В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Федорову. Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги - это реки, напояющие вселенную, в них ведь неисчетная глубина», - говорили они.

Но удовлетворить тягу к книжному просвещению в те времена было нелегко. В России еще не умели печатать книги. Их переписывали от руки особые переписчики - писцы. Порой такой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу». Конечно, таких книг было очень мало, и стоили они дорого.

К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран (см. ст. «Первые печатные книги»). И в России потребность в печатных книгах все росла.

В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Он стоял на Никольской улице (ныне улица 25 Октября). Там и до сих пор осталось одно строение Печатного двора - «правильня», т. е. корректорская, построенная в 1679 г. и перестроенная в 1879 г.

Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» - 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки - орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники - дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30 - 40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла, был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.

Его товарищ - Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смолен-щине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.

Памятник Ивану Федорову в Москве. Скульптура С. М. Волнухина. 1909 г.

Печатный двор работал недолго. В октябре 1565 г. он выпустил вторую книгу - «Часовник», - содержащую различного рода молитвы. В России того времени «Часовник» служил первой книгой для обучения чтению. «Апостол» печатался год и стоил очень дорого. «Часовник» же печатался всего два месяца.

Что случилось дальше, не вполне ясно. В России наступило тревожное время опричнины. Позднейшие рассказы говорят о гибели Печатного двора от пожара, но подтверждения этому мы не имеем. Рассказывают о бегстве первопечатников из Москвы в Литовское великое княжество, но и это только предположение. Может быть, первопечатники покинули Москву даже с согласия самого царя, чтобы помочь развитию книгопечатания в Белоруссии, в условиях, когда родственная белорусская культура подвергалась преследованиям со стороны польских феодалов.

«Апостол» - первая русская печатная книга 1564 г.

Во всяком случае, через несколько лет после выхода «Часовника» печатники оказались в Литовском княжестве. Здесь они работали в Заблудове, белорусском местечке, принадлежавшем крупнейшему землевладельцу и гетману Ходкевичу. 8 июля 1568 г. печатники стали набирать первую свою книгу в Литве. Через 9 месяцев она вышла из печати. Петр Мстиславец вскоре покинул Заблудово и переехал в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где продолжал печатать книги. Иван Федоров остался в Заблудове и напечатал там еще одну книгу - «Псалтирь», окончив работу над ней в марте 1570 г.

Но Ходкевич состарился и больше не хотел утруждать себя хлопотами, связанными с печатанием книг. Он предложил первопечатнику прекратить дело и стать небольшим землевладельцем. Но Иван Федоров гордо ответил старому гетману, что найдет иное поле для своей деятельности, потому что хочет «рассевать духовные семена по вселенной», а не работать сохою.

И вот Иван Федоров вместе с семьей отправился в новые скитания. Он поехал в богатый украинский город Львов, где надеялся найти помощь. Но деньги ему удалось достать только у местных ростовщиков, и то с большим трудом.

Модель печатного станка XVI в.

В 1573 г. Иван Федоров приступил к созданию первой печатной украинской книги. Это был тоже «Апостол», походивший на московский экземпляр, только, пожалуй, более красивый. Он был напечатан в 1574 г.

В этом же году Иван Федоров выпустил во Львове первую славянскую печатную азбуку (букварь). В послесловии «Апостола» Иван Федоров рассказал о том, как составилась «друкарня», т. е. типография, в Москве и во Львове. По его словам, в Москве «получилось великое озлобление» против него не от самого царя, а от многих начальников и священнослужителей. Злоба их изгнала первопечатника из своего отечества и заставила переселиться в незнакомые страны. Когда же он поселился во Львове и начал устраивать печатное дело, то и здесь не встретил никакой помощи, хотя и обращался к богатым и благородным, кланялся им, стоя на коленях, ноги их омывал слезами.

«Апостол» был выпущен, но ростовщики потребовали уплаты долга, и напечатанные книги со всем оборудованием типографии остались у них в закладе. Так Иван Федоров опять сделался почти нищим.

Неожиданно он получил предложение работать у богатейшего украинского феодала - князя Острожского, создавшего свою типографию в городе Остроге. Иван Федоров переехал в Острог вместе со своей семьей. Здесь он начал устраивать новую друкарню. Из Острожской типографии вышла громадная книга «Библия», напечатанная двумя изданиями - в 1580 и 1581 гг.

Прожив несколько лет в Остроге, печатник опять вернулся во Львов. Богатый князь Острожский не постыдился преследовать его за долги, и суд постановил наложить арест на вещи Ивана Федорова. Так у печатника было отнято его последнее имущество.

Незаметно подошла старость и болезнь. Однажды к постели тяжелобольного печатника пришел один из ростовщиков и потребовал денег. Это было последним ударом. 6 декабря 1583 г. Иван Федоров умер. Необычна была надпись, которую друзья вырезали на могильном памятнике: «Иоанн Федорович, друкарь москвитин, который своим старанием печатание небывало обновил. Умер во Львове, года 1583, декабря 6». А под гербом Ивана Федорова была вырезана и другая надпись: «Друкарь книг, перед тем невиданных». Да, это воистину был первопечатник, друкарь книг, невиданных до него в России и на Украине.

