Королёв Сергей Павлович (1907-1966) – крупнейший советский инженер-конструктор в области космического кораблестроения, академик Академии наук СССР, учёный. Занимался практической космонавтикой, разрабатывал, испытывал и внедрял ракетно-космическую технику и ракетное оружие в СССР, был инициатором и руководителем запуска человека в космос и первого искусственного спутника Земли. Герой Социалистического Труда (дважды), Лауреат Ленинской премии.

Детство

Серёжа появился на свет 12 января 1907 года в Житомире (тогда городок принадлежал Российской империи, сейчас это Украина).

Его папа, Королёв Павел Яковлевич, 1877 года рождения, родом был из Могилёва, преподавал русскую словесность. Образование получил в Нежинском историко-филологическом институте, где и встретил свою будущую супругу.

Мама, Москаленко Мария Николаевна, 1888 года рождения, родом была из купеческой семьи города Нежина Черниговской губернии, также занималась преподавательской деятельностью.

Серёже было около трёх лет, когда Королёвы переехали в Киев, но совместная жизнь родителей не сложилась, папа ушёл из семьи. И тогда мама отправила его в Нежин, где за воспитание мальчика взялись дедушка Москаленко Николай Яковлевич и бабушка Мария Матвеевна, они безумно любили внука.

Серёже было четыре года, когда он первый раз наблюдал полёт человека на аэроплане. Это случилось в 1911 году в Нежине, когда в город прилетал русский лётчик Уточкин. Мальчик и так рос впечатлительный, а пилот и аэроплан ещё больше потрясли его.

Когда Сергею было восемь лет, мама снова вышла замуж за инженера Баланина Григория Михайловича, забрала сына у бабушки с дедушкой и увезла в Киев. Здесь в 1915 году мальчик начал обучаться на подготовительных курсах гимназии.

Учёба

В 1917 году семья переехала на родину отчима в Одессу, где Серёжа начал заниматься в первом классе гимназии. К сожалению, вскоре учебное заведение было закрыто, и маленький Королёв около четырёх месяцев посещал единую трудовую школу. Дальнейшее образование он получил дома, занятия с ребёнком проводили мама и отчим, Григорий Михайлович имел не только инженерное образование, но ещё и педагогическое.

Среди всех предметов и наук Сергей отдавал предпочтение техническим, особенно его интересовала авиационная техника. В 1921 году в Одессе был организован отряд гидросамолётов. Королёв мог часами смотреть, как они совершают полёты над морем. Тогда у мальчика зародилась цель – полетать в небе на таком же самолёте.

А потом юный Королёв случайно познакомился с Василием Долгановым, который работал в гидроотряде механиком. Мужчина копошился в моторах, объяснял мальчишке, что к чему, а тот жадно ловил каждое слово. Быстро изучив теорию, Сергей приступил к практике, всё лето с утра до вечера он пропадал в гидроотряде, помогая механикам в предполётной подготовке самолётов. Вскоре для всех лётчиков и механиков Сергей стал безотказным, незаменимым помощником.

В 1922 году Королёв поступил в профессиональную строительную школу, где проучился два года, посещая различные курсы и кружки. Особенно часто он пропадал в школьной столярной мастерской, где ребята изготавливали из дерева различные изделия и модели. Эта школа дала ему огромный опыт, который пригодился Королёву, когда он начал строить не деревянные, а настоящие планеры. Сергей настолько прилежно занимался, что однажды его классная руководительница сказала матери: «Ваш парень с царём в голове».

Авиационное общество

В 1923 году в Одессе создали Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей одним из первых записался в общество и в созданный при нём планерный кружок. К этому времени Королёв уже успел один раз подняться в воздух в гидросамолёте с командиром корабля, которого механик Долганов уговорил взять с собою юношу.

Сергей уделял обществу ОАВУК почти всё своё время. Совсем скоро он уже стал лектором по ликвидации авиационной безграмотности, делился с рабочими своими знаниями по планеризму и истории авиации. Причём сам он этому нигде специально не обучался, всё почерпнул из книг. В строительной школе у него был преподаватель Готлиб Карлович Аве, который вёл свои уроки только на немецком языке. Отлично владел этим языком и отчим Сергея. Так что Королёв выучил немецкий в совершенстве и читал на этом языке книги по авиации.

