многие родители большей частью интересуются успеваемостью их детей в школе, они скорее найдут ребенку репетитора по иностранному языку, нежели отведут кроху к логопеду.

В некоторых случаях причиной дефектов речи являются нарушения в строении самого речевого аппарата. Так подобная ситуация наблюдается при неправильном прикусе, высоком небном своде либо укороченной подъязычковой связке. Куда более серьезными причинами дефектов речи считаются неврологические проблемы либо нарушения, развившиеся в результате сильных стрессов либо травм.

Но что же делать, если во взрослом возрасте вы желаете навсегда избавиться от дефектов речи? Конечно, вы можете попробовать справиться с проблемой своими силами, обзаведясь подходящими методическими пособиями. Однако если две-три недели таких занятий не дадут никакого положительного эффекта, лучше обратитесь за помощью к специалистам. В некоторых случаях вам будет достаточно буквально нескольких рекомендаций логопеда, после чего вы сможете дальше продолжать самостоятельные занятия. Однако при серьезных проблемах с речью вам потребуется проведение глубокой коррекции, которую может осуществить лишь специалист высокой квалификации.

Для того чтобы начать процесс устранения дефектов речи, нужно для начала определить перечень проблемных звуков. С этой целью можно записать собственную речь на диктофон, так у вас будет возможность услышать себя со стороны. Наговорите на записывающее устройство несколько скороговорок на различные группы звуков.

Определив проблему, прислушайтесь к следующему совету – даже не пытайтесь одновременно работать над всеми звуками. Лишь после того, как вам удастся добиться правильного произношения одного из звуков, можно будет перейти к следующему. Весь процесс проработки речи должен разделиться на три этапа – подготовительный, постановочный, период автоматизации и дифференциации.

На первом этапе необходимо провести подготовку речевого аппарата, чтобы вы смогли действительно правильно выговаривать звуки. С этой целью рекомендуется выполнять специальные упражнения артикуляционной гимнастики. Особенности проведения таких занятий можно найти в соответствующей литературе.

Второй этап подразумевает постановку правильного произношения звука в изоляции. При этом человек должен обучиться правильно выговаривать проблемный звук сам по себе, к примеру, рычать либо шипеть (звуки «р» и «ш»).

При автоматизации следует постепенно довести проговаривание уже поставленного звука в повседневной речи до автоматизма. А на этапе дифференциации этот звук нужно отграничить от похожих по звучанию (звук «р» от «л», а «с» от «ш»).

Основной залог в исправлении дефектов речи – это последовательность, а также преемственность. Не стоит перескакивать через этапы и не начинать выполнять следующие задания, не освоив предыдущих.

Особенности занятий с логопедом

При выборе подходящего логопеда для коррекции дефектов речи у взрослых, стоит обратить внимание на образование специалиста. При этом лучше отдать предпочтение логопеду-дефектологу, так как он владеет большим количеством нужных медицинских знаний, что помогает ему осуществлять более тщательную диагностику и коррекцию. Важно чтобы опыт специалиста равнялся как минимум двум-трем годам, кроме того важно, чтобы у него была практика работы с таким дефектом речи, как у вас (в особенности при афазии, заикании и нарушениях голоса).
На первом занятии доктор обычно осуществляет речевую диагностику, собирая нужный анамнез, исследуя особенности вашей артикуляции и речевого аппарата. После специалист может предоставить информацию о выявленных проблемах, их причинах и способах коррекции. Для устранения обычных нарушений звукопроизношения нужно провести всего пять-десять занятий (+ самостоятельная работа), а более сложные проблемы требуют более продолжительной терапии.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Речь — характеризует человека. Его способность мыслить, выражать и чувства по отношению к происходящему. Благодаря словам мы способны более красочно и эффектно доносить к слушателям свою позицию, размышления или информацию.

Именно по этой причине люди стремятся избавиться от возможных дефектов в произношении, чтобы максимально соответствовать норме и стандарту речи. И при этом, не всегда есть возможность во взрослом возрасте исправить укоренившуюся проблему.