Назвать Ивана Федорова создателем первого русского печатного станка -- мало. Он первооткрыватель. С его именем связано начало книгопечатания в России.

Дата и место рождения Ивана Федорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о его происхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Исторические сведения, связанные с истоками русского книгопечатания, таковы.

Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV--XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатника известно -- Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десять до первопечатного "Апостола".

Федорова Рисунок 2 - "Апостол" Ивана Федорова

Однако до сих пор не установлено точно ни место, ни дата выпуска этих книг, ни имена их печатников. "Апостол" Ивана Федорова, изображенный на рисунке 2, изданный в 1564 г. в Москве, -- первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда ее напечатал. Эти сведения содержатся в летописи на выходном, или титульном, как мы теперь скажем, листе книги и в послесловии Ивана Федорова. В этом послесловии, а еще более детально в предисловии ко второму изданию "Апостола" Иван Федоров излагает историю создания русской типографии, историю бед и невзгод, обрушившихся на первопечатника русской книги.

Первая печатня в Москве была открыта в 1.563 г., и в ней 19 апреля того же года Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над "Апостолом", набирая его первую страницу. "Начаша печатати... святые книги Деяния апостольска и Послания соборная и святого апостола Павла Послания". Книга вышла почти ровно через год -1 марта 1564 г.

В отличие от западноевропейских московская типография являлась не частным, а государственным предприятием, средства на создание печатни были отпущены из царской казны. Устройство типографии было поручено дьякону Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Ивану Федорову -- опытному переплетчику, переписчику книг и резчику-художнику. Для типографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальный Печатный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице. Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстис-лавцем, белорусом из Мстиславля, принимал самое деятельное участие в строительстве Печатного двора.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного станка, отливка шрифта и т. п. Сам принцип печати подвижными литерами Иван Федоров вполне понял со слов других. Возможно, Федоров посетил в Троице-Сергиевой лавре Максима Грека, который долгое время жил в Италии и лично знал знаменитого итальянского типографа Альда Мануция. Однако технику книгопечатания вряд ли кто мог ему подробно объяснить. Федоров делал многочисленные пробы и в конце концов добился успеха, он научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Федоров, несомненно, был знаком с западноевропейскими печатными книгами. Но создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги.. Первопечатный "Апостол" -- наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно четкий и ровный набор, превосходная верстка полос. В анонимных изданиях, предшествовавших "Апостолу", слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче, то длиннее, и правая сторона страницы извилистая. Федоров ввел шпации между словами и добился совершенно ровной линии с правой стороны страницы. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (черным по белому и белым по черному фону). Строки вязи, также гравированные на дереве, как правило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют 22 орнаментальные "буквицы", то есть инициальные или заглавные буквы. Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной печати с одной печатной формы.

В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга -- "Часовник". Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. "На нас многие зависти ради многие ереси умышляли", -- писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы.

Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано "Евангелие Учительное". В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит "посланные", назывались ученики Христа, которых он отправил по всему миру рассказывать о себе.)

Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский "Апостол";

Шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского "Апостола", но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей -- "Азбуку".

Второе издание "Азбуки" вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметньм указателем.

Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа над полной славянской Библией.

Этот гигантский Труд занимал 1256 страниц. Федоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии.

Именно к этой "Острожской библии", как называют ее теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да еще впервые в истории России, был способен только незаурядный человек, Иван Федоров именно таким и являлся. Он в совершенстве владел несколькими языками -- греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.

"Острожская библия", вышедшая в 1580--1581 гг., была последним печатным трудом Федорова. После Библии Федоров выпустил лишь "Хронологию" Андрея Рымши -- первое сочинение светского характера, отпечатанное на Украине. Князь Константин Острожский охладел к издательской деятельности Федорова, и первопечатнику снова пришлось искать средства для продолжения дела его жизни.

В эти годы Иван Федоров изобретает разборную пушку и занимается усовершенствованием ручных бомбард. В поисках заказчика он отправляется из Львова в далекое и нелегкое по тем временам путешествие -- в Краков и Вену, где встречается с императором Рудольфом II и демонстрирует ему свое изобретение. Рудольфа II оно вполне удовлетворило, но от условий, выдвинутых Федоровым, он отказывается. Тогда Иван Федоров написал письмо саксонскому кур-фюрту Августу: "...Итак, я владею искусством изготовления складных пушек... каждую без исключения такого рода пушку можно разобрать на отдельные, строго определенные части, а именно на пятьдесят, сто и даже, если потребуется, на двести частей..." Об изобретении в письме говорится неясно, можно лишь судить, что это была многоствольная мортира с взаимозаменяемыми частями.

Возвращаясь во Львов, Федоров занемог и 3 августа 1583 г. "впал в болезнь к смерти". Иван Федоров скончался в одном из предместий Львова, которое называется Подзамче. Умер он в бедности, не имея средств, чтобы выкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги.

Его похоронили на кладбище при храме святого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могиле Федорова был поставлен надгробный камень с надписью: "Друкарь книг, пред тым невиданных". В этих словах содержится, быть может, наиболее точная характеристика великого дела, совершенного Иваном Федоровым.

В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги.

На камне памятника высечено имя — Иван Фёдоров.