Однако после окончания строительной школы нужно было получать серьёзную профессию. Его трудовой стаж начался в шестнадцать лет. Некоторое время Королёв работал плотником, перекрывая черепицей крыши. Довелось ему потрудиться и на производстве за станком. Родителям он заявил: «Я буду строить… Но только самолёты» . Мама была против такого выбора сына, а отчим Серёжу поддержал. Надо сказать, что с Григорием Михайловичем у пасынка сложились замечательные отношения, он находил у него поддержку по любому вопросу.

Институты

В семнадцатилетнем возрасте Сергей разработал проект безмоторного самолёта К-5. Его изобретение официально приняла компетентная комиссия и рекомендовала к постройке. Королёв решил продолжить обучение в Москве в Военно-воздушной академии. Но туда принимали только с восемнадцати лет и после службы в Красной Армии. Так как ни того, ни другого Сергей не имел, то поехал в Киев, где стал студентом политехнического института. Он поступил на факультет авиационной техники.

Учёбу приходилось совмещать с работой, чтобы можно было сводить концы с концами. Парень вставал в пять утра, бежал в редакцию за газетами, а потом разносил их на Соломенке, так зарабатывал восемь карбованцев. Приходилось столярничать, снова вспоминать работу кровельщика и грузчиком подрабатывать.

Тем не менее Королёв находил ещё время на существующий в институте планерный кружок. Здесь он трудился увлечённо и часто оставался в мастерской на всю ночь, засыпая под утро на куче стружек. Довольно быстро он прослыл мастером на все руки, многие его разработки участвовали в международных конкурсах.

После двух лет учёбы в Киевском институте Королёв перевёлся в Москву в ВТУ имени Баумана, к этому времени в столицу переехали мать с отчимом. Сергей начал обучение в специальной вечерней группе по аэромеханике, наряду с этим продолжал изобретать, строить, ловить каждое новое веяние в авиации:

  • 1926 год – вступил в студенческий Академический кружок имени Жуковского Н. Е., где лекции читали учёные и знаменитые инженеры.
  • 1927 год – Королёв был зачислен в Московскую планерную школу, где много летал, осваивая новые планеры. В этом же году он познакомился с трудами Циолковского, после чего увлёкся ракетами и полётами в космос.
  • 1928 год – начал работать на авиационном заводе в Филях.
  • 1929 год – студент-выпускник Королёв практиковался в Конструкторском бюро Туполева и защитил диплом, в котором разработал двухместный легкомоторный самолёт СК-4. Скрупулёзный и строгий Туполев руководил дипломным проектом и подписал его с первого раза, чего до этого никогда не бывало. Позднее по проекту самолёт СК-4 построили и испытали.

Научная деятельность и изобретения

Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.

Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.

После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.

Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.

В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.

Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества» .

Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.

В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.

Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.

Жёны и дети

Со своей первой супругой Ксенией Винцентини Королёв познакомился ещё юношей в Одессе. Он добивался её семь лет, в конце лета 1931 года они поженились. Ксения Максимилиановна была первоклассным хирургом. В 1935 году у них родилась девочка Наташа, которая пошла по стопам матери, став профессором, доктором медицинских наук и лауреатом Государственной премии.

К сожалению, Сергей Павлович, так долго мечтавший о любимой Ксении, после нескольких совместно прожитых лет к супруге охладел, в его жизни появились другие женщины. Когда дочери Наташе было 12 лет, она узнала от матери об изменах отца, порвала все его фотографии и вычеркнула из своей жизни. Эта трещина осталась навсегда, Королёв встречался с дочерью очень редко и даже не был приглашён на её свадьбу.

Весной 1947 года он познакомился со своей второй супругой Ниной Ивановной, которая работала в его НИИ переводчицей. Вместе они прожили почти двадцать лет, до самой его смерти.

> Сергей Королев

Биография Сергея Королева (1906 -1966 гг.)