Чаще всего людям попросту некогда заниматься усовершенствованием, они ленятся или не могут найти оптимальную систему занятий. Некоторые могут испытывать серьезные из-за присутствия в их жизни характерного отличия.

Речевые дефекты ребенка или подростка — более податливы и исправимы. Но не всегда техники, применяемые специалистами, имеют долгожданный результат. В сегодняшнем материале мне хотелось бы рассказать вам о существующих упражнениях исправления дефектов в домашних условиях. И, как говорят, дома могут лечить даже стены! Но каковы причины возникновения щепетильной проблемы?

Особенности развития дефектов речи

Нарушение произношения слов может возникнуть в процессе искаженного выговаривания звуков. Это выражается в картавости, шепелявости и заикании.

Зачастую, у взрослых развивается подобные особенности из-за перенесенного шока или стресса. Также влияют сложные операции, травмы или эмоциональные потрясения в виде смерти близкого или разрыва отношений.

Дефект может развиться благодаря полученной травмы речевого аппарата: языка, неба, челюстей, лицевых мышц, губ или даже зуба. Но особое место занимает нарушение работы головного мозга, а именно той его части, что ответственна за речь.

Я хочу отметить риск получения нарушений при ситуациях, которые личность может добровольно себе воссоздать. Речь идет о систематичном, нервном перенапряжении, что выливается в легкую форму заикания или невозможности четко построить предложения.

Пик развития речи приходится на возраст в области 3-6 лет. Именно к этому моменту мы получаем возможность использовать словарный запас более 1500 слов.

Способность говорить четко и понятно всегда зависит от нескольких факторов, а именно от внутренних и внешних. Нужно понимать, что в раннем возрасте у детей открывается способность копировать манеру разговора своих родителей. И если вы нашли у себя нарушения построение звуков, то стоит не игнорировать ситуацию, а скорее взяться за решение вопроса.

От этого зависит не только ваш уровень комфорта, но и отношения членов семьи друг к другу. Всем хочется быть понятым и услышанным правильно. Особенно важно это как раз в детстве во имя избежания насмешек и подколов со стороны одноклассников.

Что такое нормальная речь? Это четкое и абсолютно внятное произношение всех букв алфавита родного языка. В процессе воспроизведения слов люди задействуют речевые органы: , нервные соединения, дыхательные мышцы, все лицо и язык. Только в случае сбалансированной работы этих органов, речь особи будет ритмичной, плавной и сбалансированной. Но как исправить нарушения дома?

Планирование тактики

В этом вопросе результативней всего себя рекомендуют игры на коррекцию речи. При таком формате подхода личность полностью вовлекается в процесс и воспринимает задания, как интересную игру, в которой могут участвовать все члены семьи одновременно!

Вам не нужно ехать в другой конец города и записываться к логопеду на сеанс. Вы сможете обеспечить лечащий курс в окружении родных стен! Уделяя игровым занятиям достаточное количество минут, а особенно при систематическом подходе, вы сможете заметить долгожданные изменения в ближайшее время.

На сегодняшний день подобных игр существует великое множество. Упражнения рассчитаны на стимулирование органов речи и построение правильного выговаривания звуков и букв.

Отмечу то, что сам принцип работы с детьми и взрослыми людьми - идентичен. Просто отличие формируется принципом подхода к детской психике через призму игры.

Предлагаю вам ознакомиться с наиболее успешными методиками для тренировок, чтобы получить максимальный результат от такого полезного времяпрепровождения.

Проблемы и их устранение

1. Техника

Упражнения на технику помогают маленькому человечку обрести и почувствовать свой голос.