Отрывок из книги Первопечатник Иван Федоров Б. Горбачевского

Приказал царь Иван Грозный в центре Москвы, близ Кремля, в районе Китай-города, на Никольской улице строить государев печатный двор, где приступить к деланию книг.


Немало времени ушло на это. С превеликим трудом создавали первую печатню Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев…

Но вот наступил день, когда первая на Руси печатная книга была готова. Велел царь принести её к себе в белокаменный Кремль…


Бережно развернул холстину Иван Фёдоров, достал из неё толстую книгу в прочном кожаном переплёте. Медленно протянул царю своё детище.


Первая печатная книга «Апостол»

С трудом скрывал Иван Фёдоров волнение. Что скажет царь? Понравится ли ему книга, на печатание которой ушло столько труда и времени? Десять месяцев печатали книгу, а от одного царского слова зависит судьба всего печатного дела…

Иван Васильевич молча взял книгу в руки. Открыв кожаный переплёт, медленно перелистал страницу за страницей, прочёл вслух полное название книги, которую сейчас называют «Апостол».

Красивая первая страница: на ней изображён человек, сидящий между двумя колоннами за перепиской книги. Царь пристально глядит на рисунок, трогает пальцами страницы, степенно вчитывается в текст. Книга напечатана чётко, ясно. Буква в букву. Строка в строку. Не то, что в писаных книгах.


Первая страница книги «Апостол»

Напечатаны заглавные буквы красной краской — киноварью, а текст — чёрной краской. Перед каждой частью книги — узорчатая заставница — рисунок, изображающий на чёрном поле пышные травы и листья. Среди листьев на тонких веточках висят кедровые шишки…

Дошёл до последнего листа Иван Васильевич — всё на месте, ни одной ошибки. В конце книги прочёл, что напечатана она 1 марта 1564 года. Очень скромно упоминают о своих трудах печатники…

Посветлело лицо Грозного. Понял Иван Фёдоров: понравилась ему книга.

— Что ж, , честь головою сберегают, ладно книгу напечатал. Угодил царю, — хвалит он Ивана Фёдорова.

Подал царь знак одному из бояр, велел принести в палату из своей библиотеки книги. Принесли их. Подозвал бояр к себе поближе и смеётся:

— А ведь наши-то книги не хуже! Не посрамили друкари чести Русской земли.

Много книг напечатал Иван Фёдоров, но главная из них — «Азбука» (1574).


Конечно, его «Азбука» отличается от современных. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами и числами. В ней было много поучительных наставлений и изречений из Библии — самой известной книги всех времён.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум. *** Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит и вам согрешений ваших. *** И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. *** Не причинять обид, а причинённую переносить терпеливо. *** Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придётся размолвиться.


Друка́рь — типограф, печатник, книгопечатник.

Инозе́мный — то же, что иностранный

Сведения о жизни и деятельности Ивана Федорова достаточно скупы. О его семье, о его детских годах и месте, где он получил первоначальное образование, ничего не известно. В архивной документации Краковского университета есть запись о том, что в 1529 г. в университет поступил «Иван сын Федора из Петковиц». В 1532 г. здесь был удостоен ученой степени бакалавра «Иван сын Федора Москвитин». Упомянутого в этих записях человека некоторые исследователи идентифицируют с Иваном Федоровым.

Следующее упоминание о Иване Федорове встретится нам только в 1564 г. на страницах первой точно датированной московской печатной книги Апостол. 32 года жизни первопечатника скрыты от нас непроницаемой пеленой столетий. Где и как провел он это время, чем занимался? Ответа на этот вопрос нет. Можно лишь с уверенностью сказать, что годы не прошли для него даром. Это были годы учебы, время напряженного труда. В ту пору и освоил он, но где именно - точно сказать нельзя, основы типографского мастерства.

Предполагают, что Иван Федоров работал в московской Анонимной типографии, выпустившей в 1553-1565 гг. по крайней мере 7 книг, на которых не указано, кто, когда и где их печатал. В конце 50-х гг. XVI в. предположительного владельца первой типографии, священника благовещенского собора Сильвестра, постигла опала. Типография перешла к его сыну Анфиму; деятельность печатной мастерской постепенно сошла на нет. Тогда-то царь Иван IV Васильевич Грозный и решил основать большую государственную типографию, руководить которой был поставлен Иван Федоров. Первенцем новой мастерской стала богослужебная книга Апостол. Выходу в свет этой знаменитой книги предшествовала большая текстологическая и редакторская работа, которую предположительно осуществил Иван Федоров. В конце Апостола 1564 г. есть послесловие, в котором рассказывается о решении царя «устроите дом от своея царския казны, иде же печатному делу строитися». Решение было связано, в частности, с необходимостью иметь достаточно большое количество книг для новых церквей, которые сооружались в ту пору «по всем градом царства... паче же в новопросвещенном месте во граде Казани». В послесловии названы имена людей, которым царь поручил работать в первой государственной типографии

Эти мастера 19 (29) апреля 1563 г. начали, а 1 (11) марта 1564 г. завершили изготовление первой московской точно датированной печатной книги. Вторым московским изданием Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца стал Часовник, отпечатанный двумя заводами (изданиями). Над первым из них работали с 7 (17) августа по 29 сентября (9.10) 1565 г., над вторым - с 2 (12) сентября по 29 октября (8.11) 1565 г.