Краткая биография:

Место рождения : Житомир, Волынская губерния, Российская империя

Место смерти : Москва, РСФСР, СССР

– советский ученый и инженер-конструктор: биография с фото, конструктор ракет, запуск первой ракеты СССР, первого спутника Земли, Юрия Гагарина.

Вся его жизнь переполнена курьезными событиями, которые в итоге помогали остаться ученому живым. За свою короткую жизнь ему много раз удалось избежать смерти, например, когда летел на самолете, произошла неисправность, и аппарат потерпел крушение, но советский ученый чудом остался жив. Потом выдающему конструктору выдвинули абсурдные обвинения, и он стал «врагом народа», после чего его должны расстрелять, но ему повезло и в итоге ученый попал в лагерь, с которого вышел через время. Он всегда говорил, что его оберегает ангел-хранитель, потому что он уберег его от гибели на корабле в Тихом океане, на который он опоздал. Он оставался цел, после многих курьезных ситуаций, потому что должен был выполнить одну важную миссию, и благодаря своим способностям ознакомит человечество с космическим миром. И имя этого мужчины Сергей Павлович Королев , который появился на свет 19 января 1907 года в Житомире. Вся его жизнь была связана с космосом, а все потому он просто очень любил просторы неба, ну и, конечно же, красивеньких женщин – еще одна его слабость.

Королев настолько любил просторы неба, что когда влюбился в первые, то поцелуй с очаровательной прелестницей прошел на крыше его дома в Одессе. Этой девушкой была Ксения Винцентина или просто Ляля, но, к сожалению, для этой искусительницы Сережа был просто очередным поклонником, который пополнил ее многочисленный список. Что бы хоть как то обратить на себя внимание Королеву пришлось подключить не только свою логику, но и спортивную сноровку, потому что он и вверх тормашками ходил и на краю крыши в морге стоял на руках. И в итоге случилось чудо, девушка растаяла, после долгих стараний Королева и наконец-то разрешила себя поцеловать, и это произошло именно на крыше.

Когда Сережа окончил школу, он твердо решил вступить в Киевский политехнический институт, выбрав авиационный факультет. Но перед отъездом парень сделал предложение Ляле, но девушка отказала, мотивируя это тем, что очень его любит, но выйдет за него лишь в том случаи, что он выучится и начнет самостоятельно зарабатывать деньги, на содержании семьи.

Но после киевского института он продолжил свое образование в МВТУ в Москве, а молодая прелестница получала свое образование в Харькове в медицинском институте и после его окончания она по распределению попала в Донбасс. И вот молодой ученый попадает в этот город и опять пытается добиться девушку, предлагая ей свою руку и сердце, но Ляля не хочет вновь давать своего согласия на брак. И теперь она аргументирует это тем, что молодые люди находятся совершенно в разных городах и так им еще долго придётся прожить, тогда зачем женится? Но Королев был очень решительным человеком и добивается от Лялиного начальства, что бы ее отпустили пораньше и после этого она согласилась связать свою жизнь с его и в 1931 году они женятся и после этого молодая семья переезжает в Москву на постоянное место жительства.

Но случается самое не предсказуемое: Королева после долгих 7 лет стараний ему перестает быть интересна его жена, и он начинает засматриваться на других красавец. Его знакомые поведали даже одну историю, что когда Ляля чистила его пиджак, то случайно нашла два билета в Большой театр, о которых муж тактично умолчал, но девушка не растерялась и решила сыграть в интереснейшую игру. Она попросила своего старого поклонника сводить ее непременно на этот спектакль и когда она заходила в зал со своим кавалером в форме, то будто бы случайно столкнулась с мужем и его прекрасной спутницей в дверях. Конечно же, реакция Королева была предсказуема, он быстренько начал оправдываться и говорить, что так получилось в последний момент. Предлагал встретиться после спектакля и поехать домой вместе, но жена не хотела и намекала на то, что ей есть с кем добраться. Что в итоге случилось не известно, но в итоге молодые люди все же поехали домой вместе.