  • Обеспечьте себе и ребенку удобное положение, сделайте глубокий вдох через нос. Предложите ему сделать упражнение, как будто он - это маленький шарик! Нужно максимально наполнить диафрагму и легкие воздухом, а после сделать выдох через нос (7 подходов);
  • аналогичное упражнение с первым, но с задержкой дыхания на 3-5 секунд. Подготовить малыша к нему можно с помощью игры в «аквалангистов» под водой;
  • игра в мычание прекрасно тренирует технику и заряжает позитивом. Вам нужно набрать полные легкие воздухом, а на выдохе начать рассказывать стишок, петь любимую песенку или зачитывать скороговорку.

В момент, когда воздух станет заканчиваться - выбросьте оставшийся с резким звуком «хааа»!

2. Работа с дикцией

Пять минут в день такой зарядки обеспечивают , расслабляя нужные мышцы.

  • опустите нижнюю челюсть вниз и осуществляйте движения вниз-вверх, право-влево (12 раз);
  • предложите ребенку представить себя оперным певцом. Для этого нужно занять исходное положение стоя и положить руки на грудь. При наклоне вперед требуется воспроизводить протяжные гласные звуки максимально низким голосом (2-3 мин.);
  • расплывшись в улыбке нужно двигать язычком от одного уголка губ к другому, не нужно при этом двигать челюстями или открывать рот.
    Предложите ребенку продемонстрировать голливудскую улыбку! Для этого нужно улыбаться с открытым ртом, а после облизать губы языком (по 1 подходу 12-15 раз);
  • пусть покажет язычок, пытаясь достать к подбородку и носу. Но смотрите за тем, чтобы язык не сворачивался в трубочку и максимально избегал зубов и губ.

3. Устраняем дефекты посвистывания, шепелявости и букв «р» и «л»

  • Дудка
    Плотно сжимаем губки, а затем вытягиваем их, как при игре на трубе;
  • блюдце
    Широко открывайте рот, представляя, что наш язык - это круглое блюдечко, высовываем его вперед;
  • бокс языком
    Фантазируем, что язык - это спортсмен в боксерской перчатке и вам нужно ударять им по небу и ряду верхних зубов. Обязательное условие произносить при этом звук «д»;
  • пианино
    Думаем о том, что верхние и нижние зубы - это пианино, а вам нужно языком провести по «ноткам-зубам».

4. Боремся с заиканием

  • Веселый шаг
    Вам нужно устроить веселый хоровод и двигаться по кругу. На каждый шаг произносите фразу: «Мы весело шагаем в хороводе опа-опа-па-па, нати-нати-тата»;
  • прыгуны
    Организуйте прыжки на каждой ноге поочередно, произнося: «Прыг-скок-прыг-скок, уф-уф, аф-аф, тап-тап, пап-пап, тат-пап, пап-тап»;
  • весело поем
    Активно двигайте руками в образе дирижера, проговаривая слова стихотворения на распев.

На этом точка! Дополняйте свой арсенал упражнений и делитесь своими в комментариях!

Заботьтесь о речи и занимайтесь ежедневно, только в таком случае эффект не заставит себя ждать долго!

Не забудьте подписаться на обновления, до встречи на блоге, пока-пока!

Картавость или дислалия является дефектом, не имеющим отношения к развитию речевого аппарата. Исправлять недостаток желательно в детстве, обратившись к помощи логопеда. Если родители постоянно будут заниматься с малышом, он быстро сможет научиться произносить букву «р » правильно. В противном случае дефект закрепится и в дальнейшем избавиться от него будет намного сложнее.

Почему люди картавят – причины дефекта речи

Дислалия может развиваться по нескольким причинам. Например, слишком короткая уздечка ограничивает движения языка. Ребенок может просто не понимать, как ставить язык при попытке произнести «р ». Мышцы самого языка могут быть слишком слабыми для воспроизведения раскатистого звука.

Порой дефект имеет психологическую причину. Если в окружении ребенка есть близкий человек, не умеющий произносить «р », малыш начинает картавить, подсознательно подражая взрослому.

Стоит ли переживать, если дефект не удается исправить? Считается, что для взрослого человека неумение произносить букву «р » может негативно сказаться на карьерном росте. На самом деле больше значения в карьере все же уделяется знаниям, а не четкости речи. Даже для ораторов подобный дефект не является определяющим. Картавость Ленина не помешала увлечь за собой толпы.