Вскоре после выхода Часовника в свет Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву. Что заставило их сделать это? Ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Сам же первопечатник в послесловии к Апостолу, изданному в 1574 г. во Львове, говорил, что в Москве нашлись люди, которые

Обвинение в ереси по тем временам грозило многими бедами. «Зависть и ненависть» недоброжелателей заставили первопечатников покинуть отчизну

О недоброжелателях своих Иван Федоров говорит глухо. Он лишь замечает, что притеснения исходили не от царя

Типографы переселились в Великое княжество Литовское, восточные земли которого населяли украинцы и белорусы, исповедовавшие православие и говорившие на языке, который они сами называли русским. Великий гетман княжества Г.А. Ходкевич пригласил их в свое имение Заблудов. Здесь в 1568 г. была основана славянская типография кирилловского шрифта, в которой 8(18) июля 1568 г. было начато, а 17 (27) марта 1569 г. завершено печатание Учительного Евангелия. После этого Петр Тимофеев Мстиславец покинул Заблудов и переселился в Вильну. Иван Федоров остался в Заблудове и в период с 26 сентября (6.10) 1569 г. по 23 марта (2.4) 1570 г. напечатал Псалтырь с Часословцем.

Гетман Г.А.Ходкевич был стар, финансовые дела его пришли в упадок, и он решил прекратить издательскую деятельность. Чтобы вознаградить Ивана Федорова, гетман подарил ему деревню Мизяковское (ныне в Калиновском районе Винницкой обл. Украины), предложил заняться земледелием. Но Иван Федоров отказался, сказав гетману следующие слова:


Слова эти, воспроизведенные в послесловии Апостола 1574 г., часто цитируют.

В них видят - и вполне справедлив - свидетельство неукротимой силы духа первопечатника, его гуманизм, стремление отдать жизнь великому делу просвещения народа.

Осенью 1572 г. Иван Федоров перебрался в древний украинский город Львов. Здесь - в доме бондарного мастера Адама Торека на Краковской улице - была основана первая на украинской земле типография. Иван Федоров долго не мог собрать деньги, чтобы открыть ее. Помогли печатнику львовские ремесленники, один из которых - Семен Каленикович - одолжил Ивану Федорову колоссальную по тем временам сумму - 700 золотых.

25 февраля 1573 г. Иван Федоров начал, а 15 февраля 1574 г. закончил печатать Апостол. Книга была повторением московского издания. Но на девяти страницах в конце ее помещено послесловие:

Мастер взволнованно рассказывает о своей первой московской типографии, о причинах прекращения ее деятельности, об уходе в Литву, о заблудовской типографии, о переезде во Львов и тех трудностях, которые поначалу пришлось испытать здесь. Послесловие Апостола 1574 г. - это первый у нас памятник мемуарной литературы, который был напечатан. Это и одна из старейших древнерусских исторических повестей. После Апостола 1574 г., а может быть и одновременно с ним, была напечатана Азбука - первый сохранившийся до наших дней восточнославянский начальный учебник грамоты.

В начале 1575 г. Ивана Федорова пригласил на службу один из богатейших магнатов Польско-Литовского государства князь Константин (Василий) Константинович Острожский (1526-1608). Пока осуществлялось редактирование текстов изданий, которые собирались печатать в новой типографии, Ивам Федоров жил в Дерманском монастыре, управителем которого он был назначен 2 марта 1575 г. Князь Острожский в своей резиденции устроил учебное заведение - Острожскую академию. При ней существовала и начальная школа - «детищное училище». Для него-то Иван Федоров в июне 1578 г. напечатал новую Азбуку. В период с июня 1578 г. по март 1579 г. Иван Федоров совершил поездку в Сербию и Болгарию. Глухие упоминания об этой поездке сохранились в одном из документов львовских архивов.

Новый Завет и Псалтырь. Острог, 1580. Миниатюра. Евангелист Лука.

В 1580 г. Иван Федоров напечатал в Остроге Псалтырь и Новый Завет и указатель к нему - «Книжку собрание вещей нужнейших, въкратце скораго ради обретения в книзе Новаго Завета». Последнее издание - это первый в истории отечественной библиографии и документалистики алфавитно-предметный указатель, призванный помочь читателю отыскивать в Новом Завете необходимые ему тексты. Используя современную терминологию, мы бы сказали, что для этой цели применены поисковые образы, размещенные в алфавите ключевых слов. «Книжку...» можно считать и первым в истории нашей словесности сборником афоризмов.

Книжка, собрание вещей нужнейших. Острог, 1580. Титульный лист.

Среди изданий острожской типографии были не только книги, но и малообъемные брошюры и листовки. К сожалению, большинство из них не сохранилось. Уцелел единственный экземпляр листовки, напечатанной Иваном Федоровым 3 мая 1581 г. Называется она

Это первый, еще весьма примитивный календарь с перечнем месяцев и указанием их латинских, древнееврейских и белорусско-украинских названий.

Библия. Острог. 1581. Титульный лист.

Основным изданием острожской типографии стала Острожская Библия. Иван Федоров решил иллюстрировать его гравюрами на меди и с этой целью начал переговоры с гравером из Вроцлава Блазиусом Эбишем. Но намерение это осуществить не удалось.

Библия. Острог. 1581. Миниатюры.