Подобные истории случались на протяжении многих лет и в итоге терпение Ксении лопнуло, и она все свои обиды вылила в письме к его матери в 1948 году, написав ей, что она долго терпела все его обиды и за все время их совместной жизни пережила много горя и освободилась от них лишь, когда Сережу посадили в тюрьму в 1938. Теперь она твердо решила, что она хочет дать ему возможность жить, как ему хочется, несмотря на то, что у нее еще остались чувства к мужу, потому что только так она освободит себя от этого тяжелого бремени.

Хоть Королев с женой в общей сумме пробыли вместе на протяжении 25 лет, но все же прожили примерно 8 и то все эти годы они жили как будто чужие люди и видели друг друга мгновениями. Меленькая дочь с именем Наташа очень любила свою мать и слепо ее подчинялась. Ксения не таила от малютки причину, по которой родители разошлись, и потому девочка уже в 12 лет знала, что отец очень часто обижал ее мать своими постоянными изменами. Поэтому Наташа решила порвать все уцелевшие фотографии, на которых изображен отец в мелкие клочья и объявила ему, что она не желает больше иметь что-то общее с ним. Напряженные отношения между дочерью и отцом длились на протяжении всей их жизни, а те мимолетный встречи, которые у них были, проходили сухо и напряжено. Молодая девушка даже когда выходила замуж, даже не захотела звать отца. Существуют упоминания, что когда Сергей Королев был на Байконуре, то у него появилась возможность поздравить дочь с Днем Рождения позвонив ее, но девушка, не желая с ним разговаривать, все время вешала трубку, чем вызвала у отца слезы.

Вторая жена Сергея Королева тоже пережила те страдания, что и первая. Потому что мужчина очень легко мог завязать отношения с любой представительницей слабого пола. Даже со второй женой он завязал отношения просто и не принужденно, потому что покорил ее своей простотой и коммуникабельностью. А познакомились они тогда, когда молодая переводчица попала к нему в кабинет, что бы просто перевести нужную статью, но с первого раза девушка не справилась с заданием, потому что она была переполнена огромным количеством непонятных термином и ей приходилось к нему приходить еще не один раз. Потом мужчина предложил ей пожинать и потанцевать, а в итоге Нина провела ночь с ним.

Через время девушка вышла за него замуж и ее совершенно не пугала большая разница в возрасте. А вот новоиспеченный муж хоть и имел новую жену, но все также проводил свое время в постоянных командировках и совершенно не бывал дома. Но Королев все время пишет своей жене и изливает ей душу, тем самым, как будто прося у нее извинение за все содеянное. Он все время ей говорит, что она самая близкая подруга, но ни как не жена. И в итоге девушке начинает надоедать такое положение дел.

Давайте немного рассмотрим биографию ученого и конструктора.

Сергей королев появился на свет 12 января 1907 года в Житомире. Он был выдающимся человеком и гениальным конструктором, благодаря его усилиям и прекрасному руководству, группа, которая изучала реактивное движение, запустила первую ракету в Советском союзе 17 августа 1933 года. После этих событий в 1938 году Королева арестовали, потому что посчитали, что он наносил вред, будучи в составе антисоветской организации. Сначала ему назначили меру пресечения в виде лишения свободы сроком на 10 лет, но потом решили, что это слишком много и уменьшили на 2 года. Когда он сидел, то работал над новыми разработками, будучи за колючей проволокой. В 1944 году Берия направил письмо Сталину, в котором просил срочно выпустить конструктора. А уже в сентябре 1945 ода его направили в Германию, что бы Королев набрался опыта и инженеров. Через два года он вернулся и начал очень быстро конструировать ракеты в СССР, тем самым увеличивая боевую мощь страны.

И уже через десять лет в 1957 году была запущена первая ракета под названием « Р-7», которая запустила в космос первый спутник планеты Земля. А 12 апреля 1961 года произошел полет в космос, под руководством Гагарина, также на борту в составе экипажа была и первая женщина Валентина Терешкова. А уже через четыре года произошел первый выход в открытый космос. Больше великий конструктор не участвовал в запусках, потому что в 1966 году он умер. Тело его кремировали и по легенде отправили часть праха в специальном контейнере на Луну. Но правда ли это до сих пор остается загадкой?