Существует целая нация, где этот недостаток, наоборот, считается достоинством. Почему французы картавят, и этот диалект признается одним из наиболее красивых в мире? И в настоящее время огромное количество школьников и студентов озадачены проблемой, как обучиться картавить букву «р », чтобы совершенствовать свой французский.

Впрочем, если Ленин и французы не являются авторитетами, можно приложить усилия и уже во взрослом возрасте избавиться от недостатка. Правда, специалисты утверждают, что для исправления устоявшегося дефекта может потребоваться 1-2 года.

Упражнения для взрослого человека, как перестать картавить


Существуют специально разработанные упражнения, с помощью которых можно навсегда избавиться от дислалии. Конечно, любое упражнение станет намного эффективнее, если выполнять его под руководством опытного логопеда.

Однако и самостоятельно можно добиться положительного результата, проявив терпение и настойчивость.

Прежде чем приступить к основному комплексу, рекомендуется выполнить несложную разминку:

  • необходимо растягивать губы, а затем вытягивать их вперед, словно поочередно произнося звуки «и » и «у ».
  • языком дотрагиваются до верхнего, а также нижнего неба;
  • водят языком в полости рта слева направо;
  • широко открыв рот, кончиком языка нужно сначала дотронуться верхнего неба и только после этого широким языком прижаться к нему, стараясь коснуться неба большей поверхностью органа.

Каждое из приведенных упражнений желательно выполнять не менее 2-х минут.

По завершении разминочного комплекса можно переходить к основным упражнениям:


  • Нужно научиться выполнять «рычание ». Откройте рот и постукивайте по верхнему ряду зубов кончиком языка. Сначала следует произносить звук «д-д-д », постепенно пытаясь перевести его в «др-р-р » или «тр-р-р». Звук должен напоминать звучание, которое раздается, если заводить мотор. Использование звуков «д » и «т » перед «р » поможет эффективнее освоить науку «рычания »;
  • Когда «рычание » начнет получаться, но сама по себе буква «р » еще не звучит, следует больше внимания уделить чтению стихотворений, в которых часто встречаются сочетания «др » или «тр ». Постепенно вводят и прочие слова, где звук «р » сочетается с другими согласными буквами;
  • Замечательный эффект получают, произнося скороговорки. Важно продолжать занятия каждый день;
  • Еще одно отличное упражнение, как не картавить звук «р », на протяжении 1-2-х минут неторопливо проговаривать звуки «дэ-тэ-лэ ». Говорить нужно без остановок, наращивая темп. Желательно уделить упражнению 5-6 минут в день. Особое внимание уделяют произнесению звука «лэ ». При этом кончик языка должен помещаться под верхние зубы и касаться расположенных за ними бугорков;
  • Освоив это упражнение, переходят к следующему. В этом случае необходимо проговаривать набор звуков «дэ-тэ-дэ ». Первое «дэ » произносят так, как привычно, второй раз сочетание звуков выполняют, поместив кончик языка на бугорки под верхними зубами, как в предыдущем упражнении с сочетанием «лэ ». Разрабатывают эти звуки около 5-7 минут;
  • Когда звуки будут получаться отчетливыми, наращивают темп до тех пор, пока не начнет явственно слышаться буква «р ». Значит, можно переходить к произнесению слов с содержанием этого звука;
  • Как правило, рекомендуется не менее 10 раз произносить: дрожь, дробь, дротик, дрофа, дроссель, бедро, метро, хитро, ведро и т.д. Почувствовав, что слова начинают удаваться, упражнение разнообразят, вводя в него: стрижка, правильно, стойка, борозда, тархун, привет, разряженный и т.д.

Такие слова нужно проговаривать по 3 раза в день. Если проявить упорство, вскоре можно забыть, что означает «картавость » и сделать речь четкой, лишенной дефектов.