Острожская Библия известна с двумя вариантами выходных листов. В одном из них датой выхода в свет издания указано 12 июля 1580 г., в другом - 12 августа 1581 г. Выпуск в свет первой полной восточнославянской Библии - издательский подвиг Ивана Федорова. Книга эта стала важной вехой в борьбе с экспансионизмом католической реакции. Она способствовала росту национального самосознания русских, украинцев и белорусов, укреплению позиций родного языка, развитию естественнонаучных знаний на Руси.

Библия. Острог. 1581. Геральдическая композиция на герб К.К. Острожского..

Князь К.К. Острожский заигрывал с Ватиканом. Есть указания на то, что он предложил Ивану Федорову поехать в Рим, чтобы помочь организовать там славянскую типографию для выпуска изданий, пропагандирующих католицизм. Первопечатник не мог согласиться с этим. Он решил вернуться во Львов и организовать там новую типографию. Для этого нужны были немалые средства. Чтобы заработать их, Иван Федоров обратился к литейному мастерству, которое освоил еще в Москве. В январе 1583 г. первопечатник побывал в Кракове и получил там заказ на отливку малой войсковой пушки. А летом того же года отправился в Вену. Здесь он демонстрировал императору Рудольфу II свое изобретение - многоствольную мортиру со взаимозаменяемыми частями.

Осенью 1583 г. Иван Федоров вернулся во Львов, где поселился в доме портного Антона Абрагамовича, стоявшим «под горой Льва у Высокого замка». Здесь он и умер 5(15) декабря 1583 г. Похоронили первопечатника в Онуфриевском монастыре и на могилу положили надгробную плиту с надписью «Друкарь книг, пред тем невиданных».

Памятники Ивану Федорову установлены в Москве в 1909 г. и во Львове в 1977 г.

Деятельность великого просветителя, первопечатника Ивана Федорова сыграла колоссальную роль в развитии российской государственности, в становлении и развитии отечественной культуры.

Иван Федоров

Из книги: Е. Немировский, Б. Самородов. Шедевры и мастера

Два важнейших события в истории культурной жизни нашей Родины связаны с именем выдающегося просветителя XVI века Ивана Федорова: становление книгопечатного дела на Руси и на Украине.

Судьба первопечатника удивительна. Книжное дело стало смыслом и содержанием всей его жизни. Ради Книги он не задумываясь пожертвовал многими земными благами. Мужественно и убежденно сформулировал он программу своей деятельности: «... Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должон рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу». Природа щедро одарила этого человека. В своих книгах Иван Федоров называет себя «друкарем», «печатником». Но мы теперь знаем, каким неоднозначным, каким емким в те далекие времена было понятие «книгопечатник», какими разносторонними и глубокими знаниями должен был обладать тот, кто связал свою жизнь с книжным делом. Иван Федоров - писатель, редактор, издатель, типограф (а значит, гравер, словолитчик, художник-оформитель, наборщик, печатник, переплетчик). Иван Федоров еще и изобретатель, инженер, умелец. Ведь прежде чем заняться непосредственно книгопечатанием, ему необходимо было создать достаточно солидную «материально-техническую базу»: сконструировать, изготовить и собрать печатный стан и литероотливную форму, составить сплав со строго определенными технологическими свойствами, приготовить краску, пригодную для печати на бумаге с металлических форм, и т.д. Нужно было, наконец, обладать незаурядными организаторскими способностями, чтобы увлечь людей новым делом, увидеть в них достойных сподвижников, наладить работу типографии.

Типографская марка Ивана Федорова

В Москве начиналась издательская и типографская деятельность Ивана Федорова. На Украине, во Львове провел он свои последние дни. Приблизительно три десятилетия разделяют эти события: годы учения, работа в так называемой «анонимной» типографии, наконец, многолетний самостоятельный труд - организация типографий, подготовка и выпуск двенадцати изданий. В поисках более или менее благоприятных условий для осуществления своего книжного предприятия он много странствовал, ему приходилось совершать долгие путешествия, останавливаться в городах и селах России, Белоруссии, Литвы, Украины. Он жил и работал в Москве, Заблудове, Львове, Дермани, Остроге. Считают, что он посетил по делам Вильну и Краков. Возможно, в его биографии имели место поездки (тоже деловые) в Вену и Дрезден.

В начале 1563 г. в Москве, на Никольском крестце (средняя часть нынешней улицы 25 Октября, приблизительно на том месте, где сейчас находится Государственный историко-архивный институт) было возведено здание первой государственной типографии («дом... идеже печатному делу строитися»), в котором 19 апреля «некии хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец приступили к работе над «Апостолом». Работа эта длилась около года.

«Апостол» - первый труд Федорова и Мстиславца. В художественно- техническом отношении книга выполнена безукоризненно. Бесспорно, что и Федоров и Мстиславец, создавая книгу, были уже опытными мастерами, в совершенстве овладевшими тонкостями типографского искусства в процессе работы над «безвыходными» изданиями в «анонимной» типографии (функционировала в Москве в 1553-1563 гг.).