Сергей Павлович Королев - выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.

  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.

  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД. Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения.


Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.


В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 году Королев назначен главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывающего ракетные летательные аппараты. Сергей обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. Впервые им была обоснована концепция ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты, атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.


Во время испытаний, которые Королев планировал проводить лично, случилась авария, во время которой конструктор получил ранение головы и оказался на больничной койке. После больницы, 27 июня 1938 года его арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации. Королева приговорили к десяти годам и отправили на Колыму.


Арест Сергея Королева | VitebskCity

В связи с арестом маршала Тухачевского и авторов нового оружия, разработки остановились. Исследование ракетоплана, которым занимался Королев, было продолжено, но без его участия построить боевой ракетный самолет не представлялось возможным.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.


HistoryTime

Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.


Канобу

В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.


HSL

Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел .


Коммерсантъ

В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.


Аргументы и Факты

Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.


Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью | День Онлайн

В 1948 году семья распалась.


Личности

Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

Королев Сергей Павлович считается основателем практической космонавтики.

В XX веке он был человеком, определявшим стратегию и тактику практического освоения космоса.

Созданные им ракетные системы и космические корабли, которые сделали Советский Союз пионером в освоении космоса.

Биография, образование

Родился Сергей Королёв 12 января 1907 в Житомире, что в 130 километрах от а. Родители его были учителями. Несколько лет он жил в Нежине у бабушки и дедушки. В первый класс пошел в гимназию в Одессе, которую вскоре закрыли. Это было в бурном 1917 году.

Его домашним образованием занялись мать и отчим, получивший диплом инженера в Германии. В 1924 году Сергей стал студентом Киевского политехнического института, намереваясь быть авиационным инженером. Там он увлекся планерным спортом.

Спустя два года продолжает учебу уже в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана (МВТУ).

Через авиацию к ракетам

В МВТУ создает проекты оригинальных планеров и самолетов. Активно занимался планеризмом, участвовал в планерных слетах в крымском Коктебеле. Конструировал самолеты, получавшие высокие оценки специалистов. После встречи с великим К.Э. Циолковским посвятил себя ракетостроению.

В 1931 году вместе с другим энтузиастом - Ф. А. Цандером создал на общественных началах Группу по изучению реактивного движения. На следующий год она превратилась в государственную структуру по разработке ракет. Полученные результаты заинтересовали военных, и в 1933 году был создан специальный НИИ по разработке ракет.

В ранге дивизионного инженера Сергей Павлович стал замом начальника учреждения, заместителя начальника института. Под его руководством через три года были разработаны и испытаны зенитная и дальнобойная крылатые ракеты. К 1938 году появились проекты: крылатой и баллистической ракет с жидкостно-реактивным двигателем ракет для самолетов, поражающих цели в воздухе и на земле ракет типа земля-воздух на твердом топливе.

Заключенный

Однако на него был написан донос. В июне 1938 г. последовал арест. Через два месяца по обвинению в подрывной деятельности был приговорен к десяти годам лишения свободы и пятилетнему поражению в правах года. Прошел Бутырскую и пересыльную тюрьмы, Колыму. Весной 1940 года его неожиданно перевозят в Москву, где летом того же года приговаривают к восьми годам лишения свободы.

Однако вместо лагеря отправляют в специальную тюрьму НКВД в Москве под названием ЦКБ-29. Здесь он под руководством также заключенного А.Н. Туполева участвует в создании бомбардировщиков и разрабатывает уникальные образцы ракетного оружия. В 1942 году его переводят в тюремное КБ при авиазаводе в Казани, где конструирует ракетные ускорители самолетов, установки для пуска ракет с бомбардировщика.

В июле 1944 года досрочно выходит на свободу, с него снимают судимость. Реабилитирован был только в 1957 году ввиду отсутствия состава преступления.

Конструктор ракетного щита

Вскоре после Великой Отечественной войны потребовалось создать дальнобойные ракеты, способные поражать цели за тысячи километров. В 1946 году С.П. Королев назначается их генеральным конструктором. Разрабатывались ракеты различных модификаций, в том числе с ядерным зарядом.

В 1956 году была создана межконтинентальная баллистическая ракета, способная доставить заряд сначала на 8, чуть позже на 11 тыс. км. Через год появились ракеты морского и мобильного наземного базирования.

Путь в космос

Сергей Королев руководил разработкой спутников и космических станций, более совершенных ракет для их запуска. Первым результатом этой работы стал запуск в октябре 1957 года первого искусственного спутника на околоземную орбиту. Этот фантастический успех обеспечил СССР огромный авторитет в мире.

Ускоренными темпами велись работы над созданиями спутников военного, народнохозяйственного и научного назначения. Запускаются автоматические станции к Луне, обратная сторона которой фотографируется. Начинается разработка аппарата для посадки на этот спутник земли, который мог бы фотографировать ее поверхности и передавать изображения на Землю.

Королев Сергей Павлович поражает мир созданием первого пилотируемого космического корабля, на котором впервые облетел земной шар в космосе. Затем были другие полеты советских космонавтов, в том числе совместные, полет женщины-космонавта, выход человека в космос. Он разработал идею создания долговременной орбитальной станции, в которой можно работать без скафандров и менять экипажи.

К сожалению, до практической реализации этого проекта он не дожил.

Признание. Память

Сергей Королев награждался высшими наградами страны, в том числе дважды получал звезду Героя Социалистического Труда. Академия наук СССР избирала его своим действительным членом. Умер С.П. Королев 14 января 1966 года во время операции, которую не перенесло его сердце. Погребен в стене московского кремля.

Его имя носят:

  • несколько предприятий, связанных с космосом;
  • подмосковный город- Королев;
  • несколько ВУЗов;
  • улицы во многих населенных пунктах;
  • одна из самых высоких вершин Памира;
  • лунный и марсианский кратеры;
  • исследовательский корабль;
  • ведомственные медали и другие награды.

О нем снимали фильмы, писали литературные произведения. Тысячи людей посещают мемориальные дома-музеи в Москве и Житомире.

  • Имя С.П. Королева при его жизни было тайной. Его не упоминали ни после запуска первого спутника, ни в связи с первым полетом в космос землянина;
  • близко знавшие его люди вспоминали, что он никого не проклинал, никогда не жаловался. Мрачно смотрел на будущее, был скептиком и циником. Любил приговаривать: «Хлопнут без некролога»;
  • когда его переводили с Колымы в Москву, он опоздал на пароход, который по пути во Владивосток утонул во время шторма;
  • в числе первых в мире запусков был полет спутника с собакой по имени Лайка и старт баллистической ракеты из-под воды;
  • за год до его реабилитации Королев в 1956 году стал Героем Социалистического Труда за создание межконтинентальной баллистической ракеты.

Королев, Сергей Павлович – советский конструктор, создатель ракетного оружия и ракетно-космической техники. Наиболее значимая личность ХХ века в космическом кораблестроении.

Биография

Сергей Павлович Королев появился на свет 12 января 1907 года в Житомире, на Украине, которая тогда входила в состав Российской империи. Отец, Павел Яковлевич Королев, работал учителем русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко.

В 1915 году Королев поступает в гимназию в Киеве. Спустя два года, окончив подготовительные классы, переходит в Одесскую гимназию. Здесь Сергей надолго не задержался – вскоре гимназия прекратила работу. Королев четыре месяца учится в единой трудовой школе, после этого переходит на домашнее образование. Учили его мать и отчим, которые имели педагогические и инженерное образование.

В 1921 году Сергей знакомится с пилотами Одесского гидроотряда и с увлечением погружается в авиационную жизнь. В 17 лет он уже защитил проект безмоторного самолета перед специальной комиссией.

В 1924 году Королев становится студентом Киевского политехнического института, изучает авиационную технику. Все инженерные дисциплины Сергей прекрасно осваивает за два года. После этого переходит в Московское высшее техническое училище.