На первых порах у Федорова и Мстиславца дела шли успешно. После «Апостола» двумя изданиями (в сентябре и октябре 1565 г.) вышел «Часовник». Но в начале следующего года печатники внезапно покинули Москву. И покинули навсегда. Впоследствии, уже работая во Львове, Иван Федоров в послесловии к львовскому «Апостолу» обстоятельно изложил причины, побудившие его и Мстиславца уехать из Москвы. Их типографская деятельность в московской печатне прекратилась из-за «великих преследований... от многих начальников и духовных властей». Иван Федоров в резких выражениях страстно и смело обличает «злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены», в измышлении клеветы, вынудившей печатников оставить отечество и переселиться «в иные, незнаемые страны».

Московские печатники направились в сторону Великого княжества Литовского. Гетман Ходкевич, меценат и просветитель, предложил им основать типографию в своем заблудовском имении (недалеко от Гродно). Около трех лет было затрачено на организацию типографии, на оснащение ее необходимым оборудованием и материалами. Много времени ушло на сооружение печатного стана (часть типографского имущества - литероотливную форму, шрифты, доски с нарезанными украшениями - печатники привезли из Москвы). Лишь летом 1568 г. они приступили к работе над «Евангелием учительным». Это было последнее совместное издание Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Летом 1569 г. Мстиславец оставляет Заблудов. Прерывается многолетнее творческое содружество московских первопечатников. Федоров остается у Ходкевича и продолжает работать в заблудовской типографии (в 1570 г. печатает здесь «Псалтырь» с «Часословцем»),

Заключительные десять лет жизни первопечатника прошли на Украине. Это были годы напряженной и плодотворной работы. Достаточно сказать, что по крайней мере семь из двенадцати известных в настоящее время федоровских изданий увидели свет на Украине. Колыбелью украинского книгопечатания суждено было стать городу Львову. Здесь 25 февраля 1573 г. Иван Федоров приступил в организованной им типографии к печатанию «Апостола» и через год - 15 февраля 1574 г. - завершил свой труд. Эта дата и считается началом книгопечатания на Украине.

Первенец украинского книгопечатания - львовский «Апостол» - является своего рода «вторым изданием» московской книги. И, действительно, при беглом знакомстве с московским и львовским изданиями трудно обнаружить какие-либо существенные различия между ними. Лишь при тщательном изучении книг замечаешь, что львовский «Апостол» - издание более «роскошное», в частности, в нем больше иллюстраций, чем в московской книге. Кроме гравюры с изображением евангелиста Луки, повторяющей с некоторыми изменениями гравюру в московском издании, во львовском «Апостоле» помещены еще дно иллюстрации: родовой герб гетмана Великого княжества Литовского Г. Ходкевича, покровительствовавшего московским печатникам в Заблудове, и чрезвычайно сложная композиция из замысловато сплетенных ветвей, на фоне которых симметрично расположены герб города Львова и типографский знак Ивана Федорова. Львовский «Апостол» - первое издание Ивана Федорова, помеченное его типографским знаком. Такой знак, но исполненный более строго и лаконично, встречается во всех последующих его изданиях.

Апостол. Львов. 1574.

Но самое важное отличие львовского «Апостола» от московского издания - это интереснейшее послесловие, составленное первопечатником и озаглавленное им «Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создалась эта печатня». В послесловии обстоятельно рассказывается о тех событиях, которыми были наполнены годы, предшествовавшие львовскому периоду его жизни, о причинах, побудивших его прекратить типографскую деятельность в Москве. Страницы послесловия полны драматизма, на фоне которого образ нашего первопечатника, глубоко убежденного в своем высоком призвании, обретает еще большую значительность и силу.

Предполагают, что львовский «Апостол» был отпечатан в количестве 1000-1200 экземпляров - тираж по тем временам немалый. Около ста экземпляров книги сохранилось (точнее - описано в литературе) до наших дней, многие книгохранилища мира обладают этим изданием.

Но если львовский «Апостол» столь популярен, то самой настоящей библиографической редкостью является второе львовское издание Ивана Федорова - «Букварь» (в литературе это издание называют также «Грамматикой», «Азбукой»).

Граф Г. С. Строганов был известен как любитель и собиратель старины. Кроме всех прочих коллекций он обладал еще и богатой библиотекой. Но какие сокровища хранились на ее полках - об этом никто не знал. Вероятно, не знал об этом и сам вельможа. Во всяком случае, книга, о которой идет речь, - львовский «Букварь» - не упомянут ни в одном описании, вышедшем при жизни графа. Граф предпочитал жить за границей, в Италии он и умер в 1910 г. Наследники по-своему распорядились доставшимися им сокровищами, в том числе и книгами. В 1927 г. русский искусствовед С. П. Дягилев приобрел в Риме у букиниста изрядно потрепанную старинную книжку небольшого формата, некогда принадлежавшую Строганову. Это был «Букварь» Ивана Федорова. Первые сведения об уникальном издании появились в печати незадолго перед войной, в 1939 г. - в книге воспоминаний о Дягилеве бегло упоминалось об уникальном издании. Сейчас единственный экземпляр этого федоровского издания хранится в библиотеке Гарвардского университета (США).

В общей сложности Иван Федоров прожил во Львове около четырех лет. В 1575 г. он оставил Львов и поступил на службу к князю Константину Острожскому, у которого продолжал печатать книги. В Остроге выходят в свет «Букварь» (1578), «Псалтырь» и «Новый завет» (1580), «Книжка, собрание вещей нужнейших...» (1580), «Хронология» - листовка, составленная Андреем Рымшей (1581), «Библия» - самая крупная работа Ивана Федорова. Издание известно в нескольких типографских вариантах. Книга - большого формата, объем ее -1256 страниц, тираж - приблизительно 2000 экземпляров. Острожская «Библия», отличающаяся изяществом набора, продуманностью композиции и верстки, строгостью графических украшений, по праву считается шедевром мирового книгопечатного искусства.

Выходом в свет перечисленных книг завершается издательская и типографская деятельность Ивана Федорова.

В последующие годы Иван Федоров несколько раз наведывался во Львов. В январе 1583 г. ездил в Краков «по делу отливки малой войсковой пушки». Весной того же года посетил Вену, где познакомил императорский двор со своим изобретением - разборной многоствольной пушкой.

Во второй половине 1583 г. Иван Федоров возвратился во Львов. Он тяжело болел, и 5 декабря 1583 г. скончался. Похоронили его на кладбище возле Онуфриевского монастыря. На могиле была установлена плита с типографским знаком первопечатника и текстом: «Иоанн Федорович друкарь Москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое обновил. Преставился во Львове року 1583 декембрия 5... Друкарь книг пред тым невиданных» (плита эта вскоре исчезла и спустя много времени ее удалось реконструировать по сохранившимся зарисовкам).

В декабре 1977 г. в бывшем Онуфриевском монастыре был открыт Музей Ивана Федорова. Во дворе Музея на месте предполагаемого захоронения первопечатника установлена реконструированная плита и сооружена памятная скульптурная композиция.

Проходя в Москве по Охотному ряду, невозможно не обратить внимания на изумительный памятник — первопечатнику Ивану Фёдорову (работы скульптора С. М. Волнухина и архитектора И. П. Машкова), со смерти которого прошло 430 лет.

Подписка на сбор средств для установки этого памятника Ивану Федорову была открыта в 1870 году по предложению Московского археологического общества. Памятник был официально открыт 12 октября 1909 года. Первопечатник изображен во время работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству, Иван Федоров представлен в мирской одежде и с ремешком, перехватившим волосы (деталь, обозначающая принадлежность к ремесленникам). Связано это с тем, что в XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься ремеслами, чтобы не впасть в нищету.

На передней стороне постамента размещена надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров». Под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 г. (книга увидела свет 1 марта 1564 г.). В центре пьедестала, на отлитой бронзовой доске, изображен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с буквами «И» и «Ф», между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти изображения как изгиб реки (по древнему изречению книги — суть реки, наполняющие вселенную) и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв.

Место для памятника было выбрано историческое — недалеко от Никольской, где и располагался Государев печатный двор, построенный в 1553 году: там работал И. Фёдоров. Сейчас памятник стоит уже в другом месте: сначала в 1934 г. при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены его подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е гг., при строительстве торгового комплекса «Наутилус» перенесли ближе к гостинице «Метрополь». От старого Печатного двора остался лишь теремок — «правильня» по улице Никольской, дом 15.

Иван Федоров — настоящее имя Иван Федорович Московитин, один из основателей книгопечатания в России и Украине. Он родился между 1510 и 1530 годами (точные сведения отсутствуют). По версии Е. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529-1532 гг.. C 1530-х принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского. Иван Фёдоров быстро освоил тонкости типографского искусства в так называемой «Анонимной типографии», созданной чуть ранее по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.). До середины 1550-х в ней были изданы первые пробные единичные печатные листы, первые книги (не датированные, без заглавий). Все они были предназначены для повседневного богослужения (Печатная Триодь, два Евангелия), но способа быстро издавать достаточное количество экземпляров ещё найдено не было.

В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве «штанбу» — типографию, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных» книг. Типографию возглавил Иван Фёдоров, взявший в 1563 г. в подручные неких Петра Тимофеева, сына Мстиславца, и Марушу Нефедьева. Началась работа над печатанием книги «Деяниями апостольские и посланиями соборные и святого Павла послания» (ныне сокращённо именуется «Апостол»). 1 марта 1564 года первой государственной типографией в Москве была выпущена первая московская печатная богослужебная книга. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники — дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Была создана сама модель первопечатной книги. Блоки текста на странице имеют 25 строк. Эти блоки почти совпадают с размером современной страницы А4. По всем правилам подготовки типографского издания «Апостол» снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени.

Творчески переработав орнаментальные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Фёдоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал её полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI в. Вслед за Деяниями святых Апостолов Фёдоров и Мстиславец напечатали в 1565 году два издания «Часовника» (Часослова) — тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению.

О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Единственным источником сведений о станке Федорова является опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: «типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, ...большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры». Размер его был небольшим, вес около 104 кг.

Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Вначале изготавливалась матрица шрифта — вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле; полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст. Федоров в своей работе применял шесть шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. В XVI-XVII вв. шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски. Рисунок для резьбы составляли знаменщики. На первых порах при печатном стане работали два человека — батырщик и тередорщик. Это были сами Федоров и Мстиславец. Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску. Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную.