В 1931 году Королев совместно с Фридрихом Цандером добился создания Группы изучения реактивного движения. Эта организация вскоре приступает к созданию ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года состоялся первый успешный запуск летательного аппарата.

В том же году создается Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королев становится заместителем директора. До 1938 года Сергей Павлович возглавляет отдел ракетных летательных аппаратов. За это время отдел испытал зенитные, крылатые, баллистические ракеты, зенитные твердотопливные и авиационные ракеты для стрельбы по разным видам целей.

27 июня 1938 года Королева обвинили во вредительстве и арестовали. На допросах применяли пытки. Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговаривает Королева к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В 1939 году Королева отправляют на Колыму, а в 1940 году возвращают в Москву и оставляют работать в тюремных КБ.

Сначала Королев работает в ЦКБ-29, которым руководит Туполев. Затем Сергея Павловича переводят в ОКБ-16 Казани. В 1943 году назначают главным конструктором группы реактивных установок.

В июле 1944 года Королева освобождают досрочно, он приступает к разработке баллистических ракет. В 1950 году поступает на вооружение ракета Р-1, которая была полной копией Фау-2.

Затем Королев работает над созданием стратегических ракет. В 1957 году были представлены первые баллистические ракеты морского и мобильного наземного базирования. В том же году на околоземную орбиту вышел первый искусственный спутник. В 1958-1959 годах на Луну отправляют три автоматических аппарата.

В 1960 году наступил триумф Королева и его соратников: на вооружение принимают межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на пилотируемом космическом корабле «Восток-1» впервые отправляется на околоземную орбиту. Это был звездный час не только Гагарина, но и Королева, который продемонстрировал всему миру свои конструкторские таланты. После этого были спроектированы корабли «Восток-2», «Союз», начинается создание проекта тяжелой орбитальной станции, тяжелого межпланетного корабля.

14 января 1966 года Сергей Павлович Королев умер. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность, которая наступила после операции на кишечнике.

Основные достижения Королева

  • Первопроходец во многих направлениях ракетно-космической техники и ракетного вооружения.
  • Сделал решающий вклад в создание пилотируемых космических кораблей.
  • Обеспечил СССР наличие стратегического ядерного ракетного вооружения, которое стало «щитом» страны.
  • Стал ключевой фигурой в области изучения космоса.
  • Основоположник практической космонавтики.
  • Лауреат Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик Академии наук СССР.

Важные даты биографии Королева

  • 12 января 1907 года – рождение в Житомире.
  • 1915 год — поступление в Киевскую гимназию на подготовительные курсы.
  • 1917 год – поступление в Одесскую гимназию.
  • 1922-1924 годы — обучение в строительной профессиональной школе.
  • 1924 год – поступление в Киевский политехнический институт.
  • 1926 год – переход в Московское высшее техническое училище.
  • 1931 год – создание ГИРД.
  • 1933 год – первый удачный запуск ракеты ГИРД. Создание Реактивного научно-исследовательского института. Начало работ по созданию боевых ракет на разных типах топлива.
  • 1938 год – арест. Приговорен к 10 годам лишения свободы.
  • 1939 год – Колыма.
  • 1940 год- возвращение в Москву, работа в тюремных КБ.
  • 1944 год – досрочное освобождение. Начало разработки баллистических ракет.
  • 1950 год – поступление на вооружение ракеты Р-1.
  • 1957 год – создание первых баллистических ракет. Запуск первого искусственного спутника Земли.
  • 1960 год – поступление на вооружение ракеты Р-7.
  • 1961 год – первый полет пилотируемого космического аппарата «Восток-1».
  • 14 января 1966 года – Сергей Павлович Королев умер от сердечной недостаточности.
  • После войны под видом артиллерийского капитана отправился к англичанам, чтобы разведать данные о Фау-2. Англичане быстро его рассекретили, поскольку Королева забыли снабдить фронтовыми медалями и орденами.
  • В школе был троечником, причем практически по всем предметам.
  • У космонавтов есть легенда, согласно которой Гагарин и Комаров потребовали отправить прах Королева в специальном аппарате на Луну.