Новшество вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание богослужебных книг происходило в молитве и посте; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков. Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Фёдорова — митрополит Макарий умер в 1563 году, первопечатники остались без покровительства. Будучи радушно принятым польским королём Сигизмундом, Иван Фёдоров нашел пристанище у польского гетмана Григория Александровича Ходкевича, мецената и просветителя, который в своём имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию.

Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем, было Учительное Евангелие (1568), получившее название Заблудовского. В предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству — Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли без отчеств как людей простого звания. «Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. В 1569 г. Пётр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Фёдоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570). В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а Православие стало постепенно изгоняться из государства.

В 1574 году вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов. Здесь в 1573 г. «дукарь москвитин» («московский печатник») организовал уже собственную типографию, и в 1574 г. сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Оно отпечатано в конце книги на девяти страницах. Из него становится очевидным знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, документами «Стоглава», а также с сочинениями других современников. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой — Азбука, по его словам, «для пользы русского народа» (единственный экземпляр «Азбуки» И. Фёдорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США, в библиотеке Гарвардского университета). Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой.

Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию. В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов.

Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы — буквы кириллического алфавита. Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики. В раздел «А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматики» автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с «б». Раздел «По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная» дает сведения об ударениях и «придыханиях» в словах. А раздел «По ортографии» содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно. Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. — «край строки») или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам. Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. «Да внидет к научению сердце твое и уши к словесам разума», «не сътвори насилия убогому, понеж убог есть», «не дотыкаися межей чужих и на поле сироты не вступай» — вот каким духовным основам жизни учила «Азбука», составленная и напечатанная Иваном Федоровым. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующее».

Вскоре Иван Фёдоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой — князя Константина Острожского — устроить новую типографию в главном городе его владений — Остроге на Волыни. Около 1580 года по инициативе этого князя там была открыта «Острожская академия семи свободных наук», в которой преподавался и церковно-славянский язык. Самым крупным, наиболее представительным и известным изданием Ивана Федорова стала Острожская Библия, напечатанная в 1581 году. Хорошо выверенный и отредактированный список был привезен из Москвы от Государя Иоанна Васильевича писарем Великого Княжества Литовского Михаилом Гарабурдой.

По содержанию и орнаментальному оформлению Острожская Библия напоминает издания Франциска Скорины. Острожская Библия оформлена строго и просто. В книге нет фигурных гравюр. В орнаментальное убранство Библии входит 81 заставка, 68 концовок и свыше 1300 инициалов. Широко представлены политипажи и наборный орнамент. На обороте титула — герб князя Константина Острожского, завершает книгу типографский знак Ивана Федорова. Библия была издана большим для того времени тиражом — 1500 экземпляров. Книга распространялась в Великом Княжестве Литовском. Часть тиража отправили в Москву.

Острожская Библия сыграла важную роль в духовном просвещении и развитии культуры восточнославянских народов. Это первая полная Библия на церковнославянском языке. Для Запада она явилась своеобразным свидетельством духовной зрелости русских, украинцев и белорусов. Перевод Библии на национальный язык и издание ее на этом языке говорили о росте национального самосознания, укреплении позиций родного языка. По предложению и при поддержке князя Иван Фёдоров в 1580-1581 годах напечатал второе издание «Азбуки», а также Новый завет с Псалтырью, помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского.

В том же Остроге Иван Фёдоров напечатал алфавитно-предметный указатель Тимофея Аннича под интригующим названием «Книжка, собрание вещей нужнейших» и не менее оригинальную «Хронологию Андрея Рымши» — маленькое издание на двух страницах, содержавшее первый календарь — перечень 12-ти месяцев года на церковно-славянском, украинском и еврейском языках с указанием важнейших событий и праздничных дней в каждом месяце. В нем собраны изречения из Псалтири и Нового Завета в виде фраз и словосочетаний с отсылками к конкретным главам, кафизмам текста. Фразы размещены в алфавите ключевых слов. Живя в Остроге, Иван Фёдоров часто наезжал в Краков «по делу отлития малой войсковой пушки». В те же годы он побывал в Вене, Дрездене, до последних дней жизни интересуясь развитием технической мысли в западных странах и пытаясь добиться признания своих работ.

5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова при невыясненных обстоятельствах, в страшной нищете. Похоронен он во Львове, возле Свято-Онуфриевского монастыря на княжеском кладбище. На его могиле был поставлен памятник с надписью: «Друкарь книг, пред тем невиданных». В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через три года после смерти отца. В 1977 г. здесь был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.

В 1997 году музей получил корпус возле дворца Потоцких. Перед музеем (первоначально, в 1971 году — возле церкви святого Онуфрия) установлен памятник первопечатникам скульптора Анатолия Галяна, выпускника Львовского института прикладного и декоративного искусства. В 1998 году на Московском подворье Троицко-Сергиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком — первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе. В 2009 году Иван Фёдоров прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи 80-летием основания университета.

К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Фёдорова — памятники русского типографского искусства. Отлитые Фёдоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника — инициалами «И. Ф.». Отличительная особенность книг Федорова — наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

После отъезда Ивана Фёдорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI в. вернулось в столицу. Ученики Фёдорова — печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие — продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причём в 1597 году «Апостол» был снова издан тиражом уже в 1050 экземпляров.

Алла Ерошкина